Научная статья на тему 'Сущность леворадикального движения в странах Латинской Америки на современном этапе'

Сущность леворадикального движения в странах Латинской Америки на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1698
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВОРАДИКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / АНТИГЛОБАЛИЗМ / LEFT-RADICAL MOVEMENT / LATIN AMERICA / ANTIGLOBALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ананько К. Д.

В современной Латинской Америке наблюдается рост популярности идеологии левых, в частности левого радикализма. Появление радикально настроенной общественности было вызвано неблагоприятными результатами экономических преобразований. Социальное неравенство, вычёркивание некоторых социальных слоёв из политических процессов, глобализация мирового хозяйства лишь немногие факторы, повлиявшие на идеологию, цели и задачи леворадикального движения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n modern Latin America there is a growing popularity of left ideology, in particular left radicalism. The emergence of a radically-minded public was caused by unfavorable results of economic transformations. Social inequality, the deletion of certain social groups from political processes, the globalization of the world economy are only a few factors that have influenced the ideology, goals and tasks of the left-radical movement.

Текст научной работы на тему «Сущность леворадикального движения в странах Латинской Америки на современном этапе»

НАУКА МОЛОДЫХ Ананько К.Д.

Научный руководитель: к.ист.н., доцент Мелешко Е.И. СУЩНОСТЬ ЛЕВОРАДИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Гродненский государственный университет им. Я. Купалы

Ключевые слова: леворадикальное движение, Латинская Америка, антиглобализм.

Аннотация: В современной Латинской Америке наблюдается рост популярности идеологии левых, в частности левого радикализма. Появление радикально настроенной общественности было вызвано неблагоприятными результатами экономических преобразований. Социальное неравенство, вычёркивание некоторых социальных слоев из политических процессов, глобализация мирового хозяйства - лишь немногие факторы, повлиявшие на идеологию, цели и задачи леворадикального движения.

Key words: left-radical movement, Latin America, antiglobalism.

Abstract: In modern Latin America there is a growing popularity of left ideology, in particular left radicalism. The emergence of a radically-minded public was caused by unfavorable results of economic transformations. Social inequality, the deletion of certain social groups from political processes, the globalization of the world economy are only a few factors that have influenced the ideology, goals and tasks of the left-radical movement.

В некоторых странах Латинской Америки на рубеже XX-XXI вв. наблюдался рост популярности идеологии так называемых левых. Причиной этому послужили несколько факторов: негативные экономические преобразования, глобализация мирового хозяйства, социально-экономическое неравенство, которое постепенно усилилось в странах Латинской Америки. Идеология левых традиционно выступает за социальное равноправие, отсутствие классовых обществ и является противником принципов капитализма.

Что же касается латиноамериканских радикалов, то они всегда выступали за социально-политические преобразования. В свою очередь правые выбрали такую позицию, в которой радикализм в целом рассматривается как источник противоправной деятельности, приравниваемый к экстремизму и терроризму [7]. В политических

процессах радикализм может иметь как положительный характер, так и отрицательный [9]. С одной стороны, он может объединять людей, а с другой - быть источником конфликтов. Общепринято считать, что левые радикалы путём революционных действий пытаются искоренить социальную исключительность [6].

По результатам выборов 1998 г. в Венесуэле к власти приходит У. Чавес, что фактически и является первой знаковой победой левых. Подобные ситуации возникали и в других странах: Бразилии, Чили, Аргентине, Перу, Коста-Рике, Боливии и других. Причём в некоторых из них это повторялось не единожды за десятилетний период. Такой процесс получил название «левый поворот» или «левый дрейф» [1]. Специфика его обусловлена тем, что приход к власти левых сил был вызван политической заинтересованностью социальных низов, которые выступили против неолиберальной политики. На данный момент правительства 10-ти стран Латинской Америки придерживаются левых взглядов. Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Эквадор - страны, в которых правящие партии являются леворадикальными. Эти страны входят в состав АЛБА -социалистический альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна, созданный по инициативе У. Чавеса и Ф. Кастро [2].

Большинству «новым» левым партиям присуще использование символов и идей, заимствованных из истории Латинской Америки. Классический пример - Венесуэла, которая использует наследие С. Боливара. Идеологические основы боливаризма были представлены антиимпериализмом или антикапитализмом, народным правлением, социальной справедливостью, единением и защитой революции [4]. В качестве основной задачи леворадикалы установили национализацию, а основной политической целью стала борьба за национализацию природных ресурсов государства. Расширению внутреннего рынка и росту экономики способствовала активная социальная политика, которую удавалось проводить благодаря росту цен на нефть. Бразильский исследователь Э. Садер считает, что это и позволило леворадикальным силам находиться значительное время у власти.

