Научная статья на тему 'Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях'

Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / МОНИТОРИНГ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новаковская Ольга Александровна, Шадрина Наталья Максимовна

В данной статье изложены основные подходы к системе оплаты труда в образовательных организациях. Также дан сравнительный анализ заработных плат педагогических работников по субъектам Российской Федерации и представлены отличия существующих систем оплаты труда. Проведенный анализ показал, что основным фактором, влияющим на рост заработной платы учителя является увеличение нагрузки учителя. Обе эти тенденции (увеличения нагрузки с целью увеличения основной части заработной платы и уменьшения нагрузки с целью высвобождения времени для внеурочной деятельности, вознаграждаемой из стимулирующего фонда) должны придти в равновесие естественным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях»

УДК: 332

Новаковская Ольга Александровна

доктор экономических наук

ol ganovak@yandex.ru

Шадрина Наталья Максимовна

заместитель директора

АНО Институт проблем образовательной

политики «Эврика», г.Москва

natamaxima@gmail. com

Olga A. Novakovskaya

Doctor of Economics

olganovak@yandex.ru

Natalya M. Shadrina

deputy director of Autonomous Non-Commercial Organization Institute of problems of educational policy "Eureka", Moscow natamaxima@gmail. com

Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях

Characteristics of existing salary systems in general education organizations

Аннотация. В данной статье изложены основные подходы к системе оплаты труда в образовательных организациях. Также дан сравнительный анализ заработных плат педагогических работников по субъектам Российской Федерации и представлены отличия существующих систем оплаты труда. Проведенный анализ показал, что основным фактором, влияющим на рост заработной платы учителя является увеличение нагрузки учителя. Обе эти тенденции (увеличения нагрузки с целью увеличения основной части заработной платы и уменьшения нагрузки с целью высвобождения времени для внеурочной деятельности, вознаграждаемой из стимулирующего фонда) должны придти в равновесие естественным путем.

Ключевые слова: новая система оплаты труда педагогических работников, мониторинг средней заработной платы учителей в субъектах федерации.

Annotation. This article describes the main approaches to the remuneration system in higher education institutions. Also a comparative analysis of salaries of teaching staff on the subjects of the Russian Federation, and presents the differences existing remuneration systems. The analysis showed that the main factor affecting the growth of the salary of teachers is increasing the load of the teacher. Both of these trends (increasing the load to increase the basic wage and reduce the load in order to release time for extracurricular activities, rewarding of the incentive Fund) must come into balance naturally.

Keywords: new salary system of teachers, monitoring the average salary of teachers in the subjects of the federation

Несмотря на то, что проблеме материального вознаграждения уделяется в экономической литературе достаточно большое внимание, сохраняется актуальная необходимость совершенствования системы оплаты труда работников образования. Вопросы системы оплаты труда, системы показателей стимулирования, позволяющих охарактеризовать материальное стимулирование работников, разграничение оценки их позиций заинтересованных групп имеют особую значимость в условиях модернизации системы образования. Автором проведен анализ существующих систем оплаты труда и роста заработных плат педагогических работников, в результате подтверждена гипотеза о том, что система платы труда не влияет на рост заработных плат учителей. Увеличение заработной платы сопряжено с ростом нагрузки на учителя - по основной должности и с учетом внутреннего совместительства,

Системы оплаты труда педагогов различаются по тому, что заложено в их основу: базовый оклад, должностные оклады или ученико-час. Проведенный анализ на основе данных электронного мониторинга КПМО http://www.kpmo.ru/ позволяет оценить распространенность той или иной системы оплаты труда в образовательных учреждениях каждого из 83 Субъектов Российской федерации в динамике за последние 3 года.

Таблица 1

Распространённость различной основы систем оплаты в образовательных

учреждениях Субъектов РФ в 2011-2013 годах

Основа модели НСОТ: Число субъектов с данной основой системы оплаты труда

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Базовый оклад 43 45 44

Ученико-час 23 22 21

Должностные оклады 17 16 18

Итого субъектов 83 83 83

Так, в 2013 году, в 44 субъектах Российской Федерации в большей части образовательных организаций взят за основу системы оплаты труда базовый оклад, в 21 субъектах наиболее распространен ученико-час как основа базового оклада, в 18 субъектах - должностные оклады.

40 000

35 000

30 000

25 000

20 000

л 39 108

33 762 X 37 265

32 208 35 871

УХ 30 875

24113 ^^

23 387^

23 356

декабрь 2011г. декабрь 2012г. декабрь 2013г.

