УДК372.82
СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРЕЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ*
Матушанская Ю.Г., д-р философ. наук, доцент
Казанский национальный исследовательский технологический университет
(КНИТУ, Казань)
Контакты:jgm2007@yandex. ги
В статье рассматриваются проблемы, связанные со светским и религиозным образованием евреев Российской империи в историческом контексте. Закрепленное в законодательстве неравенство, ограничения в передвижении, процентная норма для евреев при поступлении в университеты, с одной стороны, и попытки правительства осуществлять модернизацию образования, в том числе и иудейского религиозного, с другойп-ривели к множеству коллизий в культурной и социальной жизни. Анализу этих противоречий посвящена данная статья.
Ключевые слова:Российская империя, образование, религия, евреи, иудаизм.
Со времен Петра I ориентиром для российской культуры, а значит и системы образования (в том числе и религиозного), стала Европа.Политика Петра I заключалась в активном приобщении российского общества к образцам Западной цивилизации путем распространения их во все сферы социокультурной жизни с целью создания сильного светского государства [1,С. 12].По мнению А.Л. Карташева [2, С. 542], русской древности не было свойственно понимание школы как средства усвоения знаний в возможно более короткие сроки возможно большим количеством учеников. Принцип не только интенсивности мысли, но и наиболее экстенсивного ее распространения за счет упрощения - это, по его мнению,
^Статья написана при поддержке гранта РГНФ № 15-23-06002
164
принцип, усвоенный в Новое время. Начавшаяся формироваться система образования была признана важнейшим элементом внутренней политики [1, С. 12].Как следствие, к началу XIX в. в Российской империи сложилась целостная система народного просвещения с четкой иерархией учебных заведений, в которой во главе стояли университеты, за ними губернские гимназии, затем уездные училища и в самом конце - церковно-приходские училища [3, С. 124-131].
В результате четырех разделов Польши под российской властью оказалась большая еврейская община [4Д 321 -343].Это означало для евреевизменение типа, структуры и характера власти, от которой они теперь зависели. Очень многое теперь было во власти центра [5, С. 187]. Необходимо учитывать, что до 1772 г. у России не было опыта общения с евреями. Включение в состав империи дисперсной этно -религиозной группы с ее специфической социально-экономической структурой, в которой не было ни дворянства, ни крестьянства, поставило правительство страны в некоторое замешательство. К XVI-XVII векам классическими странами талмудического образования становятся Польша и Литва. Там обучали мальчиков, за образование которых платили либо родители, либо община (если это были сироты или неимущие). Школы делились на хедеры (начальное образование) и иешивы. Обучение в хедере было обязательным для всех мальчиков от 6 до 13 лет (для девочек начальное образование было введено в Италии в XVI в., а в XIX в. Европе и США.). Иешивы - высшие учебные заведения иудаизма - существовали в тех общинах, где были авторитетные раввины, только в крупных городах. Они содержались за счет общин. Возраст студентов был не ограничен. Чаще всего иешивы находились в синагогах, поэтому в польских и русских документах синагоги обозначались как «школы» [6,С. 95-96].
В 1778 г. Россия была разделена на губернии,а её население приписано к различным сословиям. Екатерина II была озабочена регламентированием отношений в государстве и готова была использовать хозяйственные способности еврейского населения для
165
модернизации страны. Поэтому прежний статус евреев как сословия был ликвидирован, и евреи были интегрированы в сословия российского государства [7, С.72]. Для поощрения торговли и промышленности в Российской империи было введено разделение купцов и ремесленников на дваразряда: владевшие капиталом до 500 рублей -назывались мещанами, а остальные купцами [4,С.214].В результате чего зажиточные евреи были приписаны к купцам, а остальные стали мещанами. Приписывая евреев к мещанству, государство тем самым спасло их от крепостной зависимости [8, С.21 -42]. В результате чего евреи приобрели права и обязанности своих сословий. Так, впервые в мире они были представлены в городских думах, хотя при этом, как мещане, они были выселены из деревень (начиная с 1780-х гг.). Целью переселения было разрушение традиционной роли евреев в сельской местности как управляющих имениями или арендаторов (что практиковалось в Польше).
