Научная статья на тему 'Сущность и полномочия органов, осуществляющих государственный земельный надзор'

Сущность и полномочия органов, осуществляющих государственный земельный надзор Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3524
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / STATE LAND SUPERVISION / LAND LEGISLATION / LAND SITE / LAND PROTECTION / OFFENCE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесова Ксения Олеговна, Балабкина Евгения Николаевна

В статье рассматривается понятие охраны земель в Российской Федерации, организация государственного земельного надзора, разграничения полномочий и компетенций надзорных органов, исследованы проблемы и направления развития государственного земельного надзора в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колесова Ксения Олеговна, Балабкина Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summary and powers of implementing the state land supervision

The article discusses the concept of land protection in the Russian Federation, the organization of state land supervision division of powers and competences of Supervisory authorities, the problems and directions of development of state land supervision in the country.

Текст научной работы на тему «Сущность и полномочия органов, осуществляющих государственный земельный надзор»

Сущность и полномочия органов, осуществляющих государственный земельный надзор

Summary and powers of implementing the state land supervision

Колесова Ксения Олеговна

Магистр 1 курса Факультет Управление академического развития Тверской Государственный Технический Университет

г. Тверь

e-mail: ksu kolesova 1996@mail.ru

Kolesova Xenia

Undergraduate 1 term Faculty of Department of academic development Tver State Technical University

Tver

e-mail: ksu kolesova 1996@mail.ru

Балабкина Евгения Николаевна

Магистр 1 курса Факультет Управление академического развития Тверской Государственный Технический Университет

г. Тверь

e-mail: fiseta2012@yandex.ru

Balabkina Yevgeniya

Undergraduate 1 term Faculty of Department of academic development Tver State Technical University

Tver

e-mail: fiseta2012@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматривается понятие охраны земель в Российской Федерации, организация государственного земельного надзора, разграничения полномочий и компетенций надзорных органов, исследованы проблемы и направления развития государственного земельного надзора в стране.

Annotation.

The article discusses the concept of land protection in the Russian Federation, the organization of state land supervision division of powers and competences of Supervisory authorities, the problems and directions of development of state land supervision in the country.

Ключевые слова: государственный земельный надзор, земельное законодательство, земельный участок, охрана земель, правонарушение, административная ответственность.

Keywords: the state land supervision, land legislation, land site, land protection, offence, administrative responsibility.

Почва - один из наиболее ценных даров природы, по существу является невозобновимым природным ресурсом, поэтому её охране должно уделяться должное внимание. Статья 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля и другими природные ресурсы, на которые распространяются полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Кроме того, в статье 39 Конституции РФ закреплено, что использование земли не должно наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

В правовом государстве одной из важнейших задач является установление и поддержание режима законности и правопорядка в целом ряде сфер общественных отношений, среди которых и земельные правоотношения.

Согласно п. 1 статьи 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Осуществляя властные полномочия, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель. Под основными целями охраны земель понимается:

• предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель и других негативных воздействий хозяйственной деятельности;

• обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

Государственный земельный надзор - это важнейшая функция управления земельным фондом, в процессе осуществления которой обеспечивается государственная задача соблюдения норм земельного законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы земельного права.

Понятие государственного земельного надзора закреплено в статье 71 Земельного кодекса РФ, в которой указано, что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный надзор за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства Российской Федерации, соблюдение установленных требований и выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Так, самовольное занятие и использование земельных участков без оформления правоустанавливающих документов влечет неуплату налоговых и иных платежей за использование земельных участков и, следовательно, не поступление в бюджет денег, ущемляет права субъектов, чьи земли были самовольно заняты и незаконно используются.

Нецелевое использование земельных участков влечет налоговые потери. Для примера, в населенных пунктах земли под осуществление торговли имеют повышенную кадастровую стоимость и повышенные ставки налога по сравнению с земельными участками, разрешенными к использованию под индивидуальное жилищное строительство или садоводство и огородничество. Кроме того, нецелевое использование земельного участка может создать угрозу жизни и здоровью собственникам соседних участков - например, организация опасного (химического) производства на одном из участков в садоводческом товариществе может привести к серьезным последствиям для здоровья и нарушению прав собственников-соседей.

На предотвращение негативных проявлений и последствий в землепользовании направлена деятельность органов государственного земельного надзора. Посредством системы эффективного надзора за охраной и использованием земель, выработки эффективных мер воздействия на нарушителей земельного законодательства государство должно объединять интересы собственников земель с общими государственными интересами.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным кодексом и законодательством РФ в области охраны окружающей среды, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством РФ.

Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном законом порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Вопросы студенческой науки Выпуск №16, декабрь 2017

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 года № 1 непосредственно полномочия по организации и осуществлению государственного земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

1. требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

2. требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретении земельных участков в собственность;

3. требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

4. требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

5. требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

6. требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

7. требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

На Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальные органы возложен государственный земельный надзор за соблюдением:

1. требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

2. требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3. требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности;

4. требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

5. предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальных органов, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

1. обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, а также после завершения

182

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;

2. требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3. режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

4. требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

5. предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и её территориальных органов, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Для государственного земельного надзора, как вида охраны земель и элемента механизма управления земельным фондом, следует отметить ряд особенностей.

Во-первых, деятельность органов государственного земельного надзора носит надведомственный характер, охватывает деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм их собственности.

Во-вторых, особенность государственного земельного надзора заключается в многообразии содержания мер административного принуждения, применяемых к нарушителям земельного законодательства, включая меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний).

Третья особенность заключается в том, что государственный земельный надзор является всеобщим, т.е. охватывает все категории земельного фонда и все категории хозяйствующих субъектов, и не ограничивается во времени.

Однако, нельзя не сказать, что при осуществлении свой профессиональной деятельности государственные инспектора сталкиваются с массой вопросов и проблем. Выделим основные проблемы, возникающие в деятельности надзорных органов при осуществлении государственного земельного надзора.

Для эффективного осуществления государственного земельного надзора необходимо наличие единого целенаправленного механизма планирования мероприятий, направленных на выявление нарушений земельного законодательства. Основным источником информации о нарушениях земельного законодательства, поступающей в органы государственного земельного надзора, являются обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, деятельность надзорных органов направлена, как правило, на проведение внеплановых проверок по данным обращениям, планирование же осуществляется на случайных выборках субъектов.

К тому же, на эффективность проведения плановых проверок значительное влияние оказывают требования, содержащиеся в Федеральном законе РФ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в виде возможности проведения плановых проверок не чаще чем раз в три года, которые необходимо согласовывать с прокуратурой, соотнося с проверками муниципального и иных видов контроля и надзора.

Это приводит к тому, что государственный земельный надзор приобретает заявительный характер, тем самым как бы теряется функция государственного органа, направленная на обеспечение постоянного и всеобщего исполнения требований земельного законодательства всеми субъектами Российской Федерации.

Не устранены противоречия в нормативно-правовой базе осуществления государственного земельного надзора, что приводит признанию проверок недействительными и отмене судами принятых решений о привлечении виновных лиц к ответственности.

При проведении проверок и выявлении нарушений требований земельного законодательства должностные

183

лица органов государственного земельного надзора нередко сталкиваются и с определенными правовыми проблемами. Так, норма, указанная в разделе «Оформление результатов плановой проверки» Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по осуществлению государственного земельного надзора, о том, что предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства выдаётся вместе с актом проверки при выявлении нарушений требований земельного законодательства, противоречит содержащейся в статье 49 Конституции РФ презумпции невиновности, поскольку виновность лица не доказана в предусмотренном законом порядке.

Кроме того, существуют сложности и в выявлении нарушений на государственной или муниципальной земле - публичный собственник может узнать о незаконном использовании земли спустя длительное время, даже через десятки лет.

В рамках осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля не всегда удаётся наладить должное взаимодействие с органами местного самоуправления, муниципалитеты не уделяют необходимого внимания вопросам муниципального земельного контроля, даже несмотря на то, что в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам и напрямую пополняет муниципальный бюджет.

Еще одной немаловажной проблемой, влияющей на эффективность государственного земельного надзора, является кадровая политика государства. Немало постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения в области земельного законодательства отменяются в судах по причине нарушения процедуры или сроков привлечения к ответственности, что говорит о не достаточно высокой квалификации государственных земельных инспекторов. Так, например, имеют место факты, когда сотрудники Росреестра, не обученные навыкам обращения с вР8-станциями и тахеометрами, устанавливают нарушения «на глаз», определяют площадь земельного участка посредством обмера с помощью ручной рулетки по границам фактически используемого земельного участка. В результате нарушения процедуры документирования выявленного нарушения земельного законодательства, в судах постановления о привлечении к административной ответственности по таким делам отменяются.

