СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Н. В. КУРИЛОВИЧ
В статье анализируются понятия «культура», «общение», «культура профессионального общения». Сформулировано базовое теоретическое понятие культуры профессионального общения социального работника и определены его структурные компоненты: мотивационноценностный, содержательный и практический. Автором показано, что в целостном единстве данные компоненты призваны выполнять важные функции в жизнедеятельности специалиста. В числе основных функций выделены познавательно-гносеологическая, экологическая, регулятивная, инвариативная, интегративная.
Ключевые слова: культура, общение, культура профессионального общения социального работника.
В логике от общего через особенное к единичному проанализируем следующий ряд категорий: «культура», «общение», «культура профессионального общения».
Существует несколько подходов в определении понятия «культура».
Социологический подход стремится выявить специфические признаки культуры. Культура здесь трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития.
Самое общее сущностно-содержательное определение культуры дано в Философском энциклопедическом словаре: «Культура (от лат. сиИига -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [11].
В философской трактовке понятия культуры существует, по крайней мере, два подхода к раскрытию сущности культуры. Согласно первому культура - это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с трудовой деятельностью че-
ловека, со становлением самого человека. Варианты этой точки зрения отражены в работах большинства современных отечественных исследователей (Л. Н. Коган, Э. С. Маркарян, В. М. Ме-жуев и другие) [4; 7; 8]. Например: «Культура -это производство самого человека во всем богатстве и многострадальности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» [6]. Второй подход восходит к римскому оратору и философу I в. до н.э. Цицерону, использовавшему это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа и ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции XIX - начала XX вв. получило распространение понимание культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (И. Кант, Ф. Шиллер, Г. Гегель, Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин и другие). Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни - «Она (культура) осуществляет лишь истину в познании в философских и научных книгах; красоту - в книгах стихов и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях...» [1].
Следует отметить, что с философской точки зрения культура понимается не просто как сумма идей или вещей, которые можно выделить, отделить друг от друга, описать. Весь мир человека -мир его культуры, и вопрос о культуре - это, в сущности, вопрос о самом человеке, о его человеческом способе существования и о его отношении
к самому себе. Такое отношение свойственно только человеку, и понять его сущность, его рождение и развитие - это и есть задача исследований в области философии культуры.
Проблема определения культуры как социально-исторического явления, как объекта деятельности и познания - одна из основных и самых сложных проблем общественной науки. Анализ этой проблемы составил в настоящее время самостоятельное направление в культуроведении и породил обширную литературу. Знакомство с ней убеждает в обилии подходов и способов определения специфики культуры. Анализ литературы приводит к парадоксальному выводу: по мере развития науки о культуре представления о ней не уточняются, а, наоборот, теряют определенность и ясность. В этом убеждает стремительный рост количества определений культуры, бытующих в современной литературе. Обилие определений культуры объясняется тем, что они формируются в системе различных наук. Представление о культуре используется для решения внутренних проблем конкретной науки, соответствует ее уровню развития и ограничивается объектно-предметной областью данной науки.
Анализируя понятие «общение» отметим, что А. С. Золотнякова понимает общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение видится как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем общение подается как социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что общение, по А. С. Золотняковой, - коммуникативно-регулятивный процесс, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой [3].
Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Б. Д. Парыгин подчеркивает, что общение является необходимым условием существования и социализации личности [10]. Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, акцентирует его многофункциональность и деятельностную природу.
А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием
которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установки взаимоотношений между людьми» [2].
А. А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». Далее он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека» [5].
Культура профессионального общения определяется как «система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении» [9].
Деятельность социального работника протекает в основном в форме его общения с клиентом (группой), и поэтому культура профессионального общения, коммуникативные способности, умения и качества - понятия, входящие в общий инвариантный понятийный ряд профессии.
На основе проведенного теоретического анализа систематизировано и сформулировано базовое теоретическое положение о том, что культура профессионального общения социального работника - часть общей и профессиональной культуры его личности, обладающая самостоятельным содержанием как совокупность специальных коммуникативных знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, реализуемых в профессиональной деятельности этого специалиста.
Частное понятие «культура профессионального общения социального работника» требует определения структурных компонентов. Исходя из разных аспектов рассмотрения, выделены мотивационно-ценностный, содержательный и практический компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент.
