Научная статья на тему 'Сущность компетентностного подхода в высшем образовании'

Сущность компетентностного подхода в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4522
732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETENCY APPROACH / QUALIFICATION / VOCATIONAL TRAINING / INTEGRATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Елена Владимировна

В статье рассматривается неоднозначный вопрос о компетентностном подходе в современном отечественном образовании; анализируются причины и факторы, побуждающие к переходу от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетентностному. Делается вывод, что в основе образования должны лежать базовые знания, соответствующие умения, навыки, способы обучения; система образования должна ориентироваться на базовые отрасли науки и иметь академический характер; необходимым условием должно быть соблюдение принципа гуманного отношения к личности. Интеграцию отечественной системы высшего образования в мировое образовательное пространство необходимо осуществлять на основе именно интеграции, но не механического включения российской системы в иную (европейскую) образовательную систему с неизбежной при этом деформацией достоинств национального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE COMPETENCY APPROACH IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the ambiguous question of the competency approach in modern national education; the causes and factors that lead to the transition from the qualification approach in vocational education to the competency one are analyzed. It is concluded that the basis of education should be based on basic knowledge, relevant skills, practices, teaching methods; the education system should be oriented towards the basic branches of science and have an academic character; the observance of the principle of humane treatment of an individual must be a necessary condition. Integration of the national system of higher education into the world educational space should be carried out on the basis of integration, but not the mechanical inclusion of the Russian system in a different (European) educational system with the inevitable deformation of the merits of national education.

Текст научной работы на тему «Сущность компетентностного подхода в высшем образовании»

УДК 378 ББК 74.58 К - 44

Киселева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета международного образования ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет, т.:(8772)523877

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

(рецензирована)

В статье рассматривается неоднозначный вопрос о компетентностном подходе в современном отечественном образовании; анализируются причины и факторы, побуждающие к переходу от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетентностному. Делается вывод, что в основе образования должны лежать базовые знания, соответствующие умения, навыки, способы обучения; система образования должна ориентироваться на базовые отрасли науки и иметь академический характер; необходимым условием должно быть соблюдение принципа гуманного отношения к личности. Интеграцию отечественной системы высшего образования в мировое образовательное пространство необходимо осуществлять на основе именно интеграции, но не механического включения российской системы в иную (европейскую) образовательную систему с неизбежной при этом деформацией достоинств национального образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, квалификация, профессиональная подготовка, интеграция, конкурентоспособность.

Kiseleva Elena Vladimirovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Foreign Languages, Faculty of International Education of FSBEI HE "Maikop State Technological University", tel.: (8772) 523877

THE ESSENCE OF THE COMPETENCY APPROACH IN HIGHER EDUCATION

(Reviewed)

The article deals with the ambiguous question of the competency approach in modern national education; the causes and factors that lead to the transition from the qualification approach in vocational education to the competency one are analyzed. It is concluded that the basis of education should be based on basic knowledge, relevant skills, practices, teaching methods; the education system should be oriented towards the basic branches of science and have an academic character; the observance of the principle of humane treatment of an individual must be a necessary condition. Integration of the national system of higher education into the world educational space should be carried out on the basis of integration, but not the mechanical inclusion of the Russian system in a different (European) educational system with the inevitable deformation of the merits of national education.

Key words: competency approach, qualification, vocational training, integration, competitiveness.

Неоднозначной проблемой в современном российском образовании остается проблема компетентностного подхода. Это подтверждается активностью, с которой преподавательское сообщество обсуждает данный феномен на порталах и форумах российского образования, на страницах педагогических журналов, об этом говорят результаты практических конференций разного уровня.

Очевидно, что сегодня высшая школа должна обеспечить страну специалистами, умеющими мыслить критически, являющимися хорошо информированными и глубоко мотивированными

гражданами, готовыми взять на себя ответственность, способными к анализу общественной проблематики, к решению проблем, стоящих перед обществом.

Компетентностный подход обуславливает ориентирование высшего образования на развитие личностных и профессиональных качеств выпускника, с помощь которых он может реализовать себя в непрерывно развивающейся действительности.

