АРТЕМЬЕВА А. С., ЗАЙЦЕВА Л. А. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Аннотация. В статье анализируется процесс осуществления административной реформы на региональном уровне. Рассматриваются некоторые итоги реформирования системы государственного управления в Республике Мордовия.
Ключевые слова: административная реформа, государственные услуги, органы государственной власти.
ARTEMYEVA A. S., ZAYTSEVA L. A.
MODERNIZATION OF POLITICAL POWER AND POLITICAL MANAGEMENT IN TODAY'S RUSSIA: REGIONAL ASPECT Abstract. The article analyzes the process of implementing administrative reform in Russia at the regional level. Some results of reforming the system of public administration in the Republic of Mordovia are considered.
Keywords: administrative reform, public services, public authorities.
На протяжении последних десятилетий важной составляющей политического процесса в различных странах стали изменения структуры и функций органов исполнительной власти, их взаимоотношений с обществом. К факторам, под воздействием которых осуществляются эти преобразования, относятся: распространение инновационных управленческих технологий; финансовые, экономические, социальные и политические проблемы; борьба с бюрократизмом; структурно-функциональные проблемы и др. [1, с. 246].
Во второй половине XX в. в западных странах, а позже и в Российской Федерации реформирование государственного управления осуществлялось в соответствии с идеями Нового государственного менеджмента. Однако данная модель управления обладала недостатками. Опыт административных реформ за рубежом доказал, что переход на «рыночные» принципы управления не всегда эффективен. Реформа была успешна там, где сформировались активистская политическая культура и развитое гражданское общество, которое может взять на себя частичное управление политической системой, а также эффективный бюрократический аппарат. Подход «governance» стал ответной реакцией на неспособность Нового государственного менеджмента обеспечить эффективное государственное управление. Он дополнил теорию сетей, которая в качестве ключевого момента выделяет взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества.
Реформирование заключается не столько в смене административных методов, сколько в базовом изменении стиля управления и характера взаимоотношений государства и общества.
Административная реформа в России обусловлена тем, что существующая система управления оказалась не соответствующей тем задачам, которые стоят перед государственной властью в современных условиях глобальной конкуренции. Образ государства виделся разработчикам реформы как явление открытое, компетентное, сотрудничающее с гражданским обществом, ответственное пред ним. Контроль разработки, принятия, мониторинга результатов решений государственной власти, изменение функций государственного управления для исключения дублирования нацелены на повышение эффективности государственного управления. Президент в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что нужно больше доверять гражданскому обществу, некоммерческим организациям, поскольку они часто работают эффективнее, качественнее. Поэтому они могут участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счет бюджетов, на что следует обратить внимание руководителям регионов и муниципалитетов [2]. Это свидетельствует о переходе к новому способу управления, при котором государственным управлением занимаются не только профессиональные управленцы, но и различные структуры гражданского общества. Причем реформированию подлежат не только федеральный, но и региональный и местный уровни власти.
Административная реформа, проводимая в России, основывается на нескольких управленческих моделях. Создание рациональной системы управления, основанной на регламентах, соответствует рационально-бюрократической модели. Оценивание по результатам, бюджетирование, ориентирование на потребителя государственных услуг, ротация кадров на основе конкуренции и конкурса соответствуют концепции New Public Management. Принцип открытости и ответственность перед гражданским обществом соответствует модели «governance».
Положительными итогами административной реформы стали ввод в эксплуатацию электронного правительства и повышение качества и доступности государственных услуг при помощи современных информационных технологий, относительное повышение прозрачности власти для общества и ввод ряда новых механизмов участия общества в государственном управлении, таких как Открытое правительство, реализация реформирования государственной службы.
Реформирование системы управления на региональном уровне является важным условием ускорения социально-экономического развития. В этой связи на создание оптимальной системы государственного управления направлена проводимая в Республике Мордовия административная реформа. Нормативно-правовой основой проводимой реформы
стала республиканская целевая программа «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2008 годах», которая предусматривала реализацию мероприятий по основным направлениям: управление по результатам; стандартизация и регламентация; создание оптимальной структуры и оптимизация функций исполнительных органов государственной власти; реализация мер по эффективной антикоррупционной политике; повышение эффективности взаимодействия государства и общества; модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти; повышение эффективности государственной службы [3].
