УДК 930.85(470+571)
https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.29
Беляева Кира Сергеевна
аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения
Московского государственного института культуры
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНАЛЬНЫХ ЭТАПОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Belyaeva Kira Sergeyevna PhD student,
History, Culture History and Museology Department, Moscow State Institute of Culture
ESSENTIAL FEATURES OF THE PHENOMENAL STAGES OF THE NATIONAL CULTURE
Аннотация:
Статья посвящена определению принципиальных характеристик периодов расцвета отечественной культуры («рывков»). Актуальность исследования состоит в том, что диалектика культурной динамики находится в непрерывном движении от прошлого к настоящему и будущему и требует постоянной расшифровки прежнего культурного опыта, его интерпретации. В работе приведена характеристика следующих «рывков» в истории отечественной культуры: христианизация Руси, русское Предвозрождение, «золотой век» русской культуры, русский духовный ренессанс. Выявлены сущностные черты оттепели как одного из самых противоречивых и загадочных периодов в истории отечественной культуры. Установлено, что эпоха оттепели соответствует принципиальным характеристикам феноменальных периодов отечественной культуры, подтверждается ее уникальность. Определен комплекс характеристик, присущих этапам расцвета отечественной культуры, среди которых: множественные достижения эпохи, масштаб и исключительная значимость достижений, появление универсальных творцов эпохи, воспевание гуманных ценностей.
Ключевые слова:
оттепель, христианизация, русское Предвозрож-дение, «золотой век» русской культуры, русский духовный ренессанс, сущностные черты, «рывок», достижения, отечественная культура.
Summary:
The paper is devoted to defining the fundamental characteristics of the heyday periods of the national culture (leaps forward). The relevance of this article is that the dialectics of cultural dynamics is in a constant transition from past to present and future, and it requires a constant interpretation of the previous cultural experience. The study describes the following leaps forward in the history of Russian culture: the Christianization of Rus, the Russian pre-Renaissance, the Golden Age of Russian culture, the Russian spiritual Renaissance. Besides, the article reveals the essential features of the Thaw era as one of the most controversial and mysterious periods in the history of Russian culture. The author identifies that the Thaw epoch corresponds to the fundamental characteristics of the phenomenal periods of the national culture as well as confirms its unique nature. Moreover, the study defines a set of characteristics that is common to the heyday stages of the national culture. It includes multiple achievements of the era, the scope and significance of the achievements, the appearance of the universal creators, the celebration of human values.
Keywords:
Thaw, Christianization, Russian pre-Renaissance, Golden Age of Russian culture, Russian spiritual Renaissance, essential features, leap forward, achievements, national culture.
Неотъемлемыми свойствами культуры и искусства являются различные трансформации и скачки. Выдающийся культуролог М.В. Алпатов писал о русском искусстве, что оно «постоянно развивалось резкими толчками, рывками вперед» [1, с. 35]. Профессор А.А. Аронов считает, что развитие рывками объективно свойственно всей русской культуре. В своей статье «К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками» ученый называет протяженность каждого «рывка» во времени: X-XI вв. (христианизация Руси), конец XIV - XV в. (русское Предвозрождение), конец XVIII - первая половина XIX в. («золотой век» русской культуры), рубеж XIX-XX вв. (Серебряный век отечественной культуры). Также автор считает, что есть основания полагать, что был и пятый «рывок» в истории отечественной культуры - 50-60-е гг. ХХ в. [2].
Диалектика культурной динамики находится в состоянии перехода от прошлого к настоящему и будущему, в связи с чем требуется перманентная декодировка прежнего культурного опыта. Необходимо определить сущностные черты уникальных этапов отечественной культуры. Под сущностными чертами подразумеваются процессы и явления, присущие каждому отдельному периоду «рывков».
Первый «рывок» - христианизация Руси. Доминантным направлением на данном рубеже выступало стремление объединить народ единой верой. Принятие христианства для отечественной культуры значимо и выражается в установлении связей с внешним миром, провозглашении гуманных нравственных ценностей, сохранении государственности посредством соблюдения православных законов, появлении религиозных философов (Н.А. Бердяев, В.И. Иванов, И.А. Ильин,
С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой), появлении иконописи, строительстве церквей, обучении грамотности, усовершенствовании азбуки и т. д. Многие деятели Русской православной церкви были просветителями, например епископ Пермский святой Стефан, Феофан Прокопович, П.А. Флоренский, Александр Мень.
