Научная статья на тему 'Сущность культурного пространства игры: теоретико-когнитивный аспект'

Сущность культурного пространства игры: теоретико-когнитивный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
321
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУЩНОСТЬ / ИГРА / СМЫСЛ / КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Федотова Дарья Сергеевна

В данной статье раскрывается сущность культурного пространства игры. Данная задача решается на основе исторического анализа подходов к игре как таковой, а также через осмысление проблемы культурного пространства. Игра представлена в качестве важной предпосылки для зарождения культуры, а фактором её дальнейшего развития является раскрытие смысла каждого акта человеческой деятельности. Культурное пространство определяется автором с метафорической точки зрения как особая область духовной культуры человека. Автор формулирует сущность культурного пространства игры как особой сферы нематериального пространства культуры, образуемой посредством раскрытия смысла при организации и развитии культурных форм, поддержание существования которых происходит за счёт человеческих чувств и переживаний, за счёт культурной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность культурного пространства игры: теоретико-когнитивный аспект»

С-УЩНОСТЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ИГРЫ: ТЕОРЕТИКО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

УДК 316.72

Д. С. Федотова

Московский государственный институт культуры

В данной статье раскрывается сущность культурного пространства игры. Данная задача решается на основе исторического анализа подходов к игре как таковой, а также через осмысление проблемы культурного пространства. Игра представлена в качестве важной предпосылки для зарождения культуры, а фактором её дальнейшего развития является раскрытие смысла каждого акта человеческой деятельности. Культурное пространство определяется автором с метафорической точки зрения - как особая область духовной культуры человека. Автор формулирует сущность культурного пространства игры как особой сферы нематериального пространства культуры, образуемой посредством раскрытия смысла при организации и развитии культурных форм, поддержание существования которых происходит за счёт человеческих чувств и переживаний, за счёт культурной памяти.

Ключевые слова: культура, пространство, культурное пространство, духовное пространство, сущность, игра, смысл, культурная форма.

D. S. Fedotova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE ESSENCE OF THE CULTURAL SPACE OF THE GAME: THE THEORETICAL-COGNITIVE ASPECT

In this article author explains essence of cultural space of play. She does it by using historical analysis of plays themselves as well as by defining cultural space. Play appears as a premise for culture and its further development is defined by putting meaning into every human activity. Cultural space is defined by author from metaphorical point of view as a special part of spiritual culture. In conclusion, author formulates the essence of play's cultural space as a special sphere of immaterial space of culture, formed through putting meaning into development process of cultural forms, which presence is sustained by human feelings and experiences.

Keywords-, culture, space, cultural space, spiritual culture, essence, play, sense, cultural form

ФЕДОТОВА ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА - аспирантка кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

FEDOTOVA DARYA SERGEEVNA - doctoral student ofthe Department of Theory, History ofCulture, Ethics and Aesthetics, Faculty ofSocial Sciences and Humanities, Moscow State Institute ofCulture

e-mail: [email protected] © Федотова Д. С., 2018

= Социально-культурная деятельность

Для цитирования: Федотова Д. С. Сущность культурного пространства игры: теоретико-когнитивный аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 136-141.

Современная реальность, которую называют электронной, эпохой цифры, ки-берэпохой, стремительно обновляет познавательно-понятийное поле когнитивной деятельности человека. Одним из таких феноменов (предметом когнитива) стали электронные (виртуальные) игры, получившие предельно широкое распространение в социокультурной практике.

Осмысление данной реальности служит расширению поискового поля человека, углублению его содержания, как и совершенствованию человека в системах человек - электронные ресурсы; человек - игровая реальность; человек -игровая деятельность; человек - креативная функциональность.

Здесь, прежде всего, фиксируется задача вычленения игры из простого досу-гового поля в культурное пространство. Данный вопрос связан с анализом существенных сторон цепи: культура - пространство - игра, и того, что их определяет, объединяет и дифференцирует.

В связи с этим подчеркнём, что выявление сущности самой игры (как исходного понятия) связано с определением ряда процессуальных составляющих.

