Л. В. Виноградова
СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
Работа представлена кафедрой философии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор С. А. Хмелевская
В статье в результате анализа характеристик массового сознания и взаимодействия его с другими элементами общественного сознания формулируется определение массового сознания, факторы, под воздействием которых оно формулируется, а также основные его признаки.
The article, based on the analysis of the characteristics of the mass conscience and its interaction with other elements of public conscience, provides a definition of the mass conscience, lists the factors, generating this phenomenon, as well as its main features.
При изучении массового сознания исследователи сталкиваются с целым рядом трудностей, которые связаны прежде всего с самой его природой и свойствами, плохо поддающимися фиксации и описанию, что делает их трудноуловимыми с точки зрения строгих операциональных определений.
Вместе с тем бытующие ныне в науке взгля -ды на массовое сознание можно объединить в два основных подхода.
С одной стороны, массовое сознание -конкретный вариант, ипостась общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды раз-
вития общества. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. При этом существенно, что оно может одновременно включать в себя отдельные компоненты разных типов сознания (например, сознание групп социальнопрофессионального характера, составляющих определенный срез социальной структуры общества), а также некоторые иные типы сознания, присущие специфическим множествам индивидов, объединяющим представителей различных групп, но в то же время не имеющим отчетливо группового характера. Обычно это фигурирует как обыденное сознание, не имеющее четкой социальной отнесенности. Согласно данной точки зрения, проявления массового сознания носят в значительной мере случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, несущественного стихийного варианта развития.
С другой стороны, массовое сознание рассматривается как достаточно самостоятельный феномен. Тогда это сознание вполне определенного социального носителя -«массы». Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп и возникает как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся тем самым в сходных жизненных условиях и уравнивающих их в том или ином плане. При таком подходе массовое сознание оказывается более глубоким образованием, отражением действительности «первичного порядка», которое лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определенности.
Существенное значение для более глубокого понимания массового сознания имеет указание того, кто является его носителем. В большинстве случаев исследователи дают однозначный ответ - масса. Но тогда возникает вопрос о базисных характерис-
тиках самой массы. И здесь возможны разные варианты ответов.
Например, под массой подразумеваются «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)»1. Это определение хотя и нуждается в совершенствовании, однако, на наш взгляд, вполне способно осветить наиболее значимые характеристики особого типа сознания, носителем которого являются массы и которое, собственно, можно назвать массовым сознанием. Основной недостаток указанного определения - это обобщающий и в некоторой степени абстрактный характер: фиксируя основные свойства всякой массы, оно принципиально ограничено в операциональном использовании при анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов.
Одновременно само понятие «масса» можно конкретизировать по ряду основа-ний. В первую очередь в зависимости от таких формальных свойств рассматриваемых совокупностей (индивидов), как их относительная величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных связей (между индивидами), способ возникновения. Представляется, что в соответствии с названными признаками можно различать следующие виды масс: большие и малые, устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные), сгруппированные и несгруппированные, контактные и неконтактные, спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые), состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких различных классов (слоев).
Вместе с тем хотелось бы избежать чрезмерной психологизации данного феномена, отождествив, к примеру, массу и толпу. Поэтому здесь важно подчеркнуть, что масса выражает социальный феномен и не является синонимом понятия толпы, которое является прежде всего социально-психологическим феноменом.
Толпа - это неустойчивое, стихийно возникающее скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения. Конечно, можно отождествить массу и толпу, но это не даст некоего эвристического эффекта. Все-таки предпочтительнее рассмотреть массу как устойчивое образование, неструктурированное, выражающее интересы большинства в данном обществе. Как отмечал Л. Фон Визе, масса - это некоторое множество лиц, принадлежащих к различным слоям и социальным группам, характеризующееся одинаковым поведением, отвечающим некоторым стандартам (в следовании моде, потреблении, проведении досуга, формировании политических взглядов и пр.)2. В этом определении даны важнейшие характеристики массы: гетерогенность социального состава, стандартизированное поведение, общие вкусовые предпочтения.
В этой связи трудно согласиться с признаком ситуативности возникновения такой общности, как масса, который выделяют некоторые исследователи. В условиях относительной стабильности социальной структуры западных обществ массы и массовое сознание отражают некую усреднен-ность стандартов общественной жизни, связанную в первую очередь с наличием среднего класса.