Второй «рывок» - русское Предвозрождение. Взлет отечественной культуры в конце XIV -XV в. связан с тремя слагаемыми целостного культурно-исторического процесса.
К первому относим деятельность преподобного Сергия Радонежского (положил начало северному русскому монашеству). Среди монастырей Русского Севера, которые были созданы силами северного русского монашества и большинство из которых служат подлинным подтверждением расцвета культуры в русле духовной святости, назовем Кирилло-Белозерский монастырь-крепость, Соловецкий, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский монастыри и др.
Полагаем важным оценить вклад не только в духовную культуру, но и в российскую государственность митрополита Алексия.
Алексий принял опекунство над наследником княжеской власти, а позже стал регентом Дмитрия Ивановича. Это единственный случай в истории, когда митрополит становится споспешником интересов государственной власти. Исследователь истории Русской православной церкви А.В. Кар-ташев об Алексии пишет: «Ему, по его происхождению и близости к московской династии, пришлось не только жить в Москве, но и стать в полном смысле ее государственным деятелем» [3, с. 310].
Деятельность Алексия имела особое значение для обогащения духовной культуры. А.В. Кар-ташев отмечает: «...Как митрополит, всецело преданный интересам Москвы, св. Алексий старался также благоукрасить ее новыми храмами. Будучи особенно расположенным к монашеству, он, кроме трех монастырей, построенных им в разных местах своей епархии, целых три монастыря воздвиг в самой Москве: Спасский, Андроников, Алексеевский женский и Чудовский в честь "чуда архистратига Михаила в Хонех" (6 сентября), в котором он и был погребен» [4, с. 313].
Второе слагаемое - золотой век русской иконописи. Иконопись, как замечает Дж.Х. Бил-лингтон, впервые была освоена русскими [5]. В это время творили Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Справедливо мнение В.В. Адамчика и М.В. Адамчика, что «XV век - период наивысшего расцвета в истории древнерусской живописи. В это время иконопись решительно становится господствующим искусством, имеющим столь самобытный характер, что любое произведение несет на себе неповторимую русскую печать» [6, с. 25].
Третье слагаемое - строительство белокаменной Москвы. Правомерно утверждение, что в истории Москвы XIV век ознаменовался ее возвышением. В это время город стал центром культуры. При Калите наблюдается огромный интерес к каменному строительству. С постепенным выдвижением Москвы как первенствующего русского города к ней перешел статус законодательницы мод в светском и храмовом зодчестве. Были возведены Успенский собор (13261327), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329), церковь Спаса на Бору (1330) и Архангельский собор (1333). Примечательно, что белокаменные строения, построенные московскими зодчими, изначально опирались на традиции владимиро-суздальской архитектуры, становление которой совпадает с началом второго этапа русского Предвозрождения. Крепость в центре Москвы была в то время «одной из крупнейших в мире крепостей, построенных по всем правилам тогдашней фортификационной науки» [7, с. 131].
Третий «рывок» - конец XVIII - первая половина XIX в. «Золотой век» русской культуры состоялся благодаря творчеству великого гения - Александра Сергеевича Пушкина. Герцен отмечал, что через сто лет Россия ответила на вызов Петра «громадным явлением Пушкина». Интересы Пушкина широки. Он был поэтом, прозаиком, переводчиком, драматургом, историком, педагогом, философом, художником, журналистом, издателем и редактором. Вклад Александра Сергеевича в отечественную культуру бесспорен и неоценим.
На это время приходится деятельность выдающихся литераторов: М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова, Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского и многих других.
Одним из слагаемых третьего «рывка» справедливо назвать и творчество крепостной интеллигенции. Среди выдающихся представителей находим известные всему миру имена актеров (П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова, М.С. Щепкин, Е.С. Семенова, П.С. Молчанов и др.), художников и архитекторов (В.А. Тропинин, О.А. Кипренский, И.П. и Н.И. Аргуновы, А.В. Поляков, Ф.С. Рокотов, В.Е. Раев, М. Шибанов, Ф.А. Тулов, И.К. Зайцев, И. Бешенцов, Л.А. Серяков, А.Н. Воронихин, Т.Г. Простаков), музыкантов и композиторов (М.А. Матинский, А.Л. Гурилёв, С.А. Дегтяревский), ученых и изобретателей (Е.А. и М.Е. Черепановы, Д.В. Ники-тенко, М.П. Погодин, И.А. Голышев, С.П. Власов, Г. Круглов, А. Никольский) и др.
