УДК 374.02
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРООХРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Ирина Юрьевна КОНОВАЛ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: grigorev_tmb@list.ru
Представлено описание разработанной автором модели формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности, состоящей из 4 блоков: концептуального, организационно-деятельностного, критериального и результативного.
Ключевые слова: формирование национального самосознания старшеклассников; культуроохранные технологии; социально-культурная деятельность; модель.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания у подрастающего поколения национального самосознания. В эпоху реформ российской экономики, политики, культуры следует помочь молодому поколению сформировать такой уровень национального самосознания, который позволит ему найти свое достойное место в жизни, преобразовывать национальную и гражданскую действительность, управляя позитивным развитием общества.
Понятие «национальное самосознание» предполагает осознание людьми своей принадлежности к определенной социальноэтнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о мес-
те своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.
Наиболее удачным для решения задач формирования национального самосознания, на наш взгляд, является старший подростковый возрастной период, который, несмотря на всю свою сложность, позволяет закладывать основы сознательного поведения в системе общественных отношений.
Для расширения диапазона научных и творческих интересов старшеклассников в воспитательном процессе необходимо обновление традиционных технологий. Большими возможностями в контексте формирования национального самосознания старшеклассников, на наш взгляд, наделены культуроохранные технологии социально-культурной деятельности, которые позволяют формировать качественно новый уровень воспитательной подростковой среды.
Отсюда очевидна необходимость выявления педагогического потенциала культуроохранных технологий социально-культур-
ной деятельности в формировании национального самосознания старшеклассников.
Одной из нерешенных проблем является использование потенциала культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в формировании национального самосознания старшеклассников.
Исследование проблем формирования национального самосознания старшеклассников и современных подходов к решению данной проблемы позволило выявить нам противоречия между:
- актуализацией требований, предъявляемых современной ситуацией к национальному самосознанию подрастающего поколения, и недостаточным уровнем сформи-рованности национального самосознания у современных старшеклассников;
- имеющимися потенциальными возможностями культуроохранных технологий социально-культурной деятельности, наличием несистематизированного практического опыта их использования и недостаточной разработанностью научных подходов к содержанию и педагогическим технологиям формирования национального самосознания старшеклассников.
Совокупность указанных противоречий позволила сформулировать проблему: каков потенциал использования культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в формировании национального самосознания старшеклассников.
Сегодня для решения задач формирования национального самосознания подрастающего поколения необходимы эффективные педагогические технологии. Осуществлять целенаправленную педагогическую работу возможно через построение последовательной воспитательной системы, одним из важнейших этапов которой является моделирование.
Моделирование - это универсальный метод научного исследования, применяемый практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления. Сущность моделирования заключается в воспроизведении параметров некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется моделью.
В самом общем смысле модель - такой материально или мысленно представленный
объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты [1, с. 382].
По мнению А.В. Золотаревой, процесс моделирования включает в себя следующие стадии:
- формулировка целей и постановка задач (здесь окончательно оформляются цели и задачи предстоящей деятельности);
- выбор функции, в рамках которой может быть реализована сформулированная цель (образовательные или социально-педагогические функции деятельности);
- выявление из множества известных свойств и характеристик выбранной функции наиболее существенной для реализации цели и решения поставленных задач;
- экспериментальное исследование модели. На этой стадии может быть организован эксперимент или проведено апробирование модели в сходных условиях. Может проводиться корректировка в соответствии с результатами эксперимента;
- разработка плана практических действий по внедрению модели;
- реализация разработанного плана, достижение намеченной цели [2, с. 51].
Благодаря моделированию, создается конкретный идеальный образ деятельности, который позволяет достичь намеченной цели путем последовательного построения определенных структурных блоков и, таким образом, продвигать старшеклассников на более высокий уровень развития.
На основе анализа различных подходов к проблеме формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий, нами была разработана педагогическая модель, в структурный состав которой были включены концептуальный, организационно-деятельностный, критериальный и результативный блоки.
I. Концептуальный блок. При построении модели мы исходили из социального заказа общества - необходимости формирования национального самосознания старшеклассников (рис. 1).
Далее была сформулирована цель - формирование национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности.
