Научная статья на тему '«Левый поворот» в Латинской Америке'

«Левый поворот» в Латинской Америке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7603
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / LATIN AMERICA / "ЛЕВЫЕ" / "ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ" / "LEFT TURN" / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM / LEFTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Неверов Кирилл Алексеевич

В течение последних лет исследователи отмечают «полевенее» ряда стран Латинской Америки, что проявляется в поддержке избирателями кандидатов и партий, придерживающихся социалистической и коммунистической идеологий. Данный феномен получил название «левого поворота». В данной статье на основе анализа электоральных циклов 14-ти стран региона за последние 10 лет (2002-2012 гг.) показано наличие «левого поворота».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Dynamics of the «Left Turn» in Latin America

Over the last 10 years, the researchers note “leftism” in a number of Latin American countries, what is manifested in form of support of candidates and parties adhering to Socialist and Communist ideology by increasing number of the voters. This phenomenon is called a “left turn”. The author of the article through analysis of electoral cycles in 14 countries of the region over the past decade (2002-2012) seeks to show that over the last decade a “left turn” still takes place.

Текст научной работы на тему ««Левый поворот» в Латинской Америке»

УДК 32

К. А. Неверов

«ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ» В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

В течение последних лет исследователи отмечают «полевенее» ряда стран Латинской Америки, что проявляется в поддержке избирателями кандидатов и партий, придерживающихся социалистической и коммунистической идеологий. Данный феномен получил название «левого поворота». В данной статье на основе анализа электоральных циклов 14-ти стран региона за последние 10 лет (2002-2012 гг.) показано наличие «левого поворота».

Ключевые слова: Латинская Америка, «левые», «левый поворот», выборы, социализм.

Появление в дискурсе политической науки тезиса о «левом повороте» в Латинской Америке связано с победой «левых» в ходе электорального цикла 2002 г. (Аргентина, Бразилия, Венесуэла) и 2004 г. (Уругвай), а также победой Эво Моралеса в Боливии (2005 г.) и коалиции «Сопсег*асюп» в Чили (2006 г.). С тех пор прошло более десяти лет, в 14 странах «левого поворота» сменились три электоральных цикла: 2004-2005 гг., 2006-2007 гг., 2009-2011 гг., выборы в Венесуэле в октябре 2012 г. и апреле 2013 г. В каждом из циклов проводились как президентские, так и парламентские выборы. Плюрализм идеологий политических партий и кандидатов присутствует в каждой из 14 стран, включенных в исследование. В данной статье мы стремимся опровергнуть тезис о том, что «левый поворот» в Латинской Америке не имел места либо выступил как временное явление, а также проследить динамику появления на политической сцене стран Латинской Америки «левых», их успех на электоральной арене.

Сообразно с электоральными циклами нами были выделены следующие три группы стран:

1) Боливия, Гондурас, Уругвай, Чили (2004-2005 гг, 2009 г.);

2) Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Перу, Эквадор (2006 г., 2009-2010 гг., 2012 г., 2013 г.);

3) Аргентина, Гватемала (2007 г., 2011 г.).

В каждой из групп учитываются результаты президентских выборов, проходивших в период с 2004 по 2011 г., за исключением Венесуэлы, где рассматриваются также выборы, состоявшиеся в октябре 2012 г. и апреле 2013 г.

Хотя в различных странах Латинской Америки и в предыдущие периоды у власти находились «левые» (правительство Сальвадора Альенде в Чили, Фиделя Кастро на Кубе), «левые» конца 90-х — начала 2000-х отличаются не только в идеологическом плане, но и своим методом прихода к власти. Если «левые» прошлого в основном брали власть революционным путем, то «новые левые» были избраны в ходе официальных легитимных выборов. Разочарование от провала неолиберальных реформ, социальные проблемы (нищета, безработи-

© К. А. Неверов, 2013

ца) выступили в качестве катализатора для поддержки массами «левых» партий и их кандидатов.

