Научная статья на тему 'Сущность, этапы и направления административной реформы в Ульяновской области'

Сущность, этапы и направления административной реформы в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1856
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ЭТАПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ / PUBLIC ADMINISTRATIVE REFORM / THE STEPS OF THE ADMINISTRATIVE REFORM / DIRECTIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ADMINISTRATIVE REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погодина Елена Александровна, Мингачев Ринат Минахметович

Цель исследования состоит в выявлении сущности административной реформы, ее этапов, направлений и оценки результатов по этим направлениям в деятельности органов государственного управления на региональном уровне (Ульяновская область). Методологической основой исследования стали общие принципы системного анализа социальных и политических процессов. Результаты: Выявлены важнейшие этапы, направления и особенности административно-государственной реформы в Ульяновской области; осуществлен анализ итогов административно-государственной реформы в данном регионе, а также наиболее значимые проблемные зоны реформирования. Область применения результатов: Теоретическая значимость работы состоит в обобщении эмпирического и аналитического материала, что позволяет сформировать целостное представление о направлениях развития реформы государственного управления в современной России и особенностях ее протекания на региональном уровне. В практическом плане полученные выводы могут быть учтены при разработке дальнейших программ реформирования системы государственного управления региональными органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE, THE STEPS AND THE OBJECTS OF THE ADMINISTRATIVE REFORM IN THE ULYANOVSK REGION

The purpose of the study is to identify the nature of the administrative reform, its stages, trends, and to estimate these issues in the activities of public administration at the regional level (Ulyanovsk region). The general principles of systemic analysis of social and political processes were used as the methodological basis of the study. Results: We have detected the major stages, trends and characteristics of the administrative reform in the Ulyanovsk region, analyzed the results of the administrative state reform in the region and its most problematic areas. Significance of the work: The theoretical significance of this work is to summarize the empirical and analytical material to create a complete picture of the development directions of the public administration reform in modern Russia and the characteristics of its implementation at the regional level. In practical terms, the conclusions we got can be used to develop the future programs of the reforming system of the public administration of regional authorities.

Текст научной работы на тему «Сущность, этапы и направления административной реформы в Ульяновской области»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-2-26 УДК 351

СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Погодина Е.А., Мингачев Р.М.

Цель исследования состоит в выявлении сущности административной реформы, ее этапов, направлений и оценки результатов по этим направлениям в деятельности органов государственного управления на региональном уровне (Ульяновская область).

Методологической основой исследования стали общие принципы системного анализа социальных и политических процессов.

Результаты: Выявлены важнейшие этапы, направления и особенности административно-государственной реформы в Ульяновской области; осуществлен анализ итогов административно-государственной реформы в данном регионе, а также наиболее значимые проблемные зоны реформирования.

Область применения результатов: Теоретическая значимость работы состоит в обобщении эмпирического и аналитического материала, что позволяет сформировать целостное представление о направлениях развития реформы государственного управления в современной России и особенностях ее протекания на региональном уровне. В практическом плане полученные выводы могут быть учтены при разработке дальнейших программ реформирования системы государственного управления региональными органами государственной власти.

Ключевые слова: государственная административная реформа, этапы административной реформы, направления реализации административной реформы.

THE ESSENCE, THE STEPS AND THE OBJECTS OF THE ADMINISTRATIVE REFORM IN THE ULYANOVSK REGION

Pogodina E.A., Mingachev R.M.

The purpose of the study is to identify the nature of the administrative reform, its stages, trends, and to estimate these issues in the activities of public administration at the regional level (Ulyanovsk region).

The general principles of systemic analysis of social and political processes were used as the methodological basis of the study.

Results: We have detected the major stages, trends and characteristics of the administrative reform in the Ulyanovsk region, analyzed the results of the administrative state reform in the region and its most problematic areas.

Significance of the work: The theoretical significance of this work is to summarize the empirical and analytical material to create a complete picture of the development directions of the public administration reform in modern Russia and the characteristics of its implementation at the regional level. In practical terms, the conclusions we got can be used to develop the future programs of the reforming system of the public administration of regional authorities.

Keywords: public administrative reform, the steps of the administrative reform, directions of the implementation of the administrative reform.

