Научная статья на тему 'СУЛЕЙМАН ГАЗСКИЙ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ'

СУЛЕЙМАН ГАЗСКИЙ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы теологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ / МЕЛЬКИТЫ / СИНОПСИС СОБОРОВ / АРАБО- ХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыденков Олег Викторович

В статье рассматриваются представления мелькитского писателя X-XI вв. Сулеймана, епископа Газского, первого арабоязычного христианского поэта и автора ряда богословско-философских трактатов, об истории и деяниях Вселенских соборов. Хотя Сулейман не был историком, его перу принадлежат два заслуживающих внимания текста, посвященных истории Вселенских соборов. По ряду формальных критериев эти тексты вполне могут быть отнесены к жанру «синопсис Соборов», который был весьма популярен в Византии и широко использовался в византийской вероучительной и катехизической литературе. В то же время в мелькитской литературе данный жанр не был востребован, и епископ Газы фактически был единственным арабоязычным мелькитским писателем, создавшим произведения в жанре «синопсис Соборов». Автор отмечает, что, в отличие от большинства мелькитских писателей VIII-XIII столетий (прп. Иоанн Дамаскин, Феодор Абу Курра, Агапий Манбиджский, Макарий Синаит), имевших вполне адекватные представления об истории Вселенских соборов и их деяниях, Сулейман в своих трактатах допускает множество ошибок, как чисто исторических, так и касающихся богословской сущности некоторых осужденных Соборами ересей. В статье предпринимается попытка установить причины допущенных Сулейманом Газским исторических и богословских ошибок и найти для некоторых из них логические объяснения. Автор приходит к выводу, что познания Сулеймана в области церковной истории нельзя признать удовлетворительными. В силу этого называть Газского епископа писателем, хорошо знающим историю Церкви, как это делают некоторые исследователи, совершенно невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SULEIMAN OF GAZZA ON THE ECUMENICAL COUNCILS

The article discusses the ideas about the history and deeds of the Ecumenical Councils of the Melkite writer of the 10th-11th centuries Suleiman, Bishop of Gaza, the first Arabic-speaking Christian poet and author of a number of theological and philosophical treatises. Although Suleiman was not a historian, he nonetheless wrote two noteworthy texts on the history of the Ecumenical Councils. According to a number of formal criteria, these texts may well be attributed to “the synopsis of the Councils” genre, which was very popular in Byzantium and was widely used in Byzantine doctrinal and catechetical literature. At the same time, this genre was not in demand in Melkite literature, and the Bishop of Gaza was actually the only Arabic-speaking Melkite writer who created works in “the synopsis of the Councils” genre, which was widely used in Byzantine doctrinal and catechetical literature. The author notes that, unlike most Melkite writers of the 8th-13th centuries (St John of Damascus, Theodore Abu Qurrah, Agapius of Manbij, Macarius of Sinai), who had quite adequate ideas about the history of the Ecumenical Councils and their deeds, Suleiman in his treatises makes many mistakes, both purely historical and concerning the theological essence of some heresies condemned by the Councils. The article attempts to establish the reasons for the mistakes made by Suleiman of Gazza and find logical explanations for some of them. The author comes to the conclusion that Suleiman's knowledge of Church history cannot be considered satisfactory. Because of this, it is absolutely impossible to call the Bishop of Gazza a writer who knew the history of the Church well, as some researchers do.

Текст научной работы на тему «СУЛЕЙМАН ГАЗСКИЙ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ»

УДК 276, 238.2

Сулейман Газский о Вселенских соборах

Протоиерей Олег Давыденков

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6

Для цитирования: Давыденков О. В. Сулейман Газский о Вселенских соборах // Вопросы теологии. 2023. Т. 5, № 1. С. 31-44. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.102

