СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ
Налоговое консультирование как инструмент правового, финансового и управленческого содействия крупным налогоплательщикам
Климентьева Нина Михайловна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Балаковского филиала РАНХиГС
Nina M. Klimenteva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management of Balakovo branch of RANEPA
e-mail: [email protected]
Домашенкова Полина Александровна
Исследователь, Балаковский филиал РАНХиГС
Polina A. Domashenkova Researcher, Balakovo branch of RANEPA
Чеснокова Светлана Игоревна
Исследователь, Балаковский филиал РАНХиГС
Svetlana I. Chesnokova
Taxation advising as a tool of legal, financial and managerial help for major taxpayers
Авторами статьи изучены положения законодательства, исследован порядок взаимоотношений налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых консультантов на современном этапе и их роль. Проанализированы проблемы, которые препятствуют установлению новой формы взаимоотношений трех сторон. С учетом требований современного национального законодательства, предложены авторские суждения в вопросах деятельности налоговых консультантов крупных налогоплательщиков.
Ключевые слова и словосочетания: крупные налогоплательщики, налоговое консультирование, налоговые взаимоотношения, налоговые органы, оптимизация налоговых платежей, налоговая декларация.
The authors of the paper did research, guided by foundations of the legislation, order of interrelations of the tax authorities, taxpayers and tax advisors and scrutinized the role of the stakeholders in the present day Russia. They revealed and described the issues impedimental for new relationships among the three mentioned parties. The authors state expert opinions on the activity of tax advisors dealing with major taxpayers in alignment with the current national legislation.
Keywords: major taxpayers, tax advising, tax relationships, tax authorities, optimization of tax payments, tax return.
Researcher, Balakovo branch of RANEPA
УДК 336.113.1
Для работы с крупными налогоплательщиками во многих странах создаются специальные подразделения. При этом в разных странах используются определенные критерии для идентификации крупных налогоплательщиков. Таковыми могут быть совокупная прибыль, годовой объем продаж, листинг на
Социально-экономическое развитие территорий
товарных биржах, стоимость активов, общий объем уплаченных налогов, число занятых, количество структурных подразделений компаний. Доля налоговых сборов, собираемых крупными налогоплательщиками, варьируется от страны к стране.
Система налогового учета у крупных налогоплательщиков довольно сложная, поскольку она охватывает множество различных финансово-хозяйственных операций, которые учитываются отдельными операционными подразделениями, входящими в финансовую службу предприятия. Как правило, это различные операции, затрагивающие разнообразные бизнес-интересы, такие, как интересы взаимозависимых лиц или интересы зарубежных партнеров по внешнеэкономическим операциям. Кроме того, каждый такой крупный налогоплательщик занимает в своей отрасли уникальное положение: он широко представлен в географическом плане, является участником сложных финансовых сделок и схем налогового планирования. Комбинация всех этих факторов, а также то обстоятельство, что крупные налогоплательщики располагают высокопрофессиональными специалистами по оптимизации налоговых обязательств, а с точки зрения налоговых органов, они создают риски нарушения действующего национального законодательства.
На современном этапе уход от уплаты налогов - это весьма распространенное в мире явление, так как приносит настолько ощутимые доходы для крупных налогоплательщиков, что они порою перевешивают риски наложения штрафов и других санкций, ущерба репутации. Агрессивное налоговое планирование само по себе также требует значительных расходов, но их размер не останавливает «уклонистов».
Степень вовлеченности крупных налогоплательщиков в такую незаконную практику очень разная, и мало кто до сего дня исследовал причины того, почему одни прибегают к законному уклонению с использованием пробелов в национальном законодательстве, а другие - используют незаконные схемы. Налоговые органы возлагают надежды на успех в борьбе с незаконными схемами снижения налоговой нагрузки.
Тем не менее, крупные налогоплательщики мирятся с более высокими налоговыми ставками и готовы к более тесному общению с налоговыми органами, если контакты с ними будут носить конструктивный и предсказуемый характер. Налоговые органы в то же время не предполагают полного отказа налогоплательщиков от самой практики налогового планирования с целью оптимизации налоговой нагрузки. Налогоплательщики знают о повышенном внимании со стороны налоговых органов, если ими разрабатываются новые, еще более сложные схемы налоговой оптимизации и управления.