В современном мире давно проявились тенденции нового понимания роли государства и его функций во взаимоотношениях с обществом, что послужило предпосылкой проведения административных реформ. Общими основаниями административных реформ стали неустойчивость экономического и социального развития; интернационализация и глобализация процессов развития, рост информационных потоков и технологий; резкое падение доверия населения к государству и бюрократии. Несмотря на всеобщий интерес к проблемам ре-

формирования государственного управления, единого понимания сущности понятия «административная реформа» до сих пор не существует.

Движущим мотивом большинства административных реформ в разных странах являлось осознание необходимости решения одной или нескольких из следующих комплексных задач: повышение эффективности системы государственных органов; превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание; повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора.

Обобщение этих задач позволяет определить административную реформу, как преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в "автоматическом режиме" в интересах общества [5, с.52].

Ряд известных исследователей рассматривают административную реформу как изменения, связанные с системой государственно-административного аппарата, органов исполнительной власти различного уровня. Например, И.А. Василенко определяет административную реформу как процесс структурных изменений в работе государственного аппарата, направленный на повышение его эффективности и совершенствование качества принимаемых решений [1, с. 249].

Изменения структуры и функций органов исполнительной власти, а также порядка ее отношений с обществом (частными лицами, бизнесом и т.д.) непрерывно идут под воздействием самых разных факторов в большинстве стран мира, как федеративных, так и унитарных. Таких изменений очень много, но отнести к классу административных реформ возможно лишь те из них, которые организованы и на законных основаниях проводятся высшими органами власти в виде коренных и всеобщих преобразований административных отношений и институтов исполнительной власти. Только совокупность всех этих признаков, а именно: инициирование и проведение «сверху»; законность и связанная с

этим всеобщая обязательность; специальная организация и фундаментальность перемен и отличают административную реформу от частных улучшений и ситуативных изменений в структуре и порядке работы органов исполнительной власти [3].

В содержательном плане административная реформа трактуется в широком и узком смыслах. Под административной реформой в широком смысле понимается: разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью; реформа государственной службы; реформа функций и структуры исполнительной власти. Административная реформа в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления, с целью создания системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития [6].

Таким образом, существует широкий диапазон подходов к определению понятия «административная реформа».

Неоднозначны также и трактовки, касающиеся хронологических рамок современной административной реформы.

Т.Я. Хабриева, А.Ф. Ноздрачева и Ю.А.Тихомирова отмечают, что административная реформа в современной России идет непрерывно и постепенно с 1991 года, т. е. с момента прекращения советского общественного и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную. В работе указывается следующая периодизация:

1. 1992 - 1993 гг. Департизация государственного аппарата и формирование конкретных федеральных органов исполнительной власти.

2. 1996 - 1998 гг. Подготовка вариантов концепции административной реформы.

3. 1999 - 2000 гг. Подготовка концепции государственного строительства, включающей основные идеи концепции административной реформы 1998 г.

4. 2003 - 2005 гг. Практическое осуществление административной реформы по направлениям: оптимизация функций органов исполнительной власти и структуры исполнительной власти; реформирование государственной службы; совершенствование управленческих процедур; создание административной юстиции.

5. Разработка программы административной реформы до 2010 года [5].

Исследователь Е.Н. Гаталов выделяет три этапа административно-

государственной реформы:

1-й этап (2000 - 2003) характеризуется определением направлений и рабочего пространства административно-государственной реформы.

2-й этап (2004) - реструктуризация федеральной системы исполнительной власти и связанная с этим работа по подготовке нормативных материалов.

3-й этап (2005 по н/в), по мнению Е.Н. Гаталова, несостоявшийся. Должен был характеризоваться развитием принципов административно-государственной реформы в глубину, их синхронизацией с другими институциональными реформами и экстраполяцией административно-государственной реформы на региональный и местный уровни [2, с. 26 - 27].

А.Н. Мальцев также выделяет три этапа административно-государственной реформы:

-начальный (федеральный) этап административной реформы (2003-2005 годы);

-второй, - федерально-региональный этап административной реформы (2006-2008 годы);

-третий этап административной реформы: распространение на муниципальный уровень и начало реальной борьбы с коррупцией, в т.ч. переход к предоставлению административных услуг в электронном виде (2009-2010 годы)

По нашему мнению регламентацию периодов реализации административной реформы в современной России можно увидеть в следующих официальных документах - в Указе Президента Российской Федерации № 824 от 23 июля 2003 года «О мерах по проведению Административной реформы в 2003 -2004 годах», в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О концепции Административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг.» и в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1021 -р «О Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы».

