Финансовый менеджмент
СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ:
международный и российский опыт
А. Н. СУХАРЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: [email protected] Тверской государственный университет
В статье рассмотрен международный и российский опыт создания и функционирования суверенных фондов благосостояния. Показаны механизмы формирования суверенных фондов Австралии, Азербайджана, Венесуэлы, Казахстана, Кувейта, Норвегии, Омана, России, Чили и других стран.
Ключевые слова: суверенный фонд, стабилизационный фонд, резервный фонд, фонд будущих поколений, профицит, стабилизация экономики.
Исторически государственные сбережения не получили широкого распространения, что было связано с незаинтересованностью правительств их осуществлять. Правительства находятся ограниченное время у власти, поэтому государственные сбережения, приводящие к снижению бюджетных расходов, являются политически нецелесообразными. Это привело к тому, что наиболее типичным было и остается то, что государства имеют не государственные сбережения, а государственный долг.
Финансовая политика по формированию государственных сбережений (государственных финансовых резервов) стала получать распространение в конце XX в. и преимущественно в странах, экономики которых подвержены цикличности вследствие колебания цен на основные их экспортные товары. В целях эффективности управления государственные финансовые резервы передаются под управление специально образуемых институтов — фондов, которые с 2005 г. получили название «суверенные фонды благосостояния» или просто «суверенные фонды».
Суверенный фонд благосостояния — это фонд, которым владеет государство и представляющий собой накопление финансовых резервов для покрытия будущих государственных расходов. Образование суверенного фонда может быть обусловлено профицитом центрального (федерального) бюджета вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для страны, циклическим подъемом экономики, находящейся в фазе «перегрева» или необходимости решения важных задач в будущем, требующих уже сегодня формирования необходимых для этого финансовых резервов. Суверенный фонд благосостояния можно рассматривать как фонд, аккумулирующий государственные сбережения, или фонд накопленных бюджетных профицитов (табл. 1).
Автор П. А. Казакевич проводит следующую классификацию суверенных фондов благосостояния [6, с. 14]:
1) по целям создания — стабилизационные фонды, ориентированные на кратко- и среднесрочную стабилизацию колебаний в доходах и расходах бюджета государства, на дополнительное финансирование государственных расходов и для фондов будущих поколений, ориентированных на снижение финансовой нагрузки на будущие поколения в рамках более длительного периода, измеряемого десятилетиями;
2) по источникам формирования — фонды, формирующиеся за счет: доходов от экспорта сырьевых ресурсов (нефти, газа, меди, алмазов, фосфатов и т. д.); профицита бюджета государства, обеспеченного положительным сальдо торгового
Таблица 1
источники формирования фондов невозобновляемых ресурсов в отдельных странах [10, с. 35]
страна источник государственных сбережений
Оман Поступления от реализации нефти при цене выше 15 долл. за баррель
Венесуэла Все доходы бюджета при цене на нефть выше цены отсечения
Чили Прибыль государственной медной компании. Размер отчислений в фонд зависит от разрыва между фактической ценой на медь и ее прогнозируемым долгосрочным уровнем, который оценивается на ежегодной основе
Кувейт Профицит бюджета (поступления от продажи государственных активов, перечисление прибыли государственных предприятий), 10 % всех доходов бюджета
США, штат Аляска 25 % всех доходов от сдачи в аренду месторождений, роялти
Норвегия Все доходы от добычи нефти после покрытия ненефтяного дефицита бюджета
баланса за счет экспорта несырьевых товаров; неиспользованных по итогам финансового года остатков средств бюджета; доходов от приватизации; зарубежной финансовой помощи;
3) по механизму наполнения — фонды, отчисления в которые привязаны к ценам сырьевых ресурсов, и фонды, отчисления в которые не зависят от уровня цен сырьевых ресурсов;
4) по организационно-правовой форме — фонды, существующие в виде самостоятельных юридических лиц, и фонды в виде отдельных денежных счетов (совокупности счетов);
5) по степени интеграции в национальную бюджетную систему — фонды, входящие в состав бюджета государства, и фонды, являющиеся внебюджетными.