Средний класс может быть рассмотрен как социальная группа, обладающая рядом общих признаков, которые отличают ее от верхних и низших страт социальной лестницы:
а) определенным уровнем дохода, средним для каждого конкретного общества;
б) соответствующим образом жизни и мировоззрением, уровнем потребления;
в) родом деятельности, определяемым уровнем образования и профессиональнодолжностным положением.
Границы структуры среднего класса жестко не фиксированы: между его различными слоями происходит интенсивная диффузия («размывание»).
Но опять же не хотелось бы сводить массу только к представителям среднего класса, потому что в конечном итоге масса выявляется только в неких общих признаках массового сознания. Нигде больше она себя не идентифицирует. Поэтому выражать массовое сознание может практически любой представитель той или иной социальной общности. Хотя реально в большинстве случаев в развитом западном обществе это будут выходцы из среднего класса, поскольку они составляют основу всей социальной структуры.
Масса представляет собой большинство в данном обществе, она является отражением устойчивых форм социальной организации этого общества и идентифицирует себя в общих характеристиках массового сознания.
Достаточно дискуссионный вопрос и о месте человека в массе. Рассмотрим признаки человека как части массы. Ю. В. Ирхин выделяет следующие признаки, которые повторяют те или иные из них, выявленные в работах зарубежных авторов:
1. Тенденция к обезличенности. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском общих страстей и вытесняется импульсивными реакциями.
2. Преобладание чувственного над сознательным. Разум в той или иной мере «захлестывается» чувствами и «обволакивается» инстинктами.
3. Снижается интеллект, понижается уровень политических и моральных ценностей. Сознание массы ниже уровня сознательности составляющих ее индивидов. Желающие заслужить признание в массе должны ориентироваться на нижние уровни сознательности, примитивные стереотипы.
4. Резко снижается уровень ответствен -ности. Индивид скандирует те лозунги и предпринимает те действия, которые он, пожалуй, не совершил бы в уравновешенном состоянии3.
Как видно, автор фактически отождествляет поведение человека в массе с поведением человека в толпе. На наш взгляд,
взаимоотношение человека и массы является более сложным.
Все, что было сказано западными критиками массового общества и места в нем человека, безусловно, имеет место. Это и навязывание стереотипов, и подавление подлинной свободы человека, и порождение симулякров, и представление о массовом сознании как об объекте постоянных манипуляций со стороны государственной власти, СМИ и пр. Но в таком случае почему в механизме безотказного влияния на массы нередки сбои, почему усиленная агитация за некоего кандидата в президенты приводит нередко к его поражению, можно назвать и иные случаи, когда массовое сознание ведет себя не так, как хотелось бы идеологам?
С другой стороны, масса может через свое стандартизированное поведение выражать и тенденции устойчивости в общественном развитии, некое его состояние равновесности. В массе человек может чувствовать себя и более защищенным. Масса выражает и меру сплоченности данного общества, его единение.
Чтобы разобраться с этими вопросами, остановимся на дефиниции самого понятия массового сознания.
Массовое сознание - это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических групп» общества (больших и малых), однако несводимый к ним. Подобно групповым (классовым, национальным, этническим, профессиональным и иным) формам общественного сознания, оно выделяется не в зависимости от содержательных характеристик, познавательных способностей, экспрессивных свойств, но прежде всего на основе особенностей его носителя, субъекта. При этом если носителями названных форм общественного сознания являются те или иные группы общества, то в массовом сознании
в качестве такового выступают особые совокупности индивидов, именуемые массами.
Следует отметить и двойственность трактовки самого носителя массового сознания. С одной стороны, это индивиды как члены массовых, действующих в масштабах всего общества социальных объединений; с другой - некий надгрупповой и надличностный феномен, результат взаимодействия индивидов, а также разнообразных социальных групп. Это означает, что массовое сознание существует и проявляется на двух основных уровнях: в социально обусловленных характеристиках сознания отдельной личности и в сознании социальных групп, в массовых общностях, через интересы и ценности последних.
Регулятивные функции такого социального конгломерата, каким является масса, безусловно, очень важны и оказывают существенное влияние на развитие функциональной структуры сознания субъектов.
