О.А. ЧЕРНУХА (Волгоград)
сущностные характеристики ценностного самоопределения старшеклассников
Представлена структурно-функциональная модель ценностного самоопределения старшеклассников. Выявлены когнитивный, эмоционально-оценочный, идентификационный и интернализационный компоненты, определены критерии и уровни сформи-рованности исследуемого личностного новообразования.
Ключевые слова: социально-гуманитарное образование, ценность, самоопределение, ценностное самоопределение личности.
Важнейшей характеристикой современного общества является признание ценности человека, ответственного за построение своего жизненного пути и роль в развитии общества. В связи с этим подлинная цель образования заключается в формировании личности, способной занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям, а важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека выступает его самоопределение в современном изменяющемся мире. Содержание современного образования в первую очередь должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [3].
В то же время самоопределение является необходимым условием существования личности в современном социуме. В таком случае речь идет не только о приспособлении к существующему социальному опыту, о воспроизводстве знаний, но и о выработке в процессе образования личной позиции на основе присвоенных ценностей. Необходимо отметить, что современное молодое поколение испытывает определенные трудности в ценностном самоопределении, это обусловлено нестабильностью российского общества, вызванной новыми процессами в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни, а также происходящими в мире процессами глобализации, способствующими возникновению социокультурного единства человечества. В данных условиях
особую актуальность приобретают такие универсальные ценности, как «Человек цивилизации», «отечество» и «Мир» (планетарная цивилизация), которые выступают основными составляющими ценностной картины мира современного человека. Условием ее построения является осознание школьниками Человека как высшей ценности. Современный человек считает себя одновременно гражданином отечества и планетарной цивилизации, идентифицируя себя не только со своей национальностью, этносом, но и с человечеством (л.П. Раз-бегаева).
термин «самоопределение» используется в психологии, социологии, педагогике для обозначения процесса взросления человека, ориентации его в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии. так, процесс самоопределения разные авторы рассматривают как выбор человеком системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни (Р.С. Немов); центральный механизм становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений [6, с. 252]; формирование активной позиции личности в само-строительстве (к.А. Абульханова-Славская,
A.Н. леонтьев, И.д. Фрумин); сознательный выбор и утверждение личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах жизни (о.С. Газман, д.А. леонтьев, А.В. Мудрик,
B.А. Петровский, С.л. Рубинштейн,); формирование мировоззрения, нахождение равновесия между пониманием субъективных качеств своего я и требованиями социума (А.В. Мудрик, В.Ф. Сафин, Г.П. Ников).
ценностное самоопределение является частным понятием относительно самоопределения человека вообще, оно тесно взаимосвязано со всеми многообразными отношениями человека с окружающим миром, влияет на формирование личности в целом, определяет общую направленность личности. Многофункциональность феномена ценностного самоопределения обусловливает пристальное внимание к данной категории как зарубежных, так и отечественных философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.А. конев, С. кьеркегор, Ж.-П. Сартр, С.л. Франк, М. хайдеггер, к. ясперс), психологов (А.Г. Асмо-лов, к.А. Абульханова-Славская, л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.Н. леонтьев) и педаго-
© Чернуха о.А., 2012
гов (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Т.А. Демина, А.В. кирьякова, Е.И. кострюко-ва, Е.В. кривцова, Н.Н. лебедева, Т.А. Носова, В.Д. Повзун, л.П. Разбегаева).