Объективному пониманию сущности культурного пространства игры будет способствовать анализ подходов к определению главного в игре. Античность определяет игру в рамках музыкального искусства. Выступая в качестве источника наслаждения, игра здесь противопоставлена труду. В эпоху Просвещения И. Кант и Ф. Шиллер дадут, как известно, игре эстетическое обоснование, её понимание

сопрягут с представлениями о красоте и изяществе как побудительных механизмов игры [14, с. 302], направленных на воспитание и раскрытие внутренней сущности человека. В Х1Х-ХХ веках феномен игры раскрывает свою многоликость в разных областях научного знания, в том числе биологии и психологии. В частности, К. Гроос трактует игру как важную социальную функцию, особое «упражнение» [цит. по: 4, с. 11], направленное на приобщение индивида к социуму. Игра таким образом приобретает практический статус, характеризуется как значимая социальная функция. В рамках психоанализа З. Фрейд смотрит на игру как на ситуационную модель, направленную на разрешение конфликтной ситуации и достижение наслаждения [12, с. 20]. Педагог Л. С. Выготский описывает игру как «мнимую ситуацию», где, подчиняясь определённым правилам, происходит процесс познания и роста личности [2, с. 203]. Математики и экономисты также разрабатывали теорию игр [6], в рамках которой на игру стали возлагать решение глобальных задач как способа моделирования конфликтов, а также различных путей их разрешения. Исключительная попытка универсализации игры как первоимпульса генезиса культуры была предпринята в концепции голландского культуролога Й. Хёйзинги. По его мнению, через игру и её характерные признаки человеческая деятельность и существование направлены на установление порядка в окружающей реальности [13, с. 31-36] Е. Финк даёт игре социально-он-

тологическую характеристику. Для него игра — один из главных феноменов бытия, который буквально пронизывает всю человеческую деятельность. В игре через особую способность к смыслополаганию человек творит вокруг себя особую форму духовного пространства [10, с. 370]. В рамках культурной ситуации нашего времени постмодерн объявляет эклектичность, мозаичность, коллажирование и полистилизм в качестве универсальных эстетических форм культуры [3, с. 62]. По мнению Ж. Бодрийяра, человечество начинает иметь дело с продуктами имитации реальности — симулякрами, формами бессмысленного тиража, пустого варьирования давно известных концепций. Для описания отношений с симулятивной реальностью, постмодерн заговорил об «играизации» многих элементов культуры и их взаимодействиях внутри социальной группы. Итак, во временном разрезе чётко прослеживается образовавшийся массив эстетических, биологических, психологических, психоаналитических, антропологических, философских, культурологических, математических концепций игры. Её связывают с такими параметрами, как упражнение, научение, трансляция знаний и опыта, а также — эстетическое воспитание и развлечение. Вместе с тем важно отметить, что игра воплотилась также и в форму культурной универсалии. В онтологическом ракурсе игра при этом рассматривается реальной основой для дальнейшего творения и поддержания существования форм культуры. Однако это «существование» актуализирует идею культурного пространства.

Понятия «культурное пространство», «пространство культуры» и «культурное поле» можно встретить в разных обла-

стях науки. Анализ ряда источников позволяет сделать вывод о том, что актуальность вопроса определения термина «культурное пространство» «довольно высока» [1]. Смысл употребления понятия часто зависит исключительно от контекста, ведь определение пространства культуры не всегда соотносится с его государственными и географическими границами. Тем не менее обойти вниманием влияние на формирование особенностей культуры, её форм и свойств, которое оказывает географическое расположение, невозможно. А. Я. Флиер считает, что понятие пространства культуры связано с его физико-географической распространённостью, а также его членением на зоны, исходя из выполняемых ими функций (ритуальная, сакральная, хозяйственная, образовательная и т.д.) [11, с. 210—211]. Однако некоторые учёные склонны давать определение культурного пространства как метафорической области. С. А. Кармин культурное пространство определяет через многообразие моделей и идеалов человеческой деятельности и все отношения культуры [5, с. 633] В. В. Кравченко рассматривает культуру как энергетический феномен, где энергия выступает движущей силой в виде эмоций и возникающих на их почве переживаний и чувств [2, с. 69]. Взаимодействие внутри мира материальных артефактов строится за счёт формирования виртуального культурного поля — как формы энергетической коммуникации. Внутри культурного поля можно выделить ряд культурных пространств, которые связаны с наделением объектов сакральным статусом, особыми смыслами и символизмом. Тем самым структура культурного пространства, по мнению В. В. Кравченко, имеет