Новая парадигма образования на первый план выводит не оценку усвоенных знаний и умений, а степень сформированности профессиональных и общекультурных компетенций, реализуя это посредством решения ситуационных учебных заданий. Между тем, как отмечается в коллективной работе «Сущность и содержание компетентностного подхода», сфера проблематизации образования с формирования конкретного человека переходит к способам организации образовательных систем [1].

Рассматривая сущность компетентностного подхода, необходимо остановиться на понятии «компетентность». В отечественной традиции, - отмечает М.И. Гаврилова, - наиболее приближенными к рассматриваемому понятию являются термины «трудовой (кадровый) потенциал», «квалификационный потенциал» [2]. Что верно, когда речь идет об управлении.

Области образования в большей степени соответствуют определения А.В. Хуторского («компетентный человек - это человек, обладающий соответствующими знаниями в определенной области, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [3]) и И.А. Зимней («опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, интеллектуально и личностно обусловленный, основывающийся на знаниях» [4]).

Компетентностью, таким образом, является интегративное качество личности, проявляемое в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

С конца 80-х годов XX века такими исследователями, как Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), Спенсер Л. и Спенсер С. (США), В. Вестер (Голландия), А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман и др., анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей.

Анализ работ, в которых исследуется проблема компетентстного подхода, позволяет выделить три принципа, лежащих в его основе:

- гуманное отношение к личности;

- образование должно основываться на базовых знаниях и соответствующих умениях, на способах обучения, навыках;

- содержание образования должны составлять важные и необходимые (не второстепенные!) знания. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки.

Каковы же причины и факторы, побуждающие к переходу от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетентностному?

Вектором экономического развития XXI века является «дематериализация» труда и «интеллектуализация машин». При этом «квалификация» как явление и категория не вытесняется, но становится неадекватной мерой при прогнозировании результатов высшего образования.

Существовавшая до сих пор система образования сложилась в эпоху нового времени. Она основана на передаче знания о чем-то, то есть это знание всегда содержательно.

Новая европейская культура является культурой отраслевой, рациональной (каждое знание, каждая деятельность делятся на последовательность операций), монологичной (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристской (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все существует для чего-то). В данной логике квалификация, как результат профессиональной подготовки, подразумевает наличие у выпускника определенных профессиональных умений и навыков.

Однако, работодателям интересна не квалификация, связанная по их представлению с дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности, а компетентность, являющаяся соединением навыков, свойственных каждому индивиду - сочетание квалификации с инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия, адекватным социальным поведением, способностью работать в группе.

Для современного производства более адекватным становится понятие компетентности. Очевидно, что новый тип экономики обусловливает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. Это системные требования, позволяющие в дальнейшем успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах.

Таким образом, очевиден общесистемный сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к ориентации на вооружение личности способностью и готовностью к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов на фоне возрастающей личностной автономии.

Само жизнетворчество личности, характеризуемое четырьмя фундаментальными целями образования: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться, - становится все более востребованным [5].

Компетентностный подход, таким образом, - есть приведение образования в соответствие с новыми условиями и перспективами; стратегическая установка образования, включая высшее (может быть, его в первую очередь), на адекватность [6].

Для личности важно уметь жить счастливо в новой энергетике социально-морального напряжения, в том числе посредством органического погружения в «образование в течение всей жизни»; успешно работать в новых формах организации социальных и производственных отношений, эффективно жить в условиях глобализации и поликультурности, жить так, чтобы нравственно (социально востребованным образом) эффективно справляться с разнообразными жизненными проблемами.

Компетентностный подход позволяет:

- «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его);

- перейти от ориентации на воспроизведение знания к его применению и организации;

- расширять возможности трудоустройства и диапазон выполняемых профессиональных

задач;

- ставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;

- тесно увязывать цели с возможностями их реализации в мире труда;

- ориентировать выпускника на многообразие профессиональных и жизненных ситуаций.

В некотором смысле компетентностный подход решает проблему реализации социального заказа современного российского общества на подготовку эффективных специалистов [7].

Соотношение профессионального образования компетентностной ориентации и традиционной может быть представлено следующим образом (табл. 1).

Компетенции (ключевые особенно) формируются за счет педагогических и методологических подходов. Их «строительство» идет путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс.

