Научная статья на тему 'Елецкое кружево как один из видов национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства Орловской губернии'

Елецкое кружево как один из видов национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства Орловской губернии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
769
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ARTS AND CRAFTS / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / FOLK ART / НАЦИОНАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / КРУЖЕВО / LACE / КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ягупова Т. А.

В данной статье рассматривается история развития, технология производства одного из видов декоративно-прикладного искусства кружевоплетения елецкое кружево.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELETS LACE AS A KIND OF NATIONAL REGIONAL COMPONENTS OF ARTS AND CRAFTS IN OREL PROVINCE

This article examines the history of the development, production technology of one of the types of arts and crafts of lace Elets lace.

Текст научной работы на тему «Елецкое кружево как один из видов национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства Орловской губернии»

УДК 378.1:51 Т.А. ЯГУПОВА

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет E-mailisermarsel@bk.ru

UDC 378.1:51 T.A. YAGUPOVA

Candidate of pedagogical sciences, Senior lecturer, Department of arts and crafts and technical graphics,

Orel State University E-mail:sermarsel@bk.ru

ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

ELETS LACE AS A KIND OF NATIONAL REGIONAL COMPONENTS OF ARTS AND CRAFTS IN OREL PROVINCE

В данной статье рассматривается история развития, технология производства одного из видов декоративно-прикладного искусства кружевоплетения - елецкое кружево.

Ключевые слова: традиции, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, национально-региональный компонент, кружево, кружевоплетение.

This article examines the history of the development, production technology of one of the types of arts and crafts of lace - Elets lace.

Keywords: traditions, arts and crafts, folk art, national-regional component, lace, lace.

Народное искусство, традиции, культура являются неисчерпаемым источником народной мудрости, нравственных устоев, духовного богатства нации. Изучение народных традиций, культуры коренного народа занимает особое место среди других механизмов воздействия на сознание и эмоциональную сферу учащихся.

Народное искусство позволяет воспитать в учащихся определенную культуру восприятия материального мира, развить творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, вести диалог культур разных эпох и народов мира. Сегодня значительную роль в системе образования художественных вузов играет приобщение учащихся к истокам традиционной культуры этносов, проживающих рядом на территории «малой» родины, региона, страны.

Одним из ведущих направлений в этом плане является преподавание в художественно-эстетическом цикле народного искусства как части материальной и духовной культуры общества, где народное искусство является особым типом художественного творчества. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть становления духовной культуры студента.

Древние корни народного искусства начинают изучать традиционно в общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства в рамках типовых программ по изобразительному искусству, а также художественных школах. Учащиеся знакомятся с народным искусством, хранящим вековые традиции, передаваемые из рода в род, из поколения в поколение. Дети знакомятся с произведениями искусства, рожденного в

крестьянской среде, с истоками его образного языка.

Изучение народного искусства раскрывает понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, оно рассматривается в комплексной связи с природой, бытом, трудом, национальными традициями народа. Оценивая, таким образом, произведения народного искусства, учащиеся начинают относиться к нему как к художественному образу особого типа.

Народное декоративно-прикладное искусство -результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора и использования материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Народное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов создают шедевры национальной культуры. Декоративно-прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту и очарование прошлого. Такие виды декоративно-прикладного искусства, как вышивка, кружевоплетение, вязание, бисерное плетение, ткачество, позволяют использовать естественные качества материала при художественно-технических приемах, позволяют наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Нарядность, художественная содержатель-

© Т. А. Ягупова © T.A. Yagupova

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ЛЯТ СМТТСГСМ

ность изделий народных промыслов создают особую атмосферу праздничности. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Как, например, костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок.

Кружевоплетение - особенное явление в народном искусстве Орловской губернии. Плетеное кружево знаменует собой значительное и самобытное явление декоративно-прикладного искусства. В музейных собраниях хранятся памятники народного искусства, обладающие богатым художественным содержанием, являющиеся прекрасным подлинным материалом для воссоздания полной всесторонней картины народной художественной культуры в области кружево-плетения. Музейные коллекции сохраняют историю русского кружева во всей его жизненной полноте и целостности. Согласно мнению В. С. Воронова, «собрания представляют возможность судить о тех вершинах народного творчества, по которым может быть измерена исследуемая художественная культура в целом. ... Исследователю необходимо обратиться к самому существу художественно-бытового предмета крестьянской жизни, ... и в анализе форм, технике выполнения и стиле предмета найти характерные признаки, определяющие его художественное своеобразие и ценность. (1.С.68-69)

Традиции коллективного творчества в искусстве кружевоплетения складывались столетиями и оттачивались многими поколениями мастериц. Говоря о характерных чертах народной традиции, В.С. Воронов в свое время писал: «Крестьянское искусство - коллективное искусство.... Все формальное богатство его создавалось путем постоянных повторений; медленное накапливание перефразировок, дополнений, поправок, изменений-незаметных и родственных вариаций и отпечатков художественного вкуса и мастерства - приводило к созданию крепких, выношенных, проверенных, кристаллизовавшихся форм... Удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и приводилось в законченную форму; случайное, бесталанное и надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки, отпадало и исчезало» (2. С.38.)