В настоящее время, на наш взгляд, административная реформа это не столько проблема федерального уровня, сколько проблема субъектов РФ и органов муниципального управления, так как на практике население России чаще сталкивается с чиновниками региональных органов власти и управления, а также муниципальных органов. На этом уровне решаются многие жизненно важные для людей проблемы, поэтому федеральная административная реформа требует своего продолжения в субъектах РФ, а сама идея проведения административной реформы на региональном и местном уровне является необходимой и важной.

В период с 2006 года был проведен ряд мероприятий по основным направлениям административной реформы, закрепленных Распоряжение Правительства Ульяновской области от 06.07.2006 №314-пр «Программа проведения административной реформы в Ульяновской области в 2006 - 2008 годах» и Постановление Правительства Ульяновской области от 28.01.2009 № 15-П «Об утверждении Программы проведения административной реформы в Ульяновской области в 2009 -2010 годах». Была подготовлена нормативно-правовая база для реализации административной реформы в Ульяновской области, основой которой являются вышеупомянутые документы.

В соответствии с Программой проведения административной реформы в Ульяновской области в 2006-2008 годах, приоритетными в реализации мероприятий административной реформы в Ульяновской области были 6 направлений:

1. Управление по результатам.

Введение системы управления по результатам в деятельность органов исполнительной власти, в первую очередь, обусловлено целью повысить эффективность их работы за счет того, что каждый чиновник имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях органа в целом. По данному направлению особое внимание уделялось мероприятиям по разработке и экспертизе показателей результативности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области (для чего в 2008 году на вооружение были приняты показатели результативности и социально-экономического развития, перечисленные в проекте Соглашения между Мин-комсвязи РФ и Правительством Ульяновской области и включенные в систему ГАС «Управление»), а также мероприятиям по подготовке к проведению конкурса на выбор подрядчика на поставку и внедрение системы мониторинга показателей социально-экономического развития Ульяновской области и оценки результативности деятельности органов государственной власти по их достижению.

2. Стандартизация и регламентация.

Работа по стандартизации услуг, оказываемых государственными учреждениями, начиналась под эгидой необходимости повышения качества и доступности государственных услуг, улучшения уровня сервиса и информационного обеспечения потребителей услуг. Параллельно в рамках административной реформы формировались регламенты оказания государственных услуг органами государственной власти с акцентом на детальное регулирование процесса оказания услуги. В 2008 году были разработаны и утверждены реестры государственных и муниципальных услуг Ульяновской области. Реестр государственных

услуг насчитывал 273 услуги, реестр муниципальных услуг - 106 услуг. Также были разработаны 60 первоочередных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг (32 - государственные услуги и 28 - муниципальные), которые были подобраны не только исходя из принципа массовости и социальной значимости, но и возможности предоставления этих услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. Создание эффективной системы противодействия проявлениям коррупции.

По этому направлению было принято Постановление Правительства Ульяновской области от 22.07.2008 г. № 14/329-П «Об утверждении областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2008 - 2010 годы», а также осуществлялось проведение антикоррупционного мониторинга и проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность силами созданного в 2008 году специального отдела в прокуратуре Ульяновской области.

4. Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общества.

В рамках данного направления проводились социологические исследования и опросы по вопросам проведения административной реформы, в 2008 году в состав Правительственной Комиссии по проведению административной реформы в Ульяновской области были включены представители общественности, общественных объединений, Общественного Совета при Губернаторе Ульяновской области, университетских и научных организаций, был создан центр телефонного обслуживания по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг. Информирование общественности по вопросам реализации административной реформы в исполнительных органах государственной власти (далее ИОГВ) и органах местного самоуправления (далее ОМСУ) Ульяновской области осуществлялось также посредством размещения информации на офи-

циальных сайтах ИОГВ, сайте Правительства Ульяновской области (www.ulgov.ru), сайте административной реформы в Ульяновской области (www.admref.ulgov.ru), а также в средствах массовой информации, в т.ч. на муниципальном уровне (в районных газетах).

