УДК 338.2 ББК 65.05
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
А.С. Басюк, к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Института экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
К.Н. Вицелярова, к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности Института экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Вниманию читателей предлагается материал из монографии Басюк А.С., Вицеляровой К.Н. «Теоретические исследования и практические аспекты инновационной деятельности предприятия на основе принципов устойчивого развития: монография» (Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022, 179 с., ISBN 978-5-8333-1158-5). В данном номере представлен один из параграфов главы 1 «Основные теоретические аспекты системы управления инновационной деятельностью предприятия в современных условиях» - параграф 1.2 «Сущность и принципы инновационного развития региона». Продолжение публикации материалов монографии в следующих номерах журнала.
The editorial board of the journal «Economic Research» begins publishing materials in the section "Materialsfrom the monograph".
The readers are invited to the material from the monograph Basyuk A.S., Vitselyarova K.N. "Theoretical research and practical aspects of innovative activity of the enterprise based on the principles of sustainable development: monograph" (Krasnodar: Publishing House of FGBOU VO "KubGTU", 2022, 179 p., ISBN 978-5-8333-1158-5). This issue presents one of the paragraphs of Chapter 1 "The main theoretical aspects of the enterprise innovation management system in modern conditions" - paragraph 1.2 "The essence and principles of innovative development of the region". Continuation of the publication of the monograph materials in the following issues of the journal.
Ключевые слова: экономический цикл, волны технологической динамики, региональная инновационная система, инновационного потенциала региона, инновационная политика РФ.
Keywords: economic cycle, waves of technological dynamics, regional innovation system, innovation potential of the region, innovation policy of the Russian Federation.
Одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является активизация инновационной деятельности. Влияние инноваций на динамику экономического развития давно стало предметом пристального внимания ученых. Этим проблемам посвящены труды Н.Д. Кондратьева, В.И. Вернадского, Й. Шумпетера, Г. Менша и других ученых.
Так, Н.Д. Кондратьев показал, что в период кризиса и зарождения нового цикла создаются предпосылки для освоения научных открытий и крупных технических изобретений, позволяющих преодолевать кризисные явления и выходить на новые рубежи технологического и экономического развития [11].
В.И. Вернадский раскрыл взаимосвязь процессов развития природы и общества, сущность ноосферы, он утверждал, что разум такая же вечная составляющая бытия, как материя и энергия [12].
Й. Шумпетер под инновацией подразумевал результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей. Он отмечал, что радикальные (базисные) инновации определяют облик крупных перемен в мире, тогда как инкрементальные (улучшающие, модификационные) инновации наполняют собой процесс изменений непрерывно [13].
Г. Менш подтвердил статистически учение Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера о длинных волнах технологической динамики и ведущей роли в них инноваций. Он выделял не только базисные и улучшающие нововведения, но и псевдоинновации - частичное улучшение устаревших поколений техники [14].
Большой вклад в развитие теоретических основ инновационной деятельности внесли российские ученые. В конце 80-х годов научной школой профессора Санкт-Петербургского государственного технического университета Колосова В. Г. для обозначения направления научной деятельности введено понятие «Инноватика».
Исследование вопросов развития инновационной сферы и перехода российской экономики на инновационный путь развития отражены в работах Н.О. Османова, Г.С. Гамидова, Г.Д. Ковалева, Ю.П. Морозова, Ю.К. Шафранника, И.В. Иванова, В.В. Баранова, О.В. Кирсанова, Г.И. Лысака. Тенденции и перспективы глобальной инновационно-технологической динамики раскрыты в трудах Ю.В. Яковца, А.И. Рудского, Б.Н. Кузыка. Эти ученые развили идеи своих предшественников и разработали методологию интегрального макропрогнозирования, а также применили ее для разработки долгосрочного прогноза динамики цивилизаций XXI века, инновационно-технологического развития России [16]. Другие ученые также подчеркивают влияние инноваций на динамику развития экономики, отмечая, что выход из экономического кризиса, в том числе и нынешнего, сопряжен с резким подъемом инновационной активности и становлением нового технологического уклада, именно нововведения и внедрение инноваций способны преодолеть депрессию [17]. Таким образом, учеными неоднократно показано, что инновации находятся в сердцевине экономического прогресса. Этот тезис в полной мере применим и к
региону, экономическое развитие которого напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности на его территории. В связи с этим актуализируется вопрос о путях активизации инновационной деятельности в регионе.
Исходным пунктом инновационной деятельности являются фундаментальные научные исследования и разработки, конечным - внедрение и использование инновационных продуктов. Следовательно, основным ресурсом являются научные знания, а движущей силой - рыночный спрос. Это предполагает поддержку науки, коммерциализацию результатов инновационной деятельности и стимулирование спроса на инновационные продукты. Следовательно, необходима продуманная инновационная политика в регионе, нацеленная на развитие научных исследований и разработок, рост объемов производства и реализации наукоемкой продукции, решение социальных проблем с использованием новейших технологий (организационных, управленческих и др.). Для практического воплощения этих целей необходимо создать в регионе систему поддержки и продвижения инноваций, активизации инновационной деятельности. Региональная инновационная система, являясь, с одной стороны, элементом социально-экономической системы региона, позволит учесть особенности его инновационного потенциала, с другой стороны, являясь частью национальной инновационной системы, обеспечит инновационное развитие региона в соответствии с общероссийским вектором.
Важнейшей задачей при формировании региональной инновационной системы является создание инфраструктуры инновационной деятельности в регионе. В настоящее время в инфраструктуре инновационной деятельности выделяют производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую составляющие [18].
Технологическая составляющая, направленная на создание условий для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам, включает технопарки, инновационно-технологические комплексы, технико-внедренческие зоны и т.п. Роль консалтинговых организаций (центров трансфера технологий) заключается в том, что они обеспечивают доступ к профессиональным консультациям даже небольшим инновационным предприятиям, малознакомым с особенностями инновационной деятельности в регионе.
