год ЛИТЕРАТУРЫ
в российской
ФЕДЕРАЦИИ
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 5 (67) сентябрь-октябрь ^
^ИГЕРАГУРА «ОТТЕПЕЛИ» И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Е. ЕВТУШЕНКО)
УДК 930.85 К. С. Беляева
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена литературе эпохи «оттепели», ставшей одним из факторов для «рывка» в отечественной культуре. В статье рассматривается уникальная для культуры хрущёвской «оттепели» тенденция к духовному и гражданскому синтезу. Автор на примере творчества выдающегося поэта — «шестидесятника» Е. Евтушенко прослеживает главные жизненные стратегии и нравственные устремления литературных деятелей эпохи. Поэзия Евтушенко представляет собой нравственный барометр эпохи, на становление которого оказали сильное влияние выдающиеся личности отечественной культуры. Особое внимание уделяется особенностям творческого диапазона Е. Евтушенко, который является поистине знаковой фигурой 1950—1960-х годов. В статье делается вывод, что активное внедрение поэтами — «шестидесятниками» основополагающих ценностных ориентаций в культуру периода «оттепели» представляет собой одно из действенных средств в предотвращении социальных коллизий, стоящих на пороге сегодняшнего дня.
Ключевые слова: литература, «оттепель», поэзия, творчество, культура, нравственность.
K. S. Belyaeva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
LITERATURE OF THE "THAW' AND TENDENCIES OF ITS DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF Y. YEVTUSHENKO'S WORKS)
Article is devoted to literature of an era of the "thaw" which became to one of factors for "breakthrough" in domestic culture. In article the tendency, unique for culture of Khrushchev's "thaw", to spiritual and civil synthesis is considered. The author on the example of works of the outstanding poet — "man of the sixties" E. Yevtushenko traces the main vital strategy and moral aspirations of literary figures of an era. Yevtushenko's poetry represents a moral barometer of an era on which formation outstanding persons of domestic culture had strong impact. The special attention is paid to features of creative range of E. Yevtushenko which is really sign figure of the 1950—1960th years. In article the conclusion is drawn that active introduction by poets — "men of the sixties" of fundamental valuable orientations in culture of the period of "thaw" represents one of effective means in prevention of the social collisions which are on the threshold of today. Keywords: literature, "Thaw", poetry, works, culture, morality.
Глобализация современной жизни ставит человека перед необходимостью постоянного поиска смысла жизни, обуславливает глубокий духовный кризис общества. Многие основания жизни сегодня подвергаются трансформациям. Так, исследователи отмечают тот факт, что художественный материал сегодня удовлетворяет лишь поверхностные потреб-
ности, к которым относятся развлечение и возбуждение, а переживания, в свою очередь, не принимаются во внимание. Таким образом, он ориентирован только на гедонистически-потребительский тип аудитории [5].
С другой стороны, исследователи отечественной истории и истории культуры, а также культурологи и социологи, на основе анализа
БЕЛЯЕВА КИРА СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
BELYAEVA KIRA SERGEEVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Беляева К. С., 2015
^ Год литературы в Российской федерации
исторического опыта, подтверждают, в частности, что в период кризиса именно благодаря творческим ресурсам, к которым в большей степени относится литература, активизируется духовный и нравственный потенциал общества. Следовательно, изучение того, что происходило в прежние «переломные» эпохи, позволит наметить пути выхода из сложившейся сегодня ситуации.
Одной из таких «переломных» эпох для российского общества был период 1950— 1960-х годов, который вошёл в историю под названием «оттепель».
Литература периода «оттепели» — это яркое и самобытное явление в истории отечественной культуры. За это десятилетие сложились новые жанры («деревенщики», антисталинская литература, лейтенантская проза, молодёжная проза, эстрадная поэзия), появилось много имён, которые и сегодня являют собой образец высокой гражданственности, самобытного творческого поиска художника.
Произведения тех лет поднимали самые волнующие общество темы. Тесное переплетение публицистики с лирикой, в силу того, что в произведениях авторы пытались выразить общественные настроения, осознать изменившиеся исторические реалии, — вот главная особенность литературы периода «оттепели». Эта эпоха ознаменовалась подъёмом идей гражданственности, либерализма и нравственности. Ценно и то, что одним из замыслов творчества было воплощение главных мировоззренческих и эстетических тенденций художественного освоения действительности.