Конкурентная борьба в среде российского купечества привела к тому, что для евреев была определена черта оседлости, охватывавшая прежние территории Польши, Левобережной Украины и Но-вороссии, а также часть Астраханской губернии и Кавказа [4,С. 73].Возникновение черты оседлости не было вызвано стремлением российского правительства ограничить еврейское население в правах. Согласно российским законам того времени, мещане и купцы могли проживать только в городах и местечках, к которым они были приписаны, и были лишены свободы передвижения из одного населенного пункта в другой. В 1782 г. для купцов Белоруссии было сделано исключение. Сенат разрешил им переезжать из города в город по коммерческим делам. Вскоре евреи-купцы из Белоруссии появились в Москве и Смоленске. Появление конкурентов вызвало недовольство и жалобы властям со стороны местных купцов -христиан. Московские купцы стремились устранить всех конкурентов, независимо от их происхождения, вероисповедания и сословной принадлежности. Купцы-евреи по распоряжению властей были вы-
166
селены из Москвы [9, Р.229]. На протяжении истории Российской империи правила, ограничивавшие свободу передвижения евреев, периодически ужесточались. Полная ликвидация черты оседлости в России произошла только после Февральской революции 1917 г.
С ограничениями в выборе места жительства связаны особенности отношения еврейского населения Российской империи к светскому образованию. Оно было амбивалентным. Как уже упоминалось, российское правительство относилось к евреям неоднозначно. С одной стороны, его целью была интеграция евреев в экономическую и социальную жизнь страны, в другой - на полное политическое равноправие могли рассчитывать только крещенные евреи [7,С. 75]. Политика российского правительства в отношении еврейского образования, сформулированная в законодательстве 1804 г., следовала австро-германскому образцу. Это законодательство, однако, практически не оказало влияния на еврейское образование в Российской империи. Положение 1804 г. позволило еврейским детям поступать в российские училища и гимназии, но родители не спешили их туда отдавать, боясь христианиза-ции.Народные школы в те времена существовали почти исключительно при церквях и монастырях. Так, в Могилевской губернии в 1808 г. училось 9 евреев, в Витебской - 1, а в Минске не одного. Евреи предпочитали учить детей в хедерах и иешивах [4, С. 326].
Уже к первой половине XIX века в еврейском обществе началось движение к светскому образованию. Оно получило название «Гаскала», что означает «просвещение» [4, С. 322]. Гаскала выступала против культурно-религиозной обособленности еврейства и видела в усвоении светского европейского образования залог улучшения положения еврейского народа.Хотя идеология Гаскалы сформировалась в 1770-е гг. под влиянием европейского Просвещения вследствие особых общественных, культурных и экономических условий, в которых находилось европейское еврейство, проблемы и цели еврейской Гаскалы были весьма отличны от тех,
167
которые стояли перед европейскими просветителями. Основы идеологии Гаскалы были сформулированы в работах М. Мендельсона. Лозунгомбыло «Тора и мудрость» (вера и знание). Вконце XVIII - начале XIX века деятели Гаскалы надеялись найти у российского правительства поддержку своим идеям.Они поддерживали правительственные меры поустранению еврейской обособленности и издавали научно-популярную литературу, призванную доказать, что изучение наук не противоречит иудаизму. Одним из деятелей еврейского просвещения был Ицхак БерЛевинзон, опубликовавший в 1828 г. книгу, называвшуюся «Предназначение Израиля», в которой он доказывал пользу образования цитатами из Талмуда и равиннистической литературы. Кроме того, он написал книгу «Нет крови» против кровавых наветов и «Зрубабель» против нападок на Талмуд [4, С. 323-325].
