УДК 338.46
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
ПРЕДПРИЯТИЯ Э.Б. Лубянская, ведущий инженер e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье рассматриваются основные аспекты стратегического управления инновационными проектами, определяются цели и содержание стратегического менеджмента в проектной деятельности. Также рассматривается мнение различных авторов в области стратегического управления инновационными проектами. Стратегическое управление инновационными проектами означает применение знаний, методов, инструментов и навыков для реализации продуктов или услуг. Эффективное стратегическое управление инновационными проектами включает в себя согласование целей проекта со стратегией и целями организации, согласование для получения бизнес-выгод и реализации конкурентных преимуществ. Стратегическое управление инновациями решает задачи планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на увеличение качественных и количественных показателей производственной и социально-экономической сред предприятия. Любые стратегические цели предприятия будут неизменно связаны с инновациями
Ключевые слова: стратегическое управление, инновационные проекты, стратегическое управление инновациями, инновации, стратегия, управление, инновационная деятельность
ESSENCE AND CONTENT OF STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS OF THE ENTERPRISE E.B. Lubyanskaya, leading engineer e-mail: [email protected]
Voronezh State Technical University
The article discusses the main aspects of the strategic management of innovative projects, defines the goals and content of strategic management in project activities. The opinion of various authors in the field of strategic management of innovative projects is also considered. Strategic management of innovative projects means applying knowledge, methods, tools and skills to implement products or services. Effective strategic management of innovative projects includes alignment ofproject objectives with the strategy and objectives of the organization, coordination for obtaining business benefits and realizing competitive advantages. The strategic management of innovations solves the tasks of planning and implementing innovative projects designed to increase the qualitative and quantitative indicators of the production and socio-economic environment of an enterprise. Any strategic goals of the enterprise will be invariably associated with innovation
Key words: strategic management, innovative projects, strategic management of innovations, innovations, strategy, management, innovative activity
В сложившихся условиях, связанных с со- качественное исполнение инновационных проек-временной мировой ситуацией, инновационное тов неотрывно связано с различными методами развитие экономической деятельности РФ явля- стратегического управления, что способствует ется основополагающей задачей в достижении повышению не только экономических показате-его высокого социального и экономического раз- лей предприятий, но и его конкурентоспособно-вития. В настоящий момент становится очевид- сти в целом.
но, что развитие инновационной деятельности Управление - это совокупность действий предприятий не может быть реализовано без (включая планирование и принятие решений, грамотного внедрения и управления инноваци- организацию, лидерство), направленных на орга-онными проектами. Исходя из мирового опыта, низационные ресурсы (кадровые, финансовые, _ материальные и информационные) и используемых с целью достижения целей организации.
© Лубянская Э.Б. https://orcid.org/0000-0002-2406-600X, [email protected], 2019
22 ЭКОНОМИНФО. 2019. Т. 16. № 1
Стратегическое управление предприятиями сводится к принятию постоянных управленческих решений, некоторые из которых становятся рутинными. Часть происходит от изменений, происходящих в непосредственной близости и внутри организации.
Сущность стратегического управления определяется, как ориентация на реализацию поставленных целей. Исходя из этого очень важно, чтобы менеджеры могли определить цели, к которым должно стремиться предприятие. Огромную роль играют имеющиеся ресурсы, организационная структура предприятия, система управления, производственный и вспомогательный персонал, от которого зависит успех стратегии [1].
Суть стратегического управления заключается в том, чтобы обратиться к базовым процессам, происходящим на предприятии. В то же время стратегические решения ориентированы на будущее, связаны с неопределенностью и с привлечением дополнительных ресурсов.
Сущность стратегического управления отражает такие характеристики, как инновационная природа, ориентация на долгосрочные цели, наличие разнообразных альтернатив, субъективность, необратимость и долговременные последствия.
Основная идея, выражающая суть стратегического управления, заключается в необходимо-
сти сместить акцент управления на окружающую среду, чтобы обеспечить быстрое реагирование на предстоящие изменения и вызовы окружающей среде.
Концепция и сущность стратегического управления выражаются через стратегию - процесс принятия сложных управленческих и стратегических решений на высшем уровне руководства. Это выражается в определении и установлении связи предприятия или организации с его ближайшей средой для реализации выбранной цели путем рационального распределения ресурсов, что позволяет эффективно и действенно влиять на работу предприятия и всех ее подразделений.
Суть и задачи управления проявляются в управленческой деятельности при постановке и последующей реализации долгосрочных целей, поддержании позитивных и эффективных взаимоотношений предприятия в его среде в соответствии с целями и внутренними возможностями.
Концептуальный аппарат этого типа управления имеет общие черты с таким понятием, как «оперативное управление». Но это отличается от него в принципиальных положениях [2].
Стратегическое управление инновационными проектами представляет собой совокупность мер по разработке и реализации стратегий в данный период и решает следующие задачи (рис.1):
Преодоление Занятие Обеспечение Создание
кризисного лидирующего жизнеспособнос- условий
состояния положения на ти в любой самой долгосрочного
предприятия, рынке (в неожиданной развития с
вызванного отрасли) в ситуации учетом внешних
расхождением ее перспективы и внутренних
возможностей и возможностей
требований среды
ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
Рис. 1. Задачи стратегического управления инновационными проектами ЭКОНОМИНФО. 2019. Т.16. № 1
Стратегическое управление инновациями или инновационными проектами процесс сложный и многоэтапный. Современные авторы выделяют основные этапы стратегического управления инновационными проектами:
- анализ внешней и внутренней среды;
- определение целей инновационного проекта;
- выбор стратегии;
- реализация стратегии;
- контроль выполнения стратегии.
