УДК 351.773
Н. А. Воронцова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования фармацевтического рынка объясняется высокой социальной значимостью: производство и обращение лекарственных средств оказывают непосредственное влияние на национальную безопасность и экономическое благополучие государства. Статья посвящена теоретическим основам функционирования фармацевтического рынка. Описываются понятие и миссия рынка лекарственных средств, анализируются действующие на рынке экономические законы, его специфические черты. Представлены различные подходы к определению объектов фармацевтического рынка, а также их особенности, влияющие на функционирование и развитие рынка в целом. При этом субъекты фармацевтического рынка систематизированы и выделены в подсистемы (управление и регулирование, разработка, производство, распределение, продвижение, кадровое обеспечение, потребление), а комплексная классификация видов фармацевтических рынков по различным критериям позволяет анализировать рынок лекарственных средств с разных позиций. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Фармацевтический рынок; объекты фармацевтического рынка; субъекты фармацевтического рынка; рынок лекарственных средств; регулирование фармацевтического рынка.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 24 февраля 2016 г.; дата принятия к печати 10 марта 2016 г.; дата онлайн-размещения 31 мая 2016 г.
N. A. Vorontsova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
NATURE AND SPECIFIC FEATURES OF PHARMACEUTICAL MARKET
ABSTRACT. The topicality of investigating the pharmaceutical market is explained by its high social significance: production and circulation of pharmaceutical products have an immediate effect on national security and economic well-being of the state. The article is devoted to theoretical basics of the pharmaceutical market functioning. It describes the concept and the mission of the pharmaceutical product market, analyses the economic laws acting on the market, its specific features. It presents various approaches to identifying the pharmaceutical market entities, as well as their peculiarities that influence market functioning and development on the whole. In this context, pharmaceutical market participants are systemized and specified in terms of subsystems (management and regulation, development, production, distribution, human resourcing, promotion, consumption), while the complex classification of pharmaceutical market types by various criteria makes it possible to analyse the pharmaceutical product market from various standpoints.
KEYWORDS. Pharmaceutical market; pharmaceutical market entities; pharmaceutical market participants; pharmaceutical product market; regulation of pharmaceutical market. ARTICLE INFO. Received February 24, 2016; accepted March 10, 2016; available online May 31, 2016.
Изучению рынков в экономической теории всегда уделялось особое внимание. Представители различных направлений и школ экономической мысли неоднозначно трактовали понятие «рынок» [1-3]. Это связано с длительным периодом эволюции рынка, с ростом и развитием общественного производства и обращения, что по© Н. А. Воронцова, 2016
влияло на понимание и толкование сущности рынка. Обобщив различные подходы, современный рынок можно определить как систему товарно-денежных отношений между всеми участниками общественного воспроизводственного процесса (производителями, продавцами, потребителями) с присущей ей организационной структурой и механизмом функционирования, направленную на удовлетворение производственных, хозяйственных и личных потребностей людей.
Для эффективного функционирования рынка необходимо наличие развитой инфраструктуры — совокупность институтов, обеспечивающих непрерывное функционирование рынка. Рыночная инфраструктура способствует осуществлению товарообменных операций, помогает осуществлять юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.
Классифицировать рынки возможно по различным критериям. В зависимости от уровня экономических свобод выделяют свободные (стихийные) и регулируемые рынки. По степени зрелости рыночных отношений различают формирующиеся и развитые рынки. По территориальному признаку — местные, региональные, национальные и мировые рынки. По критерию «соответствие действующему законодательству» рынки подразделяют на легальные и нелегальные (теневые). В зависимости от экономического назначения объектов рынка дифференцируют рынок потребительских товаров и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок. Анализируют рынки по отраслевому признаку, объему сделок на рынке (оптовые и розничные рынки) и другим критериям.
Объектом нашего исследования является фармацевтический рынок, или рынок лекарственных средств. Фармацевтический рынок по функциональному признаку представляет собой часть рынка потребительских товаров и услуг [4].
