Научная статья на тему 'Методологические основы управления инновационным развитием территориально-отраслевых систем'

Методологические основы управления инновационным развитием территориально-отраслевых систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE PROCESS / MANAGEMENT / INNOVATION MANAGEMENT / MANAGEMENT MODEL / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реймер Валерий, Улезько Андрей, Пастушенко Светлана

Исследуются концептуальные аспекты управления инновациями, раскрывается специфика инновационного развития как объекта управления, описываются основные функциональные элементы системы управления инновационным развитием и принципиальные моменты, характеризующие современную модель инновационного процесса, выявляются системные проблемы в области управления инновационными процессами, сдерживающие инновационное развитие. Описывается совокупность методологических ориентиров, используемых при построении системы управления инновационным развитием, раскрываются принципы, определяющие методологию ее формирования. Раскрывается содержание системы управления инновационным развитием агропродовольственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Реймер Валерий, Улезько Андрей, Пастушенко Светлана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We study the conceptual aspects of innovation management, revealed the specifics of innovative development as a management object, describes the main functional elements of the innovative development of the management system and the fundamental aspects that characterize the modern model of the innovation process, identify systemic problems in the management of innovation processes, hindering innovation development. It describes the set of methodological guidelines that are used in the construction of innovative development control system, disclosed the principles governing its formation methodology. The content management system development of innovative agri-food sector.

Текст научной работы на тему «Методологические основы управления инновационным развитием территориально-отраслевых систем»

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

<ХХХ><><><>0<><><><><><><^^

УДК 332.012.2:678.5

Валерий Реймер,

кандидат экономических наук, доцент,

Дальневосточный государственный аграрный университет,

Андрей Улезько,

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой,

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж,

Светлана Пастушенко,

кандидат экономических наук, доцент,

Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ

ооосх>о<><>о<><х><><><х>с<х><><^

Исследуются концептуальные аспекты управления инновациями, раскрывается специфика инновационного развития как объекта управления, описываются основные функциональные элементы системы управления инновационным развитием и принципиальные моменты, характеризующие современную модель инновационного процесса, выявляются системные проблемы в области управления инновационными процессами, сдерживающие инновационное развитие. Описывается совокупность методологических ориентиров, используемых при построении системы управления инновационным развитием, раскрываются принципы, определяющие методологию ее формирования. Раскрывается содержание системы управления инновационным развитием агропродовольственного комплекса.

S u m m a r y

We study the conceptual aspects of innovation management, revealed the specifics of innovative development as a management object, describes the main functional elements of the innovative development of the management system and the fundamental aspects that characterize the modern model of the innovation process, identify systemic problems in the management of innovation processes, hindering innovation development. It describes the set of methodological guidelines that are used in the construction of innovative development control system, disclosed the principles governing its formation methodology. The content management system development of innovative agri-food sector.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационный процесс, управление, инновационный менеджмент, модель управления, механизм управления.

Keywords: innovation, innovative development, innovative process, management, innovation management, management model, management mechanism.

Управление инновационным развитием представляет собой комплекс мер, обеспечивающих целенаправленное воздействие управляющей подсистемы на управляемую в рамках реализации стратегии и тактики проведения количественных и качественных изменений всей системы в соответствии с парадигмой ее развития. При этом в качестве объекта управления могут выступать как инновационные системы всех уровней (от национальной инновационной системы до инновационных систем хозяйствующих субъектов), так и инновационные процессы и их отдельные элементы, инновационная деятельность и ее субъекты, спрос на инновации и их предложение, инновационные проекты и т.п. В ряде случаев объектом управления могут выступать сами инновации, как инструмент обеспечения инновационного развития хозяйствующих субъектов.

Возрастающая неопределенность внешней среды, характеризуемая неполнотой информации, доступной субъектам инновационной деятельности, и существующим несовершенством предвидения и прогнозирования, смещает акценты инновационной политики в сторону управления адаптационно-пове-денческими процессами. Целенаправленные управленческие воздействия, направленные на формирование благоприятных для распространения инноваций институциональных условий, позволяют нивелировать неравномерность распределения адаптационных способностей региональных социально-экономических систем за счет повышения эффективности координации инновационного поведения субъектов инновационной деятельности.

