Oranskaya I.I.
THE CHRONOTYPE OF YOUNGER SCHOOLBOY WITH VEGETOVASCULAR DYSTONIA AND HIS PROGRESS
Federal Scientific Institution Ekaterinburg Medical Research Center for Prophylaxis and Health Protection in Industrial Workers, senior laboratory assistant - researcher, chair
of general hygiene, g. Ekaterinburg
Annotation: The biorhythmological indicators of vegetative status performing as an integrative characteristic of adaptation of the organism to the social conditions of life, and as a universal indicator of functional state of organism. Autonomic nervous system participates in all forms of activity of the child, has a decisive influence on the organization of the adaptation processes of conduct and the maintenance of homeostasis. Clinical manifestations of vegetative dysfunction are the most common symptoms in medical practice and to section vegetative - vascular dystonia, with their distinct manifestations in the functional status of the organism of the child. The psychological status of a sick child, characterized by anxiety, decreased background mood, the tantrums, the violation of the independence. For such children is characterized by nightmares, fear, fear of strangers. These children are capricious and bad fall asleep. Vegetative - vascular dystonia with its clinical manifestations has some impact on the cognitive functioning of the child and its success (no success) in school.
Keywords: child, chronotype, vegetovascular dystonia, hours of day, the seasons of year.
Оранская И.И.
ХРОНОТИП ШКОЛЬНИКА С ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ И ЕГО УСПЕВАЕМОСТЬ
Федеральное Бюджетное Учреждение Науки Екатеринбургский Медицинский Научный Центр Профилактики и Охраны Здоровья Рабочих на Промпредприятиях Роспотребнадзора, старший лаборант - исследователь, интерн кафедры общей
гигиены, г. Екатеринбург
Аннотация: Биоритмологические показатели вегетативного статуса выступают как интегративная характеристика адаптированности организма к социальным условиям жизни, и как универсальный показатель функционального состояния организма. Вегетативная нервная система принимает участие во всех формах жизнедеятельности ребенка, оказывает решающее влияние на организацию адаптационных процессов, поведения и поддержания гомеостаза. Клинические проявления вегетативной дисфункции относятся к наиболее частым симптомам во врачебной практике и к разделу вегето - сосудистых дистоний, с их отчетливыми проявлениями в функциональном статусе организма ребенка. Психологический статус больного ребенка характеризу-
—-------д^СФС^з--------—
~ 194 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
ется тревожностью, пониженным фоном настроения, вспышками раздражения, нарушением самостоятельности. Для таких детей характерны: ночные страхи, пугливость, боязнь чужих людей. Эти дети капризны и плохо засыпают. Вегето - сосудистая дистония с ее клиническими проявлениями, оказывает определенное влияние и на интеллектуальную работоспособность ребенка и на его успешность (не успешность) обучения в школе.
Ключевые слова: ребенок, хронотип, вегетососудистая дистония, часы суток, сезоны года.
Материалы и методы
Для исследования биоритмологических характеристик было отобрано 74 ребенка с высокой частотой вегетативных расстройств. В наблюдаемой когорте детей, мальчики составляли 57%, девочки 43%. 39% детей были в возрасте 7-8 лет и 61% в возрасте 9-11 лет.
В рамках исследования детям проводилась ЭЭГ головного мозга, определялся суточный ритм работоспособности при помощи «Косинор» - анализа (измерения проводились каждые 4 часа, за исключением ночного сна ребенка).
Результаты и обсуждения
Практически все дети были отнесены к третьей группе здоровья (92%), физическое развитие детей с вегето - сосудистой дистонией в 44% характеризовалось доминантой дисгармоничности у
первоклассников, с последующим нарастанием ее частоты у учащихся 2 классов (46%). У девочек отмечался избыточный вес. По данным электрофизиологиче-ских исследований у 45 детей по данным ЭЭГ отмечалась незрелость мозговых структур, а уровень интеллектуального развития у 56% был ниже среднего. Практически у всех детей имели место энцефалопатия и минимальные дисфункции центральной нервной системы, что в известной мере является предиктором нарушения незначительных процессов, возможных надсегментарных расстройств вегетативного характера эмоциональной сферы ребенка.
В ходе исследования, у детей с вегетативными расстройствами были выявлены следующие признаки, процентное распределение которых представлено в графике 1.
График 1
Признаки вегетативных нарушений
конфликтное пов едение
сниженная
работоспособност
нарушение сна
□ сниженная работоспособность
□ быстрая утомляемость и нарушение сна
□ конфликтное поведение
—---------д^СФС^з-------------—-
~ 195 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Функциональные нарушения центральной нервной системы по данным ЭЭГ отмечено в 98% случаев их проявления представлены в графике 2.
