Научная статья на тему 'Сущность и методика разрешения конфликта в конструкции Налогоплательщик - Государство'

Сущность и методика разрешения конфликта в конструкции Налогоплательщик - Государство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ СПОР / НАЛОГОВЫЙ КОНФЛИКТ / МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ / МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / TAX DISPUTE / TAX CONFLICT / MINIMIZATION OF TAX BURDEN / MINIMIZATION OF TAX DEDUCTIONS / TAX CULTURE / INTRAPERSONAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Занько Алина Сергеевна

Статья раскрывает первопричины налогового спора через призму правового подхода и теории конфликтологии. Автор уделяет особое внимание тем налоговым разногласиям, корень которых заключается в различного рода уклонении налогоплательщика от исполнения его обязанностей по уплате налогов и сборов. Приведена классификация конфликтных моделей в рамках работ других авторов. Выявлены сопутствующие факторы низкой налоговой культуры в России. Проанализированы методики конструктивного разрешения конфликтов и даны конкретизированные рекомендации к поведению участников конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND INDICATORS FOR ASSESSING THE COMMERCIAL ORGANIZATION FINANCIAL STABILITY

This article addresses the issue of financial stability of commercial banks in the financial market in modern conditions and their assessment using existing indicators and methods to date. Famous methods are taken as an example (V. Kromonova, CAMELS, Bank of Russia methodology), when and where these methods came from, what indicators in these methods analyze and assess the financial stability of commercial banks, characterize these indicators and their significance. The assessment of financial stability is carried out using the considered methods on the example of data of PJSC Sberbank of Russia, and the data of the analysis are compared. At the end of the article summarizes the practical application of these techniques.

Текст научной работы на тему «Сущность и методика разрешения конфликта в конструкции Налогоплательщик - Государство»

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р8://апа11гЬапкоу.ги/Ьапк.рЬр?ВапкИ=8ЬегЬапк-п^и-1481&ВапкМепи=сате^& £1»гт=кготопоу/ (дата обращения: 25.04.2019).

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р8://апа11гЬапкоу.ги/Ьапк.рЬр?ВапкИ=8ЬегЬапк-п^и-1481&ВапкМепи=сатеЫ (дата обращения: 25.04.2019).

9. Методика оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.ru/common/img/up1oaded/engage/sbrea1ty/metodika_otsenki_fmansovoy_u 81;оусЫуо811р11£ / (дата обращения: 25.04.2019).

СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА В КОНСТРУКЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК - ГОСУДАРСТВО Занько А.С. Email: [email protected]

Занько Алина Сергеевна — студент магистратуры, кафедра государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья раскрывает первопричины налогового спора через призму правового подхода и теории конфликтологии. Автор уделяет особое внимание тем налоговым разногласиям, корень которых заключается в различного рода уклонении налогоплательщика от исполнения его обязанностей по уплате налогов и сборов. Приведена классификация конфликтных моделей в рамках работ других авторов. Выявлены сопутствующие факторы низкой налоговой культуры в России. Проанализированы методики конструктивного разрешения конфликтов и даны конкретизированные рекомендации к поведению участников конфликтной ситуации.

Ключевые слова: налоговый спор, налоговый конфликт, минимизация налоговой нагрузки, минимизация налоговых отчислений, налоговая культура, внутриличностный конфликт.

CORE AND METHOD OF SOLUTION A CONFLICT IN THE STRUCTURE OF THE TAXPAYER - STATE Zanko A.S.

Zanko Alina Sergeevna — Graduate Student, DEPARTAMENT OF STATE AND MUNICIPAL FINANCE, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ST. PETERSBURG

Abstract: the article reveals the root causes of the tax dispute through the prism of the legal approach and theory of conflict management. The author pays special attention to tax disputes, the root of which lies in various kinds of tax evasion of the taxpayer from fulfilling his obligations to pay taxes and fees. The classification of conflict models in the work of other authors. Associated factors of low tax culture in Russia are revealed. The methods of constructive conflict resolution are analyzed and specific recommendations on the behavior of participants in a conflict situation are given. Keywords: tax dispute, tax conflict, minimization of tax burden, minimization of tax deductions, tax culture, intrapersonal conflict.

УДК 336.228.34

Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав, коррелирующие с их обязанностями уплаты налога - необходимое условие любой налоговой системы демократического государства. Разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком и уполномоченным государственным органом (налоговым органом) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего по своей правовой сущности рассматривается как налоговый спор.

Форма взаимодействия членов социума и отдельных социальных групп составляет базовое понятие конфликта [4, с. 137]. Конфликт чаще всего возникает из-за возникновения несогласия с чем-либо между двумя и более индивидуумами (социальными группами). Для целей рассмотрения нашего вопроса наиболее близкой является позиция менеджмента, которая

рассматривает конфликт как борьбу за ресурсы (ценности, власть, социальный статус, материальные блага) в виду их ограниченности [2, с. 132].

Основополагающим столкновением интересов типологии «Налогоплательщик - Налоговый орган» является желание хозяйствующего субъекта (индивидуума) минимизировать свою налоговую нагрузку. С другой стороны, налоговый орган (как социальная группа) следует вмененной ему ст. 32 НК РФ обязанности по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, то есть ответственен за сбор в установленные сроки в полном объеме обязательных налоговых платежей (ресурсов).

Поскольку государству в лице ФНС не может быть присуще желание сверхмерного сбора налоговых поступлений в силу нормативного регулирования налоговых отчислений, то любое разногласие цепи «Налогоплательщик - Налоговый орган» имеет вид конфликта «Желание -Обязанность». В рамках классификации, которая рассматривает ценностно-мотивационную сферу личности, в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шиловой «Конфликтология» данная проблема иллюстрирует нравственный конфликт - конфликт между привязанностями и долгом.