Стоит также отметить воздействие левых на взгляды людей через средства массовой информации. Борьба за контроль СМИ в Латинской Америке всегда была наиболее оптимальным методом противостояния как идеологического, так и политического. Наибольшее влияние и преимущество имеет тот, кто эффективнее использует СМИ и современные пути воздействия. Примером могут стать выборы 2006 г. в Перу, когда завязалась острая борьба между левоцентристскими и леворадикальными силами. В тот раз победу одержал представитель

левоцентристов А. Гарсиа, на которого свои ставки сделали перуанская олигархия и США. Однако уже на следующих выборах в 2011 г. победил радикал О. Умала, чьи взгляды были ближе к левоцентристским.

Интересен и тот момент, что СМИ не только поддерживали одного из кандидатов, но и использовали информацию предвзятую по отношению к другому. Целью таких действий было нанесение наибольшего урона по репутации тех или иных режимов [5].

Современная наука периодизирует историю латиноамериканского леворадикализма на четыре этапа:

- 1962 г. - начало 1990-х гг. - период вооружённой борьбы леворадикальных сил, целью которых было ослабление социальной несправедливости. Этот период ознаменован созданием леворадикальных организаций почти во всех странах Латинской Америки: в Чили - «Левое революционное движение», в Бразилии -«Действие за национальное освобождение», в Аргентине -«Революционная армия народа», «Монтонерос». В 1962 г. началась Гражданская война в Гватемале, что принято считать стартовой точкой этого периода.

- 1994 г. - конец 1990-х гг. - период борьбы леворадикальных сил с неолиберальной глобализацией. Этап начинается с восстания сапатистов в 1994 г. и характеризуется информационно-пропагандистской деятельностью.

- 1999 г. - 2013 г. - период нарастания стихийной борьбы против неолиберализма. В 2000 г. произошли протесты в Кито, Лимбо и Кочабамбе, в 2001 г. - в Буэнос-Айресе, в 2003 г. - в Ла-Пасе и Эль Альто, а в 2006 г. - в Оахаке. Участники протестов выступали против растущей безработицы и бедности. В результате была развёрнута кампания против соглашения АЛКА - проекта Всеамериканской зоны свободной торговли, который в 2005 г. потерпел провал. Стабильно высокие цены на углерод в 2002-2008 гг. дали возможность леворадикальным силам реализовать свою стратегию по перераспределению доходов в пользу малоимущих.

- 2013 г. -по настоящее время - период, в котором левые правительства ведут борьбу против новых социальных движений, где присутствуют противоречия между средним классом и беднейшими слоями населения. Со своими протестами периодически выступают низшие слои, которые объединены в леворадикальные организации и движения. Однако такие движения по большей мере не организованы и находятся в конфликте с правительствами левых. Теперь целью

новых левых радикалов становится контроль территории, а не захват власти [6].

После смерти У. Чавеса в 2013 г. аналитики предвещали конец «левого поворота», кризис социализма ХХ в., а также распад социалистического альянса АЛБА. Однако популярность левых сохранилась, что могут подтвердить выборы 2013-2014 гг., когда в Венесуэле преемником У. Чавеса стал Н. Мадуро, в Боливии свой президентский пост сохранил Э. Моралес [3], в Бразилии - Д. Русеф, а в Уругвае - вновь Т. Васкес. Можно смело утверждать, что переизбрание леворадикальных политиков показывает сохранение доверия их избранников. Таким образом, на сегодняшний день к государствам с леворадикальным режимом относят Боливию и Венесуэлу, в некоторых случаях - Никарагуа, Эквадор и Аргентину. Уже во второй половине 2015 г. наблюдался очередной кризис левых, который связывали с победой оппозиции на выборах в Аргентине, импичментом президента в Бразилии и внутриполитическим кризисом в Венесуэле.

