7. Сновская М.А., Кожевникова О.В., На-мазова-Баранова Л.С. Современная диагностика атопических заболеваний у детей // Актуальные проблемы педиатрии : сб. материалов XIV Конгресса педиатров России. М., 2010.
8. Raphael G., Kaliner M. Allergy and the pharyngeal lymphoid tissues // Otolaryngol. Clin. North. Am. 1987. Vol. 20. P. 295 - 304.
Experimental investigations of the issue of health care environment in pre-school educational institutions
There are given the results of the public opinion poll of pediatricians and teachers of pre-school educational institutions, which revealed the formation of the necessity of health care environment creation in the specialized groups of children with allergy in the conditions of pre-school educational institutions.
Key words: allergic pathology, specialized groups, preschool educational institutions, health care environment.
о.т. ковешникова
(Волгоград)
сущностные характеристики гражданского самоопределения личности старшеклассника
Раскрываются сущностные характеристики гражданского самоопределения личности старшеклассника, выделяются критериальные основания и показатели сформированности гражданского самоопределения.
Ключевые слова: гражданское самоопределение личности, ценность.
Произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране бурные социальные и политические события и продолжающиеся преобразования вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, ориентироваться во всем и определять собственное отношение к миру и себе. При этом очень важным становится гражданское самоопределение молодых людей, особенно его внутри-личностный аспект.
Наиболее сензитивным для формирования гражданского самоопределения личности является старший школьный возраст, или время ранней юности, когда возникает необходимость определить отношение «Я и общество». Это означает, что на данном уровне старшеклассник решает проблему взаимоотношений с обществом, определения себя в обществе и через общество, что возможно только в области ценностей и смыслов (Д.И. Фельдштейн).
Самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), чего от него хотят или ждут коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений (В.Ф. Сафин, Г.П. Ников).
Потребность в самоопределении проявляется как потребность слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и о самом себе и, таким образом, определить смысл собственного существования (Л.И. Божович). Самоопределение осуществляется через постоянный диалог с прошлым и переосмыслением содержания всемирноисторического процесса, т.е. процесс происходит в экзистенциальном и культурном смысловом контексте и пространстве (Р. Коллингвуд). В нем выделяются три грани: онтологическая, гносеологическая и нравственно-ценностная (В.А. Конев). Онтологическая сторона самоопределения предполагает определение человеком себя в бытии, в жизни, когда он «опреде-ливает» себя (ставит вокруг себя пределы, границы), проектирует свое место в социальном мире в целом. С гносеологической стороны определение предусматривает осознание себя как личности, познание своей индивидуальности, своих отношений с обществом, его требований к себе. Нравственно-ценностная грань самоопределения предполагает определение себя как человека культуры посредством эмоционального восприятия мира ценностей, его оценки и выбора тех ценностей, которые принимаются, присваиваются и выступают ценностным основанием проектирования «ведущей линии жизни» (А.Н. Леонтьев), помогают выработать собственные жизненные ориентиры, обрести личностный смысл.
Анализ научной философской (С. Кьеркегор, П. Сартр, П. Шульц, В.А. Конев, Г.А. Юл-дашева), педагогической (Н.М. Шахмаев, Т.А. Носова, Н.В. Вохмина) и психологиче-
© Ковешникова О.Т., 2012
ской (В.Ф. Сафин, Г.П. Ников, Л.И. Божович, М.И. Гинзбург, Р.С. Немов, П.Г. Щедровиц-кий) литературы позволяет предположить, что в структуре личности старшеклассника гражданское самоопределение личности выполняет функции
- осознания специфики отношений личности и гражданского общества, что предполагает познание личностью требований гражданского общества и государства к человеку-гражданину, реализующееся в идеале человека-гражданина;
- осмысления и принятия личностного смысла идеала человека-гражданина, что реализуется в постижении знания, оценки, ценности идеала человека-гражданина для личности;
- проекции деятельности личности, что предполагает прогнозирование своей деятельности на основе личностного смысла идеала человека-гражданина.
Функции данного новообразования в определенной степени являются отражением его структуры. Это подтверждается положением о том, что функция порождается структурой и является, таким образом, обязательным и необходимым условием ее существования.
Выделенные функции определяют структуру гражданского самоопределения личности, представленную следующими компонентами: гносеологическим, личностно-
смысловым, прогностическим.