Финансовая составляющая тесно связана с инвестициями, поэтому необходимо также развивать инфраструктуру регионального инвестиционного рынка. К основным институтам инфраструктуры инвестиционной деятельности региона относятся: государственные, муниципальные и коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи и фондовые магазины, аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды
(прежде всего негосударственные), финансово-промышленные группы и компании, ипотечные банки, риэлтерские фирмы и другие структуры, аккумулирующие средства юридических и физических лиц и обеспечивающие их выгодное размещение. Особое внимание при этом следует обратить на организацию территориальных отделений (филиалов, представительств) институтов инвестиционного рынка в муниципальных образованиях региона.
Кадровая составляющая должна предусматривать не только подготовку высококвалифицированных кадров в регионе, но и их удержание путем создания благоприятных условий жизни. Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора данных, необходимых для принятия обоснованных решений в инновационной сфере региона. Региональные власти как один из главных участников инновационного процесса обладают самым большим количеством источников информации. Помимо общедоступных источников, используемых остальными участниками инновационных процессов в регионе, они имеют свои специальные службы, которые занимаются сбором информации. Коммерческие организации не обладают такими возможностями для сбора информации, какие имеют государственные органы. Коммерческие подборки информации, как самостоятельные информационные продукты, являются вторичной переработкой (часто - некачественной, в силу ограниченности доступа к первоисточнику) информации, собираемой различными государственными структурами. Государственное участие в информационной поддержке инновационной деятельности является необходимым элементом региональной инновационной системы, особенно в тех случаях, когда в регионе происходит изменение экономических или правовых условий инновационной и инвестиционной деятельности. В этом случае особое значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику информации и уровень затрат на получение данных в нужном формате. Сбытовая составляющая в инфраструктуре инновационной деятельности связана с коммерческой привлекательностью инноваций, поэтому необходимо повысить качество инновационных продуктов, обеспечить их продвижение и сопровождение. Необходимо наладить взаимосвязи между научными организациями, университетами и потребителями инноваций, создать благоприятные условия для перехода от идеи к конечному инновационному продукту. Для стимулирования спроса на инновации необходимо заинтересовать в их внедрении потенциальных потребителей и обеспечить сопровождение инновационных проектов. В этом направлении необходимо, прежде всего, широкое распространение информации о созданных инновационных продуктах, их достоинствах и возможностях. Подобная информация конкретизирует цели
внедрения инноваций, показывает, что с их помощью будет достигнуто и какие недостатки будут устранены.
Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Для активизации инновационной деятельности в регионе необходима также благоприятная нормативно правовая база [20]. Кроме того, необходимо провести анализ подготовленности и восприимчивости региона к нововведениям, выявить, обладает ли он достаточными для этого финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, определить основные барьеры на пути инноваций. Необходимо раскрыть и оценить инновационный потенциал региона.
Инновационный потенциал региона представляет собой совокупность интеллектуальных, материально-технических, информационных и других ресурсов, предназначенных для собственного развития, что открывает возможности для появления инновационной восприимчивости и активности [21] Он предстает в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.
Инновационный потенциал вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При эффективном использовании инновационного потенциала осуществим переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [22].
Инновационный потенциал способен стать не только характеристикой существующих возможностей к инновационному развитию региона, но, кроме того, располагая описанием нормального состояния инновационного потенциала с благоприятной инновационной средой, становится возможным определение механизмов его развития до требуемого уровня.
По нашему мнению, экономическое содержание инновационного потенциала региона характеризуется внутренней способностью институциональных субъектов, осуществляющих инновационную деятельность на соответствующей территории, преобразовывать ресурсы в инновационный продукт. Таким образом, в составе исследуемой экономической категории присутствуют как
минимум две составляющие: ресурсная (ресурсный потенциал) и организационно-экономическая (потенциал системы) (рисунок 1.1).
Основным принципом выделения ресурсных элементов инновационного потенциала, а именно кадрового, материально-технического, информационного, организационного и финансового является их роль в инновационном процессе. Каждая из составляющих инновационного потенциала имеет самостоятельное содержание, и они не являются равнозначными и взаимонезависимыми. Так, кадровая составляющая является генератором инновационных идей, материально-техническая составляющая выступает материально-вещественной базой формирования инновационного потенциала; организационная составляющая представляет собой совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции, включая комплекс методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие; информационная - находится в основе всего управленческого процесса, поскольку эффективное функционирование субъекта экономической активности при отсутствии информации и соответствующих информационных технологий не представляется возможным; финансовые ресурсы инновационного потенциала выполняют функции обеспечения поступлений финансовых средств, воздействия на выбор тематики инновационных проектов в соответствии с потребностями функционирования и развития самой инновационной сферы, способствования эффективному формированию расходов на инновации и др. и в целом обеспечивают условия реализации остальных элементов потенциала, выполняют роль их количественной оценки.
Ресурсный потенциал, рассматриваемый как составляющая инновационного, представляет собой совокупность конкретных хозяйственных ресурсов, используемых в определённых социально-экономических формах для производства инновационной продукции.
Однако, ресурсный потенциал экономической системы не тождественен инновационному, так как эффективность и рациональность использования имеющегося ресурсного потенциала зависит от состояния социально -экономической среды субъекта, от наличия эффективного механизма, стимулирующего и координирующего экономические отношения в инновационной среде. При организации производства использование ресурсов всегда целеориентировано, то есть ресурсы должны быть определенным образом организованы для реализации потребностей хозяйствующих субъектов и региона в целом.
Рисунок 1.1 - Место инновационного потенциала в совокупном региональном
потенциале
Таким образом, организационно-экономическая составляющая инновационного потенциала проявляется в степени эффективности инновационного механизма и уровне развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающих трансформацию ресурсного потенциала региона в инновационный.