Вопрос об образовании евреев был вновь поднят Николаем I. Положение о евреях 1835 г.отличается от Положения 1804 г. особым акцентом на преподавании русского языка [10, С. 141 -147]. Российское правительство пригласило одного из деятелей Гаскалы Макса Лилиенталя, окончившего немецкий университет, сторонника эмансипации и религиозных реформ для открытия религиозных училищ. Реформисты упростили службу в синагоге, но оставили как основу этический монотеизм [11, С.186]. Это подходило российскому правительству, которое главной своей задачей в сфере образования считало просвещение и эмансипацию евреев (с последующей возможностью крещения). Несмотря на сопротивление еврейства России созданию казенных еврейских училищ, в 1844 г. вышел указ об их учреждении. Они должны были, по мнению правительства, заменить хедеры и устранить просвещением влияние Талмуда. В них около половины часов было отведено на изучение еврейских предметов, а остальное время - на изучение русского языка, истории и географии России, а также арифметики. В 1847 г. в Вильне и в Житомире были учреждены раввинские семинарии,
168
где наряду с еврейскими преподавались и светские науки, а также русский язык.Планировалось, что по истечении 20 лет на раввинские должности будут назначаться только выпускники этих семинарий, однако в 1873 г. они были закрыты, как не справившиеся с данной задачей [12, С.385]. Деятельность реформистов, в том числе Лилиенталя, воспринимались еврейскими общинами враждебно. В результате Лиленталь тайно бежал из России [4, С. 373 -374].
В условиях стремительного развития науки и образования в Европе серединыХ1Х века заграничные командировки российских студентов и преподавателей стали неотъемлемой частью академической структуры и преподавания в российских университетах [13, С. 330-333]. Первое время командировки носили исключительно образовательный характер и представляли собой необходимый этап подготовки к профессорскому званию. Однако затем цели поездки расширились и стали включать в себя ознакомление с научной деятельностью коллег [14, С. 219-220]. С 1830-х годов командировки за рубежом стали проводиться по специальным программам. Командировки осуществлялись за счет государства и носили планомерный характер. Командировочным предоставлялись льготы в оформлении загранпаспортов, а с 1846 г. время, проведенное за границей в научных командировках, стали засчитывать в стаж службы по ведомству народного просвещения. Но это касалось только тех, кто закончил университет в России и планировал вернуться преподавать [15, С. 48]. Общество по распространению просвещения среди евреев России (ОПЕ) в 1870-х также начало посылать еврейских молодых людей за границудля обучения в реформистских богословских институтах, однако эта деятельность была прекращена правительством. В середине 1880-х была сделана попытка создать подобный институт в Санкт-Петербурге, но безуспешно [12, С.385-391].
Во время николаевских реформ еврейского образования в гимназиях и университетах практически не было евреев. Первый еврей-студент появился в Московском университете в 1840 г. Его
169
звали Леон Мандельштам. Он перевел Тору на русский язык с иврита. Но в черте оседлости уже существовало несколько школ для мальчиков и для девочек (в Варшаве, Вильно, Одессе, Умани, Ки-шеневе и Риге), где преподавали русский язык и общеобразовательные предметы. Параллельно с этим сложилась прослойка богатых еврейских подрядчиков, поставщиков и торговцев, чьи дети обучались в русских гимназиях, так как там, по положению от 1835 г., дозволено было учиться только детям, чьим родителям было разрешено проживание вне черты оседлости [4, С.371 -372].
Вследствие Великих реформ правительства Александра II обозначились новые ориентиры во всей социокультурной жизни России. Отмена крепостного права и переход от феодального общества к капиталистическому повлёк за собой бурный рост промышленного производства, развитие торговли и сельского хозяйства, формирование рынка труда. У всех слоев российского общества появилась потребность в образовании [1, С.20]. При Александре II по мере либерализации и проведения реформ встал вопрос об эмансипации евреев [16]. Если на территории Царства Польского равноправие было провозглашено в 1862 г., то на всей остальной территории России был принят компромиссный вариант, связанный с поэтапной эмансипацией. Черта оседлости сохранилась, но в период реформ лица, имеющие академические звания или ученую степень, цеховые ремесленники, а с 1879 г. выпускники высших учебных заведений имели право селиться во внутренних губерниях России [7, С. 199].В результате чего в еврейском обществе возросло стремление к светскому образованию. Ученики из еврейских школ переходят в гимназии, а из раввинских училищ - в университеты. Некоторые подделывали метрики сыновей, чтобыте могли попасть в общую школу, хотя их возраст уже этого не позволял. Так, в 1853 г. в гимназии училось 159 еврейских учеников, в 1880 -7000, а в 1886 - количество евреев в низших, средних и высших учебных заведениях превышало 35 тысяч. В том же году на меди-
170
цинском факультете Харьковского университета евреи составляли 42% студентов, а в Одессе на медицинском факультете их было 31%, на юридическом - 41%. В черте оседлости открывались вечерние курсы, частные и общественные школы. Однако это стремление к светскому образованию не затронуло большинство евреев черты оседлости. Хотя часть молодежи уходило в крупные города, такие как Вильно, Минск или Одесса, чтобы учить там русский язык и поступать в гимназии, большинство продолжало изучать Талмуд и сохраняло традиционный образ жизни [4, С. 445].