Реализация административной реформы затруднялась существованием ряда нерешенных проблем: несовершенством теоретических и методологических подходов к проведению административной реформы, недостаточным правовым обеспечением перехода реформы с федерального на региональный уровень, а также вопросами, связанными с разграничением услуг и функций, внутренними противоречиями разрабатываемых регламентов и др.
Дальнейшее реформирование предполагалось Программой «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах». Ее целями обозначены: улучшение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, в том числе оказываемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия [4]. Реализация мероприятий привела к внедрению АИС «Открытое правительство» Республики Мордовия, предназначенной для размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в республике созданы 23 многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг (221 окно), территориально обособленные структурные подразделения
(офисы) МФЦ (ТОСП) в 67 муниципальных образованиях (74 окна). Возможностью получать услуги по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, на конец 2016 года имеют право воспользоваться 99,86% граждан [5].
Система позволяет формировать электронные пакеты документов и передавать их в электронном виде в органы государственной власти и местного самоуправления, оказывающие государственные и муниципальные услуги. Также для всех МФЦ обеспечена возможность осуществлять межведомственные электронные запросы при оказании государственных и муниципальных услуг. Проведена интеграция АИС «МФЦ» с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), автоматизированной информационной системой «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг» (ИАС МКГУ).
Количество оказываемых в МФЦ муниципальных услуг в разных районах республики варьируется от 19 до 69 (за счет организации предоставления в МФЦ услуг администраций сельских поселений). Также во всех МФЦ организовано предоставление услуги по регистрации (подтверждению личности) в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
С 1 октября 2016 г. в соответствии с соглашением между АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» начато предоставление трех услуг Корпорации (с 1 июля 2017 года услуги Корпорации будут предоставляться в МФЦ Ковылкинского и Рузаевского муниципальных районов). Всего в МФЦ республики организовано предоставление более 126 видов государственных и муниципальных услуг (услуги предоставляются по следующим направлениям: социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя, жилищные отношения, регулирование предпринимательской деятельности).
Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 13 июля 2016 г. № 408-Р утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016-2018 годы. Реализация данных мероприятий позволит повысить качество предоставления социально значимых государственных и муниципальных услуг в первую очередь за счет сокращения числа обращений заявителей в органы власти.
На 31 декабря 2016 года на Республиканском портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещены и переданы в Федеральный реестр
государственных и муниципальных услуг (функций) сведения о 188 государственных и 558 муниципальных услугах. За 2016 год доля граждан, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составила 50,2% (в 2013 году - 17,3%; в 2014 году - 24,1%; в 2015 году - 42,2%) [4].
Электронные сервисы позволяют осуществлять межведомственное взаимодействие полностью в электронном виде в рамках оказания наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.
Предоставление услуг по принципу «одного окна» в МФЦ, а также в электронной форме, повышает доступность, создает более комфортные и удобные условия их предоставления, позволило сократить время ожидания в очереди при обращении заявителей для получения государственных и муниципальных услуг и повысить уровень удовлетворенности граждан качеством их предоставления.
За 2016 год Министерством экономики Республики Мордовия проведена экспертиза 45 проектов административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Кроме того, проведена экспертиза 21 проекта правовых актов.
В соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принято постановление Правительства Республики Мордовия от 28 ноября 2011 г. № 449 «Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)». Перечень включает 14 исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, уполномоченных на осуществление 49 видов регионального государственного контроля (надзора). Информация о результатах проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей своевременно размещается на официальных сайтах.
Приказом Министерства экономики Республики Мордовия утверждена Методика мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в соответствии с которой в Республике Мордовия проводятся социологические опросы заявителей.
Проведенная работа позволила существенно усилить и расширить систему государственного регулирования (лицензирование, аккредитация, государственный (муниципальный) контроль и надзор и т.д.), а также контролировать качество государственных услуг, формулировать требования к услугам, исходя из интересов общества. Всё это, в конечном счете, направлено на то, чтобы приблизиться к осязаемым для
населения результатам, главной цели реформирования - повышению уровня и качества жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева Л. А., Казакова М. Н., Фомина А. П. Административная реформа в РФ: региональный аспект // В мире науки и инноваций: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ч. 5. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 246-249.
2. Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
3. Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006 - 2008 годах: республиканская целевая программа: утверждена распоряжением Правительства РМ от 7 июля 2006 г. №694-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://garant.ru.
4. Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах: Республиканская целевая программа утв. постановлением Правительства РМ от 2 сентября 2008 г. № 394-р (с изм. от 16 ноября 2009 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://garant.ru.
5. Министерство экономики РМ: офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru.