ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье затронуты проблемы, связанные с заработной платой учителя в современных условиях. Представлена структура заработной платы учителя, степень удовлетворения потребностей российского общества как основы для повышения размера оплаты труда. Уровень заработной платы учителя рассматривается как один из факторов, оказывающих существенное влияние на безопасность современного общества.
Ключевые слова: заработная плата учителя, фактор безопасности, степень удовлетворения экономических потребностей, динамика потребительскихрасходов.
Marina Radosteva WAGES OF THE TEACHER AS A FACTOR
IN THE ECONOMIC SECURITY
Annotation. The article discussed the problems related to the salaries of teachers in modern conditions. Presented teacher salary payment structure, the degree of satisfaction of the needs of Russian society as a basis for increasing wage. Teacher salary level is regarded as one of the factors that have a significant impact on the security of modern society. Keywords: teacher salary payment, the safety factor, the degree of satisfaction of economic needs, the dynamics of consumer spending.
C проводимыми в сфере образования реформами актуальность по вопросу формирования и размеру заработной платы учителя в нашей стране не ослабевает. Труд учителя принято считать одним из универсальных и распространенных, но в то же время непопулярным среди молодых людей. Одной из причин такой непопулярности можно считать размер оплаты труда. Именно данная причина обозначается как ключевой фактор непопулярности этой профессии. Наряду с этим была выявлена еще одна проблема, которая также вызывает массу вопросов. Это дифференциация заработной платы по регионам страны. Между тем именно от уровня оплаты труда учителя зависит не только качество образования, но и национальная безопасность в целом.
В последнее время государство много делает для изменения ситуации на рынке труда. Это отражается также и на профессии учителя. Во-первых, повысилась престижность этой профессии, прежде всего, при помощи реализации различных программ с целью привлечения и удержания молодых специалистов на местах. Особенно это актуально для регионов страны, где всегда наблюдалась нехватка специалистов. Во-вторых, значительно улучшилась материально-техническая база современных школ, где уроки зачастую сопровождаются новейшими достижениями научно-технического прогресса: интерактивными досками, ноутбуками, игровыми приставками и иным образовательным оборудованием. Также, конечно, нельзя не отметить и увеличение заработной платы учителей.
Сегодня в любом регионе РФ реализуются программы по привлечению молодых специалистов. Это делается как на региональном уровне, так и на местах. Наряду с этим, согласно федеральному плану повышения минимальной оплаты труда, было запланировано повышение окладов по состоянию на март 2016 г., но существующая ситуация в экономике страны не позволяет своевременно осуществлять запланированное повышение.
Финансирование оплаты труда школьных учителей в России, к сожалению, не является при-
УДК 336.22 М.В. Радостева
© Радостева М.В., 2017
оритетной составляющей бюджета зарплат госслужащих. С конца 2014 г. зарплаты педагогов, учитывая инфляцию и покупательские способности, продолжает снижаться [2]. При этом в ряде регионов она весьма существенно отличается по своему уровню. Так, по данным Росстата по результатам за 2015 г. в муниципальных образовательных организациях больше всего получали учителя в Ямало-ненецком автономном округе (73 тыс. 945 руб.), Чукотском автономном округе -78 тыс. 145 руб. Вместе с тем в разы была ниже зарплата у учителей Кабардино-Балкарской Республики - 20 тыс. 642 руб., Республики Марий Эл - 20 тыс. 217 руб., Республики Северная Осетия-Алания - 19 тыс. 860 руб. И самая низкая зарплата отмечена в Республике Дагестан - 18 тыс. 978 руб. и в Алтайском крае - 18 тыс. 738 руб. В Москве средняя зарплата учителей муниципальных образовательных организаций составляла - 65 тыс. 945 руб. [6]. Разница в уровне оплаты труда порой значительная, характерна для различных образовательных организаций, в том числе и для учителей в конкретной школе.
К факторам, влияющим на оплату труда учителя, можно отнести такие, как место жительства, поскольку определяется уровнем средней зарплаты в экономике по региону: чем она выше в регионе, тем больше учитель должен получать. Кроме того, в ряде регионов действуют районные коэффици-енты, которые также существенно влияют на зарплату; образование, стаж работы, квалификация, учебная нагрузка, личные достижения, в том числе наличие государственных наград или ведомственных знаков отличия, ученой степени и т.д., а также условия, в которых он трудится, качество и результаты его труда, количество обучающихся в организации, величина фонда оплаты труда и некоторые другие факторы.