Функциональная роль организационно-экономической составляющей инновационного потенциала региона в манипулировании ресурсной компонентой проявляется посредством следующего ряда воздействий [22]:
1) усложнение содержания, структуры и динамики ресурсной базы инновационного развития различных субъектов экономических отношений;
2) целеориентированное использование ресурсов на приоритетных направлениях развития региональной экономики;
3) расширение вариантов использования ресурсов для достижения целей инновационной деятельности;
4) повышение роли вероятностных факторов, связанных с определением направления использования ресурсов, инновационного потенциала;
5) усиление функций государства по мобилизации и эффективному использованию инновационных ресурсов;
6) возрастающее значение интенсификации использования инновационных ресурсов и достижений научно - технического прогресса для обеспечения устойчивого экономического роста.
Также необходимо отметить, что содержательному значению понятия «потенциал» соответствуют такие характеристики, как возможность, способность, так как они отражают отдельные скрытые нереализованные резервы изучаемого объекта, которые при изменении определённых условий могут из возможности перейти в действительность [23].
В целом, можно выделить следующие основные факторы, воздействующие на региональный инновационный потенциал, формирующие его масштабы и задающие направления использования:
- инновационная политика, проводимая региональными органами власти;
- инновационная стратегия субъектов хозяйственной активности (отдельных разномасштабных предпринимательских бизнес-структур, институциональных субъектов научной сферы), осуществляющих свою деятельность в рамках соответствующей территории;
- политика финансово-кредитных учреждений, функционирующих в регионе;
- изменение потребительских предпочтений;
- характер конкуренции;
- существующий уровень развития территориальной инновационной инфраструктуры;
- определенный «порог» знаний и задел научно - технических разработок, накопленных в рамках данной территории и за ее пределами, и которые можно привлечь в интересах социально-экономического развития той или иной территории и др.
Перечисленные выше факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного потенциала, определяют, как его количественные параметры, так и способность инициировать, распространять новшества, привлекать ресурсы на принципах коммерческой результативности. Как отмечает Д.И. Кокурин [24], к рассмотрению сущности инновационного потенциала следует подходить «как к экономической категории, являющейся иерархически организованной системой понятий, находящихся в различной степени приближения к сущности потенциала». При этом в рассматриваемом понятии раскрывается совокупность логически вытекающих категорий, то есть субординированных и координированных друг относительно друга в
зависимости от экономических отношений, которые они отражают, что и характеризует многоуровневую сущность инновационного потенциала.
Экономические отношения по поводу формирования ресурсной базы инновационного потенциала, создания продукции инновационной деятельности и формирования ее конечных результатов непосредственно в производственной сфере характеризуют соответственно ресурсный потенциал инновационной деятельности (первый уровень), сам инновационный процесс (второй уровень) и материальное производство (третий уровень) экономических отношений.
Следовательно, сущность инновационного потенциала можно правильно оценить только в том случае, если инновационная деятельность рассматривается в неразрывном единстве с научно - технической и производственной деятельностью, то есть наука, инновации и производство должны выступать как единая органическая система. Следовательно, согласно данному подходу, максимальному развитию инновационного потенциала, в том числе и регионального, будет способствовать создание органами власти экономических условий, способствующих тесному взаимодействию и развитию каждого из выделенных звеньев данной системы на соответствующем уровне хозяйствования.
В контексте исследования экономической сущности и структуры регионального научно-технического потенциала, различных направлений его использования, современными авторами принято выделять несколько самостоятельных группировок в его структуре.
Так, классификация инновационного потенциала региона по уровням иерархии, а именно выделение международного, национального, регионального, отраслевого, а также потенциала научно - исследовательских организаций и их групп ориентирована на детальное исследование использования потенциала по всем выделенным уровням его агрегирования.
Отраслевая структура инновационного потенциала региона включает научно -технические потенциалы отраслей материального производства, непроизводственной сферы; потенциалы, входящих в них предприятий и организаций, а выделение данного классификационного признака ориентировано на исследование межотраслевых соотношений научно -технического потенциала региона.
Региональная структура детализируется в соответствии с административным и экономическим делением страны (республики, экономические регионы, области, города).
В соответствии с критерием классификации инновационного потенциала по формам собственности, практически не применявшимся до начала рыночных преобразований в нашей стране, можно говорить о потенциалах государственной, частной и смешанной форм собственности.
Функциональный характер потенциала определяет целесообразность его характеристики по отдельным функциональным составляющим (кадровой, материально-технической, информационной), что дает возможность четкого определения всех возможных взаимосвязей между ними, детального анализа тенденций развития и выбор направлений улучшения соотношений между составляющими потенциала.
Кроме того, по источнику формирования инновационный потенциал региона может быть собственным и привлеченным. Необходимость инновационного потенциала региона в определенной степени обслуживать общенациональную отрасль, которой он принадлежит, а с другой стороны, работать на удовлетворение нужд региона, в рамках которого он дислоцирован, предопределяет важность выделения данного классификационного признака, в рамках которого собственный потенциал представляет собой стоимостную величину инновационного потенциала, накопленного на территории региона, а привлеченный - соответственно, стоимостную величину привлекаемого в регион потенциала (из других отраслей и регионов).
Так, взаимопроникновение и обогащение инновационных потенциалов на региональном уровне формируется не только за счет локализованных на его территории научных учреждений и проектно-конструкторских бюро, а также за счет достижений, накопленных инновационными потенциалами других регионов. На межгосударственном уровне взаимодействию национальных инновационных потенциалов способствует международное научно-техническое сотрудничество.
Рассмотренная классификация, по мнению автора, слабо отражает современный состав субъектов инновационной деятельности. Поэтому в ходе её практического использования при анализе инновационного потенциала объективность данной оценки недостаточна для разработки эффективных мер инновационной политики государства. Необходимость классификации инновационного потенциала по субъектному составу инновационной деятельности объясняется следующим рядом причин.
