воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.
Критерием профессионального развития личности учителя выступает объективная ценность реализации его личностных качеств в педагогической деятельности. Основная предпосылка развития личности - направленность, выражающаяся в социальных установках и ценностных ориентациях. Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.
Понятие «профессиональное становление будущего учителя в вузе» понимается нами как поэтапный, динамичный процесс, в ходе которого происходят качественное преобразование профессионально значимых личностных характеристик, профессиональных знаний, уме-
ний и навыков, стиля общения начинающих преподавателей вуза.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершловский С. Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. - Л.: Знание, 1983.
2. Зеер Т. В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Урал, 1988.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М., 2000.
4. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.
5. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
ПРИРОДНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ, СТУДЕНТОВ
NATURAL REFLECTIVE SELF-DEVELOPMENT TECHNIQUE FOR TEACHERS AND STUDENTS
К. Я. Вазина
В статье рассматривается разработанная автором природно-рефлексивная технология саморазвития, которая позволяет осуществлять единство духовно-нравственно-сенсорно-интеллектуально-физического саморазвития педагога и студентов. Разработана структура и представлена характеристика технологического процесса на основе природно-рефлексивного механизма саморазвития человека.
K. Y. Vazina
The article presents the author's natural reflective technique of self-development which allows to carry out unified spiritual, moral, sensory, intellectual and physical self-development for teacher and students. The author has developed the struture and defined the characteristics of the technological process on the basis of the natural reflective mechanism of a person's self-development.
Ключевые слова: саморазвитие человека, природно-рефлексивная технология обучения, целевое пространство, познавательно-творческое пространство, рефлексивное пространство.
Keywords: person's self-development, natural reflective training technique, target space, informative and creative space, reflective space.
Современные отечественные и зарубежные педагогические технологии в основном касаются содержания обучения, его систематизации, интеграции и в некоторой степени - активизации учащихся в процессе обучения. Иными словами, данные педагогические технологии находятся в пределах традиционной парадигмы образования (сообщение знаний, формирование навыков, умений). Воспитательная функция образования отходит на второй план.
Автором разработана и внедрена принципиально новая универсальная технология, сущность которой заключается в организации единого для педагога и студентов познавательно-творческого пространства, обеспечивающего непрерывное саморазвитие компетентности, основанное на природном механизме жизнедеятельности человека. Данная технология позволяет реально осуществлять единство духовно-нравственно-
Механизм саморазвития человека
Познавательно-творческая деятельность
Технология непрерывного преобразования потребностей -способностей в сознание
сенсорно-интеллектуально-физического саморазвития педагога и студентов.
Учитывая, что человек, с одной стороны, является природной системой, включающей в себя все механизмы самоорганизации, саморазвития, с другой - его предназначение в мире - развитие сознания, которое осуществляется через рефлексию, технология названа природно-рефлексивной технологией саморазвития человека.
Природно-рефлексивная технология - это целеустремленный, нормированный, алгоритмичный процесс организации познавательно-творческого взаимодействия человека с миром и собой с целью развития его потребностей-способностей-сознания.
Автором разработаны аксиологические, онтологические, технологические основы предлагаемой технологии (с комплектом технологической документации).
Структура технологии состоит из функционального единства:
• целевого пространства, в котором происходит преобразование потребностей человека в цели деятельности;
• познавательно-творческого пространства, в котором возможности человека трансформируются в реальные способности
и результат;
• рефлексивного пространства, где происходит осознание собственной деятельности, ее нравственно-интел-лек туаль ной стоимости и здоровьесбе-режения.
Схематично структура технологического процесса, построенного на основе природного механизма саморазвития человека, представлена на рис. 1.
Каждое пространство имеет свои специфические функции и организацию (см. рис. 2).
Творческие группы являются формально-неформальными объединениями (5-7 человек) внутри учебной группы, которые образуются по желанию их участников. Такие группы подвижны. Обучаемым разрешается переходить из одной группы в другую (в зависимости от внутренних целей на конкретный момент обучения). При желании, необходимости группы свободно общаются между собой. Для этого используется клубная форма работы, неформальные объединения, где обучающиеся самостоятельно изучают научную
Рис. 1. Построение технологического процесса на основе природно-рефлексивного механизма саморазвития человека
литературу, проводят исследования, творчески оформляют результаты самостоятельной деятельности (от научных проектов до рисунков, стихов, песен, юмористических зарисовок).
Без разделения учебной группы на творческие группы, с помощью только традиционных педагогических приемов, невозможно обеспечить нужную познавательную активность каждого и ее постоянный рост.