Ценностное самоопределение играет ключевую роль в становлении личности старшеклассника, выступает базовым компонентом его личностного и профессионального самоопределения (к.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М.Р. Гинзбург, А.В. кирьякова, Т.Н. Мальковская). Ценностное самоопределение личности - нравственный стержень, вокруг которого происходит ее ценностносмысловое развитие в течение всей жизни (А.Г. Здравомыслов, И.О. Мартынюк, В.Д. Повзун, В.А. Ядов). Ценностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста (л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Д.И. Фельдштейн). Важность исследования феномена ценностного самоопределения старшеклассников объясняется также тем, что именно в школьном возрасте закладывается «аксиологическое ядро личности» (Н.Е. Буланкина, М.С. каган, А.В. кирьякова, Е.А. Ямбург). Данное личностное новообразование создает своего рода платформу для самоопределения личности в других не менее значимых жизненных сферах, является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения (М.Р. Гинзбург). В связи с этим особой задачей школы становится создание условий для обеспечения ценностного самоопределения старшеклассника, что, в свою очередь, положительно влияет на процесс его социализации.
Анализ научной философской, педагогической и психологической литературы позволяет раскрыть сущностные характеристики ценностного самоопределения: оно представляет собой процесс и результат определения личностью своего места в современном культурно-историческом пространстве посредством присвоения ценностей «Человек», «Отечество», «Мир». Это предполагает формирование системы ценностных отношений личности, заключающихся в осознании, осмыслении и принятии данных ценностей (л.П. Разбегаева).
основываясь на исследовании л.П. Раз-бегаевой функций ценностных отношений [9, с. 191 - 192], мы предположили, что ценностное самоопределение личности выполняет следующие функции:
- информационную, реализующуюся в фиксации информации об основных фактах, понятиях, идеях, раскрывающих признаки ценностей «Человек», «отечество» и «Мир»;
- функцию эмоционального подкрепления, которая отражает эмоциональнооценочное восприятие знаний о ценностях «Человек», «отечество» и «Мир»;
- рефлексивную, способствующую осмыслению приобретенных знаний о вышеуказанных ценностях, эмоционально-оценочных реакций и принятию на этой основе личностного смыла ценностей «Человек», «отечество» и «Мир»;
- регулятивную, которая проявляется в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом ценностей «Человек», «отечество» и «Мир» и определяет направленность целеполагающей деятельности личности.
Сущность ценностного самоопределения личности раскрывается также в его структуре, в которой выделяем следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, идентификационный, интернализационный. Содержательное наполнение указанных компонентов обусловлено потенциалом социально-гуманитарных дисциплин и спецификой присвоения ценностей в старшем школьном возрасте.
Когнитивный компонент, выполняющий информационную функцию, представляет собой единство знаний о ценностях «Человек», «отечество» и «Мир». Данное знание проявляется на трех уровнях: уровне представлений (ценность - неценность), понятий, идей (л.П. Разбегаева). Содержание знаний о ценностях «Человек», «отечество» и «Мир» раскрывается через соответствующие идеи: идею Человека как высшей ценности, идею единства планетарной цивилизации. Идея Человека как высшей ценности проявляется в таких категориях, как «человек», «жизнь», «ответственность». В контексте данной идеи рассматривается влияние формирующегося глобального общества на все сферы жизни человека. Встает вопрос о ценности жизни человека. Жизнь человека является высшей ценностью относительно любых других феноменов бытия, т.к. она выступает единственным условием и критерием для существования любых других ценностей [8]. Идея единства планетарной цивилизации раскрывается через такие понятия, как «глобализация», «взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств», «социокультурное единство челове-
чества», «единство Отечества и Мира». Данная идея осознается как единство социальных и культурных процессов, происходящих в современном мире. Современное человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Современный человек все больше осознает себя гражданином и отечества, и планетарной цивилизации, поэтому, несмотря на наличие социально-культурных, экономических, политических контрастов между различными регионами, государствами и народами, ученые считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления (л.П. Раз-бегаева).