Уругвай является первым в нашем списке государством, в котором состоялись выборы в обозначенный выше период. В ходе выборов 2004 r. «левые» одержали победу в первом туре, набрав 1 124 761 голосов избирателей, что составило 50,5% от общего населения страны (The New Latin..., 2008, p. 99). Президентом был избран Табаре Васкез, лидер коалиции Encuentro Progresista-Frente Amplio-Nueva Mayoría, которая также заняла абсолютное большинство в парламенте (16 сенаторов и 53 депутата-представителя). Главной целью правительства Васкеза являлось преодоление последствий трех экономических кризисов, обрушившихся на страну в 1999-2002 гг. Уровень бедности к 2005 г составил 18,8%, ниже уровня бедности находилось 4,1% населения, безработными являлись 15-20% населения (Уругвай в контексте., 2010, с. 20). В «группе риска» оказались выходцы из малообеспеченных слоев населения. Продуманная социальная политика, создание Национального плана срочной социальной помощи (Plan de Atencion Nacional a la Emergencia Social, PANES) — «макрополитики, являющейся ответом на чрезвычайное состояние домохозяйств в условиях крайней нищеты в стране» (Plan de Atencion Nacional., http://www.mides.gub. uy/innovaportal/file/2200/1/plan_de_atencion_nacional_a_la_emergencia_social. pdf), позволили сократить число находящихся за чертой бедности и нищеты на 4,8% и 0,6% соответственно, снизить уровень безработицы с 16,9% (2003 г.) до 7,7% (2009 г.). Программа превзошла все ожидания: в ходе ее реализации социальной помощью были охвачены 320 тыс. человек вместо запланированных 200 тыс.; каждому направлялась ежемесячная помощь в размере 75 долларов США. Взамен участники программы должны были участвовать в социальной работе и следить за образованием и состоянием здоровья своих детей. В 2007 г. на смену PANES пришла программа «Социальное равенство», состоявшая из двух подпрограмм: «Plan Ceibal, согласно которому каждый школьник Уругвая получает персональный компьютер, и Plan Cardales, обеспечивающий семьям с низким доходом оплаченный доступ к телефону, телевидению и Интернету» (Meyer, 2010, p. 3). Благодаря социально ориентированной политике Васкез даже в конце своего срока, накануне выборов президента (от участия в которых он отказался), имел рейтинг поддержки населения в 80%.

За время своего президентства Табаре Васкез сочетал «рыночно-ориентиро-ванную экономическую политику с институционально оформленными программами социальной защиты, направленными на снижение бедности и неравенства» (Ibid., p. 2). Уругвай добился внимания инвесторов, подписав с Международным валютным фондом резервное соглашение на сумму в 1,1 млрд долларов США, снизив инфляцию и уровень внешнего долга, попутно проведя ряд структурных реформ.

Успехи во внешней политике стали возможны благодаря низкой степени идеологизации и высокой прагматичности уругвайского внешнеполитического курса. Стараясь избегать крайностей и соблюдая баланс в отношениях как с государствами Латиноамериканского региона, так и с США, Уругвай занимает прочные позиции в международном сообществе Западного полушария. Одна_ 145

ПОЯИТЭКС- 2013. Том 9. № 3

ко такое поведение во внешней политике в целом нехарактерно для государств «левого поворота». Во внешнеполитическом курсе правительство Васкеза выступало за многополярный мир, соблюдение этических и моральных принципов, в том числе принципа международной солидарности. Большое внимание Уругвай уделяет сотрудничеству в рамках региональных международных организаций (Меркосур, Андское сообщество), двустороннему сотрудничеству с США, с которыми в январе 2007 г было подписано уругвайско-американское соглашение о торговле и инвестициях, создана межгосударственная группа.

В общем, политику администрации Табаре Васкеза можно охарактеризовать как умеренную, отмеченную «осторожной и прагматичной» (Leftist Governments..., 2010, p. 171) политической стратегией, открытой к дискуссии с оппонентами как из международного сообщества, так и внутренней оппозиции, с которой правящая Frente Amplio поддерживает стабильные отношения, избегая властных злоупотреблений.

Исторически появление «левых» в политической палитре Уругвая напрямую связано со структурным кризисом политической системы, сопровождавшимся также общественным и экономическим кризисами в начале 1970-х годов. Стоит заметить, что политическая система Уругвая заметно отличалась от систем своих соседей, характеризуясь большей открытостью и инклюзивностью, а также продвинутой политической структурой и развитой социальной политикой. В целом Уругвай на протяжении всего ХХ в. отличался от большинства государств «пылающего континента»: стабильность и устойчивое развитие государства, обширный средний класс, либеральное законодательство и развитая политическая культура закрепили за Уругваем название «латиноамериканская Швейцария» (Уругвай в контексте., 2010, с. 6). Партийная система страны отличалась устойчивостью и консолидированностью. Во многом это может быть объяснено тем, что почти полтора века, с 1830 г. по начало 1970-х, партийная система находилась под влиянием двух крупных партий — Partido Colorado и Partido Nacional. Но на волне кризиса к власти «дотянулась» и «левая» коалиция Frente Amplio, нарушив, таким образом, двухпартийный баланс. Новая партия объединила в своей идеологии как популистские реформистские идеи партий-конкурентов, так и догмы ортодоксального марксизма вкупе с радикальной идеологией «новых "левых"». Frente Amplio объединила под своим крылом совершенно разные по природе «левые» силы Уругвая: опорой, фундаментом коалиции стали Коммунистическая партия Уругвая и Социалистическая партия, группы революционеров (также и герильи), Христианская Демократическая партия, диссиденты из других партий, «левые» интеллектуалы, профсоюзные работники, а также группа социалистически настроенных военных офицеров. Стоит отметить, что электоральная поддержка Frente Amplio (FA) с 1971 по 2004 год выросла почти в 3 раза: с 18% в 1971 г. до более 50% в 2004 г. По итогам выборов 2004 г Табаре Васкез получил 51,67% голосов. Его популярность связана с его происхождением: выходец из низов рабочего класса, человек, сделавший себя сам, получивший высшее медицинское образование и в итоге ставший президентом. Проводившаяся правительством Васкеза политика была направлена на решение проблем социального характера, развитие международного сотрудничества. Политиче-

