Научная статья на тему 'Инновации и их роль в организации деятельности предприятия'

Инновации и их роль в организации деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3230
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / INNOVATION CYCLE / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / РЫНОК / MARKET / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / LABOUR MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Римма Павловна, Болкина Галина Ивановна

В статье рассмотрены различные точки зрения на понятие инноваций. Определены цели и задачи инновационного менеджмента, показана его ориентация на изменения в области планирования, организации, управления, контроля и анализа инновационных процессов на предприятии в стратегическом и оперативном плане. Особое внимание уделено практическому опыту организации инновационной деятельности на Жуковском заводе технологического оборудования. Даны рекомендации по усилению роли мотивации труда в активизации инновационной деятельности на предприятии на основе использования разработанной шкалы материального поощрения авторов инновационных проектов; определены периоды выплаты поощрений. Предложено учитывать вклад каждого инновационного подразделения в прирост прибыли, полученной за счет внедрения инновационного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казакова Римма Павловна, Болкина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses different views on the idea of innovations. It identifies the aims and objectives of innovation management, shows its orientation to changes in the field of planning, organization, management, control and analysis of innovation processes at the enterprise in strategic and operational aspect. Special attention is paid to practical experience of organizing innovation activity at Zhukovskiy plant of technological equipment. The authors give recommendations on intensifying labour motivation on the basis of material incentives for authors of innovative projects, timing of bonus payment was fixed. It was proposed to take into account the contribution of each division to profit growth, which was attained at the expense of the innovative product.

Текст научной работы на тему «Инновации и их роль в организации деятельности предприятия»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

ИННОВАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Казакова Римма Павловна

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Болкина Галина Ивановна

старший преподаватель кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены различные точки зрения на понятие инноваций. Определены цели и задачи инновационного менеджмента, показана его ориентация на изменения в области планирования, организации, управления, контроля и анализа инновационных процессов на предприятии в стратегическом и оперативном плане. Особое внимание уделено практическому опыту организации инновационной деятельности на Жуковском заводе технологического оборудования. Даны рекомендации по усилению роли мотивации труда в активизации инновационной деятельности на предприятии на основе использования разработанной шкалы материального поощрения авторов инновационных проектов; определены периоды выплаты поощрений. Предложено учитывать вклад каждого инновационного подразделения в прирост прибыли, полученной за счет внедрения инновационного продукта.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, стратегия, инновационный цикл, инновационная деятельность, рынок, мотивация труда.

INNOVATIONS AND THEIR ROLE IN ORGANIZATION OF ENTERPRISE WORK

Kazakova, Rimma P.

PhD, Professor of the Department for Economy of Industry of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Bolkina, Galina I.

Senior Lecturer of the Department for Economy of Industry of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article discusses different views on the idea of innovations. It identifies the aims and objectives of innovation management, shows its orientation to changes in the field of planning, organization, management, control and analysis of innovation processes at the enterprise in strategic and operational aspect. Special attention is paid to practical experience of organizing innovation activity at Zhukovskiy plant of technological equipment. The authors give recommendations on intensifying labour motivation on the basis of material incentives for authors of innovative projects, timing of bonus payment was fixed. It was proposed to take into account the contribution of each division to profit growth, which was attained at the expense of the innovative product.

Keywords: innovations, innovation policy, strategy, innovation cycle, innovation activity, market, labour motivation.

Инновации, что это? Одни считают, что инновации - это новые технические и технологические решения, в результате которых появляются новые продукты или новые технологии, т. е. то, что связано с промышленным производством. Другие, наоборот, к ним относят любые нововведения, которые связаны с развитием промышленного производства (внедрение новой техники и технологии; методы организации производства, управления предприятием), т. е. все те новые решения, которые повышают экономическую эффективность и способствуют решению социальных задач и, что особенно важно в условиях рынка, обеспечивают финансовую устойчивость предприятия.

