РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 4 • февраль 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
0 перспективах развития теории социального предпринимательства
Пономарев О.Б.1
1 Калининградский государственный технический университет, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматривается проблема развития теории социального предпринимательства. Сам феномен социального предпринимательства известен в экономической науке давно, но теория социального предпринимательства пока еще проходит стадию формирования. В статье показаны основные элементы и проблемы формирования этой теории, а также определены направления ее развития. Данная статья будет интересна всем ученым, кто занимается теорией предпринимательства и управления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное предпринимательство, бизнес, социальная ответственность, мотивы.
on development prospects of a theory of social entrepreneurship
Ponomarev O.B.1
1 Kaliningrad State Technical University, Russia
Введение
Научные исследования социального предпринимательства становятся сегодня все более и более популярными во всем мире. Эти исследования начинают в научном пространстве соперничать с такими исследованиями в экономике, как некоммерческие проекты, благотворительность и социальная ответственность. И хотя о социальном предпринимательстве как об отдельном виде хозяйствования так или иначе писали многие экономисты, в том числе и классики экономики, само словосочетание «социальное предпринимательство» как научный термин, которому дано определение, появилось в 1991 г. в небольшой статье С. Вэддок и Дж. Пост «Социальное предпринимательство и католические перемены» [14] (Waddock, Post, 1991).
Сегодня увлеченность идеей социального предпринимательства привела к тому, что во многих странах мира в университетах стали появляться обучающие программы по социальному предпринимательству. В Оксфорде успешно функционируют «Skoll Centre for Social Entrepreneurship» и «Said Business School», обучающие социальному предпринимательству; Голдсмитский университет Лондона имеет
магистерскую программу в этом же направлении; в Дании этим занимается университет Роскилда, а в Канаде - McGill University в Монреале, в Америке этому учат в университетах Пенсильвании, Калифорнии и т. п. Во всех этих программах учат стратегическому бизнес-моделированию; умению планировать и управлять; работе по построению социальных сетей; работе с государственными структурами, маркетингу. Простой анализ учебных программ магистерских и прочих программ, посвященных обучению социальному предпринимательству, оставляет стойкую уверенность в том, что это программы по предпринимательству, модернизированные лишь тем, что к слову «предпринимательство» в разных учебных дисциплинах добавлено прилагательное «социальное».
Это обстоятельство, а также анализ научных работ в этом направлении показывают, что исследование социального предпринимательства в экономической науке является новым, хотя само явление социального предпринимательства не является таковым. Но, как показывает анализ тенденций развития предпринимательства [5] (Ponomarev, Svetunkov, 2015), именно на конец ХХ века приходится существенный рост разных социальных инициатив по формированию социально ответственного общества, в том числе и со стороны предпринимателей, и это не могло пройти мимо исследователей.
Основная часть
Социальное предпринимательство как экономический феномен рассматривается учеными уже почти четверть века, но в науке не сложилась еще единая и непротиворечивая теория социального предпринимательства. Здесь приходится говорить только о концепции исследования социального предпринимательства, которая к тому же
ABSTRACT:_
The article examines the problem of development of a theory of social entrepreneurship. The phenomenon of a social entrepreneurship has been known in economic science for a long time, but the theory of social entrepreneurship goes through the stage of formation. The article shows the main elements and problems of formation of the theory and defines directions of its development. The article will be interesting for all scientists engaged in business theory and management.
KEYWORDS: social entrepreneurship, business, social responsibility, motives
Received: 13.01.2017 / Published: 28.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ponomarev O.B. (td-semia@mail.ru)
CITATION:_
Ponomarev O.B. (2017) O perspektivakh razvitiya teorii sotsialnogo predprinimatelstva [On development prospects of a theory of social entrepreneurship]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(4), 561-570. doi: 10.18334/rp.18.4.37546
непрерывно критикуется с разных сторон [9, 12, 15] (Choi, Majumdar, 2014; Mair, Martí, 2006; Weerawardena, Mort, 2001), как, впрочем, и любая новая концепция.