ские аналитики называют Васкеза «каудильо постмодерна», харизматичным лидером.

Исследователи выделяют 4 фактора, повлиявших на популярность «левых» в 2004 г.:

1) перенос демографических изменений в сферу политики, предположение о наличии естественной корреляции между молодыми избирателями и «левой» идеологией;

2) рост народного недовольства имеющей место в стране экономической ситуацией;

3) изменения в политической культуре;

4) положительный опыт правления «левых» в столице Уругвая Монтевидео на протяжении более чем 10 лет (The New Latin., 2008, p. 104).

В 2009 г. на президентских выборах кандидатом от коалиции Frente Amplio выступил Хосе Мухика. Предвыборная программа левоцентристского лидера была направлена на «активную и ориентированную» (El Frente Amplio de Uruguay..., http://www.soitu.es/soitu/2009/05/12/info/1242086781_027472.html) экономику, в которой государству отводилась «активная роль в обеспечении устойчивого экономического роста и создании стабильной структуры производства в долгосрочной перспективе» (Ibid.). Frente Amplio также выступила за защиту национального производства: «Государство должно регулировать импорт продуктов, которые не производятся в нашей стране» (Ibid.). В первом раунде Мухика обошел своих оппонентов, набрав 48% голосов избирателей против 29% у ближайшего соперника, Луиса Лакалье из правоцентристской Partido Nacional. Но абсолютного большинства голосов достигнуто не было, поэтому был проведен второй тур, в котором Мухика подтвердил свое лидерство, обойдя Лакалье с 53% голосов против 43%. В парламенте коалиция Frente Amplio заняла большинство мест (50 депутатских кресел и 16 сенаторских), набрав в общем 47,49%, или 1#093#869, голосов избирателей. Сформированное после выборов правительство в целом придерживается умеренных левоцентристских позиций, «выступает за укрепление демократии и решение существующих социальных проблем, открыто к сотрудничеству с различными политическими силами» (Уругвай в контексте., 2010, с.16). Сравнивая эти цифры с данными 2004 г., когда «левые» заняли в парламенте Уругвая 52 депутатских кресла и 17 сенаторских, получив в общем 51,7% голосов, можно сказать, что поддержка «левых» в этой стране носит последовательный характер, хотя мы и видим уменьшение количества отданных за коалицию FA голосов в процентном соотношении на 4,21%. «Левые» прочно укоренились как в парламенте, так и на президентском кресле Уругвая.

В 2005 г выборы состоялись в Чили, Боливии и Гондурасе. В Чили сохранил свои позиции блок Concertacion de Partidos por la Democracia, который находился у власти с 1989 г., когда пала диктатура Пиночета. Кандидатом от «левых» сил выступила Мишель Бачелет, набравшая в первом туре 45,96% голосов против 25,40% голосов у своего преследователя, Себастьяна Пиньера, лидера либерально-консервативной партии Renovacion Nacional. Обойдя Пиньеру во втором туре почти с 7%-ным перевесом, Мишель Бачелет не только стала первой женщиной-президентом в Чили (Michelle Bachelet es la primera mujer., http://

www.emol.com/noticias/todas/2006/01/15/208038/michelle-bachelet-es-la-prime-ra-mujer-presidenta-con-un-5349.html), но и продлила пребывание Concertacion de Partidos por la Democracia у власти еще на 4 года, обеспечив продолжение намеченного курса социал-демократического блока. В своей предвыборной кампании она использовала антипиночетовскую риторику, заостряла внимание общественности на идеологической близости «правых» и режима Аугусто Пиночета. За годы нахождения у власти Concertacion добилась успешного роста экономики, стабилизировала демократический режим. В социальной сфере правительство Бачелет добилось улучшенного распределения доходов среди населения, число находящихся за чертой бедности ощутимо сократилось

Однако на выборах 2009 г. Concertacion de Partidos por la Democracia ждало разочарование: с перевесом в 3% во втором туре победил Себастьян Пиньера, выступающий за широкие инвестиции в чилийскую экономику, создание новых рабочих мест и продолжение эффективной социальной политики Мишель Бачелет (Billionare Pinera wins..., http://news.bbc.co.Uk/2/hi/8464136.stm). Он обошёл кандидата левоцентристов Эдуардо Руис-Тагле более чем на 3% голосов. Подобный исход выборов может быть объяснен тем, что до этого монолитная Concertacion. стала жертвой внутренних разногласий между составляющими коалицию партиями: социалисты и христианские демократы разошлись во взглядах в сфере образования, здравоохранения, экономики. В результате кулуарных выборов для участия в выборах был выдвинут малоперспективный, слабый в политическом плане Эдуардо Фрей Руис-Тагле. На привлекательности для избирателей кандидата Concertacion. сыграли также и сухие цифры статистики: несмотря на успехи в социальной политике, полной победы над бедностью правительству Бачелет добиться не удалось (13,7% в 2006 г., 11,5% в 2009 г.). Пик мирового экономического кризиса, пришедшийся на 2009 г., также подпортил в целом успешное президентство Бачелет: годичный рост ВВП составил в тот год всего лишь 1,0%. Часть избирателей, особенно из широких народных слоев, отвернулась от Concertacion. после того, как блок перешел на умеренные позиции, заигрывая с неолиберализмом. Закостенелая политика, низкий уровень ротации руководства партий коалиции также не сыграл ей на руку. Поэтому не вызывает удивления, что победителем на выборах стал крупный бизнесмен Себастьян Пиньера, олицетворявший для избирателей перемены в лучшую сторону. В ходе парламентских выборов Renovacion Nacional ненамного обошла конкурирующую партию: первая заняла 58 депутатских и 16 сенаторских мест против соответственно 57 депутатских и 19 сенаторских мест у второй. Таким образом, можно сказать, что в Чили «левые» сдали свои позиции и им следует пересмотреть свою политику на протяжении прошедших 20 лет. Но разрыв между результатами «левых» и либералов еще не настолько велик, чтобы можно было «похоронить» первых. Возможно, этот провал есть лишь временное явление, и в скором времени «левые» вновь заявят о себе в полной мере. Позиция президента Пиньера не оставляет желать лучшего: согласно опросам общественного мнения, проведенным компанией Adimark-GfK, 66% населения разочарованы политикой президента, тогда как полностью поддерживают его лишь 26% опрошенных (Encuesta: evalucion gestion., http://www.adimark.cl/es/

estudios/documentos/08_eval.gobierno%20agosto%202012.pdf). Об этом можно судить лишь на следующих выборах, которые состоятся в ноябре 2013 г.

В Боливии как на выборах 2005 г., так и на выборах 2009 г. уверенно лидирует социалист Эво Моралес: в 2005 г. он набрал 53,7% голосов, в 2009 г. — уже 64,22% голосов, тогда как его ближайшие соперники набрали соответственно 28,6% и 26,46%. Выборам 2005 г. предшествовало смещение действующего президента де Лосада в результате массовых народных выступлений, спровоцированных неолиберальной политикой его администрации, направленной на открытие внутреннего рынка Боливии для иностранных инвесторов. Многие государственные предприятия перешли в частные руки. Разразившийся в 2003 г. конфликт в нефтегазовой отрасли привел к массовым выступлениям против политики президента, который вынужден был сложить свои полномочия в пользу вице-президента К. Меса. Проведенный в 2004 г. референдум привел к возращению нефтегазовой отрасли под полный государственный контроль, национализации зарубежных нефтегазовых компаний и воссозданию государственной YPFB (Yacimientos Petrolíferos Fiscales Bolivianos). Также увеличились отчисления в казну, составившие 50% от доходов. Но акции протеста продолжались. Меса пришлось покинуть свой пост. На декабрь 2005 г были назначены внеочередные президентские выборы.

Эво Моралес, на предыдущих выборах главы государства занявший второе место с 20% голосов, на этот раз одержал убедительную победу: за лидера Движения к социализму (MAS) проголосовало 53,7%, тогда как за его основного соперника, экс-президента Х. Кирогу, — 28,6%. Эти выборы стали, во-первых, первым актом прямого волеизъявления граждан начиная с 1963 г., во-вторых, первыми выборами, на которых одержал победу кандидат-индеец. Популярность Моралеса держится в основном за счет индейского населения и ущемленных групп граждан, на благо которых президент проводит щедрую социальную политику. На них и были направлены основные предвыборные тезисы Моралеса: национализация в экономике, легализация коки и деятельности кокалерос, признавался полиэтнический характер Боливии, утверждалось равноправие всех этнических групп и приоритет принципов партисипаторной демократии. Тем не менее одобрение действий президента и уровень его популярности в последние годы несколько упали: так, в 2010-2011 гг. прошли акции протеста, а в феврале, по данным компании Ipsos, рейтинг президента упал с 54% до 32% (Encuesta Ipsos Apoyo., http://www.lostiempos.com/diario/ actualidad/politica/20110224/encuesta-ipsos-apoyo-popularidad-de-evo-morales-caeal_114465_226704.html). Таким образом, сохраняется вероятность того, что Моралес будет переизбран и на третий срок.