Цель: формирование национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий Концептуальный блок
Задачи - формирование у старшеклассников чувства верности своему Отечеству; - расширение представлений об окружающем мире посредством введения в историю и культуру; - формирование потребности в расширении и приобретении знаний о своей и др. этнических культурах; - формирование стремления сохранять славные боевые и трудовые традиции родного края; - развитие социальных навыков: общительности, дружелюбного поведения, стремления делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного; - усвоение нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность и правил доброй честной жизни; - воспитание чувства коллективизма; - ознакомление с известными людьми края; - развитие эстетического вкуса, умения видеть, ценить и беречь красоту
Принципы педагогической деятельности: гуманизации, деятельностный, учета возрастных и индивидуальных особенностей, связи воспитания с жизнью, опорой на положительное в человеке, направленности воспитания на освоение культуры и ценностей общества, научности, доступности, историзма, прогностичности, единства обучения, воспитания и развития, системности, фундаментальности, интеграции
Условия осуществления педагогической деятельности - учет специфики национального самосознания подрастающего поколения на современном этапе развития общества; - включение индивида в активную социокультурную деятельность по освоению традиционного наследия; - использование культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в педагогическом процессе; - интеграция усилий школы, семьи, социально'-культурных учреждений, центров культуры и досуга, общественных организаций; - разработка и реализация педагогической программы, направленной на формирование устойчивых интересов в изучении отечественных традиций и духовного наследия народа, реализацию потребностей в самосовершенствовании и самоактуализации; - сотрудничество педагога-организатора досуга как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, педагогов школы, родителей и старшеклассников; - готовность педагогов и специалистов к целенаправленной деятельности по формированию национального самосознания молодежи; - оценка эффективности педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата, включающего критерии, показатели и уровни сформированности национального самосознания старшеклассников; - построение педагогической деятельности на основе теоретической модели, представляющей собой дидактически интегрированную систему
Социально-педагогические функции Организационно-деятельностный блок
дидактическая | развивающая | информационно-просветительская | познавательная | ценностно-ориентационная | коммуникативная | социально-адаптационная
Виды педагогической деятельности
познавательная | коммуникативная практическая | игровая исследовательская | творческая
Методы социологических исследований, формирования общественного сознания личности, организации деятельности и поведения детей, учебнопознавательной и самообразовательной деятельности, контроля деятельности старшеклассников и др. Средства живое слово; кино; искусство; литература; спорт; самодеятельность и др. Культуроохранные технологии - технологии организации краеведческой работы; - учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историкокультурных заповедников; - технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; - реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения; - технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций; - технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историкокультурных и историко-промышленных объектов; - технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др. Формы Массовые: театрализованные представления, народные гуляния, фестивали, праздники, ролевые игры, экскурсии, тематические вечера, концерты; Групповые: исследовательская работа, видеофильмы, стенды, устный журнал, стенная газета, диспуты, дискуссии, конференции, конкурсы, викторины, аукционы, круглые столы; Индивидуальные: исследовательская работа, мастерская, компьютерные игры, беседы и др.
Критерии когнитивный, мотивационный эмоционально-коммуникативный, поведенческо-деятельностный * Показатели сформированности национального самосознания старшеклассников Уровни сформированности национального самосознания старшеклассников: (низкий, средний, высокий) Критериальный блок
t Результат: повышение уровня сформированности национального самосознания старшеклассников Резуль- татив- ный блок
Рис. 1. Модель формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи педагогической деятельности:
- формирование у старшеклассников чувства верности своему Отечеству;
- расширение представлений об окружающем мире посредством введения в историю и культуру;
- формирование потребности в расширении и приобретении знаний о своей и других этнических культурах;
- формирование стремления сохранять славные боевые и трудовые традиции родного края;
- развитие социальных навыков: общительности, дружелюбного поведения, стремления делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного;
- усвоение нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность и правил доброй честной жизни;
- воспитание чувства коллективизма;
- ознакомление с известными людьми края;
- развитие эстетического вкуса, умения видеть, ценить и беречь красоту.
Достижение цели и задач педагогического процесса по формированию национального самосознания старшеклассников возможно при осуществлении ряда организационнопедагогических условий.