По нашему мнению, наиболее правильным подходом к определению инноваций является вторая точка зрения. В этом случае к инновациям можно отнести и другие виды новшеств: продуктовые инновации (это могут быть принципиально новые и улучшенные (модернизированные) виды продукции); инновационные услуги (новые виды услуг в здравоохранении, образовании и др.); социальные, кадровые инновации (новые подходы к социальной и кадровой политике на предприятии); инновации в производственных системах (в системе учета, планирования, мотивации

труда, организации внутрипроизводственных потоков и др.).

Безусловно, все рассмотренные виды инноваций на предприятиях действуют не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом.

Инновации связаны с оригинальными техническими решениями, которые используются в практической деятельности (этим они отличаются от технических изобретений); требуют творческого подхода и обладают высокой степенью риска; позволяют получать экономическую, социальную и хозяйственную выгоду приобретателям, что связано с проникновением на инновационный рынок, использованием новшества на предприятии в первый раз, даже если оно использовалось где-то ранее.

Любые инновационные процессы связаны с инновационной деятельностью, направленной на коммерциализацию полученных знаний, техники и технологии. Важную роль в инновационной деятельности играет инновационный менеджмент, который ориентирован на изменения в области планирования, организации, управления, контроля и анализа инновационных процессов на предприятии в стратегическом и оперативном плане. Исходя из вышесказанного инновационный менеджмент по своей сути отличается от принятия управленческих решений по

другим производственным структурам. Принимаемые решения инновационным менеджментом направлены на изучение широкого спектра проблем, возникающих на предприятии, и творческого потенциала работников, способных их решить.

Процессы инновационной деятельности на предприятиях могут осуществляться в двух формах:

- самостоятельно предприятием по всему инновационному циклу: от идей до получения продукта и реализации его на рынке. Это предполагает большие финансовые затраты, достаточный кадровый потенциал и высокие риски. Такой подход характерен в основном для крупных фирм, обладающих соответствующим научно-производственным потенциалом;

- в рамках кооперации на всех стадиях инновационного процесса. При этом в инновационных процессах участвуют и средние, и мелкие предприятия, цель которых - повысить конкурентоспособность, снизить издержки и уровень рисков.

Кооперационные связи могут осуществляться в различных формах, таких, как стратегическое объединение, кооперированные исследования (маркетинг), временные творческие коллективы и др.

Инновации, являясь творческой деятельностью либо различных организаций, либо подразделений фирмы, либо инновационно ориентированных предприятий, подвергаются влиянию внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы зависят от стратегической политики развития предприятия. К внешним факторам относятся государственная инновационная политика, кооперативные связи, требования рынка и др. Инновационный жизненный цикл проходит несколько стадий, причем их последовательность может быть различной, и от этого в определенной мере будет зависеть результат.

В одних случаях инновационный цикл начинается с зарождения идеи, затем идут научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, процесс освоения нового продукта, маркетинговые исследования, и новый продукт идет на рынок (рис. 1). В этом случае возникает высокая степень риска при реализации продукта на рынке. Рынок может не принять новый продукт, т. е. новшество не найдет своего потребителя, и тогда производитель терпит убыток.

Рис. 1

Второй подход, на наш взгляд, является более правомерным и имеет наименьшую степень риска. Здесь первичной является стратегическая политика развития предприятия. На ее основе осуществляются маркетинговые исследования рынка, т. е. определяются потребности рынка, а затем рождается идея, проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, начинается производственный процесс. В результате появляется новый продукт, который поступает на рынок

(рис. 2). Для того чтобы произвести новый продукт, на предприятии необходимо провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В этом случае проводятся фундаментальные исследования, которые в основном связаны с теорией вопроса и с поиском способов решения проблем для предприятия, а также прикладные исследования, которые непосредственно связаны с разработкой продукта, его применением и конкретным рыночным результатом. Малые и средние

предприятия, как правило, для разработки потенциал или осуществляют кооперацию нового продукта используют внутренний с другими компаниями.

