УДК 37.014
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
В.И. Тарлавский
Аннотация. Совокупность региональных ресурсов, являющаяся условиями и факторами функционирования региональной профориентации, при целенаправленном воздействии способна актуализировать возможности ее развития. В статье на основе анализа научной литературы в контексте методологических подходов предложена авторская формулировка понятия «профориентационный потенциал региона», а его структура представлена единством трех взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих: ресурсной - потенциал региональной профориентационной среды, функциональной - потенциал региональной системы профориентации, и результативной - профориентационный потенциал населения региона.
Ключевые слова: регион, потенциал, составляющие профориентационного потенциала региона.
NATURE AND STRUCTURE OF CAREER GUIDANCE POTENTIAL OF REGION
V. Tarlavsky
Abstract. The complex of regional resourceswhich are the conditions and factors of functioning of the regional vocational guidance beingunder stable influence able to make the possibility of its development actual. The author suggests new description of the concept “career guidance potential of region” on the basis of analysis of scientific literaturewithin methodological approaches. Its structure is presented by the unity of three interrelated and interdependent components: the resource-potential ofregionalcareer guidance environment, functional-potential of a regional system of career guidance, effective-career guidance potential of population of region.
Keywords: region, potential, components of career guidance potential of region.
Совершенствование региональной системы профориентации возможно путем научно обоснованного определения сущности, структуры и критериев оценки профориентационного потенциала региона и перспектив его развития.
Итоги анализа научной литературы, материалы нашей предыдущей публикации [2] позволили в контексте философского (М.Т. Шафиков [5]), историко-логического (Е.А. Реанович [1]) и ресурсного подходов (Т.Г. Храмцова [4]) рассматривать интегральный термин «потенциал» относительно
функционирования и развития системы с позицииего условного деления на «детали»:
1. Первая деталь - ресурсы (под ресурсами мы понимаем как прошлое - наколенный опыт, так и настоящее - современное состояние), имеющиеся в наличии и необходимые для функционирования системы. Ресурсы «работают» на достижение целей системы. Отметим, что видимо есть ресурсы явные (которые система использует в настоящее время) и скрытые (которые в настоящее время система не использует, но при целенаправленном воздействии они тоже будут «работать» на развитие системы).
2. Вторая деталь-возможности
(возможность - средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь (Ожегов); возможность -направление развития, присутствующее в
каждом явлении жизни, но в действительность не превращается автоматически; возможность «отвечает» за будущее системы). В ресурсах заключены возможности развития системы. Потенциал объединяет ресурсы и возможности для достижения определенных целей системы. Потенциал - это совокупность ресурсов, необходимых для функционирования той или иной системы и способных дать импульс ее развитию.
3. Третья деталь - целенаправленное воздействие (управление). Это то, благодаря чему потенциальность переходит в актуальность. Другими словами - это способность совокупности ресурсов (т.е. обладание свойством осуществить какое-либо действие), необходимых для функционирования системы, актуализировать (т.е. перевести из состояния потенциального, не
соответствующего современнымусловиям, в состояние реальное, актуальное,
соответствующее современным условиям) возможности ее развития. При управлении ресурсы актуализируют возможности развития системы.
Таким образом, в нашем исследовании потенциал - это способность совокупности ресурсов, имеющихся в наличии и необходимых для функционирования системы, при целенаправленном воздействии актуализировать возможности развития системы.
Большинство авторов приходят к мысли о том, что потенциал региона - это совокупность ресурсов, которые имеются в самом регионе, способных решить какую-либо задачу, достичь поставленные цели, способствующие развитию региона. Рассматривать потенциал региона необходимо относительно функционирования и развития той или иной региональной системы (образования, промышленности, экономики, профориентации и т.п.), для которой он является источником «жизни».
Потенциал региона - это способность совокупности ресурсов, заложенных в самом регионе и необходимых для функционирования региональной системы, при целенаправленном воздействии (управлении) актуализировать возможности развития региональной системы. Развитие любой региональной системы способствует развитию региона.
Совокупность региональных ресурсов - это выступающие вместе как одно целое ресурсы, заложенные в самом регионе,
взаимодействующие между собой и с системой, работающие на единую цель-функционирование и развитие системы. На наш взгляд, их целесообразно условно разделить на две группы (относительно системы): внешние ресурсы как компонент потенциала региона - ресурсы региональной среды, которая представляет собой естественную совокупность особенностей, присущих конкретному региону и являющихся условиями и факторами функционирования и развития региональной системы; внутренние ресурсы как компонент потенциала региона -ресурсы самой региональной системы (они тоже заложены в регионе), необходимые ей для функционирования и саморазвития.
Региональная система принадлежит региону, функционирует в нем, влияет на его развитие.
Таким образом, профориентационный потенциал региона - это способность совокупности ресурсов, заложенных в самом регионе и необходимых для функционирования региональной системы профориентации, при целенаправленном воздействии (управлении) актуализировать возможности развития региональной профориентации. Развитие региональной профориентации способствует развитию региона.
