УДК 398.21(=512.164)
Мурадгелди Соегов
СУЩЕСТВОВАЛИ ЛИ У ТУРКМЕНСКИХ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ДРЕВНЕЙШИЕ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ
ПРОТОТИПЫ1
В данной статье сказочный эпос рассматривается как сугубо специфический жанр устного народного творчества, в котором сохранились в форме фантастических образов сведения доисторических эпох, когда человечество еще находилось на заре своего зарождения и последующего исторического развития. Как утверждает автор, тогда фантазия людей была не такой, как стала в последующем, и ограничилась в основном вокруг увиденного и не выходила за пределы ежедневного. Автор на основе проведенного анализа выдвигает новый взгляд, согласно которому прототипом образа ужасных существ - «дэвов» из туркменских фантастических сказок служили неандертальцы, которые представляли боковую ветвь в развитии человечества, своеобразного тупика. По мнению автора, сказочные «пери» - существа неземной красоты являются образом тех пришельцев-инопланетянок, которые навестили Землю в эпоху совместного существования неандертальцев и кроманьонцев - прямых предков современного человека. Эти взгляды автора статьи можно принять как новую гипотезу для разгадки возникновения отдельных сказочных образов. А также статья призвана обратить внимание других специалистов, которые интересуются доисторическими и внеземными цивилизациями.
Ключевые слова: специфика сказочного эпоса, сказочные персонажи, дэвы, пери, прототип, неандертальцы, кроманьонцы, инопланетянки, гипотеза, дискуссия.
Muradgeldi Soyegov
On existence of an ancient prehistoric prototypes among fantastic characters in the Turkmen fairytales
In this article the fabulous epic is regarded as highly specific genre of folklore which have been preserved in the form of fantastic images of details of prehistoric eras when humanity was still at the dawn of its inception and subsequent historical development. In the author's opinion at that time imagination of people was not the same as was the later and was limited mainly around what he saw and did not go beyond the everyday. On the basis of the analysis the author is pushed a new perspective according to which the prototype image of horrible creatures - "devs" from the Turkmen fantastic tales were the Neanderthals who represented the side branch in the development of humanity. According to the author, the fabulous "peri" are creatures of unearthly beauty and represent an image of the aliens who visited the Earth in the era of coexistence between Neanderthals and Cro-Magnons who are the direct ancestors of modern humans. These views of the author can be taken as a new hypothesis for the origin of certain fantastic images. And the article is intended to draw the attention of other professionals who are interested in prehistoric and extraterrestrial civilizations.
Keywords: specificity of the fantastic epos, fantastic characters, devs, peri, prototype, Neanderthals, Cro-Magnons, aliens, hypothesis, discussion.
1 Публикуется в порядке дискуссии
СОЕГОВ Мурадгелди - д. филол. н., проф., действительный член (академик) Академии наук Туркменистана, г. н. с. Национального института рукописей Академии наук Туркменистана, г. Ашхабад. E-mail: msoyegov@gmail.com
SOYEGOVMuradgeldi - Doctor of Philological Sciences, Professor, Full member (Academician) of Academy of Sciences of Turkmenistan, Main Research Assistant of National institute of manuscripts of Turkmenistan Academy of Sciences, Ashgabat. E-mail: msoyegov@gmail.com
Введение
Произведения фольклора впитали в себя богатую народную фантазию разных эпох человеческой истории, и плюс к этому отдельные из них сохранили по канонам своих внутренних жанров события доисторических эпох, когда фантазия людей была не такой, как стала в последующем, и ограничилась в основном вокруг увиденного и не выходила за пределы ежедневного. Одним из таких специфических жанров, по мнению автора статьи, являются народные сказки, особенно фантастические.
