Научная статья на тему 'Сущность социального предпринимательства и его функции'

Сущность социального предпринимательства и его функции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2750
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL CHANGES / SOCIAL MISSION / FUNCTIONS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL VALUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хаматуллина Альбина Рифовна

Для того чтобы формировалось благополучное и справедливое гражданское общество, необходимо осознание гражданами личной сопричастности, развитие гражданской активности и соучастие к событиям, происходящим внутри государства. Взаимодействие между государством и обществом выражается в различных формах, в частности, в виде социального предпринимательства. В современном мире социальное предпринимательство рассматривается в качестве вектора, определяющего направление для устранения или уменьшения актуальных, насущных вопросов в сферах экологии, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, спорта, трудоустройства людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Социальное предпринимательство как деятельность базируется на социальной миссии, соблюдении этических принципов, создании и внедрении инновационных практик. Для более глубокого изучения феномена социального предпринимательства в статье рассмотрены основные определения зарубежных и российских ученых, исследователей социального предпринимательства. На основе приведенных в статье определений, описаны и выделены характеристики социального предпринимательства. Предложена авторская трактовка социального предпринимательства, а также главные, на наш взгляд, функции исходя из данного определения, такие как: строительство и развитие инфраструктуры, уменьшающие или устраняющие барьеры для ущемленных в своих правах и возможностях групп общества (общества), формирование сознания сопричастности и модели ответственного поведения, установление социальной справедливости, уменьшение бюрократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of social entrepreneurship and its functions

In order to form successful and just society, the citizens’ awareness of personal involvement is necessary as well as development of civil activity and participation in the events which take place within the state. The interaction between the state and the society is expressed in various forms, in particular, in the form of social entrepreneurship. In today’s world social entrepreneurship is seen as a vector that determines the way of decreasing or removing current actual issues in the field of ecology, agriculture, education, health, culture, sport, job placement of people, who find themselves in difficult circumstances. Social entrepreneurship as an activity is based on the social mission, observance of ethical principles, development and introduction of innovative practices. With the purpose of deeper research of the phenomenon of social entrepreneurship the main definitions of foreign and Russian scientists, who investigate social entrepreneurship, are considered in the article. On the bases of the definitions used in the article, the main functions and characteristics of social entrepreneurship have been described and assigned. The author’s interpretation of social entrepreneurship has been suggested as well as important, to our mind, functions taking into consideration the definitions suggested, such as forming and development of the infrastructure, decreasing or removing barriers for the infringed in their rights groups of the society, forming of awareness of involvement and the model of responsible behavior, establishment of social justice and diminution of bureaucracy.

Текст научной работы на тему «Сущность социального предпринимательства и его функции»

Хаматуллина А.Р.

специалист по работе с молодежью отдела довузовского образования, профориентации и развития карьеры, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 316.334.23

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И ЕГО ФУНКЦИИ

Для того чтобы формировалось благополучное и справедливое гражданское общество, необходимо осознание гражданами личной сопричастности, развитие гражданской активности и соучастие к событиям, происходящим внутри государства. Взаимодействие между государством и обществом выражается в различных формах, в частности, в виде социального предпринимательства. В современном мире социальное предпринимательство рассматривается в качестве вектора, определяющего направление для устранения или уменьшения актуальных, насущных вопросов в сферах экологии, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, спорта, трудоустройства людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Социальное предпринимательство как деятельность базируется на социальной миссии, соблюдении этических принципов, создании и внедрении инновационных практик. Для более глубокого изучения феномена социального предпринимательства в статье рассмотрены основные определения зарубежных и российских ученых, исследователей социального предпринимательства. На основе приведенных в статье определений, описаны и выделены характеристики социального предпринимательства. Предложена авторская трактовка социального предпринимательства, а также главные, на наш взгляд, функции исходя из данного определения, такие как: строительство и развитие инфраструктуры, уменьшающие или устраняющие барьеры для ущемленных в своих правах и возможностях групп общества (общества), формирование сознания сопричастности и модели ответственного поведения, установление социальной справедливости, уменьшение бюрократии.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные изменения, социальная миссия, функции социального предпринимательства, социальная ценность.

