- © Т.А. Мустафин, 2012
УДК 339.92:339.98 Т.А. Мустафин
СУЩНОСТЬ УГРОЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Сформулировано понятие «угроза внешнеэкономической безопасности государства», проведен анализ угроз внешнеэкономической безопасности России. Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность, мировая экономика, внешнеэкономическая деятельность.
Анализ существующих определений понятия угрозы экономической безопасности показывает, что в каждом из них, так или иначе, отражено понимание опасности нанесения экономического вреда в качестве ущерба, посягательства, помехи, негативного воздействия и т.п.
В Законе Российской Федерации «О безопасности» (ст.3) дается определение угрозы безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства [1].
Г. С. Вечканов отмечает, что угрозы экономической безопасности - это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни [2]
По мнению E.H. Барикаева угроза - это совокупность условий и факторов, создающих опасность для реализации экономических интересов, которая, в свою очередь, может создавать различные риски [3].
Согласно взглядам М.И. Дзлиева под источниками опасности следует понимать силы (факторы), которые потенциально таят в себе и при опре-
деленных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.
Им в области безопасности сегодня определяются следующие основные источники опасности:
• природно-экологические - землетрясения, наводнения, засуха, атмосферные электрические разряды и т.п.;
• техногенно-производственные -атомные электростанции, предприятия химической промышленности и т.п.;
• антропогенно-социальные - отдельный человек, группа людей, их сообщества, преступник, преступная организация, государство-агрессор и др. [4].
В. К. Сенчагов выделяет условия и факторы, влияющие на равновесное состояние экономической системы в качестве объекта угрозы [5]
Он отмечает возрастание в глобализирующемся мире роли факторов риска, неопределенности, случайности и взаимозависимости национальных экономик [6].
Угрозы внешнеэкономической безопасности во внешнеторговой сфере, по мнению экономистов РАГ-СиНХ при Президенте РФ имеют как
Р;
Л4
/ [ V, г*
/г А,', / 1
V Ь,' \ Р>
Л
Рис. 1. Геометрическая интерпретация «мощности» разнонаправленных интересов во внешнеэкономической сфере
объективный, так и субъективный характер и возникают в результате появления противоречий между субъектами международной торговли при их взаимодействии в процессе экономической деятельности [7].
Экономические противоречия по-разному проявляются в зависимости от конкретных условий, в которых осуществляется взаимодействие тех или иных объектов безопасности во внешнеторговой сфере.
При этом экономические угрозы появляются под воздействием антагонистических противоречий, являющихся результатом столкновения кон-фронтационных экономических интересов участников внешнеторговых экономических отношений.
Источники угроз внешнеэкономическим интересам кроются в самих интересах субъектов мировой экономики (рис. 1).
Векторы ¡1 и 12 разнонаправлены. Оба внешнеэкономических интереса дают прирост по Р2, но 12 дает уменьшение Р1 на (Ь2-а2). При проекции по единичной мощности 11 и 12 друг на друга взаимовлияние двух интересов дает уменьшение по Р1 на ^2-е2) и уменьшение по Р2 на (^-е^.
Таким образом, разно-направленность внешнеэкономических интересов снижает результаты и по Р1, и по Р2.
Столкновение конфрон-тационных или встречных внешнеэкономических интересов порождает угрозы — сначала потенциальные, а затем и реальные.
Другие виды жизненно важных экономических интересов — совпадающие, параллельные и расходящиеся — по своему содержанию не могут формировать условия для появления угрозы. Наоборот, они являются базой для достижения единства, взаимопонимания и сотрудничества в международных экономических отношениях [8].
Помимо всего прочего в этом проявляется диалектическая взаимосвязь между жизненно важными экономическими интересами личности, общества, государства и угрозами безопасности, требующая рассматривать обе эти категории теории экономической безопасности в тесном единстве.
Следует отметить, что угрозы рассматриваются в современной научной литературе как один из многочисленных деструктивных факторов экономической безопасности страны во внешнеторговой сфере наряду с такими, как опасность, вызов, риск, кризис, катастрофа, деструкция, деформационные процессы и др.
По мнению С. Васильева, защищённость национальных интересов во внешнеторговой сфере определяется и обеспечивается именно способностью институтов власти создавать экономические, политические и другие механизмы реализации и защиты интересов отечественной экономики,
поддержания социально-политической стабильности общества [9].
Таким образом, следует отметить, что экономическая безопасность страны во внешнеэкономической сфере включает в себя:
способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее внешнеторговую политику и адаптироваться к новым условиям развития;
системную оценку состояния внешней торговли с позиции защиты национальных интересов страны; готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам экономической безопасности страны во внешнеэкономической сфере путем повышения эффективности и результативности управления;
создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию внешнеэкономической деятельности в ходе её либерализации.