5. Формирование системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

Мероприятия в данном направлении предусматривали закупку оборудования и программного обеспечения, необходимого для обеспечения властных структур эффективными инструментами и технологиями для принятия управленческих решений. В рамках софинансирования ФЦП «Электронная Россия» из областного бюджета было выделено 5 млн. рублей для указанных закупок. Выделенные средства позволили успешно реализовать выполнение следующих задач: поддержка в актуальном состоянии Портала государственных и муниципальных услуг Ульяновской области, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления; разработка и внедрение систем мониторинга: качества и доступности предоставляемых государственных услуг, коррупции и антикоррупционных мероприятий, информационной открытости органов исполнительной власти, государственных закупок; внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, что позволило упростить и ускорить процессы принятия управленческих решений.

6. Обеспечение административной реформы.

В рамках данного направления в 2008 году Ульяновская область подала 3 заявки на участие в проектах Минэкономразвития России по проведению мероприятий административной реформы в Российской Федерации. Поддержку получили 3 проекта:

-«Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе вновь создаваемых МФЦ в Ульяновской области (г. Ульяновск)».

-«Развитие МФЦ, созданных в 2007 году, включая увеличение количества государственных услуг, предоставляемых на базе МФЦ».

-«Разработка программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Ульяновской области».

В 2012 году главными задачами в части административной реформы и электронного правительства были:

1. Регламентация предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по разработке административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг выполнены, регламентировано 208 государственных и 88 муниципальных услуг. По мере изменений нормативно-правовой базы в части регламентации услуг на федеральном уровне регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг приводятся в соответствие с данными изменениями. Последние изменения в законодательство прошли в конце сентября, поэтому в регламентах они будут учтены в I квартале 2013 года (с учётом сроков согласования проектов регламентов).

2. Перевод услуг на уровень межведомственного взаимодействия.

Переход к предоставлению муниципальных услуг на основе

межведомственного взаимодействия осуществлялся в соответствии с разработанным и утвержденным Правительством Ульяновской области Планом мероприятий по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальными образованиями Ульяновской области в рамках межведомственного взаимодействия.

Для обмена информацией между органами власти создается единая система межведомственного электронного взаимодействия. При этом участники такого взаимодействия должны осуществлять его через оператора системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).

Оператором СМЭВ является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 № 1475-р ОАО «Ростелеком» определён единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства - Единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства. На региональном уровне Ульяновской области оператором региональной СМЭВ (РСМЭВ) является ОГБУ «Электронный Ульяновск».

С начала вступления нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ об обеспечении межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг проводится мониторинг её исполнения. В целом за год предоставлено почти 1,2 млн. государственных и муниципальных услуг, в т.ч. услуг ИОГВ - 1138437 услуг, и 54337 услуг ОМСУ. В общем числе услуг поступило 11 жалоб, из них 3 - обоснованные (переданы на устранение в МТиСР, Комитет архитектуры г. Ульяновска и администрацию г. Димитровграда). 8 - необоснованные, связаны с незнанием граждан порядков предоставления услуг при наличии достаточных для этого сведений. При этом жалоб на затягивание сроков предоставления документов и сведений на уровне межведомственного взаимодействия нет (поставщики сведений укладываются в 5 рабочих дней). Всего направлено более 25 тысяч межведомственных запросов в бумажном и электронном виде. По 12 первоочередным услугам таких запросов - в электронном виде - более 500 (2%).

3. Перевод государственных и муниципальных услуг на предоставление в электронном виде.

В 2012 году по этой задаче работа велась по 2-м направлениям.

Первое: заполнение информации об услугах на Портале государственных услуг Ульяновской области. В действующей версии регионального Портала размещены сведения о порядках предоставления 2167 услуг, в том числе повторяющиеся муниципальные услуги по каждому муниципальному образованию. На региональном портале также размещены 7 первоочередных простых элек-

тронных услуг. Это услуги службы занятости по информированию населения о рынке труда, Министерства образования - по информированию о предоставлении среднего профессионального образования, Министерства здравоохранения - электронная запись на приём к врачу. Этими сервисами граждане Ульяновской области уже пользуются. Ежедневно на региональный Портал обращается 100 и более человек. Для обеспечения доступа гражданам к Порталу государственных и муниципальных услуг Ульяновской области и Единому порталу государственных и муниципальных услуг, в Ульяновской области развёрнута сеть точек доступа. В 2012 году число этих точек составило 199: 170 точек предоставления услуг МФЦ, в т.ч. в 145 отделениях почты, 24 - в районных администрациях, 3 точки в школах г. Димитровграда, и по 1 точке в библиотеках г. Димитровграда и р.п. Майны.