Эмоционально-оценочный компонент, выполняющий функцию эмоционального подкрепления, связан с особенностями эмоционального восприятия знаний о ценностях «Человек», «отечество», «Мир», поскольку их содержание, преломляясь через эмоциональную сферу личности, приобретает личностный смысл [10, с. 64]. Идеи и суждения разума становятся возможными как практические принципы жизни только в связи с зарождением эмоционально-чувственного отношения людей к жизненно важным проблемам [4, с. 126]. Знания о Человеке, об Отечестве и Мире как ценностях усваиваются в сознании с определенным личностным отношением, представляющим собой синтез эмоционального отношения и отношения оценочного (И.И. Чеснокова). Эмоции представляют собой «особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций» [7, с. 427]. Для школьников эмоции, связанные с объектами «Человек», «Отечество», «Мир», выражаются в личностных переживаниях, которые, будучи состоянием сознания субъекта, выступают для него как событие его собственной жизни (В.к. Вилюнас). В переживании отражается личностно значимое из всего познаваемого о Человеке, Отечестве и Мире. Однако ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания, т.е. положительной эмоциональной оценки [2, с. 11]. Именно эмоциональные реакции обеспечивают формирование оценочных суждений. как отмечают исследователи, в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания индивиды
будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне [5, с. 162]. Таким образом, эмоционально-оценочное отношение к ценностям «Человек», «Отечество и Мир» - это один из составляющих компонентов ценностного самоопределения личности. Объектами такого эмоционально-оценочного отношения могут быть отдельные исторические факты, явления или идеи, отражающие сущностные черты ценностей «Человек», «Отечество» и Мир».
Идентификационный компонент, выполняющий рефлексивную функцию, связан с процессом выявления личностью собственной идентичности (тождественности) с ценностями «Человек Цивилизации», «Отечество» и «Мир». Информационно-эмоциональное наполнение структур самосознания личности, как указывают исследователи (В.С. Мухина, А.В. Петровский), всегда связано с процессом идентификации, т.е. отождествлением себя с образами окружающего мира. Одним из основных объектов идентификации могут выступать ценности. л.С. Выготский считал отождествление (идентификацию) источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности. Идентификация представляет собой процесс и результат построения образа Я (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Г.И. Малейчук, к. Роджерс,
В.В. Столин, Н.И. Чеснокова), т.е. устойчивого представления о себе, которое в психологии называется также идентичностью личности. Идентификация является одним из главных механизмов формирования самосознания, социализации индивида и превращения его в личность. Посредством механизма идентификации у человека начинают формироваться многие черты личности, поведенческие стереотипы, ценностные ориентации. Таким образом, формирование ценностного самоопределения взаимосвязано с процессом идентификации личности (М.С. Ясницкий). Идентификация личности с ценностями «Человек», «Отечество» и «Мир» оказывает влияние на ее поведение, т.е. данные ценности становятся внутренними регуляторами деятельности человека. Другими словами, это процесс интернализации, предполагающий сознательное и активное воспроизводство принятых ценностей в своей деятельности (А.В. Серый) [11].
Интернализационный компонент, выполняющий регулятивную функцию, позволяет определить связь конкретного субъекта с ценностями «Человек», «Отечество» и «Мир» как лично значимыми. Данная связь реализу-
ется посредством активной сознательной деятельности. В содержание интернализационно-го компонента ценностного самоопределения входят регуляция собственной модели действия; мысленный анализ собственного действия и при необходимости - соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной деятельности с учетом отношения к ценностям «Человек», «Отечество» и «Мир» как личностно значимым. Это во многом происходит в процессе познавательной деятельности, которая основывается на сформированных у учащихся учебных умениях в ходе реализации активности по присвоению личностно значимых ценностей «Отечество» и «Мир». Такими умениями являются умение отбора и анализа признаков универсальной ценности «Человек», признаков единства ценностей «Отечество» и «Мир» в учебном материале; умение обоснования своего личного отношения к вышеуказанным ценностям; умение планировать и корректировать собственную деятельность, связанную с проявлением ценностного отношения к «Человеку», «Отечеству» и «Миру».
Выделенные компоненты ценностного самоопределения связаны между собой, причем эта связь носит интегративный характер. Для интеграции характерна согласованность целого и входящих в него компонентов, такое их взаимодействие, в котором каждый компонент исследуемого личностного новообразования имеет условия для полной реализации своих возможностей. Структура и функции ценностного самоопределения личности указывают на его устойчивый характер.
