СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Г.З. Молдахметова
Департамент международного сотрудничества Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова ул. Ломова, 64, Павлодар, Казахстан, 140008
В работе рассматривается сущность Региональной концепции профессионально ориентированного языкового образования Павлодарской области. Представлены цели, задачи и принципы концепции; сформулированы теоретико-методологические основы региональной концепции профессионально ориентированного языкового образования в неязыковых вузах.
Ключевые слова: региональная концепция, принципы концепции, профессионально ориентированное языковое образование, теоретико-методологические основы.
Знание иностранных языков приобретает особую актуальность и становится в современном обществе необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими иностранными языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном отношениях положение [1].
Изучение английского и казахского языков на основе русского языка продиктованы запросом времени и самого общества. Казахский язык — язык казахского народа, а также всех носителей казахской культуры, образующих соответствующий языковой коллектив. Казахский язык является государственным. Одно из важных условий функционирования казахского языка как государственного — совершенствование образовательного потенциала данного языка во всех сферах общественной деятельности с целью его использования как средства хранения и усвоения знаний и навыков, формирования и воспитания будущих руководителей, развития патриотических чувств наших граждан.
Язык каждого народа представляет духовную ценность данного народа. Через него передается опыт человеческой жизни, воспитывается молодое поколение.
На сегодняшний день молодое поколение столкнулось с объективной необходимостью практического применения и изучения английского языка, что, в свою очередь, связано с приобретением знаний, соответствующих уровню международных стандартов. Кроме того, знание английского языка способствует получению образования в странах с высокоразвитой системой образования. Овладение данным языком позволит обучаемым ориентироваться в современном информационном потоке. Знание английского языка даст возможность расширить границы коммуникации в глобальном информационном пространстве, что создаст предпосылки для обновления содержания образования, удовлетворяющего потребностям современного общества [2].
Функция английского языка, способствующая глобализации образования, человеческого бытия, формированию человека нового глобального сообщества, значима в поликультурном социуме. Ведь в многоэтнической среде имеется исторически заложенный, объективный и наработанный опыт благоприятного взаимодействия разных этнических, религиозных и социально-культурных групп. Этому способствуют тесные контакты людей, принадлежащих к разным культурам, их возможность говорить одновременно на двух, трех и более языках. «Этот богатый и мозаичный социально-культурный и лингвистический опыт общения является прочной базой, благодаря которой можно заложить основы приобщения молодых людей к глобальным ценностям и совместному решению глобальных вопросов» [3].
В развитии образования Республики Казахстан Павлодарский регион может выступить модернизатором профессионального языкового образования, которое будет определять стратегические приоритеты для формирования региональной концепции профессионально ориентированного языкового образования в неязыковых вузах, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества. Павлодарский регион является единственным промышленным центром Казахстана с высокой концентрацией заводов, фабрик, производств и предприятий и занимает одно из ведущих мест в минерально-сырьевом комплексе Республики Казахстан.
В данном регионе существует постоянная необходимость в специалистах экономического профиля для сохранения конкуренции на мировом рынке и создания эффективных рычагов для более значительного прорыва в мировую экономику, что в целом предопределило и остановило наш выбор на экономических специальностях. Для этого необходимо достижение полноценного качественного конкурентоспособного уровня образования, способного формировать высокопрофессиональные трудовые ресурсы, котирующиеся на международном рынке труда. Иными словами, новая система общественных и международных отношений воздействует на образование и требует от него мобильности.
В силу вышеупомянутых социально обусловленных требований времени возникает вопрос: какова должна быть языковая подготовка специалистов в современных условиях, когда существует необходимость обеспечения ускоренного социально-экономического развития Казахстана, потребность в подготовке профессиональных кадров с управленческой компетентностью и адаптационно-творческой готовностью к деятельности в условиях наукоемкого высокотехнологичного производства и инновационного развития рынков? При этом основным стратегическим ориентиром профессиональной подготовки специалиста является формирование управленцев новой формации, способных обеспечить модернизацию страны, соответствующих квалификационным общемировым стандартам.
Следовательно, необходима концепция, отвечающая требованиям языковой подготовки специалистов с учетом запроса региона, в которой будут отражаться пути взаимосвязанного учета и решения международно-ориентированных, мировоззренческих, социально-экономических, нравственно-гуманистических, профессионально-методологических, а также организационно-структурных направ-
лений и аспектов проблемы подготовки кадров, адекватных современным требованиям [4].
Мы нашли выход в Региональной концепции профессионально ориентированного языкового образования в Павлодарской области Республики Казахстан на материале английского и казахского языков экономических специальностей. Предлагаемая нами концепция профессионально ориентированного языкового образования в неязыковых вузах предполагает переориентацию вузов на обновление регионального языкового образования и подготовку специалистов неязыкового профиля со сформированной коммуникативно-технологической компетенцией, отвечающим самым высоким требованиям.