Таблица 1. Соотношение профессионального образования компетентностной и традиционной

ориентации

Компетентностная ориентация Традиционная ориентация

1. Проектирование результата (цели, задачи, релевантные критерии оценок; измеряемость; устойчивость). 2. Вариативность длительности (гибкие требования; учет индивидуального «ритма»). 3. Оценка соответствует критериям. 4. Измерение базируется на заданном стандарте при однозначных критериях. 1. Вариативность (глубина темы). 2. Результаты различаются у различных обучающихся (их групп). 3. Заданность длительности (независимо от индивидуального «ритма»). 4. Оценка соответствует норме. 5. Оцениваются знания, а не возможности и достижения. 6. Знания нормированы в форме процентных «заданностей» или ступеней.

При «строительстве» компетенций используются следующие методы: творчески-проблемный; позитивного совершения ошибок; обратной связи посредством интенсивного социального взаимодействия (взаимодействие с внешним миром); метод исследования ролевых моделей; проектный; презентации идей.

Компетентностный подход является тенденцией, характеризующей способность системы образования соответствовать возможностям, ожиданиям и мотивам социума, это возможность управления инновациями и изменениями в образовательном пространстве.

Таким образом, необходимость сегодняшнего дня - оптимальное соотношение традиций и инноваций, что может быть обеспечено использованием эффективных технологий, создающих условия для формирования набора необходимых компетенций [8].

Инновацию можно интерпретировать как: использование зарубежного опыта и его распространение в российскую образовательную среду; использование в современных условиях традиционных научно обоснованных методик прошлого; создание абсолютно новых педагогических технологий обучения.

Анализ ряда педагогических исследований, а также практический преподавательский опыт, позволяют считать, что реализация компетентностной образовательной парадигмы требует активного поиска новых междисциплинарных форм, обеспечивающих в процессе обучения формирование определенных компетенций.

В связи с этим, например, в профессиональном иноязычном образовании актуальна лингвокоммуникативная подготовка студентов. Это процесс, целью которого является формирование лингвокоммуникативной культуры в составе лингвориторической, коммуникативно-дискурсивной, когнитивно-рефлексивной и межкультурной компетентностей.

В образовательный процесс компетенции «закладываются» с помощью технологий, содержания, а также стиля жизни образовательного заведения и типа взаимодействия между преподавателями, обучающимися и между самими обучающимися.

Целям образовательного процесса должен быть присущ «эффект синергизма», где синергизм - совместное (основанное на принципе, что целое представляет нечто большее, чем сумма его частей) действие для достижения общей цели. Это может быть достигнуто исключительно при условии, что стандарты и учебные планы «открыты» для содержательных, методических и технологических решений, а не в условиях «закрытых» стандартов и учебных планов с их строгой замкнутостью на содержании.

Признано, что компетентностный подход - явление не бесспорное. Так, профессор Т.Л. Короткова считает, что некоторые положения о компетенциях противоречат принципам демократичности и гуманности образования: «все компетенции чётко классифицированы; определены для каждого направления и профиля подготовки... однозначно и их формирование

является основным требованием стандарта... Таким образом, будьте любезны, формируйте выпускника по строго определённой шкале ценностей...» [9].

Наблюдается, что входящие в одну укрупненную группу выпускники направлений бакалавриата должны обладать большим количеством компетенций, разброс которых достаточно широк. То есть, выпускники, обучающиеся одинаковый срок (4 года) и с одинаковым уровнем квалификации (бакалавры), будут в результате обладать неодинаковым количеством профессиональных компетенций.

Еще одна проблема состоит в том, что компетентностный подход к образовательным стандартам сокращает уровень фундаментальной подготовки учащихся, определяющей широту кругозора будущего специалиста. Между тем, особенностью и гордостью отечественной высшей школы являлась именно фундаментальная подготовка.

При компетентностном подходе вместо системного представления о мире выпускник высшей школы получает набор узкопрофильных знаний, которые дают возможность ориентироваться в пространстве профессии, но при этом лишают молодого специалиста способности это пространство изменить.

Ряд проблем в системе и общего, и профессионального образования, не затрагивая формально структуру и сущность компетентностного подхода, влияют, тем не менее, на возможности его применения.

Это такие проблемы, как: проблема адекватного учебника; проблема государственного стандарта; проблема квалификации и профессиональной адекватности преподавателей компетентностному подходу; проблемы противоречивостей идей и мнений в современном образовании; проблема противоречий внутри популярных направлений модернизации образования и др.

