ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ
СУТОЧНЫЕ И СЕЗОННЫЕ РИТМЫ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 8-13 ЛЕТ
Н.И. Орлова1, В. П. Рыбаков Институт возрастной физиологии РАО, Москва
В работе представлены и проанализированы данные по изучению суточных и сезонных ритмов кратковременной слуховой памяти (КСП) у детей 8-13 лет. Установлено, что во всех возрастных группах сезонная динамика КСП у мальчиков и девочек различна. Показано, что во всех возрастных группах значительной части учащихся присущи оптимальные формы временной организации КСП: утренний, дневной и утренне-дневной типы. Сравнительное изучение распределения условных типов дневной динамики КСП среди мальчиков и девочек всех возрастных групп методом rf показало наличие статистически значимых отличий между этими выборками.
Ключевые слова: суточные и сезонные ритмы, кратковременная слуховая память, детский возраст.
Circadian and seasonal rhythms of short-term memory in 8-13-year-old children. The article presents the analysis of research data on circadian and seasonal rhythms of short-term auditory memory in 8-13 year old children. It is found out that in all age groups the seasonal changes in short-term auditory memory in boys and girls are different. It is shown that in all age groups most pupils demonstrate optimum time organization of short-term auditory memory: morning, afternoon and morning-afternoon types. Comparative analysis of quantitative distribution of short-term memory curves among boys and girls with rf method showed significant differences between these two samples.
Key words: circadian and seasonal rhythms, auditory memory, child age.
Все живое подчинено законам ритмической деятельности. В то же время, биологические ритмы в онтогенезе организма образуются не сразу. Установлено, что человек рождается, уже имея околосуточные и годовые ритмы ограниченного числа функций, а затем постепенно формируются другие ритмы организма. Времена года оказывают существенное влияние на функциональную активность организма человека и животных. [1, 3]. Полагают, что биологические ритмы находятся в тесной связи друг с другом [4, 18]. Так, сезонные ритмы, по всей вероятности, взаимодействуют с суточными, что приводит к систематическим изменениям основных биоритмологических параметров последних [4, 8]. Временное согласование физиологических процессов является оптимальным условием существования организма. Нарушение согласованности биоритмов (десинхроноз) снижает сопротивляемость организма к условиям среды, уменьшает его работоспособность [17]. Кроме того, десинхроноз является первым неспецифическим проявлением большинства патологических состояний и нарушений адаптации человека к среде. Известно, что в силу ряда объективных причин детский организм
Контакты:1 Орлова Н.И., E-mail:[email protected]
более предрасположен к возникновению десинхроноза, чем взрослый [6, 7]. И, следовательно, чтобы избежать этого предвестника патологического состояния, необходимо иметь четкое представление о временной структуре различных функций организма.
На сегодняшний день известно о суточной ритмичности более 300 функций человека и процессов его организма. К их числу относится и кратковременная память (КП), играющая одну из ключевых ролей в процессе обучения, поскольку успешность обучения во многом обусловлена объемом запоминания и воспроизведения школьного материала.
В доступной нам литературе встречаются лишь единичные исследования, посвященные изучению суточной и сезонной активности функции кратковременной памяти, выполненные, как правило, на взрослых людях [8, 12, 22]. Так, при изучении дневной динамики КП зрительной и слуховой модальности обнаружены существенные колебания уровня кратковременной слуховой памяти в течение рабочего дня [12]. Из данных, полученных П. Колькюхунь [8] следует, что запоминание бессмысленных слов обычно быстрее происходит в утреннее время суток. В целом, анализ литературных данных показал, что в большинстве исследований, выполненных на детях, объем кратковременной памяти изучался без учета ее дневной динамики [9, 10]. В то же время известно, что в течение суток амплитуда ритма психофизиологических показателей у детей меняется весьма существенно и это следует учитывать при построении их режима обучения. Результаты собственных исследований, выполненных на учащихся 8-13 лет, показали, наличие сезонной и дневной динамики кратковременной зрительной памяти и выявили их половые особенности у школьников разных возрастных групп [13, 14]. Поскольку в обработке поступающей информации у школьников принимают участие как зрительный, так и слуховой анализатор, представляется интересным также исследовать суточные и сезонные ритмы кратковременной слуховой памяти у детей и определить их половые особенности.