При выборе эффективной стратегии управления путем внедрения инновационных проектов следует рассматривать основные принципы, такие как:
- рассмотрение предприятия как открытой самоорганизующейся системы;
- обеспечение сочетания перспективного, текущего и оперативного управления инновационной деятельности;
Процесс стратегического управления Процесс управления инновационной деятельностью
Определение миссии и цели компании Прогнозирование инноваций и планирование деятельности 4—
1 г г
—► Анализ условий внутренней и внешней среды •4—
г г
—► SWOT-анализ
Анализ альтернатив и выбор стратегии Определение критериев оптимизации инновационных проектов
Оптимизация инновационных проектов
Принятие решения по выбору проекта
1 г г
—► Управление реализацией стратегии
1 г 1'
Оценка выполнения стратегии
Рис. 2. Процесс стратегического управления инновационными проектами
- учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия;
- обеспечение адаптивности стратегии управления инновационными проектами к изменениям факторов внешней инновационной среды;
- учет уровня инвестиционного риска в процессе принятия стратегических инновационных решений;
- обеспечение постоянного использования результатов НТП в инновационной деятельности;
- обеспечение альтернативности и стратегического инновационного выбора [3].
Определение стратегии это лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом процесс стратегического управления инновационными проектами может быть представлен схемой на рис. 2.
Разрабатывать стратегию управления инновационными проектами требуется исходя из следующих задач:
- оценка ресурсов и возможностей предприятия или организации для качественной реализации проекта;
- разработка стратегических целей инновационного проекта;
- провести анализ ориентиров в научной, технической и маркетинговой сферах;
- оценить существующие на предприятии инновационные стратегии, выбрать альтернативы;
- провести детальную подготовку планов, проектов, программ и бюджетов;
- сделать оценку предприятия с учетом установленных планов и целей.
Стратегическое управление инновациями решает задачи планирования и реализации инновационных проектов.
По своей сути различные стратегические решения, реализуемые на предприятиях, связаны с инновациями, потому что они строятся на нововведениях в его экономическом, организационном, производственном или логистическом потенциалах. Стратегическое управления инновациями предусматривает выбор определенных объектов исследований, на основе которых предприятие реализует постоянный поиск новых технологических возможностей [4].
Стратегическое управление инновациями затрагивает как предпринимательские, так и организационные аспекты развития предприятия и, следовательно, реализует свою функцию через подсистемы общего и функционального управления. Общее управление определяет генеральную линию стратегического развития и включает представленные на рис. 3 цели.
ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рис. 3. Цели стратегического развития предприятия
Стратегическое управление является очень важным аспектом современного бизнеса. Причин, которые обеспечивают основу для важности стратегического управления: 1. Выживание бизнеса.
Наиболее важной причиной важности стратегического управления является то, что успех бизнеса зависит от самого бизнеса. В современном мире многие предприятия работают по всему миру и по мировым стандартам. Таким образом, каждая организация должна принять новейшие
концепции и методы стратегического управления, чтобы добиться успеха в этой жесткой глобальной конкуренции.
2. Электронная коммерция.
Электронная коммерция является важным инструментом стратегического управления, с помощью которого организация может выполнять свои функции удобным и выгодным способом. Организация может участвовать в прямых продажах через Интернет или улучшить связь со своими клиентами, поставщиками, кредиторами и ак-
ционерами и т.д. Кроме того, реклама также эффективно осуществляется через Интернет, что значительно влияет на продажи организации. Электронная коммерция не только уменьшает расходы, но и время и расстояние организации при выполнении ее функций.
3. Проблема окружающей среды.
Окружающая среда стала серьезной стратегической проблемой, потому что ей угрожают недавние деловые круги. Неограниченные потребности могут быть удовлетворены за счет ограниченных природных ресурсов путем эффективного использования.
Согласно собственной сущности стратегическое управление инновационными проектами носит прагматический характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегическое управления инновационными проектами это совокупность принципов, этапов и задач при реализации инновационных проектов, которые учитывают особенности его внутренней и внешней среды.
Литература
1. Анисимов Ю.П. Экономическое и организационное обеспечение стратегического инновационного развития предприятий и комплексов / Ю.П. Анисимов, С.В. Свиридова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-4 (76). - С. 981-986.
2. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Egorushkin A.P. Innovative environment forming as the most important condition of implementation of efficient innovations in the industrial entrepreneurship sphere // European Researcher. - 2012. - Vol. (33). - № 11-1. - P. 1868-1872.
3. Чаплюк В.З. Инновационные процессы в российской экономике / В.З. Чаплюк // Бизнес в законе. 2015. № 1. С. 34-41.
4. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / С.Д. Ильенкова; под ред. С.Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 335 с.
5. Маховикова Г.А. Инновационный менеджмент: учебный курс: кратко и доступно / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - М.: Эксмо, 2010. — 208 с.