УДК 338.1
СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ» Рухманова Надежда Анатольевна, к.э.н., доцент Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент Тарунтаева Ирина Григорььевна, аспирант Россия, г. Иваново, Ивановский государственный университет
В статье рассматриваются сущность и основные составляющие понятия «социально-экономическое развитие муниципальных образований» с позиции системного подхода к оценке состояния и развития муниципальных образований в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: социально-экономическая система, социально-экономическое развитие муниципальных образований, конкурентоспособность, комплексная оценка.
I I I ESSENCE AND COMPONENTS OF THE TERM
"MUNICIPAL ENTITIES' SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT" RukhmanovaNadezhdaAnatolyevna,associate professor VasilchukEvgenyStepanovich, associate professor TaruntaevaIrina Grigoryevna,graduate student Russia, Ivanovo, IvanovoStateUniversity
The abstract: the article deals with the essence and components of the term «municipal entities' socioeconomic development» from the position of systems approach to the assessment of the state and development of municipal entities in the market economy.
The key words: socio-economic system, socio-economic development of municipal entities, competitiveness, integral assessment
Основой укрепления экономики регионовявляется динамичное развитие муниципальных образований (далее МО) и комплексное использование их потенциала.Но в настоящее время муниципальная экономика как наука находится еще на стадии становления. В частности, отсутствует общепринятая методика комплексной оценки развития российских МО, создание которой должно опираться на четкое понимание сущности и основных составляющих понятия «социально-экономическое развитие муниципальных образований».
1. При обосновании данного понятия следует исходить из того, что МО являются сложной социально-экономической системой. Известно, что любая система обладает такими свойствами, как целенаправленность, автономность, управляемость, иерархичность, функциональность и др. Применительно к МОцеленаправленность является наиболее очевидным ее свойством, т.к. все МО независимо от их территориальной и компонентной
структуры имеют единую цель - удовлетворение потребностей людей. [2, с.27]. Автономность проявляется в самостоятельном решении социально-экономических и финансовых вопросов местного значения, а также в стремлении иметь и развивать такую муниципальную экономику, которая позволяет снизить влияние внешних воздействий на функционирование МО. Функциональность является основополагающим свойством МО как социально-экономической системы. Она проявляется в непрерывном действии и взаимодействии всех элементов системы.Но МО - это открытая система, которая нуждается в постоянном обмене с другими территориями для обеспечения своего бесперебойного функционирования.
2. В условиях рыночной экономики МО рассматриваются как самостоятельные рыночные субъекты. Поэтому неотъемлемым элементом социально-экономического развития МО является уровень их конкурентоспособности. Впервые в научный оборот это понятие как «конкурентоспособность города» ввел М.Портер, который определил его как «экономическую категорию, характеризующую способность территории достигать высокого и постоянно растущего уровня жизни за счет повышения производительности использования труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями - создателями добавленной стоимости» [4, с.56]. Понятие «конкурентоспособность территории» имеет несколько иную смысловую нагрузку, чем понятие «конкурентоспособность компании». В ситуации, когда МО оказывается неконкурентоспособным, оно не может уйти с рынка и прекратить свое существование как неконкурентный рыночный субъект. Поэтому в случае неконкурентоспособности МО происходит ухудшение благосостояния населения, условий ведения бизнеса, сокращение занятости, рост безработицы и т.д. [3].Конкурентоспособность МО можно рассматривать двояко: во-первых, с позиции достигнутого уровня и динамики развития экономики данного муниципалитета; во-вторых, в сравнении с другими МО.Конкурентоспособность МО в значительной мере определяется уровнем конкурентоспособности градообразующих предприятий. Но в широком понимании конкурентоспособность МО включает в себя не только экономическую, но и социальную, финансовую (в том числе муниципальные финансы), инвестиционную и инфраструктурную составляющие. Ряд авторов рассматривает и понятие «перспективная конкурентоспособность МО», которое напрямую связано с возможностью привлечения дополнительных инвестиций, но помимо привлечения капитала подразумевает привлечение других факторов производства.
Но результирующим критерием оценки конкурентоспособности МО остается уровень и качество жизни его населения.
3. Однако не следует забывать, что конкурентоспособность МО это лишь составная часть более емкого понятия «социально-экономическое развитие». В отечественной литературе существует дваосновных подхода к трактовке этого понятия. Суть первого подхода заключается в том, что под комплексным социально-экономическим развитием понимается
развитие инфраструктуры муниципального образования. Развитие МО как целостного социально-экономического образования представителями этого направления не рассматривается как главная задача развития, поскольку они считают, что хозяйственная деятельность органов местного самоуправления не может обеспечить всех направлений жизнедеятельности муниципалитета.
