времени избирательность поведения индивида в его рамках является и качественной характеристикой социальной активности этой сферы, фактором ее развития и совершенствования, распространения на другие виды жизнедеятельности.
Как справедливо указывает С.В. Тетер-ский, «эффективность процесса воспитания социальной активности во многом определяется рассмотрением детей и молодых людей -участников целевых групп - как потенциальных участников стержневой группы, а не потребителей услуг [7, с. 26].
Исходя из тезиса, что все изменения, происходящие в социально-культурной деятельности, являются результатом двустороннего, взаимообусловленного процесса, мы приходим к выводу, что инновационные технологии, направленные на решение конкретных социально-культурных проблем способны выступать как эффективное средство повышения социальной активности учащейся молодежи, в свою очередь, сама молодежь может выступать активным участником соз-
дания инновационных технологий социально-культурной деятельности.
1. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1997.
2. Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся. Красноярск, 1985.
3. Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих (некоторые методологические и социологические аспекты проблемы). М., 1979.
4. Мордкович В.Г. Трудовая активность: «теория» одного эмпирического измерения // Социальная активность. Челябинск, 1981.
5. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореф. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004.
6. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России. М., 2006.
7. Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: монография. М., 2003.
Поступила в редакцию 28.06.2012 г.
UDC 37
INNOVATION TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDYING YOUTH: SYNERGETIC APPROACH
Ekaterina Valeryevna KURAPINA, Oryol State Institute of Arts and Culture, Oryol, Russian Federation, Post-Graduate Student, Lecturer of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The problem of influence of innovative technologies of welfare activity on formation of social activity of studying youth from a position of a synergetic approach is considered, the main components of social activity are allocated, the system of the interconnected criteria and indicators of social activity of youth is developed.
Key words: innovative technologies of welfare activity; social activity; synergetic approach.
УДК 374.02
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРООХРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Ирина Юрьевна КОНОВАЛ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
Представлен анализ теоретико-методологических основ формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности, выявлена сущность и специфика данного педагогического процесса.
Ключевые слова: формирование национального самосознания; социально-культурная деятельность; культуроохранные технологии; педагогический процесс.
В условиях национального возрождения России активность национального самосознания рассматривается как высший уровень духовного проявления личности. Функционирование его теснейшим образом вплетено в решение многих социально-экономических и общественно-политических задач национального масштаба.
Сегодняшняя молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания. Нередко подрастающее поколение воспитывается на основе множества негативных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания у подрастающего поколения национального самосознания. В эпоху реформ российской экономики, политики, культуры следует помочь молодому поколению сформировать такой уровень национального самосознания, который позволит ему найти свое достойное место в жизни, преобразовывать национальную и гражданскую действительность, управляя позитивным развитием общества.
Понятие «национальное самосознание» предполагает осознание людьми своей принадлежности к определенной социальноэтнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Национальное самосознание проявляется в идеях,
взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.
Проблема формирования сознания и самосознания личности всегда занимала особое место в различных науках и является актуальным предметом научных исследований во всем мире. Ею заняты антропологи, историки, философы, психологи, социологи, педагоги, искусствоведы и религиозные деятели.
Ведущая роль в исследовании проблемы самосознания всегда принадлежала философии жизни (ментальности) и вероисповеданию.
Истоки разработки проблем духовнонравственного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, а также в трудах Сенеки, Марка Аврелия, Т. Кампанеллы, Д. Локка и др. В своих педагогических концепциях Я.А. Ко-менский, Ж.Ж. Руссо подчеркивали значение народных основ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В России в Х1Х-ХХ вв. пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности, выработки национального самосознания народа было уделено в теоретическом наследии И.С. Аксакова, К.С. Аксакова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Кире-
евского, А.Ф. Лосева, Н О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П. А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, Г.Л. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, Л.И. Шестова и др. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского духовного характера, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.
Роль традиций народной педагогики в развитии национального самосознания показана В.А. Афанасьевым, Г.Н. Волковым,
A.Э. Измайловым и др. Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены классические труды культурологов, этнологов Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др.
К проблемам, связанным с выявлением природы духовно-нравственных идеалов, обращались такие современные исследователи, как И.Ф. Гончаров, Н.И. Воронина,
B.Н. Духанина, Л.С. Зорилова, Г.Ф. Карпова,
A.В. Кезин и др.