Во-первых, наиболее актуальным при оценке инновационного потенциала региона автор считает балансовый метод, который заключается в изучении пропорциональности распределения инновационного потенциала между его
составляющими. Одним из возможных вариантов является его распределение между группами субъектов инновационной деятельности:
- вузы;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные организации;
- сетевые инновационные организации (технопарки, кластеры);
- предпринимательские структуры.
Изучение пропорциональности при таком распределении позволяет сделать выводы о концентрации инновационного потенциала в одних группах субъектов и о недостатке его уровня в других.
Во-вторых, при реализации государственной инновационной политики необходимо учитывать интересы различных групп субъектов инновационной деятельности. Законодательные, налоговые и др. меры даже в рамках одного региона должны быть различно ориентированы не только относительно форм собственности субъектов, но и масштаба предпринимательских бизнес-структур.
Достигнутый уровень регионального инновационного потенциала можно оценить только в контексте исследования совокупного инновационного потенциала составляющих данную территорию разномасштабных субъектов предпринимательской активности, под которыми в рамках данного исследования понимаются субъекты малого, среднего и крупного бизнеса, целеориентированная инновационная активность которых, с одной стороны, представляет собой основу формируемого инновационного потенциала территории, а с другой, является объектом управления, инновационное развитие которого зависит и предопределяется наличием благоприятного инновационного климата территории, развитой инновационной инфраструктуры региона, продуманной инновационной политики и стратегии региональных органов власти.
Отсутствие системных исследований, направленных на изучение вопросов оценки и планирования развития инновационного потенциала в разрезе различных субъектов экономической активности и базирующихся на комплексном, взаимоувязанном, проводимом в сравнительном аспекте изучении инновационных достоинств различных субъектов бизнеса, функционирующих на его территории: малых, средних и крупных предприятий актуализируется проведение системного исследования в обозначенном ракурсе. С одной стороны, такие исследования обладают значительной как теоретической, так и практической значимостью с позиции сбалансированного социально-экономического развития территориальной организации общественного производства как саморазвивающейся и самодостаточной экономической
системы мезоуровня, а с другой - являются важным этапом в контексте совершенствования внутрифирменного менеджмента, имеющего целью определение вариантов управляющих воздействий на потенциал (в том числе инновационный), корреспондирующих со стратегией развития региона.
Так, инновационный потенциал разномасштабных субъектов предпринимательской активности включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это своеобразная «мера готовности» организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационный потенциал предприятия с определенной долей условности может характеризовать и уровень диверсификации производства - новые для неё виды производственно-хозяйственной деятельности.
В общем виде количественные и качественные параметры инновационного потенциала разномасштабных бизнес - структур можно оценивать по следующим составляющим:
Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность бизнес - структуры найти и приобрести права на использование необходимых ей разработок, а также заказать новые научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по интересующей тематике.
Состояние инфраструктурных возможностей самого субъекта хозяйствования, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.
Факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала бизнес - структуры, и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла (организационный потенциал, потенциал системы управления).
Интеллектуальный потенциал, определяемый количеством специалистов, занятых инновационной деятельностью в общей численности трудящихся, уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом различных организаций, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.
Финансовый (в том числе инвестиционный) потенциал, определяющий возможности хозяйственных субъектов по реализации инновационных проектов.
Через показатели эффективности использования инновационного потенциала (результативная составляющая) как отношение полученного эффекта от реализации инновационного проекта к затратам на его осуществление (отдельно по каждой конкретной составляющей).
Таким образом, под инновационным потенциалом разномасштабных бизнес-структур понимается совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций.
Процесс инновационного развития имеет две главные составляющие -реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала.
Отсутствие инновационной культуры общества - одна из главных причин инновационной стагнации. Основной мировой тенденцией формирования современного общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «новой» экономике, базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях.
Экономика экономически развитых стран, все больше ориентированная на инновации, формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют их направления и тем самым важнейшие направления научной деятельности. Следовательно, общими усилиями государства, предпринимательской и научной среды и общества в целом возможно построить механизм инновационного развития страны. Однако необходимо учесть, что с разрушением единого народнохозяйственного комплекса страны произошел разрыв большей части сложившихся кооперационных взаимосвязей с предприятиями бывших союзных республик, обвальная приватизация государственных предприятий, в том числе и научно -технического оборонного комплекса - все это привело практически к потере управляемости инновационно-техническим комплексом как единым целым.
Процесс инновационного развития может эффективно протекать только в определенных условиях, созданных инновационной средой. Инновационная среда является предпосылкой формирования действенной инновационной системы. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть сущность данной категории.
Среди инженеров и ученых, являющихся носителями интеллектуальной собственности, инновация обычно определяется как процесс создания и освоения в производстве и сбыте новых видов продукции улучшенного качества,
новых технологических процессов и видов оборудования (т.е. впервые созданный или усовершенствованный продукт интеллектуальной деятельности). Если придерживаться нормативного определения интеллектуальной собственности, к ней относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы (объекты промышленной собственности) и приравненные к ней средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ или услуг, включая фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п. [26].
Рассматривая инновационную деятельность с позиций инженеров и ученых как производство и внедрение интеллектуальной собственности, нужно, тем не менее, обратить внимание, что такое определение не является исчерпывающим и недостаточно охватывает имущественные и экономические основы деятельности, как это принято среди предпринимателей.
Предпринимателями инновационная деятельность воспринимается как последовательность осуществления инновационных проектов, являющихся разновидностью инвестиционных проектов. Причем в распространенном определении инновационные проекты направлены на инвестирование в создание или приобретение реальных материальных и нематериальных активов, в отличие от иной разновидности инвестиционных проектов, осуществляемых капиталовложениями в финансовые активы и не являющихся инновационными проектами.