Ужасные дэвы - это неандертальцы, а красавицы-пери являются пришельцами-инопланетянками
Совершенно права составительница и переводчица сборника туркменских народных сказок «Проданный сон» на русский язык И. В. Стеблева, когда в своем предисловии пишет, что если в иранском фольклоре дэв - это чудовище, обросшее шерстью, с рогами, огромными глазами и носом, с когтями на руках, ногах и коленях, с копытами и хвостом, то дэв туркменской сказки воспринимается скорее как человек, только огромный, прожорливый и глупый. Несмотря на свою физическую силу, дэв характеризуется в сказках добродушно. Он неповоротлив, часто труслив, его легко обмануть и убить. Для нас значимо еще одно замечание автора предисловия к этим сказкам, что рассказчику нет надобности всякий раз описывать наружность дэва, т. к. предполагается, что туркменским слушателям она хорошо известна [1].
Так дэв показан в сказке «Караджа-батыр», включенной в тот же сборник под номером 20:
Вдруг глядит - налетели тучи, вершины деревьев зашумели, закачались. Через некоторое время деревья затрещали, стали ломаться, задрожала земля, и загрохотали камни. Юноша испугался, но не подал вида, взял себя в руки и остался сидеть на месте, продолжая есть. Дэв пришел и понял, что в его дом попал чужой человек. Испугался дэв: «Как бы этот человек не оказался очень сильным, ведь я не знаю его». От страха он готов был убежать. Забрался дэв на гору, сел и закричал юноше:
- Эй, парень, выйди, я погляжу на тебя!
А юноша, не обращая на него внимания, продолжал спокойно есть. Дэв, не зная, как быть, подошел наконец к тому камню, что был у входа, и уселся на него. Смотрит дэв, а юноша сидит и ест. Стал дэв задавать юноше вопросы, но тот ему ничего не отвечал. Тогда дэв притащил одного из тех людей и на глазах у юноши разорвал его пополам. Но и тут юноша не перестал есть, только отшвырнул в сторону тело разорванного человека.
Через некоторое время юноша перестал есть, взял лук и стрелы и собрался выходить. Дэв вскочил и убежал к горе, а юноша подошел к выходу и сказал:
- Не бойся, дэв-ага, подойди ко мне.
Но дэв от страха не решался. Скорчившись и весь дрожа, он сказал:
- О, юноша, если ты не поклянешься именем святого, я не подойду к тебе.
Тогда юноша сказал:
- Подойди, ага, я не причиню тебе вреда. Давай померяемся силами: забросим этот камень в небо.
Дэв подошел и сказал:
- Бросай ты, а я погляжу.
Юноша бросил камень вверх, поймал его одной рукой и положил на землю. Потом бросил дэв. Камень упал вниз, попал дэву в голову и размозжил ее. После этого освободил юноша связанных людей, поделил между ними все добро дэва и отпустил их.
Еще ознакомимся с небольшим отрывком из сказки «Три сына падишаха» за номером 22 из того же сборника, где человек (главный герой сказки) также легко побеждает дэва - подобного себе существа в схватке-двоеборье:
Дэв решил ухватить Маммедджана за пояс и ударить оземь. Подошел он к Маммедджану, схватил его за пояс, крикнул: «Хоп!» - и хотел было поднять, но не смог даже сдвинуть с места. «Ого, как это может быть?» - удивился дэв. И снова он схватил и попытался поднять Маммедджана, и опять ему это не удалось.
- Что же это за человек! - воскликнул дэв. - Я непременно должен его побороть! - И он ударил Маммедджана кулаком по голове. Но и тут дэв лишь ушиб свой кулак, который стал сильно болеть.
Затем пришла очередь Маммедджана.
- Ну, друг Маммедджан, теперь твоя очередь, - сказал дэв.
Маммедджан схватил дэва за пояс, поднял его и ударил о землю. Дэв разбился насмерть.
Для проведения краткого сравнения отметим, что дэв (див) в иранских сказках и Авесте ^ета) впоследствии был демонизирован, а в индуизме (deva), наоборот, был обожествлен.
Теперь плавно переходим со сказки, одного из жанров древнего фольклора, к последним достижениям археологической науки. Опытный туркменский археолог и историк Хемра Юсупов в своей докторской монографии, подготовленной сначала для защиты и затем изданной в виде отдельной книги в 1997 г. (до этого он успел защитить докторскую диссертацию в МГУ в форме научного доклада), используя результаты проведенных до него исследований и своих собственных разработок, пишет, что времени появления нового вида людей - «хомо эректус» (человек выпрямленный, прямоходящий, или питекантроп) соответствует особая культура - ашельская. Ашель завершился в Средней Азии примерно на рубеже 80-75 тыс. лет назад. Отсюда начинается эпоха среднего палеолита, или мустье. Она связана с человеком неандертальского типа. В пещере Тешик-Таш (Южный Узбекистан) были найдены остатки скелета и почти полный череп неандертальца [2, с. 10].