Осваивая традиционные основы кружевоплетения, опытная мастерица в дальнейшем создавала свои оригинальные кружевные узоры, которые после коллективной эстетической оценки, одобренные большинством, получали свое дальнейшее развитие в творчестве других кружевниц.

Кружевной промысел в Ельце — небольшом городе Орловской губернии (в ХХ веке Елец вошел в состав Липецкой области) в ближайших к нему волостях сложился в середине XIX в.

Кружевное производство в Ельце возникло из распространенного в ХУШ веке плетения гарусного шнура, которым после окраски вышивали солдатские мундиры.

Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева считают 1801 год, которым датируется сохранившееся полотенце со словами: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна».

Постепенно кружевоплетение в этих местах стало основным женским занятием. Здешние мастерицы владели многопарным способом плетения.

Тончайшие ажуры они создавали поначалу из светлых льняных нитей, а несколько позже и из тонких хлопчатобумажных. В Ельце любили цветочные, растительные узоры. Кружево пользовалось большим спросом, и многие женщины работали по заказам, продавали готовые вещи скупщицам, часто привозившим новые рисунки. Так завезли в Елец и сцепное кружево, хотя более характерной осталась парная техника, и вещи в этой технике стоили дороже. В сцепной технике выполнялись крупные предметы одежды: модные в конце XIX в. летние пальто, накидки, косынки, шарфы и другие детали женского костюма.

В елецком кружеве нашли свое отражение сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен.

Своеобразие ряда елецких кружевных изделий - в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Основные виды узоров - «елецкий край» и «шашки», также популярностью пользуются «гречишка» и «жемчужная». Часто встречаются и такие виды узоров, как «узенькая перевенька», «пустушка» и «сливочки». Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов - розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом - одна из выразительных особенностей елецкого кружева.

Кружево вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам - сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит следующим образом: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка. Местные кружевницы выработали особую технику плетения кружева, отличительной особенностью которой является легкость стиля и тонкие, изящные, хотя и несколько однообразные мотивы, которые сложились под влиянием ровного степного пейзажа. Они так и назывались: жучки, мушки, гречишка, жемчужка, травчатый рубчик, мелкотравное. В Елецком кружеве вилюшка плетется не сплошной полотнянкой,

а переходит в прозрачную сетку или разнообразные тесемки. Это кружево нежное, с мягкими переходами от плотного к ажуру. В орнаменте Елецкого кружева распространен мотив цветка, цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. Изящество и тонкая проработка деталей орнамента, нежность и воздушность - главные качества, по которым можно безошибочно узнать Елецкое кружево.

Техника плетения елецких кружевных изделий -парный способ, реже - сцепные кружева. Часть кружев (применяемых в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на кружевных машинах по рисункам, созданным в характере елецких кружев ручного плетения.

О елецком происхождении говорит изображение оленя и наличие полотнянки и сетки на самом изделии. В богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах кружево, а там в первую очередь оно и появилось, плели из металлических, льняных и шелковых нитей, а для украшения одежды богатых людей использовалось золото и серебро. Ранним работам были присущи геометрические фигуры с различными решетками и орнаментом, характерным для узорного ткачества. Позднее появились тонкие и плавные растительные вкрапления, типичные для елецкого кружева более позднего периода.

К середине Х1Х века, когда Елец превратился в торговый город, а император Николай I своим Указом от 1 июня 1846 года в торговых правах уравнял его с российскими губернскими и портовыми городами, кру-жевоплетение превратилось в кружевной промысел. Местные мастерицы еще в первой половине Х1Х века создали особый, самобытный стиль и технику плетения типично елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решеток, отличающих наше кружево от вологодского и рязанского. В конце Х1Х века в Елецком уезде этим промыслом было занято более одиннадцати тысяч человек, что составляло треть всех кружевниц России. Елец превратился в важнейший центр производства и торговли кружевом. И надо отметить, что мир оценил его по достоинству. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене творения ельчан покорили всех своей красотой. В 1927 году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году - в Нью-Йорке. Самобытное искусство процветало. Среди ельчан самыми именитыми мастерами считались монахини Знаменского монастыря. Двести его насельниц создали своего рода школу для елецких кружевниц. Здесь выполнялись заказы для украшения церковной утвари, одежды священнослужителей, делались штучные изделия из золотых и серебряных нитей для особ императорского двора. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым - Ольге и Ксении.

Предприятие росло и развивалось, открылся швейный цех, где красивое ручное, а потом и машинное кружево стали пришивать к постельному белью, платьям и блузкам. Заработала строчевышивальная фабрика.

Кружевной промысел Елецкого уезда является одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Он городского происхождения. Сначала появился в Ельце, а оттуда перешел в уезд.