В Гондурасе в 2005 г. избиратели выразили доверие лидеру правоцентристской либеральной партии Мануэлю Селайю, в итоге набравшему 45,6% голосов избирателей. Среди кандидатов на пост президента на этих выборах не было ни одного кандидата «левой» направленности. Летом 2009 г. Гондурас потряс государственный переворот, ставший следствием конституционного кризиса, вызванного инициативой президента Мануэля Селайи провести референдум о возможности переизбрания президента на второй срок. Правительство Ро-

берто Мичелетти инициировало проведение внеочередных выборов главы го-суларства, которые, однако, как не нашли поддержки как среди приверженцев Селайи, так и не вызвали одобрения регионального сообщества, требовавшего восстановления Селайи на законном посту президента: он не успел завершить свой президентский срок, так как в июне 2009 г, до истечения полномочий был арестован и вывезен за пределы страны согласно решению парламента и приговора Верховного суда. В результате некоторые видные гондурасские политики отказались от участия в выборах (например, Маргарита Ривас Селайя от Partido Liberal de Honduras), другая группа политиков дистанцировалась от Селайи, при этом выступая под девизом восстановления Селайи как президента (например, Partido Unificación Democrática). В ходе состоявшихся-таки 29 ноября 2009 г. выборов либералы уступили свои позиции консерваторам. Безоговорочную победу одержал Порфирио Лобо Соса из Национальной партии Гондураса (Partido Nacional de Honduras), набрав 56,56%. Из «левых» на выборах присутствовал Цезарь Ам, набравший всего лишь 1,7% голосов. Правительство Лобо заняло антисоциалистическую позицию, выступив против якобы вмешательства Венесуэлы во внутреннюю политику Гондураса. Президент Гондураса посоветовал Уго Чавесу «не совать нос в гондурасские дела» (Хейфец В., Хейфец Л., 2010, c. 18). Гондурас покинул международную организацию ALBA, в которой страна состояла с 2008 по 2010 г. из-за несовместимости с остальными членами группировки, отличающимися «левой» направленностью своих правительств. Можно сделать вывод, что на политической карте Гондураса «левым» нет места, их шансы каким-либо образом повлиять на политический режим страны крайне малы. Эпоха военных переворотов, потрясших регион в 1960-1970 гг. и закрепивших за Южной Америкой славу «бурлящего континента», может вернуться в виде «правых» переворотов. Учитывая многочисленные попытки смены режима неконституционным путем в Венесуэле, сценарий возвращения подобных нечистых методов в политическую практику региона представляется весьма вероятным.

Рассмотрим вторую группу стран. В 2006 г. Венесуэла подтвердила верность лидеру боливарианского социализма Уго Чавесу, отдав за него 62,84% голосов. Его оппонент, центрист Мануэль Росалес, набрал всего лишь 36,9% голосов. Согласно данным компании GIS XXI на июль 2012 г., Уго Чавеса положительно оценивали 64% населения, против — только 20% (Escenarios y Expectativa Elec-toral...,http://www.gisxxi.org/wp-content/uploads/2012/08/BAR%C3%92METR0-DE-GESTI%C3%92N-Y-COYUNTURA-POLITICA.pdf]. Также Чавеса поддерживали лидеры таких стран региона, как Куба и Боливия, имеющих большой вес в своих государствах. В апреле 2013 г. в Венесуэле состоялись внеочередные выборы главы государства, вызванные смертью харизматичного лидера страны Уго Чавеса, умершего от рака. Основными претендентами на президентское кресло стали официально объявленный Чавесом еще при жизни преемник — Николас Мадуро, к моменту смерти Чавеса уже 4 месяца исполнявший обязанности главы государства и министра иностранных дел одновременно, и губернатор штата Миранда Энрике Каприлес. В итоге выборов победу одержал Мадуро, выступивший за продолжение чавесовского курса (50,62%), хотя Каприлес, тезисы

предвыборной кампании которого обещали Венесуэле демократизацию и либерализацию, отстал от победителя всего на 1,5% голосов.