Задача любой теории - объяснение реально существующего явления. Объясняя социальное предпринимательство, ученые пытаются выделить его как некий феномен, статично существующий на рынке, - как некоторое обособленное явление, хотя предприниматель, вне зависимости от того, на каком рынке он работает, проходит в своем развитии несколько этапов, в том числе и этап социальной зрелости и ответственности [5] (Ponomarev, Svetunkov, 2015).
В теории социального предпринимательства считается, что появлению на рынке социальных благ предпринимателей способствовала насыщенность рынка экономических благ многочисленными предложениями товаров и услуг как со стороны крупного, так и со стороны среднего и малого бизнеса. Поэтому для новых предпринимателей, которые оказались перед сложными проблемами преодоления входных барьеров на рынок экономических благ, рынок социальных благ оказался более привлекательным, и войти на него оказалось значительно проще, чем на рынок экономических благ. При этом, как объясняют ученые, не каждый предприниматель готов и способен заняться социальным предпринимательством - для этого у должна быть сформулирована социально направленная миссия, вытекающие из этого социальные цели и способы получения прибыли, не противоречащие общественным интересам [7, 15] (Austin, Stevenson, Wei-Skillern, 2006; Weerawardena, Mort, 2001).
Большие сложности приходится преодолевать ученым при попытке определить само понятие «социальное предпринимательство». Чаще всего приходится сталкиваться с тем, что социальное предпринимательство определяется простым перечислением свойств, а это наихудший способ определения понятия. Поэтому определения социального предпринимательства в большинстве случаев расплывчаты и неконкретны.
Тем не менее поиски в этом направлении ведутся. Например, В. В. Жохова проанализировала большое число публикаций по социальному предпринимательству как в отечественной, так и в зарубежной экономике [3] (Zhokhova, 2015). Это позволило ей выявить некоторые элементы теории и обратиться к определению понятия «социальное предпринимательство». В результате сравнительного анализа она дает такое комплексное определение социального предпринимательства: «это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначе-
ОБ АВТОРЕ:_
Пономарев Олег Борисович, кандидат экономических наук, доцент (td-semia0mai[.ru)
цитировать СТАТЬЮ:_
Пономарев О.Б. О перспективах развития теории социального предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 4. - С. 561-570. doi: 10.18334/rp.18.4.37546
ние организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование социальных предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого как в государственном, так и частном секторах» [3, с. 94] (Zhokhova, 2015, р. 94). Если мы из этого определения уберем слово «предпринимательский», то получим заурядное определение социального бизнеса - сущностных черт социального предпринимательства здесь все же нет.
Ю. Е. Благовым и Ю. Н. Арай социальное предпринимательство определено как разновидность предпринимательской деятельности, которая имеет в основе некую социальную миссию, являющуюся «новой парадигмой предпринимательского мышления» [2] (Blagov, Aray, 2010). Это определение, как видно, относит социальное предпринимательство к разновидности предпринимательства («вид предпринимательской деятельности»), снимая тем самым неточности в определении предпринимательства, а родовые отличия в этом определении отмечены тем, что миссия деятельности является социальной. Это определение точнее предыдущего, но все равно сути предпринимательской деятельности здесь не раскрывается.
«Социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность (или процесс), формирующая возможность гибридного партнерства, направленная на установление социальной ответственности и решение проблем в системе социальной защиты, обеспечивающая систематические социальные изменения и генерацию общественных ценностей с созданием новых организаций или инновационных путей в управлении существующих организаций» [13, с. 103]. И здесь, в этом определении социальное предпринимательство представлено как род предпринимательской деятельности, связанный с социальной сферой. Принципиальных свойств социального предпринимательства, как видно, в этом определении не выявляется.