Первое исследование местного кружевного промысла было произведено С. А. Давыдовой по поручению комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в 1880 году. В конце Х1Х века в Ельце и его пригородах насчитывалось 4679 кружевниц, из которых только 500 было городских, остальные являлись жительницами пригорода, сел и деревень. Начало производству было положено давно, но до 50-х годов Х1Х века плетением кружева занимались только в купеческих семьях и в помещичьих усадьбах. С конца 70-х годов кружевное производство начинает проникать вглубь уезда, причем это распространение происходило с необычной быстротой и интенсивностью. По исследованию 1880 года, промысел охватывал уже 25 населенных пунктов, или всю прилегающую к городу Ламскую волость и несколько селений соседних волостей: Воронецкой, Суворовской, Верхне-Дрезгаловской. За тридцать лет (с 1886 года) число кружевниц в Елецком уезде увеличилось почти в 4 раза. Кружевное производство расширялось. В 19131914 годах по Елецкому уезду было зарегистрировано 30352 взрослых женщин и девушек, 103243 подростка и 15 мужчин, занимавшихся плетением кружев. Такое увеличение количества было обусловлено тем, что в 80-е годы Х1Х века в деревню стали проникать денежные отношения и перед местным населением остро встал вопрос: где брать деньги. Распространению промысла за пределами города способствовало и появление торговых посредников, скупщиков. Елецкое кружево пользовалось большой известностью благодаря необычайной тщательности отделки, высокой художественности. Местные кружевницы выработали свой неповторимый стиль, особенностью которого являются тонкие, изящные мотивы. Первая мировая война внесла свои коррективы на российском кружевном рынке. Сократилось промышленное изготовление и, следовательно, возрос спрос на кустарные кружева. А подорожание сырья, снижение закупочных цен на кружева, переход на плетение белого кружева, требовавшего большей аккуратности и умения, повлекло за собой сокращение производства.

В 1924 году Елецкие кружевницы объединены в Промысловый Союз, который до 1941 находился в ведении Всероссийского кооперативного Совета. В состав Союза входило 45-49 артелей. В 1944 г., несмотря на продолжающиеся бои на фронтах, восстановлен Елецкий профсоюз кружевниц. В нем насчитывалось 7 артелей, позже - 23. Артели охватывали села - Плоское, Красное, Чернаву, Долгоруково, г. Задонск. Профсоюз действовал до 1960. Затем Союз кружевниц преобразован в комбинат художественных промыслов. С укреплением базы он получил статус производственного объединения «Елецкие кружева», а с началом реформ преобразован в товарищество с ограниченной ответственностью - фирму «Елецкие кружева». Даже в годы Великой Отечественной войны в Ельце не дали уме-

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM

реть кружевному промыслу. А в пятидесятых годах его увидели Международные выставки в Праге, Каире, Брюсселе. Характерной особенностью Елецкого промысла является максимальное использование творческого ручного труда мастеров и художников, что определяет неповторимость изделий и является основой для раскрытия творческой индивидуальности мастеров. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делают данное кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремились передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность. Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии СССР, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства народов СССР, Липецком, Орловском, Елецком краеведческих музеях.

Однако к 90-м годам ХХ века в России производство хлопчатобумажных кружев настолько возросло, что продукция ельчан стала терять рынок сбыта. В 1996 году «Елецкие кружева» были на грани банкротства. В настоящее время «Елецкие кружева» работают на максимальном подъеме. Предприятие активно и плотно сотрудничает с 60 регионами России, ближним зарубежьем, постоянными партнерами здесь считают как минимум 200 торговых предприятий.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начала творчества.

Библиографический список

1. Воронов В.С. Источники народного творчества // Воронов В.С Советские художественные промыслы в период становления: Сб. науч. тр. Под общ. ред. В.А. Гуляева. М.: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 1991. С.100.

2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избр. труды. М., 1972. С.49.

3. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. М.: «Просвещение», 2001.

4. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: «Просвещение», 1984.

5. Коломиец А. И. Елецкое кружево, М., 1962.

6. Морозкина И.Л. Искусство родного края как региональный компонент. Содержание образовательных программ по изобразительному искусству. Оренбург, 2003.

7. Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство 5-9 классы. М., 2001.

References

1. Voronov V.S. Sources of Folk works/ / Voronov V.S. Soviet arts and crafts in the making: Collection of scientific works / Under general ed. V.A. Gulyaev. Moscow: Russian Museum of Decorative, Applied and Folk Art, 1991. P. 100.

2. Voronov V.S. On peasant art. Selected works. M., 1972. P.49.

3. Goryaeva N.A., Ostrovskaja O.V. Decorative arts in human life. Grade 5. M.: "Obrazovanie", 2001.

4. Zhegalova S.K. Russian folk art. M.: " Obrazovanie ", 1984.

5. Kolomiec A.I. Eletskaya lace, M., 1962.

6. Morozkina I.L. Art of native land as a regional component. The content of educational programs in the visual arts. Orenburg, 2003.

7. Nemensky B.M., Goryaeva N.A., Gurov G.E., Kobozev A.A., Nemensky L.A., Piterskih A.S. Software and training materials. Fine arts classes 5-9. Moscow, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.