= Социально-культурная деятельность

полевое, по аналогии с физическими полями, строение [2, с. 197]. Схожую точку зрения можно найти у С. Н. Иконниковой [см.: 9]. Истолкование ценностей, как известно, невозможно без понимания заложенного в них смысла. Безусловно, в глобальном масштабе вся человеческая деятельность определяется смыслом. Именно смысл полагается в основу творческих созидательных шагов, направленных на конструирование культуры. Существование любых идей, явлений и предметов поддерживается благодаря актуальности заложенного в них смысла.

Отметим, что в современных энциклопедических словарях отсутствует понятие культурного пространства игры. Но весь предшествующий анализ позволяет определить культурное пространство игры как область духовного начала культуры, отличающуюся полевым характером, обеспечивающую поддержание и развитие разных форм коммуникационных отношений через ценности, идеи и смыслы.

Выступая в качестве творца культуры, человек в игре транслирует, объясняет значение символических форм или, при необходимости, конструирует новые смыслы, ценности и символические воплощения культуры в своей специфической ипостаси. Внутри культурного пространства формируется особая духовная атмосфера, функционирующая за счёт чувств, эмоций и переживаний человека.

Таким образом, обозначим, резюмируя, что главная сложность в определении сущности феномена игры кроется в поиске формы выражения его причинного основания. Взгляд на феномен игры менялся в зависимости от контекста эпохи. Игра прошла путь от увеселительной

функции, синонима приятного времяпровождения, противопоставленного труду, чуть позднее воплотившись как эстетическая категория, сопряжённая с возвышенными представлениями о красоте и изяществе. В XX веке начался новый виток интереса к феномену игры, и в результате она стала выступать в качестве социально значимой функции, приобретя практическое значение. С точки зрения генезиса культуры игра является побудительным импульсом для человека, начавшего противопоставлять себя природной среде. Кроме того, наделение игры онтологическим статусом позволяет говорить о создании человеком вокруг себя особой формы смыслового пространства культуры. Культурное пространство обозначается как область начала духовной культуры полевого характера. Если культура -это «порядок в представлениях и деятельности людей, противостоящий Хаосу [12, с. 127]», то игра, как свободное действие, явилась побудительным механизмом к началу структуризации окружающей действительности. В качестве первого вывода подчеркнём, что благодаря творческой активности человека формируется особое нематериальное - культурное - пространство с заключёнными в него ценностями, символическими воплощениями (нормы, ценности), регламентирующими поведение социальной группы. Тем самым можно заключить, что сущностью культурного пространства игры выступает свободная творческая деятельность человека, заключающаяся в особой способности к смыслополаганию для поддержания функционирования и развития форм культуры. Как вывод отметим также набор её качественных функциональных характеристик, такие как раз-

влекательная, эстетическая, познавательная, образовательная, регулятивная, ма-нипулятивная, интегративная, коммуникационная. Отметим здесь же, что именно благодаря поступательному «творению»

культуры человеку удалось сквозь время «пронести» феномен игры на более высокий уровень, значительно приумножить её значение, придать её признакам многогранные смысловые надстройки.

Примечания

1. Быстрова А. Н. Структура культурного пространства : дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 09.00.13 / Быстрова Анна Натановна ; Томский государственный университет. Томск, 2004. 407 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. Москва : Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.

3. Иванов Д. В. Виртуализация общества = Virtualization of society. Версия 2.0. Санкт-Петербург : Центр «Петербургское востоковедение», 2002. 224 с.

4. Игра в тренинге : личный помощник тренера / Е. А. Леванова [и др.]. Москва [и др.] : Питер, 2011. 368 с.

5. Кармин А. С. Культурология : учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2003. 928 с.

6. Нейман Дж, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / пер. с англ. под ред. и с добавлением Н. Н. Воробьёва. Москва : Наука, 1970. 707 с.

7. Ремизов В. А., Коробкина А. Н. Сущность и структура современного медиакультурного пространства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 83-86.

8. Современный философский словарь / [Азаренко С. А. и др.] ; под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. 4-е изд., испр. и доп. Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2015. 822 с.