Широко распространено ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактующемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части населения. Массовое сознание предстает, на наш взгляд, как более сложный феномен. Оно отличается от других проявлений общественного сознания тем, что существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний, однако несводимо к ним, образуя сверхиндивидуальную реальность.
Особенностью массового сознания является то, что в него входят знания, представления, нормы, ценности, отражающие условия социального бытия и выработанные индивидами в процессе общения между собой и совместного восприятия социальной информации, а также в процессах целенаправленного воздействия на это сознание.
Массовое сознание не совпадает ни с одним из известных видов сознания: индивидуальным и общественным, классовым и неклассовым, теоретическим и обыденным, религиозным и политическим. Одновременно оно перекрывает их все, оказы-
ваясь в результате по своему составу многослойным, многосекторным, «лоскутным образованием».
Массовое сознание «разрушает» границы всех существующих в обществе классов, слоев, групп населения, выделяемых на основе их объективного положения, т. е. является сознанием «эксгрупповым», признающим единственный вид групп - выделяемых на основе его (массового сознания) собственных признаков. При этом массовое сознание может представлять собой ту реальную силу, которая оказывает влияние на исторический процесс, непосредственно побуждая людей к деятельности.
Массовое сознание - собирательное понятие, обозначающее сознание значительной части людей (массы), принадлежащих чаще всего к разным социальным группам, слоям и классам. Этим понятием характеризуются если не господствующие, то, во всяком случае, весьма влиятельные в обществе воззрения и настроения. Если иные формы общественного сознания (классовые, национальные, этнические и т. п.) отличаются устойчивой определенностью своего носителя и, соответственно, относительной стабильностью своих содержательных характеристик, то массовое сознание отличается именно тем, что его носителем является особая совокупность - масса. Причины же возникновения последней связаны не столько с общим или сходным социально-экономическим или историко-этническим положением, сколько со сплочением участников вокруг определенной идеи, совокупности ценностей, моделей поведения, стандартов образа жизни и пр.
Что касается содержательной стороны массового сознания, то в нем из-за неопределенности носителя субъекта при общей формулировке оказывается совмещенным несовместимое, ибо возможны самые разные варианты. Это сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми внезапными
изменениями в одних случаях и определенным окостенением - в других.
Если рассматривать содержание массового сознания предельно широко, то оно включает в себя широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих всю многосторонность общественной жизни, т. е. все, что, воздействуя на массы, вызывает в них отклик.
Особое значение при анализе массового сознания имеет его сравнение с другими элементами общественного сознания. Так, массовое сознание не может быть отождествлено с обыденным сознанием, хотя и отражает условия повседневной жизни масс.
Как и обыденное, массовое сознание в современных условиях тесно взаимодействует со специализированным сознанием, усваивает многие положения науки и культуры, имеет определенный уровень систематизации и интеллектуализации, проходит исторические этапы в своем развитии. Его существование может иметь различные превращенные формы, а также может быть подвержено манипуляции извне.
Обыденное сознание - это элемент, который выделяется в структуре обществен -ного сознания при гносеологическом анализе и коррелирует с теоретическим сознанием. В отличие от обыденного, массовое сознание не только фиксирует социальную реальность и оценивает ее, но и обладает энергией практического действия, его задачей является выражение распространенных идей и мнений, стереотипов, образцов поведения в данном обществе.
Таким образом, можно констатировать, что обыденное сознание - это гносеологический срез, а массовое сознание - социологический срез реального сознания индивидов, социальных групп, большинства.
Анализируя массовое сознание, необходимо соотнести его не только с обыденным сознанием, но и с общественной психологией, поскольку субъектом всех этих духов -но-психологических образований являются большие группы и массы людей. Массо-
вое сознание не сводимо к проявлениям общественной психологии, поскольку одновременно является и отражением определенных идеологических взглядов и установок.
Однако существуют и различия между массовым сознанием и идеологией. Идеология - это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных социальных групп, разрабатываются, как правило, специальными представителями (идеологами). Массовое сознание само по себе такой идеологии не вырабатывает. Идеолог, так или иначе, учитывает социальные чаяния масс, их надежды, мнения или делает вид, что учитывает. Затем сформулированные идеи, обретя теоретическую основу, целенаправленно вносятся в массовое сознание.