В научных трудах, касающихся инновационной деятельности, недостаточную значимость имеет понятие мотивации как одного из основных источников движения и развития инновационной системы. Одновременно общепризнано, что результат экономической деятельности зависит от эффективности использования имеющихся ресурсов, определяемой отношением людей к труду, формами и методами мотивации.
По мнению автора, в основе механизма государственного управления, способного поддерживать систему регуляции рынка, должна лежать система мотивации. В рамках инновационной системы мотив будет выступать в качестве управляющего параметра.
Г.Д. Ковалёв [27] мотивационный механизм раскрывает как совокупность мотивов субъектов инновации, формирующихся под влиянием взаимодействия в инновационном процессе. Системный характер такого механизма приводит к необходимости согласования цели инновации, т.е. превращения ее в значимые мотивационные цели. Структура мотивационной цели способна определить мотивационный комплекс и обеспечить её достижение. Процесс продвижения
вдоль цепочки системных элементов носит итерационный характер, поскольку мотивы выступают средством достижения цели.
Сущность предпринимательства по Ф.А. Хайеку [28] состоит в поиске и изучении новых экономических возможностей и является характеристикой поведения, а не собственно деятельностью. Поэтому мотивы поведения, т.е. личный риск, совместная с партнерами инновационная деятельность в надежде на будущий результат, являются элементами мотивационного механизма.
С этой точки зрения предпринимательство можно характеризовать как особый стиль поведения собственников ресурса (новшества, финансов, имущества и т.п.), вызываемый стремлением повысить прибыльность бизнеса путем целенаправленных изменений в эффективности использования ресурсов (новых технологий продуктовых новшеств и т.д.) и управления бизнесом (инновационный менеджмент). Созидательное «разрушение», по И. Шумпетеру [28], составляет основу мотивационного механизма предпринимательства.
Проблема мотивации новаций имеет свою специфику. Здесь задействованы экономические, психологические и этические аспекты отношений, возникающих в процессе инновационной деятельности. Таким образом, по мнению автора, инновационная деятельность в своем непрерывном развитии движима системой интегрированных мотивов инновационного предпринимательства. Создание системы мотивации и поддержка в функционирующем состоянии - дело государства.
Инновационное развитие является одним из направлений программы комплексного развития регионов, включающей также развитие всех сфер материального производства, непроизводственной и социальной сфер. Региональные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального инновационного потенциала и интенсификации инновационной деятельности субъектов хозяйствования, поскольку использование инноваций обеспечит соответствующим структурам, функционирующим на определенной территории, а соответственно и территории в целом, конкурентные преимущества, высокий предпринимательский доход, вследствие чего усилится конкурентоспособность региона на межрегиональном и международном рынках.
Поэтому, рассматривая инновационное развитие экономической системы региона, правомочно отметить, что управляющее воздействие на инновационное развитие региона оказывает государственная инновационная политика.
Базовым условием для осуществления инновационной деятельности в регионе является набор необходимых ресурсов и организационно-экономическая система, осуществляющая трансформацию этих ресурсов в инновационный продукт. Данная элементная совокупность характеризует уровень потенциально
возможного развития инновационной сферы региона и выступает как отдельная экономическая категория - инновационный потенциал. Таким образом, можно выделить ещё один принцип построения модели инновационного развития региона: способность региона к инновационному развитию характеризуется уровнем регионального инновационного потенциала.
Целью инновационного развития региона является повышение уровня инновационности региональной экономики путём организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и создающих высокую добавленную стоимость продукта.
Таким образом, можно трактовать инновационное развитие региона как социально-экономический процесс, в основе которого лежит формирование региональной инновационной системы, способной к увеличению инновационного потенциала региона и его реализации путём создания инновационных товаров и услуг.
Инновационное развитие региона основано на следующих принципах:
1) инновационное развитие региона осуществляется в условиях региональной инновационной среды;
2) процесс инновационного развития региона формализуется построением региональной инновационной системы;
3) в основе инновационного развития региона лежит способность к инновационному мышлению и восприятию, как отдельной личности, так и всего общества;
4) эффективность инновационного развития региона напрямую зависит от региональной инновационной культуры, т.е. развернутой системы мотивации инновационной деятельности;
5) управляющее воздействие на инновационное развитие региона оказывает государственная инновационная политика;
6) способность региона к инновационному развитию характеризуется уровнем регионального инновационного потенциала.
Согласно данным принципам, можно построить организационно-экономическую модель инновационного развития региона, учитывающую особенности территориально-экономических интересов, специфики и уровня развития региона, соотношения технологических структур экономики, с целью повышения конкурентоспособности экономики региона в целом.
Инновационное развитие экономических систем региона предполагает наличие в данных системах определённого комплекса стартовых условий для развития, определяющих количество имеющихся ресурсов и механизмов их
трансформации в конечный инновационный продукт. Совокупность факторов и условий, характеризующих способность региона к инновационному развитию, составляют инновационный потенциал региона.
Рассмотрение региона в качестве целостной системы, функциональными и значимыми элементами которой являются разномасштабные предпринимательские бизнес-структуры, даст возможность определить направления влияния этих структур на его развитие и функционирование в целом. При этом взаимовлияние региона и бизнес - структур, осуществляющих свою деятельность на его территории, представляется очевидным. Взаимовыгода появится, если отдельные бизнес-структуры - малый, средний и крупный бизнес как элементы системы «регион» будут осуществлять свою деятельность, ориентируясь на цели данной системы, учитывая свою включенность в социально - экономические проблемы региона.