Участие евреев в покушении на Александра II стало поводом для массовых еврейских погромов [17; 18].Для правительства погромы, в свою очередь, стали поводомдля ужесточения политики по отношению к евреям.В иудейских религиозных учебных заведениях был введен запрет на преподавание русского языка. Возрастающая сегрегация постепенно принимает расистские черты, что нашло свое отражение уже при Николае I в отношении к евреям как к «инородцам» (гражданам второго сорта) [19, Р. 121 -144]. Политическая борьбаза новые приоритеты российской власти при Александре III началась с создания Губернских комиссий по еврейскому вопросу в августе 1881 г., а завершилась в начале мая 1882 г. принятием «Временных правил» о евреях, в которых отразилось изменение отношения к евреям в духе консервативной модели внутренней политики правительства [20, С.48 -49].
В 1887 г. была установлена численная квотадля евреев, поступающих в гимназии и высшие учебные заведения. В районах черты оседлости -максимум 10%, в остальных провинциальных учебных заведениях - 5%, в Москве и Санкт-Петербурге - 3%.В результате этих и других дискриминационных мер между 1881 и 1914 годами около 2 миллионов евреев выехали из России преимущественно в Северную Америку [7, С. 200-201]. Процентная норма привела к тому,что многие евреи поехали учиться в европейские университеты, где становились частью российского рево-
171
люционного движения [21, С.654].После 1881 г. царское правительство продолжало держать курс на дискриминацию и сегрегацию, что привело к пересмотру целей в еврейском движении в целом [22, Р. 135-186; 23]. По мнению А. Безарова, ошибкой российских консерваторов было недооценка результатов политики правительства Александра II по ассимиляции евреев, результатом которой стало появление новой социальной группы - русско-еврейской интеллигенции, становящаяся лидером модернизации общества [20, С.51-52].
Несмотря на то, что с середины ХГХвека правительство вело борьбу с традиционным иудейским образованием, хедеры (иудейские начальные школы) выстояли в этой борьбе и в законе от 1893 г. было закреплено разрешение учителям - меламедам преподавать в хедерах иврит и религиозную литературу. К концу XIX века в России было около 5000 хедеров, в которых училось около 350 тыс. человек. В частных хедерах за обучение платили родители, а хедеры для бедных спонсировались общиной. Занятия проходили в квартире меламеда, обычно в небольшой комнате. На первом этапе обучения дети учились читать и писать на иврите, изучали Пятикнижие и получали первые сведения о Талмуде. На этом многие заканчивали свое обучение и шли учениками в ремесло и торговлю. Наиболее одаренные ученики поступали на вторую ступень обучения. Многие занимались самостоятельно в синагогах и молитвенных домах.
По окончанию хедера часть учеников шла в иешиву. Каждая крупная община содержала за свой счет иешиву. Обучение в иеши-ве оплачивали благотворительные организации. Для учеников обучение было бесплатным. В будние дни питание учеников ограничивалось миской супа и куском хлеба. На субботу каждого ученика приглашала к себе семья. Это было почетно. Существовало мнение, что учиться лучше на чужбине. Знаменитые иешивы были в Воло-жине, Мире, Слуцке, Любавичах [21, С.604-610].
172
В качестве примера еврейского религиозно-образовательного центра можно назвать Умань. Во второй половине XIX века в городе была открыта еврейская школа для мальчиков с ремесленным отделением. В начале ХХ века в городе было открыто еще частное мужское и два женских еврейских училища, большое количество хедеров и библиотека. Все это финансировалось еврейской общиной города [2 3, С. 126-137].
Таким образом, модернизация российского общества с XVIII по начало ХХ века привела к тому, что в этот период возникла проблема с образованием евреев. Попытка правительства ассимилировать и адаптировать евреев к условиям жизни в изменяющемся российском обществе привела к коллизиям в сфере социальной жизни. Часть еврейского населения Российской империи стремилась получить светское образование в России или за рубежом. В результате появилась прослойка еврейско-русской интеллигенции с активной гражданской позицией, направленной на изменение общественных отношений и искоренение неравенства. Однако большинство евреев, приверженцев ортодоксального иудаизма, сохраняло традиции и получало традиционное религиозное образование в хедерах и иешивах.
Источники
1. Матушанский Г.У., Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. Казань, 2006.
2. Карташев А.Л. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М., 1992. Т.2.
3. Диссон Ю.А. «Благородная альтернатива» российским университетам: лицеи и университетские панстоны // Высшее образование в России. 2007. №12.
4. Hildermeier M. Die jüdische Frage in Zarenreich. Zum Problem der unterbliebenen Ema n-zipation // Jahrbücher für die Geschichte Osteuropas, 32 (1984).
5. Минкина О.Ю. К вопросу о политической культуре евреев Российской империи первой четвертив. // Тирош. Труды по иудаике. Выпуск 8. М., 2007.
6. Кандель Ф. Книга времен и событий. Т.1. М. -Иерусалим, 2002.
7. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000.
8. Каменский А.Б. Екатерина Великая и евреи // Вестник Еврейского университета. 2006. №11 (29).
9. Rest M. Die russische Judengesetzgebung von der ersten Polnische Teilungbis zum «По-
173
ложениедляевреев» (1804). Wiesbaden, 1975.
10. Баркусский И.В. Особенности национального просвещения (к вопросу о реформе казенного еврейского образования в николаевской России) // Тирош. Выпуск 6. М., 2003.
11. Штейнзальц О. Еврейский мир. М, - Иерусалим, 1998.
12. Гессен В.Ю. О неудачной попытке создания Петербургского еврейского богословского института // Материалы девятой международной междисциплинарнойконферен-ции по иудаике. Ч.1. М.,2002.
13. Матушанская Ю.Г., Левашева Е.В. Российско -немецкое научное сотрудничество на примере основателей Казанской химической школы // Вестник КНИТУ. 2014. Т.17. № 18.
14. Кореева Н.С. Научные командировки и их роль в становлении всеобщей истории как науки в России (30-60 гг. XIX в.) // Ученые записки Казанского университета. Т.150. Кн.1. 2008.
15. Петров Ф.В. Формирование системы университетского образования в России. В 4 т. Т.4. Ч.1. Профессура. М., 2003.
16. Rogger H. Jewish Policies and Right: Wing Politics in Imperia Russian. L., 1986.
17. Aronson M.T. Troubled Waters the Origins of the 1881. Anti -JewishPogroms in Russia. Pittsburg, 1990.
18. Berk S.M. Year of Crisis, Year of Hope. Russian Jewry and the Pogroms of 1881-1882. L., 1985.
19. Klier J. The Concept of "Jewish Emancipation" in a Russian Context // Civil Rights (1989).
20. Безаров А.Т. Особенности государственной политики в еврейском вопросе в эпоху Александра III // Еврейская культура и ее контексты. Материалы XVI ежегодной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.3. М., 2009.
21. Кандель Ф. Книга времен и событий. Т.2. М. -Иерусалим, 2002.
22. Baron S.W. The Russian Jew under Tsars and Soviet. NY, 1964.
Frankel J. Property and Politics. Socialism, Nationalism, and the Russian Jews, 1862-1917. Cambridge, 1986.
23. Кривошея И.И. Еврейские страницы истории города Умань // Материалы двенадцатой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.2. М., 2005.
SECULAR AND RELIGIOUS EDUCATION JEWS IN THE RUSSIAN EMPIRE
Matushanskaya Y.G.
The article examines the problems associated with the secular and the religious education of the Russian Empire, Jews in a historical context. Enshrined in legislation inequality, restrictions on movement, the interest rate for the Jews for admission to universities on the one hand and the government's attempts to modernize education, including the Jewish religion, on the other led to a lot of conflicts in the cultural and social life. The analysis of these contradictions is devoted to this article.
Keywords: Russian Empire, education, religion, the Jews and Judaism.
Дата поступления 16.05.2016.
174