Введение

В статье рассматриваются представления мелькитского писателя Х-Х1 вв. Сулеймана, епископа Газского, первого арабоязычного христианского поэта и автора ряда богословско-философских трактатов, об истории и деяниях Вселенских соборов. Хотя Сулейман не был историком, его перу принадлежат два заслуживающих внимания текста, посвященных истории Вселенских соборов. По ряду формальных критериев эти тексты вполне могут быть отнесены к жанру «синопсис Соборов», который был весьма популярен в Византии и широко использовался в византийской вероучительной и катехизической литературе. В то же время в мелькитской литературе данный жанр не был востребован, и епископ Газы фактически был единственным арабоязычным мелькитским писателем, создавшим произведения в жанре «синопсис Соборов». Автор отмечает, что, в отличие от большинства мелькитских писателей УШ-ХШ столетий (прп. Иоанн Дамаскин, Феодор Абу Курра, Агапий Ман-биджский, Макарий Синаит), имевших вполне адекватные представления об истории Вселенских соборов и их деяниях, Сулейман в своих трактатах допускает множество ошибок, как чисто исторических, так и касающихся | \ | богословской сущности некоторых осужденных Соборами ересей. В статье р ^ предпринимается попытка установить причины допущенных Сулейманом Газским исторических и богословских ошибок и найти для некоторых из них логические объяснения. Автор приходит к выводу, что познания Сулеймана |—] в области церковной истории нельзя признать удовлетворительными. В силу ^^ этого называть Газского епископа писателем, хорошо знающим историю Церкви, как это делают некоторые исследователи, совершенно невозможно. Ключевые слова: арабы-христиане, мелькиты, синопсис Соборов, арабо-христианская литература, вероучительная литература, Вселенские соборы.

1-Ц

О

о

Тот, кто достаточно долго занимается научными исследованиями, со р | временем перестает удивляться тому, что даже у весьма серьезных и ува- рн жаемых ученых порой можно встретить уверенные утверждения, — не подкрепленные ссылками ни на источники, ни на работы других исследователей, — которые, мягко говоря, не вполне соответствуют действительности. В настоящей статье это будет продемонстрировано на примере од-

£

о м

ТОМ 5

2023

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2023 № 1

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.102 31

ного из высказываний такого известного ученого, как митр ополит Неофит Эделби-

Неофит Эделби, мелькитский митрополит Алеппо, известен прежде всего тем, что осуществил первое издание практически всех произведе -ний православного арабояеычного автораСулеймана Газского (Х-Х2вв.), включая иего стинотвортеш бортик «Диеан», и ого» богослотско-фиао-иофенис т,]эа1сватас. Издание текстов миеоополие прьюгарир состагочно информагивнымвведтнием, гадтржещим сведениякак осамом Сулеюмч-не, тюо ин его творениях1. Труд митртполиеа НооМита факаичигеа открыл .ля современной паороыогилиской шуми сочинчния атогч датолепрао. течесбн чгизсестнага арабч-хриетаансгагнписосалр. Однако, нгсматрт но изсое^^^нсн^з^^юо научнолезасл6™ Ааепнскиго о^иг.эсподста, не гт веемо оденками, оотарые он оaeгCyлгЮмaнг Газспамумажне согласетпоя.

О M

Н

Со Истеричгские ты в трактатах Сулеймана

О В (югогповских трактатах Судеймана Газского исторические сюжеты

почта полностью отсутствуют. В историческом плане единственным предметом ег о интереса является история Вселенских соборов. Эта тема представлена в двух текстах Газского епископа. Один из трактатов Сулеймана «Опрoбepжониeнpoтогбpобгщио гятаанай правтенявяайаоре»2 (далее — Т4) парностью носвощео асторви нн сенниам Сабеаае.Кубме тага.срак-PQ бат«Ннпамонание овыбонг книг Ггтхага Ча^г^н^т^с^»3 (дюгз — Т5) гедержит небел ьшаа фрзгнгнт.в которам атpжeгeвуоитcя еа огт орт и аеггчнскео гoбeиPв,нвзиaчигeбонe .олоек.атко а нenреп(rлга.чeмв «Oпpстяйжe-нии».

В обоих случаях Сулейман предпринимает краткие экскурсы в историю Вселенских собарев. Посладосааглоот пгатчоcсяяCoбopы,рг уктзы-баете-я каялтбтиз (^их:1)^р^»мяеос паоогденвя Гяочнее,сообщает,про габон омгюраторо Гзбор еостбсисяГ; 2) мгято плоеедения; 3) ансог Отцов, ятс ним авшао участие в сто р аботе; 4) какло еретиков аоугил Со б бб-ВоОертвержснии» Сулеймен г.гято каоеется токжгбогослзосогй сущнг; стисоубодегныа н а Снбо^гх ерогел и вег.пеет с нимиг еугтггю п огемиту.