По мнению И. П. Артюхова, фармацевтический рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения-потребления лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента [5].
Основной миссией рынка лекарственных средств [6] является обеспечение конечного потребителя качественными и доступными по цене лекарственными средствами. Именно на данном рынке реализуются цели и задачи социальной политики государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье. Обращение лекарственных средств включает разработку, доклинические и клинические исследования, экспертизу, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, производство, изготовление, хранение, рекламу, отпуск, реализацию, применение, уничтожение, перевозку, ввоз на территорию и вывоз за пределы Российской Федерации1.
Функционирование фармацевтического рынка базируется на действии объективных экономических законов (спроса, предложения, стоимости) но поскольку сфера производства и обращения фармацевтической продукции является одним из элементов, обеспечивающих национальную безопасность государства, экономическая эффективность должна сочетаться с социальной справедливостью. Лекарственные средства должны быть доступны, безопасны и эффективны для конечных потребителей, а их производство и реализация — выгодными. Для этого действует система государственного регулирования, которую дополняют страховые компании и инструменты общественного регулирования.
1 Об обращении лекарственных средств : федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ // Российская газета. 2010. 14 апр.
Фармацевтическому рынку присущи следующие специфические черты:
- тенденция к мировой глобализации фармацевтического рынка;
- колоссальная рентабельность производства лекарственных средств;
- значительные инвестиции в научные исследования, разработку инновационных лекарственных средств;
- зависимость спроса от эпидемий, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций;
- высокие расходы на маркетинг и сбыт продукции [7; 8];
- активное вмешательство государства в регулирование фармацевтического рынка, объясняющееся особенностями товара: высокая социальная значимость, поскольку здоровье, а в ряде случаев и жизнь граждан напрямую зависят от доступности лекарственных средств; решение о приобретении лекарств обычно мало зависит от конечного потребителя, поскольку чаще всего препараты назначаются врачом (консультанты в аптеках зачастую также принимают участие в выборе медикаментов); заинтересованность оптовых и розничных продавцов лекарственных средств в реализации наиболее дорогостоящих препаратов [9].
С. М. Козыкин [10] относит к объектам фармацевтического рынка фармацевтические товары и услуги, парафармацевтические товары (товары дополнительного аптечного ассортимента), фармацевтическую информацию, вкусы и предпочтения потребителей, платежеспособную потребность, качество продукции, технологии и т. д. По нашему мнению, объектами фармацевтического рынка можно считать только фармацевтические товары и услуги, а также парафармацевтические товары. Фармацевтическая информация, предпочтения потребителей и их платежеспособность, а также качество продукции будут являться лишь факторами, влияющими на спрос.
Субъекты рынка — это участники рынка, влияющие на оборот лекарственных средств. Выделим основные подсистемы субъектов фармацевтического рынка и определим составляющие их элементы (табл.).
Подсистемы субъектов фармацевтического рынка
Подсистема Субъекты (организации и физические лица)
Управление и регулирование Органы по осуществлению надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на федеральном и региональном уровнях, страховые компании
Разработка Научно-исследовательские институты, лаборатории
Производство Отечественные и иностранные фармацевтические предприятия, объединения фармпроизводителей
Распределение Отечественные и иностранные компании-дистрибьюторы, профессиональные общественные организации (ассоциация дистрибьюторов фармацевтической продукции)
Продвижение Специализированные информационно-аналитические издания и агентства, консалтинговые компании, средства массовой информации
Кадровое обеспечение Профессиональные общественные организации, образовательные учреждения, обеспечивающие обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования,
Потребление Институциональные потребители (лечебно-профилактические учреждения), промежуточные потребители (аптечные учреждения), конечные потребители (физические лица), профессиональные общественные организации
Представленная комплексная классификация видов фармацевтических рынков по различным критериям позволяет анализировать рынок лекарственных средств с разных позиций по следующим признакам:
1. Объект фармацевтического рынка — рынок лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных добавок, парафармацевтиче-ской продукции.
2. Фармакологическая группа лекарственных средств — рынок гомеопатических препаратов, противовирусных средств, антибиотиков и т. д.
