По результатам исследования конфликтов с родителями у больных алкоголизмом мужчин, в 5,8 раз больше конфликтов в сфере личностной идентичности с родителями, чем у здоровых мужчин, в 3,4 раза
- по воспитанию детей в семье, в 2,7 раза - в сфере социальной активности, в 2,3 раза - в хозяйственнобытовой сфере.
Таким образом, у мужчин, зависимых от алкоголя, супружеские конфликты и конфликты с родителями возникают чаще по причине несовпадения ожидания общности интересов, потребностей и способов времяпровождения с членами семьи. Нарушение выполнения функций в родительской семье приводит к дисфункции собственной семьи больного алкоголизмом мужчины, что говорит о «патологизирующем семейном наследовании».
Реакции мужчин на супружеский конфликт исследовались с помощью методики «Реакции супругов на конфликт» (Кочарян А.С., Кочарян Г.С., Киричук А.В.). По результатам исследования, у мужчин с алкогольной зависимостью, по сравнению со здоровыми мужчинами, при супружеских конфликтах в 1,3 раза больше повышается тревожность за счет состояния физического здоровья (головные боли, учащенное сердцебиение, нарушение функций пищеварения). Психотравмирующая информация у больных алкоголизмом мужчин допускается в сознание за счет ее искажения (рационализации, изоляции, интеллектуализации и т.д.), может выражаться в 1,3 раза чаще депрессией в виде «заторможенности», замедленности аффекта и интеллекта или слабости, вялости или снижении интереса и безразличии. У здоровых мужчин чаще реакция на супружеский конфликт отражается недопущением психотравмирующей информации в сознание.
Следовательно, больные алкоголизмом мужчины, реагируют на супружеский конфликт в основном соматизацией тревоги и депрессией. Соматические расстройства и поведенческие нарушения у больного алкоголизмом мужчины являются прямым следствием того, что он принадлежит к дисфункциональной (ригидной) семейной системе. Сначала родительская семья блокирует актуальные потребности сына, потом собственная семья супруга, в результате чего мужчины приходят к злоупотреблению алкогольных напитков, к возникновению зависимости от алкоголя.
Из проведенного исследования можно сделать следующий вывод: блокирование актуальных потребностей у мужчин в семье, реагирование на супружеский конфликт тревогой и депрессивным состоянием способствуют формированию и поддержанию зависимости от алкоголя. Личностная идентификация с родителями и брачным партнером является одной из важных семейных ценностей для больных алкоголизмом мужчин.
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Д.Ж. Сакенов, Д.Ж. Абдулхамидова, Е.А. Шнайдер, К.А. Омарова
Павлодарский ГПИ, Казахстан Павлодарский колледж ТиК, Казахстан
E-mail авторов: [email protected]
Социализация является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуе-мого. Сущность социализации заключается в таком взаимодействии, что агент социализации намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» [1].
Структура процесса социализации представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Социализация является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса социализации, определения его специфики. А именно в уточнении целей социализации и уровней их реализации; специфике средств и видов социализации.
Цели социализации - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием социальных отношений и специально подготовленных и планомерно проведенных социальных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение агента социализации (группы или всего общества) к личности социМизаврущишиизированности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к ценностям общества; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О социализированное™ человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
Итак, сегодня социализацию понимают как:
- передачу социального опыта и мировой культуры;
- социальное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
- организацию социального образа жизни и деятельности воспитанника;
- взаимодействие агента социализации и воспитанника;
Тюменский медицинский журнал № 1, 2512
- создание социальных условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Разные подходы к определению сущности социализации подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления. В целом социализация представляет собой социально-педагогический акт, основными составляющими которого являются агент социализации и воспитанник, вышеозначенный процесс и условия его протекания. Структура социализации раскрывается через единство цели, содержания, способов достижения результата. Организация социализации и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, уличной среды, предприятия, зоны заключкнияс[<2]е результатов процесса социализации выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры общества.