Обращаясь к вопросу цензурных ограничений на рубеже 1950—1960 годов, можно отметить некоторую полярность мнений. Так, по мнению А. В. Филиппова, «литературная трибуна в СССР во многом заменяла свободную политическую полемику, и в условиях отсутствия свободы слова литературные произведения оказывались в центре общественных дискуссий» [8, с. 150]. С этой точкой зрения частично не согласен А. А. Аронов. Он пишет, что публикация во время «хрущёвской оттепели» таких смелых произведений, как «Ба-
бий Яр» и «Наследники Сталина» Е. Евтушенко, а также «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, свидетельствует в полной мере о действительном ослаблении цензуры и существующей неполной, но свободы слова, что в условиях тоталитарного режима было в принципе невозможно [1, с. 180].
Плеяду ярчайших представителей художественной культуры 1950—1960-х годов пополнили молодые талантливые поэты. К их числу относятся А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмаду-лина, Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Ю. Ч. Ким, А. А. Галич, Ю. И. Визбор, В. С. Высоцкий и многие другие.
Какое же место занимает Е. А. Евтушенко в этой когорте?
Выдающийся представитель генерации «шестидесятников» Е. А. Евтушенко был лидером молодой поэзии второй половины 1950-х и 1960-х годов. Ему удалось выразить главный нравственный ориентир художника. «Поэт в России больше, чем поэт» — эти строки отразили в полной мере сущность и специфику творчества литераторов любой эпохи в истории отечественной культуры.
Е. А. Евтушенко рано начал свою творческую деятельность. на него оказал влияние отец, который с ранних лет научил сына любить книги и поэзию. Поэт вспоминал: «Отец читал мне много и стихов наизусть — у него была потрясающая память! Особенно он любил Лермонтова, Гёте, Эдгара По, Киплинга. Благодаря отцу я уже в шесть лет научился читать и писать и в восемь лет залпом читал без разбора — Дюма, Флобера, Шиллера, Бальзака, Данте, Мопассана, Толстого, Боккаччо, Шекспира, Гайдара, Лондона, Сервантеса и Уэллса» [2]. Они часто ходили в Московский государственный университет на вечера поэзии, где выступали такие выдающиеся поэты, как Анна Ахматова, Борис Пастернак, Александр Твардовский, Михаил Светлов и др.
Во время учёбы в школе Евтушенко принимал участие в поэтической студии Дворца пионеров Дзержинского района, позднее посещал литературные консультации издательства «Молодая гвардия», которые проводись
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 5 (67) сентябрь-октябрь ^
под руководством поэта А. Досталя.
Уже с шестнадцати лет Евтушенко начал регулярно печататься. В 1949 году его первые стихотворения выходят в газете «Советский спорт». В 1952 году Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, где он стал самым молодым его членом.
Для работ Евтушенко характерны такие отличительные черты, как самостоятельность и яркое своеобразие поэтической интонации. на формирование этих жанровых особенностей оказали влияние как поэты-классики (Н. А. Некрасов, С. А. Есенин), так и современники поэта (А. Межиров, М. Луконин, Е. Винокуров, Я. Смеляков) [6].
«Неоценимое влияние на меня оказала дружба с Владимиром Соколовым, который, кстати, помог мне поступить в Литературный институт, несмотря на отсутствие аттестата зрелости», — вспоминает поэт в своей автобиографической статье «Воспитание поэзией» [7].
Первая книга — «Разведчики грядущего» носила лозунговый характер. Она вышла в 1952 году и в этом же году были опубликованы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей».
Потом последовали сборники стихов «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962), «Братская ГЭС» (1965), «Катер связи», «Стихи» (1967), «Дорога номер один» (1972), «Поющая дамба» (1972), «Поэт в России больше, чем поэт» (1973), «Отцовский слух» (1975, 1978), «Спасибо» (1976), «В полный рост» (1977), «Просека» (1977), «Утренний народ» (1978), «Точка опоры» (1981), «Две пары лыж» (1982), «Откуда родом я» (1983), «Почти напоследок» (1985), «Полтравиноч-ки» (1986), «Завтрашний ветер» (1987), «Мама и нейтронная бомба» (1986), «Последняя попытка» (1988), «Любимая, спи... » (1989), «Нет лет: Любовная лирика» (1993), «Поздние слезы» (1995) и др.