THE ESSENCE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND ITS FUNCTIONS

In order to form successful and just society, the citizens' awareness of personal involvement is necessary as well as development of civil activity and participation in the events which take place within the state. The interaction between the state and the society is expressed in various forms, in particular, in the form of social entrepreneur-ship. In today's world social entrepreneurship is seen as a vector that determines the way of decreasing or removing current actual issues in the field of ecology, agriculture, education, health, culture, sport, job placement of people, who find themselves in difficult circumstances. Social entrepreneurship as an activity is based on the social mission, observance of ethical principles, development and introduction of innovative practices. With the purpose of deeper research of the phenomenon of social entrepreneurship the main definitions of foreign and Russian scientists, who investigate social entrepreneurship, are considered in the article. On the bases of the definitions used in the article, the main functions and characteristics of social entrepreneurship have been described and assigned. The author's interpretation of social entrepreneurship has been suggested as well as important, to our mind, functions taking into consideration the definitions suggested, such as forming and development of the infrastructure, decreasing or removing barriers for the infringed in their rights groups of the society, forming of awareness of involvement and the model of responsible behavior, establishment of social justice and diminution of bureaucracy.

Key words: social entrepreneurship, social changes, social mission, functions of social entrepreneurship, social value.

se

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 4 (14), 2015

Важным условием для формирования благополучного и справедливого гражданского общества является осознание гражданами личной сопричастности, развитие гражданской активности и соучастие к событиям, происходящим внутри государства: в социальной сфере, в сферах образования, медицины, экологии и других областях. Социальное партнерство между обществом и государством реализуется с помощью разнообразных форм организации деятельности, например, таких как: некоммерческие организации, благотворительность, волонтерские движения, государственно-частное партнерство, ведение социально ответственного бизнеса.

Каждое из перечисленных направлений реализации взаимодействия имеет свои плюсы и минусы, а также проблемы фундаментального характера, например, финансово-экономическая неустойчивость, неразвитые внутрисекторные коммуникации, слабо выраженное взаимодействие с гражданами - основными участниками этих процессов.

Однако, несмотря на преграды, в мире начинает формироваться новый сектор гражданской ответственности и активности, именуемый социальным предпринимательством. Социальное предпринимательство как деятельность базируется на социальной миссии, соблюдении этических принципов, создании и внедрении инновационных практик с целью повышения качества жизни людей в локальном смысле и положительных преобразований в обществе в глобальном смысле. Определенно, пришло время для предпринимательского подхода к социальным проблемам. Далеко не все правительственные и благотворительные усилия отвечают ожиданиям общества. Основные институты социального сектора часто оказываются некомпетентными, неэффективными и невосприимчивыми, нужны социальные предприниматели, чтобы выработать новые модели решения социальных вопросов [1].

К сожалению, в России в данный момент инициатором в этом, казалось бы, взаимовыгодном сотрудничестве общества и государства выступает именно социальное предпринимательство. Государство не спешит выделить социальное предпринимательство в отдельную форму деятельности. Это выражается в непроработанности определения данного термина, его функций, в отсутствии нормативно-законодательной базы. По некоторым оценкам, социальных предпринимателей в России около 1 % от всех субъектов малого и среднего бизнеса. В связи с этим вопрос отграничения социального предпринимательства от других форм бизнеса в социальной сфере еще не так принципиален - следует нарастить слой предпринимателей, ориентированных на решение социальных проблем [2].

В современном мире социальное предпринимательство рассматривается в качестве вектора, за-

дающего направление для снятия или уменьшения актуальных вопросов в сферах экологии, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, спорта, трудоустройства людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Интерес к феномену социального предпринимательства продиктован в первую очередь тем, что оно способно оказывать существенное, порой решающее влияние на развитие большого числа социальных проблем в положительную сторону. Несмотря на популярность данного явления, существует путаница в определении социального предпринимательства, что в свою очередь, усложняет идентификацию социальных предприятий, отличимость от других форм хозяйствования. Найти точное определение социального предпринимательства также сложно, как и определение предпринимательства.

Так что же делает социальное предпринимательство особенным, отличным от других видов деятельности? Термин «социальное предпринимательство» упоминается в западной социологической литературе 50-60-х годов в контексте проблематики изменений в социальной сфере.

Б. Дрейтон, основатель и руководитель фонда «Ашока», в начале 80-х годов прошлого столетия ввел в употребление понятие социального предпринимательства. Сам ученый и исследователь определил социальное предпринимательство как стремление решить социальные и экологические проблемы инновационным методом, изобретая или комбинируя ресурсы таким образом, чтобы создать самовоспроизводящийся и способный к расширению механизм производства и предоставления целевого блага. Таким образом, социальное предпринимательство трансформирует всю общественную систему [3].