Внешнеэкономическая безопасность часто сводится к вопросу о формах и оптимальных пределах открытости и закрытости национальной экономики.
В наиболее общем виде либерализация внешнеэкономической деятельности подразумевает, что роль государства в процессе принятия решений уменьшается в целом, то есть не только полномочия по принятию решений переходят на уровень автономных (частных и общественных) хозяйственных единиц, но и экономическая среда, где они действуют, подвергается значительно меньшему прямому регулированию со стороны государства.
Либеральный торговый режим основан на действии рыночных сил и минимальном государственном вмешательстве. Анализ опыта попыток либерализации в различных странах
позволил выделить три важнейших аспекта государственного вмешательства, а именно: уровень торговых ограничений, формы торговых ограничений, структуру торговых ограничений.
Либерализацией может быть названа программа реформ, приближающих торговую систему страны к парадигме нейтральности стимулов к торговле на внутреннем рынке и экспорту.
Таким образом, полностью либерализованная, то есть характеризующаяся нейтральностью стимулов, торговая система в принципе удовлетворяет критерию Парето-оптимальности в рамках общего равновесия. Но критерий нейтральности стимулов представляется слишком узким для адекватной оценки торговых реформ.
Во-первых, нейтральность может быть достигнута и в рамках высокоре-гулируемого, а отнюдь не либерального торгового режима, где имеются существенные стимулы (налоги, субсидии) к торговле на внутреннем рынке и за пределами его, однако они равны.
Во-вторых, принцип нейтральности не предполагает отказа от разнообразных нетарифных ограничений (мер), которые, как правило, менее «прозрачны» и обусловливают большую несбалансированность, чем тарифные ограничения.
Поэтому, следует расширить трактовку понятия «либерализация внешнеэкономической деятельности», обычно сводимую к снятию торговых ограничений.
Оценивая торговый режим страны, следует говорить о степени открытости, степени прозрачности и степени нейтральности, учитывая при этом возможные угрозы экономической безопасности во внешнеторговой сфере.
Традиционно открытость экономики измеряется отношением объема экспорта и импорта к ВВП (национальному доходу). Но такой подход представляется чрезмерно упрощенным и не позволяет провести различия между крупными и мелкими экономиками. Что еще важнее, здесь не прослеживается прямая связь с экономической политикой.
Так, можно предположить, что высокая доля экспорта и импорта в ВВП вовсе не означает настоящую открытость экономики, когда иностранные экспортеры имеют легкий доступ на внутренний рынок, а национальные фирмы без затруднений выходят на международный рынок.
Альтернативный подход, использующий концепцию так называемой институциональной открытости, более подробно характеризует экономическую политику и поэтому представляется более конструктивным.
Согласно такому подходу, страна считается более открытой, если национальные хозяйственные агенты сталкиваются с меньшим числом ограничений при выходе на внешний рынок, так же как зарубежные - при входе на национальный рынок, при учете минимизации угроз экономической безопасности в сфере внешнеторговой деятельности.
Согласно действующему законодательству внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [10].
Е.А. Устинова отмечает, что угрозы внешнеэкономической и внешнеторговой безопасности соотносятся как общее и частное [11].
Следует согласиться с этим, не все факторы внешнеэкономической
безопасности напрямую затрагивают внешнеторговую сферу. Например, растущая сырьевая основа российской экономики, безусловно, выступает в качестве угрозы внешнеэкономической безопасности, поскольку формирует зависимость страны от поставок высокотехнологичной продукции с большой долей добавленной стоимости, сужает спектр возможностей государства на мировом рынке.
В то же время с точки зрения внешнеторговой деятельности данное обстоятельство скорее выступает позитивным фактором, поскольку Российская Федерация является одним из основных продавцов энергоносителей в мире, а объемы выручки от их реализации зарубежным странам в последние годы растут.
Внешнеэкономическая безопасность, по её мнению, обладает всеми необходимыми признаками правового института. Как комплексный межотраслевой институт внешнеэкономическая безопасность имеет собственный предмет - это совокупность правоотношений возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности.
Этот институт регулируется рядом нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям законодательства, однако, ведущая роль в процессе этого регулирования принадлежит блоку источников административного права. Имеется достаточно широкий круг субъектов рассматриваемых правоотношений: они реализуются уполномоченными органами государственной власти и участниками внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.