Николас Мадуро, давний член прочавесовских Movimiento Quinta República (MQR) и Partido Socialista Unido de Venezuela (PSUV), соратник и друг Чавеса, уступает ему в личностных качествах — ему явно не хватает харизмы и авторитета бывшего президента, на которых держалась популистская составляющая чавизма, столь привлекательная для широких масс рядовых сторонников PSUV. К тому же президенту придется столкнуться с проблемами внутри самой партии: разногласия между консервативными и радикальными фракциями партии потребуют от Мадуро способности идти на компромисс и выступать медиатором между различными группировками. Такие видные чиновники-чависты, как президент Национальной Ассамблеи Диосдадо Кабельо, министр нефтяной промышленности Рафаэль Рамирез, а также брат Уго — Адан Чавез, ряд министров и губернаторов представляют серьезную оппозицию Мадуро внутри его же партии (Bandow, http://www.cato.org/publications/commentary/hugo-chavez-dead-will-chavismo-also-die). В случае неудачи PSUV ждет радикализация. Отношения с оппизицией также должны занять одно из ведущих мест в повестке дня нового президента. С одной стороны, Мадуро может пойти на развал оппозиции: коалиция Primero Justicia представляет собой объединение 30 партий различной идеологической направленности, включая даже марксистско-ленинистскую Partido Bandera Roja (Lecuna, 2013, p. 29). Объединяет такую разношерстную компанию только несогласие с политикой PSUV. С другой стороны, Мадуро может пойти на уступки оппозиции и начать процесс дезинтеграции государства и партии, снизить уровень участия PSUV в государственных делах, открыть доступ к выборным должностям также и представителям оппозиции. Перестройка партии, ее обновление согласно новым условиям, превращение в работающий механизм в противовес «группе поддержки» Уго Чавеса должны стать ключевой задачей администрации Мадуро. В противном случае, если оппозиция консолидируется и выработает вменяемую идеологическую платформу, Венесуэла может повторить судьбу Гондураса и резко перестроиться на либерально-консервативных началах, что может негативно отразиться на положении большей части населения страны.

На президентских выборах 2006 г. в Бразилии кандидат от Партии Трудящихся, Partido los Trabalhadores, Лула да Силва во втором туре опередил своего соперника, кандидата от центристской партии и выразителя интересов среднего класса, Геральдо Алкмина — 60,83% против 39,17%. В 2010 г. кандидатом от Partido los Trabalhadores выступила Дилма Руссефф, победа которой также во втором туре была менее убедительной чем у ее предшественника да Силвы: 56,05% против 43,95% у Хосе Серры, кандидата Partido da Social Democracia Brasileira. Уменьшение процента голосов, поданных за кандидата от «левых», может быть связано со сменой лидера — популярный да Силва уступил место Руссефф, фигура которой меркнет на фоне харизмы бывшего президента. Однако благодаря его поддержке и согласию избирателей с тем, что Русефф продолжит курс предшественника, ей удалось одержать верх над оппонентами. Тем не менее «левые» в Бразилии имеют стабильную электоральную поддержку — в августе

2012 г. политику президента назвали «превосходной» или «хорошей» 62% бразильцев (Brazilian president riding..., http://en.mercopress.com/2012/08/16/brazi-lian-president-riding-high-in-approval-ratings-despite-economic-slowdown).

В Колумбии в 2006 г. был переизбран действующий президент Альваро Ури-бе, во многом в силу своей «политики "демократической безопасности" и принятых мер по демобилизации участников незаконных вооруженных формирований, а также реализации ряда программ по сокращению масштабов бедности и созданию новых рабочих мест» (Жирнов, Шереметьев, 2008, с. 31]. Несмотря на свою дурную славу провашингтонского политика, Урибе набрал 62,35% голосов, тогда как его основной оппонент Карлос Гавирия набрал втрое меньше (22,04%). В 2010 г. президентом был избран Хуан Мануэль Сантос, кандидат от правоцентристской Социальной партии единства, во втором туре обойдя своего соперника, Антанаса Мокуса из Партии зеленых, также почти с троекратным перевесом.

В Коста-Рике как на выборах 2006 г., так и на последовавших за ними выборах 2010 г. победу одержали кандидаты от правой партии Partido Liberacion Nacional — Оскар Ариас и Лаура Чинчилья соответственно. Участвовавшие на обоих выборах левоцентристы от партии Partido Accion Ciudadana имели большие шансы победить в 2006 г. — тогда их кандидат Оттон Солис получил 39,8% голосов избирателей против 40,92% у Ариаса. Но в 2010 г. «левые» резко сдали свои позиции и, судя по результатам выборов, потеряли популярность избирателей — 25,15% против 46,78% у Чинчильи.

Выборы президента в Мексике прошли с крупным скандалом, связанным с множественными пересчетами голосов. В итоге президентом был избран кандидат правящей партии Accion Nacional Фелипе Кальдерон, опередивший основного претендента от оппозиции на высший пост государства Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, кандидата от левоцентристской Partido de la Revolucion Democratica, с отрывом всего лишь в 0,58% голосов. Тогда Обрадор создал свое правительство. В 2012 г в выборах участвовали два сильных «левых» — левоцентрист Энрике Пенья Нието из Partido Revolucionario Institucional и Андрес Обрадор. С перевесом почти в 7% победу одержал более молодой Нието.