Системно-функциональная структура Региональной концепции профессионально ориентированного языкового образования в Республике Казахстан представлена на рисунке.
Региональная концепция профессионально ориентированного языкового образования в Республике Казахстан
Система «неязыковой вуз — предприятие»
I
Совместное языковое партнерство
I
Модель интегрированного обучения английскому и казахскому языкам специалистов неязыковых профилей
Коммуникативно-технологическая компетенция у студентов неязыковых профилей
Т Т
Рис. Системно-функциональная структура Региональной концепции профессионально ориентированного языкового образования в Республике Казахстан
Актуальность концепции связана с необходимостью повышения качества профессионально ориентированного языкового образования в неязыковых вузах Павлодарского региона, вхождения его в республиканское образовательное пространство и ориентацией на всеобщую языковую политику, предполагающую подготовку управленцев новой формации.
Региональная концепция профессионально ориентированного языкового образования является научно-практическим, методологическим документом, опре-
деляющим общую стратегию, цели, задачи, содержание и основные направления развития профессионально ориентированного языкового образования в неязыковых вузах. Данный документ разработан в соответствии с Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015, Концепцией иноязычного образования, рекомендациями Конвенции по техническому и профессиональному образованию, Преамбулой Магны Чарты. Цель Концепции — создание региональной политики подготовки специалистов неязыкового профиля с коммуникативно-технологической компетенцией, уточнение основных направлений развития профессионально ориентированного языкового образования.
Исторически сложившееся поликультурное пространство Павлодарского региона, как и Казахстана в целом, обуславливает учет факторов образовательной среды, в котором проживают и обучаются студенты разной этнолингвистической, религиозной и социоэкономической принадлежности. Именно в таких условиях интересно и важно обучение иностранному (английскому) и государственному (казахскому) языкам, где образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым смог определить свое место, которое он занимает в мире, и, с другой стороны, привить ему уважение к другим культурам и воспитать толерантные отношения между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Именно последний аспект образования принято называть поликультурным образованием. Обучение английскому и казахскому языкам в поликультурном образовании — важная составляющая часть современного общего образования, направленная на межэтническую интеграцию и способствующая уяснению общего и особенного (уникального) через вышеупомянутые языки в традициях, образе жизни, культурных ценностях рядом живущих народов, воспитанию молодежи в духе уважения ино-культурных жизненных и мировоззренческих ценностей.
Методологическое содержание профессионально ориентированного языкового образования в неязыковых вузах через дихотомию «Восток — Запад», во-первых, устраняет изоляцию одного языка от другого, а во-вторых, позволяет правильно понять и применять интегрированное обучение английскому и казахскому языкам. Современный мир слишком велик и многообразен, чтобы стать эталоном для всех. Уподобление единому эталону противоречит сути поликультурного пространства, усилению его многообразия и вариативности, а значит, и нашей Концепции.
Методологическое содержание профессионально ориентированного языкового образования в неязыковых вузах реализуется в личностно ориентированном обучении как концептуальном базисе языкового образования. С позиций нового методологического подхода осуществляется переориентация целей в изучении английского и казахского языков. В качестве целей выступает не обучение языкам как таковым, а профессионально ориентированное языковое обучение, при котором содержанием являются знания, умения и навыки изучаемых языков, профессии и культур при интегрированном изучении. Предметно-содержательной основой становится коммуникативная сфера, в рамках которой определяется речевая тематика и состав типовых ситуаций, обеспечивающих достижение соци-
ально-достаточного уровня владения английским и казахским языками и переход к профессионально ориентированному языковому образованию.
В русле данной поликультурной парадигмы моделируется языковое образование, где студент неязыкового профиля обогащает свое сознание за счет поликультурной реальности и средств ее структурирования в процессе сопоставления различных концептуальных систем.
Региональная концепция, ориентированная на неязыковые вузы, направлена на подготовку специалистов неязыкового профиля, владеющих иностранным (английским) языком — языком международного общения, языком профессионального общения, и казахским языком как государственным языком и языком делопроизводства. Региональная концепция выстроена с опорой на родной — русский язык. Историческая данность национального состава области представлена следующими этническими группами населения — казахами, русскими, украинцами, немцами, татарами, белорусами, молдаванами, азербайджанцами, чеченцами, ингушами, башкирами, корейцами, поляками, болгарами, чувашами, мордвой, удмуртами и др. На начало 2012 г. среди всех этнических групп наибольший удельный вес в общей численности населения приходится на казахов — 48,8% и русских — 37,9% (уменьшение числа русских происходит в силу миграции в Россию, США, Канаду, Финляндию и Германию в первую половину 1990-х гг.). На долю других этносов и этнических групп приходится 13,3% населения области. На 1 января 2012 г. численность казахов составляла 364,9 тыс. человек, русских — 283,4 тыс., украинцев — 37,9 тыс., немцев — 21,1 тыс., татар — 14,2 тыс., белорусов — 5,1 тыс., др. национальностей — 19,3 тыс. человек. Со дня образования Павлодарского региона было открыто множество школ с русским языком обучения для всего населения региона с учетом наличия учителей, преподающих только на русском языке.
