Психиатрия, наркология,, психотерапия
Средний возраст больных составил в первой группе - 43,25±3,14 лет, во второй группе 41,8±4,30 лет. Средняя длительность заболевания составила в первой группе - 56,45±5,91 мес во второй группе -77,6±11,38 мес. Следовательно, пациенты из сравниваемых групп значимо не различались по возрасту но во второй группе преобладали больные с большей продолжительностью заболевания.
Результативность выполнения теста Равена в первой группе составила 56,9±12,69 балла, во второй группе - 92,8±6,61 балла.
По ЭЭГ показателям среди пациентов с неблагоприятным течением СЭ у 10 (47,6%) были выявлены выраженные проявления билатерально-синхронной активности (БСА) свидетельствующие о значительном изменении глубинных (подкорково-стволовых) мозговых структур. Умереные изменения были отмечены у 11 (52,6%) больных.
Локализация БСА соответствовала у 3 больных верхнестволовому уровню поражения, у 12 - диэнце-фальному, у 3 - генерализованному и у 3 - нижнестволовому и лобно-базальному.
Во второй группе, с благоприятным типом СЭ у 8 больных (80,0%) были умеренные проявления БСА и только у 2-х (20,0%) - выраженные.
По уровню поражения 3 больных были с верхнестволовым уровнем поражения глубинных структур, 2 больных с диэнцефальным уровнем, у 5 больных отмечались функциональные генерализованные стволовые нарушения.
Выводы:
Больные с неблагоприятным течением СЭ демонстрируют значительное снижение когнитивных возможностей по сравнению с испытуемыми с относительно благоприятным течением СЭ. Снижение когнитивных способностей сопровождается более грубыми проявлениями подкорковых нарушений. Полученные данные позволяют предположить, что в основе выявленных нарушений лежит единый патогенетический механизм разобщения корково -подкорковых взаимодействий, обуславливающий деафферентацию коры ГМ на различных уровнях мозгового ствола. Полученные данные имеют значение для оптимизации реабилитационных мероприятий указанной категории больных при этом особое значение приобретает разработка методов целенаправленного воздействия на подкорковые структуры головного мозга.
СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И РЕАКЦИИ НА НИХ У МУЖЧИН, ЗАВИСИМЫХ ОТ АЛКОГОЛЯ
В.В. Пушина
Нижегородский ГПУ им. К.Минина Е-mail авторов: vpushina@ rambler.ru
Исследование причин рецидивов наркозависимых пациентов подтвердило гипотезу о том, что возобновление наркотизации происходит из-за невоз-
можности справиться с аффектами и в результате интерперсональных (чаще семейных) конфликтов (Hammerbacher М., Lyvers M., 2006). Пациенты проявляют тенденцию к употреблению наркотических веществ преимущественно в периодах импульсивности, отрицательных колебаний настроения и в ситуациях разрыва интимных отношений (Короленко Ц.П., Шпикс Т.А., 2005; Ross С.А., 2007). Наше исследование показало, что мужчины стали чаще злоупотреблять алкоголем на этапе выхода детей из семьи или развода с супругой, а также на этапе семьи с маленьким ребенком, когда супруга уделяет больше внимания воспитанию детей, чем общению с мужем. Больные алкоголизмом мужчины не удовлетворены жизненным пространством в семье, имеют недифференцированные отношения между членами семьи. По мнению зависимых от алкоголя мужчин, причинами злоупотребления алкоголя, являются стрессовые ситуации и эмоциональное напряжение в семье, скука и безделье.
Для выявления причин семейных конфликтов у мужчин, зависимых от алкоголя, использовалась, разработанная нами анкета, позволяющая определить основные значимые семейные ценности больного алкоголизмом мужчины, которые не реализуются в семье и приводят к конфликтным отношениям. К основным ценностям семьи относится: интимно-сексуальная, личностная идентификация с брачным партнером, хозяйственно-бытовая, родительско-воспитательная, социальная активность, эмоционально-психотерапевтическая и ценность внешней привлекательности супругов.