График 2
Функциональные нарушения ЦНС
120
100
80
60
40
20
0
(D
_Q
_ I
й 3 I
оотс
со
(D
X
О о О
100
42
54
□ %
22
Е о
I-
^ О О S О 1^ О
S тс
I S (D I
3 g ^ ? ГО £ X m
ТС
<D J Т ГО ^ со тс ?Е го h
* О
со S
В формировании вегетососудистой дистонии, вегетативных нарушений в 74% являлись отдельные последствия перинатального поражения центральной нервной системы гипоксического и травматического генеза. В когорте наблюдений отмечались высокая частота дисфункции желудочно - кишечного тракта и желчевыводящих путей (97%). Эти проявления вегето - сосудистой дистонии несомненно сказывались на формировании хроноалгоритма интеллектуальной работоспособности ребенка.
Суточный ритм ИР оценивался по показателям собранным в течение суток с интервалом в 4 часа с последующей обработкой по программе «Косинор». В эксперименте участвовали 23 ребенка. Результаты исследования сводились к следующему: акрофаза ритма ИР приходилась на полуденные часы 12,8±0,3, амплитуда составляла 12,6 у.е., а мезор (среднесуточный показатель) был равен 21,3±1,67 у.е.
При сравнительном анализе с группой здоровых детей, существенных различий в показателях суточного ритма выявлено не было. Акрофаза ритма ИР находилась в пределах доверительного интервала нормы, среднесуточные показатели близки между собой, но амплитуда ритма у детей с ВСД имела тенденцию к снижению. У 10% школьников с ВСД в суточном ритме обнаруживаются 12 часовые составляющие. Обращало на себя внимание, что продолжительность времени оптимальных значений у этой группы детей была почти на один час меньше и не превышала в среднем 4,45 часа.
При индивидуальном анализе хронограмм выявилась большая вариабельность. Так 1 вариант встретился только в 21% случаев, а третий, для которого характерно смещение амплитуды ритма в 38%. Достаточно с большой частотой за-
—---------д^СФС^з-------------—-
~ 196 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
регистрирован был 4 вариант - 14% - вариант с характерной деструкцией ритмической структуры.
Интеллектуальная работоспособность на период 8.00 в любое время года (график 3), была весьма высока и варьировала в пределах 19-24 у.е. К полуденным часам (12.00) уровень ИР повышался особенно в весенний период года, когда показатель интеллектуальной работоспособности достигал значений 28 у.е. Увеличение показателей ИР отмечалось и в остальные сезоны года - зима, осень, но было незначительным относительно исходных значений. К 16.00 уровень ИР в весенний и зимний период резко падал и не превышал в первом случае 18.00 у.е., во втором - 12 у.е. более стабильными были показатели осеннего периода. Незначительное повышение к 12.00 часам сохранилось до 16.00 с последующим снижением до уровня исходных значений в вечернее время. Позднее вечернее время зимнего периода характеризовалось резким подъемом интеллектуальной работоспособности ребенка, существенно превышающим таковые утренних значений. В весенний
период показатель ИР продолжал тенденцию к снижению, опустившихся относительно утренних часов на 7 у.е. Последнее находит свое объяснение в закономерностях окологодовой перестройки гомеостаза и функциональных систем жизнеобеспечения. Переход от зимнего периода с его парасимпатическим уровнем функционирования физиологических систем к симпатикотонической и избыточной тратой энергоресурсов.
Рассматривая динамику максимальных значений ИР в течение рабочего дня, следует отметить, что у школьников с ВСД более 68% приходится на утренний (дневной) вариант хронотипа, и только 32% детей можно было отнести к вечернему хронотипу. Следует также заметить, что хронограммы 3 варианта, характеризующиеся смещением акро-фазы, встречаются у детей с ВСД почти в 40% случаев, а в осеннем периоде преимущественно регистрируются хронограммы 4 типа, что с очевидностью свидетельствует о процессах адаптации и переходе регуляторных процессов от летнего к зимнему периоду функционирования.
График 3
Дневной профиль ИР у детей с ВСД в разные периоды года (школьники, 7-11 лет)
(уе)
Весна
Зима
Осень
Дневная динамика интеллектуальной работоспособности у детей с ВСД утреннего (дневного) хронотипа имеет сходный паттерн кривых со здоровыми
детьми, но с более низкими значениями амплитуды ритма (р<0,05). Дневной профиль детей вечернего хронотипа имеет некоторые особенности относительно
~ 197 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
здоровых. Так максимальное значение ИР приходится на поздние вечерние (20.00) часы с двукратным подъемом.
