Шифр специальности: 14.00.51 УДК 613.954
Oranskaya I.I.1
1Ural State Medical Academy, Repina street, 3, Ekaterinburg, Russia, 620109
DAILY AND SEASONAL RHYTHMS INDICATORS OF EFFICIENCY FOR SCHOOL STUDENTS DURING THE FIRST YEARS OF STUDY
In the course of the study, we have examined 53 healthy child 7-11 years. The children were divided into 2 groups: boys and girls. Circadian rhythm was studied the intellectual health of the child in primary classes. Research conducted during the seasons for the training process: winter, spring and fall. Assessed indicators of health of schoolchildren to determine optimal rhythm study load during the day (light of day and the whole academic year). When analysing the data obtained, we got the following results: in healthy schoolchildren low efficiency observed in the autumn, when the new school year began with the introduction of new subjects of study, and the peak of efficiency was to spring to the morning hours.
Key words: preschoolers, intellectual activity, girls, boys, morning hours, evening hours
Оранская1И. И.
ГБОУ ВПО Уральская Государственная Медицинская Академия, Медико-профилактический факультет, студентка, ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора, г. Екатеринбург.
СУТОЧНЫЕ И СЕЗОННЫЕ РИТМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ
В ходе выполнения исследования нами было обследовано 53 практически здоровых ребенка 7-11 лет. Дети были поделены на группы: мальчики и девочки. Изучался суточный ритм интеллектуальной работоспособности ребенка начальных классов обучения. Исследования проводились на протяжении сезонов года, приходящихся на обучающий процесс: зима, весна и осень. Оценивались показатели работоспособности школьников младших классов, с целью определения оптимального ритма учебной нагрузки в течение рабочего дня (светлая часть суток и весь учебный год). При анализе полученных данных, мы получили следующие результаты: у здоровых школьников низкая работоспособность наблюдалась в осенний период, когда начинался новый учебный год с введением новых предметов обучения, а пик работоспособности приходился на весну на утренние часы.
Ключевые слова: интеллектуальная работоспособность, дети, сезоны года, биоритм, первый год обучения
Цель - изучить суточную и сезонную вариабельность показателей интеллектуальной деятельности, температуры тела и жизненной емкости легких у детей начальных классов обучения на протяжении учебного года.
Материалы и методы - под наблюдением находились 53 ребенка 7 - 11 лет, из которых мальчики составляли 48%, а девочки - 52%. Основную массу наблюдаемых составили дети со II группой здоровья, находящиеся в состоянии удовлетворительной адаптации. В наших исследованиях сбор хронобиологической информации проводился в осенний, зимний и весенний сезоны года, что
совпадало с началом, серединой и окончанием учебного года. Измерения проводились с интервалами в четыре часа (8.00 - 12.00 - 16.00 - 20.00), за исключением ночных часов - времени сна. Полученные данные обрабатывались по программе «Косинор». Для оценки динамических изменений интеллектуальной работоспособности ребенка, использовался дневной профиль тестовых показателей (память в баллах, моторика в баллах, точность в баллах, продуктивность в баллах). Полученные данные (количественные и качественные) подвергнутые математической обработке с ис-
Since 1999 ISSN 2226-7425
Журнал научных статей «Здоровье и образование вXXI веке» (Серия медицина), 2012, том 14 [1]
—--------------------------—
пользованием статистических программ, включая корреляционный анализ.
Результаты - индивидуальный анализ суточного ритма интеллектуальной работоспособности (ИР) выявил несколько хронобиологических вариантов. Преобладающим 37,5% был 1 вариант, отражающий норму ИР, у 12,5% амплитуда ритма выходила за пределы нормальных значений, свидетельствуя о лабилизации управления ритма ИР и в 29,2% было отмечено смещение акрофазы биоритма за пределы нормы - признак десинхро-ноза.
Исследования суточного ритма интеллектуальной работоспособности проведенные в разные сезоны года (исключение составило лето - период школьных каникул), показали относительную схожесть диаграмм в зимний и весенний периоды. Для них, были характерны высокие показатели работоспособности в утренние часы - 8.00 с последующим снижением к 12.00 и 16.00. Особенно четко это снижение наблюдалось в весенний период, когда работоспособность ребенка снижалась в 2 раза относительно утренних часов, но затем она имела тенденцию к восстановлению, хотя и не достигала исходного уровня (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика показателей работоспособности школьников 7-11 лет (условные единицы)
Динамика работоспособности в осенний период существенно отличалась от предыдущих -она имела монотонный характер, а показатели варьировали в весьма узких пределах 16-19 у.е.. Данные работоспособности, полученные в осенний период, свидетельствуют об умеренной, но стабильной деятельности ребенка на протяжении всей светлой части суток. В осеннем сезоне после летних каникул, ребенок встречается с новыми учителями, новыми предметами, переживает состояние перехода от длительного отдыха к активной учебе и изменению двигательного режима. Возможно, этим можно объяснить низкую работоспособность в начале учебного года у здоровых школьников. Показатели работоспособности сопровождаются снижением амплитуды суточного ритма, это указывает на повышенную напряженность адаптационных процессов и сокращение функционального резерва систем, обеспечивающих умственную работоспособность школьника. При анализе индивидуальных суточных ритмов,
обращает на себя внимание смещение акрофаз в осеннем и весеннем сезоне года. Так, в осенний период более чем у половины школьников акро-фазы работоспособности смещаются на 16.00 пополудни, а весной смещение акрофаз достигает 20.00 часов вечера.
Выводы - анализ суточной динамики интеллектуальной работоспособности у здоровых детей показал, что основную их массу представляет дневной хронотип, с акцентом ближе к утреннему. Этот вариант хронотипа наиболее адекватен для учебы в первую смену, так как позволяет в последующем включить ребенка в систему дополнительного образования на фоне возрастания собственных процессов обеспечения умственной и физической работоспособности. Среди здоровых детей к режиму первой смены адаптировано до 77% учащихся. Вечерний вариант хронотипа интеллектуальной работоспособности, при котором максимальная работоспособность приходится на период 16.00 - 20.00 отмечен в 23% случаев. Дети
этого хронотипа просыпались поздно (после 9.00), с трудом переживали утренний подъем в 7.00 -7.30, часто опаздывали в школу, плохо включались в учебный процесс, часто провоцировали конфликтные ситуации с педагогом, в результате чего, снижалась учебная мотивация и падала успеваемость.
ЛИТЕРАТУРА::
1. Васильев В.И. Здоровье детей в различных экологических зонах промышленного города: Авто-реф. дис. канд. мед. наук. - Москва, 1995. - 24 с.
2. Ефимова А.А., Сербин В.И., Дромбовская И.А. и др. Популяционное изучение патологии сердечно - сосудистой системы у детей // Новые технологии в педиатрии: Материалы конгресса педиатров России. Москва. - 1995. - С. 217.
3. Зайцева Н.В., Землянова М.А. , Кирьянов Д.А., Акатова А.А., Лужецкий К.П. Влияние хронического воздействия низких концентраций токсических веществ на адаптационные возможности, рост и развитие детского организма. // Вестник Российского государственного медицинского университета. Москва. - 2004. - № 7 (38). - С. 5460.
4. Михалюк Н.С. Состояние здоровья детского населения в условиях комплексного воздействия факторов среды обитания различной природы. // Вестник Российского Государственного медицинского Университета. - 2004. № 7 (38). - С. 96-99.
5. Экология детства: социальные и медицинские проблемы: Матер. Всерос. научно - практич. конф.. - СП6..1994. 127 с.