Четвертый «рывок» - рубеж XIX-XX вв. Это время Николай Александрович Бердяев назвал культурным, духовным ренессансом. Слагаемыми целостного культурного процесса Русского культурного ренессанса назовем творчество выдающихся представителей литературы
(Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, А.П. Чехов, А.М. Горький, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак и др.), музыки (Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, А.Н. Скрябин и др.), живописи (А.Н. Серов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, И.В. Суриков, М.А. Врубель, В.Д. Полнов и др.), оперы (Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, И.В. Грызунов, А.В. Нежданова и др.), театра (М.Н. Ермолова, А.И. Южин, Г.Н. Федотов, К.С. Станиславский, А.П. Ленский и др.), балета (Дж. Баланчин, А.М. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, М.Ф. Кшесинская, М.М. Фокин и др.).
Отдельно назовем Н.Е. Жуковского (основоположник аэродинамики, отец русской авиации), К.Э. Циолковского (основоположник космонавтики, преподаватель физики и математики с 1892 г.), П.Н. Лебедева (основатель экспериментальной физики, профессор университета, измерил давление света на твердые тела и газы), И.П. Павлова (создатель учения о высшей нервной деятельности, академик), В.И. Вернадского (основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, академик, создатель учения о биосфере и ноосфере), И.И. Мечникова (биолог и патолог, создатель научной школы, один из создателей первой в России бактериологической станции, создал теорию происхождения многоклеточных организмов, открыл явление фагоцитоза), Д.И. Менделеева (химик, ученый, педагог, один из инициаторов создания Русского химического общества, открыл периодический закон химических элементов), В.М. Бехтерева (невролог, психолог, руководитель Психоневрологического института), К.А. Тимирязева (один из основоположников научной школы физиологии растений, профессор университета, раскрыл энергетические закономерности фотосинтеза), А.С. Попова (физик, изобретатель радиосвязи, электротехник, профессор института) и др.
Бесспорно, многие имена представителей Русского культурного ренессанса, как видно из приведенного списка, известны всему миру. Выдающиеся представители целостного культурного процесса внесли огромный вклад в отечественную культуру. Их творчество и уникальные достижения до сих пор не теряют своей значимости. Представители культурного ренессанса в России являются не просто примерами для будущих поколений, а эталоном.
Опираясь на приоритеты и достижения феноменальных этапов отечественной культуры, приходим к следующим выводам.
Объективно прослеживаются некоторые общие для четырех «рывков» тенденции. К ним относим: множество достижений эпохи (огромное количество успехов, открытий и приоритетов), масштаб достижений (непреходящее значение), исключительная значимость достижений (уникальность приоритетов в отечественной культуре), появление универсальных творцов эпохи (представители рассмотренных этапов отечественной культуры проявили себя как многосторонние и многогранные личности), обращение к нравственным и моральным ценностям.
Продолжая размышления о чертах, присущих «рывкам» отечественной культуры, обратимся к следующему периоду - оттепели. Опираясь на широкую фактологическую базу, полагаем, что для эпохи оттепели были характерны черты, свойственные сугубо переходному времени и просматривающиеся на всем историческом отрезке 1954-1966 гг.
Первая черта, характерная для эпохи, - появление универсальных творцов эпохи. Диапазон их интересов обширен. Многие знаковые фигуры оттепели не только оттачивали свои таланты в какой-либо одной наиболее интересующей их области, а пробовали свои силы во многих сферах. Их переполняло желание реализоваться в жизни, открыть себя как многогранную личность.
Самовыражение в различных областях, активная реализация своего потенциала были присущи и Юрию Визбору. Бард, журналист, прозаик, художник, драматург («пьеса «Автоград XXI», документальные сценарии «Челюскинская эпопея», «Доктор», «Мурманск-198»), киноактер (работы в фильмах «Июльский дождь», «Ты и я», «Начало», «Красная палатка», «Семнадцать мгновений весны» и др.), спортсмен (восхождение на вершины Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Польских Татр) - и все это в одном лице.
В рассматриваемое время появилось поколение, которое стремилось своими действиями, творчеством и убеждениями изменить страну, внести свой вклад в культуру. Можно с уверенностью заявить, что речь идет о целой плеяде творцов. К их числу относятся А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Ю.Ч. Ким, А.А. Галич, Ю.И. Визбор, В.С. Высоцкий и др. Сформировавшаяся когорта свидетельствует о появление новой генерации - «шестидесятники».