В тоже время, привлечение высококвалифицированных специалистов на работу в федеральную службу Росреестра затруднено низким денежным содержанием для выполнения работы по осуществлению государственного земельного надзора.

Отдельно следует остановиться на правовых проблемах выявления нарушений земельного законодательства и привлечения виновных к административной ответственности.

Проблемы с реализацией применения норм административной ответственности возникают чаще всего на стадии выявления правонарушения, определения его состава и выявления виновного лица. Например, не представляется возможным выявить правонарушителя и привлечь его к ответственности, если нарушение установлено на неразграниченных землях, государственных или муниципальных землях, а самовольно используемый участок не формировался и данных ни о нём, ни о правообладателе нет в государственных информационных системах.

В число «проблемных» входит применение статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению, а также за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Если в кадастровых или иных правоустанавливающих документах не указана категория земель, то привлечь нарушителя к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ не представляется возможным, так как кадастровые документы зачастую не содержат сведений о категории земель, либо в кадастре или в правоустанавливающих документах категория устанавливается с ошибками и нарушениями.

Ещё более затруднительным оказывается на практике привлечь к ответственности за нарушения, связанные

184

с несоблюдением требований о разрешенном использовании земельных участков - для значительного числа земельных участков виды разрешенного использования не установлены, а записи о разрешенном использовании земельных участков в кадастровых документах зачастую делаются по их фактическому использованию.

В качестве факторов, влияющих на эффективность государственного земельного надзора, также необходимо отметить отсутствие в КоАП РФ составов административных правонарушений за такие нарушения земельного законодательства, как использование земельных участков способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки, за нарушения режима использования земель природоохранного и рекреационного назначения, за систематическую неуплату земельного налога.

За нарушения земельного законодательства, связанные с использованием земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или причинению вреда окружающей среде (статьи 45 и 46 ЗК РФ), использование земельного участка с нарушением требований земельного законодательства (статья 285 ГК РФ), законодательством РФ предусмотрена наиболее строгая санкция - изъятие земельного участка. Однако, поскольку для выявления правонарушения требуется оценка состояния земли и окружающей среды, исполнимость данной нормы является невысокой в связи с отсутствием в земельном законодательстве четко установленных «правил рационального использования земель» и критериев нарушения таких правил.

В представленной ниже таблице 1 обозначены наиболее значимые проблемы при осуществлении государственного земельного надзор.

Таблица 1. Проблемы при осуществлении государственного земельного надзора

Проблемы Причины и условия их возникновения

Сложности выявления нарушений на государственной и муниципальной земле Публичный собственник может выявить факт незаконного использования земли спустя длительное время после совершения правонарушения. Отсутствие должного взаимодействия с органами местного самоуправления в рамках осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

Заявительный характер государственного земельного надзора Требования Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ о проведении плановых проверок не чаще чем раз в 3 года, их обязательное согласование с органами прокуратуры.

Реализация норм ответственности за нарушения земельного законодательства, не высокая доля выполнения предписаний об устранении выявленных правонарушений Несовершенство и «пробелы» в административном законодательстве, в том числе при выявлении правонарушений, применении мер воздействия и обеспечении неотвратимости наказаний (изъятие земельных участка, исполнение предписаний и устранение выявленных правонарушений). Отсутствие в КоАП РФ составов административных правонарушений за отдельные нарушения земельного законодательства (за снижение плодородия сельскохозяйственных земель, ухудшение экологической обстановки, систематическую неуплату земельного налога).

Недостатки в обеспечении деятельности Росреестра Невысокая квалификации государственных инспекторов, недостаточное материально-техническое обеспечение органов государственного земельного надзора. Нехватка методических рекомендаций и разъяснений по организации проведения проверок и осуществления государственного земельного надзора.

Кадровое обеспечение органов государственного земельного надзора Низкое денежное содержание, отсутствие материальных стимулов для привлечения на работу высококвалифицированных специалистов.

В связи с тем, что вопросы земельно-имущественных отношений и рационального использования земельных ресурсов являются одними из приоритетных в государственной политики Российской Федерации и неразрывно связаны с экономическим развитием страны, то проблемы совершенствования государственного земельного надзора

185

на ближайшие годы, даже десятилетия, на мой взгляд, не потеряют своей актуальности.

Для повышения эффективности осуществления государственного земельного надзора и устранения имеющихся проблем и противоречий в качестве основных задачам следует определить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение эффективности выявления, пресечения и профилактики нарушений законодательства в сфере земельных отношений;

• совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе применение мер ответственности за правонарушения в области земельного законодательства;

• уменьшение случаев самовольного захвата территории и использования земель не по целевому назначению;

• стимулирование землепользователей на рациональное и бережное использование земель;

• устранение избыточных функций государственного земельного надзора;

• внедрение в осуществление государственного земельного надзора современных информационных технологий, в том числе высокотехнологических методов наблюдений.