На данное время суверенные фонды благосостояния созданы в десятках стран мира: Австралии, Азербайджане, Венесуэле, Казахстане, Кувейте, Норвегии, Омане, России, Чили и др.
Австралия. Австралийский государственный фонд будущего (Australian Government Future Fund) создан в 2006 г. в соответствии со специально принятым законом. Целью фонда является накопление в необходимых объемах финансовых активов в целях обеспечения покрытия пенсионных выплат со стороны австралийского правительства в будущем в связи с общем старением населения.
Средства не должны изыматься из фонда до 2020 г. или до тех пор, пока они не сравняются с общей суммой пенсионного долга правительства.
По оценкам экспертов, в 2020 г. пенсионный долг должен вырасти до 148 млрд австралийских долларов (126,6 млрд США), а к 2047 г. — более чем до 200 млрд австралийских долларов (171,1 млрд США) [14].
Формирование фонда осуществляется за счет профицита бюджета центрального правительства. Его средства также частично сформированы за счет продажи в конце 2006 г. доли государства в «Telstra Corporation» — крупнейшей телекоммуникационной компании Австралии.
В соответствии с ныне действующим инвестиционном мандатом правительства в долгосрочной перспективе доходность фонда должна превышать темпы инфляции на 4,5—5,5 %. Таким образом, реальная доходность инвестирования средств должна составлять 4,5—5,5 %, чему соответствует удвоение инвестированных средств в реальном выражении за период в среднем в 14 лет.
В настоящее время активы фонда инвестируются в целях обеспечения максимальной их сохранности. Конкретные решения по этому вопросу принимаются Советом опекунов (The Board of Guardians), действующим независимо от правительства. Члены Совета назначаются на пять лет министром финансов и руководителем Казначейства страны. Председатель Совета одновременно является генеральным директором агентства по управлению фондом.
На 31.03.2009 объем средств фонда составлял 58,09 млрд долл., включая 6,84 млрд долл. в оставшихся в распоряжении фонда акциях «Telstra Corporation».
Азербайджан. В конце 1999 г. был создан Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики. Фонд представляет собой механизм накопления в целях передачи части доходов от нефтяных богатств будущим поколениям. Для фонда не установлен верхний предел накопления нефтяных доходов. В него поступает часть государственной выручки по соглашениям о разделе продукции (СРП), связанным с текущими проектами разработки нефти и газа. Нефтяной фонд официально не предназначен для целей стабилизации, так как чистые потоки денежных средств не связываются напрямую с ценами на нефть. Вместе с тем механизм фонда позволяет использовать его в качестве инструмента стабилизации экономики и повышения устойчивости социально-экономического развития страны [16].
Венесуэла. В Венесуэле в 1998 г. создан Фонд макроэкономической стабилизации (Macroeconomic
Stabilization Fund) в период установления высоких цен на нефть на максимальной отметке. Цель фонда — обеспечение сбалансированности бюджета вследствие колебания цен на нефть и защиты от этих колебаний экономики страны.
Фонд является децентрализованным, т. е. в него направляются доходы от экспорта нефти не только центрального правительства, но и региональных правительств и государственной нефтяной компании.
В фонд зачисляются налоговые доходы центрального правительства, поступающие от нефтяного сектора, роялти, дивидендов государственной нефтяной компании выше пятилетнего среднего уровня (за вычетом обязательных трансфертов регионам и в фонд погашения внешнего долга). Средства региональных бюджетов должны зачисляться в фонд при превышении пятилетнего среднего уровня трансферта от нефтяных доходов, а средства государственных компаний — при превышении цен на нефть пятилетнего среднего уровня. Расходование средств производится центральным правительством, регионами и государственной нефтяной компанией при снижении текущих показателей ниже пятилетних средних, а также, если размер фонда превысит 80 % от средних годовых поступлений от нефтяного сектора за предыдущие пять лет (в этом случае средства фонда могут быть использованы для погашения внешнего долга или направления средств региональными властями на капитальные инвестиции).
