могла и не пыталась отразить новый, более демократический материал, совершенно неспособна была и к критическому гражданскому пафосу. Всё это обусловило быструю утрату читательского интереса к оказавшемуся внутренне несостоятельным жанру. Литературное будущее оказалось не за "патетической хроникой", а за "физиологическим очерком" и выросшим на его основе общественно-политическим, психологическим романом русского реализма.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. По данной тематике см. содержательные работы В. А. Недзвецкого "Манифест социальной беллетристики" в издании: "Физиология Петербурга" (М., 1984) и предисловие В. И. Кулешова к сборнику "Русский очерк" (М., 1986).
2. В очерке кн. Вяземского повествуется об увековечении памяти великой княгини Елизаветы Михайловны, дочери брата императора Николая I - великого князя Михаила Павловича.
О.В. Мешкова
О КЛАССИФИКАЦИИ ЧАСТУШЕК
Частушка - вид устного народного творчества. Ее классификация, каталогизация и учёт являются сложной задачей, потому что, во-первых, существует множество вариантов; во-вторых, быстро изменяется репертуар частушечников. Однако важность вопроса обусловила необходимость его постановки. Как отмечал В.Е.Гусев, "общая классификация, во-первых, устанавливает родовые и видовые признаки и тем самым способствует пониманию природа изучаемого материала. Во-вторых, она устанавливает соотношение основных формообразующих элементов и тем самым способствует пониманию структуры изучаемого материала. В-третьих, она устанавливает соотношение простых и сложных, первичных и вторичных форм и тем самым помогает понять историческую эволюцию изучаемого материала..." [4. С.103].
Принципов для объединения частушек найдено немало: формальный, географический, тематический, возрастной, функциональный и т.д. Сами исполнители также дифференцируют частушечные образования. Не претендуя на полный обзор существующих классификаций, проанализируем те из них, которые, на наш взгляд, заслуживают наибольшего внимания. Это - народная и научная классификации, а также классификации, принятые в сборниках частушёквозникновением нового вида устного народного творчества появилась необходимость выделить его среди других произведений фольклора. Создатели частушек проявили максимум изобретательно-
ста и мастерства, а потому народных номинаций множество. В некоторых случаях они являются очень точным определением разновидности частушек. "Сбирушка", "Набирушка", "Трясогузка", "Пршцёлч-ка" - все эти названия свидетельствуют о том, что "новые песни" состояли из не связанных между собой текстов, свободно исполняющихся и собирающихся в "песню". Другие народные определения указывали на родство с "частой песней", отсюда наиболее распространённое название данного вида фольклора - частушка.
Эстетический критерий отразился в таких номинациях, как "скоморошины", "прибаски", "присказёнки", которые демонстрировали связь с народной смеховой культурой.
Географический принцип был реализован в наименованиях частушек, полученных в соответствии с местностью, где их пели: уральские, аргаяшские, саткин-ские, рудничные и т.д.
При исполнении частушек возможна и тематическая группировка. Создатели легко ввделяют сходные по темам тексты: "про любовь", "про войну" и т.д.
Несмотря на то, что народная классификация не имеет письменного закрепления, выделяемые частушечниками образования, оказываются вполне устойчивыми. Возможно, причиной этого является учёт не только формального сходства, но и эстетики данного вида устного народного творчества. Показательно, что сами исполнители никогда не определяют своеобразие частушек по формальным признакам, а отмечают эстетические качества: "правдивость", "искренность", "злободневность", "весёлый характер" и т.д.
Народная и научная классификации не исключают друг друга, а дополняют: народная классификация определяет направление научных поисков.
Попытки объединить частушки собирателями и исследователями были предприняты ещё в прошлом столетии, когда частушка только возникла. Первые сборники уже содержали классификации. В.И.Симаков, например, использовал наиболее традиционный путь, располагая тексты в "Сборнике деревенских частушек" (Ярославль, 1913) по тематическому признаку. ДХЗеленин также, учитывая огромный тематический диапазон частушек, в сборнике "Песни деревенской молодёжи" (Вятка, 1903) придерживался тематической классификации, однако, он выделял "некоторые жанровые категории": "Юмористика", "Из практической философии". П.А.Флоренский (М., 1989), следуя за народной терминологией, называл следующие типы частушек: хороводное, частые, ходовые, выкрички "на свадьбишной и иной пляске", похабные. Стоит отметить, что в этой классификации, как и в народной, нет единого принципа: частушки объединены по тематике, по манере и по времени исполнения. В "Сборнике великорусских частушек" (М., 1914) Е.Н.Елеонской принят географический принцип.