Важный вывод, с точки зрения понимания специфики управления инновационным развитием, делает А.Б. Курлов [2]. Он отме-

Международный сельскохозяйственный журнал

чает стихийный, во многом случайный и неуправляемый характер открытий, обусловленный его творческими началами, тогда как инновации, созданные на базе открытий, выражены в вещественной форме и вполне управляемы, поскольку связаны с системой ценностей и мотивов преобразующей деятельности человека. Идеология управления инновационным развитием ориентирована на консолидацию усилий отдельных субъектов в рамках инновационного процесса и придание инновационной деятельности свойств аттрактивности. По его мнению, управление инновациями не допускает применения директивных методов менеджмента, имеющих в основе традиционную экстраполяционную схему, строящуюся исключительно на линейных связях. В противном случае, как считает А.Б. Курлов, теряется обратная связь с разнообразными проявлениями результатов внедрения инноваций и порождается множество деструктивных системных эффектов. А наличие этой проблемы предполагает, что приоритет в выработке стратегических решений в рамках управления инновационными процессами должен быть отдан не органам власти различного уровня, а экспертам, обладающим потенциалом разработки эффективных моделей развития новых форм консолидации субъектов инновационной деятельности на основе социально значимых ценностей.

Современная система управления инновационным развитием и его ресурсным обеспечением должна содержать следующие функциональные элементы: механизм наращивания научно-технического потенциала; методы и инструменты модернизации ресурсной базы научных организаций; систему подготовки и переподготовки кадров, готовых к участию в инновационной деятельности; информационное и нормативно-правовое обеспечение инновационной сферы; систему инвестиционного обеспечения; институты поддержки массового инновационного предпринимательства; механизм разработки и реализации инновационных программ; систему венчурного финансирования потенциально эффективных проектов, характеризующихся высоким уровнем рисков.

В экономической литературе процесс управления инновациями и инновационным развитием, как правило, называют инновационным менеджментом. Наиболее часто он рассматривается либо как область управленческой деятельности, связанной с формированием и развитием инновационных процессов, либо как область экономической науки, объектом которой являются инновационные процессы, а предметом - повышение их эффективности.

Современная модель инновационного процесса отличается следующими принципиальными моментами: 1) имеет ярко выраженную рыночную ориентацию, приоритет отдается не предложению инноваций, а спросу на них, резко возрастает роль научно-технического маркетинга; 2) предполагает наличие механизма отслеживания обратных связей между всеми субъектами инновационной деятельности; 3) параллельно фундаментальным исследованиям, связанными с приращением научных знаний, проводятся поисковые научно-исследовательские работы, явля-

ющиеся, по своей сути, первым этапом разработки конкретных инновационных проектов.

К числу особенностей инновационного цикла как объекта управления в информационной экономике относятся: комплексность инновационной деятельности и усиление взаимосвязей между субъектами инновационной деятельности, отражающие необходимость обоснования и определения иерархии целей инновационного развития с учетом окупаемости затрат на разработку и реализацию инноваций; усиление взаимосвязей фундаментальных и прикладных исследований с учетом многообразных форм научной интеграции; усиление взаимозависимости фаз инновационного цикла при возрастании роли маркетинга инноваций и коммерциализации научных разработок; усложнение взаимосвязей между отраслями научных знаний, направлениями научных исследований и научно-технического прогресса, интеграция целей научно-технического прогресса и инновационного развития.

С.С. Елецкая [1] считает, что инновационному развитию препятствует несколько системных проблем, связанных с управлением инновационными процессами: многообразие субъектов инфраструктуры инновационной системы, неадекватное условиям эффективного инновационного развития; отсутствие единого центра, формирующего инновационную политику; отсутствие эффективной системы связи между разработчиками и потребителями инноваций, обуславливающее возникновение разрывов в инновационном процессе и переходе от научных исследований к разработке технологий, выводимых на рынок инноваций; отсутствие механизмов стимулирования спроса на инновации со стороны частных компаний и государства; отсутствие комфортных условий для развития высокотехнологичного бизнеса; несистемность ведения инновационной деятельности значительной частью хозяйствующих субъектов.

Управление инновационным развитием социально-экономических систем предполагает формирование адекватного механизма управления, обеспечивающего реализацию функций стратегического, тактического и оперативного управления инновационной деятельностью.

Л.И. Ушвицкий и А.А. Тер-Григорьянц [5] подчеркивают, что методология управления инновационным развитием основывается на соблюдении ряда принципов. К общим принципам они предлагают относить принципы целостности, общности методических подходов, согласованности, иерархии, наследственности, приоритетности долгосрочных целей, развития, оперативности, ответственности, невмешательства, регламентации и ресурсного обеспечения, обратной связи, унификации, вариантности, эффективности, адекватности, адаптивности, общественно-государственного управления, демократичности, этичности и гуманизма; а к специальным - принципы сбалансированности, новых задач, первого руководителя, единства информационной базы, согласования взаимодействия различных звеньев системы, открытости, творческого и созидательного подхода, монотонности, необходи-