Рис. 1, 2. Хрестоматийные виды неандертальцев, выполненные современными художниками на основе реконструкций остатков их костей (археологических находок)
Далее ученый сообщает, что неандертальцы отличались мощным скелетом и большой физической силой. Конец неандертальской эпохи относится к рубежу 35-30 тыс. лет назад. С этого времени широко расселяются современные люди - «хомо сапиенс», человек разумный, или кроманьонцы. Неандертальцы и кроманьонцы долго существовали одновременно. Среди ученых имеет распространение взгляд, согласно которому неандертальцы оказались боковой ветвью в развитии человечества, своеобразным тупиком [2, с. 11]. Стоп! Не здесь ли ключ и сама разгадка поставленного нами вопроса в заголовке раздела о прототипе человекоподобного дэва - персонажа туркменских народных сказок?!
Ознакомившись со статей «Почему погибло первое человечество» Эльмира Гусейнова из Парижа, узнаем, что неандертальцы были настоящие крепыши. Мужчины весили около 90 кг, это был настоящий сгусток мышц. Руки и ноги их были несколько по-иному устроены: более короткими были у них предплечья и голени [3]. От себя добавим: примерно так, как у дэва из туркменских сказок. Далее автор из Парижа сообщает, что исследователи из мюнхенского
университета в 1997 г. проанализировали АДН останков самого первого неандертальца, найденных еще в 1856 г. Возраст находки составляет 50 тыс. лет. Изучение 328 выявленных нуклеотидных цепочек привели к сенсационному выводу: различия в генах между неандертальцами и современным человеком слишком велики, чтобы считать их родственниками. Эти данные были в 1999 г. подкреплены аналогичными исследованиями останков, найденных на Кавказе, в Грузии. Университетские ученые из Цюриха сравнили черепа двухлетнего неандертальца и соответствующего по возрасту маленького кроманьонца, т. е. современного человека. Вывод был однозначен: черепные кости детей двух видов формировались совершенно по-разному, что свидетельствует о принципиальном различии в генофонде обоих рас. На основании этих данных ряд американских и европейских исследователей пришли к выводу о том, что неандертальцы не были ни предками, ни родственниками современного человека. Это были два различных биологических вида, произошедших от разных ветвей древних го-минидов. Согласно видовым законам, они не могли смешиваться и давать общее потомство. Неандертальцы, следовательно, представляли собой особый вид разумных существ, порожденный ходом эволюции жизни на Земле. Они были особым человечеством, самостоятельно выстроившим свою культуру и уничтоженным кроманьонцами - нашими предками в борьбе за выживание [3].
В туркменских сказках практически отсутствует сведение о потомках, рожденных от дэва и человека-женщины, хотя часто встречаются случаи похищения дэвами девушек у людей. Очень единичны сказки, в которых говорится о сыне дэва, рожденного от человека-женщины, но эти персонажи являются крайне эпизодичными. Может быть, в результате совокупления неандертальцев с кроманьонцами рождались потомки, которые дальше не имели своего потомства, как лошак - помесь жеребца и ослицы или мул - помесь осла с кобылой. С этим обстоятельством, наверное, следует объяснить факты, приведенные в цитированной выше книге Х. Юсупова, о найденных доисторических скелетах со смешанными признаками, т. е. присущих неандертальцам и кроманьонцам в отдельности [2, с. 11].
В отличие от сказок туркменские народные эпосы (дестаны), являясь большими по своему объему, по содержанию бывают героическими, любовными и любовно-героическими. В них проза сочетается со стихами. Самый большой по объему эпос «Гёр-оглы» (например, издание этого туркменского эпоса в Турции осуществлено в восьми томах), являясь по основному содержанию героическим, имеет главы, рассказывающие о любовных приключениях героев.