В контексте культурно-исторической психологии сознания эти проблемы рассматривались в трудах выдающихся психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лу-рии, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Подход Л.С. Выготского к развитию личности как к процессу «напластовывания» генетического контекста культурного поведения поддерживается этнологическими позициями, для которых характерно возникновение этнических образований в самые первые периоды культурного развития, при сохранении принципа построения деятельности и прообраза всех форм поведения.
Этнопсихологические исследования личности нашли свое отражение в работах
B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой, А. Д. Кар-нышева, Р.Д. Санжаевой и др. В работах вышеперечисленных авторов отчетливо прослеживаются основные этапы становления самосознания человека, что, в свою очередь, помогает понять возрастную специфику национального самосознания.
Изучением проблем подросткового возраста занимались зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Б. Г. Ананьев, Дж. Биррен, Л.И. Божович, Д.Б. Бромлей, Л.С. Выготский, Г. Гримм, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.
Идеи социально-культурного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, И.Н. Еро-шенкова, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Ли-товкина, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, А.А. Сукало, В.Я. Суртаева, Н.Н. Ярошенко и др.
Особый интерес в рамках изучаемой проблемы представляет исследование И.И. Ал-пацкого, в котором рассматривалось значение культуроохранных технологий в патриотическом воспитании молодежи [1].
Национальное сознание - совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития национально-этнической группы [2].
Национальное сознание, по мнению Д.В. Ольшанского, значительно более рационально по сравнению с национальным характером, хотя до конца рационализируется только в теоретических формах. Национальное сознание выступает в качестве «рациональной надстройки» наднациональным характером, в виде «верхнего этажа» психического склада нации, включает в себя отношение группы к различным ценностям общества, отражая процесс ее исторического развития, былые достижения и ставящиеся перед будущим задачи.
Ядром национального сознания является национальное самосознание. В число основных элементов национального сознания обычно включаются осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям; способности к творчеству ради их умножения; осознание необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами [2].
Как и любая форма общественно-политического сознания, национальное сознание представляет собой сложное, диалектически взаимосвязанное и взаимообусловливающее друг друга единство двух главных составляющих: обыденного и теоретического сознания.
Обыденное национальное сознание тесно связано с национальным характером и пред-
ставляет собой в привычном понимании бытовую, повседневную национально-этни-
ческую психологию. Это - эмпирический уровень национального сознания как результат стихийного, эмпирического отражения действительности в повседневном сознании широких национальных масс.
Теоретическое сознание имеет более высокий уровень. Это идеология нации, представляющая собой рационально-идеологический уровень национального сознания, являющаяся результатом отбора, систематизации и обобщения обыденных представлений, настроений, потребностей и волевых устремлений группы.
Обыденное национальное сознание -достаточно сложное по своей структуре и механизмам, многослойное и противоречивое, инерционно-консервативное и, вместе с тем, как бы «плывущее», постоянно видоизменяющееся образование. Представляет собой особого рода исторический синтез природно-биологического и социального опыта многих поколений в силу своей тесной связи и производности от национального характера. Оно отражает насущное, актуальное конкретное социально-политическое бытие
большинства представителей нации и является продуктом длительного исторического развития.
В структуре обыденного национального сознания Д.В. Ольшанским выделяются три слоя. Во-первых, составными частями внутренней структуры обыденного национального сознания выступают повседневные потребности, интересы, система ценностей и установок, которые отражают определенный этап развития данной общности, и имеют не столько исторические, сколько конкретные, сегодняшние истоки своего происхождения.
Во-вторых, важными элементами обыденного национального сознания являются также построенные на основе определенной системы ценностей стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также обычаи и традиции, имеющие как исторические, так и социальные корни.
Наконец, в-третьих, существенными
компонентами обыденного национального сознания выступают эмоциональные элементы и детерминированные ими формы выражения в образах, звуках, красках, совокуп-
ность которых составляет то национальноособенное в повседневной жизни, что обычно связывается с национальным характером, и исходит из него, хотя проявляется уже в национальном сознании.
