11. Muehlbauer, T. Relationship between starting and finishing position in short track speed skating races / Thomas Muehlbauer, Christian Schindler // European Journal of Sport Science . — 2011. - Vol. 11, № 4. - P. 225-230.
12. Ondraek, J. Analysis of shooting successful of the Czech Mens team in biathlon in 2002-2010 / J. Ondraek [et al.] // Studia sportiva - 2011. - P. 39-48.
СУХАЧЕВ Евгений Александрович, кандидат педагогических наук, директор научно-исследовательского института деятельности в экстремальных условиях. Адрес для переписки: eucx@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.11.2012 г.
© Е. А. Сухачев
УДК 796.355:378:796.072 М. Б. ИВАНОВ
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ХОККЕЮ
В статье рассматриваются педагогические условия формирования дидактической компетентности у будущих тренеров по хоккею, реализующие концептуальные положения контекстного, проблемного и коллективного обучения в процессе обучения в вузе. Ключевые слова: дидактическая компетентность, педагогические условия, контекстное обучение, проблемное обучение, коллективный способ обучения.
В соответствии с европейскими тенденциями глобализации Советом Культурной Кооперации (СДСС) высшего образования для Европы были определены основные ключевые компетентности, которыми должны овладеть молодые специалисты после завершения профессионального обучения.
Присоединение России к Болонскому процессу и вступление в Единое Европейское образовательное пространство определило основные направления развития образования в нашей стране, которые были сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». С учетом данного документа в качестве цели и задач образовательного процесса были определены общекультурные, социально-личностные и профессиональные компетенции по направлениям и профилям подготовки специалистов, представленные в ГОС ВПО третьего поколения.
Ведущей целевой установкой обучения в вузах было определено формирование профессиональной компетентности личности, обеспечивающей готовность и способность к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Изменение цели профессиональной подготовки потребовало модернизации ее содержания на основе разработки и применения компетентностного подхода к образовательному процессу [1, 2, 3 и др.].
Теоретические и организационно-методические основы совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации компетентностного подхода к образовательному процессу стали предметом ряда научных исследований.
В частности, характеристике профессиональной компетентности будущих учителей физкультуры
и технологии ее формирования посвящена диссертационная работа В. В. Абрамовой [4]. Е. Н. Григорьев [5] исследовал особенности формирования профессионально значимых качеств личности будущих тренеров-преподавателей в компетентностно-ориентирован-ном образовательном процессе вуза. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего тренера по спортивной аэробике [6], у будущих тренеров по вольной борьбе [7], у тренера-преподавателя муниципального образовательного учреждения [8].
Одной из наиболее значимых в структуре профессиональной готовности тренера является дидактическая компетентность, обусловливающая способность к эффективному решению задач обучения спортсменов технике и тактике избранного вида спорта. Наряду с этим вопросы ее формирования у будущих тренеров по хоккею являются на сегодняшний день мало исследованными.
В целом анализ и обобщение программно-нормативных документов, педагогической практики и современной научно-методической литературы свидетельствует о существовании противоречий на:
— социально-практическом уровне: между потребностями общества и педагогической практики в тренерах по хоккею, обладающих дидактической компетентностью, и не соответствующим этой потребности уровнем ее сформированности у выпускников вузов физической культуры;
— научно-методическом уровне: между сформулированными в ГОС ВПО требованиями к развитию дидактической компетентности у будущих тренеров по хоккею и недостаточной научной разработанностью педагогических условий ее эффективного формирования в процессе обучения в вузе.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
Необходимость разрешения этих противоречий определяет практическую, социальную и научную актуальность нашего исследования, направленного на выявление и научное обоснование педагогических условий формирования дидактической компетентности у будущих тренеров по хоккею в процессе обучения в вузе.
Результаты ряда исследований свидетельствуют, что для традиционной практики высшего физкультурного образования характерна преимущественная направленность на вооружение будущих специалистов теоретическими и методическими знаниями и недостаточное внимание уделяется формированию умений применять их на практике для решения педагогических задач. При этом, по мнению авторов [9, 10], педагогические задачи и знания о способах их решения преподносятся студентам в готовом виде, что ограничивает возможности развития педагогического мышления, не способствует формированию готовности результативно действовать в вариативных условиях конкретных педагогических ситуаций.