Стратегическая политика развития предприятия и инновации Маркетинговые исследования рынка Зарождение идеи НИОКР

Процесс производства Рынок Эксплуатация Новые потребности

Рис. 2

В процессе опытно-конструкторских работ создается прототип разрабатываемого продукта, определяются его конструктивные составляющие, проектируется и подготавливается производство для освоения нового продукта, осуществляются изготовление и испытание опытного образца. Затем опытный образец дорабатывается, и вся техническая документация передается на предприятие для освоения.

Начало освоения производства нового инновационного продукта на предприятии связано:

- с адаптацией нового продукта к производственно-техническим требованиям;

- ознакомлением и обучением персонала в области освоения нового продукта в производстве;

- запуском технологических линий по изготовлению нового продукта с учетом мощностей машин и оборудования;

- поиском новых каналов обеспечения предприятия необходимыми производственными ресурсами.

Задачами инновационного менеджмента на стадии освоения в производстве нового продукта являются оптимизация сроков освоения производства, опережение конкурентов с выходом на рынок нового продукта, снижение издержек производства, увеличение прибыли и на этой основе повышение эффективности производства.

Произвести новый продукт - это еще не все. Необходимо его внедрить на рынок, занять свою нишу, найти своих потребите-

лей и быть конкурентоспособным. Инновационные процессы очень длительные по времени, а соответственно, результат от инновационной деятельности может быть получен через несколько лет. Это означает, что окупаемость производительных затрат на получение нового продукта может произойти в далекой перспективе.

Стратегия предприятия должна строиться исходя из стратегической политики государства, что позволяет заранее определить возможности его инновационного развития.

Инновационный процесс на предприятии включает:

- выбор сегмента рынка на основе маркетинговых исследований;

- утверждение технологии проведения инновационного процесса;

- выбор видов деятельности, которые должны осуществляться на предприятии;

- разработка, производство и сбыт новых инновационных продуктов;

- определение периодичности обновления товаров и услуг.

Не менее важное значение в инновационном процессе имеют поиск новых идей и их оценка с позиции решения существующих проблем на предприятии. Особенно это характерно для малых и средних предприятий, что обеспечивает им оптимизацию затрат на инновационные процессы.

Стратегический план предприятия должен включать следующие основные позиции:

- определение цели и задач для ее достижения по соответствующему инновационному продукту;

- определение ресурсов для выполнения инновационного процесса по данному продукту;

- составление графика использования ресурсов для осуществления инновационного процесса по разработке нового продукта;

- планирование производства нового продукта в целом для предприятия;

- планирование сбыта нового продукта с учетом его экономической эффективности.

Таким образом, стратегическая политика позволяет предприятиям четко сформулировать задачи перед маркетинговыми службами и представить новый продукт на рынок, который по своим потребительским характеристикам является конкурентоспособным и востребованным. Эффективность новшества будет во многом зависеть от продвижения нового товара на рынок, а на это влияют различные факторы: реклама, работа с клиентами, послепродажные услуги, ценовая политика, организация инновационной деятельности на предприятии.

Рассмотрим организацию инновационной деятельности на примере ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» (ЖЗТО).

Главным звеном инновационной политики являются научно-исследовательские подразделения, а точнее, научно-исследовательские лаборатории, которые заняты поиском стратегических технических решений на базе фундаментальных научных исследований. На уровне хозяйственных подразделений задачи носят преимущественно прикладной характер. К ним относятся разработка изделий и программ качества, инженерно-техническое обслуживание предприятий и его совершенствование, снижение издержек.

Процесс организации инновационной деятельности на ЖЗТО состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

- определение цели управления инновациями;

- выбор стратегии менеджмента инновации;

- определение приемов управления инновациями;

- разработка программы управления инновациями;

- организация работ по выполнению программы;

- контроль за выполнением намеченной программы;

- анализ и оценка эффективности приемов управления инновациями.

Кратко рассмотрим содержание отдельных этапов инновационной деятельности на ЖЗТО.

Основные цели управления инновационной деятельностью - увеличение прибыли, расширение сегмента рынка, повышение конкурентоспособности, выход на новые рынки как внутри страны, так и за рубежом.

От правильного выбора стратегии управления инновациями зависят результативность и эффективность инноваций.