Как научную область и род трудовой деятельности социальное предпринимательство представил Г. Диз, директор Центра развития социального предпринимательства, определение которого на сегодня является самым популярным и берется за основу другими исследователями, политиками, учеными. Г. Диз выделяет пять пунктов, определяющих социальное предпринимательство:

1) принимает на себя миссию по созданию и поддержке социальной ценности (а не только индивидуальной ценности);

2) находится в непрекращающемся поиске и реализации новых возможностей для достижения этой миссии;

3) вовлечен в непрерывные процессы инноваций, адаптации и обучения;

4) действует решительно, не ограничивая себя только теми ресурсами, что есть в данный момент;

5) демонстрирует обостренное чувство ответственность за судьбу социальных групп, для которых он работает, и за результат своей деятельности [4].

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 4 (14), 2015

87

Д. Борнштейн для более четкого определения этого термина использовал термин «социальное новаторство», имея в виду нетрадиционные стратегии, которые используются в деятельности социального предпринимателя, ведущие к социальным изменениям. Социальное изменение описывает преобразование общества (сегмента общества) от одной более ранней стадии к следующей в образе мышления и поведения [5].

С. Захра и другие исследователи считают, что социальное предпринимательство охватывает действия и процессы, осуществляемые для того, чтобы обнаружить, определить и использовать возможности для повышения общественного благосостояния путем создания новых предприятий или управления уже существующими организациями с применением инновационных подходов [6].

Предложенные определения акцентируют внимание на следующих моментах:

- фокус социального предпринимательства - социальная миссия, которая отвечает на вопрос: «Что можно сделать, чтобы улучшить жизнь другого человека?» В этом вопросе и кроется отличие от предпринимательства, которое задает вопрос: «Что можно сделать, чтобы улучшить свою жизнь?» Идея социального предпринимательства основана на человеческих ценностях - желании помочь и высоком уровне социальной ответственности;

- ограниченность ресурсов и возможностей как со стороны субъекта социального предпринимательства, так и со стороны целевого сегмента, на решение проблем которого направлена деятельность. Данная ситуация заставляет социального предпринимателя совершенствовать и изобретать иные методы достижения цели, и, как следствие, эти усилия выливаются в инновационные стратегии;

- смысл социального предпринимательства заключается в масштабе социального эффекта, в изменениях в образе мыслей и поведении общества;

- перемены возможны лишь при системных долгосрочных (не разовых) действиях и процессах со стороны социального предпринимателя. Этот факт тонко подметил Б. Дрейтон: «Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку рыбу или обучить ловле. Они не успокоятся, пока не реформируют саму рыболовную отрасль» [3].

Для более глубокого понимания сущности социального предпринимательства необходимо рассмотреть его функции, что позволит ответить на вопрос: «Зачем нужно социальное предпринимательство?»

Фонд «Ашока» фокусирует свое внимание при отборе большого количества социальных проектов на четырех функциях: творчество, предпринимательская жилка, социальное воздействие идеи, обеспечение этических принципов.

Д. Борнштейн в качестве функций социального предпринимательства имеет в виду использование нетрадиционных перспективных стратегий.

Исходя из интерпретации определения Г. Диза, разными учеными выделяются функции: создание социальной ценности, достижение изменения, обеспечение помощи нуждающимся и обществу по праву, а не по принципу привилегий, служба человечеству.

Российские ученые А.Н. Макаревич и Т.Ю. Сазонова выразили сущность социального предпринимательства своим определением: «Новый способ деятельности, имеющий следующие особенности

- социальное назначение организаций, новаторство, достижение устойчивой самоокупаемости [7]. Они выделили следующие функции: создание предприятия/организации с учетом социальных целей (рабочие места инвалидам, обучение взрослых и т. д.) и организация эффективной и полезной работы предприятия.

Исследователи и эксперты Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» сформулировали свой вариант определения социального предпринимательства: «Социальное предпринимательство

- это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость, масштабность, тиражируемость» [8].

Эта концепция указывает на следующий круг обязанностей социального предпринимательства:

- инновационность в подходах к решению социальных задач;

- нацеленность на заметное социальное улучшение в решении насущных, острых, общественно признанных социальных проблем;

- возможность встроиться в систему рыночных отношений (социальность бизнеса достигается не за счет снижения цен, а за счет льгот и дополнительных услуг целевым категориям населения;

- занять доминирующее положение в избранной нише (за счет инноваций либо за счет охвата);

- распространение модели производства услуг / товаров [9].

Рассмотрев основные определения социального предпринимательства, предлагаем авторскую трактовку: социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, реализующая долгосрочные инновационные стратегии в создании и развитии эффективной инфраструктуры для уменьшения или устранения барьеров социального, политического, юридического, интеллектуального, экономического, расового характера с целью соблюдения интересов и/или удовлетворения насущных потребностей целевых сегментов и общества в целом.