Если после изучения этих определений задать себе вопрос: «Чем отличается социальное предпринимательство от бизнеса в социальной сфере?», - то четкого ответа получить невозможно. Существенное затруднение при определении социального предпринимательства заключается в том, что и базовое понятие «предпринимательство» не имеет в экономической науке четкого однозначного толкования, почему весьма сложно провести грань между предпринимательством и бизнесом [6]. Например, М. П. Переверзев и А. М. Лунева заявляют о том, что придерживаются общепринятой точки зрения на предпринимательство: «В литературе понятия «бизнес» и «предпринимательство» стоят в одном ряду. Они означают экономическую деятельность, которая осуществляется физическими (частными) или юридическими лицами (предприятиями или организациями/ компаниями) и имеет целью получение прибыли путем создания и реализации продукции или услуг при эффективном использовании ресурсов» [4, с. 4] (Pereverzev, Luneva, 2011; р. 4).
В попытке объяснить суть социального предпринимательства ученые используют основной метод анализа сложного объекта - его типологизация. Разбиению на группы, типы и классы подвергаются как сами социальные предприниматели, так и их бизнес. И здесь нет единого мнения о том, как и что нужно делать. Некоторые ученые пытаются классифицировать и изучить социальное предпринимательство по критерию типов рынков социальных благ и типов социальных продуктов. Но пока что эта типо-логизация не привела к выявлению каких-либо четких закономерностей и тенденций.
Второй подход к анализу социального предпринимательства заключается в структурном анализе этого явления. Здесь тщательному исследованию подвергаются само предприятие, работающее на рынке социальных услуг; социальный предприниматель, создавший это предприятие; социальный продукт, который производит предприятие; рынок социальных услуг, на котором работает в условиях конкурентной борьбы социальный предприниматель; социальная инновация, которая, по мнению многих, отличает предпринимателя от бизнес-персоны и персонал социального предприятия предпринимателя [9] (Choi, Majumdar, 2014).
Принципиальная роль в формирующейся теории, конечно же, отводится личности предпринимателя, работающего на этом рынке. Ученые утверждают, что для него характерно «высокое чувство ответственности за предпринимательскую деятельность», он «находится в непрерывном поиске возможностей для повышения благосостояния общества путем создания новых предприятий и новых видов благ», а цель его бизнеса - «смягчение или решение социальных проблем» [1, 10, 16] (Aray, Burmistrova, 2014; Dees, 2007; Zahra, Gedajlovic, Neubaum, Shulman, 2009). Но именно при таком подходе к определению свойств социального предпринимателя ученые оставляют в стороне столь характерные для предпринимателя свойства, как стремление к максимизации прибыли и к принятию рискованных решений.
Поскольку предпринимателя «вообще» не существует, а на рынке работают разные конкретные предприниматели с различным менталитетом и отношением как к бизнесу, так и к окружающему его миру, то некоторые ученые пытаются выделить наиболее устойчивые типы социальных предпринимателей. Например, выделяются такие типы социальных предпринимателей, как:
- социальный мастер на все руки;
- социальный конструктивист;
- социальный инженер и т. п.
Социальный предприниматель «мастер на все руки» работает в разных социальных и экономических сферах. Социальный конструктивист делает бизнес посредством образования социальных конструкций в межличностном взаимодействии. Социальный предприниматель «инженер» использует совокупность тех знаний, которые оптимизируют процесс создания, модернизации или воспроизведения новых социальных реальностей. Он трансформирует в форму бизнес-модели социальные институты, ценности и нормы. Легко заметить, что эти типы, положенные в основу
классификации, привнесены в экономику из социологии. Она вызывает много вопросов. В той же социологии выделяются два типа: социальный конструктивизм и социальный конструкционизм. Первый тип нацелен на конструирование межличностных взаимодействий, а второй тип - на коллективные и групповые социальные процессы. Следует ли из этого, что нужно теперь приведенные выше типы дополнить новым -«социальный конструкционист»? Но даже если это и так, то легко заметить, что вышеприведенная классификация сделана с нарушением правила классификации - критерий классификации меняется в процессе группировки.
