2. Насколько удачно «учитель-логопед» нашел подход к «ребенку»?
3. Насколько удачно «учитель-логопед» подобрал приемы исследования строения и функций артикуляционного аппарата с учетом индивидуальных особенностей ребенка?
4. Добился ли «учитель-логопед» цели обследования?
5. Насколько удачно «ребенок» продемонстрировал особенности поведения детей с ринолалией?
При возникновении затруднений у «учителя-логопеда» или «ребенка» оказать им помощь.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая в течение двух лет, показала, что практико-ориентированный характер процесса обучения, представляющий совокупность форм, методов и средств, с помощью которых воссоздаются фрагменты будущей профессиональной деятельности и системы профессиональных отношений, способствует развитию всех компонентов профессионального мышления будущих учителей-логопедов, но, в свою очередь, требует дальнейшего изучения оптимальных условий и средств его развития.
литература
1. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала : монография. М. : ПЕР СЭ, 2006.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1993.
3. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность : монография. Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006.
Future logopaedists professional thinking development in the pedagogical situations analysis
There is regarded the pedagogical thinking as a continuous process of the educational situations analysis by a subject. It stipulates the necessity to form this thinking by involving students into quasiprofessional activity teaching them the pedagogical situations analysis. By the example of a special course there is given the analysis of a two-year research work on the given problem in the process of future logopaedists training.
Key words:pedagogic, thinking, situation, teacher, logopaedists, special course.
С.Х АХМЕДОВА (Астрахань)
сущность адаптации будущих социальных работников к рынку труда как социальнопедагогическая проблема
Представлены теоретические и методологические основы адаптации будущих социальных работников к рынку труда. Определены сущность, функции и структурная модель адаптации как социально-педагогической проблемы в контексте высшего профессионального образования.
Ключевые слова: адаптация, социальная работа, рынок труда, выпускник, вуз.
В условиях рыночной экономики острота социальных проблем, резкая поляризация населения по размерам доходов привели к увеличению числа клиентов социальной работы и тех, кто нуждается в разнообразной помощи. Социальная работа - это одухотворенная и благородная, «помогающая» деятельность, направленная на гармонизацию социальных отношений, приведение их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества [6, с. 285].
Современный рынок труда социальных работников в регионах переживает период интенсивного развития и насыщения ресурсов и инфраструктуры системы социальной защиты населения. Несмотря на высокую потребность в кадрах в социальной сфере, существует ряд ведущих факторов, значительно усложняющих процесс поиска работы и трудоустройства выпускников вузов, получивших образование по специальности «Социальная работа».Во-первых, заработная плата в учреждениях и организациях системы социальной защиты для начинающих специалистов остается низкой, в ряде случаев не превышает уровня минимальной заработной платы.
Во-вторых, интегративный характер данной деятельности создает определенную конкуренцию со специалистами смежных профессий: в качестве социальных работников зачастую принимают на вакантные должности социальных педагогов и психологов, юристов, социологов, педагогов и представителей других профессий. В-третьих, социальная работа
© Ахмедова С.Х., 2010
в основном является «женской работой»: подавляющее большинство (90% и более) студентов, получающих специальность социального работника, - девушки, которым свойственна, в отличие от юношей, высокая степень тревожности.
Перечисленные факторы создают для выпускников на рынке труда адаптационные трудности, которые способна преодолеть только личность, обладающая особыми качествами для самореализации и самоактуализации. В научной литературе имеется значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам адаптации личности (К.А. Абульханова-Славская, У. Джеймс, И.А. Зимняя, Л.М. Митина, А.А. Нал-чаджян, Г. Олпорт, Ж. Пиаже, А.А. Реан, В.М. Ромм, К. Роджерс, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Отечественная педагогическая наука адаптацию рассматривает как процесс развития личности, в котором доминирующая роль отводится социальным условиям, обучению и воспитанию [1; 3; 4; 7].