Не менее важным является формирование способности студентов неязыковых профилей работать и ориентироваться в условиях открытого образования, что обуславливает необходимость в формировании коммуникативно-технологической компетенции. Коммуникативно-технологическая компетенция определяется нами как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях [5].
Поэтому предлагаемая нами региональная концепция строится на основе уже оправдавших себя принципов национальной образовательной системы:
— принципа коммуникативно-межкультурного взаимодействия, которое обеспечивает развитие у студентов неязыковых профилей способности к общению на государственном и иностранном языке;
— принципа проблемности и интерактивности организации интегрированного учебного процесса через решение конкретно возникающих проблем с опорой на целый спектр знаний, умений и навыков, полученных в разных предметных об-
ластях; личностной и индивидуальной направленности процесса обучения, выражаемых через содержание образования, формы его организации и обеспечение роста вариативности;
— принципа фундаментальности языкового образования, который предполагает вооружение студентов глубокими и всесторонними знаниями, которые составляют необходимую основу для развития высокого профессионализма и обеспечивают мобильность студентов неязыковых профилей в динамически меняющихся условиях жизни;
— принципа творческого, когнитивно-деятельностного использования государственного и ИЯ, что находит выражение в организации региональных, республиканских мероприятий, а также в совместных международных проектах, переписке и др.;
— принципа рефлексивной саморегуляции, который интерпретируется как способность самооценки самого себя и окружающей среды;
— принципа гибкости и адаптивности к изменениям в социально-экономической жизни, в профессиональной деятельности, умении жить в поликультурном мире;
— принципа обеспечения международно-стандартного уровня обученности, который реализуется через адекватные целям содержание и технологии, а также объективные международно-стандартные способы оценивания.
В неязыковых вузах профессионально ориентированное языковое образование заключается в подготовке специалистов, владеющих английским и казахским языками как средством установления личных, научных и культурных контактов с носителями языков и как инструментом налаживания профессионального общения для эффективного обмена опытом в будущей практической производственной деятельности.
Успешная реализация Региональной концепции нашла свое отражение в разработанной нами системе «неязыковой вуз — предприятие», отвечающей социально обусловленным требованиям Павлодарского региона. Данная система представляет собой апробированный действенный инструмент на пути вхождения Республики Казахстан в мировое образовательное пространство.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2007. [Miheeva N.F. Metodika prepodavaniya inostrannih yazikov: Ucheb. posobiye. — M.: Izd-vo RUDN, 2007.]
[2] Молдахметова Г.З. Развитие профессионального языкового образования неязыковых вузов: Монография. — Павлодар: Кереку, 2009. [Moldahmedova G.S. Razvitiye professional-nogo yazikovogo obrazovaniya neyazikovih vuzov: Monografiya. — Pavlodar: Kereku, 2009.]
[3] Синагатуллин И.М. Роль глобализации и языка (языков) международного общения в решении актуальных вопросов нового времени // Иностранные языки в школе. —2003. — № 6. — С. 8—14. [Sinagatullin I.M. Rol globalizatsii I yazika (yazikov) mejdunarodnogo obsheniya v reshenii aktualnih voprosov novogo vremeni // Inostrannie yaziki v shkole. — 2003. — № 6. — S. 8—14.]
[4] Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия „Казахстан—2030" на новом этапе развития Казахстана», 2007. [Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahtana «Straregia "Kazahstan—2030" na no-vom etape razvitia Kazahstana», 2007.]
[5] Moldakhmetova G. Development of Professional Language Education in Non-linguistic Institutions of Higher Education. Prague Development Center. — Prague, Czech Republic, 2010.
THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF THE REGIONAL PROFESSIONALLY ORIENTED LANGUAGE EDUCATION IN PAVLODAR REGION
G.Z. Moldakhmetova
International Affairs Department Pavlodar State University named after S. Toraighyrov Lomov str., 64, Pavlodar, Kazakhstan, 140008
This article deals with the essence of the regional concept of professionally oriented language education in Pavlodar region, Kazakhstan. The goals, objectives and principles of the concept are pointed out here. The theoretical and methodological issues of the regional concept of professionally oriented language education in non-language universities are formulated.
Key words: regional concept, principles of the concept, professionally oriented language education, theoretical and methodological issues.