В то же время А. А. Вербицкий подчеркивает, что профессиональное обучение, построенное только на ведущей роли усвоения теоретических знаний, не соответствует требованиям будущей профессиональной деятельности и не способствует формированию у студентов профессиональной компетентности. Познание при этом рассматривается как результат воздействия на познающий субъект, а не как продукт его деятельности в предметном мире.
При этом, разрабатывая контекстное обучение, автор выделяет три базовые формы деятельности студентов: учебная, академического типа; квазипро-фессиональная; учебно-профессиональная, и некоторое множество переходных от одной к другой. При этом студенты с самого начала ставятся в позицию активного субъекта деятельности, предмет которой постепенно превращается из чисто учебного в практически профессиональный. Появляется возможность контролировать не уровень усвоения знаний, а ход и результаты действий на их основе [11, с. 40].
Одним из таких педагогических условий выступает создание личностно ориентированной педагогической ситуации, в которой студент выступает в профессиональной роли учителя, проектируя и реализуя педагогический процесс.
Роль преподавателя состоит в содействии формирования личности студента как субъекта профессиональной деятельности, в развитии у него способности к профессиональному самоопределению, к реализации индивидуального проекта жизненного и профессионального саморазвития [12].
Для реализации этого условия в профессиональном обучении необходимо осуществить разработку и использование соответствующих форм учебнопознавательной деятельности, каждая из которых, по словам А. Н. Леонтьева [13, с. 421], должна быть «адекватной, т.е. должна воспроизводить в себе черты той деятельности людей, которая кристаллизирована, аккумулирована в данном предмете или явлении, точнее, в системах, которые они образуют».
Это обеспечит достижение основной цели современного вузовского образования — формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период его обучения, другими словами, профессиональной компетентности. Для решения этой задачи необходимо преодолеть различия в содержательном наполнении элементов структуры учебной и профессиональной деятельности и устранить несоответствие форм организа-
ции учебной и усваиваемой профессиональной деятельности.
Е. В. Никулина [14] рекомендует методику обучения двигательным легкоатлетическим действиям в аспекте интеграции усвоения двигательных действий с овладением технологией обучения: студент не только учится, но и учит других студентов тому, чем овладел. По мнению автора, становление профессионализма зависит от системного объединения дисциплин с ориентацией на целостную профессиональную деятельность, где каждая отдельная дисциплина должна выступать средством достижения этой цели.
Выявлена высокая эффективность применения игровых методов в практической подготовке специалистов по физической культуре и спорту [15, 16], проектирования системы дидактически-оправданных задач и выполнения учащимися УОР в социальном и предметном контексте профессиональной деятельности с подбором и использованием соответствующих средств и методов обучения [17], имитационного моделирования будущей профессиональной деятельности студентов, когда в течение серии занятий студенты поочередно действуют в роли тренера, управляющего тренировочным занятием или частью занятия.
Обобщая вышеизложенное, мы, в качестве первого педагогического условия формирования дидактической компетентности тренера по хоккею, выделили организацию обучения дисциплине «Теория и методика хоккея» в социальном и предметном контексте будущей профессиональной деятельности.
Второй существенной особенностью традиционной практики высшего физкультурного образования является преобладание репродуктивных методов обучения.
Большие потенциальные возможности применения проблемного обучения содержат дисциплины предметной подготовки, в том числе теория и методика избранного вида спорта. Студенты, занимавшиеся каким-либо видом спорта, как правило, владеют практическими (обыденными для спортсменов) знаниями и представлениями о рациональных способах выполнения технических и тактических приемов избранного вида спорта. Они имеют на эмпирическом уровне определенные знания об организации учебно-тренировочного процесса, почерпнутые в результате наблюдения за педагогической деятельностью работающих с ними тренеров.
Поэтому теоретические знания о биомеханических и психофизиологических основах управления выполнением технических и тактических приемов избранного вида спорта, о дидактических приемах технической подготовки могут быть усвоены ими в процессе учебно-познавательной деятельности по решению создаваемых преподавателем учебных проблем. Решая эти проблемные задания, они проникают в сущность тех явлений, которые им хорошо знакомы по результатам своей спортивной деятельности.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что педагогическим условием формирования дидактической компетентности тренера по хоккею. выступает постепенное и последовательное повышение в процессе обучения дисциплине «Теория и методика хоккея» уровня проблемности учебно-познавательной деятельности студентов.