Целью настоящей работы явилось изучение суточных и сезонных ритмов кратковременной слуховой памяти (КСП) у детей 8-13 лет.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во время проведения исследования было обследовано 79 девочек (39 школьниц 8-9 лет, 25 -10-11 лет и 15 - 12-13 лет) и 92 мальчика (39 учеников 8-9 лет, 33 -10-11 лет и 20 - 12-13 лет) - учащихся 2-7 классов г. Москвы.
Уровень показателя КСП определяли два раза в течение учебной недели (по вторникам и четвергам) или в течение двух последовательных недель по вторникам в осеннее, зимнее и весеннее время года. Исследования функции кратковременной слуховой памяти проводили 4-5 раз в ходе учебного дня в зависимости от продолжительности пребывания учащихся в школе. Определение КСП проводилось с использованием таблиц с различными рядами случайных цифр по схеме А.А. Гуминского и соавторов [5].
Определение объема воспроизведения КСП проводилось следующим образом. Группам испытуемых зачитывались три ряда случайных цифр, каждый из которых содержал от 5 до 7 цифр. В соответствии с данными литературы [11] количество цифр в рядах составляло: для 8-9-летних школьников - 5, 5 и 6 или 5, 6
и 6 (в сумме 16-17цифр); для 10-11-летних школьников - три ряда по 6 или 6, 6 и 7 (в сумме 18-19 цифр); для 12-13-летних учащихся - 6 и два ряда по 7 или три ряда по 7 (в сумме 20-21 цифра).
Цифры произносились предельно четко с интервалом в одну секунду (в ритме стартового отсчета времени) один раз. Учащиеся должны были внимательно прослушать зачитываемый ряд цифр и воспроизвести его по памяти на заранее розданных бланках в течение не более 1 минуты. Каждый ряд зачитывался по очереди, начиная с самого короткого. В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемыми стояла полная тишина. Обработка результатов теста заключалась в определение правильно и неправильно воспроизведенных по памяти цифр. У каждого испытуемого оценивалось количество правильно воспроизведенных цифр, выраженных в процентах, по отношению к количеству цифр, в предъявлении, принятых за 100% [20].
Полученные данные были обработаны с использованием Microsoft office excel 2007, Statistica версия 6.1. Оценка достоверности различий осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента (p<0,05). При анализе индивидуальных кривых дневной динамики КСП находили временное положение акрофазы, рассчитывали амплитуду и среднедневной уровень. Индивидуальные кривые, аналогичные по акрофазе, объединяли в условные группы: утренний тип кривой (акрофаза приходится на 8.30 или 11.10), дневной (с акрофазой в 12.30 или 14.30), вечерний (с акрофазой в 17.30 или 19.30). В случае наличия двух акрофаз, выделяли утренне-дневной, утренне-вечерний, дневно-вечерний типы. Кривые без выраженных изменений амплитуды были отнесены к аритмичному типу. Адаптивную оценку кривых проводили, исходя из временного соотношения акрофаз кривых со временем нахождения детей в школе (8.30 -15.00 ч.) с учетом типологизации кривых по В.А. Доскину и Н.Н. Куинджи [6].
При проведении сравнительного анализа индивидуальных хронограмм КСП, полученных при тестировании мальчиков, с результатами исследования, полученными при обследовании девочек, использовался метод Chi-Square (%2).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследований свидетельствуют о том, что у мальчиков и девочек 8-9-летнего возраста сезонная динамика КСП различна. Так, у мальчиков продуктивность КСП осенью, зимой и весной существенно не различается, т.е. уровень КСП стабилен. У девочек этого возраста от осени к весне выявлено значимое повышение (p<0,01) уровня КСП. При этом следует отметить, что объем воспроизведения КСП в зимний и весенний периоды наблюдений практически одинаков (рис.1).
Сопоставление продуктивности КСП у мальчиков и девочек 8-9-летнего возраста показало, что объем воспроизведения слуховой информации во все периоды наблюдений у девочек существенно выше (p<0,001), чем у мальчиков (рис. 1).
В группе детей 10-11 лет у мальчиков уровень КСП в течение учебного года практически одинаков, а у девочек от осени к весне наблюдается существенное повышение ((p<0,05-0,01) продуктивности КСП (рис. 1).
I
о
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
1
1 5
8-9лет мальчики
?
1
I
— 1 _
*
—
К
осень
ч. зима
весна
8-9лет 10-11лет 10-11лет 12-13лет 12-13лет
девочки мальчики девочки мальчики девочки
Рис. 1. Продуктивность КСПу мальчиков и девочек 8-13 лет в разное время года (по оси ординат - продуктивность КСП в %)
Следовательно, сезонная динамика КСП у учащихся 8-9 и 10-11 лет, как у мальчиков, так и у девочек имеет аналогичный характер.