Нами были сформулированы принципы формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий.
1. Принцип гуманистической направленности воспитания вполне соответствует гуманистической направленности системы образования и шире - всей социальной сферы. Главная ценность воспитания - человек, раскрытие и развитие его способностей. Данный принцип основывается на уважительном отношении к каждому человеку, обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье человека.
2. Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспиты-
вать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности: учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная и др.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Так, старшеклассники становятся более способными к сложному анали-тико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Все это формирует у них способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.
Индивидуальные особенности каждого старшеклассника также требуют учета при осуществлении педагогической работы, поэтому необходимо его психолого-педагоги-ческое изучение, чтобы увидеть и оценить проблемы и найти правильные средства его обучения и воспитания.
4. Принцип связи с жизнью - одно из фундаментальных положений мировой педагогики. Направленность воспитания на успешное вхождение в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, т. е. способности старшеклассника не столько воспроизводить теории, правила и законы, сколько осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, уметь получать и использовать информацию, которая позволит наилучшим образом изменить жизнь общества.
5. Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании психологии человека, на педагогической практике. В любом человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружающей природой.
6. Принцип направленности воспитания на освоение культуры и ценностей общества. Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой. Личность формируется не только в поисках своей «самости», «само-
ценности», а в гармонии, через посредство культуры.
7. Принцип научности предполагает получение достоверной учебной информации об организации жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей развития общества.
9. Принцип доступности. Создает условия для преодоления трудностей всеми старшеклассниками в процессе обучения и воспитания.
10. Принцип единства обучения, воспитания и развития. Нацеливает педагога и ориентирует всю систему обеспечения образовательного процесса на комплексное решение задач по достижению высокого уровня образованности, воспитанности и развития старшеклассников.
11. Принцип историзма. Объясняет непрерывность и длительность процесса эволюции, подчеркивает гуманитарную составляющую, обусловливает преемственность науки на различных этапах ее развития, показывает роль отдельных ученых в становлении и развитии науки.
12. Принцип прогностичности. Актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества.
13. Принцип систематичности и последовательности. Обеспечивает целенаправленное упорядочение знаний и умений старшеклассников.
14. Принцип системности. Ориентирует на системную организацию обучения на основе всех компонентов (целей, задач, содержания, методов, форм, педагогических технологий, средств обучения), а также позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, а действовать локально.
15. Принцип фундаментальности. Является основой для генерализации основных, базовых научных теорий, понятий, моделей и принципов, результатов фундаментальных исследований, имеющих общенаучное значение, являющихся достоянием человеческой культуры.
16. Принцип интеграции. Служит основой нравственно-эстетических, социальноэкономических, правовых аспектов взаимодействий, обеспечивает взаимодействие всех
сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности обучающихся.
II. Организационно-деятельностный блок. Вышеперечисленные условия организации педагогического процесса по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий позволяют осуществлять эффективное комплексное воздействие на личность через выполнение ряда социально-педагогических функций:
- дидактическая, направленная на процесс закрепления и углубления знаний, практических умений и навыков;
- развивающая, которая направлена на стимулирование положительных изменений в личности старшеклассника, поддержку самовыражения, обеспечение развития ученического коллектива, а также развитие творческих способностей, познавательной деятельности, волевой сферы личности и пр. [3, с. 24];
- информационно-просветительская, направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний, характеризуется постоянством и всеобщностью;
- воспитывающая, направлена на фор-
мирование таких качеств старшеклассников, которые наиболее полно проявляются в педагогическом процессе: инициативность,
коммуникативность, самостоятельность, патриотизм, гуманность, широта интересов, предприимчивость, трудолюбие, этика;
- познавательная, которая направлена на развитие психических процессов старшеклассников (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи), выступающих важнейшими компонентами любой человеческой деятельности;
- ценностно-ориентационная, направленная на освоение старшеклассниками социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;
- социально-адаптационная, обеспечивающая старшекласснику умение решать реальные жизненные проблемы, становиться
активным членом сообщества, гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми [4, с. 43].
Среди видов социально-культурной деятельности по формированию у старшеклассников национального самосознания выделяются: познавательная, коммуникативная,
практическая, игровая, исследовательская, творческая и др.