В Никарагуа неизменной поддержкой избирателей пользуются сандини-сты — как в 2006 г., так и в 2011 г. на выборах одержал победу кандидат от партии Frente Sandinista de Liberacion Nacional Даниэль Ортега. Причем его поддержка неуклонно растет — если в 2006 г его поддержали 38,07% избирателей, то через пять лет — уже 62,46%. Однако, несмотря на высокий уровень поддержки, растет и число недовольных: осенью 2009 г. по стране прокатилась волна протестов, поводом для которых стало желание Даниэля Ортеги баллотироваться на третий срок, что позволило оппозиции заявить о тенденции к несменяемости власти и сравнивать Никарагуа с такими странами региона, как Венесуэла, Боливия и Куба. По данным на сентябрь 2012 г., Даниэля Ортегу поддерживают 59% граждан Никарагуа, что говорит об одобрении проводимой им политики социальной направленности.

Перуанским президентом в ходе выборов 2006 г. был избран Алан Гарсиа, лидер Alianza Popular Revolucionaria Americana — Partido Aprista Peruano, опере-

дивший своего основного оппонента, лидера боливарианской партии Union por el Peru Ольянта Умалу, который в 2011 г смог занять кресло президента, обойдя в тяжелой гонке претендентку от правой партии «Fuerza» Кейко Фухимори.

«Левые» силы были представлены на выборах 2006 г в Эквадоре кандидатом от коалиции, состоящей из «старых левых» Partido Socialista — Frente Amplio, и «новых левых» из Allianza-PAIS, Рафаэлем Корреа. Воспользовавшись существовавшим в обществе недовольством от экономики и политики, проводимой находящейся у власти олигархической группой, Корреа во втором туре обошел А. Набоа, представителя крупного бизнеса и лидера правой популистской партии Partido Renovador Institucional de Accion Nacional, набрав 56,67% голосов. В 2008 г была проведена конституционная реформа, по итогам которой президент получил право на переизбрание на второй срок. Также президент получил право на роспуск Конгресса, контролировать СМИ. В экономической сфере государство стало больше контролировать нефтяную промышленность. В конституцию были включены положения, защищающие национальных инвесторов и ограничивающие иностранные инвестиции, а также дающие государству больший контроль над ключевыми областями промышленности (нефть, шахты, телекоммуникации, вода). Существенно были увеличены расходы на социальную сферу — с $9,8 млрд в 2007 г. до $13,2 млрд в 2008 г. В 2009 г. Корреа получил народное одобрение своей социальной политики, набрав 51,99% голосов и обойдя своего ближайшего конкурента Лучио Гутьерреса, бывшего президентом страны с 2003 по 2005 г. Тем самым жители Эквадора подтвердили, что не хотят возвращаться к власти крупного бизнеса.

Избирательные циклы 2007 г. и 2011 г. в Аргентине завершились победой Кристины Фернандез де Киршнер, представляющей Frente para la Victoria, партию «левой» ориентации. Она одержала победу над своей главной оппоненткой, Элисой Каррио из христианско-либеральной Coalicion Civica, с перевесом почти в 2 раза — 45,29% против 23,04% голосов. Четыре года спустя Киршнер праздновала большую победу, опередив Рикардо Альфонсина из Union Civica Radical с перевесом в 4 раза — 50,24% против 12,20% избирателей. Партия Кристины Киршнер, трансформировавшаяся из перонистской партии, может быть охарактеризована как левоцентристская партия, соединяющая в своей идеологии умеренные и прогрессивные взгляды. В политической сфере правительство Киршнер признает за аргентинцами гражданские и политические права. Аргентинские горизонтальные государственные институты достаточно сильны, в особенности законодательная власть и суды: оппозиция может беспрепятственно иметь доступ в парламент посредством открытых и честных выборов, а судебная власть отличается высокой степенью автономии. В сфере экономики Аргентина проводит политику, сходную с политикой более радикальных «левых» региона (Венесуэла, Боливия, Эквадор): ключевыми здесь являются национализация и защита внутреннего рынка от чрезмерного влияния иностранного капитала и инвестиций. В целом Аргентина отличается высоким уровнем развития демократии и политических свобод. Freedom House поместил Аргентину в разряд свободных стран с рейтингом 2.0 (Freedom house., http://www.freedomhou-se.org/country/argentina).