Сравнение объемов воспроизведения слуховой информации у мальчиков и девочек 10-11 лет показало, что у девочек зимой и весной продуктивность КСП значимо выше (р<0,05-0,01), чем у мальчиков (рис.1).
У мальчиков 12-13 лет характер сезонной динамики КСП иной, чем в предыдущих возрастных группах: пик продуктивности КСП приходится на зимнее время года, осенью и весной уровни КСП значимо ф<0,01) ниже и существенно не различаются между собой. У девочек 12-13лет осенью и зимой объем воспроизведения КСП практически одинаков, а весной отмечается значимое повышение ф<0,05) продуктивности КСП (рис. 1).
Сравнение объемов воспроизведения слуховой информации у мальчиков и девочек 12-13 лет показало, что осенью продуктивность КСП у мальчиков и девочек практически одинакова, зимой объем воспроизведения КСП у мальчиков значимо выше ф<0,01), чем у девочек, а весной, напротив, уровень КСП у девочек существенно выше ф<0,01), чем у мальчиков (рис. 1).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии определенных различий между мальчиками и девочками в сезонной динамике КСП. Показано, что во всех возрастных группах сезонная динамика КСП у мальчиков и де-
вочек различна. Так, у мальчиков 8-9 и 10-11 лет уровень КСП во все периоды наблюдений практически одинаков, а у мальчиков 12-13 лет существенное ф<0,01) повышение продуктивности КСП выявлено зимой. У девочек 8-9, 10-11 и 12-13 от осени к весне отмечено значимое повышение ф<0,05-0,001) объема воспроизведения слуховой информации. По-видимому, психофизиологические функции организма мальчиков и девочек в разной степени подвержены влиянию сезонных факторов.
Изучение возрастной динамики продуктивности КСП показало, что вне зависимости от периода исследований у мальчиков продуктивность КСП с возрастом существенно повышается (рис. 1), что полностью согласуется с данными других авторов [6, 21]. В отличие от мальчиков, у девочек 8-9 и 10-11 лет объем воспроизведения слуховой информации осенью, зимой и весной существенно не различается (рис. 1). Значимое повышение ф<0,01) продуктивности КСП у 12-13-летних школьниц по отношению к более младшим возрастным группам выявлено в осенний и весенний периоды наблюдений (рис. 1). По-видимому, темпы созревания функции КСП у мальчиков и девочек 8-13 лет различны и в разной степени зависят от влияния климатогеографических факторов. По мнению ряда авторов [2, 15, 19] морфологическое созревание головного мозга у девочек и мальчиков происходит разными темпами, что, вероятно, может отразиться на процессе воспроизведения предъявляемой информации.
Изучение суточных ритмов проводилось путем определения временных типов дневной динамики кратковременной слуховой памяти. По данным В.А. Доскина с соавторами [6, 7], несмотря на то, что биологический ритм формируется еще задолго до рождения ребенка, а организм матери является основным источником сигналов времени для будущего ребенка, окончательное формирование биоритмологического профиля организма человека заканчивается только к 17 годам. Кроме того, для определения биоритмологического профиля необходимо одновременное изучение динамики нескольких функций. Поскольку данное исследование выполнялось на детях 8-9, 10-11 и 12-13-летнего возраста, и в нем изучалась дневная динамика только кратковременной слуховой памяти, отнесение ребенка к тому или другому типу биоритмальной активности является достаточно условным.
Для решения поставленной задачи, как и в предыдущих исследованиях [14], при анализе индивидуальных хронограмм КСП мы выделяли условные типы дневной динамики кратковременной слуховой памяти: утренний, дневной, вечерний, утренне-дневной, утренне-вечерний, дневно-вечерний и аритмичный. Сопоставление времени нахождения учащегося в школе с периодом повышенного в течение дня объема кратковременной слуховой памяти позволило выделить наиболее оптимальные типы кривых (утренние, дневные и утренне-дневные) и наиболее неоптимальные типы (вечерние и аритмичные).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в обследованной выборке школьников наряду с утренними, дневными и вечерними вариантами кривых продуктивности КСП, характеризующимися одной акрофазой, встречаются формы кривых с двумя акрофазами (табл. 1, 2 и 3).