"базовый оклад

"должностные оклады ученико-час

Рис. 1. Динамика средней начисленной заработной платы учителей в Субъектах Федерации с различной основой системы оплаты труда за 2011-2013

годы

Объединив регионы по принципу одинаковой основы НСОТ в три группы, рассмотрим средние фактические заработные платы учителей в регионах с разной основой системы оплаты труда.

Таблица 2

Средняя заработная плата учителей в Субъектах РФ с различной основой

системы оплаты труда

Основа модели НСОТ: Число субъектов с данной системой оплаты труда Средняя начисленная заработная плата учителей за отчетный месяц Прирост средней зарплаты за 20112013 гг.

2011 г 2012 г 2013 г декабрь 2011г. декабрь 2012г. декабрь 2013г.

Базовый оклад 43 45 44 23 387 32 208 35 871 53%

Должностные оклады 23 22 21 23 356 30 875 39 108 67%

Ученико-час 17 16 18 24 113 33 762 37 265 55%

В среднем по всем субъектам 83 83 83 23 582 32 363 36 926 57%

Уровень заработных плат учителей в 2013 году выше в группе субъектов, где преобладают должностные оклады в качестве основы системы оплаты труда, хотя в предыдущие годы наибольший показатель заработных плат отмечен в субъектах с базовым окладом, в основе которого ученико-час. Рассмотрим динамику зарплат за 2013 год, чтобы понять, является ли рост зарплат в группе «должностных окладов» тенденцией всего года.

Рис. 2. Средняя заработная плата учителей в Субъектах Федерации с различной основой системы оплаты труда в динамике за 2013 год Как видим, на начало года заметных различий в уровне заработных плат учителей между тремя группами субъектов почти не наблюдается. Но к началу нового учебного года эта разница появляется, и в конце 2013 года субъекты с должностными окладами (профессионально-квалификационными группами) в качестве основы системы оплаты труда имеют явно более высокий уровень заработных плат учителей по итогам 2013 года. Эта же группа субъектов проде-

монстрировала максимальный рост заработных плат за год по отношению к январю 2013г - 57,8%.

Впрочем, в группу «должностные оклады» попал субъект с самой высокой заработной платой учителей по стране - Чукотский автономный округ с показателем 119 306,1 руб. в декабре 2013 г., что возможно, повлияло на среднюю заработную плату. Если исключить данный субъект, то максимального среднего значения заработных плат учителей в декабре 2013 г. достигла все-таки группа субъектов с основой СОТ в виде ученико-часов (37 265,0 руб. в среднем против 35 871,0 руб. в группе субъектов с базовым окладом в качестве основы СОТ и 34 390,9 руб. в группе субъектов с должностными окладами).

Можно исключить из анализа первую пятерку субъектов с максимальной средней заработной платой учителей по Российской федерации. Это Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийской автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и Москва. Четыре региона с высокими северными надбавками, где уровень заработных плат значительно выше средних по стране, а также Москва дают заметную разницу в средней заработной плате. Получится следующая картина:

Таблица 3

Средняя заработная плата учителей в Субъектах РФ с различной основой системы оплаты труда без учета Москвы и 4 северных регионов с максималь-

ной заработной платой учителей по стране в 2013 году

Подход к системе оплаты труда. Основа модели НСОТ: Число Субъектов РФ Средняя начисленная заработная плата учителей за отчетный месяц 2013 года Прирост средней зарплаты за 2013 год

январь март июнь сентябрь декабрь

Базовый оклад 42 23545,7 4 25395,3 0 28189,0 1 27589,6 6 32854,7 8 39,5%

Профессионально- квалификационные группы 17 23121,2 8 25796,4 2 26852,3 0 27552,6 3 34390,9 1 48,7%

Ученико-час 19 22457,1 3 23584,6 8 25627,5 4 24545,6 0 31721,7 4 41,3%

В среднем по всем 78 23188,0 6 25041,6 7 27273,7 3 26840,0 9 32913,5 8 41,9%

Рис. 3. Средняя заработная плата учителей в Субъектах РФ с различной основой системы оплаты труда без учета Москвы и 4 северных регионов с максимальной заработной платой учителей по стране Результаты за три года отражены в таблице 4.

Таблица 4

Средняя заработная плата учителей в Субъектах РФ с различной основой системы оплаты труда без учета Москвы и 4 северных регионов с максималь-

Основа модели НСОТ: Число субъектов с данной системой оплаты труда Средняя начисленная заработная плата учителей за отчетный месяц Прирост средней зарплаты за 20112013 гг.