Сформированность ценностных ориентаций социального работника возможно использовать в качестве одного из критериев оценки уровня сформированности культуры профессионального общения этого специалиста. В свою очередь формирование ценностных ориентаций может осуществляться лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психической зрелости. Часто объекты деятельности имеют равно высокую ценность для ее субъекта, и он не может осуществить выбор наиболее значимых для него сфер жизнедеятельности, пытаясь достичь успехов сразу по нескольким направлениям. Однако рано или поздно человек встает перед необходимостью разрешить эту проблему. И чем ско-
рее он сможет определить для себя приоритеты, тем более четко будет представлять себе свои дальнейшие самостоятельные решения, тем конкретнее будут его жизненные и профессиональные планы. Вместе с тем следует учитывать, что равнозначные ценности порождают неопределенность не всегда, а только в том случае, когда они противоречивы. Противоречивость ценностных ориентаций ведет к рассогласованию того, чего человек хочет добиться, и того, что он для этого будет предпринимать. Если равнозначные ценно -сти не конкурируют в сознании субъекта, то соответствующие ориентации могут быть реализованы параллельно, без ущерба для каждой из них. Следовательно согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций является важнейшей предпосылкой самореализации личности.
Характеристика особенностей структуры ценностных ориентаций будет неполной, если не учитывать направленность основных жизненных ценностей. Содержание ценностных ориентаций характеризует социального работника с точки зрения соответствия его системы ценностей системе ценностных координат профессионального сообщества.
Содержательный компонент.
Информационный аспект культуры профессионального общения позволяет рассмотреть содержание профессионально значимой информации, которая способствует взаимопониманию и взаимодействию социального работника и его клиентов. Культура профессионального общения социального работника позволяет свободно ориентироваться в информационной структуре профессионального общения.
Ценности и нормы общей, профессиональной и коммуникативной культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной жизни должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса в вузе, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-лич-ностное развитие студентов. Объективное единство общекультурного, профессионального и коммуникативного развития личности современного специалиста актуализирует формирование у студентов-социальных работников культурной доминанты профессионального идеала. Она представляет собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии профессиональной деятельности социального работника.
В свете сказанного на передний план сегодня выдвигается культурологический подход к фор-
мированию содержания высшего образования социальных работников. Реализация этого подхода предполагает создание условий для самоопределения личности студента-социального работника в коммуникативной профессиональной культуре. Наряду с культурологическим подходом в основу формирования содержания формирования коммуникативной культуры студентов-социальных работников положена идея его фундаментализации -глубина и широта философских, общекультурных, общенаучных и специальных знаний о природе профессиональной коммуникации специалиста в области социальной работы. Такое понимание содержательного компонента культуры профессионального общения студентов-социальных работников способствует осмыслению ими будущей профессиональной деятельности как сферы социального и духовного творчества, мировоззренческого самоопределения.
Практический компонент.
Приобретение коммуникативного опыта происходит при коммуникативном взаимодействии с другими людьми и через усвоение коммуникативной информации. Этот процесс осуществляется через педагогические модели.
Педагогические модели как модели коммуникативного взаимодействия можно классифицировать по их направленности.
1. Обращение к потребностям в педагогическом процессе предполагает как результат их пе-реструктурирование в новую иерархию с преобладанием духовных потребностей (в нашем случае имеющих коммуникативную природу). Это воспитательный результат.
2. Обращение к нормам в педагогическом процессе предполагает как результат приобщение к социокультурным нормам профессиональной и бытовой коммуникации (научным, моральным, эстетическим и иным - по формам общественного сознания) - это результат обучения.
3. Обращение к способностям в педагогическом процессе предполагает как результат овладение цивилизованными, т. е. созидательными и гуманными способами коммуникативной деятельности. Это результат развития.
Целостность этих процессов как интегративный результат дает изменение сознания, коммуникативную образованность (в том числе появляется и культурная доминанта), а интегративный образовательный процесс только в этом случае соответствует критериям педагогического.
Практический компонент культуры профессионального общения раскрывается через интегративную характеристику творческого содержа-
ния личности. Развитие способности к творчеству представляет собой одну из центральных линий личностного и индивидуального развития. Для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она, во-первых, должна быть в той или иной форме осознана человеком как таковая; во-вторых, необходимы определенные средства, позволяющие выразить собственную индивидуальность; в-третьих, должны быть определенные условия, в которых возможно такое проявление собственной индивидуальности. Этот процесс тем эффективнее, чем глубже он опирается на личный опыт человека как на результат его индивидуального взаимодействия с окружающим миром, на личностно значимый интерес, на эмоционально избирательное отношение к окружающей действительности, на индивидуальные ценности, ставшие содержанием внутреннего мира.