Литература:
1. Ушинский К. Д. Педагогикалык шыгармалары. - Астана: Нурлы Алем, 2011. - 568 с.
2. Сакенов Д.Ж. Теория воспитания. - Павлодар: Политон, 2009. - 175с.
РАЗНОЕ
ВЛИЯНИЕ ГИПОКИНЕЗИИ БЕРЕМЕННЫХ КРЫС НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МАТЕРИНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ПОТОМСТВА В ПЕРИОД РАННЕГО ПОСТНАТАЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА
Э.Н. Агаева
Институт Физиологии им. А.И. Караева Национальной Академии Наук Азербайджана, г. Баку
E-mail автора: [email protected]
Известно, что материнское поведение зависит от факторов среды и от наследственности. Факторы окружающей среды действуют как на протяжении всей жизни будущей матери, начиная с момента ее рождения, так и непосредственно в период лактации. Материнское поведение, направленное на выживание потомства и его оптимальное развитие (Zimmerberg, Gray, 1992), является компонентом стратегии размножения. Из литературы (Резникова, 2000) известно, что существуют две полярные стратегии размножения (г и к). Суть стратегии г состоит в производстве максимального числа потомков при минимальной выраженности материнского поведения, в то время как при к - стратегии проявляется максимальная ро-
дительская опека, что делает невозможным рождение большого числа потомков, но увеличивает вероятность выживания родившихся детенышей.
Целью настоящего исследования было изучение влияния гипокинезии в плодный период беременности белых крыс на психоэмоциональные характеристики материнского поведения в отношении потомства в период раннего постнатального онтогенеза.
Материал и методы:
Экспериментальные беременные животные были подразделены на 2 группы-контроль и опытные крысы. Контрольная группа крыс содержалась в обычных условиях вивария, а опытная - в течение 14
- 21 дней находилась в условиях гипокинезии, обеспеченной малым объемом камеры, что ограничивало движения матери. Показателем материнского инстинкта заботы о потомстве являлись построение гнезда, защитные реакции в случае опасности, “перенос” потомства в гнездо. После перемещения всех детенышей из гнезда в противоположный угол клетки регистрировалось общее время “переноса” матерью всех детенышей в гнездо. Наряду с этим были изучены проценты каннибализма у матерей.
Результаты и обсуждение:
Из полученных результатов следует, что отрицательное воздействие гипокинезии во время беременности является причиной рождения нежизнеспособного потомства, появления каннибализма у матерей, нарушения материнской заботы о потомстве, проявления отклонения во взаимоотношениях “мать-дитя”, приводящего к модуляции поведения потомства в разные периоды постнатального онтогенеза.
Изменения, связанные с процедурами по уходу за детенышами и “переносом” потомства в гнездо, наблюдаемые в поведении матерей, подвергнутых гипокинезии в плодный период беременности (разрушение гнезда, разбрасывание детенышей по камере, перенос в озадаченном состоянии детенышей в зубах не в гнездо, а обратно в “угол” клетки, невозможность собрать разбросанных детенышей в одно место, переход - без завершения - одного действия в другое, возвращение в страхе в угол камеры в поиске детенышей, хотя детеныши находились в гнезде) можно расценивать как неадекватные формВы оппоыветднеонйияг.руппе по сравнению с контролем наблюдается существенное увеличение количества матерей - каннибалов. При выяснении причин поедания детенышей, рожденных от матерей, содержавшихся в условиях гипокинезии в плодный период беременности, предполагалось целесообразным проверить версию, “связан ли каннибализм со стрессне-устойчивостью (с исходно высоким уровнем эмоциональной напряженности) этих матерей”. С этой целью были проведены эксперименты для уточнения стресснеустойчивости “каннибал”- матерей, подвергая действию аудиогенного звукового раздражителя силой 80 дБ беспрерывно в течение 2 минут. На основании поведения в указанных условиях, они были подразделены на стрессоустойчивые и стрессне-устойчивые группы. Большинство животных, про-
55. 2012 Тюменский медицинский журнал