Обоюдная выгодность ориентации создания и последующей деятельности различных предпринимательских бизнес-структур на цели региона объясняется тем, что региону выгодно, чтобы создаваемые на его территории субъекты хозяйствования полнее использовали ресурсы региона (в том числе на инновационную деятельность), не противоречили, а напротив, поддерживали общую ориентацию экономической системы мезоуровня в соответствии с межрегиональным разделением труда. С другой стороны, при проведении такой политики разномасштабные субъекты бизнеса могут рассчитывать на получение от властных региональных структур определенных льгот, поддержки, в том числе финансовой, социальной, налоговой, информационной и так далее.
Инновационный потенциал, являясь органической частью совокупного экономического потенциала региона, сам представляет собой сложную динамическую систему. Основываясь на ресурсных возможностях отдельных микроэкономических субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках данной территориально - локализованной системы, конкретных отраслей региона, он характеризует способность экономической системы мезоуровня (посредством инновационной деятельности институциональных субъектов и структур) самостоятельно решать комплексные проблемы своего функционирования и развития в контексте создания необходимых экономических условий и предпосылок, обеспечивающих конкурентоспособность субъектов хозяйствования в условиях усиливающейся конкурентной борьбы между фирмами, регионами, странами.
Рассматривая региональный инновационный потенциал как совокупность потенциалов хозяйствующих на определенной территории субъектов, являющихся функциональными подсистемами суперсистемы «регион», необходимо учитывать, что для более комплексного использования
собственного внутреннего потенциала необходимо тесное взаимодействие с другими функциональными элементами научно - технического и инновационного потенциала региона (научными учреждениями, проектными, конструкторскими, технологическими, изыскательными организациями, вузами, лабораториями, финансово-кредитными структурами и другими), уровень развития которых определяет интегральный уровень научно - технического и инновационного развития региона. Схематично уровни развития региона (производственный, научно-технический и инновационный) и их содержательную характеристику можно представить следующим образом (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Уровни и содержательная характеристика развития региона
Увеличению совокупного инновационного потенциала территории способствует привлечение инновационного потенциала других регионов за счет создания межотраслевых научно-производственно-инновационных комплексов, целесообразность формирования которых, прежде всего, обусловливается тем, что в рамках каждого конкретного региона не всегда оказывается возможным осуществлять весь цикл исследования до внедрения результатов научно -технической деятельности в массовое производство. Развитие и увеличение регионального инновационного потенциала могут инициировать межрегиональные инновационные программы и проекты, позволяющие значительно расширить возможности реализации инновационного потенциала хозяйственных субъектов за счет интеграции и кооперации межрегиональных бизнес - структур.
Таким образом, можно говорить о том, что инновационный потенциал различных предпринимательских бизнес-структур взаимосвязан и взаимообусловлен ресурсными возможностями региона как суперсистемы более высокого уровня иерархии. В то же время инновационный потенциал территории
не сводим полностью к совокупному инновационному потенциалу расположенных на его территории субъектов хозяйствования. Следовательно, инновационный потенциал различных форм организации бизнеса является органической подсистемой совокупного инновационного потенциала территории, для реализации которого необходимо формирование эффективной, взаимовыгодной системы взаимодействия региона и функционирующих на его территории разномасштабных бизнес - структур [29].
Проводя позиционирование различных субъектов предпринимательской активности в совокупном инновационном потенциале региона необходимо определить их особенности, сравнительные инновационные преимущества, прежде всего связанные с инвестиционными возможностями хозяйствующих субъектов, формой собственности субъектов инновационной деятельности, организационно - правовым статусом, величиной, отраслевой принадлежностью и другими, влияющими на способность инициировать, распространять новшества, привлекать ресурсы на принципах коммерческой результативности, то есть влияющие с одной стороны на внутренние параметры собственного инновационного потенциала, а с другой - формирующие параметрические характеристики инновационного потенциала региона в целом. Кроме того, проведение сравнительного анализа инновационных преимуществ разномасштабных бизнес-образований актуализировано также необходимостью определения вклада соответственно малого, среднего и крупного бизнеса в совокупный инновационный потенциал территории, в общую стратегию инновационного развития региона.
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
- активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
- укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности [30].
Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования должна иметь:
- четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
- органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
- информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
- инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
Создание региональной инновационной системы было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы еще в 1997 году. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные и региональные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность, АПК, строительство и т.д.). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики регионов не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений, так и их коммерциализацию.
В данном контексте особую актуальность приобретает исследование, направленное на разработку теоретико-методических основ и инструментов механизма инновационного развития в экономической системе мезо-уровня.
Развитие инновационных систем и процессов становится весьма актуальным в наши дни. Стратегической целью Краснодарского края является развитие инновационной составляющей региона и в крае уже реализуется государственная программа «Информационное общество Кубани».
Тем не менее, в крае существует ряд проблем в инновационной сфере развития:
- низкий спрос на инновационные разработки в области информатизации со стороны государства и бизнеса;
- недостаточно развитый сектор исследований; невысокий уровень внутренних затрат на исследования и разработки;
- слабо развитая инфраструктура поддержки информатизации; низкая эффективность «диджитализации»;
- низкая координация в реализации отдельных инновационных механизмов и программ, низкий уровень сетевого взаимодействия между участниками; отсутствие полномасштабного вовлечения в данный процесс населения, институтов гражданского общества, экспертного сообщества;
- недостаточное качество системы подготовки и привлечения кадров для информационно-коммуникационной системы [31].
Исследуя вопросы инновационного развития регионов, в качестве примера рассмотрим Краснодарский край, так, в Краснодарском крае необходимо совершенствовать процессы за счёт внедрения современных технологий, наращивать скорость процессов, адресность государственной поддержки, услуг, ориентированных на жизненные ситуации людей, совершенствовать механизмы контроля. С другой стороны, необходимо совершить прорыв в области IT, увеличить количество разработок в этой области.