В этой связи отдельной строкой укажем, что туркменский героический эпос «Гёр-оглы», как и якутский эпос Олонхо, включен во всемирный список нематериальной культуры как шедевр устного наследия, имеющий непреходящее значение для всего человечества. В списке ученых-гуманитариев, подписавших в свое время письмо-обращение в ЮНЕСКО по данному вопросу, фамилия автора настоящих строк стоит вторым, после фамилии А. Аширова - директора Национального института рукописей АН Туркменистана.
Возвращаясь непосредственно к теме статьи, отметим, что обычно в эпосах встречаются главы с мотивами наподобие фантастических сказок, использованные при создании в эпосе дополнительных сюжетных линий. Одной из таких глав является «Женитьба Гёр-оглы», которую академик Б. А. Каррыев (профессор по туркменскому фольклору в годы моей учебы в университете) в своей статье, посвященной подготовленному тогда к изданию русскому переводу эпоса, называл «Богатырской свадьбой Гёр-оглы» [4, с. 43-51]. Посредством этой информации хотим перейти к следующему разделу нашей работы, т. е. вопросу о прототипе - красивых, нечеловеческих существ в основном женского пола. Жена Гёр-оглы, главного героя одноименного эпоса, также была пери - девушка неземной красоты.
И. В. Стеблева характеризует их такими чертами: в туркменской сказке пери - это красивая девушка, обычно попавшая в плен к дэву, иногда наделенная магической силой, а иногда и нет. В каком бы качестве пери ни фигурировали, как волшебницы или как просто красивые девушки, они всегда помогают герою и поэтому олицетворяют собой доброе начало в сказке [1]. Создание образов пери в туркменских сказках мы склонны связывать с появлением на Земле еще в доисторические времена пришельцев-инопланетян, хотя достоверными сведениями о них современная наука не располагает.
Не исключено, что пришельцы свои временные владения (лагерь) на Земле охраняли от нападения тогдашних людей, может быть, даже тех же неандертальцев и кроманьонцев - двух видов одновременно существовавшего в той эпохе человека, при помощи высокотехнологических роботов в форме драконов, легко создаваемых пришельцами для устрашения землян в форме знакомых им громадных змей, может быть, двуногих динозавров с большими хвостами как у крокодилов. Примерно такой образ «аждарха» (дракон) вырисовывается при ознакомлении с туркменскими фантастическими сказками, в которых обычно второстепенным персонажем выступает это двух- или многоголовое чудовище. Гёр-оглы достигает страну своей возлюбленной Ага-юнус, которую увидел во сне, обезвредив (убив) страшного аждарху (дракона). Инопланетяне использовали сновидение, скорее всего, как один из способов воздействия на психику землян при помощи своих технических средств гипнотизирования через расстояния. Если это было самом деле так, то в эпосе гипнотизированный главный герой (в действительности его реальный прототип) обращается к искусственному чудовищу-аждархе сначала мирно с просьбой-песней, которая начинается со строками: Gudrat bilen bina bolan azdarha, /Bent eyleme perizadyñ yoluny! 'Ты, аждарха, постройка-чудовище, / Не стой преградой на моем пути к пери!' [5, с. 81].
Страна Ага-юнус находится в горах Каф (Kap dagy), опоясывающих, по древнему народному предположению, кольцом Землю и держащих небесный свод, а также являющихся обиталищем сверхъестественных существ. Отметим, что согласно старым рассказам, горы Каф являются тем единственным местом Земли, куда не достигла вода во времена Всемирного потопа. Отца Ага-юнус зовут Джахан-шах (Jahan§a), что дословно означает «Властелин Земли». Родственники Ага-юнус в лице ее няньки не хотят выдать ее за Гёр-оглы, утверждая: «Ты пери, а он из рода людского. Пери из огня рождены, а люди из праха. Так что же ты, рожденная из огня, считаешь ровней себя человека, рожденного из праха?». Но Ага-юнус неодержима в своей любви к Гёр-оглы, которого впервые увидела тоже во сне: «Хотя и рожден он из праха, но для взора моего он жарче огня и всего другого» [4, с. 47]. Из этого диалога можем сделать вывод о том, что по происхождению пришельцы-инопланетяне и люди земли резко отличались друг от друга, хотя и те, и другие были разумными существами. Следует также предположить, что коллективные и индивидуальные аппараты придвижения пришельцев в глазах землян всегда (особенно ночью) сверкали яркими светами. Наверное, тогда пришельцы были не только намного умнее, но и красивее, чем земляне, особенно женщины-инопланетянки в роде Ага-юнус.