Фонд управляется центральным банком страны, а его средства инвестируются в иностранные финансовые активы. Установлен запрет на инвестиции в финансовые операции, займы, выпуск долговых ценных бумаг, которые могут повлечь за собой возникновение у фонда обязательств.
В 1999 г. роль фонда как макроэкономического стабилизатора была несколько ослаблена (установлена низкая базовая цена на нефть, в фонд стала зачисляться только половина доходов сверх базовой цены, президенту было предоставлено право за счет фонда осуществлять социальные расходы и государственные инвестиции).
Казахстан. В Казахстане с 01.07.2006 начал функционировать Национальный фонд, который по своей экономической сущности является фондом будущих поколений и выполняет все функции стабилизационного фонда. В Казахстане при зачислении средств в фонд используется модель сбалансированного бюджета, согласно которой все платежи нефтяного сектора подлежат полному
зачислению в фонд, из которого подлежит зачислению в доходы бюджета текущего года только жестко ограниченный объем бюджетных расходов (по принципу постоянного потребления).
В 2006 г. был создан АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», в его управление были переданы государственные доли ряда крупнейших компаний Казахстана. Государственный фонд «Казына», образованный в марте 2006 г., стал управляющей компанией, созданной в целях диверсификации казахстанской экономики путем координации деятельности национальных институтов развития в рамках стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана [7].
В 2008 г. в стране в целях объединения государственных активов было осуществлено слияние государственного фонда «Казына» и государственного холдинга «Самрук» и был образован Фонд национального благосостояния «Самрук — Казына». Фонду были переданы государственные пакеты акций «Казатомпрома», ENRC, «Казахмыса», Казахстанской ипотечной компании, Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов и Жилстройсбербанка, а также семи социально-предпринимательских корпораций. В фонд были включены государственный банк развития, инвестиционный и инновационный фонды, государственная корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, фонд развития предпринимательства «Даму», корпорация по развитию и продвижению экспорта KAZNEX, Kazyna Capital Management, центр содействия инвестициям.
Объем трансферта из Национального фонда Казахстана на финансирование расходов текущего года в 2007 г. планировался на уровне 3,86 % от ВВВ, а в перспективе он должен быть снижен до 3 % к 2009 г. [9, с. 6]. На данное время в Казахстане проводится фискальная политика, направленная на поддержание сбалансированности темпов роста расходов государственного бюджета и номинального ВВП и на постепенное снижение ненефтяного дефицита бюджета [4; 12].
Канада, провинция Альберта. В Канаде в провинции Альберта в 1976 г. создан Трастовый фонд наследственных сбережений (Aberta Heritage Savings Trust Fund). Средства фонда подлежат сбережению для будущих поколений, однако часть их используется также для финансирования текущих правительственных программ и государственных услуг.
Кирибати. В Кирибати в 1956 г. создан Фонд выравнивания доходов (Revenue Equalization Fund)
как трастовый фонд для будущих поколений после ожидаемого истощения месторождения фосфатов [5, с. 7]. Максимальный размер фонда в 4 раза превышает ВВП страны [3, с. 22].
Колумбия. В Колумбии в 1993 г. создан Нефтяной стабилизационный фонд (Oil Stabilization Fund), имеющий децентрализованный характер (аналогичный венесуэльскому фонду макроэкономической стабилизации). В фонд зачисляются средства территориальных бюджетов и от государственной нефтяной компании.