Дневной профиль детей с ВСД, обучающихся в разные смены имел свои особенности по показателям ИР (график
4).
График 4
Дневной профиль ИР у школьников 7-11 лет с ВСД при обучении в первую
смену (у.е.)
В группе школьников с ВСД вечернего хронотипа мезор и амплитуда суточного ритма ИР были значительно ниже, чем у здоровых детей. Акрофаза интеллектуальной работоспособности приходилась на 20.00, но показатель ИР в это время был на 30% ниже и уровень вегетативного обеспечения у «вечерников» с ВСД был недостаточен относительно здоровых школьников. Это позволяет рекомендовать более низкие учебные нагрузки при учебе во вторую смену.
Вегетативная регуляция интеллектуальной работоспособности детей с ВСД на протяжении учебного года не являются стабильным показателем и варьирует в довольно широких пределах. Наиболее отчетливо выступают два ва-
рианта регуляторных процессов: гипер-сипатикотонической реактивности и асимпатикотонический реактивности. Последний является наиболее неблагоприятным фактором адаптации в начале учебного года и был отмечен у 22% школьников, гиперсимпатикотониче-ский - 30%. В последующие месяцы процент гиперсимпатикотонии у детей нарастал к концу учебного года и достиг 72%. Необходимо отметить, что в марте наблюдалось резкое снижение частоты встречаемости этого типа раекции, возможно, что такое изменение в регуляторных процессах ИР было в определенной мере связано с периодом каникул. Асим-патикотонический вариант в частоте своей встречаемости был более вариабельным. Так, увеличившись в октябре
—---------д^СФС^з-------------—-
~ 198 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
на 3%, он полностью отсутствовал в ноябре. В декабре этот вариант вегетативной регуляции зарегистрирован у 14%, в январе у 30%, в марте его встречаемость упала до 8%, а к концу учебного года возросла до 36%.
Полученные данные позволяют высказать предположение, что эта медикопрофилактическая реабилитация школьников с ВСД не обеспечивает должного снижения биологический цены адаптации и успешность учебного курса достигается высокой биологической ценой у детей с ослабленным здоровьем.
На протяжении учебного года претерпевали изменения основные показатели суточных ритмов интеллектуальной работоспособности и индекса напряжения. Если в начале учебного года среднесуточный показатель ИР составлял 20±5 у.е., а амплитуда ритма 51±6 у.е., то к концу учебного года мезор увеличился на 2 у.е., а амплитуда уменьшилась на 2 у.е. Столь малая вариабельность показателей биоритма ИР на протяжении учебного года, свидетельствовала о некой стабильности этого процесса, находящегося в пределах, присущих и здоровому школьнику этого возраста. Более динамичными параметрами суточного ритма были показатели индекса напряжения, отражающего характер вегетативной регуляции. Так, вначале учебного года среднесуточные значения мезора составляли 103±9 ед. и была снижена относительно здоровых - на 30 ед., увеличилась и амплитуда ритма, сравнявшись с пока-
зателем здоровых детей 52±4 у.е. К окончанию учебного года среднесуточный уровень ИН снизился до исходных значений, но превышал таковые - здоровых детей на 10 у.е. Амплитуда ритма у детей с ВСД к концу учебного года достигла значения 51±5 у.е., превысив таковую здоровых - на 7 у.е. Полученные данные показывают, что к середине учебного года система вегетативной регуляции уже находится в состоянии перенапряжения, оставаясь на этом уровне до конца учебного года. Но управление вегетативной нервной системой осуществляется в режиме лабилизации (в режиме активного поиска) который всегда сопряжен с дополнительными энергозатратами. Следовательно, процесс обучения детей с ВСД сопровождается (проходит в условиях) напряженности симпато-адреналового контроля, что может привести (способствовать) к формированию вегетативных и психоэмоциональных расстройств и обострению заболевания.
Выводы:
Только при учете всех составляющих, учебный процесс, включая и контакт с учителем, дети с вегето - сосудистой дистонией должны обучаться в те смены, которые по временным параметрам адекватны их хронобиологическим возможностям. При организации смен обучения следует особое внимание уделять детям с дискоординированной системой вегетативной регуляцией (вегето-сосудистой дистонией).
—---------д^СФС^з-------------—
~ 199 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).