7. При установке ценовой политики кружка, следует учесть, что опрошенные имеют средний уровень дохода, а приемлемая цена одного занятия должна быть от 250 до 500 рублей;
8. При проведении рекламной кампании стоит использовать такие средства, как социальные сети (Вконтакте, Instagram, Viber и др.), поисковые системы интернета, мастер-классы в образовательных учреждениях, Дни открытых дверей, распространение флаеров, листовок в местах наибольшего скопления семей.
Выводы и заключение
Проведенное исследование показало, что научный кружок «Занимательная химия» необходимо открыть на рынке дополнительных образовательных услуг Нижнего Новгорода, дети с раннего детства начнут приобщаться к научной деятельности. Кружок способен конкурировать с другими клубами при наличии удобного месторасположения, квалифицированных педагогов, интересной подачи материалов, доступных цен, эффективной рекламной кампании. Список литературы
1. Прохорова М.П., Булганина С.В. Восприятие образовательных инноваций абитуриентами // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 48-56.
2. Цверов В.В., Булганина С.В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149.
Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Romashova Irina Alekseevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Deulina Svetlana Aleksandrovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia STUDY OF DEMAND FOR EDUCATIONAL SERVICES
Abstract. The article shows the results of a sociological survey conducted in October 2018. The purpose of the survey was to assess the demand for children's educational services in the field of chemistry among residents of Nizhny Novgorod. Showing the goals of education, the frequency and duration of employment and the price level, options for promotion Key words: sociological research, educational services, survey, chemistry training.
УДК 37.022
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Бушуева Анастасия Алексеевна, студентка Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина ([email protected], [email protected])
Данная статья посвящена рассмотрению термина «педагогическое проектирование», которое характеризуется с точки зрения творческого и инновационного подходов. Творчество - это неотъемлемая часть педагогического проектирования. Дидактическое, профессиональное и технологичное творчество - это та совокупность знаний, умений и навыков педагога, которая требуется для эффективной деятельности в области педагогического проектирования. Инновационность в современном мире занимает одну из главных позиций в образовательном процессе. Проектирование как инновационная деятельность имеет не только плюсы, но и проблемы в настоящей системе образования, которые были проанализированы в данной работе.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, образовательная деятельность, творчество, инновационность, профессиональная деятельность, педагог.
Основная задача современного высшего образования - это повышение его качества. Один из наиболее эффективных и прогрессивных способов повышения качества образования на данный момент - это использование метода педагогическое проектирование в учебном процессе. Понятие «педагогическое проектирование» становится объектом теоретико-методологического анализа. Данное понятие рассматривалось в трудах В.И. Загвязинского, Е.Я. Захаровой, Е.А. Тирской, И. А. Подымовой, Н.В. Кузьмина, О.И. Анисимова и др.
Педагогическое проектирование определяется как предварительная разработка материалов, форм, средств и методов для ведения учебных занятий, а также как творческий процесс педагога. Педагогическое проектирование - это один из этапов педагогической деятельности, который не менее значим, чем гностическая, организаторская или коммуникативная функции. Создаваемый в ходе данного этапа проект можно считать пошаговым планом для осуществления будущей педагогической деятельности. Каждый педагог имеет индивидуальный, творческий подход к созданию педагогического проекта. То есть на создание проекта влияют такие субъективные факторы самого педагога, как вдохновение, оригинальность, изобретательность и др. Уметь неординарно подойти к созданию проекта с использованием разных форм и методов обучения, а также традиционных и современных технологий обучения - одна из главных задач педагога в процессе построения учебных занятий в высшем учебном заведении [3].
Не только творческий компонент важен при разработке педагогического проекта, но и дидактический. Так как в современном мире достаточно большой поток информации, то педагогу необходимо уметь выделять «нужную» информацию для студентов и оформить в будущий педагогический проект. Эту функцию педагога называют дидактическое творчество, т.е. умение выбирать и структурировать учебный материал, методы его пе-
редачи и усвоения учащимися. Профессиональное творчество не менее важно для создания педагогического проекта [1]. Оно состоит в том, что педагог умеет целесообразно подбирать учебный материал, учитывая индивидуальные особенности студентов, их потребности и интересы, особенности поведения и т.д. Технологическое творчество дополняет совокупность компонентов педагогического профессионализма, которые необходимы для создания, в том числе, педагогических проектов. Технологическое творчество помогает добиться наиболее эффективного результата педагогического проектирования, гораздо более высокого качества мастерства владения педагогическими технологиями [3].
Уровень педагогического проектирования напрямую зависит от технологичной компетентности педагога, которая оценивается по следующим критериям:
• Целесообразность (направленность);
• Творчество (содержание деятельности);
• Технологичность (уровень педагогической техники);
• Оптимальность (выбор эффективных средств);
• Продуктивность (результат).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагогическое проектирование есть сложный многокомпонентный вид деятельности преподавателя, который зависит от его компетентности, профессионализма, технологичности.
Педагогическое проектирование в аспекте творческого подхода зависит от субъективных способностей педагога. В современном мире развиваются информационные и инновационные технологии. В связи с этим педагогический процесс и педагогическое проектирование стали носить инновационный характер. По мнению Е.Я. Захаровой, инновация - «это целенаправленное изменение, которое вносит в среду новые относительные стабильные элементы» [4]. Поэтому инновацию можно определять как контролируемое трансформирование любой системы, в том числе системы образования.