За последние годы в нашей стране был принят целый ряд федеральных законов, которые внесли весьма существенные изменения в земельное законодательство, в том число предопределили основные направления развития государственного земельного надзора. С принятием данных законов стало возможным говорить о наступлении в развитии земельного законодательства этапа перехода «от количества в качество».

Ежегодно в Земельный кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты вводятся поправки и дополнения в целях более оперативного решения вопросов и принятие адекватных мер реагирования со стороны государства на нарушения земельного законодательства. Так, в 2015 году были ужесточены административные взыскания за нарушение земельного законодательства, в частности посредством установления административных штрафов в размерах, кратных в процентном выражении кадастровой стоимости земельного участка.

1 апреля 2016 года Распоряжением Правительства РФ № 559-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, в том числе были определены и основные направления развития для государственного земельного надзора:

1. Совершенствование законодательной базы, процессуальных форм и процедур осуществления государственного земельного надзора:

а) внесение изменений в Земельный кодекс РФ, направленных на устранение имеющихся противоречий, исключение возможности неоднозначного толкования правовых норм, уточнение порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядка их разрешенного использования;

б) внедрение новых форм и методов осуществления контрольно-надзорной деятельности за соблюдением земельного законодательства, в том числе мониторинговых мероприятий, осуществляемых без взаимодействия государственных инспекторов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (дистанционное зондирование, процедура административного обследования);

в) расширение сферы применения единого реестра проверок и перечня оснований для внесения изменений в планы проведения проверок.

2. Внедрение новой системы оценки результативности и эффективности деятельности органов государственного земельного надзора, в системе показателей должны отражаться не только характеристики проверок и их результаты, но и эффективность мер государственного надзора, носящих профилактический характер.

3. Совершенствование порядка осуществления государственного земельного надзора в части разграничения полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении

государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о недопущении самовольного занятия земельных участков, об обязательном использовании земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества.

4. Совершенствование правоприменительной практики, повышение ответственности за нарушения земельного законодательства.

а) Правоприменительная деятельность в сфере земельных отношений должна быть сориентирована, прежде всего, на неотвратимость наказания за нарушения действующего законодательства и устранение выявленных нарушений;

б) Совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, а также уточнение оснований изъятия и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием земельных участков.

5. Экологизация земельного законодательства:

а) внедрение эколого-правовых норм в правовой режим категорий земель;

б) экологизации имущества и средств производства - землепользователь при осуществлении хозяйственной деятельности обязан принимать меры, предотвращающие нанесение ущерба окружающей среде;

в) экологизации техники и технологий в сфере землепользования - при внедрении технологий, отрицательно

влияющих на состояние земель, в обязательном порядке должны предусматриваться и осуществляться мероприятия

по охране и восстановлению земель-

Реализация данных мер позволит создать комфортные условия для ведения бизнеса и развития рынка земли, а также выполнения главной задачи государственного земельного надзора - обеспечения рационального использования и охраны земель-

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2017 год. - Москва: Эксмо, 2017,

- 32 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М: Консультант Плюс, 2017. - Режим доступа: http ://www. consultant.ru.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-Ф3 (ред. от 27.07.2017) [Электронный ресурс].

- М: Консультант Плюс, 2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс]. - М: Консультант Плюс, 2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Федеральный закон от 18.06.2001г. № 78-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 № 252-ФЗ) «О землеустройстве» [Электронный ресурс]. - М: Консультант Плюс, 2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. - М: Консультант Плюс, 2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» [Электронный ресурс]. - М: Консультант Плюс, 2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010г. № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - М: Консультант Плюс, 2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. № 559-р // Компания «Консультант Плюс». - Электрон, дан. - Режим доступа:

10. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации: постатейный комментарий / Е.С. Болтанова, С.З. Женетль; Под общ. ред. Е.С. Болтановой. - 2-е изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 440 с.

11. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. 376 с.

12. Земельное право : курс лекций для бакалавров / Г.В. Романова. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. — 190 с.

13. Кучугуров В.В., Хлыстун В.Н. Состояние и основные направления повышения эффективности государственного земельного надзора // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/iournal/stud77/22409.

14. Хайлова М.И. Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 50-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.