2011 г 2012 г 2013 г декабрь 2011г. декабрь 2012г. декабрь 2013г.

Базовый оклад 40 42 42 20 439 27 840 32 855 61%

Должностные оклады 17 16 17 23 356 30 875 34 391 47%

Ученико-час 21 20 19 21 224 29 192 31 722 49%

В среднем по всем субъектам 78 78 78 21 286 28 809 32 914 55%

40 000

базовый оклад

должностные оклады

ученико-час

Рис. 4. Динамика средней начисленной заработной платы учителей в Субъектах Федерации с различной основой системы оплаты труда за 2011-2013 годы без учета Москвы и 4 северных регионов с максимальной заработной платой учителей по стране

Без учета субъектов с максимальными заработными платами группа субъектов с должностными окладами в качестве основы системы оплаты труда лидирует на протяжении всех трех последних лет, то есть тенденция налицо. Заработная плата учителей в этой группе субъектов в декабре 2013 г. составила 34 390,91 руб. Эта же группа показывает наибольший рост заработных плат по итогам 2013 года - 48,7%. Наименьший уровень заработных плат учителей среди субъектов, выбравших в основе системы оплаты труда ученико-час -31 721,74 руб.

Проверка значимой связи

Однако, нельзя проводить прямую связь между системой оплаты труда и уровнем зарплат. Для оценки значимости различий между данными группами был проведен статистический анализ - однофакторный дисперсионный анализ в статистическом пакете SPSS.

Однофакторный дисперсионный анализ используется в тех случаях, когда есть в распоряжении три или более независимые выборки, полученные из одной генеральной совокупности путем изменения какого-либо независимого фактора. Для этих выборок предполагают, что они имеют разные выборочные средние и одинаковые выборочные дисперсии. Поэтому необходимо ответить на вопрос, оказал ли этот фактор существенное влияние на разброс выборочных средних или разброс является следствием случайностей, вызванных небольшими объемами выборок. Название дисперсионного анализа обусловлено тем, что главным инструментом является анализ дисперсий разного типа. Другими словами, если выборки принадлежат одной и той же генеральной совокупности, то разброс данных между выборками (между группами) должен быть не больше, чем разброс данных внутри этих выборок (внутри групп). Дисперсионный анализ позволяет определить, что преобладает: влияние фактора или случайная вариативность внутри групп.

35 000

30 000

25 000

20 000

34 391

ж 32 855

30 ** 31722

29 W2

840

23 356 / //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21224

^ 20 439 1 1 1

декабрь 2011г. декабрь 2012г. декабрь 2013 г.

В нашем случае основа системы оплаты труда - независимая переменная, уровень заработных плат учителей по итогам 2013 года - зависимая переменная. Исходим из предположения, что основа системы оплаты труда не влияет на уровень заработных плат учителей, а значит межгрупповая дисперсия заработной платы в группах субъектов с разной основой системы оплаты труда не должна различаться значимо. Проще говоря, если внутри групп субъектов (наших трех групп - базовые оклады, ученико-час и должностные оклады) различий по заработной плате меньше, чем между группами, и эти различия статистически значимы - значит связь основы системы оплаты труда и заработных плат есть. Все это с помощью теории вероятности автоматически просчитывается в данном методе статпакета SPSS.

Использованный метод анализа показал, что различия незначимы (уровень значимости 0,846; а при анализе без учета пятерки субъектов с максимальными заработными платами - 0,809). То есть подтвердилась базовая гипотеза об отсутствии связи, и нельзя говорить о том, что выбор той или иной основы для системы оплаты труда значимо влияет на средний уровень заработной платы учителей. По итогам 2013г. статистических различий нет. Те различия средних зарплат, которые мы видим в таблице, не являются значимыми и сложились под влиянием других факторов, а не основы системы оплаты труда.

То же самое статистический анализ показывает по поводу прироста заработных плат в 1 полугодии (42,5%, 57,8% и 50,3% по группам). Динамика показателя уровня заработной платы не определяется основной системой оплаты труда, данные различия выражены незаметно. Возможно в будущем при развитии новой системы оплаты труда произойдет большая дифференциация и можно будет говорить о том, что основа оплаты труда влияет на уровень заработных плат.