Проблема обеспечения внешнеэкономической безопасности государства является относительно неразработанной в научных исследованиях, хотя интерес к отдельным ее аспектам
стал проявляться в отечественной и зарубежной научной литературе еще с середины 70-х гг. XX в. внимание ученых акцентируется, прежде всего, на анализе общего теоретического содержания категорий глобализации и экономической безопасности, концепции национальных экономических интересов и выработке механизма обеспечения внутренней экономической безопасности.
Обобщенная схема стратегии в области экономической безопасности России, связанная с политикой внешнеэкономической деятельности, впервые была сформулирована в 1996 году в Указе Президента № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ».
Спустя 15 лет проблемы внешнеэкономической безопасности, освещенные в данном Указе: усиление то-пливно-сырьевой направленности хозяйства, низкая конкурентоспособность отечественной продукции, подрыв НТП и другие, остались нерешенными.
В государственных нормативных документах сущность внешнеэкономической безопасности не раскрывается. Чаще всего специалисты определяют сущность внешнеэкономической безопасности как «соответствие результатов внешнеэкономической деятельности национально-государственным интересам России» [12].
Существует множество определений внешнеэкономической безопасности, что обусловлено тем, что данное явление находится на стыке экономической науки и теории международных отношений.
Анализ современной экономической литературы позволил нам привести в качестве примера следующие определения:
- внешнеэкономическая безопасность - такое состояние экономиче-
ской системы государства, при котором обеспечивается неуязвимость и независимость национальных экономических интересов от воздействия внешних угроз первого и второго порядка в геоэкономическом пространстве;
- внешнеэкономическая безопасность - такое состояние национальной экономики и институтов власти, при которой обеспечивается гарантированная защита национальных интересов России, как во внутренней хозяйственной деятельности, так и во внешнеэкономической сфере [13].
Однако, как видно из примеров, приведенных выше, споры ученых об истинном определении внешнеэкономической безопасности, зачастую, приводят не только к усложнению самого понятия, но и к нивелированию разницы между национальной, экономической и внешнеэкономической безопасностью.
Учитывая все споры об определении экономической безопасности, и в соответствии с логикой определения национальной безопасности, изложенной ранее, сформулируем определение внешнеэкономической безопасности:
Внешнеэкономическая безопасность государства - это устойчивое к внешним и внутренним угрозам состояние удовлетворенности интересов государства во внешнеэкономической сфере хозяйственной деятельности, гарантирующее рост уровня и качества жизни его населения.
При этом понятие «угроза внешнеэкономической безопасности государства» может быть сформулировано как совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных внешнеэкономических потребностей и интересов или создающих опасность для них и субъек-
тов внешнеэкономической деятельности [14].
Понятие «внешнеэкономическая безопасность» широко используется современными экономистами для отражения роста факторов риска, неопределенности, случайности и взаимозависимости национальных экономик и важности, в этой связи, обеспечения безопасности стран в современном глобализирующемся мире.
В последние годы становится актуальным и насущным выделение внешнеэкономической безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности государства. Это связано с такими процессами, как глобализация и интеграция государств в мировое хозяйство.
Глобализация в своей основе содержит генеральные тенденции к возрастанию единства всемирного хозяйства, развитию мирового производства, интеграции национальных экономик в глобальную экономику, резкому увеличению роли международных финансовых рынков, колоссальному возрастанию экономической мощи и влияния транснациональных корпораций.
Глобализация имеет и информационную сторону, поскольку она происходит на основе информационной революции, формирования глобальных информационных сетей и соответствующих революций в организации и управлении.
Глобализация знаменует наступление нового международного экономического порядка, в котором радикально изменяются условия функционирования национальных экономик, роль, сфера и механизмы государственного регулирования [15].
Мобильность, характер движения и интересы транснациональных капиталов объективно требует существенного ослабления факторов нацио-
нальных границ и ограничений, связанных с институтами национального государственного регулирования.
Современная мировая экономика состоит из относительно обособленных крупных межгосударственных торгово-экономических комплексов, основными из которых являются Се-веро-Американский, Европейский, Азиатско-Тихоокеанский, а также комплекс стран Юго-Восточной Азии.
В определенной степени к ним можно отнести и такое региональное объединение как СНГ, в его составе ЕврАзЭС, в рамках которого активно развиваются интеграционные процессы.
В этих центрах сосредоточены наиболее эффективные и ведущие отрасли и сферы деятельности, включая высокие технологии, мировую торговлю и финансовые операции.
Центры мировой экономики влияют и координируют процессы развития менее развитых стран, где в основном сосредоточены сырьевые отрасли.
Страны Западной Европы стояли у истоков Европейского Союза (ЕС), границы которого расширились за счет стран Восточной Европы, Прибалтики.