Основываясь на анализе мирового опыта «Умных решений» в городах, нужно отобрать лучшие решения и приземлить их на территории края. На сегодняшний день уже есть ряд успешно реализуемых направлений (системы организации парковочного пространства), но также следует найти решения в области управления потоками автотранспорта, диспетчеризации, автоматической оплаты. Далеко не везде в общественном транспорте есть Wi-Fi. Зачастую, мы сталкиваемся с инфраструктурными ограничениями и здесь необходимо использование опор двойного назначения для передачи данных и предоставления качественного мобильного сервиса в городе.
Цифровизация социальных учреждений также является актуальным направлением, поэтому необходимо прорабатывать архитектурные решения для
внедрения и использования сервисов в системе здравоохранения. У населения есть запрос на получения консультаций врача, удобной и понятной записи на прием через мобильные устройства. Пример МФЦ можно внедрить и для системы здравоохранения и социальной защиты населения.
На сегодняшний день стоит задача консолидации ГГ-сообщества региона и привлечения ГГ-компаний в регион. Необходима площадка, на которой представители отрасли могли бы обмениваться опытом, важно услышать их предложения относительно того, какие меры поддержки нужны для развития этой сферы.
Краснодарский край, безусловно, привлекателен для инвесторов. Этому способствуют богатый кадровый потенциал, выгодное географическое положение, региональная законодательная база. Для стимулирования внедрения инноваций, следует создавать соответствующую инфраструктуру: коворкинговые и инжиниринговые центры, ГТ-парки.
Успешным является пример Белоруссии, где создан ГГ-парк, в котором уже работают тысячи человек. Его резидентам предоставили льготы для вхождения в бизнес-центры, преференции при получении госзаказов. Эти меры способствовали быстрому развитию отрасли. Сегодня в белорусском ГГ-парке размещаются мировые гиганты ГГ-индустрии и компании, которые за короткий срок из стартапов построили бизнес с миллиардными оборотами. Подобную модель можно применить и в регионе.
Для Краснодарского края наиболее актуально будет:
- расширение кадрового спектра для компаний, работающих и планирующих работу на территории Краснодарского края, в том числе с участием профильных ВУЗов;
- привлечение инновационных предприятий для создания центров разработки программного обеспечения в регионе;
- разработка механизма льгот и преференций путем субсидирования рабочих мест в области ГГ путем компенсации части уплаченных отчислений в региональный бюджет от фонда оплаты труда [32].
Краснодарский край должен стать пилотным регионом по разработке, непосредственному внедрению и тиражированию в повседневную жизнь этих решений. В крае имеется ряд интересных для распространения в различных отраслях и на территориях других регионов системных решений по организации дорожного движения и моделированию транспортной системы, в области создания единой электронной схемы размещения торговых объектов и многое другое.
В то же время нельзя считать цифровые технологии ключевым фактором успеха в цифровой среде. Необходим переход от «оцифровки» процессов к их цифровой трансформации. Именно новые модели управления этими технология позволяют быстро решать возникающие проблемы, обеспечить удовлетворенность населения в предоставленных услугах и улучшить качество взаимодействия между органами власти, бизнесом и гражданами.
Развитие «Умных городов» требует создание цифровой экосистемы для органов власти, предпринимательства и населения, ориентированной на обеспечение высокого качества жизни, комфортной городской среды посредством применения информационных технологий и инноваций, и иметь шесть составляющих: экономика, управление, мобильность, люди, окружающая среда и проживание.
В рамках проектов «Умный город» Краснодар, Сочи и Новороссийск возможно создание флагманского проекта «Умный регион». Акцент необходимо сделать на внедрение умной инфраструктуры по всему краю, предоставление доступа к сети Интернет на всей территории Краснодарского края, а также оптимизация всех информационных сервисов. В рамках проекта «Умный регион», следует создать умные школы, которые смогут повысить цифровую грамотность не только детей, но и пенсионеров. Становление «Умными гражданами» поможет дальнейшему развитию региона в целом. Это скажется на эффективности предоставления государственных услуг с помощью цифровых систем, а также поможет экономить время в процессе жизнедеятельности населения.
Еще одной составляющей проекта «Умный регион» может стать единая платформа, которая за счет встроенным по всему краю датчиков позволит обмениваться информацией и отслеживать все изменения.
Сервисы платформы могут фиксировать:
- температуру воздуха;
- степень загрузки контейнеров для мусора;
- степень загрузки парковочного пространства;
- трафик;
- увлажнение почвы и другие важные критерии.
В рамках флагманского проекта «Умный регион» актуальным будет создание приложения или платформы, позволяющей оценить рейтинг пассажиров общественного транспорта (трамваи и троллейбусы). На основе данного рейтинга пассажиры смогут получать определенные привилегии, бонусы или скидки на последующие поездки. Целесообразным будет привлечь бизнес-партнеров, которые также смогут предоставить, например, скидки в различных магазинах, по аналогии с бонусами «Спасибо» от Сбербанка. Рейтинг пассажира
будет складываться из количества поездок, который он совершил и которые он оплачивал банковской картой. В приложении нужно будет ввести данные своей карты и затем приложение сможет отслеживать все поездки, оплаченные данной картой. Эта система поможет, как и замотивировать пассажиров чаще пользоваться общественным транспортом, так и повысить степень использования банковских карт для оплаты проезда.
Еще одним нововведением может послужить ограничение движения в центре города. Речь идет об установке специальных систем датчиков, которые смогут регулировать автомобильный поток, путем отслеживания количества автомобилей, находящихся в определенной зоне. В зону центра города сможет проехать ограниченное количество автомобилей, которое отслеживаться и регулироваться датчиками движения. Когда количество автомобилей будет превышать допустимое число, проезд будет закрыт. Это позволит не перегружать дороги и решить такую важную проблему как пробки. В Краснодаре это будет особенно актуально. Еще одним преимуществом данного нововведения может послужить повышение интереса граждан к использованию велосипедов и электронных самокатов. Стоит отметить, что в Краснодаре появились сервисы аренды самокатов и велосипедов (мобильное приложение 1искуЫке), что уже пользуется спросом у молодежи.