Количественные характеристики при определении человека массы не имеют принципиального значения. «Многие» обозначается не через реальное «множество», но через качественные параметры особого типа сознания. В содержательном отношении массовое сознание представляет собой широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества. Поэтому в нем находят место все предметно выделяемые формы общественного сознания - философия, политика и искусство, право и мораль, наука и религия. Вместе с тем по содержанию и объему массовое сознание не совпадает с общественным сознанием в целом, значительно уже последнего, поскольку за его граница -ми оказывается множество явлений, затрагивающих сугубо групповые, специализированные интересы (например, основное содержание науки и т. п.). Массовое сознание выступает опосредующим звеном между специальным, теоретико-научным сознанием (знанием) и практикой.
Массовое сознание пронизывает все сферы общественной жизни, проявляясь в каж-
дой из них в разной степени (сфере материального производства, социальной жизни, сферах социальной регуляции и духовной).
Массовое сознание нередко противопоставляется сознанию элиты. В данном случае элитарность сознания рассматривается как соотнесенность идей, мнений, установок сознания не с широким кругом людей, а лишь с элитой - избранным кругом творцов, знатоков и подлинных ценителей. Следует отметить, элита может при этом трактоваться как привилегированные высшие социальные слои, обладающие атрибутами власти и влияния, богатства и престижа, сосредоточившие в своих руках важнейшие командные позиции (Ч. Р. Миллс), а может определяться как часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, обеспечивающая общественный прогресс, создающая новые ценности, образцы и модели поведения (А. Шопенгауэр, X. Ортега-и-Гассет). Содержание элитарного сознания может со временем войти в состав массового, однако на каких-то этапах общественного развития эти феномены существуют как противоположные, имеющие разную направленность, цели и пр.
В результате анализа приведенных характеристик массового сознания и взаимодействия его с другими элементами общественного сознания можно сделать следующий вывод. Массовое сознание - это специфический элемент общественного созна-ния. Специфика его состоит в том, что оно включает в себя распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания. При этом массовое сознание формируется под воздействием целого ряда факторов: как результат влияния непосредственных условий жизни, так и целенаправленного воздействия через идеологию, средства массовой информации, а также иные формы. В зависимости от действия перечисленных факторов можно го-
ворить о большей или меньшей гомогенности этого сознания.
Итак, перечислим основные признаки массового сознания.
Во-первых, поскольку оно является производным не только от глобальных, трудно изменяющихся особенностей экономической и социальной систем, а и от более подвижных факторов, постольку оно достаточно динамично и изменчиво.
Во-вторых, в массовом сознании сведено на нет разделение по формам и видам общественного сознания: научно обоснованное и стихийное, правовое и моральное, социально-психологическое и идеологическое и т. д. переплетены между собой. В массовом сознании взаимосвязаны опыт и традиции, настроение и стереотипы.
В-третьих, массовое сознание - это групповой феномен, это сознание отражает усредненное мнение большинства в конкретном обществе. При этом должно учитываться вза-имное влияние индивидуального сознания на массовое и наоборот. Массовое сознание состоит из суммы мнений отдельных индиви-
дов. Но это не простая арифметическая или статистическая сумма, которая рассчитывается по результатам массового опроса, поскольку формируется мнение индивида в контексте идеологии (системы ценностей) и семиотики кода (правил преобразования знаков сообщения в смыслы) групп, к которым принадлежит индивид. Притом что группы не имеют четких границ (индивид может принадлежать нескольким группам), и их идеология и семиотический код динамичны (подвержены изменениям во времени).
И наконец, в-четвертых, под массовым сознанием понимается реально функционирующее сознание, оказывающее влияние на поведение.
В качестве следствия вышесказанного можно сделать вывод, что определяющим в поведении масс становятся не устоявшиеся, осознанные позиции, а быстро увлекающие настроенческие факторы, проистекающие из изменений условий производства и жизни, характера потребностей и возможностей их удовлетворения, а также общего, возрастающего динамизма жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Философский словарь. М., 2002. С. 134.
2 System der allgemeinen Soziologie. В., 1955.
3Ирхин Ю. В. Психология и политика. М., 1993. С. 56.