Особенность исследуемой генерации в том, что она отличалась особым самосознанием и занимала абстрагированное положение по отношению к партийному аппарату, властвующим структурам. Генерация образовала свою сферу - эффективную, влиятельную, самодостаточную, находясь при этом в условиях дифференцированности общества, когда реализация фронтального контроля невозможна.
Это предположение подкрепляется теми фактами, что в числе главных личностных характеристик, присущих шестидесятникам, можно назвать чрезвычайную активность, четкую жизненную позицию, прямолинейность, молниеносный ответ на происходящие события в стране и мире,
поддержку друг друга, оптимизм, веру в лучшее, борьбу с трудностями, стойкость, честность, целеустремленность, огромный творческий диапазон, творческий максимализм (экспериментальные поиски), многогранность.
Исследование новых форм творческого самовыражения, проведение различных экспериментов в целях поиска нового курса развития в различных сферах культуры - еще одна черта рубежного времени. Ю.И. Визбор первым открыл новый жанр - песню-репортаж, пользующуюся успехом и сегодня. О.Н. Ефремов в своей театральной деятельности стремился отойти от четких установок и правил - в спектаклях приветствовалось отражение действительности, пьесы изначально ставились с минимальным реквизитом, а актеры играли в обычных костюмах.
За десятилетие в литературе возникло множество новых жанров («деревенщики», антисталинская литература, лейтенантская проза, молодежная проза, эстрадная поэзия), тематика произведений не имела ограничений, лирика была пропитана духом новаторства и выступала транслятором общественных настроений.
Касаясь области киноискусства, например, можно сказать, что фильм А. Довженко «Поэма о море» (1958) отличается особым, специфическим почерком изображения характера героя. Раскрытие сложного мира чувств героя (принцип «внутренней драматургии») положено в основу фильма М. Ромма «9 дней одного года» (1961). Эти искания послужили началом тенденции углубленного показа внутреннего мира человека.
Появление картин с особенным индивидуальным почерком ознаменовало начало авторского кино. В этой манере молодой режиссер А. Тарковский создал по сценарию Б. Богомолова и М. Папавы фильм «Иваново детство» (1962). Здесь прослеживается такая черта оттепели, как обращение к личности, простому человеку и его переживаниям.
На данном этапе в кинематографе концентрировалось стремление к изображению в картинах чувств и переживаний простого человека, его будничных забот. Происходит резкое изменение функций кино: оно становится не средством пропаганды, а искусством. Как отмечает культуролог К.Э. Разлогов, «проявление интимных человеческих чувств на экране и показ противоречий во взаимоотношениях между людьми в советских фильмах отвечали новым тенденциям в кинематографии стран социалистического лагеря» [8, с. 282].
Чувства и переживания простого человека в литературе были выражены Б. Ахмадулиной («Елабуга», «Варфоломеевская ночь», «Сказка о дожде»), А.И. Солженицыным («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ»), Р. Рождественским («Человеку надо мало...», «Все начинается с любви...») и др.
Главным культурным знаменателем 50-60-х гг. XX в. стали настоящие чувства и переживания, реальные проблемы и трудности, человеческие пороки.
Реалистичность является также одной из сущностных черт периода. Нет сомнений в том, что в кинематографии произошел своеобразный переворот. Творческие работы оттепели подтверждают этот факт. К примеру, кинематограф оттепели обратился к отображению действительности. Это выражалось в освещении реальных жизненных ситуаций, настоящей жизни, конкретных характеров героев. Так, трилогия И. Хейфица «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева»
(1956) и «Дорогой мой человек» (1958), как и «Неоконченная повесть» (1955) Ф. Эрмлера, «Урок жизни» (1955) Ю. Райзмана, были созданы на основе фактов реальной жизни.
Правдивые сюжеты находим в таких произведениях, как повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), К. Воробьева «Убиты под Москвой» (1961), «Это мы, Господи!», В.В. Быкова «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Западня», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», Г.Я. Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», «В родном городе» (1954), «Кира Георгиевна» (1960), сборники стихов и песен А.И. Фатьянова «Поет гармонь» (1955), «Соловьи» (1960) и др.