3. Условия отпуска лекарственных средств — рынки препаратов рецептурного и безрецептурных отпуска.
4. Страна-производитель — рынки отечественных и импортных лекарственных средств.
5. Торговое наименование — рынок оригинальных лекарственных средств, рынок дженериков.
6. Стадия производственного процесса — рынок фармсубстанций, рынок готовых лекарственных средств.
7. Объем реализации лекарственных средств — оптовый фармацевтичкий рынок, розничный фармацевтический рынок.
8. Источник финансирования — коммерческий сегмент (включает в себя аптечные продажи лекарственных средств и парафармацевтики без учета продаж по программе дополнительного лекарственного обеспечения), государственный сегмент (аптечные продажи лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения), а также госпитальный сегмент.
9. Территориальная принадлежность — мировой, национальный, региональный фармацевтические рынки.
Инфраструктура фармацевтического рынка РФ включает фармацевтические компании (производители), дистрибьюторы, аптечные и лечебные учреждения. К значимым элементам рынка лекарственных средств следует отнести и научно-исследовательские институты, и образовательные учреждения, и общественные организации, и органы власти.
В силу особой социальной значимости фармацевтический рынок контролируется и регулируется государственными структурами. Они и составляют еще один важный субъект рынка лекарственных средств. Конституция РФ декларирует равное право граждан на получение медицинской помощи. Равноправие в вопросах охраны здоровья определяется Всемирной организацией здравоохранения как равная и справедливая возможность для граждан полностью реализовать свой «потенциал здоровья», независимо от того, в каком регионе они проживают [11].
Таким образом, фармацевтический рынок представлен нами как часть рынка потребительских товаров и услуг. Как и в развитых странах, в России фармацевтический рынок стал регулироваться не только государственными и муниципальными органами власти, но и страховой медициной. Следовательно, страховые компании можно считать полноправным субъектом фармацевтического рынка, к которому следует отнести и средства массовой информации. С их помощью органы власти могут консультировать население, размещать информацию о ценах на лекарственные средства и их наличии в аптечных учреждениях, тем более, что такая обязанность установлена Всемирной организацией здравоохранения [12].
Список использованной литературы
1. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : пер. с 14-го англ. изд. / К. Р Макконел, С. Л. Брю. — М. : Инфра-М, 2003. — 972 с.
2. Хейне П. Экономический образ мышления : пер. с англ. / П. Хейне. — М. : Каталак-сия, 1997. — 204 с.
3. Колодин В. С. Роль потребительского рынка в стратегии регионального развития / В. С. Колодин, Л. В. Шемякина // Известия Иркутской государственной экономической академии. —2007. — № 2 (52). — С. 82-84.
4. Управление и экономика фармации : в 4 т. / под ред. Е. Е. Лоскутовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2008. — Т. 1 : Фармацевтическая деятельность. — 400 с.
5. Артюхов И. П. Организация и управление фармацевтической деятельностью / И. П. Артюхов, Л. А. Лунева, В. В. Богданов. — Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. мед. унта, 2010. — 157 с.
6. Рязанцева И. Б. Некоторые актуальные проблемы фармации как важнейшего звена системы здравоохранения [Электронный ресурс] / И. Б. Рязанцева // Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности : интернет-конференция. — 2007. — Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru/text/16207124/.
7. Аверина М. В. Российский рынок лекарственных средств / М. В. Аверина, М. Ю. Шев-куненко // Бизнес в законе. — 2010. — № 2. — С. 179-181.
8. Евстратов А. В. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Ев-стратов, Г. А. Рябова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5-2 (24). — С. 47-49.
9. Тельнова Е. А. Система ценообразования на лекарственные средства: вчера, сегодня, завтра / Е. А. Тельнова, А. С. Румянцев // Вестник Росздравнадзора. — 2008. — № 4. — С. 9-17.
10. Козыкин С. М. Анализ фармацевтического рынка на основе системного подхода / С. М. Козыкин // Вопросы экономики и права. — 2012. — № 2. — С. 102-105.