1 лХЛ jùc ^jl^ilj jûUI ùîL^I ù* i^j"* jp-1" i/j^l ¿jUU [Сулейман Газский, христианский мелькитский поэт и писатель X-XI вв. от P. X. ] / ed. N. Edelby. Vol. 1: ^jjiillj ijjiuill Ajlil^J 2L.lt Á^aL [Общее введение в его поэтические и прозаические сочинения]; vol. [Поэтический Диван]; vol. 3: ájjííII ájjj^íüi [Богословские трактаты в прозе]. Jounieh; Roma: Librarie Saint Paul, 1984-1986 (Patrimoine Arabe Chrétien; 7-9).

2 Опровержение противоречащих истинной православной вере. Р. 41-62. — Здесь и далее названия богословских трактатов Сулеймана Газского, которые достаточно условны, приводятся по-русски. Трактаты цитируются по критическому изданию П. ля Спиза: l trattati teologici di Sulaymän lbn Hasan al-Gazzï I ed. P. la Spisa. Louvain: Peeters, 2013 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 648 I Scriptores Arabici; 52).

3 Напоминание о выборе книг Ветхого Завета. Р. 68-69.

2. Вопросы жанра

В мелькитской арабоязычной литературе нет других произведений, напоминающих вышеуказанные тексты Сулеймана Газского. В определенной степени к ним близки ересеологические трактаты Булуса ар-Рахиба4 и 'Афифа Ибн аль-Му'аллима5, но в них обзор еретических учений никак не привязан к истории Вселенских соборов. Пожалуй, наиболее похожим можно считать сочинение Феодора Абу Курры «О Соборах»6, однако это произведение Харранского епископа представляет собой достаточно пространный и сложный экклезиологический трактат, где изложение истории Соборов имеет существенное, но все же вспомогательное значение.

В то же время в византийской литературной традиции существовал особый жанр подобных произведений, который в современной науке получил наименование «синопсис Соборов» (нем. Konzilssynopse)7. Известный католический исследователь Дж. Мунитиц говорит о двух типах подобных текстов8.

К первому типу относятся самостоятельные произведения, преимущественно анонимные, которые: 1) относительно невелики по объему; 2) адресованы массовому читателю; 3) имеют единственной целью ознакомить читателя с фактической стороной истории Вселенских соборов9; 4) строятся по более или менее общей схеме: а) время проведения того или иного Собора, обычно указываемое по императорам и патриархам; б) место проведения Собора; в) число участников Собора; г) основные деяния Собора и имена осужденных на нем еретиков; д) в более пространных ва- | \ ] риантах может содержаться также информация о богословской сути осу-

С

о «

о

4 Khoury P. Paul d'Antioch, évêque de Sidon (XII s.). Beyrouth: Imprimerie Catholique, 1964. P. 84-98.

5 Afïf Ibn as-Sayh al-Makïn Ibn Muammil. ^jL^ill i_jaI1. aj^jjIj ilL^j [Богословско-исторический трактат о христианских толках] //Trois traités anciens de polémique et de théologie chrétienne / éds L. Cheikho, E. Batarekh. Beyrouth: Imprimerie Catholique, 1923. P. 73-91.

6 ThäwudürusAbü Qurrah UsqufHarrän.O Соборах// <j!j=>- i_iLal Sj5 ^jjûjIj [Трактаты Феодора Абу Курры, епископа Харранского] / ed. Q. Al-Bäshä. Beirut: Matba'at al-Fawä'id, 1904. P. 154-179. — Название «О Соборах», встречающееся в современной научной литературе, условно. В издании К. Баша это произведение Абу Курры не имеет названия.

7 О произведениях этого жанра см.: Sieben H. J. Studien zur Gestalt und Überlieferung der Konzilien. Paderborn: Ferdinand Schöningh, 2005. S. 189-194; Munitiz J.: 1) Synoptic Greek accounts of the Seventh Council // Revue des études byzantines. 1974. Vol. 32. P. 147-186; 2) Synoptic Byzantine Chronologies of the Councils // Ibid. 1978. Vol. 36. P. 193-218.

8 Munitiz J. Synoptic Greek accounts of the Seventh Council. Р. 147-153.

9 В зависимости от времени составления в произведениях этого жанра может рассматриваться от четырех до семи Вселенских соборов. Известно несколько текстов, похожих по структуре и содержанию, в которых, помимо Вселенских, упоминаются и не- том 5 которые поместные соборы, в одном из них (так называемом Synodicum vetus) собрана 2023 информация о 150 различных соборах (Sieben H. J. Studien zur Gestalt und Überlieferung der Konzilien. S. 189-190). №1

h-Q О О

Рч

с

№ ] жденных ересей, а иногда даже краткая полемика с ними. И по структуре, и по содержанию эти анонимные тексты отличаются лишь незначительными нюансами.