Между тем традиционная практика профессиональной подготовки тренеров в вузах физической культуры в большинстве случаев осуществляется
в условиях противоречия между разобщенностью усвоения знаний, умений и навыков по различным учебным дисциплинам и необходимостью их системного целостного применения в реальных условиях педагогической деятельности, между дисциплинарнопредметной организацией образования и целостным характером развития личности обучаемых.
Это приводит к затруднениям в осуществлении профессиональной деятельности в будущем, ограничивает возможности решения проблемных педагогических задач и не способствует развитию творческого потенциала.
Степень реализации межпредметных связей между дисциплинами учебного плана профессиональной подготовки характеризует степень методологической целостности предметного обучения, как условия всестороннего развития личности.
Для этого специальная часть физкультурного образования должна быть приведена в соответствие с требованиями системности (целостность, структурно-функциональное единство, обусловленное целевой направленностью системы) при ведущей роли дисциплин специализации [18].
С учетом вышеизложенного мы выделили в качестве педагогического условия формирования дидактической компетентности тренера решение студентами проблемных учебных заданий на основе актуализации и интеграции знаний биомеханических, психофизиологических основ движений человека, дидактики, теории и методики обучения двигательным действиям.
Необходимым условием профессионализации обучения является разработка и использование соответствующих форм организации предметной деятельности, когда приобретаемые будущим специалистом знания актуализируются для управления решением практических задач, направляют и регулируют конкретные предметные действия, становясь, таким образом, органичной частью профессиональных умений [19]. При этом обучение не может строиться только на основе отдельной организационной формы, а требует комплексного использования всех имеющихся форм.
В. К. Дьяченко [20] предлагает различать понятия «способ организации обучения» и «организационные формы обучения». «Способ организации обучения» определяется им как совокупность форм обучения, которые образуют единую организационную структуру учебного процесса. С учетом того, какая из форм выполняет ведущую системообразующую роль в этой структуре, выделяются три способа организации обучения: индивидуальный, групповой и коллективный.
При индивидуальном способе обучения основной, системообразующей формой выступает индивидуальная работа учителя с каждым учеником в отдельности (парное общение). Организационная структура группового способа обучения включает групповые, индивидуально-обособленные и парные формы. Роль системообразующей формы принадлежит групповым формам организации учебного процесса.
Коллективный способ обучения включает: индивидуально-обособленные занятия; работу в парах постоянного состава (статические пары); групповые учебные занятия; коллективные учебные занятия (взаимообучение в парах сменного состава). Системообразующую роль играет взаимообучение в парах сменного состава. Остальные формы работы применяются в сочетании с коллективными учебными занятиями.
В традиционной практике высшего физкультурного образования используется групповой способ, в рамках которого применяются индивидуальные и коллективные формы.
Мы полагаем, что дидактические возможности групповой работы и работы в парах сменного состава будут значительно расширены при переходе к их применению в рамках коллективного способа обучения.
Самостоятельная, индивидуальная, групповая и фронтальная формы будут применяться при организации учебной деятельности академического типа и отдельных элементов квазипрофессиональной деятельности, с учетом частных дидактических задач, в отношении которых они создают наиболее благоприятные педагогические условия. Решение этих задач позволит приблизиться к основной задаче — осуществлению студентами взаимообучения через работу в парах сменного состава, как формы организации учебно-профессиональной деятельности.
Это позволит повысить качество практического овладения студентами техникой физических упражнений, поскольку в связи с качественным изменением характера управления процессом обучения, так как, используя терминологию В. П. Беспалько, является замкнутым (по характеру слежения за учебнопознавательной деятельностью), направленным (по виду информационного процесса, передающего сигналы управления) и осуществляется «вручную». В отличие от индивидуальной формы обучения оно является многоканальным, то есть одного студента последовательно обучают много преподавателей, что в целом обеспечивает высокую эффективность усвоения разучиваемых двигательных действий.
С учетом вышеизложенного мы выделили в качестве педагогического условия повышения дидактической компетентности тренеров по хоккею организацию учебного процесса по дисциплине «Теория и методика хоккея» на основе коллективного способа обучения.