Для развития теории социального предпринимательства принципиально более важен другой классификационный признак - тип мотива, который ведет предпринимателя на этот путь. Но и здесь много неясностей и неточностей. Почти все авторы, которые пытаются решить эту задачу, отмечают, что для социальных предпринимателей характерны альтруизм, социальная ответственность, желание изменить общество к лучшему [8, 11] (Braga, Proenca, Ferreira, 2015; MacMillan, Siegel, Narasimha, 2008). Но это общий мотив, из которого сложно выделить составляющие его подтипы. И со всей очевидностью вытекающие из этого основного мотива такие характеристики социального предпринимателя, как честность и порядочность, ответственность за результаты бизнеса и социальная ответственность к нанятому персоналу, не представляются чем-то новым. При этом выделяемый альтруизм совсем не вяжется с предпринимательским стремлением к максимизации прибыли, а социальная ответственность предполагает стабильность и отсутствие в бизнесе рискованных решений, что приписывалось предпринимателю еще со времен Ж. Б. Сэя.
На наш взгляд, социальный предприниматель - это определенный этап осмысления предпринимателем своего места в окружающем социуме, а потому системообразующим должно быть рассмотрение социального предпринимательства в динамике жизненного цикла предпринимателя [5, с. 191-199] (Ponomarev, Svetunkov, 2015; р. 191-199). Краткий смысл предложенной ранее модели жизненного цикла предпринимателя можно изложить так.
Предприниматель рассматривает свою деятельность как инструмент быстрого продвижения по каналу вертикальной мобильности в системе социальной иерархии. С ростом собственного капитала он продвигается вверх по социальной лестнице, и при этом растут обретенные им свободы, а это меняет и тип поведения предпринимателя. Каждый предприниматель начинал свою предпринимательскую работу с какой-то стартовой позиции, которая психологически и финансово для каждого из них может быть определена как предпринимательское детство. Он еще не начинает вполне самостоятельную деятельность. Он только к ней приступает, учась у других и на чужих ошибках. Эта стадия развития, характеризующаяся накоплением профессиональных компетенций, формирует предпринимателя как профессионала в некоторой области.
Получив профессиональные компетенции, определив с их помощью круг тех задач, которые он собирается самостоятельно на свой страх и риск решать, он начинает
самостоятельную хозяйственную деятельность, и делает он этот свой первый шаг чаще всего как «ремесленник». Он трудится сам, привлекая к труду друзей и товарищей -пока еще на принципах партнерства, но уже принимая на себя существенную часть управленческих функций.
Со временем он перестает заниматься ремеслом и полностью отдается предпринимательской стихии, зарабатывая и расширяя свой предпринимательский капитал. Он - начинающий предприниматель. А со временем - и предприниматель-собственник.
Дальнейший этап жизненного цикла предпринимателя очевиден. Став крупным собственником и владея большими капиталами, он свой интерес перемещает из сферы производства в сферу капитала. Деньги, капитал становится объектом его профессионального интереса - он капиталист. С возрастом, устав от бесконечных тревог и суеты бизнеса, он все больше и больше отдаляется от круга активных хозяйственников, ведя жизнь рантье. И заканчивает он свой цикл предпринимательской деятельности полностью удалившись от дел, становясь своеобразным пенсионером.
Когда предприниматель проходит в своем развитии стадию «предприниматель-собственник» и приближается к стадии «капиталиста», он практически достиг с помощью своей деятельности того социального уровня, тех личных свобод, к которым он стремился, начиная свою предпринимательскую деятельность. Он удовлетворил те потребности, которые стимулировали его выбор сложного пути предпринимательской деятельности. И именно здесь он сталкивается с ситуацией выбора дальнейшего пути развития. Эту ситуацию мы назвали точкой бифуркации. Именно здесь происходит некоторое переосмысление ценностей. Здесь включаются другие неудовлетворенные ранее потребности, которые мотивируют изменение его жизненного пути. Приняв такое решение, предприниматель чаще всего начинает некоторую новую деятельность, которая связана с тем или иным типичным аттрактором, например, достигнув в бизнесе вершины, он стремится отойти от дел и направить свою энергию на сверхпотребление и разнообразные «игрушки». Он тратит собственные деньги на предметы роскоши, дворцы, самолеты, мегаяхты и спортивные клубы и т. п.