В настоящей работе формирование национального самосознания старшеклассников осуществляется посредством культуроохранных технологий, к которым относятся:
- технологии организации краеведческой работы;
- учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историкокультурных заповедников;
- технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников;
- реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения;
- технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций;
- технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историкокультурных и историко-промышленных объектов;
- технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др. [4, с. 44].
Большую роль в воспитании старшеклассников играют средства, способствующие формированию национального самосознания: живое слово, кино, искусство, литература, спорт, самодеятельность и др.
Для успешного применения средств воспитания необходимо соблюдать ряд требований и правил:
- выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, т. к. именно цель определяет средство;
- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам реализуемого мероприятия;
- всякий избравший те или иные средства педагог должен в совершенстве владеть методикой применения и знать их слабые и сильные стороны [5, с. 134];
- имеющиеся в распоряжении средства «должны быть под рукой и в полной исправности» [6, с. 30; 7, с. 218].
Разнообразие вышеперечисленных
средств позволяет использовать различные формы организации педагогической деятельности по формированию национального самосознания старшеклассников:
- массовые: театрализованные пред-
ставления, народные гуляния, фестивали, праздники, ролевые игры, экскурсии, выездные лагеря, субботники, тематические вечера, концерты;
- групповые: сценарии, видеофильмы, стенды, исследовательская работа, устный журнал, школьная стенная газета, диспуты, дискуссии, конференции, конкурсы, викторины, аукционы, «круглые столы»;
- индивидуальные: исследовательская
работа, радиопередачи, компьютерные игры, беседы, репортажи.
Основными методами формирования национального самосознания старшеклассников являются:
- методы социологических исследований: опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент;
- методы формирования общественного сознания личности: убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии [8, с. 131];
- методы организации деятельности и поведения учащихся: упражнения, приучения, выработка привычек, педагогические требования, педагогические ситуации;
- методы, корректирующие и стимулирующие деятельность и поведение учащихся: моральное поощрение, общественное порицание; наказание, соревнование;
- метод учебно-познавательной самообразовательной деятельности: работа с литературными источниками и материалами прессы, взаимный обмен информацией, иллюстрация и театрализация, просмотр аудиовизуальных материалов;
- метод контроля деятельности старшеклассников.
Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, т. к. сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под
влиянием намеренных или случайных действий [9, с. 75].
III. Критериальный блок. Успех деятельности по формированию национального самосознания старшеклассников будет зависеть от конкретных результатов, в основе которых лежат определенные критерии, показатели и уровни эффективности воспитательного процесса.
Критерий служит мерилом, эталоном, идеальным образцом, который выражает высокий уровень изучаемого явления, сравнивая с которым реальные явления, устанавливается их соответствие или несоответствие эталону.
Такими критериями сформированности национального самосознания старшеклассников, на наш взгляд, будет являться ряд критериев:
- когнитивный критерий - от отсутствия и непринятия знаний о культуре, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения своей национально-этнической группы, от непонимания своего места среди других аналогичных общностей, до наличия обширных знаний о прошлом и настоящем своего народа, понимания своей истории, современного состояния и будущих перспектив развития своей национально-этнической группы, осознанию своей принадлежности к конкретной нации;
- мотивационный критерий - демонстрирует шкалу от отрицательного и безразличного отношения, нежелания освоения истории, культуры своей нации к зрелым формам положительного отношения к ним;
- эмоционально-коммуникативный критерий - от полного отсутствия способности к идентификации, неадекватной самооценки и негативного отношения к культуре своей нации к положительному отношению к национальной истории и культуре, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию;
- поведенческо-детельностный критерий - от несоблюдения обычаев, норм, ценностей, поведенческих стереотипов, культурных традиций, принятых в национальноэтнической группе, враждебного и агрессивного поведения между представителями различных национальностей до принятия дружеских и уважительных отношений, соблюдения этических и правовых норм поведения.
Показатели являются компонентами критериев, по которым можно судить об уровне развития определенного качества личности, в нашем случае, об уровне сформированности национального самосознания старшеклассников (табл. 1).