Второе направление перевода услуг в электронный вид- перевод сложных государственных и муниципальных услуг требующих межведомственного взаимодействия с размещением их на Едином портале.

В 2012 году переведено в электронный вид 12 первоочередных услуг: 4 государственные и 8 муниципальных (на базе «пилотной» площадки в г.Димитровграде). В электронном виде направлено более 400 запросов на получение сведений, по всем получены положительные ответы. Анализ использования электронной системы обмена сведениями показал, что работа специалистов становится проще, работать удобнее, т.к. ответы на запросы приходят быстрее, чем раньше. Для дальнейшего перевода услуг в электронный вид выполнены работы по разработке электронных сервисов по сведениям, которые необходимы региону для предоставления услуг. Всего таких сервисов 37.

На Единый портал госуслуг выведены 6 из 12 первоочередных услуг. Это: -предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области;

-предоставление земельных участков правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках;

-подготовка заключения о возможности лица, желающего взять ребёнка на воспитание, быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем;

-предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

-выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

-выдача градостроительных планов земельных участков.

Полный перевод услуг в электронный вид возможен при соответствующем финансировании. Бюджет проекта - 230,4 млн.рублей, с учётом закупки оборудования. Фактический бюджет на 2013 год - 4,5 млн.рублей (около 2% от необходимой суммы). Выделенной суммы хватит на то, чтобы перевести в электронный вид (с размещением на Единый портал) только 20 услуг. Итого их будет 25 из более чем 350-ти, с учётом услуг подведомственных учреждений.

4. Внедрение универсальной электронной карты (далее УЭК).

Одним из первоочередных электронных приложений, планируемых к размещению на УЭК является региональное транспортное приложение. Которое позволит оформить на УЭК все виды электронных проездных билетов, а также использовать для проезда на пригородной железной дороге и межобластном автобусном сообщении. Правительством Ульяновской области предложено отработать данный проект с участием муниципальных служащих администрации города Ульяновска, чтобы решить все проблемные вопросы до момента внедрения УЭК на всей территории города и области в целом.

В рамках данного направления в 2012 году выполнены следующие мероприятия.

-Подана заявка на выпуск для Ульяновской области первой партии из 1000 карт.

-С ульяновским филиалом Сбербанка согласован вопрос о размещении 5-ти пунктов выдачи УЭК.

-Для настройки информационной системы «Электронным Ульяновском» в Федеральную уполномоченную организацию направлена соответствующая анкета.

-В рамках нормативного регулирования деятельности по внедрению УЭК на данный момент разработано и утверждено 90% необходимой нормативно-правовой документации.

-В 2013 году планируется дополнительная закупка ещё 10000 карт.

Стоимость проекта внедрения УЭК на 2013 год составляет 285 млн.руб. Фактический бюджет на 2013 год - 0,35 млн.рублей (0,1% от необходимой суммы).

5. Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Оценка включала в себя около 30 показателей. Оценивались социально значимые и массовые услуги. Важнейшему показателю - «качество предоставления услуг» - была поставлена оценка «4» (4,5 балла из 5). Показатель «доступность услуги» также оценен на «4» (4,13 балла из 5). Из числа проблем выделены:

- необходимость хождения по кабинетам и учреждениям (14,6%)

- сложности в заполнении бланков документов (11,2%).

Также сделан вывод о слабой информированности населения о порядках предоставления государственных и муниципальных услуг и о положениях Федерального закона № 210-ФЗ.

Для решения проблемы по инициативе Министерства информационных технологий Ульяновской области в ИОГВ и ОМСУ начато ежемесячное проведение «Дней открытых дверей» (далее ДОД) по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг. С начала 2012 года в ИОГВ проведено 57 ДОД, в ОМСУ - 84. Итоги проведения ДОД позволили определить типовые проблемы в организации предоставления услуг, которые были направлены в Минэкономразвития России. Хочется отметить, что предложения в части рас-

ширения полномочий МФЦ были использованы в Федеральном законе от 28.07.2012 № 133-ФЗ.