Программа управления инновациями представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленных целей.

Организация работы по выполнению намеченной программы действий включает определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т. п.

При принятии любых управленческих решений, в том числе и в организации инновационной деятельности, необходим контроль за выполнением намеченной программы действий.

Толчком для развития инновационной деятельности выступают инновационные идеи. На ЖЗТО источниками идей являются:

- потребители с позиции изучения потребительского спроса;

- ученые, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции, услуг и т. д.;

- конкуренты в области стратегии и деятельности, связанной с исследованием потребительского спроса;

- торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

- непосредственно работники предприятия, при этом в процессе зарождения инновационных идей привлекается как можно большее число сотрудников.

Оценку приоритетности (важности) каждого критерия при организации инновационной деятельности ЖЗТО осуществляет руководство. При этом критерии включают:

- новизну и приоритетность проекта;

- технико-технологическую осуществимость проекта;

- имеющиеся источники финансирования;

- масштаб проекта (численность персонала, необходимую для его осуществления);

- оценку темпов роста бизнеса (медленный, умеренный, быстрый);

- степень риска инновационного проекта (бизнеса).

Выбор инновационной стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. В целях повышения эффективности инновационной деятельности в ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» были проведены следующие мероприятия:

1) в организационной структуре создан технологический отдел со следующими функциями:

- разработка и применение методов организации инновационной деятельности;

- повышение конкурентоспособности продукции на стадии опытно-конструкторских работ;

- анализ и подготовка предложений, направленных на развитие инновационной деятельности;

- разработка мероприятий по повышению качества продукции и более эффективному использованию производственных мощностей;

- административное подчинение отдела напрямую директору общества;

2) во вновь организованный отдел произведен набор персонала по следующим специальностям:

- инженер-технолог I категории;

- инженер по комплектации оборудования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инженер по автоматизированным системам управления производством;

- инженер по научно-технической информации;

- техник основного производства;

- техник по автоматизированным системам управления;

3) разработана инновационная система мотивации труда за инновационные идеи, активность, профессионализм и другие показатели;

4) каждое рабочее место персонала отдела обеспечено необходимой компьютерной техникой.

Следующим шагом должно стать внедрение в производство измельчителя древесных отходов ИДО-1, предназначенного для измельчения крупногабаритных промышленных и бытовых древесных отходов, в том числе содержащих инородные предметы. Измельчители могут применяться как самостоятельно, так и входить в состав линий. Данный вид машин является одним из самых востребованных в деревообрабатывающем производстве и при изготовлении мебельной продукции.

Практическое применение этого проекта позволит ЖЗТО расширить ассортимент выпускаемой продукции, сократить управленческие расходы, связанные с оплатой труда дополнительных сотрудников.

Эффективность открытия технологического отдела в ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» находит

свое выражение в следующих экономических показателях: выручка от реализации увеличилась на 16,9%; валовая прибыль -на 46,6% (или в 4,66 раза); стоимость имущества - на 60 000 рублей (или 0,3%); среднемесячная зарплата - на 7,6%, а чистая прибыль - на 17%. На основании расчетных данных можно сделать вывод, что от-

Выплата авторского вознаграждения за инновационную деятельность инициируется центральным менеджером по инновациям. Самым ранним сроком выплаты является период после внедрения предложения.

За идеи, вознаграждения по которым превышают установленный на предприятии предел, выплата полного размера вознаграждения производится по истечении периода подтверждения экономического эффекта (минимальный период подтверждения - 3 месяца). По истечении этого периода выплачивается полная сумма вознаграждения, или установленный в ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» процент (25-60%) выплачивается сразу после внедрения идеи, а остальная часть вознаграждения - после периода подтверждения и перерасчета экономии.

крытие технологического отдела является эффективным для предприятия.

В целях повышения заинтересованности работников технологического отдела в инновационной деятельности в ОАО «Жуковский завод технологического оборудования» разработана шкала поощрений за инновационные идеи (таблица).