В более позднее время ведущим способом объединения частушек оставался тематический. Так, в сборнике "Русские частушки"
Н.И.Рождественской, С.С.Жислиной (М.,1941) частушки объединены в 3 группы: "Частушки о старой жизни", "Частушки о новой жизни", "Частушки о любви". Ф.М.Селиванов, составитель сборника "Частушки" (М., 1989), вышедшего в многотомной серии "Библиотека русского фольклора", за основу классификации также берёт содержание частушек.
В антологии З.И.Власовой и АА.Горелова "Частушки в записях советского времени" (М.; Л., 1965) принят хронологически-областной принцип; в сборнике Лидии Андреевны Астафьевой "Частушки" (М., 1987) хронологический сочетается с тематическим и выделяется 4 раздела частушек: дореволюционные, советского времени, о любви, деревенских гуляний.
Итак, наиболее традиционными принципами классификации частушек в сборниках являются тематический и хронологический, при этом исследователи каждый раз заново намечают объединения.
Поиск оснований для классификации частушек продолжается в работах научного характера. Н.П.Колпакова выделяет четыре типа частушек: собственно частушка, плясовая, "Семёновна", "Страдания" [7. С.264-288]. В.С.Бахтин рассматривает в качестве отдельного типа "нескладухи" и "небылицы" [1. С. 12-20]. А.АГорелов вопрос о жанровой классификации связывает с вопросом о композиции. Он вводит понятия субъективно-лирической и объективно-лирической формы. "Объективно-лирическая, констатирующая форма слабее выявляет личное отношение к факту, событию. Здесь сообщение, повествование, зарисовка (портрет, диалог, эпизод, сценка, новелла, житейский афоризм) почти исчерпывают содержание, преобладают" [2. С.21]. В составе субъективно-лирических частушек исследователь различает два вида: "лирический монолог и лишённый лирической взволнованности, стоящий на грани объективно-лирической и субъективно-лирической формы "повествовательный" монолог7' [2. С.21].
И.В.Зырянов считает, что "правильной будет такая классификация частушек, которая исходит из её основных функций в процессе бытования" [5. С.122-131]. Исследователь выделяет 9 типов частушек: лирические, гимнические, лозунговые, сатирические и юмористические, детские припевки, частушки-припляски, пословичные, частушки-загадки, нескладухи-перевёртыши. В статье даётся характеристика каждому из названных типов, но это деление не является до конца обоснованным. Так, специфика частушек-загадок состоит в том, что они "могут содержать в себе вопросы, перечисляющие ряд признаков, но не называя героя (его необходимо угадать)" [5. С,130], В связи с этим возникают следующие возражения: во-первых, лишь часть частушек из всего известного материала содержит прямое указание на
того, о ком идёт речь; во-вторых, к частушкам-загадкам молено в равной степени отнести многие сатирические и лирические частушки. Кроме того, трудно разграничить гимнические и лозунговые частушки, поскольку они близки друг другу по содержанию и настроению.
Фольклористами были предприняты опыты классификации частушек на основании морфологических признаков, например, этому принципу посвящает свою работу Г.В.Макович "Сюжетный мотив как основа научной каталогизации частушки" [9. С.8-10].
Наиболее последовательной нам представляется классификация А.Й.Лазарева, в которой, все лирические частушки в зависимости от функционального содержания сгруппированы в четыре разряда: 'Частушка-исповедь, частушка-характеристика, частушка-ситуация, частушка-анекдот" [8. С.178].
Частушка - лирический вид устного народного творчества, а потому основным её признаком является "типизация отношения к действительности, выражение типического чувства, настроения, мысли, душевного состояния" [4. С. 143], следовательно, при определении внутрижанрового состава следует учитывать характер отношения к действительности.
Исходя из этих предпосылок, мы предлагаем следующее деление лирических частушек: величальные, корильные, элегические, идиллические, сатирические, шуточные, отологические..
Величальные частушки выражают радость, восхищение, восторг, благодарность. Их назначение - прославить и возвеличить кого-либо. Частушка может быть посвящена как одному человеку, так и коллективу:
4 Наши славные герои Родину прославили, Посреди Германии Красный флаг поставили.
(Здесь и далее используются частушки, записанные экспедициями Челябинского государственного университета). Лирический г'ерой величальных частушек предстаёт в идеализированном свете. Нередко персонажем таких частушек является человек, совершивший подвиг, герой.
Ох, и лётчики у нас, Лётчики - отличники. Всю страну прославили, Челюскинцев доставили.
В величальных частушках уделяется внимание внешности, поступкам, богатству и т.д. Некоторые величальные частушки - хвала самому себе или самовеличание, например:
Я у маменьки одна, У тятеньки единая. А у своего Вани я-Самая любимая.
Принцип контраста, используемый в отдельных частушках этой разновидности, должен подчеркнуть положительное в величаемом. Для усиления эффекта сопоставляемый с ним объект предстаёт в нелепом виде:
У закаменских ребят Сопли тянутся до пят. А у наших-то ребят Сапоги новы блестят.