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Субъекты управления

Федеральные органы управления

Отраслевые союзы и

Структуры кластерного тип

Хозяйствующие

Региональные органы управления

ГР/

Объекты управления

Агропродовольственный

национальная инновационная система, инновационные процессы

Региональный АПК, региональная инновационная система, инновационные процессы

Отрасли агропродовольственного , инновационные процессы

Инновационные системы кластеров, инновационные процессы

Инновационные системы хозяйствующих субъектов

Щ

Цели управления

Формирование инновационной среды, стимулирование инновационной активности в АПК, наращивание инновационного I-

Стимулирование инновационной активности в I-АПК, развитие инновационной инфраструктуры

Формирование консолидированного спроса на отраслевые инновации, минимизация I трансакционных издержек

Формирование гибкой инновационной системы, обеспечивающей координацию 1_ деятельности производителей и потребителей I инноваций, минимизация затрат на их трансфер и внедрение

Обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов

Инновационная, аграрная, научно-технологическая, налоговая, таможенная, бюджетная политика, финансирование научных исследований и др.

Стратегия инновационного развития, целевые

программы, софинансирование объектов инфраструктуры и участие в управлении ими

Консолидированное финансирование научных разработок, трансфер и сопровождение инноваций на льготных условиях

Управление спросом на инновации и их предложением, формирование научно-производственных структур

Стратегия развития, мониторинг рынка инноваций, участие в инфраструктурных проектах, кооперация и интеграция с другими субъектами инновационной деятельности, концентрация ресурсов в "точках роста", инновационно-инвестиционные проекты

Рис. Содержание системы управления инновационным развитием агропродовольственного комплекса

мого разнообразия, кластерной заинтересованности, расширения конкурентных преимуществ, равномерности и ассиметричной информированности.

На сложность управления инновационной деятельностью указывает И.В. Лагута [3], подчеркивая его продолжительность во времени, распределенность в пространстве, неявность границ территориальной локализации, высокий уровень рисков, связанных с коммерциализаций научных разработок. Исходя из этого, он утверждает, что инновационная система должна быть способна управлять не только концептуальным решением проблем на этапе фундаментальных и поисковых научных исследований, но и полным инновационным циклом: от генерации идеи до реализации конечного продукта. При этом все этапы инновационного процесса должны протекать на основе справедливой цены и соблюдения всеми субъектами инновационной деятельности интересов конечных потребителей инновационных продуктов.

Многоуровневость инновационной системы обуславливает сложность и иерархичность системы управления инновационным развитием, а также многообразие объектов приложения управленческих воздействий.

Очевидно, что наряду с общеэкономическими проблемами, определяющими особенности управления инновационным процессом и инновационной деятельностью, агропродовольствен-ный комплекс как объект управления порождает и специфические проблемы, обусловленные его внутрисистемными свойствами, особенностями инновационной сферы АПК и уровнем развития его инновационной системы [4]. Формирование системы управления инновациями в АПК требует наличия специального механизма управления инновационным развитием.

Формирование системы управления инновационным развитием АПК предполагает учет следующих положений:

• инновационная система агропродовольственного комплекса интегрирована в состав национальной инновационной системы и, в свою очередь, включает в себя региональные инновационные

30

системы АПК;

• управление инновационным развитием нетождественно управлению инновационной системой;

• система управления инновационным развитием АПК представляет собой сложную иерархическую структуру с дифференциацией целей и функций по субъектам управления различного уровня;

• в качестве объекта управления выступают как элементы инновационной системы, так и инновационные процессы, что требует формирования устойчивых вертикальных и горизонтальных внутрисистемных связей;

• государство рассматривается как необходимый и обязательный субъект управления инновационной деятельностью;

• в качестве специфического вида управленческой деятельности выделяется управление соответствием между спросом на инновации и их предложением;

• развитие агропродовольственного комплекса рассматривается с позиций как отраслевого, так и территориального развития;

• существенные различия в технологиях производства различных видов сельскохозяйственной продукции обуславливают сложность объектов производственно-технологической инфраструктуры и инфраструктуры трансфера инноваций в АПК;

• система взаимодействия субъектов инновационной деятельности определяется состоянием инфраструктуры и качеством инновационной среды;

• адекватность обеспечивающих подсистем определяется уровнем развития институциональной среды.

Если рассматривать методологию как учение об организации деятельности, то методология управления инновационным развитием предполагает описание субъектов и объектов, целей управления, методов и инструментов их достижения. Многоуров-невость агропродовольственного комплекса и иерархичность его инновационной системы предполагают иерархичность и системы управления инновационным развитием АПК (рис.).