вв

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 4 (14), 2015

Ярким примером устранения барьеров является создание новой инфраструктуры выдачи микрозаймов М. Юнусом без оформления, поручительств, справок о доходах. Он убрал бюрократические барьеры и начал выдавать кредиты «под честное слово».

Таким образом, обобщая рассмотренные в статье функции социального предпринимательства, выделим, на наш взгляд, главные:

- строительство и развитие инфраструктуры, уменьшающей или устраняющей барьеры для ущемленных в своих правах и возможностях групп общества (общества);

- формирование сознания сопричастности и модели ответственного поведения;

- установление социальной справедливости;

- уменьшение бюрократии.

Важность и значимость функций социального предпринимательства в жизни общества еще недооценена, развитие данного сектора экономики необходимо. Это позволит привлечь уникальные технологии для воплощения крупномасштабных устойчивых социальных изменений.

Список литературы:

1. Dees J. Gregory. The Meaning of 'Social Entrepreneur-ship, Reformatted and revised, May 30, 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://entrepreneurship.duke. edu/news-item/the-meaning-of-social-entrepreneurship/ (дата обращения 01.12.2015).

2. Герасимова С. Прибыль на втором месте. Социальные предприниматели хотят получить отдельный статус. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Москва, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/social/ laws/pribyl-na-vtorom-meste.html (дата обращения 02.12.2015).

3. Bornstein D. How to change the world: social entrepreneurs and the power of new ideas / David Bornstein. - New York; Oxford: Oxford University Press, 2004. - 320 p.

4. Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия - сделать мир лучше = Understanding Enterpreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 304 с.

5. Bornstein D. Changing the world on a shoestring: an ambitious foundation promotes social change by finding 'social entrepreneurs' / David Bronstein // The Atlantic Monthly. - 1998. - Vol. 281, Issue 1. - P. 34-39.

6. A typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges / S.E. Zahra, E. Gedajlovic, D. O. Neubaum [et al.] // Journal of Business Venturing. -2009. - Vol. 24, Issue 5. - P. 519-532.

7.Макаревич А., Сазонова Т. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. - 2012. - № 24 (222). - С. 52-56.

8. О фонде. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». - Москва, 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nb-fund.ru/ about-us/ (дата обращения 02.12.2015).

9. Московская А. Перспективы и барьеры государственного содействия развитию социального предпринимательства в России [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://regconf.hse.ru/uploads/b83f31 5248701bca0b9101a366def9d2b991f609. doс (дата обращения 02.12.2015).

List of literature:

1. Dees J. Gregory. The Meaning of 'Social Entrepreneurship, Reformatted and revised, May 30, 2001 [Electronic resource]. - URL: https://entrepreneurship.duke. edu/news-item/the-meaning-of-social-entrepreneurship/ (the date of handling 01.12.2015).

2. Gerasimova S. Profit is the matter of secondary importance. Social entrepreneurs want to get a separate status. Fund of regional social programs «Our future», Moscow, 2015 [Electronic resource]. - URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/pribyl-na-vtorom-meste.html (the date of handling 02.12.2015).

3. Bornstein D. How to change the world: social entrepreneurs and the power of new ideas / David Bornstein. - New York; Oxford: Oxford University Press, 2004. - 320 p.

4. Kickul J., Lyons T. Social entrepreneurship: the mission

- to make the world better = Understanding Enterpreneur-ship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World. - Moscow: Alpina Publisher, 2014. - 304 p.

5. Bornstein D. Changing the world on a shoestring: an ambitious foundation promotes social change by finding 'social entrepreneurs' / David Bronstein // The Atlantic Monthly. - 1998. - Vol. 281, Issue 1. - P. 34-39.

6. A typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges / S.E. Zahra, E. Gedajlovic, D.O. Neubaum [et al.] // Journal of Business Venturing. - 2009. - Vol. 24, Issue 5. - P. 519-532.

7. Makarevich A., Sazonova T. The essence and the peculiarity of social entrepreneurship in Russia // The Russian entrepreneurship. - 2012. - № 24 (222). - P. 52-56.

8. On the fund. Social entrepreneurs want to get a separate status. Fund of regional social programs «Our future». -Moscow, 2015 [Electronic resource]. - URL: http://www. nb-fund.ru/about-us/ (the date of handling 02.12.2015).

9. Moskovskaya A. Opportunities and barriers of the state promoting social entrepreneurship in Russia [Electronic resource]. - URL: http://regconf.hse.ru/uploads/ b83f315248701bca0b9101a366def9d2b991f609.doс / (the date of handling 02.12.2015).

ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (14), 2015

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.