Здесь стоит уверенно предположить, что профориентационный потенциал региона представляет собой совокупность элементов, взаимодействие которых порождает у них системные свойства, которые не сводятся к сумме свойств составляющих их элементов. Такого рода системные объекты требуют их изучения как целого. Профориентационный
потенциал региона представляет собой систему - целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые являются системами более низкого порядка, а сам он является элементом системы более высокого порядка.
Сущность любого понятия достаточно полно раскрывается посредством выявления его структуры. Авторский подход к термину «потенциал», понятиям «потенциал региона» и «профориентационный потенциал региона», а также анализ научной литературы позволили нам в контексте системного подхода предположить, что структура
профориентационного потенциала региона может быть представлена единством трех взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих: ресурсной, функциональной и результативной. В поддержку нашей позиции отметим, что И.В. Антоненко, Д.А. Гаязова, Е.В. Иода, С.И. Матвейкин, О.Б. Черненко и Н.А. Черненко, исследующие структуру
инновационного потенциала региона, также выделяют ресурсную, внутреннюю
(функциональную) и результативную
составляющие.
Таким образом, в структуре профориентационного потенциала региона мы условно выделяем три взаимодействующих составляющих:
1. Ресурсная составляющая -
характеризует особенности функционирования и развития региональной профориентации. Представляет собой естественную совокупность ресурсов профориентационной среды региона, являющихся условиями и факторами функционирования и развития региональной профориентации. В ресурсах региональной профориентационной среды заключены возможности развития региональной системы профориентации. Напомним, что под ресурсами мы понимаем как прошлое-наколенный опыт, так и настоящее - современное состояние региональной профориентации. Ресурсная составляющая профориентационного
потенциала региона - это потенциал региональной профориентационной среды -естественная совокупность ресурсов, присущих конкретному региону и являющихся условиями и факторами функционирования и развития региональной системы профориентации, которая способна при целенаправленном воздействии (управлении) актуализировать как возможности развития региональной профориентации, так и самого региона в целом.
2. Функциональная составляющая -является интегрирующей составляющей, характеризует возможности функционирования
и развития региональной профориентации через взаимодействие ресурсов региональной системы профориентации с ресурсами региональной профориентационной среды, необходимое ей для функционирования, саморазвития и достижения своих целей. Функциональная составляющая профориентационного
потенциала региона - это потенциал региональной системы профориентации — совокупность ресурсов региональной системы профориентации, необходимых ей для функционирования, которая способна взаимодействовать с ресурсами региональной профориентационной среды и при целенаправленном воздействии (управлении) актуализировать как возможности саморазвития, так и возможности развития личности в интересах ее профессионального
самоопределения.
3. Результативная составляющая - с одной стороны, характеризует степень достижения цели региональной
профориентации, с другой — являясь результатом развития региональной профориентации, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень развития профориентационного потенциала региона, региональной
профориентации и региона в целом. Когда цель региональной профориентации—помощь
личности в профессиональном самоопределении в соответствии с ее личностными особенностями и потребностями рынка труда в кадрах, тогда в качестве результативной составляющей профориентационного потенциала региона мы выделяем профориентационный потенциал
населения региона. Данное понятие является предметом отдельного научного рассмотрения в настоящее время в научной литературе не встречается. Вероятно, профориентационный потенциал населения региона — это совокупность профориентационных
потенциалов субъектов профориентации, проживающих в данном регионе. В роли субъекта профориентации выступает конкретная самоопределяющиеся личность: школьник,
студент, аспирант, работающий, безработный и т.п.
Потенциал личности в широком смысле -такой ресурс личностных возможностей, который может быть востребован и использован для преодоления трудностей в достижении поставленной цели, если в использовании этого ресурса возникнет необходимость
перспективной реализации... (Н.Б. Трофимова [3]). Можно предположить, что профориентационный потенциал личности в широком смысле — ресурс личностных возможностей, который может быть использован в процессе профессионального самоопределения в целях преодоления его трудностей.
В заключение стоит отметить, что, представив характеристику сущности профориентационного потенциала региона, определив его составляющие, каждая из которых является отдельным направлением
исследования, в дальнейшем нам предстоит определить их компоненты, критерии оценки профориентационного потенциала и
перспективы его развития.
Литература:
1. Реанович Е.А. Смысловые значения понятия «Потенциал» [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - №12. -Режим доступа: http://research-joumal.org/featured/
2. Тарлавский В.И. Профориентационный
потенциал региона: подходы к понятию //
Инновационный вестник Регион. - 2014. - №3. - С. 71-76
3. Трофимова Н.Б. Акмеологическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника: Автореф... дис. д-ра псих. наук. - Тамбов, 2009. - 51 с.
4. Храмцова Т.Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: Дис... д-ра экон. наук. - Новосибирск, 2002. -374 с.
5. Шафиков М.Т. Научно-образовательный потенциал как социальный феномен: Дис... д-ра филос. наук. - Уфа, 2006. - 322 с.
Сведения об авторе:
Тарлавский Валерий Ильич (г. Воронеж, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военного учебно-научного центра Военновоздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Tarlavsky (Voronezh, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, associate professor at Department of Moral and Psychological Support (Fighting Aircraft) of the Military Training and Research Air Force Center "Air Force Academy named after Prof. N. Zhukovsky and Y. Gagarin", e-mail: [email protected]