#
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ»
CONCEPT OF "FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN UNIVERSITY"
В. С. Ежова
В статье раскрывается сущность понятий «развитие», «становление», «профессиональное становление будущего учителя в вузе».
Ключевые слова: становление, развитие, вуз, будущий учитель.
V. S. Ezhova
The article examines the essence of the concepts of "development", "formation", "professional development of the future teacher in university".
Keywords: formation, development, university, future teacher.
В процессе профессиональной подготовки будущий учитель становится участником процесса профессионально-личностного становления, в течение которого происходит формирование и развитие его профессионально-личностных качеств, необходимых для деятельности учителя.
Отметим, что становление - это философская категория. Эта категория привлекала к себе внимание многих мыслителей прошлого. Наиболее распространенное понимание становления в истории философии - это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Позже, в процессе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Результат становления, по Гегелю, представляет собой наличное бытие. Становление же, согласно философии Гегеля, развившего диалектическое содержание этой категории, выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений. В отличие от формирования становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата.
В современном общепринятом научном понимании становление - философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений - их непрерывный переход, превращение в другое. Как правило, термин «становление» употребляется в трех значениях:
1. Как синоним категории «развитие».
2. Как выражение процесса создания предпосылок, элементов предмета, возникающего на их основе.
3. Как характеристика начального этапа уже возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему.
Развитие - целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализаци-ей. Целенаправленное собирание, семантический отбор и интегрирование ценной информации на основе отражения является условием появления новой организации, новой структуры.
Профессиональное становление личности - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в творческой педагогической деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности.
Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.
Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста.
Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями «развитие» и «формирование». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения. Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (то есть циклического
Ф
#
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.
Критерием профессионального развития личности учителя выступает объективная ценность реализации его личностных качеств в педагогической деятельности. Основная предпосылка развития личности - направленность, выражающаяся в социальных установках и ценностных ориентациях. Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.
Понятие «профессиональное становление будущего учителя в вузе» понимается нами как поэтапный, динамичный процесс, в ходе которого происходят качественное преобразование профессионально значимых личностных характеристик, профессиональных знаний, уме-
ний и навыков, стиля общения начинающих преподавателей вуза.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершловский С. Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. - Л.: Знание, 1983.
2. Зеер Т. В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Урал, 1988.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М., 2000.
4. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.
5. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
ПРИРОДНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ, СТУДЕНТОВ
NATURAL REFLECTIVE SELF-DEVELOPMENT TECHNIQUE FOR TEACHERS AND STUDENTS
К. Я. Вазина
В статье рассматривается разработанная автором природно-рефлексивная технология саморазвития, которая позволяет осуществлять единство духовно-нравственно-сенсорно-интеллектуально-физического саморазвития педагога и студентов. Разработана структура и представлена характеристика технологического процесса на основе природно-рефлексивного механизма саморазвития человека.
K. Y. Vazina
The article presents the author's natural reflective technique of self-development which allows to carry out unified spiritual, moral, sensory, intellectual and physical self-development for teacher and students. The author has developed the struture and defined the characteristics of the technological process on the basis of the natural reflective mechanism of a person's self-development.
Ключевые слова: саморазвитие человека, природно-рефлексивная технология обучения, целевое пространство, познавательно-творческое пространство, рефлексивное пространство.
Keywords: person's self-development, natural reflective training technique, target space, informative and creative space, reflective space.
Современные отечественные и зарубежные педагогические технологии в основном касаются содержания обучения, его систематизации, интеграции и в некоторой степени - активизации учащихся в процессе обучения. Иными словами, данные педагогические технологии находятся в пределах традиционной парадигмы образования (сообщение знаний, формирование навыков, умений). Воспитательная функция образования отходит на второй план.
Автором разработана и внедрена принципиально новая универсальная технология, сущность которой заключается в организации единого для педагога и студентов познавательно-творческого пространства, обеспечивающего непрерывное саморазвитие компетентности, основанное на природном механизме жизнедеятельности человека. Данная технология позволяет реально осуществлять единство духовно-нравственно-
Ф