Начиная с первого занятия в активном процессе взаимодействия педагог и каждый студент стремятся выя-
Функции целевого пространства
Ф
За п у с к
внутренне-внешнего механизма саморазвития (включение человека в систему отношений)
Н а ч а л о выращивания внутренних целей (потребностей) человека
Организация целевого пространства
И 0 0
и и
Рис. 2. Функции и организация целевого пространства
Функции познавательно-творческого пространства
Исследование функционирования внутренне-внешнего механизма саморазвития
Формирование собственной позиции (потребности)
Развитие потребностей-способностей самостоятельного добывания знаний
Формирование потребности резонансного взаимодействия
Развитие потребностей-способностей резонансного взаимодействия
Организация познавательно-творческого пространства
Коррекция векторов движения индивидуальных целей и общей целевой зоны
Определение способов совместной деятельности (кто, что будет делать, в какой последовательности)
Реализация программы общей деятельности -получение точного прогнозируемого результата
Выработка личных, групповых позиций
Рефлексия произведенной (индивидуальной, общей) деятельности: оценка норм отношений, проявление предметных, профессиональных потребностей-способностей
Рис. 3. Функции и организация познавательно-творческого пространства
вить свои реальные духовно-нравственно-интеллектуально-физические возможности, профессиональную позицию, ценностные ориентации, уровень знаний. Всесторонняя диагностика человека и его деятельности является абсолютно необходимой для определения исходной точки технологического процесса обучения.
Такое самокритичное познание обучающимися самих себя (с помощью педагога и несложных методик) производится на основе глубокого уважения личности каждого, признания его нравственного и интеллектуального потенциала. Педагог добивается переоценки студентами собственных возможностей, появления уверенности в своих силах, что вызывает у них уважение и доверие к педагогу, активное желание сотрудничать с ним в учебном процессе. Этот нравственно-психологический контакт является необходимым условием дальнейшего взаимодействия педагога и студентов, которое протекает в режиме демократического, резонансного взаимодействия и становится внешним механизмом развития компетентности как у студентов, так и у педагога.
Оценка познавательно-творческой активности производится в такой последовательности: вначале студент оценивает себя сам, затем его оценивают члены творче-
ской группы, лишь потом педагог. Педагог выявляет прежде всего положительное и определяет с обучаемыми вектор их дальнейшего саморазвития.
Члены творческой группы осваивают демократический тип общественных отношений. Для этого устанавливается и соблюдается ряд правил взаимодействия: терпимость, уважение к иному мнению, четкая формулировка своей позиции с обязательной ее аргументацией, несогласие с иной позицией также должно быть аргументировано. Можно ошибиться - это естественно в процессе поиска, важно увидеть и исправить ошибку. Прав тот, кто может научно обосновать свою позицию.
При наличии общего дела, в котором каждый выполняет определенную часть, желание проявить себя рождается естественно и ощущается как состояние радостное, творческое, приносящее удовлетворение. В такой социальной инфраструктуре и происходит реальное развитие как педагога, так и каждого студента.
На этапе решения проблемы в творческой группе каждый обучающийся подтягивается до уровня группового понимания проблемы. Оно не всегда совпадает с научным, которым владеет педагог. Чтобы поднять научный уровень приобретаемых знаний, со студентами проводится общее обсуждение проблемы, где формируются общие, индивидуальные позиции, оценивается работа творческих групп, отдельных личностей, группы в целом.
На этом этапе педагог нацеливает творческие группы на доказательство истинности своего решения обсуждаемой проблемы. Каждая творческая группа объявляет и отстаивает свою позицию перед всеми. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противоположные точки зрения, проверяются на основательность аргументы сторон. Требованием обоснований, логичной аргументации педагог приводит студентов к научно обоснованным решениям. Так происходит понимание обучающимися своих целей, формирование собственной профессиональной позиции, вырабатывается способность оперативного действия в конкретной ситуации, то есть развивается компетентность.
Организация рефлексивного пространства имеет особое значение, поскольку выступает системообразующим фактором саморазвития человека. Именно формирование у педагогов и студентов рефлексивных способностей создает необходимые условия для преобразования индивидуальных возможностей внутреннего мира человека в его функциональные способности, самосознание, духовно-нравственное саморазвитие.
Рефлексия включается на любом этапе деятельности,
1
2
3
4
5
производится внутри творческих групп или специально организуется педагогом со всеми студентами. Студентам предлагается обратиться к их совместной и индивидуальной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но и, что важно, по способу взаимодействия, наметить пути их исправления. Это, по существу, и является вводом группы и каждого участника в новую исследуемую проблему - проблему осознания средств, способов собственной и совместной умственной деятельностей.
Результативность обучения возрастает, если поднять обучаемого до осознания собственной и совместной только что произведенной деятельности. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к успешности познавательно-творческой деятельности. Именно метод, понятый обучающимися, становится тем социокультурным результатом, который позволяет им по-новому строить свою профессиональную деятельность.
Вооружив студентов структурным содержанием, моделью совместной и индивидуальной деятельности, педагог дает им тем самым новые эффективные средства само-
Функции рефлексивного пространства
осознание реализации цели деятельности;
определение степени овладения способностями;
закрепление успешных действий;
00
осознание выполнения норм резонансного взаимодействия;
V выделение успешности взаимодействия;
^определение ошибок взаимодействия;
выявление затруднений;
проектирование их исправления;
проектирование их исправлений;
определение вектора новой потребности познания
проектирование вектора новой потребности взаимодействия
Организация рефлексивного пространства
И
И
и
и
Рис. 4. Функции и организация рефлексивного пространства
стоятельной рефлексивной деятельности. Это, как показывает практика, порождает еще более высокую познавательную активность.