Важно обратить внимание на тот факт, что за скромный для истории отрезок времени (всего лишь десять лет) количество достижений в эпоху оттепели велико. Так, к примеру, обращаясь к науке 50-60-х гг. ХХ в., назовем запуск первой в мире атомной электростанции (1954), строительство самого мощного в мире ускорителя протонов - синхрофазотрона (1957), теорию жидкого гелия (Л.Д. Ландау, 1962), спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»
(1957), создание первого квантового генератора - мазера (Н.Г. Басов, А.М. Прохоров совместно с И. Таунсом, 1964), создание водородной бомбы (1953) и др. Колоссальных успехов страна достигла в освоении космического пространства: 1957 г. - запуск первого в мире искусственного спутника, 1961 г. - первый в истории человечества полет в космос Ю.А. Гагарина. Подобным образом множество достижений можно рассмотреть и в области образования, театрального искусства, литературы.
Вместе с тем отметим, что многие из достижений являются первыми за всю историю и стали так называемыми «флагманами» в ходе дальнейшего культурно-исторического развития.
Следующая сущностная черта эпохи плавно вытекает из предыдущей - масштаб достижений. Действительно, во многих слагаемых целостного культурного процесса можно увидеть чрезвычайно значимые для истории отечественной культуры приоритеты. В особенности это касается вышеназванной научной сферы, результаты которой были достигнуты впервые за историю человечества. Кроме того, в подтверждение феноменальности результатов отметим, что многие советские ученые были удостоены высшей награды в научном сообществе - Нобелевской премии. Так, химик Н.Н. Семенов разработал теорию разветвленных цепных реакций, в 1956 г. он стал первым советским нобелевским лауреатом. Премией были отмечены достижения советских химиков и физиков: И.Е. Тамма, Л.Д. Ландау, П.А. Черенкова, Н.Г. Басова, И.М. Франка, А.М. Прохорова.
Относительно киноискусства оттепели стоит сказать, что многие фильмы завоевали престижные награды, в том числе и на мировом уровне. Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» вызвал настоящий триумф. Он был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля в 1958 г. Картина также получила следующие награды: первый приз Высшей технической комиссии Франции за операторскую работу (Канн, 1958), диплом IX МКФ трудящихся в Чехословакии (1958), премию Слезника, присуждаемую ежегодно лучшему иностранному фильму, продемонстрированному на экранах США (1958), и др. Мирового уровня достигла картина Андрея Тарковского «Иваново детство», завоевавшая «Золотого льва святого Марка» на кинофестивале в Венеции (в том числе более 10 призов на других кинофестивалях) и принесшая всемирную известность режиссеру.
Открытия, изобретения и творения оттепели особенно значимы для отечественной культуры. Большинство из них имеют непреходящее значение. В этом мы видим следующую черту культуры оттепели. Действительно, и на сегодняшний день достижения рассматриваемого периода не теряют своей ценности. Возвращается интерес к кинематографии эпохи оттепели, периода особых высочайших достижений. Главная причина этого в том, что сюжеты картин актуальны и в настоящее время.
Примечательно, что в противоречивые годы, в постоянно меняющейся обстановке многие деятели культуры стремились к созданию эффективных результатов в своем творчестве и достижению высоких результатов на мировой арене.
Итак, выявлены сущностные черты отечественной культуры, характерные для оттепели: появление универсальных творцов эпохи, поиск новых форм, обращение к личности, простому человеку и его переживаниям, реалистичность, творческое общение, множество достижений эпохи, масштаб и исключительная значимость достижений.
Обобщая вышесказанное, отметим, что на рассмотренных этапах отечественной культуры прослеживается комплекс общих характеристик, присущих всем пяти «рывкам». Это: множество достижений эпохи, масштаб и исключительная значимость достижений, появление универсальных творцов эпохи, воспевание гуманных ценностей.
Таким образом, предполагаем, что для уникальных периодов в отечественной культуре характерен определенный комплекс характерных черт, позволяющий идентифицировать их как «рывок».
Ссылки:
1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие : кн. для учителя. М., 1990. 302 с.
2. Аронов А.А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 38-45.
3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви : в 2 т. Т. 1. Париж, 1959. 685 с.
4. Там же. С. 313.
5. Billington J.H. The Face of Russia: Anguish, Aspiration, and Achievement in Russian Culture. N. Y., 1998. 269 p.
6. Адамчик В.В., Адамчик М.В. Русское искусство. М., 2005. 352 с.
7. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Си-вохина. М., 1997. 543 с.
8. Разлогов К.Э. Мировое кино: история искусства экрана. М., 2013. 687 с.