В качестве примеров можно привести несколько изданных произведений этого типа: «Перечень святых и Вселенских соборов: где, когда и против кого каждый из них был созван»10, «Анонимный трактат о Соборах» (Anonymi tractatus de Synodis)11, «Синопсис Соборов», содержащийся ^^ в Codex Vaticanus Graecus 220012.

^^ Помимо анонимных, известно и несколько авторских произведений,

написанных в этом жанре. Среди них можно назвать достаточно авторитетные в Византии сочинения, принадлежащие или приписываемые прп. Анастасию Синаиту13 и свт. Герману Константинопольскому14. Впрочем, эти два текста по содержанию несколько шире, чем типичные истории Соборов, так как в них рассказывается и о различных еретических учениях, начиная с первых веков христианской эры, не рассматривавшихся на Вселенских соборах. Более точно указанному жанру соответствует источи рия Соборов свт. Фотия Константинопольского. Хотя этот текст входит ^^ в состав патриаршего послания, адресованного Болгарскому князю Мир I хаилу, по содержанию его вполне можно рассматривать как законченное

С

ТОМ 5

2023

К S

О

НЧ

о

самостоятельное произведение15.

Тексты второго типа представляют собой предельно краткие резюме, в которых каждому из Соборов уделено всего несколько строк. Эти тек-г^Ч сты, как правило, не функционировали самостоятельно, а инкорпорировались в состав более пространных произведений. По сравнению с историями первого типа в них предлагается более краткая информация о Со-

10 Zuvo^ic; rwv äyiwv кш oikou^svikwv auvo5wv, яои кси лоте кш ката rivwv £ксютг| aürwv auvrixÖn / ed. J. A. Fabricius. Bibliotheca graeca. Vol. 11. Hamburgi: Sumtu Theodori Christophori Felginer, 1722. P. 172-175.

11 Munitiz J. A. The Manuscript of Justel's Anonymi tractatus de Synodis // Byzantion. 1977. Vol. XLVII. P. 239-252 (текст трактата на с. 253-257). — В отличие от большинства сочинений данного типа, этот текст в течение нескольких столетий имел в восточной Церкви «полуофициальный статус» (quasi-offiziellen Status) и использовался как для обучения клириков и монашествующих, так и в катехизаторской практике (Sieben H. J. Studien zur Gestalt und Überlieferung der Konzilien. S. 190-191).

12 Riedinger R. Die Konzilssynopse in Codex Vaticanus Graecus 2200 // Römische Historische Mitteilungen. Bd. 38. Wien, 1996. S. 35-40 (текст трактата на с. 37-40).

13 Anastasius Sinaita. Epitome de haeresibus et consiliis // Pitra J. B. Iuris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta. Rome, 1868. Vol. 2. P. 257-271. — Принадлежность этого сочинения прп. Анастасию оспаривается некоторыми современными исследователями (Munitiz J. Synoptic Greek accounts of the Seventh Council. Р. 151).

14 Germanus Oecumenicus Patriarcha. De haeresibus et synodis // Patrologia cursus com-pletus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne (далее — PG). Vol. 98. Col. 40A-88B.

15 Photuis Constantinopolitanus. Epistola ad Michaelem Bulgariae principem // PG. Vol. 102. Col. 628A-696D (историю Соборов см.: Col. 632A-656A). — В данном случае нет необходимости упоминать достаточно многочисленные произведения этого жанра, написанные во второй половине XI — XV в., т. е. позднее времени жизни Сулеймана Газско-го (Sieben H. J. Studien zur Gestalt und Überlieferung der Konzilien. S. 190).

борах, например в таких историях обычно не разъясняется богословская суть соборно осужденных мнений, нет полемики с еретическими учениями. Примерами таких историй-вставок могут служить соответствующие фрагменты из Соборного послания свт. Софрония Иерусалимского16 и из Послания папе Льву Iii свт. Никифора Константинопольского17. Как сообщает Дж. Мунитиц, такие краткие истории-вставки нередко включались в состав исповеданий веры18. Ярким примером здесь выступает «Книга о правой вере» прп. Иоанна Дамаскина19, представляющая собой исповедание веры, составленное прп. Иоанном в 726 г. для Илии, перешедшего в православие маронитского епископа города Ябруда20.