В рамках ЕС отмечается высокая степень развития торгово-экономического сотрудничества, что не исключает определенных противоречий интересов между старыми и новыми членами ЕС.
В интегрированном объединении МЕРКАСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай) сотрудничество в своей основе имеет приоритеты в развитии промышленности и торговли, в формировании зоны свободной торговли с последующим переходом к таможенному союзу.
В торгово-экономическое объединение НАФТА входят США, Канада и
Мексика, которые объединились в целях создания зоны свободной торговли и повышения научно-технического потенциала Мексики за счет капиталов и технологий США и Канады.
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) торгово-экономическое сотрудничество развивается неравномерно, во многом переплетается с политическими и экономическими интересами государств-участников, а также находится под влиянием процессов становления новых государственных образований, оформления собственных национальных интересов.
Основная цель создания торгово-экономических объединений заключается в создании общего экономического пространства, начиная с формирования зоны свободной торговли, общего рынка товаров и услуг, таможенного союза.
До настоящего времени страны СНГ создавали интегрированные объединения и союзы на принципах разноскоростной интеграции в целях формирования общего экономического пространства, устранения барьеров во внешнеторговой деятельности.
В рамках Содружества сформировались межстрановые объединения с различной степенью интеграции, такие как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое включило в свой состав Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан, Союзное государство Белоруссии и России.
Исследования показали, что экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, межгосударственного, государственного, регионального, уровня отдельно взятого административного образования или хозяйственной структуры (корпорации, холдин-
га, предприятия, домашнего хозяйства).
Под международной экономической безопасностью предлагается понимать такое состояние мировой экономики, при котором действуют экономико-правовые отношения, способствующие взаимовыгодному сотрудничеству стран в области национальных и глобальных проблем человечества, свободный выбор и осуществление ими независимой стратегии социально-экономического развития при активном участии в международном разделении труда.
При этом важную роль в обеспечении экономической безопасности имеют партнерские соглашения о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет взаимных экономических интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения с экономически менее развитыми странами.
Таким образом, следует отметить, что внешнеэкономическая безопасность представляет собой экономико-правовые отношения, позволяющие защитить интересы государства и его субъектов-партнеров во внешнеэкономической деятельности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, связанных с нарушениями законодательства, таможенных процедур, с криминализацией экспортно-импортных операций и создающих угрозу национальной и экономической безопасности государства.
В основе трансформации многих угроз экономической безопасности России лежат геополитические, геостратегические, межрегиональные, межнациональные факторы. В значительной мере за последнее пятилетие изменились внешнеполитическое положение и характер экономической динамики. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2010 го-
дов сопровождался появлением новых и усилением существующих угроз национальным экономикам. Сегодня, по разным оценкам от 35 до 51 % мировой экономики составляет мир транснациональных корпораций.
Формирование в России открытой экономики, её все более глубо-
1. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992. № 2446-1.
2. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. СПб.: Питер, 2007. С. 67-68.
3. Барикаев E.H. Современные вызовы и угрозы экономической безопасности России// Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 547-583.
4. Дзлиев М.И. Новая парадигма безопасности России// Основы обеспечения безопасности России. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2011. С. 8-12.
5. Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 21.
6. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России// ЭКО. 2007. № 5. С. 3-4.
7. Интересы в экономической сфере// Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 35.
8. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 40.
9. Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России// Обозреватель. 2009. № 3. С. 16-18.
10. Федеральный Закон 164-ФЗ от 08.12.03. Об основах государственного ре-
кая интеграция в глобальную экономику, современную геополитику и геостратегию, ставит страну, национальный бизнес перед серьезными угрозами, проистекающими от транснациональных корпораций и международных стратегических спекулянтов.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
гулирования внешнеторговой деятельности (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2010 N 285-ФЗ). Статья 2. П. 4.
11. Устинова Е.А. Экспортные компании в обеспечении внешнеторговой безопасности Российской Федерации: административно-правовой аспект (08.00.14): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н. - Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2007. С. 16.
12. Богомолов В. А. Экономическая безопасность: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 14.
13. Ельских М.В. Совершенствование механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности России: авто-реф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2006. С. 12-18.
14. Горенко О. П. Совершенствование механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности Российской Федерации (08.00.05): Дисс. ... уч. ст. к.э.н. - Московская академия экономики и права. - М., 2010. С. 25-26.
15. Проклов К.Б. Развитие отечественных транснациональных корпораций как фактор интернационализации российской экономики// Сборник статей. Ч II. - М.: ИД «АТИСО», 2010. С. 28-31.ЕЕЗ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Мустафин Тимур Абдулхалимович - кандидат экономических наук, доцент, кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, [email protected]