До 2008 г. в России действовала единая тарифная сетка. Зарплату начисляли и платили по разрядам, и учителя с одинаковыми разрядами получали одинаковый оклад. С 2008 г. была введена новая система оплаты труда (НСОТ), согласно которой зарплата состоит из 3 частей: фиксированной (базовой), компенсационной, стимулирующей. За отдельные успехи и достижения учителю могут выдаваться разовые премии. Однако, ежемесячная премия - скорее исключение, чем правило.
Базовая часть делится на общую и специальную. Общая часть зависит от количества часов, которые отрабатывает учитель (аудиторная нагрузка), количества учеников в классе. Специальная часть - это то, что учитель делает помимо уроков (внеаудиторная нагрузка): ведение педагогом проектов, проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом, занятия с одаренными детьми, доплата за работу в коррекционных классах и т.д. Компенсационные выплаты учитывают работу педагога в особых условиях. Например, учитель химии работает с вредными реактивами. Стимулирующие выплаты - это поощрение за то, что учитель не просто добросовестно работает, а обеспечивает высокие достижения, применяет новые формы и методики, которые выходят за пределы должностных обязанностей, за качество подготовки учеников и др. Каждая школа осуществляет учет достижений учителя и устанавливает шкалу оценок самостоятельно, например, с помощью баллов. Как правило, в организациях зарплата состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. В настоящее время применяются три модели систем оплаты труда, в основе которых лежат некоторые общие принципы.
1. Фонд оплаты труда (ФОТ) каждой организации формируется на основании подушевого норматива и рассчитывается по формуле:
ФОТ = N ■ У,
где N - величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ, У - количество учащихся в организации.
Организация получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка - по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству. Школы все чаще создают привлекательные условия для каждого ученика и самостоятельно решают, какие кадры ей для этого нужны.
2. Школы также в индивидуальном порядке формируют свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Каждая из них стремится сформировать оптимальное штатное расписание в соответствии с приоритетами, особенностями ее образовательной программы, увеличивая оплату труда в первую очередь штатным сотрудникам.
3. Фонд оплаты труда организации делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда оплаты труда школы обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда). Стимулирующая часть фонда оплаты труда в школе распределяется с участием органов государственно-общественного управления школы по утвержденным показателям качества труда учителей (не за увеличение объемов выполняемой работы).
4. В зарплату учителя входят не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.
5. Зарплата директора организации пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить приемлемый уровень оплаты труда учителей.
6. В каждом регионе принимаются соответствующие нормативные правовые акты. В каждой школе существует практика, при которой принимаются нормативные локальные акты по вопросам оплаты труда: Положения, коллективные договоры, правила трудового распорядка, разрабатываются показатели, критерии оценки качества труда, формируются общественные комиссии по распределению стимулирующей составляющей и др.
Все это реализуется для стимулирования труда учителя в современных школах. При этом необходимо иметь в виду, что чем больше базовая часть, тем меньше стимулирующие выплаты, и наоборот. Следует учесть, что из фонда оплаты труда организации выплачивается зарплата всем работникам организации, в том числе и администрации.
Обращаясь к рассматриваемой тематике, необходимо учитывать то обстоятельство, что вопросы оплаты труда во многом определяют не только социально-экономическое положение граждан страны, но и выступают одним из ключевых факторов экономической безопасности. К сожалению, в настоящее время в национальном законодательстве понятие «экономическая безопасность» попросту отсутствует, что затрудняет выявление определенных критериев, которые могли бы помочь с определением сущности данного явления. Оплата труда учителя в данном случае - не исключение.
С.И. Цыганов, занимаясь изучением вопроса экономической безопасности, отметил, что понятие «экономическая безопасность» может состоять из трех частей: «состояние экономики», «защита основного экономического интереса», «угрозы». При этом он отталкивался от такого понятия, как «экономическая потребность - это состояние неудовлетворенности, нужды в экономическом благе. Под экономическим интересом понимается система связей и взаимосвязей экономических потребностей. Потребность выражается в абсолютных, а интерес - относительных показателях.