Л.С. Подымова считает, что инновация есть «вновь созданная посредством творческой деятельности педагогическая реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией» [5]. Инновационность определяется как открытость и проницаемость для иного мнения, отличающегося от собственного. Инновационная деятельность направлена на то, чтобы педагогическая деятельность и проектирование, в том числе, были открыты для нововведений. Сущность инновационного подхода современного образования в процессе педагогического проектирования состоит в освобождении преподавателя от авторитарных претензий на единое верное мнение и в открытости к формированию собственной позиции в сфере образования с использованием педагогического опыта. Субъектом инновационной деятельности является
не только преподаватель, но и другие участники учебного процесса, то есть студенты.
В процессе анализа теории по данному вопросу следует различать педагогические инновации и образовательные реформы. Совокупность изменений в деятельности образовательного учреждения есть педагогические инновации [2]. К ним относятся новые авторские программы, новые формы, методы, приемы и средства обучения и т.д. Образовательными реформами можно считать мероприятия по модернизации системы образования, проводимые Правительством РФ.
Педагогическое проектирование в инновационном аспекте представляет собой разработку новейшего поколения учебно-методических комплексов. Формирование умений и навыков педагогического проектирования у педагога неразрывно связано с умением обновлять учебно-методические материалы образовательного процесса. В современной системе образования педагогическое проектирование имеет не только положительные стороны, но отрицательные:
1. Педагогическое проектирование в настоящей системе образования включает в себя накопленный опыт многих культур. Однако методы, формы, технологии, заимствованные у других стран и культур, не всегда соответствуют русскому менталитету и культуре при определении и решении педагогических задач формирования и развития личности учащихся. Отказ от отечественного опыта прошлых лет в современном мире следует производить только после его осмысления и анализа. Это будет способствовать сохранению положительного опыта в настоящей педагогической практике.
2. Сложность и неоднозначность в определении результатов инновационной проектной деятельности в педагогической практике. Это связано с тем, что в учебном процессе с использованием традиционных и новых подходов обучения результат зависит не только от усилий преподавателя, но и от степени стараний учащихся, которые невозможно спрогнозировать с полной точностью. Поэтому однозначно определить результат инновационной деятельности педагога не предоставляется возможным.
3. Долгая продолжительность проектирования. Если говорить точнее, то проектирование - это не конечный процесс педагогической деятельности, он постоянно совершенствуется, видоизменяется, адаптируется по индивидуальные особенности учащихся и т.д. Также постоянное совершенствование проекта той или иной учебной дисциплины связано с внутренней мотивацией педагога, стремлением профессиональной самореализации, повышением квалификации [6]. Могут возникнуть обстоятельства, которые обязуют преподавателя адаптировать свою программу под них. Примером таких обстоятельств является: сокращение количества аудиторных часов, и увеличение количества часов для самоподготовки студентов.
4. Нечеткие границы существования педагогических инноваций. Данная проблема характеризуется тем, что на практике не всегда предоставляется
возможным реализовать в полном объеме задумки педагогического проекта из-за неготовности социальной среды и неготовности преподавателя воплощать аспекты проекта в жизнь.
5. Существенная зависимость эффективности педагогического проектирования от социально-педагогической ситуации в учебном заведении и обществе в целом. Отношение каждого преподавателя к инновациям в учебном процессе различно. Если подходить к вопросу компетентности преподавателя в педагогическом проектировании с точки зрения методологического понимания, то можно трактовать педагога как активного субъекта, который познает и преобразует окружающий мир, и самосовершенствуется в процессе деятельности. Человек - высшая ценность и самоцель общественного развития. В результате педагогическое проектирование направлено на самоопределение студентов по той или иной дисциплине, которое способствует построению образовательной траектории для более детального изучения дисциплины. Педагогическое проектирование дисциплины дает возможность педагогу переосмыслить учебный процесс, подвести итоги и провести рефлексию своей деятельности. Это поможет ему в дальнейшем совершенствовать свои профессиональные умения и навыки снова и снова. Инновационность деятельности педагога является важной чертой его профессиональной деятельности, которая осуществляется в процессе проблематизации, открытости новому во внешней среде, критического отношения нормативам и стереотипам, стремлении к самореализации.
Таким образом, педагогическое проектирования является эффективным средством профессионального и личностного развития как педагога, так и учащихся. Оно помогает не только самосовершенствоваться в профессиональной деятельности, но и изменять мир к лучшему. Педагогическое проектирование взаимосвязано с инновационной деятельностью и творческим подходом преподавателя. В современном мире, в процессе развития информационных технологий и научно-технического прогресса, инноваци-онность проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. На данный момент проектирование - это один их самых современных методологических инструментов совершенствования целей, структуры и содержания в устройстве высшего образования.
Список литературы
1. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Чумакова Л. А., Коротеева О. Д. Педагогические основы формирования познавательных интересов школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 58-64.
2. Быстрова Н.В., Яров Р.Б. Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С..
3. Захарова Е.Я. Трудности внедрения новых информационных технологий/ Е.Я. Захарова// Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт: Репортерские
доклады 2-й Междунар. науч.-метод. Конференции / под ред. А.С. Вострикова. - Новосибирск. Изд-во НГТУ, 1999. с. 47-51.
4. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228.
5. Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 334-337.
6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
THE ESSENCE OF PEDAGOGICAL DESIGNING IN EDUCATIONAL ACTIVITIES
Abstract: This article is devoted to the concept of "pedagogical design", which is characterized in terms of creative and innovative approaches. Creativity is an integral part of pedagogical design. Didactic, professional and technological creativity is that set of knowledge, abilities and skills of the teacher which is necessary for effective activity in the field of pedagogical design. Innovation in the modern world is one of the main positions in the educational process. Design as an innovative activity has not only advantages, but also problems in the present system of education, which were analyzed in this paper. Key words: pedagogical design, educational activity, creativity, innovativeness, professional activity, teacher.