В.Т. Ащепков утверждает: «Адаптационный процесс относится к естественным и сложным психолого-педагогическим феноменам. он охватывает всех и каждого в отдельности; достаточно длинный по времени привыкания; инициирует необходимость отказа от близкого и привычного; вынуждает приобретать новые знания, навыки и умения; учиться блокировать стрессы и дистрессы» [1, с. 49]. А.В. Мудрик утверждает, что «процесс адаптации решает задачи согласования требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласования самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Адаптация выступает как процесс и результат становления индивида социальным существом» [3, с. 9].
Профессиональное становление - важнейший этап в данном процессе. оно охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходят смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности, что обусловливает необходимость разделения данного процесса на периоды и стадии. Э.Ф. Зеер определяет семь таких стадий. Наибольший интерес для нашего исследования представляют следующие:
- оптация (от лат. optatio - желание, выбор, избрание), которая характеризуется процессом формирования личностных намерений, осознанного выбора профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуационных особенностей;
- профессиональная подготовка - формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;
- профессиональная адаптация - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности [2, с. 41 - 48].
Данные стадии профессионального становления совпадают с периодом обучения в профессиональном учреждении, в том числе и в вузе. С учетом этого для нашего исследования важно утверждение А.М. Новикова о том, что профессиональное становление в системе профессионального образования должно рассматриваться в двух аспектах: как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь - в профессиональном труде; как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность и как капитал, которым он распоряжается как субъект на рынке труда [4, с. 29-33]. Таким образом, сущность адаптации студентов к рынку труда понимается нами как непрерывный процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, как процесс развития личностных и профессионально значимых качеств с целью достижения необходимого уровня конкурентоспособности.
Одновременно адаптация будущего социального работника в период профессионального становления выполняет ряд важных функций:
1) задействует совокупность психофизиологических, психических, социальных функций организма; в процессе адаптации создаются условия для самореализации личности, выступающей как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных, физических и профессиональных воз-
1. Стадия формирования социально-психологической потребности личности в профессии социальной работы
2. Стадия приспособления: выявление внешних и внутренних факторов адаптационной ситуации; принятие требований рынка труда при условии сохранения жизненных установок, ценностей, мотивов
3.Стадия выработки алгоритма действий, направленных на позитивную адаптацию
Фиксация ин- Выбор Преодоление Установление Осмысление
формации о адаптивной адаптивных равновесия между результатов
требованиях стратегии барьеров: новым статусом адаптации
рынка труда. эмоциональных выпускника, его
Выявление > > и психологиче- > индивидуальными >
объективных ских, мировоз- потребностями и
факторов зренческих, объективными
адаптации ситуативных, информационных возможностями
4.Стадия идентификации личных целей выпускника с требованиями рынка труда. Достижение состояния
адаптированности личности
структурная модель процесса адаптации будущих социальных работников к рынку труда
можностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях [7, с. 126-128];
2) личность приобретает спектр новообразований - положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений работоспособности, уверенности в себе, способствующие повышению социального самочувствия будущего социального работника на рынке труда;
3) способствует успешному преодолению выпускником порога «учеба - работа», трудностей, вызванных кардинальными изменениями в характере его деятельности;
4) обеспечивает устойчивость, социальную самозащиту будущего социального работника в процессе поиска работы, трудоустройства и в начале профессиональной биографии в условиях конкуренции;
5) человек не только преобразуется сам, но и предметно и духовно воздействует на социальную среду (рынок труда, работодателей, на своих конкурентов и т.д.).
Проведенный нами теоретический анализ сущности, особенностей и функций процесса адаптации будущих социальных работников к рынку труда позволил установить их взаимосвязь и единство, выраженные в его структурной модели, при построении которой мы руководствовались принципами структурнокомплексной модели социальной адаптации
личности («реадаптивное кольцо») М.В. Ромма [5, с. 94 - 100].
На рисунке представлены четыре стадии адаптации будущего социального работника к рынку труда.