Кувейт. В Кувейте в 1960 г. учрежден Фонд общих резервов (General Reserve Fund), его цель — накопление средств, образующихся в результате профицита бюджета из-за потока доходов от экспорта нефти. При создании фонда правила расходования его средств не были четко определены, и он стал использоваться для финансирования всех видов государственных расходов. В 1976 г. был создан Резервный фонд для будущих поколений (Reserve Fund for Future Generations). Целью фонда стало обеспечение дохода будущим поколениям от эксплуатируемых природных богатств страны.
В фонд зачисляются 10 % от всех доходов государственного бюджета, а также инвестиционный доход от размещения средств фонда [10, с. 35]. Расходование средств производится с согласия Совета министров. Фонд используется для обслуживания государственного долга и осуществления государственных инвестиций. В целом фонд выполняет стабилизирующую функцию для национальной экономики.
Фонд управляется независимым от правительства Кувейтским инвестиционным агентством (Kuwait Investment Authority), а его средства могут инвестироваться в иностранные финансовые активы. Информация о размере накоплений в фонде и их размещении закрыта от общественности. Вместе с тем по косвенным данным можно полагать, что объем средств фонда соизмерим с ВВП страны.
Нигерия. В Нигерии в 1995 г. создан Нефтяной трастовый фонд (Petroleum Trust Fund) для финансирования здравоохранения, образования и ряда других государственных услуг.
Норвегия. В Норвегии в 1990 г. создан Государственный нефтяной фонд (State Petroleum Fund), который с 01.01.2006 был преобразован путем слияния с Государственным пенсионным фондов в Норвежский государственный пенсионный фонд — Глобальный.
В фонд зачисляются все доходы от добычи нефти после покрытия ненефтяного дефицита
бюджета. При создании в фонд зачисляли доходы от нефти, а в дальнейшем и доходы от экспорта ряда других товаров (газа, алюминия и рыбы) [1; 15].
Средства фонда могут быть использованы только для трансфертов в бюджет центрального правительства на основании резолюции парламента. При этом применяется принцип полного потребления. Объем трансферта в бюджет из фонда в 2004 г. составлял 9,4 %, в 2005 г. - 6,4 %, в 2006 г. -4,9 %. В соответствии с принятой в 2002 г. бюджетной стратегией, дефицит ненефтяного бюджета в перспективе должен быть доведен до 4 % от величины активов фонда [10, с. 35].
Средства фонда подлежат размещению за рамками национальной экономики в целях ее «перегрева» и достижения требуемой стабилизации. Имеются данные о средней доходности от размещения средств: с 1997 г. она составила 6,5 % годовых, а в 2006 г. — 7,9 %. В целях повышения доходности было принято решение о понижении доли вложений в облигации и увеличении - в недвижимость.
Норвежский государственный пенсионный фонд - Глобальный до 2007 г. имел следующую структуру активов: 40 % средств были инвестированы в акции, а 60 % - в инвестиции с фиксированным доходом (облигации и др.). Согласно новой инвестиционной стратегии предполагается изменить структуру активов следующим образом: 60 % средств инвестировать в акции, 25 % - в инструменты с фиксированным доходом и 15 % — в недвижимость. Планируется в перспективе часть средств размещать в фонды частных инвестиций и хедж-фонды, а с 2008 г. сформировать следующую региональную структуру инвестирования средств, предназначенных для вложения в акции: 50 % — в Европе, 35 % — в Северной и Южной Америке и Африке, 15 % — в Азии и Океании [10, с. 35].
Средствами фонда управляют иностранные компании. Размещением в акции управляют Fidelity, Scheer, Rowlett and Associates Investment Management, Atlantis Fund Management и Wellington Management Company, а размещением средств в облигации — Barclays, Ellington Management Group и Smith Breeden Associates. Объем фонда на конец 2005 г. составлял 224 млрд долл. [10, с. 35], а на конец февраля 2007 г. — 300 млрд долл. [11]
Оман. В Омане в 1980 г. создан Государственный фонд общих резервов (State General Reserve Fund) для обеспечения будущих поколений доходом, получаемым от эксплуатации природных ресурсов (добычи нефти). Однако средства использовались
и на финансирование текущих государственных расходов. Первоначально в фонд отправляли 15 % всех доходов от нефти, а в дальнейшем только 5 %. С 1989 г. изменился алгоритм формирования фонда: в него стали направляться доходы от нефти сверх цены в 15 долл. за барр.