9. Теория культуры : учебное пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. Санкт-Петербург : Питер, 2008. 592 с.

10. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия = Grundphänomene des menschlichen Daseins / перевод с немецкого А. В. Гараджа, Л. Ю. Фуксон. Москва : Канон+, 2017. 431 с.

11. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Научно-образовательное культурологическое общество, Научная коллегия, Московский государственный университет культуры и искусств, Высшая школа культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Согласие, 2010. 671 с.

12. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения ; Тотем и табу ; «Я» и «Оно» ; Неудовлетворенность культурой : [перевод с немецкого]. Белгород ; Харьков : Клуб семейного досуга, 2012. 478 с.

13. Хёйзинга Й. Человек играющий : опыт определения игрового элемента культуры / сост., предисл. и пер. Д. В. Сильвестрова ; коммент., указ. Д. Э. Харитоновича. Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

14. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собрание сочинений : в 7 томах : [пер. с нем.] / [под общ. ред. Н. Н. Вильмонта и Р. М. Самарина] ; [вступ. статья Н. Н. Вильмонта]. Москва : Гослитиздат, 1955-1957. Том 6.

References

1. Bystrova A. N. Struktura kul'turnogo prostranstva. Diss. dok. filos. nauk [The structure of cultural space. Dr. philos. sci. diss.]. Tomsk, 2004. 407 p.

= Социально-культурная деятельность if

2. Vygotsky L. S. Psikhologiya razvitiya rebenka [Psychology of Child Development]. Moscow, Publishing House "Smysl", Publishing House "Eksmo", 2004. 512 p.

3. Ivanov D. V. Virtualization of society. Version 2.0. St. Petersburg, Publishing house "Petersburg Oriental Studies], 2002. 224 p. (In Russian)

4. Levanova E. A., etc. Igra v treninge: lichnyy pomoshchnik trenera [Game in training: personal assistant coach]. Moscow, etc., Publishing house "Lan", 2011. 368 p.

5. Karmin A. S. Kulturologiya [Cultural Studies]. 2nd edition. St. Petersburg, etc., Publishing house "Lan", 2003. 928 p.

6. Neyman Dzh., Morgenshtern O. Teoriya igr i ekonomicheskoe povedenie [Game theory and economic behavior]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1970. 707 p.

7. Remizov V. A., Korobkina A. N. The nature and structure ofmodern cultural space media. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 2 (64), pp. 83-86. (In Russian)

8. Azarenko S. A., etc., Kemerov V. E., Kerimov T. Kh., eds. Sovremennyy filosofskiy slovar' [Modern philosophical dictionary]. 4nd edition. Moscow, Publishing house "Academic Project", Ekaterinburg, Publishing house "Delovaya kniga", 2015. 822 p.

9. Ikonnikova S. N., Bolshakova V. P., eds. Teoriya kul'tury [Theory of Culture]. St. Petersburg, PITER Publishing House, 2008. 592 p.

10. Fink E. [Fink Eugen] Osnovnye fenomeny chelovecheskogo bytiya [The main phenomena of human existence]. Moscow, Publishing House "Kanon+", 2017. 431 p.

11. Flier A. Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov [Culturology for Culturologists]. 2nd edition. Moscow, Publishing House "Soglasie", 2010. 671 p.

12. Freyd Z. [Freud Sigmund] Po tu storonu printsipa naslazhdeniya; Totem i tabu; "Ya" i "Ono"; Neudovletvorennost' kul'turoy [On the other side of the principle of pleasure; Totem and taboo; "I" and "It"; Dissatisfaction with culture]. Belgorod, Kharkov, Publishing house "Family Leisure Club], 2012. 478 p.

13. Kheyzinga I. [Huizinga Johan] Chelovek igrayushchiy: opyt opredeleniya igrovogo elementa kul'tury [Homo Ludens: the experience ofdetermining the game element ofculture]. St. Petersburg, Ivan Limbakh Publishing House, 2011. 416 p.

14. Shiller F. [Schiller Friedrich] Pis'ma ob esteticheskom vospitanii cheloveka [Letters on the aesthetic education of human]. Sobranie sochineniy. V 7 tomakh, tom 6 [Collection works. In 7 volumes, vol. 6]. Moscow, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.