При этом сами налоговые органы не скрывают обеспокоенности тем, что при реализации некоторых схем оптимизации налоговых обязательств налогоплательщик, чья позиция, на первый взгляд, кажется обоснованной, получает, по мнению налоговых органов, неожиданные для него доходы (благодаря сокращению налоговых выплат). Возможен и другой вариант: налогоплательщик получает благоприятный для него результат от налогового планирования, но у него нет полной уверенности в том, что налоговая декларация (отражающая эти результаты) не противоречит закону. В таком случае и необходимо взаимопонимание и сотрудничество трех сторон - налоговых органов, налогоплательщиков, а также налоговых консультантов. Вопрос по созданию в нашей стране института по налоговому консультированию периодически поднимается налоговыми органами и налогоплательщиками и ведется дискуссия в научных кругах. В данной дискуссии признается весьма важная и по большей части позитивная роль, которую играют налоговые консультанты, способствующие более полному выполнению клиентом положений налогового законодательства путем:
- обращения к нужным (наиболее им благоприятствующим) постановлениям и решениям налоговых органов;
- оказания содействия в подготовке и хранении отчетных документов по налоговым вопросам;
- тщательной проверки налоговой декларации еще до ее представления в налоговые органы;
- информирования клиентов, где бы они ни находились, об их налоговых обязательствах;
- оказания содействия в ведении переговоров с налоговыми органами.
К сказанному выше добавим, что налоговые консультанты также могут выступать в роли налоговых консультантов по арбитражному сопровождению налоговых споров в суде, когда возникают разногласия и споры по поводу интерпретации положений налогового законодательства.
В течение нескольких последних лет в России активно развивается деятельность профессионального сообщества налоговых консультантов: образована Палата налоговых консультантов, осуществляется подготовка и аттестация специалистов в сфере налогового консультирования, ведется разработка стандартов
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2018
- 49 -
Socio-Economic Development of the Areas
профессионального налогового консультирования и норм профессионального поведения. Кроме того, утвержден Кодекс этики налоговых консультантов.
Однако неопределенность правового статуса налоговых консультантов в России требует дальнейших исследований, в том числе в части установления единого понятийно-терминологического аппарата, разграничения сфер профессионального налогового консультирования и полномочий налоговых органов, выработки методик и качественных характеристик деятельности налоговых консультантов, определения условий и ограничений их взаимодействия с государственными структурами.
В настоящее время налоговые органы добиваются того, чтобы налогоплательщики и их налоговые консультанты в добровольном порядке предоставляли им информацию по налоговым позициям, которые потенциально могут стать источником разногласий. Со своей стороны, налогоплательщики ожидают от налоговых органов того, чтобы те демонстрировали понимание сути коммерческих операций, принимали взвешенные объективные суждения, были беспристрастными и консультировали по вопросам учета финансово-хозяйственных операций в целях налогообложения. Чем больше налоговые органы будут соответствовать такого рода требованиям, тем выше их шансы на установление с налогоплательщиком отношений, основанных на сотрудничестве и доверии.
Налоговые консультанты, на наш взгляд, могут участвовать напрямую в этих отношениях нового типа по доверенностям и будут представителями налогоплательщиков. На сегодняшний день налоговым законодательством установлен такой посредник между налоговым органом и налогоплательщиком, но не установлено статьи о правах и обязанностях представителей налогоплательщиков.
На наш взгляд, если будут установлены права и обязанности законных представителей налогоплательщиков в налоговом кодексе, то налоговые консультанты будут рассчитывать на то, что их важная и конструктивная роль будет признана налоговыми органами, и налоговые органы будут уважать выполнение налоговыми консультантами своих профессиональных обязанностей. По роду деятельности налоговые консультанты обязаны соблюдать интересы крупных налогоплательщиков и эти интересы не могут быть скомпрометированы ни в коем случае. В то же время налоговые консультанты обязаны признать новые требования, предъявляемые к ним, касающиеся суммы материального ущерба, возникающие из новой модели взаимоотношений в результате непрофессиональных действий налоговых консультантов.
Таким образом, в результате таких взаимоотношений достигается цель лучшего понимания роли, которую играют налоговые консультанты в налоговом администрировании, способствующие укреплению отношений между налоговыми органами и налоговыми консультантами.
Активизация действий по институциональному обеспечению идеологии «налогового консультирования», на наш взгляд, предполагает:
- нормативное закрепление принципа сотрудничества в налоговых отношениях, базирующегося на ст. 1 Конституции РФ, путем внесения соответствующего положения в Налоговый кодекс Российской Федерации;
- закрепление в Налоговом кодексе РФ особого статуса профессиональных налоговых консультантов-медиаторов в урегулировании налоговых конфликтов, их прав и обязанностей по подготовке и реализации налоговых соглашений.
Таким образом, независимое профессиональное налоговое консультирование как инструмент правового, финансового и управленческого содействия хозяйствующим субъектам, по нашему мнению, будет способствовать разрешению проблем правоприменения, созданию делового климата в налоговых отношениях, повышению бизнес-активности. В лице налоговых консультантов и их профессиональных саморегулируемых объединений гражданское общество получит авторитетных партнеров, деятельность которых будет способствовать установлению цивилизованных отношений между крупными налогоплательщиками и государством, совершенствованию системы правовой поддержки налогоплательщиков, предотвращению налоговых правонарушений.
Библиографический список
1. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2014
2. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012
3. Перов, А.В., Толкушкин, А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для бакалавров. - 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012