В 1990 г. был учрежден Чрезвычайный фонд (Contingency Fund), который в 1993 г. был переименован в Нефтяной фонд (Oil Fund). Нефтяной фонд Омана формируется за счет части доходов от нефти сверх цены в 15 долл. за барр. Расходование средств может происходить на финансирование расходов бюджета, а также на инвестиции в разработку месторождений нефти. Данные об объеме средств, накопленных в фонде, власти не сообщают. Управление фондом возложено на Министерство финансов Омана. Средства фонда инвестируются в иностранные активы и размещаются на валютные депозиты в Центральном банке Омана.
Россия. В России в 2004 г. был создан Стабилизационный фонд РФ (далее — Стабфонд), в который подлежали зачислению часть вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и налога на добычу полезных ископаемых (по сырой нефти) сверх установленной бюджетным законодательством базовой цены. При снижении цены на нефть ниже базовой средства Стабфонда должны были бы направляться на покрытие расходов федерального бюджета. В 2004—2005 гг. базовая цена была установлена в 20 долл. за барр., в 2006—2007 гг. — 27 долл. за барр. Целью фонда было сглаживание цикличности бюджетных доходов федерального бюджета из-за колебаний цен на нефть. Кроме того, Стабфонд позволял стабилизировать денежный и валютный рынок, а также реальный сектор экономики. Первоначальной необходимостью создания Стабфонда являлась необходимость стерилизации денежной массы, которая могла быть эффективно и максимально результативно проведена на основе создания механизма Стабфонда [16].
В 2008 г. Стабфонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд по своей сути выполняет роль Стабфонда (обеспечение сбалансированности федерального бюджета из-за колебаний цен на нефть на мировых рынках). В него подлежат зачислению средства, полученные федеральным бюджетом от нефтегазовых доходов, которые подлежат обособленному учету и управлению. Бюджетным законодательством установлен предельный объем Резервного фонда — 10 % от прогнозируемого ВВП. После достижения Резервным фондом установлен-
ного значения нефтегазовые доходы, остающиеся после финансирования нефтегазового трансферта федерального бюджета, подлежат зачислению в Фонд национального благосостояния.
Целью Фонда национального благосостояния является обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда РФ. Предполагается, что в перспективе из-за увеличения доли пенсионеров и снижения доли занятых в стране Пенсионный фонд РФ может столкнуться с проблемой финансового обеспечения по выплатам пенсий в будущем. В этом плане Фонд национального благосостояния должен взять на себя роль резерва Пенсионного фонда РФ.
Средства Резервного фонда были использованы на покрытие дефицита федерального бюджета в 2009 г., а также в 2010 г. (частично). В 2010 г. средства Резервного фонда будут полностью расходованы, но это не означает отказ от Резервного фонда как финансовой конструкции. При росте мировой цены на нефть в Резервный фонд будут осуществляться зачисления средств.
В 2010—2012 гг. планируется часть средств Фонда национального благосостояния направить на финансирование расходов федерального бюджета. Средства Фонда национального благосостояния были использованы для стабилизации экономики в рамках антикризисной программы Правительства РФ. Средства Фонда были направлены во Внешэкономбанк для поддержания банковской системы и фондового рынка. На поддержку фондового рынка было направлено 175 млрд руб. Всего по состоянию на 01.12.2009 во Внешэкономбанке было размещено 582,79 млрд руб. средств Фонда национального благосостояния. По состоянию на 01.12.2009 совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составлял более 5 трлн руб. (168 млрд долл.).