Основной экономический интерес выражает эффективность создания экономических благ и в принципиальном плане представляет соотношение результата с затратами на их получение. Следует проводить различия между важнейшими экономическими интересами субъектов их носителей. Так, интерес наемных работников выражается в динамике реальной заработной платы, предпринимателей - нормы прибыли, государства - поступлений в бюджет [1]. Получается, что речь, прежде всего, идет об удовлетворении социально-экономических потребностей [2]. Именно через удовлетворение потребностей можно отследить и соответствие заработной платы учителя на соответствие существующим показателям. Так, в России за последнее время наблюдается следующая динамика в структуре потребления (см. табл. 1). Прежде всего, в период с 1980 г. по 2010 г. в стране большую часть в
структуре потребления занимали расходы на приобретение продовольственных товаров, доля которых в кризисные годы доходила до 52 % от общего числа всех расходов как, например, в 1999 г. Это очень высокий показатель, свидетельствующий о низком уровне благосостояния населения страны, что, собственно, отражало общее состояние экономики, характерное для России того времени. Данная тенденция сохранялась длительный период, хотя постепенно этот показатель уменьшился и даже стал несколько ниже аналогичного показателя 1980 г.: 36,1 % расходов на покупку продуктов для домашнего питания население тратило в 1980 г. и 29,5 % - в 2010 г. в общей структуре потребительских расходов. При этом указанные процентные соотношения отделяют друг от друга как самый низкий уровень в данной группе расходов (2010 г. - 29,5 %), так и самый высокий (1999 г. - 52 %). В 2015 г. этот показатель вновь оказался выше на 7,1 % [4; 6].
Другой показатель, представленный в структуре расходов домашних хозяйств в РФ, включает расходы на приобретение непродовольственных товаров, или товаров длительного пользования, уровень которых в 2010 г. превысил уровень расходов на продукты питания на 9,3 %, составив, таким образом, 38,8 % затрат, что несколько больше аналогичного показателя 1980 г., когда он был равен 37,8 % [4; 5]. Если проследить динамику изменений этого показателя, то можно увидеть, что в 1990 г. этот показатель за рассматриваемый период в 30 лет был наивысшим - 45,8 %, тогда как на 1999 г. пришелся уровень минимального потребления товаров длительного пользования, в группу которых включены в нашей стране такие расходы, как затраты на товары краткосрочного пользования, а порой и разового - предметы личной гигиены, фармацевтическая продукция и другие виды товаров, так и товары длительного пользования - обувь, одежда, транспортные средства, бытовая техника и иные товары. Возможно, что данный показатель будет иметь в дальнейшем тенденцию к повышению при условии, если большую часть расходов в данной группе займут затраты на приобретение товаров длительного пользования.
Таблица 1
Структура потребительских расходов домашних хозяйств в РФ с 1980 г. по 2015 г.,
в % к итогу [4; 5]
Годы 1980 1985 1990 1995 1999 2005 2010 2015
Потребительские 100 100 100 100 100 100 100 100
расходы, в том
числе:
на покупку про- 36,1 35 31,5 49 52 33,2 29,5 36,6
дуктов питания и
товаров кратко-
временного
пользования
на покупку не- 37,8 40,2 45,8 31,8 30,8 38,6 38,8 36,3
продовольствен-
ных товаров
на оплату услуг 26,1 24,8 22,7 19,2 17,2 28,2 31,7 27,1
Несколько иначе обстоит ситуация в нашей стране с расходами в сфере услуг. В 1999 г. уровень затрат населения на услуги был минимальным в нашей стране за рассматриваемый период времени и составлял всего 17,2 %, тогда как в 2010 г. доля этого показателя в общей структуре потребления составила уже 31,7 %, т.е. произошло увеличение расходов на оплату услуг за 11 лет на 14,5 %, что свидетельствует о наметившемся развитии сферы нематериальных благ в России. В 2015 г. расходы на сферу услуг несколько понизились в сравнении с 2010 г., что свидетельствует об изменении
уровня материального благосостояния граждан в нашей стране. Покупательная способность населения длительное время в период с 1991 г. по 2015 г. оставалась столь низкой, что большая часть людей могла на свою заработную плату приобретать только продукты питания, не имея часто возможности покупки дорогостоящих товаров длительного потребления, необходимых для нормального функционирования рабочей силы. Это отразилось на состоянии всей экономики, ибо отсутствие платежеспособного спроса зачастую приводит к уменьшению объемов производства и, как следствие, к снижению производительности труда. Также следует добавить, что заработная плата в России за годы реформ утратила такую функцию, как возможность нормального воспроизводства рабочей силы, не затрагивая уже иные функции заработной платы, что является причиной не только серьезных экономических, но и социальных последствий [3]. Следовательно, сюда можно отнести и такие показатели, которые отражают уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, имущественное расслоение населения.