Менее подвижными компонентами, обеспечивающими стабильность и инерционность обыденного национального сознания, являются первичные, наиболее глубинные эмоционально окрашенные установки и национально-этнические стереотипы. Например, закрепившееся в поколениях и воспринятые человеком с детства враждебное отношение к той или иной «чужой» группе и соответствующее представление о ее членах могут сохраняться, подчас в скрытой, латентной форме, чрезвычайно долго. Причем часто это происходит даже вопреки очевидным фактам жизни и сознательно принятой человеком идеологической конструкции (скажем, интернационализма). И тогда возникает известный в психологии парадокс: установки и стереотипы национально-этнической враждебности не всегда проявляются в реальном поведении.
Интересные выводы получены в исследовании Е. Шлягиной и Е.М. Карлинской, которыми изучалась этническая толерантность личности [3]. Итогом проведенных исследований является тот факт, что в большинстве случаев мы имеем ситуацию, когда результаты, полученные на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, находятся в противоречивых отношениях.
Так, учеными было выявлено, что на осознаваемом уровне проявляется этническая толерантность личности, а диагностика на интрапсихологическом, неосознаваемом уровне свидетельствует об ее отсутствии (интоле-рантности личности). В этом случае этническую толерантность личности мы называем внешней, мнимой, декларируемой. Причем сам испытуемый может и не подозревать о таком рассогласовании, но именно эта неосознаваемая иррациональная интолерант-ность личности становится ее смысловой установкой в ситуации межэтнического взаимодействия.
Для формирования успешного, продуктивного межэтнического диалога необходима коррекция рассогласования уровней этнической толерантности личности. Содержание
неосознаваемого уровня должно быть поднято на уровень сознания.
Наиболее стабильными и консервативными компонентами обыденного национального сознания, гарантирующими его устойчивость, считаются обычаи и традиции — нормативные требования к поведению, передающиеся из поколения в поколение, и базирующиеся на наиболее глубинных установках и системе ценностей прошлых поколений, на социально-политической памяти национально-этнической группы. Отличаясь особой устойчивостью и живучестью, национальные обычаи и традиции выполняют функцию регуляторов и стабилизаторов поведения новых поколений [2].
Таким образом, анализ исследований показывает, что проблема национального самосознания не получила окончательного разрешения в педагогической науке, здесь имеются перспективы для дальнейших исследований. Одной из нерешенных проблем является использование потенциала культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в формировании национального самосознания старшеклассников.
Среди технологий социально-культурной деятельности, призванных оказывать влияние на воспитание подрастающего поколения, особую роль выполняют культуроохранные технологии [4].
Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности вызваны к жизни стремительными изменениями, происходящими в обществе, при этом они способствуют требованиям адаптации социальнокультурной деятельности к формам проведения досуга подрастающего поколения.
Говоря о типологии культуроохранных технологий, следует отметить, что существует теоретическая и эмпирическая типологи-зация. При этом «теоретическая типологиза-ция представляет процесс логического анализа, обобщения, выявления устойчивых сочетаний, свойств, выделяемых на основе логически разработанных критериев. Эмпирическая типологизация - процесс многократного перебора свойств, социальных качеств субъектов, в котором находят их устойчивые сочетания» [5].
Существуют многообразные типы культуроохранных технологий, которые можно представить следующим образом:
- технологии организации краеведческой работы;
- технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников;
- технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников;
- реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения;
- технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т. д.);
- технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историкокультурных и историко-промышленных объектов;
- технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др. [6].
Рассматривая особенности использования культуроохранных технологий в современных социально-культурных процессах, следует отметить, что эти технологии разнообразны по содержанию, сферам деятельности, масштабу применения, использованию субъектов социально-культурной деятельности.
Рассматривая более детально культуроохранные технологии социально-культурной деятельности применительно к процессу формирования национального самосознания старшеклассников, мы пришли к выводу, что наиболее эффективно можно использовать в практической деятельности технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов, а также технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных
промыслов, ремесел, обрядов и др. [1].
Проанализировав теоретико-методологические основы изучаемой проблемы, нами была определена сущность процесса формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий, представляющая собой многоуровневый педагогический процесс, включающий осознание индивидом себя в качест-