Представители второго подходарассматривают МО как целостную социально-экономическую систему, которая имеет свои внутренние законы развития. Исходя из этого, понятие«социально-экономическое развитие МО» должноносить более широкий и комплексный характер. Это означает, что данное понятие включает не только те сферы жизнедеятельности МО, которые относятся непосредственно к муниципальному управлению, но и другие сферы, без которых невозможно существование и развитие муниципалитета, включая взаимодействие с субъектами внешней по отношению к МО среды [1].
4. Социально-экономическое развитие МО - это комплексный процесс изменений в экономике и социальной сфере муниципалитета, нацеленный на улучшение качества жизни населения данной территории [24, с.271]. Поэтому данное понятие включает в себя уровень экономического развития, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, охраны общественного порядка, социального обеспечения и т.д. Поэтому под комплексным социально-экономическим развитием МО следует понимать управляемый процессвзаимосвязанных изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижения определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения [3]
В настоящее время комплексная оценка социально-экономического развития МО получила особую актуальность в связи с реформой местного самоуправления, а также с переходом к модели «город-предприниматель». Процесс разработки методики этой комплексной оценки имеет сложный многоступенчатый характер как с точки зрения организационных, так и методических аспектов ее проведения. Стоит отметить, что прежде чем проводить комплексную оценку необходимо предварительно четко определить цели и задачи ее проведения, разработать комплекс мероприятий и источников финансирования по информационному обеспечению и апробации предложенной методики.
Исходя из обоснованного выше понятия «социально-экономическое развитие МО»его комплексная оценка включает четыре блока индикаторов.
I. Экономический блок. На основании показателей экономического блокаможно сделать выводы об уровне инвестиционной привлекательности МО, выявить узкие места, угрозы и возможности для его дальнейшего экономического развития. В этот блок целесообразно включить следую-
щие относительные показатели с учетом возможности получения информации для их расчета: долязанятого населения во всей численности насе-ления;число малых и средних предприятий на 1000 жителей; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненные работы и услуги собственными силами на 1000 жителей;оборот розничной торговли на душу населения;индекс промышленного производства; объем инвестиций в основной капитал на душу населения;объем строительных работ на душу населения.
II. Социальный блок включает индикаторы, характеризующие здравоохранение, условия и уровень жизни населения муниципалитета: средняя заработная плата;численность зарегистрированных безработных на 1 тыс. жителей ;численность врачей и среднего медицинского персонала на 10 тыс. жителей;обеспеченность жильем (кв.м. на одного жителя); число зарегистрированных преступлений на 1 тыс. жителей;
III. Финансовый блокотражает степень эффективности функционирования экономических агентов, а также характеризует самостоятельность местного бюджета. В этот блок целесообразно включить следующие показа-тели:доля убыточных предприятий;сумма бюджетных доходов на одного жителя;дефицит (профицит) бюджета, в %;доля собственных доходов бюджета;
IV. Показатели развитости инфраструктуры и ее доступности для населения. Поскольку составным элементом экономических основ функционирования МО является наличие градообразующей и социальной сферы, то предполагаются следующие показатели: доля автодорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог;доля протяженности освещенных частей улиц, проездов, набережных в их общей протяженности;число спортивных сооружений на тысячу жителей ;число учреждений культурно-досугового типа на тысячу жителей;число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги на тысячу жителей.
При этом следует оценить как достигнутый уровень развития, так и динамику показателей, с целью выявления положительных (отрицательных) тенденций и разработке соответствующих мер по их поддержанию (нивелированию). Для этого необходимо использовать какстатические, так и динамические показатели.Таким образом, реализация системного подхода к изучению состояния и развития МО в условиях рыночной экономики является базовым условием для объективной и комплексной оценки их социально-экономического развития.
Список литературы
1. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н., Основы управления муниципальным хозяйством, (электронный ресурс) www.vasilievaa.narod.ru
2. Иванова В.Н. Технологии муниципального управления: Учеб.пособие /. - М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Мельдаханов А. А. Природа конкурентоспособности города: факторы, методы, критерии (Электронный ресурс) www.rusnauka.com
4. Старовойтов В. Г. Повышение конкурентоспособности городов России.//Вестник Оренбургского университета. - 2004. №8.