Результаты исследования показали, что у детей 8-9 лет во все периоды наблюдений преобладает утренний тип кривых КСП (табл. 1). Осенью количество утренних форм кривых КСП у мальчиков и девочек практически одинаково и со-
ставляет около 1/3 от общего числа кривых. В зимний и весенний периоды наблюдений в группе мальчиков число детей с утренними формами кривых выше, чем в группе девочек в 1,4 и 1,9 раза соответственно. Количество дневных форм кривых КСП в зимний и весенний периоды наблюдений в обеих половых группах примерно одинаково, а осенью у девочек в 1,4 раза выше, чем у мальчиков. Следует отметить полное отсутствие зимой в группе мальчиков, а весной, как у мальчиков, так и у девочек вечерних форм кривых КСП (табл. 1).
Из кривых с двумя акрофазами в осенний период наблюдений у мальчиков лидирует дневно-вечерний, а у девочек - аритмичный тип; зимой в группе мальчиков преобладает аритмичный, а в группе девочек утренне-дневной тип; весной у мальчиков на первое место выходит аритмичный, а у девочек - утренне-дневной вариант кривых (табл. 1).
Сравнительный анализ количественного распределения типов дневной динамики КСП выборки мальчиков 8-9 лет с выборкой девочек того же возраста с использованием метода %2 показал наличие достоверных (р<0,05) отличий между этими выборками в зимний и весенний периоды наблюдений.
У учащихся 10-11 лет осенью чаще всего встречаются дневной тип кривых КСП у мальчиков и утренний, вечерний и дневно-вечерний - у девочек (табл.2). В зимнее время года у мальчиков число дневных форм кривых КСП увеличивается в 1,9 раза. У девочек также лидируют кривые дневного и утренне-дневного типов КСП, число последних по сравнению с осенью увеличилось в 3 раза. К весне у мальчиков число дневных форм кривых сокращается в 1,7 раза и параллельно резко увеличивается количество двухфазных кривых утренне-вечернего и днев-но-вечернего типов (табл.2). У девочек число утренних форм кривых увеличивается в 1,4 раза, в 3 раза возрастает количество форм кривых дневно-вечернего типа и полностью исчезают утренне-дневной и утренне-вечерний типы (табл.2).
Таблица 1
Распределение (в %) условных типов дневной динамики КСП у детей 8-9 лет в разное время года
Типы Осень Зима Весна
кривых маль- девоч- маль- девоч- мальчи- девоч-
чики ки чики ки ки ки
Утренний 36,6 32,9 61,7 43,2 64,9 33,7
Дневной 16,7 22,6 25,5 27,2 16,2 17,9
Вечерний 13,3 12,2 0 9,1 0 0
Утренне- 6,7 5,2 4,3 11,4 0 19,3
дневной
Утренне- 10,0 7,1 0 0 0 3,4
вечерний
Дневно- 16,7 9,7 0 9,1 0 9,0
вечерний
Аритмич- 0 10,3 8,5 0 18,9 16,7
ный
Сравнительный анализ количественного распределения типов дневной динамики КСП выборки мальчиков 10-11 лет с выборкой девочек того же возраста с использованием метода %2 показал наличие достоверных ф<0,05) отличий между этими выборками в зимний и весенний периоды наблюдений.
Среди школьников 12-13-летнего возраста осенью у мальчиков чаще всего встречаются формы кривых дневного, а у девочек - утреннего и дневного типов (табл.3). Среди двухфазных форм кривых в обеих половых группах лидирует дневно-вечерний тип. Зимой на первое место у мальчиков выходят утренние формы кривых биоритмальной активности, число которых возрастает в 2,6 раза по сравнению с осенью. У девочек по-прежнему лидирует дневной тип КСП, хотя число его кривых несколько снижается (в 1,4 раза). К весне у девочек число дневных форм кривых остается прежним, а утренних увеличивается в 2 раза и выходит на первое место. Следует отметить некоторый рост от зимы к весне утренне-дневных форм кривых в 1,8 раза у мальчиков и в 1,4 раза у девочек (табл.3).
Сравнительный анализ количественного распределения типов дневной динамики КСП выборки мальчиков 12-13 лет с выборкой девочек того же возраста с использованием метода %2 показал наличие достоверных ф<0,05) отличий между этими выборками во все периоды наблюдений.