Гносеологический компонент гражданского самоопределения личности старшеклассника предполагает процесс осознания им себя как личности, познание своей индивидуальности, своих отношений с социумом, его требований к себе, причем знания об «идеале гражданина» и его оценка будут выступать результатами этого процесса.
Гносеология (греч. gnosis - знание, logos -учение) представляет собой философское учение о познании. Она рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта и объекта познания.
Специфика гражданского самоопределения личности предполагает, что объектом познания выступают как общество, так и сама личность. Субъект познания (личность), наделенный сознанием и волей, связан с объектом познавательным отношением.
Выстраивание отношений с обществом через познание личностью требований общества и государства к себе, своих прав и обязанностей воплощается в идеале человека-гражданина. «Есть Я, который овладевает самим собой через знак. Через внешне заданый культурный
знак» (Л.С. Выготский). Таким культурным знаком выступает идеал человека-гражданина, который понимается как образ нравственного совершенства, образ личности, воплотившей моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.
Ведущим качеством идеала человека-гражданина выступает гражданственность, которая соотносится с интересами не только государства и общества, но и самой личности. Гражданственность позволяет человеку почувствовать себя значимым, найти смысл жизни, формирует эффект включенности в интересы других людей, социальных групп [3, с. 77]. Сущность гражданственности раскрывается через идеи ценности Отечества и гражданского долга, ценности гражданского общества и ответственного гражданина.
Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение через их оценку. Следовательно, значимость оценки для процесса гражданского самоопределения личности состоит в том, что оценочное освоение действительности не ограничивается накоплением знаний, а осуществляет их качественное преобразование, отражая общественную значимость, а также личностный смысл как самих знаний, так и явлений, познаваемых объектов (А.В. Кирьякова).
Личностно-смысловой компонент предполагает превращение из «личности-в-себе» в «личность-для-себя» через принятие личностного смысла идеала человека-гражданина, становление действительно свободного социального субъекта (Гражданина), который сам определяет свою судьбу, активно утверждает и развивает дальше общественные отношения (В.А. Конев).
Личностный смысл - это индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность («значение-для-меня») (А.Н. Леонтьев). Он отражает реальные жизненные отношения субъекта с миром, способствует организации внутреннего мира субъекта (Д.А. Леонтьев).
Смысл упорядочивает образы в ценностной картине мира, придает ей логичную целостность и субъективную достоверность. Смысл становится опорой бытия человека, превращая зыбкость мира в логически стройное здание целесообразных связей и отноше-
ний. Таким образом, личностный смысл идеала человека-гражданина выступает в качестве ориентира в процессе жизни человека и позволяет ему строить целенаправленную деятельность [2].
Поскольку смысл - это нечто, что, скорее, нужно найти, обнаружить, а не придать или придумать, то результат актуализации личностного смысла (завершение процесса синхронизации) будет определять степень общего напряжения и уровень внутренней свободы, а следовательно, и способность индивида принять на себя ответственность за решение в ситуации выбора. Дж. Бьюдженталь указывал на необходимость чувствования себя в ситуации как основной фактор полноты человеческой жизни: Если я хочу переживать свою жизнь во всей полноте, я должен переживать ее в центре - мне необходимо чувствовать свое Я [6].
Личностный смысл возникает на основе понимания идеала человека-гражданина и его субъективного значения, что определяет значимость гносеологического компонента. Знания об идеале человека-гражданина и его качествах, преломляясь через эмоциональную сферу личности, становятся внутренним требованием личности к самой себе, приобретают личностный смысл (Л.И. Рувинский). B силу того, что смысл одновременно принадлежит и субъекту, и объекту, и ни одному из них исключительно, он оказывается уникальным связующим звеном между внутренним миром личности и действительностью.
Прогностический компонент предполагает проектирование старшеклассником своей жизни, своего поведения и своей деятельности через принятие идеала человека-гражданина. Школьник, ориентирующийся во внешнем мире, осознавший себя, строит перспективу будущего. Он обладает способностью и стремлением осуществлять самопроецирование в будущее, т.е. целостное перенесение себя в будущее, включение будущего в свое реальное бытие (Н.Ф. Наумов).
Проекция создает образ будущего - такое новообразование, которое выступает как прогноз, как реальная конструктивная жизненная перспектива, как жизненный план. B точном смысле слова жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат (сама цель, ее достижение), но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы (самооценка), которые ему для этого понадобятся (A.B. Кирьякова).