Евгений Евтушенко, как и все представители поколения 1950—1960-х годов, является
многогранной и многосторонней личностью:
• поэт, поднимающий проблемы морали, гражданственности;
• автор киносценариев «Я — Куба», «Де-ревнина дочка» (по главе «Нюшка» из поэмы «Братская ГЭС»), «Детский сад», «Конец мушкетёров» (по мотивам А. Дюма);
• режиссёр-постановщик фильмов «Детский сад», «Похороны Сталина»; актёрская работа в фильмах «Взлёт» (роль — К. Э. Циолковского), «Детский сад» (роль шахматиста), «Похороны Сталина» (роль скульптора);
• переводчик грузинских поэтов (книги «Лук и лира» (1959), «Тяжелее земли» (1979), «Зелёная калитка» (1990));
• составитель (антология русской поэзии XX столетия «Строфы века» (1995));
• общественный деятель (стихотворения на гражданско-политическую тему «Наследники Сталина», «Бабий Яр»);
• один из сопредседателей, наряду с А. Д. Сахаровым, А. М. Адамовичем и Ю. И. Афанасьевым, первого массового движения российских демократов — общества «Мемориал»;
• народный депутат СССР последнего созыва; фотохудожник (персональная выставка «Невидимые нити»).
Поэты «оттепели» являлись популяризаторами высоких нравственных основ, либерализма, гражданственности, свободы слова. Между тем в творческом диапазоне Е. Евтушенко просматриваются некоторые особые отличия от литературных работ остальных поэтов эпохи.
Так, Евтушенко можно назвать поэтом-трибуном. Выступая на стадионах, он не просто читал стихи, а декларировал их. Его выступлению были свойственны обращение к публике с призывом, торжественность речи. В связи с этим мы прослеживаем сходство поэта с Владимиром Маяковским. Евтушенко в своих произведениях нередко поднимает остроактуальные вопросы, которые не всегда находят отклик у аудитории. Несмотря на это, он, как и В. Маяковский, продолжает свою работу настойчиво, энергично и целеуст-
^ Год литературы в Российской федерации
ремлённо, с полной уверенностью в её общенародной значимости. К тому же с одним из крупнейших поэтов Серебряного века Евтушенко роднит и «понимание огромной роли поэзии в перестройке жизни, органическая связь трибунности и нежности, чуткое отношение к лучшему в людях и непримиримое — к худшему, интернационализм и неприятие любых форм национализма, революционный пафос и устремлённость в будущее» [6].
Евтушенко — один из немногих, кого можно назвать активным общественным деятелем, принимающим участие в решении важных общественно-политических проблем страны. Например, его авторское отношение к поднимаемым вопросам, крупным событиям общественной жизни можно проследить в таких произведениях, как «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968).
По мнению многих политологов, оценка поэмы Евтушенко «Наследники Сталина», вышедшей 21 октября 1962 года в «Правде», резко разнилась, так как отношение к ней стало, по сути, индикатором нравственной зрелости советских граждан. По словам известного социолога И. В. Бестужева-Лады, это стихотворение «раскололо» страну на два лагеря — сталинистов и антисталинистов. Отметим, что вызванный резонанс был настолько огромен, что его влияние сохраняется и в наши дни.
К достоинствам поэта можно отнести то, что по числу переводов Е. Евтушенко находится вне конкуренции. Его произведения переведены более чем на 70 языков и изданы во многих странах мира.
Творчество Евтушенко и манера подачи стихотворений выделяли его на фоне остальных поэтов. Его поэтическое лидерство во многом обусловлено характером его лирики, которая передавала чувства высокой гражданственности («Карьера», «Гражданственность — талант нелегкий...», «Русские таланты», «Бабий Яр», «Наследники Сталина», «Хотят ли русские войны?..», «Граждане, послушайте меня...» и др.).
«Евтушенко принадлежит к тем людям, ко-
торые при дилемме, что выбирать — зло или добро, всегда выбирают добро и умеют за него сражаться. В нашем холодном мире это — увы! — редкое качество», — точно отмечает качества личности поэта известный советский скульптор Эрнест Неизвестный [3].