Анализ полученных данных показал, что у большей части детей 8-9-летнего возраста выявлены утренний, дневной и утренне-дневной типы временной организации КСП. У мальчиков от осени к зиме наблюдается рост оптимальных вариантов кривых КСП в 1,5 раза, а у девочек в 1,2 раза. К весне число оптимальных вариантов кривых снижается как у мальчиков, так и у девочек (табл. 1).
Таблица 2
Распределение (в %) условных типов дневной динамики КСП у детей 10-11 лет в разное время года
Типы кривых Осень Зима Весна
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
Утренний 21,7 19,3 17,6 25,0 10,9 34,2
Дневной 28,3 12,3 52,9 12,5 30,4 15,8
Вечерний 15,2 19,3 8,8 0 2,2 10,5
Утренне-дневной 4,3 7,0 14,7 22,5 17,4 0
Утренне-вечерний 13,0 14,0 5,9 17,5 15,2 0
Дневно-вечерний 15,2 21,1 0 10,0 23,9 31,6
Аритмичный 2,2 7,0 0 12,5 0 7,9
Аналогичный рост оптимальных форм кривых КСП от осени к зиме наблюдается и в группе 10-11-летних школьников. К весне в обеих половых группах чис-
ло оптимальных форм кривых уменьшается: у мальчиков в 1,5 раза, у девочек - в 1,2 раза (табл.2).
У мальчиков 12-13-летнего возраста пик оптимальных вариантов кривых приходится на зиму, также как и в предыдущих возрастных группах, а у девочек -на весну (табл.3). Следовательно, в большинстве случаев зимний период наблюдений является наиболее благоприятным для усвоения слуховой информации.
Таблица 3
Распределение (в %) условных типов дневной динамики КСП у детей 12-13 лет в разное время года
Типы кривых Осень Зима Весна
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
Утренний 15,9 31,5 41,2 19,4 34,5 38,7
Дневной 30,2 31,5 35,3 22,3 17,2 22,6
Вечерний 9,5 11,1 5,9 9,7 3,5 0
Утренне-дневной 11,1 3,7 8,8 16,1 20,7 22,6
Утренне-вечерний 12,7 1,9 0 12,9 13,8 0
Дневно-вечерний 14,3 14,8 2,9 19,4 0 16,1
Аритмичный 6,3 5,5 5,9 0 10,3 0
Таким образом, всех возрастных группах значительной части учащихся присущи оптимальные формы временной организации КСП: утренний, дневной и утренне-дневной типы, что создает благоприятные условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Сравнительное изучение количественного распределения вариантов кривых КСП среди мальчиков и девочек всех возрастных 2
групп методом % показало наличие статистически достоверных отличий между выборками в подавляющем большинстве случаев.
Полученные результаты имеют и определенное методическое значение, поскольку свидетельствуют о том, что изучение кратковременной слуховой памяти у школьников разных возрастных групп (8-9 лет, 10-11 лет 12-13 лет) следует проводить отдельно у мальчиков и девочек, так как у них имеются существенные отличия в уровне воспроизведения полученной информации. Кроме того, для оптимизации учебного процесса преподавателю желательно знать индивидуально-типологические особенности КЗП и КСП учащихся и учитывать их при построении урока, поскольку продуктивность запоминания и воспроизведения материала зависит от его наглядности и доступности восприятия [16]. Поэтому, тестирование краткосрочной памяти желательно проводить многократно в суточной, недельной или сезонной динамике, поскольку только такой подход способствует выявлению индивидуально-типологических особенностей мнемической функции.
ВЫВОДЫ
1. Установлено, что во всех возрастных группах сезонная динамика КСП у мальчиков и девочек различна. Так, у мальчиков 8-9 и 10-11 лет уровень КСП во все периоды наблюдений практически одинаков, а у мальчиков 12-13 лет существенное (p<0,01) повышение продуктивности КСП выявлено зимой. У девочек 89, 10-11 и 12-13 от осени к весне отмечено значимое повышение (p<0,05-0,001) объема воспроизведения слуховой информации.
2. Показано, что в группе детей 8-9 лет во все периоды наблюдений уровень КСП у девочек значимо (p<0,001) выше, чем у мальчиков. В группе учащихся 1011-летнего возраста аналогичная картина отмечается зимой и весной.
3. Выявлено, что в группе школьников 12-13-летнего возраста осенью продуктивность КСП у мальчиков и девочек практически одинакова. Зимой объем воспроизведения слуховой информации у мальчиков значимо (p<0,01), выше, чем у девочек; а весной у девочек существенно выше (p<0,01), чем у мальчиков.