Обобщая результаты научных исследований, можно заключить, что педагогическими условиями повышения дидактической компетентности у будущих тренеров по хоккею являются:
— организация учебного процесса в социальном и предметном контексте будущей профессиональной деятельности;
— постепенное и последовательное повышение уровня проблемности учебно-познавательной деятельности студентов;
— организация учебно-познавательной деятельности студентов на основе актуализации и интеграции знаний биомеханических, психофизиологических основ движений человека, дидактики, теории и методики обучения двигательным действиям;
— организация учебно-познавательной деятельности студентов на основе коллективного способа обучения.
Библиографический список
1. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования, компетеностный подход : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер,
А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. — М. : МПСИ, 2005. — 216 с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
4. Абрамова, В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физкультуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. В. Абрамова. - Тирасполь, 2006. -
19 с.
5. Григорьев, Е. Н. Формирование профессионально значимых качеств личности будущих тренеров-преподавателей в компетентностно-ориентированном образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Н. Григорьев. - Уфа, 2010. - 24 с.
6. Гущина, Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущего тренера по спортивной аэробике в процессе обучения дисциплине «педагогическое физкультурноспортивное совершенствование : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Гущина. - Чебоксары, 2009. - 24 с.
7. Никифоров, Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе : автореф. дис . канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Никифоров. -Якутск, 2009. - 22 с.
8. Нужина, А. И. Развитие профессиональной компетентности тренера-преподавателя в муниципальном образовательном учреждении : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 /
A. И. Нужина. - Магнитогорск, 2005. - 23 с.
9. Костюченко, В. Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.04 / В. Ф. Кос-тюченко. - СПб., 1996. - 421 с.
10. Кузьмин, А. М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / А. М. Кузьмин. -Челябинск, 1999. - 37 с.
11. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 206 с.
12. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии /
B. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл; Академия, 2005. - 352 с.
14. Никулина, Е. В. Целостность профессиональной деятельности как фактор интегрирования обучения будущих специалистов физической культуры и спорта (на материале обучения легкоатлетическим двигательным действиям) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. В. Никулина. - М., 1996. - 21 с.
15. Неверкович, С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 19.00.08. - М., 1988. - 31с.
16. Приходько, В. В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (опыт игрового проектирования и экспертизы) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / В. В. Приходько. - М., 1992. - 47 с.
17. Петров, В. Ю. Специфика трудностей и пути их преодоления при освоении программы педагогической практики в связи с особенностями личности студента ИФК : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Ю. Петров. - М., 1989. -
20 с.
18. Корецкий, В. М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «специализация» : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.04 /
В. М. Корецкий. - М., 1988. - 32 с.
19. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исследования : учеб. пособие /
В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2004. - 283 с.
20. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. - М. : Педагогика, 1989. - 160 с.
ИВАНОВ Михаил Борисович, аспирант кафедры «Теория и методика физического воспитания и борьбы».
Адрес для переписки: kzm_diss@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.09.2012 г.
© М. Б. Иванов
Книжная полка
Журавин, М. Л. Теория и методика гимнастики : учебник для студентов вузов / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич. - 8-е изд. - М. : Academia, 2012. - 496 с. - ISBN 978-5-76958002-4.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»). В учебнике рассматриваются вопросы теории и методики преподавания гимнастики как спортивнопедагогической дисциплины, в частности техника выполнения гимнастических упражнений, основные средства гимнастики, формы организации занятий и др. Специальные главы посвящены истории развития гимнастики, организации и проведению соревнований. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может представлять интерес для преподавателей физической культуры, тренеров, фитнес-инструкторов, педагогов дополнительного образования и других специалистов физической культуры.
Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре : учебник для студентов вузов / Ю. Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина. - М. : Academia, 2013. - 256 с. - ISBN 978-57695-9504-2.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»). В учебнике показано, какое место в содержании общего среднего и профессионального физкультурного образования занимает предмет «Физическая культура»; раскрыто его значение; описана технология учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования с учетом специфики предмета и своеобразия его функций в образовании, воспитании и развитии детей школьного возраста. Определено значение методики обучения физической культуре в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», в формировании у них профессиональных компетенций. Учебник подготовлен с использованием материалов 5-го издания учебного пособия «Теория и методика обучения предмету “Физическая культура"» под редакцией Ю. Д. Железняка. Для студентов высших учебных заведений.