Кризис левых радикалов наблюдался ещё раньше. Так, например, правительство Э. Моралеса в Боливии выяснило, что идеологическая дружба с Венесуэлой, Кубой и даже Россией не позволяет решить экономические проблемы. Поэтому в 2009 г. Боливия пошла на сближение с США, однако в 2010 г. отношения были прерваны, а Моралес со скандалом выслал американского посла с обвинением в подготовке государственного переворота. Стоит заметить, что до этого Э. Моралес и вице-президент Г. Линера заявляли о национализации всех ресурсов государства, в том числе редких металлов и энергоносителей [4].

«Новые» левые, леворадикальные, которые отличаются от прежних левых, теперь должны сражаться на два фронта: защищать свои антисистемные и антикапиталистические цели борьбы за будущий некапиталистический мир, а также защищать свои основы - аграрную реформу, антиклерикализм, уважение к минимальным свободам. По мере роста влияния «новых» левых в Латинской Америке ученые сформулировали гипотезу о том, что «цивилизация планеты конституирует себя сейчас как подлинный мировой авангард антисистемных и антикапиталистичских движений». В 1920-е гг. центр этой борьбы находился в Советском Союзе, в 1960-е гг. - в Китае, сейчас же он перешёл в Латинскую Америку. Поэтому не случайно, что антисистемные и «новые» левые движения насчитывают значительное количество крупных отрядов на просторах Латинской Америки, например: движение достойных индейцев повстанцев-

неосапатистов в Мексике, движение безземельных крестьян в Бразилии, индейцев Эквадора и Боливии, колумбийские и перуанские индейские движения, движение шахтёров, занятых и безработных в Аргентине.

Кризис затрагивает все континенты планеты [6]. Латинская Америка, являясь частью мирового экономического процесса, идёт к экономическому спаду, росту безработицы, девальвации национальных валют, то есть - экономическому кризису, который оказывает огромное влияние на политическую сферу региона. Кризис затрагивает не только леворадикальные, но также левоцентристские и правые режимы. Несмотря на это популярность левого радикализма в Латиноамериканском регионе хоть и спала, но не столь критично, как это кажется. Общественная сила и влияние современных антисистемных движений Латинской Америки настолько огромные, что они смогли свергнуть местные правительства, непопулярных президентов и губернаторов, пересекать черту политических мер, которые были направлены противоположно интересам социальных низов. Все действия происходили мирно, хотя и путём мобилизации радикально настроенных масс. Идеология левых проделала огромный путь развития и эволюции через подпольную борьбу, череду кризисов и революции, став своеобразной «визиткой» этого региона.

Список литературы

1. Белоглазов А.В., Масленников А. В. Феномен «левого поворота» в странах Латинской Америки в 1998-2012 годах // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1.

2. Каллагова З. М. «Левый поворот» Латинской Америки // Этносоциум. 2015. № 5.

3. Коларов Г. Эво Моралес - лидер левых политических сил в Боливии и Латинской Америке // Научно-аналитический журнал Обозреватель. 2015. № 4.

4. Неверов К. А. «Старые» и «новые» левые в Латинской Америке: пример Бразилии и Венесуэлы // TerraHumana. 013. № 4.

5. Пашенцев Е. Н. «Левый поворот» и медиавойны в Латинской Америке // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. - № 51.

6. Надточей Ю.И. «Умная оборона» как средство против кризиса // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2012. № 27. С. 13-15.

7. Перенджиев А.Н. Антитеррористическая политика современного российского государства // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Москва, 2007. - 198 с.

8. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

9. Сидорова Г.М. Вооруженный конфликт в демократической республике Конго и его последствия // В книге: Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты) коллективная монография. Москва, 2013. С. 174201.

Сафонова Е.Р.

Научный руководитель: к.полит.н., доцент Иванов В.И.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, политическая социализация, политическая культура, государство.

Аннотация: В статье поднимается вопрос об актуальности проблемы формирования политического потенциала нового поколения российской молодежи и необходимости привлечения молодежи к деятельности общественных организаций.

Keywords: youth, youth policy, political socialization, political culture, the state.

Abstract: The article raises the question of the urgency of the problem of forming the political potential of a new generation of Russian youth and the need to involve young people in the activities of public organizations.

Развитие правового государства, формирование гражданского общества требуют высокого уровня политической и правовой культуры, без которых не могут быть реализованы такие базовые принципы жизни общества, как приоритет человека, его неотчуждаемые права и свободы, верховенство закона.

Государство заинтересовано в том, чтобы политическая социализация молодежи как самого активного населения получила позитивную ориентацию. «Политическая социализация — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. То есть, это такой процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.