Нами были выделены три уровня сформированности национального самосознания старшеклассников: низкий, средний и высокий, которые можно охарактеризовать количественными и качественными показателями. В этом случае уровни рассматриваются как ступени перехода от более низких к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие педагогического явления.
Низкий уровень - когнитивный критерий: не знает и не понимает истории, современного состояния и будущих перспектив развития своей национально-этнической
группы, не осознает своей принадлежности к нации. Отсутствуют представления о своем происхождении, не осознает себя представителем человеческого рода с особыми природно-биологическими и анатомо-физиоло-гическими свойствами, не знает традиции и роль в жизни народа своей национальноэтнической группы. Не знает языка, произведений народного творчества и профессионального искусства, литературы. Не осознает себя носителем свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненной позиции, отношение к действительности, другим людям.
Мотивационный - отсутствует стремление к приобретению новых знаний о культуре, истории, научных достижениях своего народа через самые разнообразные источники (занятия, книги, фильмы, выставки и т. д.), не интересуется историей, литературой, культурой и научными достижениями своего и других народов.
Эмоционально-коммуникативный критерий - не сопереживает своего единства с другими представителями национально-этнической группы, отрицательно относится к национальной истории и культуре, не принимает общечеловеческие ценности на базе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.).
Таблица l
Критерии и показатели сформированности национального самосознания старшеклассников
Критерий Показатели
Когнитивный - от отсутствия и непринятия знаний о культуре, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения своей национально-этнической группы, от непонимания своего места среди других аналогичных общностей до наличия обширных знаний о прошлом и настоящем своего народа, понимания своей истории, современного состояния и будущих перспектив развития своей национально-этнической группы, осознанию своей принадлежности к конкретной нации Знание и понимание истории, современного состояния и будущих перспектив развития своей национальноэтнической группы, осознание своей принадлежности к нации. Наличие представлений о своем происхождении, осознание себя представителем человеческого рода с особыми природно-биологическими и анатомо-физиоло-гическими свойствами, внешним обликом, определенными традициями и культурными ценностями и ролью в жизни народа своей национально-этнической группы. Знание языка, произведений народного творчества и профессионального искусства, литературы. Осознание себя носителем свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненной позиции, отношение к действительности, другим людям
Мотивационный - демонстрирует шкалу от отрицательного и безразличного отношения, нежелания освоения истории, культуры своей нации к зрелым формам положительного отношения к ним Стремление к приобретению новых знаний о культуре, истории, научных достижениях своего народа через самые разнообразные источники (занятия, книги, фильмы, выставки и т. д.), интерес к истории, литературе, культуре, науке своего и других народов
Эмоционально-коммуникативный - от полного отсутствия способности к идентификации, неадекватной самооценки и негативного отношения к культуре своей нации к положительному отношению к национальной истории и культуре, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию Сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы, положительное отношение к национальной истории и культуре, принятие общечеловеческих ценностей на базе национальнокультурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.)
Поведенческо-детельностный - от несоблюдения обычаев, норм, ценностей, поведенческих стереотипов, культурных традиций, принятых в национальноэтнической группе, враждебного и агрессивного поведения между представителями различных национальностей до принятия дружеских и уважительных отношений, соблюдения этических и правовых норм поведения Соблюдение обычаев, норм, ценностей, поведенческих стереотипов, культурных традиций, принятых в национально-этнической группе. Развитие конструктивного взаимодействия между людьми других национальностей, положительная установка в отношениях друг к другу, предполагающая терпимость к существующим национальным различиям, соблюдение этических и правовых норм поведения, коммуникативная толерантность
Поведенческо-деятельностный - не соблюдает обычаи, нормы, ценности, поведенческие стереотипы, культурные традиции, принятые в национально-этнической группе. Отсутствует конструктивное взаимодействие между людьми других национальностей, наблюдается отрицательная установка в отношениях друг к другу, отсутствует соблюдение этических и правовых норм поведения, коммуникативная толерантность отсутствует. Средний уровень - когнитивный критерий: имеет некоторые знания о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах развития своей национально-этнической группы. Наличие некоторых пред- ставлений о своем происхождении. Осознает себя представителем человеческого рода с особыми природно-биологическими и анато-мо-физиологическими свойствами, внешним обликом, но не имеет достаточных знаний о традициях и культурных ценностях, роли народа своей национально-этнической группы. Имеет недостаточное знание языка, произведений народного творчества и профессионального искусства, литературы. Лишь частично осознает себя носителем свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненной позиции, отношения к другим людям.