В Гватемале «левый поворот» не получил своего развития. После победы Альваро Колома из левоцентристского блока Unidad Nacional de la Esperanza в ходе выборов 2007 г. над кандидатом от правой Partido Patriota Отто Пересом Молиной во втором туре с разницей в 5% голосов Колом уже на следующих выборах уступил свое кресло бывшему сопернику. Поддержка Молины была серьезной уже в первом туре — он оторвался от ближайшего преследователя на 7% голосов и доказал свое право быть президентом безоговорочной победой во втором туре.

В заключение, можно сказать, что тенденция «левого поворота» прослеживается в большинстве государств, попавших в поле зрения исследователей еще в начале XXI в. В 5 государствах из рассмотренных 14 «левые» сдали свои позиции в ходе выборов — в Гватемале, Гондурасе, Колумбии, Коста-Рике и Чили. Сохранение положения «левых» на политическом небосклоне остальных девяти государств может говорить о том, что регион по-прежнему видит разрешение проблем политического, экономического и социального плана в программах политиков «левой» ориентации. Полагаем вероятным, что в ходе выборов ближайших лет социалисты вновь получат поддержку избирателей, прежде всего, в силу причин социального характера — подавляющее большинство жителей таких государств находятся в бедственном положении и могут хоть как-то существовать, лишь опираясь на помощь, оказываемую государством.

Литература

Жирнов О. А., Шереметьев И. К. «Левый поворот» в Латинской Америке: Аналитический обзор | отв. ред. П. П. Яковлев. М.: ИНИОН РАН, 2008. 130 с. (Zhirnov O.A., SheremetevI. K. "Left turn" in Latin America: Analitical review/ ed. by P. P.Yakovlev. Moscow: INION RAN, 2008. 130 p.).

Уругвай в контексте левого дрейфа: преемственность и перемены | отв. ред. В. М. Давыдов. М.: ИЛА РАН, 2010. 90 с. (Uruguay in the context of the left drift: Continuity and Change/ ed. by V. M. Davidov. Moscow: ILA RAN, 2010. 90 p.).

Хейфец В. Л., Хейфец Л. С. «Правый поворот» в Латинской Америке: случайность или тенденция? || Латинская Америка. 2010. № 6. С. 8-20 (Heyfez V. L., Heyfez L. S. "Right turn" in Latin America: accidency or trend? || Latin America. 2010. N 6. P. 8-20).

Bandow D. With Hugo Chavez Dead, Will Chavismo Also Die? || Cato Institute. 2013. 7 March || http:||www.cato.org|publications|commentary|hugo-chavez-dead-will-chavismo-also-die Billionaire Pinera wins Chile presidential election || http:||news.bbc.co.uk|2|hi|8464136.stm Brazilian president riding high in approval ratings despite economic slowdown || http:|| en.mercopress.com|2012|08|16|brazilian-president-riding-high-in-approval-ratings-despite-eco-nomic-slowdown

El Frente Amplio de Uruguay presenta su programa electoral basado en un mayor papel del Estado || http:||www.soitu.es|soitu|2009|05|12|info|1242086781_027472.html

Encuesta: evalucion gestion del gobierno. Informe mensual, Agosto 2012 || http:||www.adimark. cl|es|estudios|documentos|08_eval.gobierno%20agosto%202012.pdf

Encuesta Ipsos Apoyo: Popularidad de Evo Morales cae al 32% || http:||www.lostiempos. com|diario|actualidad|politica|20110224|encuesta-ipsos-apoyo-popularidad-de-evo-morales-caeal_114465_226704.html

Escenarios y Expectativa Electoral. A un mes de campaña. Agosto, 2012 || http:||www.gisxxi. org|wp-content|uploads|2012|08|BAR%C3%92METRO-DE-GESTI%C3%92N-Y-COYUNTURA-PO-LITICA.pdf

Freedom House. Argentina. http://www.freedomhouse.org/country/argentina

Lecuna A. From Chavismo to a Democratic Left in Venezuela // Dissent. Summer 2013. Vol. 60, N 3. P. 27-29.

Leftist Governments in Latin America: Successes and Shortcomings / ed. by K. Weyland, R. L. Madrid, W. Hunter. N.Y, 2010.

Meyer P.J. Uruguay: Political and Economical Conditions and U. S. Relations // Congressional Research Service Report for Congress. 01.04.2010.

Michelle Bachelet es la primera mujer Presidenta con un 53,49% // http://www.emol.com/no-ticias/todas/2006/01/15/208038/michelle-bachelet-es-la-primera-mujer-presidenta-con-un-5349. html

Plan de Atencion Nacional a la Emergencia Social // http://www.mides.gub.uy/innovaportal/ file/2200/1/plan_de_atencion_nacional_a_la_emergencia_social.pdf

The New Latin American Left: Utopia Reborn / ed. by P. Barrett, D. Chavez, C. Rodriguez-Garav-ito. London, 2008.

ПОЛИТЭКС- 2013. Том 9. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.