Но в контексте данного исследования нас интересует другой аттрактор, а именно аттрактор Баффета. Предприниматель не занимается расширением своего капитала. Он, оставив себе накопленные богатства, направляет капитал на благотворительные нужды и на реализацию социальных проектов. При этом предприниматель выбирает особый тип достижения нового уровня свободы - свободы от рутины бизнеса. Здесь и осуществляется социальное предпринимательство, когда предприниматель демонстрирует выявляемые учеными альтруизм, социальную ответственность и желание изменить общество к лучшему.
Тогда можно так определить социальное предпринимательство: это вид предпринимательской деятельности в социальной сфере и в сфере благотворительности, осуществляемый предпринимателем на высшей ступени своего жизненного цикла, когда
в силу приобретенных богатств и накопленного капитала наиболее значимыми для него становятся социальные и благотворительные цели.
Это уточнение феномена как самого социального предпринимательства, так и условий его возникновения открывает новые перспективы в исследовании этого явления. Нам представляется, что разнообразие и частота выбора предпринимателем этого пути развития, социального предпринимательства, зависит от уровня развития демократических институтов стран, ведь в авторитарных режимах власть с подозрением относится к любым социальным инициативам, неодобренным ею.
Интересным в этой связи представляется и возможность исследования взаимосвязи развитости социальных институтов, поддерживаемых государством, и интенсивностью социального предпринимательства.
Возможно, что с помощью исследований можно найти некоторую взаимосвязь между успешностью предпринимательской деятельности в части реализации полного цикла предпринимателя и развитостью социального предпринимательства.
Заключение
Феномен социального предпринимательства, которому посвятили свое внимание сотни ученых-экономистов, пока что не сложился в некоторую цельную теорию - в рамках сформированной концепции социального предпринимателя новые научные положения не представлены в виде некоторого системного сбалансированного учения. Нам представляется, что использование для этих целей модели жизненного цикла предпринимателя позволяет систематизировать полученные научные результаты и открывает возможность для систематизации положений этой новой научной теории.
ИСТОЧНИКИ:
1. Арай Ю.Н., Бурмистрова Т.А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпри-
нимательстве // Российский журнал менеджмента. - 2014. - Т. 12. - № 4. - C. 55-78.
2. Благов Ю.Е., Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии
(предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. - 2010. - № 3. - C. 109-114.
3. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение //
Современная конкуренция. - 2015. - Т. 9. - № 4. - C. 77-100.
4. Переверзев М.П., Лунева А.М. Предпринимательство и бизнес. - М.: ИНФРА-М,
2011. - 176 с.
5. Пономарев О.Б., Светуньков С.Г. Экономика и предпринимательство. - СПб: Левша.
Санкт-Петербург, 2015. - 631 с.
6. Предпринимательство: Учебное пособие. - СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2006. - 563 с.
7. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: Same,
different, or both? // Entrepreneurship: Theory and Practice. - 2006. - Vol. 30. - № 1. -P. 1-22.
8. Braga J. C., Proenca T., Ferreira M. R. Motivations for social entrepreneurship - Evidences
from Portugal // Tékhne - Review of Applied Management Studies. - 2015. - Vol. 8. - P. 66-79.
9. Choi N., Majumdar S. Social entrepreneurship as an essentially contested concept: Opening a new avenue for systematic future research // Journal of Business Venturing. -2014. - Vol. 29. - № 3. - P. 363-376.
10. Dees G. Taking Social Entrepreneurship Seriously: Uncertainty, Innovation, and Social Problem Solving // Society. - 2007. - Vol. 44. - № 3. - P. 163-172.