Мотивационный - иногда стремится приобрести некоторые знания о культуре, истории, научных достижениях своего народа через занятия, книги, фильмы, выставки и т. д., проявляет некоторый интерес к истории, литературе, культуре, научным достижениям своего и других народов.
Эмоционально-коммуникативный - относится нейтрально к единству с другими представителями своей национально-этнической группы, к национальной истории и культуре.
Поведенческо-деятельностный - соблюдает отдельные обычаи, нормы, ценности, культурные традиции, принятые в своей национально-этнической группе. Имеет нейтральную установку в отношениях с представителями других национальностей, а также к существующим национальным различиям.
Высокий уровень - когнитивный критерий: знает историю и современное состояние развития своей национально-этнической группы, а также будущие перспективы, осознает свою принадлежность к нации. Имеет достаточно представлений о своем происхождении, осознает себя представителем человеческого рода с особыми природно-биологическими и анатомо-физиологическими свойствами, внешним обликом, определенными традициями и культурными ценностями и ролью в жизни народа своей национально-этнической группы. Знает язык, произведения народного творчества и профессионального искусства, литературы. Осознает себя носителем свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненной позиции, отношение к действительности, другим людям.
Мотивационный критерий - активно стремится к приобретению новых знаний о культуре, истории, научных достижениях своего народа через самые разнообразные источники (занятия, книги, фильмы, выставки и т. д.), проявляет постоянный интерес к истории, литературе, культуре, науке своего и других народов.
Эмоционально-коммуникативный критерий - сопереживает свое единство с другими представителями национально-этнической
группы, положительно относится к национальной истории и культуре, принимает общечеловеческие ценности на базе национально-культурного компонента (националь-
ного языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.).
Поведенческо-деятельностный - соблюдает обычаи, нормы, ценности, поведенческие стереотипы, культурные традиции, принятые в национально-этнической группе. Постоянно развивает конструктивное взаимодействие между людьми других национальностей. Имеет положительную установку в отношениях друг к другу, предполагающую терпимость к существующим национальным различиям, соблюдает этические и правовые нормы поведения, толерантен.
IV. Результативный блок. Результатом педагогической работы будет являться сфор-мированность национального самосознания старшеклассников: устойчивая, внутренняя осознанная идентификация личности со своей нацией; наличие системы представлений об общности исторического прошлого, настоящего и будущего своего народа, понимание и умение оценить положение своей нации в структуре общественных, в т. ч. и международных отношений; понимание национальных потребностей, интересов, идеалов и ценностей как своих личных.
Таким образом, педагогическая модель формирования национального самосознания старшеклассников посредством культуроохранных технологий базируется на взаимосвязанных между собой элементах: социального заказа общества, концептуального блока (цель, задачи, принципы и условия), организационно-деятельностного блока (функции, виды деятельности старшеклассников, средства, формы и методы), критериального блока (критерии, показатели и уровни сформи-рованности национального самосознания старшеклассников) и результативного блока, при интеграции которых повышается эффективность педагогической работы по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий.
1. Философский энциклопедический словарь / сост. Е.Ф. Губницкий, Г.В. Кораблева, В.Р. Лут-ченко. М., 1997.
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль, 2004.
3. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М., 2004.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
6. Современные технологии социально-культурной деятельности / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004.
7. Культурно-досуговая деятельность / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.
8. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. М., 2007.
9. Социально-культурная деятельность: краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену / науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2007.
Поступила в редакцию 10.09.2012 г.
UDC 374.02
FORMATION MODEL OF NATIONAL SELF-CONSCIOUS OF HIGH-SCHOLARS BY MEANS OF WELFARE TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
Irina Yuryevna KONOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru
The description of the model, developed by the author, of formation of national self-conscious of high-scholars by means of cultural-protection technologies of welfare activity consisting of 4 blocks is submitted: conceptual, organization-active, criteria and productive.
Key words: formation of national self-conscious of high-scholars; cultural-protection technologies; welfare activity; model.