США, штат Аляска. В США в штате Аляска созданы два сберегательных фонда: Постоянный фонд Аляски (Alaska Permanent Fund) и Конституционный бюджетный резервный фонд (Constitutional Budget Reserve Fund) [8]. Постоянный фонд Аляски образован в 1976 г., он выполняет роль сберегательного фонда и предназначен для создания инвестиционной базы в целях генерации доходов будущим поколениям, когда запасы нефти в регионе истощатся. Фонд формируется за счет 25 % отчислений от объема платежей за использование минеральных ресурсов, роялти, федеральных платежей по разделению доходов от минеральных ресурсов и трансфертов, получаемых штатом Аляс-
финансы и кредит
35
ка. Средства постоянного фонда инвестируются в портфель ценных бумаг с фиксированным доходом и в акции, они не подлежат расходованию без внесения поправки в Конституцию штата на основе референдума [13].
Получаемый инвестиционный доход от размещения средств фонда определяется ежегодно губернатором и законодательной властью штата. С 1982 г. установилась традиция по выплате 42 % инвестиционного дохода всем гражданам штата, а остальная сумма направляется на реинвестирование в целях капитализации средств. Средства фонда находятся в управлении общественной корпорации Постоянного фонда Аляски (Alaska Permanent Fund Corporation).
Конституционный бюджетный резервный фонд учрежден в 1990 г. и имеет экономическую сущность стабилизационного фонда. Его цель — компенсация выпадающих доходов бюджета штата в случае падения цен на нефть, а также финансирование кассовых расходов бюджета в течение одного бюджетного года. Механизм формирования доходов фонда не связан с уровнем цен на нефть. Объем отчислений доходов в фонд ежегодно определяется Конгрессом штата в форме части налоговых доходов и роялти, а также доходов от размещения средств фонда. Расходование средств фонда также может осуществляться по решению Конгресса в форме кредита правительству, который должен подлежать возврату в период бюджетного профицита [5, с. 11—12].
Общий объем фондов штата Аляска исчисляется несколькими десятками миллиардов долларов.
Чили. В Чили в 1985 г. создан Медный стабилизационный фонд (Copper Stabilization Fund) в целях достижения устойчивости национальной валюты и доходов государственного бюджета в связи с колебаниями экспортной выручки от продажи меди.
Необходимость создания фонда связана с высокой зависимостью государственных доходов и платежного баланса от динамики цен на нефть. Так, в 1976 г. доходы от экспорта меди составляли 50 %, а в 1980-х гг. - 40 %. До начала 1990-х гг. доходы государственного бюджета от государственной медной компании составляли 20 % [2, с. 127].
Механизм созданного фонда предполагает расчет правительством базовой долгосрочной средней цены на медь. При этом все поступления доходов по экспортным контрактным ценам, которые ее превышают, подлежат зачислению в фонд, но не все конъюнктурные доходы, а только доходы от государственной медной компании «CODELCO».
Правительство Чили сберегает все доходы от государственной медной компании сверх долгосрочной средней цены на медь [9, с. 7]. Фонд формируется за счет отчислений из бюджета центрального правительства при наличии в нем профицита [12]. Отчисления пропорциональны разрыву между текущими ценами на медь и ежегодно определяемым долгосрочным уровнем цен.
В Чили с 2000 г. действует «структурное правило», в соответствии с которым профицит бюджета, скорректированный на цикличность, удерживается на уровне 1 % от ВВП. В стране сберегаются все доходы от государственной медной компании сверх долгосрочной средней цены на медь, а прочие доходы центрального правительства подвергаются «сглаживанию» в рамках делового цикла. «Сглаживание» доходов осуществляется с помощью расчета показателя «потенциальный ВВП» [17].
Объем накоплений средств в фонде небольшой. Средства фонда принято приравнивать к золотовалютным резервам. Они управляются Центральным банком Чили. Использование средств производится в случае, если контрактные экспортные цены будут находиться ниже базовой отметки. В практике функционирования фонда были случаи (в конце 1980-х гг.), когда средства использовались на выплату внешнего долга и субсидирование цен на бензин. Объем фонда является незначительным и не превышает 5 % от ВВП страны [5, с. 9].