По нашему мнению, механизм мотивации труда за инновационную деятельность должен учитывать не только количество поданных инновационных идей, но и долю вклада каждого инновационного подразделения предприятия в прирост прибыли, полученной за счет внедрения инновационного продукта. Учет доли вклада каждого подразделения осуществляется в соответствии с коэффициентом долевого участия. Для этого на предприятии необходимо разработать методику долевого участия подразделений в инновационной деятельности.

Такой подход к мотивации труда еще больше увеличит заинтересованность подразделений в инновационной деятельности, укрепит позиции предприятия на рынке, повысит его финансовую устойчивость и конкурентоспособность.

Шкала материального поощрения авторов инновационных предложений на ОАО «Жуковский завод технологического оборудования»

Количество предложенных и внедренных инновационных проектов Размер ежемесячного вознаграждения, в % к месячной тарифной ставке (окладу)

От 1 до 3 20

От 3 до 5 30

От 5 до 10 35

Свыше 10 40

Список литературы

1. Гончаренко Л. П., Фатьянова И. Р. Развитие национальной инновационной системы России с учетом европейского опыта формирования инновационной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. -№ 6 (60). - С. 68-75.

2. Зурин М. В. Инновационные процессы: проблемы и поиск их решений // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 9 (63). -С. 91-95.

3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. - М. : Инфра-М, 2010.

4. Исламутдинов В. Ф. Подходы к прогнозированию эволюции институтов инновационной среды / / Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 1. - С. 4-10.

5. Каленов О. Е. Организационно-экономические аспекты активизации инновационного развития: макро- и микроуровень / / Креативная экономика. - 2014. - № 4 (88). -С. 3-15.

6. Карпенко О. А. Источники финансирования инновационной деятельности предприятия // Креативная экономика. - 2014. - № 7 (91). - С. 40-47.

7. Корнели Я. Инновации и динамизм: взаимосвязь систем и технического прогресса // Вопросы экономики. - 2012. - № 4. - С. 4-31.

8. Кочурова Л. И., Грекова З. Н. Инновационной экономике нужен инновационный механизм / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2014. - № 11 (77). - С. 29-38.

References

1. Goncharenko L. P., Fat'yanova I. R. Razvitie natsional'noy innovatsionnoy sistemy Rossii s uchetom evropeyskogo opyta formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki [The Development of Innovation System in Russia with Regard to European Experience of Shaping Innovation Economy], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 6 (60), pp. 68-75. (In Russ.).

2. Zurin M. V. Innovatsionnye protsessy: problemy i poisk ikh resheniy [Innovation Processes: Problems and Ways of their Solution], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 9 (63), pp. 91-95. (In Russ.).

3. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektual'nye resursy, upravlenie znaniyami [Innovation Development: Economy, Intellectual Resources, Knowledge Management], edited by B. Z. Milner. Moscow, Infra-M, 2010. (In Russ.).

4. Islamutdinov V. F. Podkhody k prognozirovaniyu evolyutsii institutov innovatsionnoy sredy [Approaches to Forecasting Evolution of Innovation Institutions], Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and Abroad], 2014, No. 1, pp. 4-10. (In Russ.).

5. Kalenov O. E. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty aktivizatsii innovatsionnogo razvitiya: makro- i mikrouroven' [Organizational and Economic Aspects of Innovation Development Intensification: Macro- and Micro-Level], Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2014, No. 4 (88), pp. 3-15. (In Russ.).

6. Karpenko O. A. Istochniki finansirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti predpriyatiya [Sources of Financing Innovation Activity at the Enterprise], Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2014, No. 7 (91), pp. 40-47. (In Russ.).

7. Korneli Ya. Innovatsii i dinamizm: vzaimosvyaz' sistem i tekhnicheskogo progressa [Innovation and Dynamism: Interrelation between Systems and Technical Progress], Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 2012, No. 4, pp. 4-31. (In Russ.).

8. Kochurova L. I., Grekova Z. N. Innovatsionnoy ekonomike nuzhen innovatsionnyy mekhanizm [Innovation Economy Needs Innovation Mechanism], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 11 (77), pp. 29-38. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.