В 2012 году Ульяновская область принимала участие в конкурсе Минэкономразвития РФ на поддержку проектов административной реформы. Итогом стала победа заявки Ульяновской области, региону будут выделены 10 млн.рублей на выполнение в 2013 году работ по оптимизации порядков исполнения государственных функций, на оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, на полномасштабный мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг, на выполнение мероприятий по оценке регулирующего воздействия. Таким образом, данное направление не потребует привлечения дополнительных средств областного бюджета в 2013 году.

6. Организация предоставления услуг в МФЦ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2012 году продолжалось развитие точек доступа к услугам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Сегодня сеть МФЦ развёрнута во всей области, с учетом отделений почтовой связи, на базе которых также организовано предоставление услуг, она насчитывает 170 точек. По итогам рейтингов МФЦ Российской Федерации в 2011 году «головной» и «пилотный» (первый) МФЦ в г.Ульяновске в категории МФЦ площадью до 2000 кв.м. заняли соответственно 1-е и 2-е места в стране.

В 2012 году число государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организованно в МФЦ, выросло до 190. Это достигнуто за счёт заключения соглашений о взаимодействии и привлечения дополнительных федеральных, региональных и муниципальных услуг.

Кроме того, был запущен проект «Мобильный почтальон». Его суть заключается в том, что из МФЦ почтальонам в отдалённых населённых пунктах были выданы 22 IPad с 3G-модемами, и при доставке почты на дом гражданам предлагается зарегистрироваться на Едином портале госуслуг или подать заявку на получение услуги по перечню услуг МФЦ. Сейчас этот проект уже потре-

бовал перераспределения IPad-ов, т.к. в области не везде есть покрытие сотовыми сетями с 3G.

Сегодня за счёт совместной работы с «Почтой России» удалось сэкономить на открытии в каждом районе полноценных МФЦ около 200 млн. рублей

[7].

Несмотря на достигнутые успехи в реализации административной реформы имеются и некоторые проблемы.

Первой проблемой является проблема качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Выездные проверки показали, что руководителями ИОГВ и ОМСУ ещё не в полной мере осознаётся значимость мероприятий административной реформы не только с точки зрения социальной важности реформы, но и конечной бюджетной эффективности. Она, в свою очередь, вытекает из элементарных экономических показателей, связанных, пусть косвенно, с предоставлением услуг, как то: сокращение времени предоставления услуги позволяет высвободить для заявителей (лиц как юридических, так и физических) то дополнительное полезное время, которое может быть потрачено на исполнение своих трудовых обязанностей. По приблизительным оценкам годовые потери от простаивания заявителей в очередях за предоставлением услуг лишает бюджеты всех уровней в России поступлений в объёме около 230 млрд.рублей ежегодно. В Ульяновской области эта цифра составляет порядка 630 млн. руб. в год.

Сложной остаётся проблема кадрового обеспечения административной реформы. Так, назначаемые в ИОГВ и ОМСУ ответственные за проведение мероприятий административной реформы зачастую совмещают деятельность по обеспечению и контролю мероприятий административной реформы на своём уровне с основной деятельностью при неизменном уровне стимулирования труда. Это отрицательно сказывается на качестве работы ответственных лиц и зачастую приводит к смене ответственного, что влечёт за собой в очередной раз потерю времени на ознакомление вновь назначенного специалиста с тематикой

административной реформы, и вновь - снижение качества реализации мероприятий.

Кроме этого к основным проблемам, с которыми сталкиваются муниципальные образования в подавляющем большинстве случаев, можно отнести: отсутствие современной телекоммуникационной и программно-технической инфраструктуры; отставание подготовки нормативно-правовой базы от требований, предъявляемых Федеральным законом от 27.07.2012 № 210-ФЗ; низкая информированность населения зачастую связанная с инертностью самого населения; отставание работ по приведению административных регламентов в соответствии с нормами Федеральным законом от 27.07.2012 № 210-ФЗ, отсутствие должного финансирования мероприятий административной реформы.

Здесь необходимо отметить, что большая часть из вышеназванных проблем носит причинно-следственный характер. А, следовательно, выделив и решив основную проблему полностью или частично, отпадает необходимость решения остальных.