В связи с увеличением доли электронного документооборота актуальным будет создание единого централизованного облачного хранилища для всех органов власти региона. Органы власти смогут выгружать все имеющиеся документы, а также будут иметь доступ к документации других органов власти Краснодарского края. Таким образом, сократится время, которое отводилось на запрос нужной информации между ведомствами и органами власти. Тем самым, упростится процесс обмена информацией и сократятся временные издержки.
Для сокращения издержек производства стоит внедрить систему роботизации, замены искусственным интеллектом, а также нанотехнологиями. Безусловно, стоит учесть, что это повлечет за собой сокращение рабочих мест, поэтому к этому вопросу нужно подойти особо внимательно и продумать, в каких сферах это новшество будет действительно полезным.
Необходимо поддерживать мотивацию малого и среднего бизнеса для развития цифровых технологий. Также не стоит забыть о создании привлекательной инвестиционной среды региона, чтобы повысить конкурентоспособность края в сфере инноваций и технологий.
Переход на электронные носители и отказ от бумажных источников информации облегчит населению поход к врачу и ускорит процесс заполнения больничных листов и медицинских карт.
Таким образом, для поддержания конкурентоспособного социально-экономического развития региона необходимо внедрение инновационных подходов во все его сферы жизни, путем создания высокотехнологичных производств, модернизации промышленности и сельского хозяйства, поиска дополнительных стимулов для привлечения инвестиций, подготовки высококвалифицированных кадров. Необходимо стремиться к улучшению показателей инновационного развития региона в целом. Проведение эффективной региональной инновационной политики может позволить решить ряд немало важных задач развития экономики Краснодарского края. Решение сложившихся проблем невозможно без единой политики инновационного развития региона. Ее основу должен составить информационный аудит, базирующийся на больших данных.
Важно стремиться к более высоким показателям и индексам инновационного развития региона. Необходимо применение платформенного решения реализации проекта «Умный регион» как комплекса сервисов и сайтов всех стейкхолдеров процесса диджитализации сфер публичного управления. На основе платформенных решений, использования ID-карт гражданина будут исполняться большинство функций управления, а граждане и бизнес получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями.
В перспективе основной характеристикой цифровой трансформации экономики становится сокращение доли услуг, предоставляемых населению непосредственно городом и увеличение количества доступных для населения и бизнеса цифровых сервисов за счет делегирования их предоставления бизнесу и технологическим компаниям. Это показывает реализацию нового подхода к вопросу владения данными и информацией, а также их открытости различным субъектам экономики.
Список источников и литературы
11. Дармилова Ж. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 168 с.
12. Джуха В. М. Инновационный менеджмент. Курс в схемах и таблицах: учебное пособие по дисциплине «Инновационный менеджмент» / В. М. Джуха, Т. А. Салтанова. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. - 68 с.
13. Зверева Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. - 2020. - № 1(30). - С. 67-70.
14. Инновационный менеджмент в российском бизнесе / А. В. Борщева, М. С. Санталова, И. В. Соклакова, И. Л. Сурат. - 2-е издание. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. - 198 с.
15. Инновационный менеджмент как объект управления / Ю. И. Минина, К. Д. Шляпин, Д. А. Евдокимова, А. И. Горбачева // Вестник современных исследований. - 2020. - № 7-7(37). - С. 52-58.
16. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под общей редакцией Л. П. Гончаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. -487 с.
17. Basyuk A.S., Antoshkina A.V. ^nceptual approach to assessing the effectiveness of personnel management in the organization / Экономика и управление: проблемы, решения, 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 82-88.
18. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Антонец [и др.]; под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 303 с.
19. Ключарев Г. А. Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 382 с.
20. Басюк А.С., Купреева В.В. Инновационность как фактор конкурентоспособности предприятий / в сборнике: Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. - С. 106-109.
21. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики: учебник для вузов / Н. И. Лапин, В. В. Карачаровский. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 350 с.
22. Антошкина А.В., Басюк А.С., Ефанова Д.И. Подходы к исследованию инвестиционной привлекательности региона / Экономика и управление: проблемы, решения, 2019. - Т. 3. - № 3. - С. 70-76.
23. Лебедева С. Р. О некоторых аспектах современного инновационного менеджмента: вызовы, инструменты, методы / С. Р. Лебедева, Н. Н. Покутняя // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020): Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции. - М.: ООО «Русайнс», 2020. - С. 86-94.
24. Басюк А.С. Качество как фактор роста конкурентоспособности предприятия / Экономика и предпринимательство, 2018. - № 9 (98). - С. 786-789.
25. Малыхина М. Е. Организация и планирование инновационной деятельности на предприятии / М. Е. Малыхина // Результаты современных научных исследований и разработок: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 15 апреля 2020 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 38-41.
26. Мальцева С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / С. В. Мальцева ; ответственный редактор С. В. Мальцева. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 527 с.
27. Мурашова А. П. Инновационный подход в управлении предприятием / А. П. Мурашова // Трибуна ученого. - 2020. - № 11. - С. 567-577.
28. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А. М. Мухамедьяров, Э. А. Диваева. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 191 с.
29. Новая парадигма развития менеджмента: гипотезы, концепции, практики. -М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. - 286 с.
30. Басюк А.С., Ильинова С.А. Оценка управления качеством и конкурентоспособностью услуг компании / Известия высших учебных заведений. Пищевая технология, 2021. - № 1 (379). - С. 113-116.
31. Погодина, Т. В. Инновационный менеджмент: учебник / Т.В. Погодина, Т.Г. Попадюк, Н.Л. Удальцова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 343 с.
32. Позубенкова Э. И. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Э. И. Позубенкова. - Пенза: РИО ПГАУ, 2019. - 105 с.
I
• Продолжение публикации материалов монографии в следующих номерах журнала.