Корильные частушки отражают разочарование. Их назначение -отругать, укорить кого-либо. Н.П.Колпакова, исследовавшая корильные песни, назвала их величаниями-пародиями. "Такие величания-иародии строились по всем принципам величаний позитивных, но с обратным значением привлекаемых образов" [6. С. 109-111]. В корильных частушках осмеянию подвергается глупость, жадность, трусость, неверность и т.д. Сравнения, которые часто производятся в подобных частушках, как правило, не в пользу того, о ком идёт речь, например:
Супостаточка моя 1 В беленьком платочке Перед миленьким вертится, Как змея на кочке.
Задача гиперболы и гротеска в корильных частушках - усилить насмешливое, осуждающее отношение. Кстати сказать, наряду с самовеличанием существуют частушки, в которых и укор направленна самого себя.
Разновидностью корильных частушек можно считать сатирические. Они типизируют неприятие социально-чуждых явлений. "Острые четверостишия можно слышать не только на вечеринках, где высмеивается "супостатка", но и на концертах художественной самодеятельности в городах и деревнях, где через "живую газету" критикуются отрицательные явления в быту и непорядки в работе..." [5. С.128].
С неба звёздочка упала-Жалко в Думу не попала.
Был бы это для всех нас Долгожданный звёздный час.
Совершенно справедливо отметила Н.П.Колпакова, что одним из основных в сатирической частушке является приём иронии: Он "чаще всего заложен во внутренней композиции сатирической частушки: построенная по принципу контраста полустиший, она неожиданно оборачивает "серьёзное" начало язвительной насмешкой" [7. С.272].
На основании проведённого анализа архивного материала мы можем утверждать, что сатирические частушки легко возникают, но недолго остаются в народной памяти. Высказывание Вольтера, касающееся литературы: "Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью" -в полной мере можно отнести к фольклорным произведениям, Сатирические частушки легко забываются, если утрачивается объект сатиры, бывает, что они пишутся "на заказ", исполняются ансамблями художественной самодеятельности, ранее агитбригадами, и лишь немногие тексты получают народное признание и обретают долгую жизнь.
Шуточные частушки выражают народный юмор. Смех вызывают нелепые ситуации, алогичные действия, странные поступки, Я.И.ГУдопшиков, исследовавший способы создания комического эффекта, выделил из них три: 1) образность, 2) сюжетно-композициюнность, 3) стиль. В первой группе основную функцию выполняет портрет комического персонажа, изображение его внешности; во второй - комизм ситуации и комизм поворота действия от обычного к необычному; в третьей - лексические средства (игра слов, пародийные формулы и т.п.) употребление кличек, прозвищ и т.п., смешные звукосочетания [3. С.213-222]. В шуточных частушках, наиболее жизнерадостных и задорных, проявляется с особой силой народный оптимизм.
Мы с милёночком сидели, Мы с милёночком сидели,
Насмешили весь народ: Он молчит, и я молчу.
Целоваться не умели, Я насмелилась, сказала:
Зацепили рот за рот. -До свиданья, спать хочу.
К шуточным частушкам относятся нескладухи и небылицы, "весь смысл которых - позабавить слушателей нарочитой нелепостью, создаваемой путём перенесения признаков одного предмета на другой, которому они никак не свойственны" [7. С.271].
Вы послушайте, ребята, Нескладуху буду петь. На лугу олень пасётся, В бане парится медведь.
В частушках-небылицах образы неожиданны, созданы на основе гротеска: "сапоги с
карманами", "медведь парится в бане" и т.д.
Элегические частушки - самый большой пласт - передают чувство грусти, тоски, горя. Поводы, вызывающие эти чувства, различны: несчастная, безответная любовь, непонимание со стороны близких, разлука, неудача, смерть, народные бедствия и др.
Мамонька, мамашенька, Неужели пуля-дура
Я у вас монашенька. Мово милого убьёт?
Бог мне счастья не даёт, Его русые кудряшки
Никто замуж не берёт. По фронту разнесёт.
Элегические частушки - это жалобы на свою горькую судьбу, несчастную долю. Счастливая жизнь - цель, которая кажется недостижимой. Особенно популярным в элегических частушках является мотив сиротства. Сиротой чувствует себя не только девушка, лишившаяся родителей, но и та, у которой нет милёночка.
Идиллические частушки передают растроганность гармоничным сложением мира. В этих частушках нет места изображению противоречий, бурных страстей, жизнь предстаёт как безмятежная и счастливо-спокойная, а лирический герой как умиротворённый человек.
Спит мой милый под рябиной, Я его не разбужу. Когда солнышко закатится, До дому провожу.