С учетом специфики компонентного состава исследуемого личностного образования определены критериальные основания ценностного самоопределения личности. В качестве критериев проявления когнитивного компонента выступают полнота и системность знаний о ценностях «Человек», «Отечество» «Мир»; эмоционально-оценочного - устойчивая положительная эмоциональная оценка ценностей «Человек», «Отечество», «Мир»; идентификационного - степень проявления когнитивной, оценочной, поведенческой составляющей образа Я [1] в процессе отождествления личности с ценностями «Человек», «Отечество» и «Мир»; интернализационно-го - степень сформированности учебных умений, а также полнота реализации деятельностных аспектов отношения к ценностям «Чело-
век», «Отечество» «Мир» как личностно значимым ценностям.
Выделенные критерии позволили выявить уровни проявления исследуемого личностного образования: низкий (репродуктивный), средний (преобразующий) и высокий (предметнопрактический).
Низкий (репродуктивный) уровень сфор-мированности ценностного самоопределения характеризуется актуализацией отдельных элементов рассматриваемого личностного образования: разрозненностью знаний об отдельных признаках ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир», неосознанностью личностного смысла данных ценностей, сформированно-стью учебных умений репродуктивного уровня, неосознанностью реализации деятельностных аспектов исследуемого личностного новообразования.
Средний (преобразующий) уровень сфор-мированности ценностного самоопределения характеризуется знанием большинства структурообразующих идей ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир» как личностно значимых ценностей, установлением связей между ними; осознанием ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир» как личностно значимых; сформированностью учебных умений среднего уровня; реализацией отдельных деятельностных аспектов.
Высокий (предметно-практический) уровень сформированности ценностного самоопределения характеризуется полнотой и системностью знаний о единстве ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир», осознанностью ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир» как личностно значимых; учебные умения характеризуются высоким уровнем сформиро-ванности, происходит сознательная регуляция всех деятельностных аспектов ценностного самоопределения.
Исходя из вышесказанного, полагаем, что ценностное самоопределение личности - это интегративное, относительно устойчивое личностное образование, включающее знания о Человеке как ответственном субъекте, о единстве Планетарной Цивилизации, характеризующееся ценностным отношением к современному культурно-историческому пространству (к Отечеству и Миру) и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов данного отношения. Процесс формирования у старшеклассников отношения к Отечеству и Миру как личностно значимым ценностям определяется как развитие четырех взаимосвязанных компонентов (когнитивного, эмоционально-
оценочного, идентификационного, интерна-лизационного). Результатом данного процесса является переход с одного уровня сформи-рованности познавательных умений к следующему: от умения находить признаки личност-но значимых ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир» в учебной деятельности к умению планировать на этой основе собственную жизнедеятельность.
Таким образом, самоопределение личности непосредственно связано с ценностями общества, с потребностью формирования смысловой системы. В основе самоопределения лежит ценностное самоопределение как активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, формирование на этой основе смысла собственного существования.
литература
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. URL : http://www.consultant.ru/popular/ edu/ (дата обращения: 21.05.2011).
4. кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. Оренбург, 1996.
5. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М., 1994.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. М. : Большая рос. энцикл., 2002.
7. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. М. : Педагогика, 1987.
8. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности : моногр. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.
9. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования : моногр. Волгоград : Перемена, 2001.
10. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982.
11. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. Кемерово, 1999 URL : http://liblife.ru/ books/read/s_sflichn/ (дата обращения: 10.05.2010).
Essential characteristics of value selfdetermination of senior pupils
There is regarded the structural and functional model of value self-determination of senior pupils. There are revealed the cognitive, emotional and valuation, identification and internalization components, given the criteria and levels of investigated personal new formation.
Key words: social and scholarship education, value, self-determination, value self-determination of an individual.