11. Юргель Н. В. Особенности региональной лекарственной политики в условиях модернизации здравоохранения / Н. В. Юргель, М. Ю. Хубиева // Фармация. — 2007. — № 5. — С.39-42.
12. Винокурова А. М. Источники информации для референтных групп на фармацевтическом рынке г. Иркутска: частота использования и перспективы применения в коммуникационном канале / А. М. Винокурова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 4 (72). — С. 66-70.
References
1. McConnell Campbell R., Brue Stanley L. Economics: Principles, Problems and Policies. 14 th ed. Irvin McGraw-Hill, 1999. (Russ. ed.: McConnell K. R., Brue S. L. Ekonomiks: Printsipy, problemy ipolitika. Moscow, Infra-M Publ., 2003. 972 p.).
2. Hayek F. А. The collected works of F. A. Hayek, vol. I. The Fatal Conceit. The Errors of Socialism. The University of Chicago Press, 1988. (Russ. ed.: Hayek F. А. Pagubnaya samonad-eyannost'. Oshibki sotsializma. Moscow, Novosti Publ., Catallaxy Publ., 1992. 304 p.).
3. Kolodin V. S., Shemyakina L. V. Significance of the customers market in the strategy of visional development. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2007, no. 2 (52), pp. 82-84. (In Russian).
4. Loskutova E. E. (ed.). Upravlenie i ekonomika farmatsii [Management and economy of pharmacy]. 2nd ed. Moscow, Akademiya Publ., 2008. Vol. 1. 400 p.
5. Artyukhov I. P., Luneva L. A., Bogdanov V. V. Organizatsiya i upravlenie farmatsevtich-eskoi deyatel'nost'yu [Organization and management of pharmaceutical activity]. Krasnoyarsk State Medical University Publ., 2010. 157 p.
6. Ryazantseva I. B. Some topical problems of pharmacy as an unescapable link of public health system. Okhrana zdorov'ya: problemy organizatsii, upravleniya i urovni otvetstvennosti. Inter-net-konferentsiya, 2007 [Health care: problems of organization, management and levels of responsibility. Internet Conference, 2007]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/text/16207124/. (In Russian).
7. Averina M. V., Shevkunenko M. Yu. Russian market of pharmaceutical products. Biznes v zakone = Business in Law, 2010, no. 2, pp. 179-181. (In Russian).
8. Evstratov A. V., Ryabova G. A. Analysis of pharmaceutical market in the Russian Federation. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2014, no. 5-2 (24), pp. 47-49. (In Russian).
9. Telnova E. A., Rumyantsev A. S. Pricing system for pharmaceutical products: yesterday, today, tomorrow. Vestnik Roszdravnadzora = Bulletin of RZN, 2008, no. 4, pp. 9-17. (In Russian).
10. Kozykin S. M. Analysis of pharmaceutical market on the basis of system approach. Vo-prosy ekonomiki i prava = Economic and Law Issues, 2012, no, 2, pp. 102-105. (In Russian).
11. Yurgel N. V., Khubiyeva M. Yu. Features of regional medicines policy in term of public health modernization. Farmatsiya = Pharmacy, 2007, no. 5, pp. 39-42. (In Russian).
12. Vinokurova A. M. Sources of information for reference groups in the pharmaceutical market of Irkutsk: frequency of use and prospects of application in communication channel. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2010, no. 4 (72), pp. 66-170. (In Russian).
Информация об авторе
Воронцова Нина Анатольевна — аспирант, кафедра экономики и государственного управления, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Nina A. Vorontsova — PhD Student, Chair of Economics and Public Administration, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Воронцова Н. А. Сущность и специфические особенности фармацевтического рынка / Н. А. Воронцова // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 3. — DOI : 10.17150/2411-6262.2016.7(3).16.
Reference to article
Vorontsova N. A. Nature and specific features of pharmaceutical market. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, no. 3. DOI : 10.17150/2411-6262.2016.7(3).16. (In Russian).