Как уже было сказано ранее, другим немаловажным компонентом уровня жизни является уровень дохода людей. А поскольку первоочередное место в структуре дохода населения играет заработная плата, то получается, что, чем выше заработная плата работника, в том числе и учителя, тем выше степень развития и удовлетворения его материальных и духовных потребностей, а также членов его семьи. Следовательно, именно объем общественно необходимых потребностей работников определяет величину стоимости рабочей силы, которая находится в прямой пропорциональной зависимости от количества этих жизненных средств. При увеличении общественно необходимых потребностей наемных работников в случае, если стоимость предметов потребления остается неизменной, стоимость рабочей силы будет возрастать, следовательно, будет увеличиваться и уровень реальной заработной платы. О динамике изменений потребностей наемных работников свидетельствуют современные тенденции в структуре потребительских расходов, рассмотренные ранее. В условиях современного общества круг необходимых потребностей значительно расширился, а также изменились способы их удовлетворения.
Именно потребности людей придают импульс не только развитию производства, но развитию экономики в целом. Следовательно, чем более полно удовлетворяются потребности населения, включая и учителей, тем в большей мере проявляет себя механизм обеспечения экономической безопасности. Основная роль потребностей состоит в том, что они выступают одним из главных факторов повышения заработной платы работников по найму, так и учителя. Чем выше уровень общественно-нормальных потребностей, тем выше должны быть установлены ставки заработной платы, поскольку назначение цены за труд учителя состоит не только в том, чтобы он мог воспроизводить и реализовать свой потенциал на рабочем месте в дальнейшем, а, чтобы это была рабочая сила соответствующего уровня, качества, квалификации, ибо от степени удовлетворения общественно-экономических потребностей учителя зависит будущее нашей страны. Поскольку труд учителя напрямую связан с образованием и подготовкой будущего поколения к новой жизни. При этом заработная плата должна способствовать поддержанию благосостояния семьи учителя и стимулировать его для улучшения собственных результатов на рабочем месте.
В качестве рекомендаций по изменению ситуации, связанной с заработной платы труда учителя, можно предложить такие, как проведение аттестации учителей согласно плану учебного заведения, либо органов муниципальной власти, а также индексация заработной платы в номинальном выражении два раза в год для того, чтобы устранить влияние инфляции. Данные рекомендации позволят заработной плате учителя оставаться стабильной и будут способствовать удовлетворению общест -венно-необходимых потребностей. Таким образом, заработная плата труда учителя - это один из главных элементов в формировании экономической безопасности государства.
Библиографический список
1. Макконнелл Кэмпбелл, Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю ; пер. с англ. - 11-е изд. - М. : Республика, 1992. - Т. 1. - 399 с. - ISBN 5-250-01534-4.
2. Николаева, А. Рационализация социальных взаимодействий в современном обществе / А. Николаева, К. Караханян // Путь науки. - 2016. - № 8(30). - С. 83-85.
3. Радостева, М. Конституционное регулирование заработной платы в Российской Федерации : экономико-правовой аспект / М. Радостева // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 9(74). - С. 117-122.
4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, - 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_14s/Main.htm (дата обращения : 15.02.2017).
5. Россия в цифрах, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b11_11/Main.htm (дата обращения : 15.02.2017).
6. Россия в цифрах, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/ rus16.pdf (дата обращения : 15.02.2017).
7. Цыганов, С. Понятие «экономическая безопасность» / С. Цыганов // Бизнес, менеджмент и право. - 2008. -№ 1. - С. 106-110.