4. С возрастом отмечается существенный рост продуктивности КСП у детей обоего пола в осенний и весенний периоды наблюдений. Зимой значимый (p<0,001) рост уровня КСП отмечен только в группе мальчиков.
5. Показано, что во всех возрастных группах значительной части учащихся присущи оптимальные формы временной организации КСП: утренний, дневной и утренне-дневной типы. У детей обоего пола 8-9 и 10-11 лет, а также у мальчиков 12-13 лет наибольшее число оптимальных форм кривых (60,0-91,5%) выявлено зимой; а у девочек 12-13 лет - весной. Сравнительное изучение распределения
условных типов дневной динамики КСП среди мальчиков и девочек всех возраст-
2
ных групп методом % показало наличие статистически значимых отличий между выборками в подавляющем большинстве случаев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашофф Ю. Годовые ритмы у человека / Кн. Биологические ритмы. В двух томах. Т.2. Пер. с англ. // Под ред. Ю. Ашоффа. - М.: Мир, 1984. - С. 164-169.
2. Бианки В.Л., Филиппова Е.Б., Асимметрия мозга и пол. - СПб.: СПб. Ун-т, 1997. - 328 с.
3. Волкова Л.В. Спектральные характеристики годичных ритмов психофизиологических свойств индивидуальности: автореф.. дисс. ... канд. псих. наук. - Уфа, 1998. -18 с.
4. Голиков А.П., Голиков П.П. Сезонные биоритмы в физиологии и патологии. -М.: Медицина, 1973. - 166 с.
5. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М., 1990. - 239 с.
6. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М., 1989. - 224 с.
7. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. - М.: Медицина, 1991. - 176 с.
8. Колькюхунь П. Ритмы работоспособности / Кн.: Биологические ритмы. Т.1. / Под ред. Ю. Ашоффа. - М.: Мир, 1984. - С. 389-408.
9. Коновалов В.Ф., Журавлев Г.И., Сериков И.С. Особенности простых и сложных форм памяти в зависимости от возраста и пола // Вопросы психологии. - 1987. - №4.
10. Левина И.Л. Тендерные различия в состоянии психического здоровья школьников: Бюллетень СО РАМН. - 2003. - №2(108). - С. 40-48.
11. Маркова А.К., Лидерс А.Т., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьников в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992. - 180 с.
12. Невельский П.Б., Розембаум М.Д., Середа А.А. Динамика кратковременной памяти в течение рабочего дня // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Материалы Всес. Симп. по психологии памяти. - Харьков, 1970. - С. 169-172.
13. Орлова Н.И. Некоторые особенности адаптации учеников младшего и среднего школьного возраста к учебной деятельности. Материалы 1 Межд.научно-практ. конф. «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды». - Челябинск, 2006. - С. 317-319.
14. Орлова Н.И., Рыбаков В.П. Половые особенности временной организации краткосрочной зрительной памяти у детей 8-9 лет / Новые исследования. - 2008. - №3. - С. 61-70.
15. Разумникова О.М., Вольф Н.В. Латеральные эффекты эмоциогенной стимуляции в вербальных мнестических процессах у мужчин и женщин // Журн. высш. нервн. деят. - 2002. - Т.52. - Вып.3. - С. 187-192.
16. Понарядова Г.М. Научите себя запоминать. - С.-Петербург, 1997. - 140 с.
17. Степанова С.И. Биологические аспекты проблемы адаптации. - М., 1986. -241 с.
18. Хильдебрандт Г., Мозер М., Лехофер М. Хронобиология и хрономедицина. Биологические ритмы. Медицинское применение / Под ред Ф.И. Комарова, С.И. Рапопорт. - М.: Арнебия, 2006. - 144 с.
19. Хризман Т.П., Еремеева В.Д Развитие межполушарной функциональной асимметрии мозга у детей и половые различия (данные ЭЭГ) // Развивающийся мозг. -Тбилиси, 1984. - С. 242-243.
20. Шапиро А.Л. Гигиеническая оценка режима дня и динамики умственной работоспособности у школьников 1-7 классов с отклонениями в состоянии здоровья // Гигиена и санитария. - 1980. - С. 33-35.
21. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников. М., 1995.-38с.
22. Baddeley A.D., Hatter J.E., Scott D., Snashall A. Memory and time of day. // Quart. J. Exp. Psychol., 1970. - V 22, № 4. - Р. 605-609.