Жаль, что в рисунках современных художников, как правило, инопланетяне выглядят ужасно уродливыми. Это результат догадки о том, что они слишком умные, чем наши люди, и технологически ушли далеко вперед в сравнении с землянами, и поэтому у них голова должна быть большая, если не громадная, по отношению к остальному телу. Но вряд ли удастся когда-нибудь доказать прямую связь увеличения размера головы-мозга в будущем (если это случится на самом деле) с развитием технологии, пусть даже невидимых раньше масштабах. Это - во-первых. Во-вторых, не исключено, что инопланетяне были вынуждены ходить по Земле, надев на голову специальный скафандр, из-за непригодного для них воздуха тогдашней земной атмосферы.
Став женой Гёр-оглы, пери Ага-юнус, глядя на ногти своих рук (высокочастотный монитор), предсказывает близкое будущее, предстоящее в личной судьбе Гёр-оглы. Такую картину наблюдаем, в частности, в главе эпоса, названной «Хармандяли». Ага-юнус и в остальных главах выступает не только как обычная жена главного героя, она - умная советница Гёр-оглы во всех его делах и начинаниях. Когда он пренебрегает ее советами, его настигают большие неудачи и неприятности. В отличие от древнегреческих богов, которые женятся не только на женщин-богинь, но и на женщин-людей, и в обоих случаях от них появляются дети (боги или полубоги), туркменские пери при замужестве с людьми не способны забеременеть и рожать от них детей. Поэтому главный герой нашего эпоса Гёр-оглы умирает бездетным. В отдельных туркменских сказках встречаются исключения из общего правила, скорее всего, из-за допущенных путаниц со стороны позднейших сказителей-сказочников.
Красавицы-пери живут по человеческим меркам неизмеримо долго, при этом сохраняя свою красивую молодость и не теряя девственности. В последнем показателе пери напоминают гурий (hüyr) из рая (jennet, behi§t). Когда постаревший Гёр-оглы, достигнув отведенного ему возраста (120 лет), собирается умереть, его жена-пери Ага-юнус, не терявшая за эти годы прежнюю
Рис. 3. Куклы-инопланетянки в исполнении современных дизайнеров
молодость и красоту, возвращается к своим, вернее, улетает, превращаясь в голубя. Превращение пери в голубя и наоборот является одной из характерных деталей туркменских сказок. Мы связываем его исторические корни с существованием у пришельцев-инопланетян индивидуальных двукрылых летающих аппаратов (транспортных средств) белого и голубого (gögergin) цвета похожие на голубей, на которых они передвигались по небу (воздуху) с остановками на нужном участке Земли и выходом наружу. Это нашло свое отражение в туркменских сказках в виде превращения пери в голубя и наоборот.
В череде длинной человеческой истории, которая таит много тайн, загадок и открытий для исследователей, пришельцы-инопланетяне не только дружили с землянами, также враждовали с ними. Не исключено, что они были из разных планет галактики или вселенной и с разным уровнем биотехнологического развития. В последствии пришельцы-инопланетяне, способные продвигаться очень быстро и незаметно и по земле, и по воздуху (по небесам), отражались в мифологии и религии народов Земли как в образах добрых ангелов и архангелов, так и в образах злых демонов и бесов, именуемых позже в разных языках по-разному при помощи исконных или заимствованных слов.