По словам самого Евтушенко, поэты его поколения неосознанно для себя возродили общественное мнение, и стихотворения вновь приобретали статус политических событий, как это было в пушкинские и некрасовские времена [2].
Е. Сидоров пишет, что «Евтушенко пришёл в литературу в счастливый для себя момент, когда необычайно ширился интерес к поэзии. Он и сам много сделал для этого. Росли тиражи поэтических книг. Стихи вышли на эстраду, на площадь. Поэт постепенно оказался в центре читательского внимания благодаря своему несомненному таланту, гражданскому темпераменту и умению задевать за живое» [4].
В целом можно сказать, что благодаря социальной и нравственно-психологической проблематике отечественная литература периода «оттепели» поднялась на новый уровень.
Таким образом, новый курс на демократизацию в лирике «оттепели» привёл к масштабным изменениям в творческих исканиях молодых поэтов. Успехи в литературе 1950—1960 годов были одним из факторов, способствующих прорыву в истории отечественной культуры на данном рубеже. Эпохальные достижения творчества поэтов «оттепели», в частности Е. Евтушенко, подтверждаются тем, что стихотворения и песни поэтов — «шестидесятников» до сих пор пользуются популярностью, звучат на концертах и творческих вечерах, находятся в репертуаре многих исполнителей.
Отметим, что активное внедрение поэтами — «шестидесятниками» основополагающих ценностных ориентаций в культуру периода «оттепели» представляет собой одно из действенных средств в предотвращении социальных коллизий, стоящих на пороге сегодняшнего дня.
«ШИН 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 5 (67) сентябрь-октябрь ^
Примечания
1. Аронов А. А. «Оттепель» в истории отечественной культуры (50-е — 60-е гг. XX века) : монография. Москва : Экон-Информ, 2008. 303 с.
2. Евтушенко Е. Волчий паспорт. Москва : Вагриус, 1998. 574 с.
3. Евгений Евтушенко. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. 215 с.
4. Евтушенко Е. А. Собрание сочинений : в 3-х томах / [вступ. ст. Е. Сидорова]. Москва : Художественная литература, 1983— . [Т. 1] : Стихотворения и поэмы, 1952 1964. Москва : Художественная литература, 1983. 559 с.
5. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия : [учебное пособие]. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Аспект Пресс, 2004. 351 с.
6. Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги : био-библ. словарь : в 3 томах / под ред. Н. Н. Скатова. Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. [Т. 1] : А—Ж. Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. 733 с., ил.
7. Сидоров Е. Ю. Евгений Евтушенко : Личность и творчество. Москва : Художественная литература, 1987. 206 с.
8. Филиппов А. В. Новейшая история России, 1945—2006 гг. : книга для учителя. Москва : Просвещение, 2007. 150 с.
References
1. Aronov A. A. "Ottepel" v istorii otechestvennoy kul'tury ["The Thaw" in the history of domestic culture]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2008. 303 p.
2. Evtushenko E. Volchiy pasport [Wolfpassport]. Moscow, Vagrius Publ., 1998. 574 p.
3. Evgeny Evtushenko. Rostov on Don, Publishing house "Phoenix", 1996. 215 p.
4. Evtushenko E. A. Sobranie sochineniy, v 3 tomakh. Tom 1: Stikhotvoreniya i poemy 1952—1964 [Collected works, in 3 vol. Vol. 1: Poems and poems 1952—1964]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1983. 559 p.
5. Prokhorov E. P. Zhurnalistika i demokratiya [Journalism and Democracy]. 2nd edition. Moscow, Publishing house "Aspect Press", 2004. 351 p.
6. Skatov N. N., ed. Russkaya literatura ХХ veka. Prozaiki, poety, dramaturgi: bio-bibl. slovaf, v 3 tomakh, tom 1 [Russian literature of the twentieth century. Prose writers, poets, playwrights, in 3 vol., vol. 1 ]. Moscow, OLMA Media Group, 2005. 733 p.
7. Sidorov E. Yu. Evgeny Evtushenko. Lichnost i tvorchestvo [Yevgeny Yevtushenko. Personality and creativity]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1987. 206 p.
8. Filippov A. V. Noveyshaya istoriya Rossii, 1945—2006 gg. [Modern History of Russia, 1945—2006]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 2007. 150 p.