Результаты исследования показали, что у больных мужчин с алкогольной зависимостью, по сравнению со здоровыми мужчинами, чаще в 6,5 раз возникают супружеские конфликты в сфере личностной идентичности с супругой, которые в 40% случаях приводят к употреблению алкоголя; в 5,5 раз - в сексуальных отношениях, которые в 25% случаев заканчиваются употреблением алкоголя у супруга; в 4 раза - в оказании моральной и эмоциональной поддержки супруги, которые в 15% случаев приводят к злоупотреблению алкоголя у мужчин; в 3 раза - в сфере социальной активности, которые в 10% случаев приводят к алкоголизации мужа; в 1,8 раз - в детско-родительской сфере, которые в 30% случаев приводят к алкоголизации супруга; в 1,6 раз - по хозяйственно-бытовым вопросам, приводящим в 40% случаев мужчин к употреблению алкоголя. Наиболее редко причиной конфликтов является неудовлетворенность внешностью супруги, которые приводят к употреблению алкоголя мужа в 5% случаев. Семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, становиться благоприятной для возникновения стрессоров, которые приводят к дисфункции семьи. Выраженная семейная дисфункция способствует формированию семейной роли «носитель симптома», которую принимает на себя больной алкоголизмом супруг, выступающий в качестве важного звена в сложном механизме патологической адаптации как индивида с зависимостью от алкоголя, так и дисфункциональной семьи в целом.
53, 2012 Тюменский медицинский журнал
Психиатрия, наркология, психотерапия
По результатам исследования конфликтов с родителями у больных алкоголизмом мужчин, в 5,8 раз больше конфликтов в сфере личностной идентичности с родителями, чем у здоровых мужчин, в 3,4 раза - по воспитанию детей в семье, в 2,7 раза - в сфере социальной активности, в 2,3 раза - в хозяйственно-бытовой сфере.
Таким образом, у мужчин, зависимых от алкоголя, супружеские конфликты и конфликты с родителями возникают чаще по причине несовпадения ожидания общности интересов, потребностей и способов времяпровождения с членами семьи. Нарушение выполнения функций в родительской семье приводит к дисфункции собственной семьи больного алкоголизмом мужчины, что говорит о «патологизирующем семейном наследовании».
Реакции мужчин на супружеский конфликт исследовались с помощью методики «Реакции супругов на конфликт» (Кочарян А.С., Кочарян Г.С., Киричук А.В.). По результатам исследования, у мужчин с алкогольной зависимостью, по сравнению со здоровыми мужчинами, при супружеских конфликтах в 1,3 раза больше повышается тревожность за счет состояния физического здоровья (головные боли, учащенное сердцебиение, нарушение функций пищеварения). Психотравмирующая информация у больных алкоголизмом мужчин допускается в сознание за счет ее искажения (рационализации, изоляции, интеллектуализации и т.д.), может выражаться в 1,3 раза чаще депрессией в виде «заторможенности», замедленности аффекта и интеллекта или слабости, вялости или снижении интереса и безразличии. У здоровых мужчин чаще реакция на супружеский конфликт отражается недопущением психотравмирующей информации в сознание.
Следовательно, больные алкоголизмом мужчины, реагируют на супружеский конфликт в основном соматизацией тревоги и депрессией. Соматические расстройства и поведенческие нарушения у больного алкоголизмом мужчины являются прямым следствием того, что он принадлежит к дисфункциональной (ригидной) семейной системе. Сначала родительская семья блокирует актуальные потребности сына, потом собственная семья супруга, в результате чего мужчины приходят к злоупотреблению алкогольных напитков, к возникновению зависимости от алкоголя.
Из проведенного исследования можно сделать следующий вывод: блокирование актуальных потребностей у мужчин в семье, реагирование на супружеский конфликт тревогой и депрессивным состоянием способствуют формированию и поддержанию зависимости от алкоголя. Личностная идентификация с родителями и брачным партнером является одной из важных семейных ценностей для больных алкоголизмом мужчин.
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Д.Ж. Сакенов, Д.Ж. Абдулхамидова, Е.А. Шнайдер, К.А. Омарова
Павлодарский ГПИ, Казахстан Павлодарский колледж ТиК, Казахстан
E-mail авторов: [email protected]
Социализация является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуе-мого. Сущность социализации заключается в таком взаимодействии, что агент социализации намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» [1].
Структура процесса социализации представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Социализация является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса социализации, определения его специфики. А именно в уточнении целей социализации и уровней их реализации; специфике средств и видов социализации.
Цели социализации - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием социальных отношений и специально подготовленных и планомерно проведенных социальных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение агента социализации (группы или всего общества) к личности социМираврувдсализированности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к ценностям общества; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О социализированное™ человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
Итак, сегодня социализацию понимают как:
- передачу социального опыта и мировой культуры;
- социальное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
- организацию социального образа жизни и деятельности воспитанника;
- взаимодействие агента социализации и воспитанника;
Тюменский медицинский журнал № 1, 2542