Все отмеченные структурно-содержательные компоненты коммуникативной культуры взаимосвязаны. В целостном единстве они призваны выполнять важные функции в жизнедеятельности специалиста. В числе основных функций целесообразно выделить такие, как познавательногносеологическую, «экологическую», регулятивную, инвариативную, интегративную. Их реализация в совокупности и каждой в отдельности обеспечивает субъекту эффективное выполнение профессиональных обязанностей при оптимальном задействовании творческого потенциала.
Познавательно-гносеологическая функция
решает двуединую задачу. С одной стороны, она позволяет исследовать, системно описывать и объяснять возникающие проблемы с позиции современной теории коммуникации. С другой -обеспечивать привлечение современного знания для эффективного формирования и задействования творческого потенциала человека в интересах профессии и удовлетворения комплекса его потребностей.
«Экологическая» функция призвана обеспечить соблюдение человеком нравственных принципов, современных научных рекомендаций и осуществление оптимальных модели, алгоритма и технологии коммуникативной деятельности. Особое ее предназначение заключается в том, чтобы различные стороны труда (профессиональная деятельность, повседневные отношения, личностное развитие) не отождествлялись и не «растворялись» в нем, а носили предметно-направленный характер. Механизм реализации «экологической» функции существенно отличается от всех остальных. Здесь внешнее влияние, достигаемое за счет реализации данной функции, предполагает как
прямое научно-обоснованное воздействие, так и опосредованное влияние и саморазвитие.
Регулятивная функция выполняет роль внутренней детерминанты субъекта, которая обусловливает системный, упорядоченный и целенаправленный характер формирования, развития и оптимального задействования его потенциала. Ее реализация позволяет придать технологичность коммуникативной деятельности с учетом действующего на всех ее этапах социально-психологического фактора.
Инвариативная функция детерминирует продвижение человека к собственным вершинам развития и самореализации. Приоритетной сферой для реализации инвариативной функции выступает творческая профессионализация специалиста. При этом особое место в ней занимает формирование системы ценностей. Они являются основными внутренними побудителями творческого развития и самореализации.
Интегративная функция обеспечивает целостность процесса развития человеком коммуникативной культуры и ее воплощения в профессиональной жизнедеятельности. Главное ее предназначение заключается в том, чтобы данная культура носила продуктивный характер. Интегративное предназначение такой культуры проявляется в достижении единства познания и социальноценностного практического действия в соответствии со стратегией жизни конкретного человека. Это позволяет синтезировать знания, продуктивный опыт и инновационные действия в соответствии с избранным видом профессиональной деятельности.
Практика указывает на тесную связь функций коммуникативной культуры социального работника с ее воплощением в деятельностно-поведен-ческую активность. Это сторона культуры проявляется в конкретных действиях и поступках специалиста. Коммуникативная культура, ценная сама по себе как всякое проявление внутренней культуры, выступает важнейшим условием успешной совместной деятельности людей, взаимодействия каждого из них с другими и в то же время проявлением и фактором формирования их отношений и между собой, и к различным явлениям жизнедеятельности. Коммуникативная культура обеспечивает высокую степень широты кругозора, его направленность, ин-дикатирует степень сформированности мировоззрения, социальной активности в целом, повышает социальную значимость индивидуальных норм поведения, владения разнообразными методами и способами конструктивной деятельно-
сти, облагораживает характер эмоциональной восприимчивости, обостряет интуицию. Общий показатель развитости культуры и личности будущего специалиста социального работы - мера его разносторонней творческой активности, немыслимой вне контекста культуры профессионального общения.
Литература
1. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 164.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. С. 64.
3. Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения: (Социальный и личностный типы общения, их профессиональный, познавательный и генетический аспекты): учеб. пособие по спецкурсу. Ростов н/Д, 1976. С. 17.
4. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
5. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997. С. 27-28.
6. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). М., 1983.
7. Межуев В. М. Наука как феномен культуры / Социологические проблемы науки. М., 1974. С. 130-131.
8. Межуев В. М. Проблемы теории культуры. М., 1975. С. 45.
9. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. С. 16.
10. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 32-34.
11. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 99.
* * *
ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT OF CULTURE OF PROFESSIONAL DIALOGUE OF PROSPECTIVE SPECIALIST IN SOCIAL WORK
N. V. Kurilovich
In this article, the concepts «culture», «dialogue» and «culture of professional dialogue» are analyzed. The base theoretical concept of the culture of professional dialogue of a social worker is formulated, and its structural components are determined, such as valuable, substantial and practical. The author shows that, in aggregate, these components are intended to perform important functions in professional activity of a specialist. Noted among the basic functions are the following ones: cognitive-gnosiological; ecological; regulating; invariant; integrative.
Key words: culture, dialogue, culture of professional dialogue of social worker.