Реализация компетентностного подхода сопряжена с некоторыми трудностями и ограничениями. Это подтверждает практика его реализации и научные статьи исследователей, которые отмечают, что процесс внедрения компетентностного подхода во многих основных образовательных программах зачастую сводится к произвольной привязке компетенций к дисциплинам нередко без их логического обоснования.

Ни исследователи рассматриваемой проблемы, ни педагоги высшей школы, ни чиновники от образования до сих пор не пришли к однозначному мнению относительно значимости и эффективности компетентностного подхода. Необходим, на наш взгляд, достаточно весомый объем методической работы, нацеленной на совершенствование качества реализации компетентностного подхода для устранения недостатков и увеличения преимуществ, обнаруженных в процессе его практической реализации.

Вышеизложенное позволяет сделать определенные выводы.

Сегодня налицо смена парадигмы отечественной системы высшего образования, что обусловлено ее интеграцией в мировое образовательное пространство. Несмотря на необходимость этого процесса, его осуществление требует серьезной подготовки. Механическое включение отечественной системы образования в иную (европейскую) среду может привести к потере тех достоинств, которыми отечественная система по праву гордилась, что выгодно отличало ее от иных систем образования.

В конечном счете компетентностный подход бесспорно приводит современное отечественное образование в соответствие с реальными условиями и перспективами. Однако, при этом, представляет собой проблему далеко не однозначную.

Все это обусловливает необходимость комплексного анализа процесса подготовки выпускника высшей школы в контексте его профессиональной мобильности, конкурентоспособности и становления молодого специалиста как социально и гуманистически ориентированной личности.

Литература:

1. Сущность и содержание компетентностного подхода / Ризаходжаева Г.А. [и др.] // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Москва, 2015. С. 127-130.

2. Гаврилова М.И. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2013. № 1. С. 77-82.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2002. 23 апр. Режим доступа: http:/www.eidos.m/joumal/2002/04-23.htm.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 23-26.

5. Кузьмина Л.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: современное состояние и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. С. 30-33.

6. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию (5-9 окт. 1998 г.). Париж, 1998. 213 с.

7. Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. Модульный подход в практике профессионального образования. Москва: СГУ, 2012. 178 с.

8. Чистобаева Л.В., Шадже З.М. Инновационные педагогические технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 4. С. 98-101.

9. Короткова Т.Л. Внедрение ФГОС ВПО: на пользу или во вред [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE: сборник научных статей: URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1407403296

Literature:

1. The essence and content of competency approach [Text] / Rizakhodzhaeva G.A. [and oth.]// Issues of education and science: theoretical and methodological aspects: a collection of scientific papers on the materials of the International Scientific and Practical Conference. M., 2015. P. 127-130.

2. Gavrilova M.I. The essence and specificity of a competency approach in Russian education // Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society. 2013. No. 1. P. 77 - 82.

3. Khutorskoy A.V. Key competencies and educational standards [Electronic resource] // Eidos: Internet-Journal, 2002. April, 23 . Access mode: http: /www.eidos.ru/journal/2002/04-23.htm.

4. Zimnyaya I.A. Key competences - a new paradigm of the result of education // Higher education today. 2003. No. 5. P. 23 - 26.

5. Kuzmina L.G. Competency approach in higher professional education: current state and development prospects // Bulletin of Voronezh State Technical University. 2013. Volume: 9. P. 30 - 33.

6. Higher education in the XXI century. Approaches and practical measures. World Conference on Higher Education / UNESCO World Conference on higher education(October, 5-9, 1998). Paris, 1998. 213 p.

7. Astanina S.Yu., Shestak N.V., Chmykhova E.V. Modular approach in the practice of professional education. M.: SSU, 2012. 178 p.

8. Chistobaeva L.V., Shadzhe Z.M. Innovative pedagogical technologies for teaching a foreign language in a non-linguistic university // Bulletin of Maikop State Technological University. 2015. Issue 4. P. 98-101.

9. Korotkova T.L. Introduction of the FSES HPE: for benefit or harm [Electronic resource]// SCI-ARTICLE: collection of scientific articles: URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1407403296

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.