11. MacMillan I., Siegel R., Narasimha P. N. Criteria used by venture capitalists to evaluate new venture proposals // Journal of Business Venturing. - 2008. - Vol. 1. - № 1. - P. 119-128.
12. Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business. - 2006. - Vol. 41. - № 1. - P. 36-44.
13. Nicholls A., Cho A. Social entrepreneurship: The structuration of a field // Social entrepreneurship - new models of sustainable social change. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - Р. 99-118.
14. Waddock S., Post J. Entrepreneurs and Catalytic Change // Public Administration Review. - 1991. - Vol. 51. - № 5. - P. 393.
15. Weerawardena J., Mort G. Learning, Innovation and Competitive Advantage in Not-ForProfit Aged Care Marketing: A Conceptual Model and Research Propositions // Journal of Nonprofit and Public Sector Marketing. - 2001. - Vol. 9. - № 3. - P. 53-73.
16. Zahra S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J. A typology of social entrepreneurs: Motives, search process, and ethical challenges // Journal of Business Venturing. - 2009. - Vol. 24. - № 5. - P. 519-532.
REFERENCES:
Predprinimatelstvo [Entrepreneurship] (2006). Saint Petersburg: Izdatelstvo SPbGUEF. (in Russian).
Aray Yu.N., Burmistrova T.A. (2014). Spetsifika biznes-modeley v sotsialnom predprinimatelstve [The specifics of the business models of social entrepreneurship]. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta, 12(4), 55-78. (in Russian).
Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. (2006). Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both?. Entrepreneurship: Theory and Practice, 30(1), 1-22.
Blagov Yu.E., Aray Yu.N. (2010). Sotsialnoe predprinimatelstvo: problemy tipologii (predislovie k razdelu) [Social Entrepreneurship: issues of typology (foreword to the part)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 8. Menedzhment, 3, 109-114. (in Russian).
Braga J. C., Proenca T., Ferreira M. R. (2015). Motivations for social entrepreneurship - Evidences from Portugal. Tékhne - Review of Applied Management Studies, 8, 6679.
Choi N., Majumdar S. (2014). Social entrepreneurship as an essentially contested concept: Opening a new avenue for systematic future research. Journal of Business Venturing, 29(3), 363-376.
Dees G. (2007). Taking Social Entrepreneurship Seriously: Uncertainty, Innovation, and Social Problem Solving. Society, 44(3), 163-172.
MacMillan I., Siegel R., Narasimha P. N. (2008). Criteria used by venture capitalists to evaluate new venture proposals. Journal of Business Venturing, 1(1), 119-128.
Mair J., Marti I. (2006). Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight. Journal of World Business, 41(1), 36-44.
Pereverzev M.P., Luneva A.M. (2011). Predprinimatelstvo i biznes [Entrepreneurship and business]. Moscow: INFRA-M. (in Russian).
Ponomarev O.B., Svetunkov S.G. (2015). Ekonomika i predprinimatelstvo [Economy and entrepreneurship]. Saint Petersburg: Levsha. Sankt-Peterburg. (in Russian).
Waddock S., Post J. (1991). Entrepreneurs and Catalytic Change. Public Administration Review, 51(5), 393.
Weerawardena J., Mort G. (2001). Learning, Innovation and Competitive Advantage in Not-For-Profit Aged Care Marketing: A Conceptual Model and Research Propositions. Journal of Nonprofit and Public Sector Marketing, 9(3), 53-73.
Zahra S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J. (2009). A typology of social entrepreneurs: Motives, search process, and ethical challenges. Journal of Business Venturing, 24(5), 519-532.
Zhokhova V.V. (2015). Sotsialnoe predprinimatelstvo: kontseptsiya, suschnost i znachenie [Social Entrepreneurship: Concept, essence and meaning]. Sovremennaya konkurentsiya, 9(4), 77-100. (in Russian).