По словам А. М. Пескова, "идея счастливого и естественного бытия, лежащая в основе идиллии, общечеловечна и универсальна" [10. С.277]. Возможно, именно поэтому идиллические частушки, отражающие стремление человека к гармонии и покою, по-прежнему создаются и исполняются.
Наряду с эмоционально-экспрессивными частушками существуют и такие, в которых рассказ о событиях кажется бесстрастным. Исполнитель выступает в роли наблюдателя, старающегося с максимальной объективностью рассказать о том, что знает, видит, например:
Гуси-лебеди крылаты Любят солнечный восход. Деревенские ребята Любят девичий уход.
Эта частушка и сходные с ней слабо выявляют личное отношение к факту. Догадаться об эмоциях и чувствах, сопровождающих частушку, оказывается возможным только в момент исполнения. В подобных частушках главное - описание характера, ситуации. По своей сути такие частушки являются описательно-повествовательными, Для обозначения
этой разновидности частушек, на наш взгляд, уместно употребить термин "этологические" или "нравоописательные" частушки. Этос в переводе с греческого означает обычай, нрав, характер [12. С. 1582]. Термин "этоло-шческий" введён в литературоведение Г.Н.Поспеловым для обозначения одного из типов художественного содержания: "произведения "этологические" ... интересуются изображаемыми социальными характерами прежде, всего со стороны их постоянно повторяющихся нравственных свойств - отрицательных или положительных или тех и других в их противоречивом единстве" [11. С.248].
Однако слово "этос" многозначно. "Этос как устойчивый нравственный характер часто противопоставляется пафосу, как душевому переживанию" [12. С. 1582]. Итак, этологические частушки - разновидность частушек, в содержании и форме которых слабо выявлено отношение личности к происходящему, лиризм привносится интонацией. Тематика этологических частушек, столь же разнообразна, как и тематика других разновидностей частушки: речь может идти как о событиях личной жизни, так и общественной. Сообщение и повествование исчерпывают содержание, а потому композиция таких частушек, как правило, предполагает сквозное развитие действия. Однако не исключены и другие способы построений текста.
Особую группу этологических частушек составляют произведения, содержащие наставление.
Кто соперницу не любит, Я советую любить. Каждой девушке приходится Соперницею быть.
В некоторых этологических частушках последние строчки воспринимаются как афоризм. Появление таких текстов - отражение народной мудрости.
Ой-ё, ой-ё, Молоко коровьё. Не гляди на красоту-Спрашивай здоровье.
Названные разновидности частушек, выделенные в соответствии с разными типами эмоционального состояния коллектива, представляются нам наиболее существенными и вместе с тем ёмкими группами.
Итак, подведём итоги.
Анализ классификации научной и народной - позволяет сде-
дать вывод, что эти два вида дополняют друг друга. Эстетический, географический, тематический, формальный и другие принципы объединения частушек используются как их создателями, так и учёными.
Народная классификация постоянно дополняется и преобразуется.
На основании эстетического принципа могут быть установлены границы жанров. Учитывая характер отношения к действительности, мы предложили собственную градацию лирических частушек: элегические, идиллические, шуточные, сатирические, величальные, корильные, этологические.
ПРИМЕЧАНИЯ
<
1. Бахтин B.C. Русская частушка // Частуниси, М.; Л.: Советский писатель, 1966. С.
8-52.
2. Горелов A.A. Русская частушка в записях советского времени // Частушки в за-
писях советского времени. М.; Л., 1965. С. 5-27.
3. Гудошников Л.И. Приёмы создания хсомичеисого эффекта в русском народном
поэтическом творчестве // Труды Воронежского университета. 1961. Т. 13. С,213-220.
4. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. 319 с.
5. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор.
М.; Л„ 1964. Вып. 9. С. 122-131,
6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М; Л., 1962. -284 с.
7. Колпакова Н.П, Типы народной частушки II Русский фольклор. М.; Л., 1966.
Вып. 10. С. 264-288.
8. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Челябинск, 1998. 320с.
9. Маковин Г,В. Сюжетный мотив как основа научной каталогизации частушки //
Итоги фольклорного года в Уральском регионе: Тезисы докладов и сообщений межвузовской конференции. Свердновсхс, 1985. С. 8-10.
10. Песков А.М. Идиллия// Лит. учёба. 1985. №2. С. 274-278.
11. Поспелов Т.Н. Теория литературы М., 1978. С. 248.
12. Советский энцшшопедический словарь, М., 1990,1582 с.
Д.В. Харитонов
СВЕТ ЗВЕЗДЫ ПО ИМЕНИ ЛЮДМИЛА ТАТЬЯНИЧЕВА
К 85-летию со дня рождения
Живу я .в глубине России, В краю озер и рудных скал. Здесь реки - сини, Горы - сини,
И в синих отсветах металл.
В этих ясных и простых словах заключена вся сила, значимость творчества замечательного уральского Поэта Людмилы