Проецирование себя в будущее предполагает построение школьником на основе собственных знаний, оценок, личностного смысла перспективы своей деятельности. Деятельность - форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [4].
Совместно со знаниями правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения обеспечивают умения [1]. Они являются необходимыми условиями проектирования личностью себя и своей деятельности.
Исходя из специфики данного исследования, выделяем сквозное универсальное умение старшеклассника прогнозировать и корректировать свою деятельность на основе принятия идеала человека-гражданина как императива. Данное сквозное умение реализуется через следующие учебные умения: выделять качества, присущие идеалу человека-гражданина из текстов культуры; давать оценку идеалу человека-гражданина различных периодов истории; обосновывать свое отношение к идеалу человека-гражданина.
С учетом специфики определенного нами компонентного состава исследуемого личностного образования целесообразно выделить следующие критериальные основания и показатели сформированности гражданского самоопределения личности: полноту знаний о гражданственности; систему знаний об идеале человека-гражданина; степень осознанности и социальной значимости идеала человека-гражданина; степень сформированности учебных умений; полноту реализации универсального умения старшеклассника прогнозировать и корректировать свою деятельность на основе принятия идеала гражданина как императива.
Полнота знаний о гражданственности предполагает восприятие, констатацию и сохранение в сознании старшеклассника результата овладения им знанием о гражданственности как интегративном качестве идеала человека-гражданина на уровне представлений, понятий и идей (ценности Отечества и гражданского долга; ценности гражданского общества и ответственного гражданина).
Система знаний об идеале человека-гражданина предполагает оценочную деятельность, поскольку в процессе оценки сущность идеала человека-гражданина становится понятной субъекту. Оценка идеала человека-гражданина выступает инструментом опреде-
ления меры ценности его для личности и одновременно способом отношения к нему. На основе самооценки старшеклассник осуществляет метаоценку. он соотносит общественную оценку с личным опытом, осуществляя «примерку на себя». таким образом, метаоценка есть самооценка через оценку идеала человека-гражданина.
Степень осознанности и социальной значимости идеала человека-гражданина может быть представлена наличием у старшеклассника имени-характеристики «Я-гражданин», которое появляется после поиска, осознания и принятия старшеклассником личностного смысла идеала гражданина. Данная степень осознанности говорит о зрелой, «самоосозна-ющей личности».
Степень сформированное™ учебных умений (выделять качества, присущие идеалу человека-гражданина из текстов культуры; давать оценку идеалу человека-гражданина различных периодов истории; обосновывать свое отношение к идеалу человека-гражданина) старшеклассников по принятию идеала человека-гражданина как императива можно представить на трех уровнях: низком (элементарном), среднем (частично-поисковом) и высоком (преобразующем).
Полнота реализации универсального умения старшеклассника прогнозировать и корректировать свою деятельность на основе принятия идеала человека-гражданина как императива выражается в единстве цели как системообразующего компонента (поскольку именно цели синтезируют потребности и мотивы в единую систему мотивации и определяют направленность деятельности личности), содержания и операционных моментов (т.е. сформированных умений) данной деятельности.
На основе выделенных критериев были определены три уровня сформированности у старшеклассников гражданского самоопределения личности: поисково-ориентацион-
ный, идентификационный и социальноличностный.
Содержательное наполнение гносеологического, личностно-смыслового, прогностического компонентов позволило определить гражданское самоопределение личности как интегративное, относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся знанием об идеале гражданина и его оценкой, личностным отношением к нему и проявляющееся в реализации универсального умения старшеклассника прогнозировать и корректировать свою деятельность на основе принятия идеала гражданина как императива.
литература
1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест,1998.
2. Зоткин Н.В. Психологическая концепция смысла // Вестн. Самар. гос. ун-та. 1998. №1. С. 118 - 124.
3. Князев А.М. Воспитание гражданственности. М. : РАГС при Президенте РФ, 2006.
4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М. : Мысль, 2000 - 2001. URL : http://www.iph.ras.ru/ enc.htm.
5. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово : Куз-бассвузиздат, 2004.
6. Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект : мо-ногр. / науч. ред. Л.П. Разбегаева. М. : АПКиППРО, 2008.
Essential characteristics of a senior pupil’s civil self-determination
There are revealed the essential characteristics of a senior pupil’s civil self-determination, sorted out the criteria bases and signs of civil self-determination formation.
Key words: civil self-determination of a person, value.