1. Формирование социально-психологической потребности личности в профессии социальной работы: выявление личностных качеств, соответствующих гуманистической направленности социальной работы как социально значимой профессии; формирование иерархии мотивов, усвоение установок профессий типа «человек - человек» при сохранении жизненно важных для личности нравственных, этических, моральных и материальных потребностей; усвоение профессиональных знаний, умений, навыков на уровне, достаточном для решения профессиональных задач.
2. Приспособление к условиям рынка труда: выявление внешних и внутренних факторов, создающих адаптационную ситуацию и необходимость адаптационной установки (внешние факторы: политическая нестабильность в обществе, социальные проблемы и экономические кризисы; внутренние факторы: мотивация труда у студента, потребность в реализации личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков, повышении статуса, улучшении материального положения); устранение противоречий между требованиями рынка труда и жизненными установками, личными
притязаниями будущего социального работника.
3. Выработка алгоритма действий, направленных на позитивную адаптацию.
• Фиксация информации о требованиях рынка труда, выявление объективных факторов адаптации. Знакомство будущих социальных работников со спецификой регионального рынка труда: инфраструктура системы социальной работы, статическое и динамическое состояние учреждений социальной защиты, наличие рабочих мест, уровень требований работодателей к молодым специалистам и уровень заработной платы в системе социальной работы.
• Выбор адаптивной стратегии, который обусловлен субъективными (личностными) характеристиками будущего социального работника (уровень квалификации, наличие практического опыта работы, местожительство и др.). На выбор адаптивной стратегии влияют психические процессы организма (восприятие, память, воображение и мышление); способность личности контролировать свои поступки, критически оценивать себя, стрессо-устойчивость, физическое здоровье и выносливость, умение переключаться и управлять эмоциями; коммуникабельность, организаторские способности, эмпатия, внешние данные, красноречивость.
• Преодоление адаптационных барьеров. Мировоззренческие принципы, идеалы и убеждения человека определяют уникальность его приспособления к среде. Мотивация профессиональной деятельности у будущего специалиста социальной работы - один из факторов успешности в преодолении не только мировоззренческих, но и ситуативных (например, отдаленность места работы, транспортная недоступность и др.) и информационных (информация недостаточная, недостоверная или отсутствует) барьеров.
• Установление равновесия между новым статусом будущего социального работника -молодого специалиста и его индивидуальными потребностями в самореализации и объективными возможностями найти работу.
4. Стадия идентификации личных целей выпускника с требованиями рынка труда, достижение состояния адаптированности.
Представленные результаты нашего исследования можно сформулировать в виде следующих выводов: 1) адаптация к рынку труда является механизмом развития лично-
сти человека, в том числе и в профессиональном плане; 2) важность адаптации будущих специалистов социальной работы к рынку труда обусловлена социальным заказом на подготовку высококвалифицированных кадров системы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики; 3) адаптация будущих специалистов социальной работы к рынку труда - это социально-педагогическая проблема, решение которой входит в круг задач профессионального образования; 4) данная педагогическая проблема может быть успешно решена при условии реализации в учебном процессе научно обоснованной и экспериментально проверенной модели социально-педагогических условий адаптации будущих специалистов социальной работы к рынку труда.
литература
1. Ащепков В.Т. Педагогика высшей школы: адаптационный подход : науч.-метод. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. Армавир : Ред.-изд. центр АГПУ, 2008.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб., доп. М. : Акад. проспект ; Екатеринбург : Деловая книга. 2003.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М. : Изд. центр «Академия», 2000.
4. Новиков А.М. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста // Специалист. 2003. №8. С. 29 - 33.
5. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 2002.
6. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск : Наука : Изд-во НГТУ, 2007.
7. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и т.д.]. 4-е изд. М. : Шк. пресса, 2002.
Essence of future social workers adaptation to labour-market as a social and pedagogical problem
There are considered the theoretical and methodological adaptation grounds of future social workers to labour-market. There is defined the adaptation essence, functions and structure as a social and pedagogical problem in higher education system.
Key words: adaptation, social work, labour-market, graduating student, higher school.