дать вывод, что эти два вида дополняют друг друга. Эстетический, географический, тематический, формальный и другие принципы объединения частушек используются как их создателями, так и учёными.
Народная классификация постоянно дополняется и преобразуется.
На основании эстетического принципа могут быть установлены границы жанров. Учитывая характер отношения к действительности, мы предложили собственную градацию лирических частушек: элегические, идиллические, шуточные, сатирические, величальные, корильные, этологические.
ПРИМЕЧАНИЯ
<
1. Бахтин B.C. Русская частушка // Частуниси, М.; Л.: Советский писатель, 1966. С.
8-52.
2. Горелов A.A. Русская частушка в записях советского времени // Частушки в за-
писях советского времени. М.; Л., 1965. С. 5-27.
3. Гудошников Л.И. Приёмы создания хсомичеисого эффекта в русском народном
поэтическом творчестве // Труды Воронежского университета. 1961. Т. 13. С,213-220.
4. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.319 с.
5. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор.
М.; Л„ 1964. Вып. 9. С. 122-131,
6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М; Л., 1962. -284 с.
7. Колпакова Н.П, Типы народной частушки II Русский фольклор. М.; Л., 1966.
Вып. 10. С. 264-288.
8. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Челябинск, 1998. 320с.
9. Маковин Г,В. Сюжетный мотив как основа научной каталогизации частушки //
Итоги фольклорного года в Уральском регионе: Тезисы докладов и сообщений межвузовской конференции. Свердловск, 1985. С. 8-10.
10. Песков А.М. Идиллия// Лит. учёба. 1985. №2. С. 274-278.
11. Поспелов Т.Н. Теория литература М., 1978. С. 248.
12. Советский энцшшопединеский словарь, М., 1990, 1582 с.
Д.В. Харитонов
СВЕТ ЗВЕЗДЫ ПО ИМЕНИ ЛЮДМИЛА ТАТЬЯНИЧЕВА
К 85-летию со дня рождения
Живу я .в глубине России, В краю озер и рудных скал. Здесь реки - сини, Горы - сини,
И в синих отсветах металл.
В этих ясных и простых словах заключена вся сила, значимость творчества замечательного уральского Поэта Людмилы
Татьяничевой. Как творец Земли Уральской, она всегда отстаивала в своих стихах мотивы мужества и правды, то есть то, чем славится наш "опорный край".
Ни с чем не сравнимая тяжесть жизни - сиротство - выковала суровый, гордый и, в соответствии с эпохой советских преобразований, оптимистический характер.
Навек запомни:
Холод.
Темь.
Людей взволнованно поющих: "Кто был ничем, тот станет всем" Нестройно, радостно и смело, Сминая злобу кулаков, Мое село впервые пело Победный гимн большевиков...
Свой путь от пути народного, который вобрал в себя бессмертный трудовой и военный подвиг, поэтесса не отделяла никогда:
Ни в летопись, Ни в громкие былины Он не был вписан,
мой безвестный род , Но он уходит в тот
массив глубинный, Название которому -Народ!
Повинуясь народному и партийному зову (что в те времена было едино) девушка едет на Магнитострой, где формируется ее поэтический вектор. Отныне и навсегда в ее творчество войдет мотив восхищения новой властью и новыми людьми. Татьяничева будет со всем присущим ей жаром воспевать подвиги героев гражданской войны ("Нерастрелянная песня"), будни строек коммунизма ("Когда-то в тридцатом, в начале", "Магнит-гора"). Но безмерно важно то, что за великим не ускользает малое, которое подчас становится сродни великому:
Двадцатый год, Двадцатого столетья... Точнее даты не найдете вы. В рабочий городишко над Исетью
Приехали артисты из Москвы... ...Из досок сбили сцену для артистов.
Фанера сукна заменила им...
И началось... До самой поздней ночи Здесь шел искусства небывалый пир...
Ярким светом надежд, желаний и веры в великое будущее страны окрашены довоенные стихи Татьяничевой. Казалось, впереди только счастье и радость, но началась Великая Отечественная... Военные годы, принесшие неисчислимые страдания и потери, навсегда остались в ее стихах, как и неразрывно связанная с ними тема мужества. Посвященное простому советскому солдату стихотворение "Вдали от синих гор Урала"^ завершается удивительными по проникновенности и трагической глубине строчками:
Не клялся он в любви отчизне. Он просто умер за нее.
Не мог не отразится в лирике поэтессы и тяжкий каждодневный быт тех, кто работал на победу в тылу. Ее стихи - не парадные отчеты о подвигах и свершениях, в них - жизнь простых людей, что выдержали голод и холод, выстояли у станков столько, сколько надо и сковали победу - одну на всех:
Прошли сквозь молодость мою Года
Тяжелые, как танки. О, трудный марш очередей За хлебом, Клеклым от бурьяна...
Нет горше будней фронтовых, Но эти -Вряд ли были легче...
Ты знаешь это. Ты видал Цеха бессонные, в которых Из гнева плавился металл, А слезы Превращались в порох.
Военные мотивы стали "святым и правым", как сказал Твардовский, началом в лирике Татьяничевой. Великие баталии и тыло-
вой быт в стихах "Минные поля", "У могилы неизвестного солдата", "Миндальное дерево на Малаховом кургане" и многих других.
Ее стихи обладают удивительной силой, ибо каждая строчка -воплощенная правда:
Ладонью заслонясь от света, Сидит мальчишка.
Тишина. И вдруг волшебное - Ракета достигла станции Луна. -Он, оторвавшись от тетрадок И губы вытянув смешно, Сказал с достоинством: - Порядок! -Как будто, так и быть должно.
А вот о сокровенном - о своей поэзии, о своей жизни, без рисовки, светло и предельно искренне:
С народом вместе прожитые годы За мною встали, Как богатыри. Да, я не знала праздности и неги,
Но оттого не стала я бедней. И то, что я живу без привилегий, Считаю привилегией своей.
Самая же задушевная тема Татьяничевой - любимый великий "синий" Урал. В колоритных пейзажных зарисовках нет излишней вычурности, но есть свет, тепло души, живая многогранная жизнь:
Зимней полночью морозной
Отогрей слегка окно -И увидишь ты, как сосны
Украшают полотно. Иглы тонко вышивают Синим крестиком узор. Под пушистым малахаем Спрятал кудри черный бор.
Главное богатство Урала - это, несомненно, люди, на первый взгляд, про-
сгые, обыкновенные. Но Людмила Константиновна умела увидеть момент, когда вдохновенный труд на благо Отчизны превращал их в Мастеров. Вспомним стихотворения "Сталевар", "Мастер", "Прославлены умельцы-камнерезы" и т.д.
Безмерна любовь поэтессы к Уральской земле, ее городам, расположившимся в пространстве древнего хребта. В одном из стихотворений ей удалось создать собирательный образ:
Есть город безымянный на Урале. Он на скале, где беркута гнездо. К нему ползут по сдвоенной спирали Тяжелые улиты поездов.
Или
Ты встречаешь, мой город, меня...
Новостроек твоих крутизной, Стройным лесом взметнувшихся труб, Новой песней слетающей с губ...
Для Татьяничевой Урал - край великих мастеров, напряженного труда на благо Родины, край любви и надежд.
В памяти народной останутся стихотворения "Вдали от синих гор Урала", "Малахит", "Сталевар" и многие другие, несущие доброту, правдивость, любовь к своей земле - все, что привнесла в поэзию Людмила Татьяничева...