Заключение
С этой статьей мы завершаем публикацию на страницах нового журнала по эпосоведению отдельную серию своих работ, состоящую из трех статей, включая настоящую, в которых были изложены наиболее дискуссионные наши взгляды, вытекающие из проведенного анализа туркменского фольклорного эпоса [6; 7]. По существу, мы попытались внести на широкое обсуждение новые гипотезы для разрешения уже имеющих, а также вновь выявленных научных проблем. Эти гипотезы могут быть использованы в отношении соответствующих произведений устного фольклора всех остальных родственных тюркских народов, и поэтому ждем в будущем отклики на них со стороны специалистов-фольклористов и других читателей, интересующихся конкретными вопросами затронутых нами проблем.
Что касается выводов, вытекающих непосредственно из материалов самой этой статьи, надеемся на то, что наряду с фольклористами ими будут интересоваться ученые-археологи для сравнения с уже найденными останками неандертальцев и кроманьонцев, а также - те, кто специализируются по внеземным цивилизациям, ищущие и поверившие обязательно находить подлинные следы, оставленные на Земле действительно представителями этих цивилизаций.
Литература
1. Проданный сон. Туркменские народные сказки. - М.: Наука, 1969. - 574 с. [Электронный ресурс]. URL: http://librebook.ru/prodannyi_son (дата обращения 17.09.2015).
2. Юсупов Х. Страницы истории Туркменистана с древнейших времен до арабского завоевания. - М.: «Ориент-Пресс», 1997. - 184 с.
3. Почему погибло первое человечество. Первый геноцид на Земле произошел 30 000 лет назад. Эль-мир Гусейнов, Париж. [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliotekar.ru/gen.htm (дата обращения 22.06.2016).
4. Каррыев Б. А. Богатырская свадьба Гер-оглы // Известия АН Туркм. ССР. Серия общ. наук, № 3. -Ашхабад (Туркменистан), 1977. - 43-51 c.
5. Героглы. ТYркменхалк эпосы. - Ашгабат: "ТYркменистан", 1980. - 640 с. (на туркм. яз.).
6. Соегов М. К вопросу об историзме эпического фольклора (по маршрутам древнего Шелкового пути) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://epossvfu.ru/wp-content/uploads/2016/05/Соегов-Мурадгелди. pdf (дата обращения 05.04.2016).
7. Соегов М. Многообещающий подход к сказочному эпосу в его сравнительном изучении (на примере народных сказок туркмен и индейцев Америки) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://epossvfu.ru/ wp-content/uploads/2016/07/Соегов.pdf (дата обращения 30.06.2016).
References
1. Prodannyj son. Turkmenskie narodnye skazki. - M.: Nauka, 1969. - 574 s. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://librebook.ru/prodannyi_son (data obrashhenija 17.09.2015).
2. Jusupov H. Stranicy istorii Turkmenistana s drevnejshih vremen do arabskogo zavoevanija. - M.: "OrientPress", 1997. - 184 c.
3. Pochemu pogiblo pervoe chelovechestvo. Pervyj genocid na Zemle proizoshel 30 000 let nazad. Jel'mir Gusejnov, Parizh. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.bibliotekar.ru/gen.htm (data obrashhenija 22.06.2016).
4. Karryev B. A. Bogatyrskaja svad'ba Ger-ogly // Izvestija AN Turkm. SSR. Serija obshh. nauk, № 3. -Ashhabad (Turkmenistan), 1977. - 43-51 c.
5. Gerogly. TYrkmenhalk jeposy. - Ashgabat: "Tyrkmenistan", 1980. - 640 s. (na turkm. jaz.)
6. Soegov M. K voprosu ob istorizme jepicheskogo fol'klora (po marshrutam drevnego Shelkovogo puti) // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova: Serija Jeposovedenie. 2016. № 1 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://epossvfu.ru/wp-content/uploads/2016/05/Soegov-Muradgeldi.pdf (data obrashhenija 05.04.2016).
7. Soegov M. Mnogoobeshhajushhij podhod k skazochnomu jeposu v ego sravnitel'nom izuchenii (na primere narodnyh skazok turkmen i indejcev Ameriki) // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova: Serija Jeposovedenie. 2016. № 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://epossvfu.ru/wp-content/ uploads/2016/07/Soegov.pdf (data obrashhenija 30.06.2016).
^■Hir^îr