Налоги являются не только основным источником денежных поступлений в бюджет, но и инструментом реализации социальных задач. Выполняя фискальную функцию, налог является одним из признаков государственности. С этой позиции обязанность хозяйствующего субъекта уплачивать налоги и сборы неоспорима.

За рубежом, уплата налога воспринимается хозяйствующим субъектом как обязательное и неизбежное событие. В странах с более высокой налоговой культурой в рамках остро настроенных политических тенденций, встречается, что отдельные лица оперируют фактом уплаты налога, как аргументом доказывания своей гражданской позиции.

В то же время, относительная юность российской налоговой системы, в ее современном понимании, несостоятельность аппарата государственного управления в 90-е годы ХХ века, низкий уровень доверия к государственной власти, низкая эффективность управления государственными финансами в социальной сфере и общая финансовая безграмотность населения являются основой низкой налоговой культуры в России. Российскому налогоплательщику особенно остро присуще желание максимизации налоговой экономии как законными путями (льготы, специальные налоговые режимы) так и нелегальными.

В ключе законности/незаконности минимизации налоговых отчислений интересно различие условий возникновения конфликта. Практикуя законные способы налоговой экономии, возможный конфликт с налоговым органом наиболее часто возникает в вопросе доказывания налогоплательщиком его права использования льготы, вычета и т.п.

В случае нелегальной минимизации налога путем сокращения налоговой базы, создания фиктивного документооборота, ведения «черной бухгалтерии» или же прямого уклонения от уплаты, налогоплательщик целенаправленно идет на преступление. В этом случае имеет место классический внутриличностный конфликт.

Внутриличностный конфликт характеризуется противоречием мотивов, интересов и ценностных ориентиров, которые личность не может разрешить самостоятельно [3, с. 191]. Шпунтова В.В. предлагает следующие способы конструктивного разрешения конфликта:

• Расширение границ сознания - формирование новых ценностных отношений через преодоление «подвешенного состояния»;

• Осознанный выбор ценностей - переучивание, обращение к помощи извне, переориентация, переосмысление ситуации;

• Порождение новых ценностей - предлагается третья, ценность, которая «снимает» конфликт. [6, с. 11].

Рассматривая вышеназванные методики через призму конфликта «Налогоплательщик -Государство», ключом решения проблемы выступает «перевоспитание» хозяйствующего субъекта. Е.В. Надточий в своей работе систематизировал все возможные подходы к повышению общей налоговой культуры [5, с. 17].

Ценностный компонент:

• Налоговое правосознание - почетность уплаты налогов, законопослушание, общественная нетерпимость к неуплате налогов;

• Налоговая этика - вежливость, честность при взаимодействии с представителями органов ФНС, ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

Когнитивный компонент:

• Налоговая грамотность - знания о налоговой системе

Установочно-поведенческий компонент:

• Налоговая дисциплина - правильность, полнота, своевременность исполнения налоговых обязанностей.

Разумеется, причинами не каждого налогового спора является внутриличностный конфликт налогоплательщика. Поэтому, для устранения всех возможных разногласий цепи «Налогоплательщик - Государство», необходимо не только возрождение налоговой культуры, но и последовательные, правомерные действия представителей налоговых органов.

Список литературы / References

1. АнцуповА.Я. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.

2. Бадьминова А.И. Внутриличностный конфликт: формы проявления и способы предотвращения // Материалы ивановский чтений. Изд-во Бондалетов Валерий Викторович, 2018. № 3 (21). С. 131-137.

3. Гадомская П.А. Внутриличностный конфликт и роль психологических защит в его преодолении Сборник статей XIV Международного научно-практического конкурса. Пенза: Изд-во Наука и просвещение, 2017. С. 190-193.

4. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2009. С. 138-139.

5. Надточий Е.В. Налоговая культура общества как основа развития российской налоговой системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. № 15 (204). С. 14-19.

6. Шпунтова В.В. Внутриличностный ценностный конфликт и способы его разрешения: автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01. Москва, 2008. 23 с.

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИМИДЖ БРЕНДА

И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Воробьева О.А. Email: [email protected]

Воробьева Олеся Александровна — магистрант, кафедра маркетинга,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: корпоративная социальная ответственность становится одной из главных концепций, внедряемых в маркетинговые стратегии средних и крупных компаний, так как является важным фактором конкуренции, прежде всего потому, что КСО влияет на удовлетворенность потребителей. Тем не менее, в научной литературе все еще мало исследований, посвященных этой взаимосвязи. В данной статье рассматриваются исследования зарубежных авторов о вопросах влияния аспектов КСО на удовлетворенность потребителей и представлена концептуальная модель, которая могла бы помочь объяснить взаимосвязи между корпоративной социальной ответственностью и удовлетворенностью клиентов, а также изучить влияние имиджа бренда на эти взаимоотношения. Ключевые слова: КСО, корпоративная социальная ответственность, имидж бренда, удовлетворенность потребителей.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS A FACTOR INFLUENCING THE BRAND IMAGE AND CUSTOMER SATISFACTION Vorobeva O.A.

Vorobeva Olesya Alexandrovna — Master Student, MARKETING DEPARTMENT, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAINT-PETERSBURG

Abstract: corporate social responsibility is becoming one of the main concepts introduced into the marketing strategies of medium and large companies, as it is an important competitive factor, primarily because CSR influences customer satisfaction. However, in the scientific literature there is still little research on this relationship. This article examines foreign authors' studies on the impact of CSR on consumer satisfaction and presents a conceptual model that could help explain the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.