Научная статья на тему 'Сущность понятия «Профессиональное становление будущего учителя в вузе»'

Сущность понятия «Профессиональное становление будущего учителя в вузе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ / FORMATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВУЗ / UNIVERSITY / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова В. С.

В статье раскрывается сущность понятий «развитие», «становление», «профессиональное становление будущего учителя в вузе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN UNIVERSITY

The article examines the essence of the concepts of development, formation, professional development of the future teacher in university.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Профессиональное становление будущего учителя в вузе»»

#

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ»

CONCEPT OF "FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN UNIVERSITY"

В. С. Ежова

В статье раскрывается сущность понятий «развитие», «становление», «профессиональное становление будущего учителя в вузе».

Ключевые слова: становление, развитие, вуз, будущий учитель.

V. S. Ezhova

The article examines the essence of the concepts of "development", "formation", "professional development of the future teacher in university".

Keywords: formation, development, university, future teacher.

В процессе профессиональной подготовки будущий учитель становится участником процесса профессионально-личностного становления, в течение которого происходит формирование и развитие его профессионально-личностных качеств, необходимых для деятельности учителя.

Отметим, что становление - это философская категория. Эта категория привлекала к себе внимание многих мыслителей прошлого. Наиболее распространенное понимание становления в истории философии - это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Позже, в процессе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Результат становления, по Гегелю, представляет собой наличное бытие. Становление же, согласно философии Гегеля, развившего диалектическое содержание этой категории, выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений. В отличие от формирования становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата.

В современном общепринятом научном понимании становление - философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений - их непрерывный переход, превращение в другое. Как правило, термин «становление» употребляется в трех значениях:

1. Как синоним категории «развитие».

2. Как выражение процесса создания предпосылок, элементов предмета, возникающего на их основе.

3. Как характеристика начального этапа уже возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему.

Развитие - целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализаци-ей. Целенаправленное собирание, семантический отбор и интегрирование ценной информации на основе отражения является условием появления новой организации, новой структуры.

Профессиональное становление личности - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в творческой педагогической деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности.

Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста.

Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями «развитие» и «формирование». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения. Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (то есть циклического

Ф

#

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

Критерием профессионального развития личности учителя выступает объективная ценность реализации его личностных качеств в педагогической деятельности. Основная предпосылка развития личности - направленность, выражающаяся в социальных установках и ценностных ориентациях. Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

Понятие «профессиональное становление будущего учителя в вузе» понимается нами как поэтапный, динамичный процесс, в ходе которого происходят качественное преобразование профессионально значимых личностных характеристик, профессиональных знаний, уме-

ний и навыков, стиля общения начинающих преподавателей вуза.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершловский С. Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. - Л.: Знание, 1983.

2. Зеер Т. В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Урал, 1988.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М., 2000.

4. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.

5. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.

ПРИРОДНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ, СТУДЕНТОВ

NATURAL REFLECTIVE SELF-DEVELOPMENT TECHNIQUE FOR TEACHERS AND STUDENTS

К. Я. Вазина

В статье рассматривается разработанная автором природно-рефлексивная технология саморазвития, которая позволяет осуществлять единство духовно-нравственно-сенсорно-интеллектуально-физического саморазвития педагога и студентов. Разработана структура и представлена характеристика технологического процесса на основе природно-рефлексивного механизма саморазвития человека.

K. Y. Vazina

The article presents the author's natural reflective technique of self-development which allows to carry out unified spiritual, moral, sensory, intellectual and physical self-development for teacher and students. The author has developed the struture and defined the characteristics of the technological process on the basis of the natural reflective mechanism of a person's self-development.

Ключевые слова: саморазвитие человека, природно-рефлексивная технология обучения, целевое пространство, познавательно-творческое пространство, рефлексивное пространство.

Keywords: person's self-development, natural reflective training technique, target space, informative and creative space, reflective space.

Современные отечественные и зарубежные педагогические технологии в основном касаются содержания обучения, его систематизации, интеграции и в некоторой степени - активизации учащихся в процессе обучения. Иными словами, данные педагогические технологии находятся в пределах традиционной парадигмы образования (сообщение знаний, формирование навыков, умений). Воспитательная функция образования отходит на второй план.

Автором разработана и внедрена принципиально новая универсальная технология, сущность которой заключается в организации единого для педагога и студентов познавательно-творческого пространства, обеспечивающего непрерывное саморазвитие компетентности, основанное на природном механизме жизнедеятельности человека. Данная технология позволяет реально осуществлять единство духовно-нравственно-

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.