Рассмотрев теоретические аспекты сущности административной реформы, результаты, достигнутые в Ульяновской области и их соотношение с поставленными целями, изучив все проблемные вопросы, следует отметить, что для достижения целей административной реформы недостаточно их сформулировать, недостаточно обеспечить правовую базу и разработать подробный план действий. Необходима четкая организация выполнения этих планов, постоянный контроль за их реализацией, анализ причинно-следственных связей в процессе реализации планов и внесение изменений с учетом возникающих проблем.

Список литературы

1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гардарики, 2005. 320 с.

2. Гаталов Е.Н. Проблемы современной административно-государственной реформы в России // Власть. Общенациональный научно-политический журнал, 2009. № 3. С.25-29

3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общая теория реформ. Контуры проблемы и система исследования // Теория и практика организации проведения реформ. М.: ИСА РАН, 1995. 123с.

4. Мальцев А.Н. Административная реформа в российской федерации и качество государственного (муниципального) управления: регламентация публичных услуг и переход на их предоставление в электронной форме. Ижевск, 2010. 109 с.

5. Нарышкина С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: научно-практическое пособие М.: Юридическая фирма "Контракт": Инфра-М, 2006. 352 с.

6. Павлютенкова М.Ю. «Электронная Россия» как инструмент административной реформы [Электронный ресурс]. URL: http://open-gov.ru/2010/12/14/e-russia/ (дата обращения: 30.01.12)

7. Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии [Электронный ресурс]. URL: http://it.ulgov.ru/ (дата обращения: 1.02.12).

References

1. Vasilenko I.A. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie [State and municipal management]. M.: Gardariki, 2005. 320 p.

2. Gatalov E.N. Problemy sovremennoy administrativno-gosudarstvennoy reformy v Rossii [Problems of the modern state administrative reform in Russia]. Vlast, no. 3 (2009): 25-29.

3. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Obshchaya teoriya reform. Kontury problemy i sistema issledovaniya [The general theory of reforming. The contours of the prob-

lem, the system of the study]. Teoriya i praktika organizatsii provedeniya reform [Theory and practice of organizing reform]. M.: ISA RAN, 1995. 123p.

4. Maltsev A.N. Administrativnaya reforma v rossiyskoy federatsii i kachestvo gosudarstvennogo (munitsipal'nogo) upravleniya: reglamentatsiya publichnykh uslug i perekhod na ikh predostavlenie v elektronnoy forme [Administrative reform in the Russian Federation and the quality of government (municipal) control: the regulation of public services and the transition to providing them electronically]. Izhevsk, 2010. 109 p.

5. Naryshkina S.E., Khabrieva T.Ya. Administrativnaya reforma v Rossii: nauchno-prakticheskoe posobie [Administrative reform in Russia]. M.: Yuridicheskaya firma "Kontrakt": Infra-M, 2006. 352 p.

6. Pavlyutenkova M.Yu. «Elektronnaya Rossiya» kak instrument administrativnoy reformy ["Electronic Russia" as a means of the administrative reform]. http://open-gov.ru/2010/12/14/e-russia/

7. Website of the Ministry of the Ulyanovsk region on the development of information technology and e-democracy. http://it.ulgov.ru/

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Погодина Елена Александровна, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, кандидат экономических наук

Ульяновский государственный университет

ул. Минаева, д.44, г. Ульяновск, Ульяновская область, 432063, Россия e-mail: Pogodina-ea@ yandex. ru

Мингачев Ринат Минахметович, начальник отдела информатизации и защиты информации

Администрация города Ульяновска

ул. Кролюницкого, д.16, г. Ульяновск, Ульяновская область, 432000, Россия e-mail: Miron73@inbox.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Pogodina Elena Alexandrovna, Associate Professor of Economic Analysis and Public Administration, Cand. Of.Ec.Sc.

Ulyanovsk State University

Minaev str., 44, Ulyanovsk, Ulyanovsk Region, 432063, Russia e-mail: Pogodina-ea@ yandex. ru

Mingachev Rinat Minahmetovich, Head of information and data protection department

Administration of the city of Ulyanovsk

Krolyunitskogo str., 16, Ulyanovsk, Ulyanovsk Region, 432000, Russia e-mail: Miron73@inbox.ru

Рецензент:

Сушкова Татьяна Юрьевна, д.э.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.