Рассмотрим такой фактор, влияющий на повышение заработной платы учителей, как рост нагрузки учителей

За период 2011-2013 гг нагрузка учителя по всем субъектам федерации в среднем выросла с 1,20 ставки в декабре 2011 году до 1,30 ставки в декабре 2013 года или на 8,3%, а с учетом внутреннего совместительства гораздо меньше - с 1,31 до 1,36 ставки или на 3,8%. То есть, проводя оценку эффективности сформировавшихся подходов в системе оплаты труда педагогических работников, мы наблюдаем, что при повышении заработной платы учителя увеличивается и средняя нагрузка учителя - как по основной должности, так и с учетом внутреннего совместительства.

Причем, увеличение нагрузки по основной должности идет быстрее, что говорит о тенденции освобождения административно-управленческого персонала от урочной деятельности. В таблице 5 приводятся среднеарифметические значения показателей по всем регионам

Таблица 5

Динамика средней нагрузки учителей в Российской Федерации_

январь 2013г. март 2013г. июнь 2013г. прирост за 20112013 гг.

Средняя нагрузка учителя по основной должности, кол-во ставок 1,20 1,31 1,30 8,3%

Средняя нагрузка учителя с учетом внутреннего совместительства, кол-во ставок 1,31 1,35 1,36 3,8%

Разность показателей 0,11 0,04 0,06 -

Среднее количество часов по тарификации на одного учителя в отчетном месяце 21,69 23,556 23,33 7,6%

Также растет и среднее количество часов по тарификации на одного учителя. Если в декабре 2011г. среднее количество часов по тарификации на одного учителя составило 21,69 часа, то в декабре 2013 г. уже 23,33 часа. С одной стороны, большая урочная нагрузка препятствует развернутой внеурочной деятельности учителя. С другой - фонд стимулирующих выплат, составивший в декабре 2013г. в среднем по стране 28,70% от фонда оплаты труда учителей, не может самостоятельно обеспечить высокий уровень заработных плат при низкой нагрузке. Также очевидно, что увеличение нагрузки учителей образовательного учреждения ведет к росту средней заработной платы при том же фонде оплаты труда.

Таким образом, проведенный анализ показал, что основным фактором, влияющим на рост заработной платы учителя , является увеличение нагрузки учителя. Обе эти тенденции (увеличения нагрузки с целью увеличения основной части заработной платы и уменьшения нагрузки с целью высвобождения времени для внеурочной деятельности, вознаграждаемой из стимулирующего фонда) должны прийти в равновесие естественным путем.

Литература:

1. Магура М.И., Курбатова М.Б Секреты мотивации, или мотивация без секретов - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2007. - 656с.

2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала - Изд. 2-е, доп. и пере-раб. - Москва: Экономика, 2004. -361с.

3. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Т.Н. Березкина, Д.Д. Вачу-гов, В.Р. Веснин и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. - Москва: Высшая школа, 2001. - 367 с.

4. Кузнецов, К. Мотивация и видение будущего фирмы. Управление персоналом. - 2006. - № 7. - С. 31-33.

5. Лунин, В. Поощрение и наказание: инструкция по созданию системы мотивации персонала / В. Лунин / Управление компанией. - 2005. - № 3. -С. 33-35

6. Кремер Н.Ш. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Юнити - Дана, 2002.-343с.

7. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 2003.-523с.

8. http://www.kpmo.ru/

Literature:

1. Magura M.I., Kurbatova M.B. Secrets of Motivation or Motivation Without Secrets - M.: «Human Resourses Management Journal» OOO, 2007. - 656p.

2. Bovykin V.I. New Management: Solving Management Problems. Increasing Capital Raise in Tens of Times - 2nd Red. - Moscow: Economics, 2004. - 361p.

3. Management Basics: High school textbook / T.N. Berezkina, D.D. Vachugov, V.R. Vesnin; Red. by D.D. Vachugov. - Moscow: High School, 2001.

- 367p.

4. Kuznetsov K. Motivation and Focus on the Company's Future. Human Resourses Management. - 2006. - № 7. - P. 31-33.

5. Lunin V. Encouragement and Punishment: Manual on How to Create a Human Resourses Motivation System. / V. Lunin / Business Management. - 2005.

- № 3. - P. 33-35

6. Kremer N.S. Theory of Probability and Mathematical Statistics. M.: Unity -Dana, 2002.-343p.

7. Gmurman V.E. Theory of Probability and Mathematical Statistics. - M.: High School, 2003.-523p.

8. http://www.kpmo.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.