Международный сельскохозяйственный журнал

К основным субъектам управления инновационным развитием АПК относятся: органы управления федерального и регионального уровней, отраслевые союзы и ассоциации, структуры кластерного типа и хозяйствующие субъекты аграрной сферы (корпорации национального и межрегионального уровня, интегрированные формирования, сельскохозяйственные организации, субъекты малого агробизнеса).

Объектом управления инновационным развитием АПК на федеральном уровне является сам агропродовольственный комплекс, его инновационная система и инновационные процессы, инициирующиеся и формирующиеся на уровне государства. Основные цели управления заключаются в формировании благоприятной инновационной среды, стимулировании инновационной активности и создании условий наращивания инновационного потенциала всех субъектов инновационной деятельности.

В качестве основных инструментов управления государство может использовать инновационную, аграрную, научно-технологическую, налоговую, таможенную, бюджетную политику, финансирование научных исследований и др.

На региональном уровне в качестве объекта управления инновационным развитием выступают региональные АПК, инновационные системы соответствующего уровня и протекающие в них инновационные процессы. На этом уровне базовыми целями управления являются стимулирование инновационной активности с учетом региональных особенностей и специфики организации региональных инновационных систем АПК, а также развитие инновационной инфраструктуры. На уровне регионов приоритет отдается таким инструментам управления, как стратегия развития региона и регионального агропродовольственного комплекса, целевые программы развития отдельных отраслей и территорий, софинансирование создания и развития инфраструктурных объектов и участие в управлении ими (агротехнопарки, технологические платформы, региональные особые экономические зоны и т.п.).

Многоотраслевой характер агропродовольственного комплекса предполагает в качестве самостоятельных объектов управления инновационным развитием отдельные отрасли сельскохозяйственного производства и производства продовольственных товаров, а миссия управления инновациями на уровне отдельных отраслей возлагается на отраслевые союзы и ассоциации, которые будут формировать консолидированный спрос на отраслевые инновации и минимизировать трансакционные издержки, связанные с осуществлением инновационной деятельности. Основными инструментами управления инновациями на этом уровне являются консолидированное финансирование научных разработок, трансфер и сопровождение инноваций на льготных условиях.

Одной из динамично развивающихся форм инновационного развития являются структуры кластерного типа, интегрирующие в себя все субъекты инновационной деятельности от научно-исследовательских учреждений и отдельных сельскохозяйственных

производителей до разнофункциональных инфраструктурных объектов. Основная цель управления инновациями на уровне кластера заключается в формировании гибкой инновационной системы, обеспечивающей координацию деятельности производителей и потребителей инноваций и минимизацию затрат на их трансфер и внедрение.

На уровне хозяйствующих субъектов объектом управления являются инновационные системы сельскохозяйственных производителей, а конечная цель управления заключается в обеспечении их конкурентоспособности, но инструменты управления инновационным развитием будут отличаться в зависимости от масштаба производства и уровня концентрации капитала. Если представители крупного агробизнеса могут самостоятельно участвовать в инфраструктурных проектах, содержать собственные исследовательские подразделения и финансировать необходимые им научные разработки, то для субъектов среднего и малого предпринимательства доступными инструментами управления инновациями являются разработка стратегии развития, мониторинг рынка инноваций, кооперация и интеграция с другими субъектами инновационной деятельности, концентрация ограниченного объема ресурсов в «точках роста», разработка и реализация инновационно-инвестиционных проектов т.п.

Организация системы управления инновационным развитием должна осуществляться исходя из совокупности принципов, отражающих условия и правила ее формирования и специфику развития управляемой подсистемы. К их числу относятся принципы системности, целостности, иерархичности, структурированности, функциональности, целеполагания, открытости, неравновесности развития, нелинейности преобразований, поддержания оптимальных ресурсных пропорций, концентрации ресурсов и др.

Литература

1. Елецкая С.С. Основные способы и формы управления инновационным процессом в России: анализ и оценка // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. № 1-2. С. 54-58.

2. Курлов А.Б. Методологические основания управления современными инновациями // Основы экономики, управления и права. 2012. № 1 (1). С. 157-161.

3. Лагута И.В. Современные проблемы управления инновационными процессами // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. № S3. С. 84-90.

4. Реймер В.В., Улезько А.В. Концептуальные и методологические подходы к формированию инновационной системы агро-продовольственного комплекса // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 4 (47). С. 196-207.

5. Ушвицкий Л.И., Тер-Григорьянц А.А. Формирование механизма управления инновационным развитием социально-экономических систем: принципы и подходы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6 (45). С. 213-220.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.