Но, пожалуй, наиболее важным является то, что универсальные способности (исследовательские, проектировочные, исполнительские, коммуникативные, рефлексивные), освоенные в процессе обучения, построенном на основе природно-рефлексивной технологии саморазвития, легко переносятся человеком и на другие виды его жизнедеятельности, в другие сферы накопления и обретения индивидуального жизненного опыта.
Благодаря рефлексии педагог корректирует характеристики обучения в зависимости от состояния группы. Организуя процесс осознания полученного результата, способов совместной и индивидуальной деятельности, соответствия результата поставленной цели, педагог одновременно учитывает состояние обучаемых, выясняет их затруднения, ошибки, проверяет наличие цели (потребности) в общении (установлении общественных отношений), наличие нужных для следующего этапа обучения способов мыследеятельности, способов ситуативного действия, то есть наличие потребностей и способностей, необходимых для познавательно-творческой деятельности. Определив, какого компонента обучаемым недостает более других в настоящий момент, педагог ставит его в качестве очередной частной цели своего управления.
Таким образом, природно-рефлексивная технология задает структурно-функциональную организацию процесса саморазвития человека (и педагога, и студентов), обеспечивает взаимодействие всех членов учебной группы в каждой конкретной ситуации, которая наполняется не только образовательными, но и нравственными, жизненными смыслами. Иными словами, природ но-рефлексив ная технология обеспечивает педагогам и студентам универсальные способы профессиональной деятельности.
Реализация технологии обучения, построенной на основе модели саморазвития, принципиально меняет позиции участников образовательного процесса.
Новая позиция преподавателя и студентов: обучение - это единый многомерный процесс, где каждый участник имеет не только права, но и обязанности, - выводит их на единый путь совместной познавательно-творческой деятельности: от возникновения цели - потребности до обеспечения соответствующих условий саморазвития способностей, а в итоге - до осознания степени успешности-неуспешности своего саморазвития.
Это менее быстрый путь по сравнению с «заталкиванием» в память ученика новых знаний, но более надежный, качественный, так как
только внешние ориентировочные действия, интериори-зируясь, производят наладку природного механизма жизнедеятельности по социокультурным нормам. Развитие активного, ответственного, профессионально грамотного человека происходит в процессе доброжелательного взаимодействия педагога и студентов. Оно обеспечивается пониманием взаимных ошибок, открытой для критики и самокритики организацией совместной работы, формированием новых способов мышления, личностных и профессиональных позиций, ответственности за собственную деятельность.
Креативные способы мышления педагогов позволяют освободиться от стереотипов и шаблонов в учебном процессе, действовать ситуативно, исходя из индивидуальных возможностей (как своих, так и студентов), которые творчески проявляются в разных условиях, обеспечивают подвижность профессионального опыта. Такая позиция требует от преподавателя и студентов непрерывной духовно-нравственной чувствительности (доброжелательности, внимания, уважительных отношений и т. д.) и развития компетентности.
Предлагаемая природно-рефлексивная технология более 40 лет успешно внедряется в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях: за это время обучено более 15 тыс. руководителей, методистов, педа-
гогов образовательных учреждений, систематизировано
и тиражировано около 170 инновационных опытов, подготовлено более 30 докторов и кандидатов наук.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002.
2. Вазина К. Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2005.
3. Вазина К. Я. Жизненный опыт - проявление индивидуальности человека. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006.
4. Вазина К. Я. Многомерность средств образовательного пространства саморазвития человека. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007.
5. Ильина Т. А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. - М.: Знание, 1984.
6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2006.
Ф ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ Ф
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
DEVELOPING STUDENTS' READINESS FOR RESEARCH WITHIN PROJECT-BASED TEACHING
И. А. Верхотурова
В статье рассматривается организация исследовательской работы будущих учителей технологии и предпринимательства по методу проектов в школах г. Комсомольска-на-Амуре. Описаны критерии уровня сложности и критерии оценки проектной деятельности, рассмотрены возможности выстраивания сквозной тематики студенческих исследовательских проектов в течение всего обучения.
Ключевые слова: метод проектов, готовность к исследовательской деятельности, компоненты проектов, тематика проектов, критерии оценки проектной деятельности.
I. A. Verkhoturova
The article examines the organization of project-based research work of future technology and business teachers at schools of Komsomolsk-on-Amur. The author describes the criteria of complexity level and those of project skills assessment, and examines possibilities of developing a coherent project topics for the whole period of training.
Keywords: project-based method, readiness for research, project components, projects topics, criteria of project skills assessment.
Под готовностью к исследовательской деятельности мы понимаем интегральное состояние личности, проявляющееся в оптимальном сочетании мотивационно-ценностного отно-
шения к этой деятельности, системы методологических знаний, исследовательских умений, личностных качеств, необходимых для осуществления деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, иссле-