Перечень стран, которые обладают крупнейшими суверенными фондами благосостояния, представлен в табл. 2 [6, с. 13].
Таблица 2
страны, обладающие крупнейшими суверенными фондами благосостояния по состоянию на 01.01.2009
страна наименование фондов Объем активов, млрд долл. сша
ОАЭ Инвестиционное управление Абу-Даби, Инвестиционная корпорация Дубай 957,0
Сингапур Государственная инвестиционная корпорация Сингапура «Темасек» 453,2
Саудовская Аравия Валютное агентство Саудовской Аравии 433,0
Норвегия Государственный пенсионный фонд «Глобальный» 301,0
Кувейт Инвестиционное управление Кувейта 264,4
Россия Резервный фонд, Фонд национального благосостояния 225,1
Китай Инвестиционная корпорация Китая 200,0
Окончание таблицы
Объем
страна наименование фондов активов, млрд долл. сша
Китай (Гонконг) Денежно-кредитное управление Гонконга 173,0
Катар Инвестиционное управление Катара 60,0
Ливия Инвестиционное управление Ливии 50,0
Алжир Фонд регулирования доходов 47,0
Австралия Фонд будущего 43,8
США Постоянный резервный фонд (Аляска), Постоянный доверительный фонд полезных ископаемых (Вайоминг) 43,7
Казахстан Национальный фонд 38,0
Ирландия Национальный пенсионный резервный фонд 30,8
Список литературы
1. Волков А. Расчетливость по-скандинавски // Эксперт. Спец. приложение «Норвегия». 2006. № 43 (537). С. 149, 150.
2. Гайдар Е. Т. Гибель империи: уроки для современной России М.: Росспэн. 2007.
3. Дмитриева О. Формирование стабилизационных фондов: предпосылки и следствия // Вопросы экономики. 2006. № 8.
4. Елубеева Ж. М. Финансовые вопросы государственного регулирования экономики Казахстана // Финансы и кредит. 2007. № 6. С. 63—65.
5. Золотарева А. Б. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ: научные труды. Институт экономики переходного периода. 2001.
6. Казакевич П. А. Суверенные фонды благосостояния на рынках ценных бумаг: автореф. дис....
канд. экон. наук. 08.00.10. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. 2009.
7. Келимбетов К. Ожидания должны быть реальными // Бизнес в России. 2007. № 10/11. С. 42-45.
8. Краснопольский Б. Х. Правовое регулирование инвестиций постоянного (стабилизационного) фонда: опыт штата Аляска, США // Недвижимость и инвестиции: правовое регулирование. 2006. № 2. С. 16-19.
9. Кудрин А. Л. Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2006. № 8.
10. Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. № 2.
11. Норвежским стабфондом управляют иностранцы // Эксперт. 2006. № 44. С. 10.
12. Официальный сайт Австралийского государственного фонда будущего. URL: http:// www. futurefund.gov.au.
13. Перманентный фонд Аляски // Бурение и нефть. 2007. № 4. С. 66.
14. Пернебаев К. Международный опыт развития Национальных фондов. URL: http://www. spik. kz/?tp1=print&lan=ru&id =102&pub.
15. Салимов С. М. Эффективное использование нефтяных доходов призвано обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Азербайджанской Республики // Нефть, газ и бизнес. 2006. № 4. С. 64-68.
16. Сухарев А. Н. Государственные сбережения федерального бюджета: итоги и перспективы // Финансы. 2009. № 11. С. 18-22.
17. Смирницкая Ю. В. Бюджетные изменения в Чили: от фискального дефицита к профициту // Экономика и управление в зарубежных странах. 2008. № 10. С. 16-25.
V.
издательским дом
ФИНАНСЫ
ER РЕ Д ИТ
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]