Таким образом, рассматриваемые тексты Сулеймана и по структуре, и по содержанию весьма точно соответствуют двум указанным типам «синопсиса Соборов»21. Конечно, это можно объяснить и случайным совпадением, однако куда более вероятным представляется предположение, что Сулейман был знаком с данным жанром византийской вероучительной литературы и пытался использовать его в своем творчестве.

3. Анализ приводимых Сулейманом исторических сведений

Для дальнейшего анализа приведенные Газским епископом сведения удобно представить в виде таблицы.

Достаточно самого беглого взгляда на таблицу, чтобы убедиться в том, что, во-первых, приводимые Сулейманом Газским сведения изобилуют грубейшими историческими ошибками, а во-вторых, он противоречит самому себе, приводя в двух разных трактатах взаимоисключающие сведения. В целом мелькитские писатели были хорошо знакомы с фактической стороной истории Вселенских соборов. Причем это относится не только к историкам, например Агапию (Махбубу) Манбиджскому (t ок. 942), достаточно точно излагающему византийскую историю IV-VI вв., в том числе историю первых пяти Вселенских соборов22, но и к богословам

16 Sophronius Hierosalymitanus. Epistola synodica ad Sergium II PG. Vol. 87c. Col. 3148А-3200С (о Соборах см.: 3184С-3188В).

17 Nicephorus Constantinopolitanus. Epistola ad Leonem lll Papam II PG. Vol. 100. Col. 169A-200C (о Соборах см.: Ш. 192A-193C).

18 Munitiz J. Synoptic Greek accounts of the Seventh Council. Р. 152.

19 Ioannes Damascenus. Libellus de recta sententia II PG. Vol. 94. Col. 1421A-1432D (о Соборах см.: Ш. 1432AВ).

20 Лаут Э., свящ. Иоанн Дамаскин. Сочинения II Православная энциклопедия. Т. 24. M.: Православная энциклопедия, 2010. С. 33.

21 Некоторым отличием можно считать, что в «Опровержении» Сулеймана порядок подачи материала является обратным по сравнению с порядком в византийских «синопсисах Соборов». Греческие авторы обычно сначала дают формальные сведения о том или ином Соборе, а затем переходят к рассказу об осужденных на нем ересях. Сулейман же, напротив, сначала знакомит читателя с еретическим учением, в некоторых случаях кратко с ним полемизирует, а затем сообщает информацию о Соборе, эту ересь осудившем.

22 Agapius (Mahboub) de Menbidj. Histoire universelle I éd., trad. A. Vasiliev II Patrologia Orientalis. Paris, 1912. Vol. 7. Р. 544-591; Vol. 8. Р. 399-434.

S

s С

о «

о

ы

F i—i

о

о

Рч

с

о

PQ

ТОМ 5

2023

№1

Исторические сведения о Вселенских соборах по трактатам Сулеймана Газского

ТОМ 5

2023

К

Е

О

о

е

нн

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Рч

с

о

PQ

Собор Когда состоялся Где состоялся Число участников Осужденные еретики

Первый собор «во времена царя Константина» Никея 318 Арий (Т4); Арий и Маке-доний (Т5)

Второй собор «во времена царя Феодосия» Константинополь 150 Македоний (Т4); Аксисйос (аквгвуйв) (?) и Диоскор (Т5)

Третий собор «во времена царя Феодосия» Эфес 200 Несторий (Т4); Несторий и Севир (Т5)

Четвертый собор «во времена царя Маркиана» Халкидон 630 Евтихий и Иаков

Пятый собор «во времена царя Юстиниана» Константинополь 164 Ориген и Марон

Шестой собор «во времена царя Константина» «Каппадокия, город святого Василия» (Т4); Константинополь, Каппадо-кия (Т5) 289 Фока и Макарий

Седьмой собор «во времена Константина, сына Льва, и императрицы Ирины, матери его» Константинополь 350 «те, кто не поклоняются святым иконам»

и апологетам. Так, Феодор Абу Курра в трактате «О Соборах» не допускает ни одной исторической неточности. Мелькитский автор более позднего времени Макарий Синаит ^ 1252)23, хотя его исторические представления в значительной степени мифологизированы, говоря о Вселенских соборах и их канонической деятельности, также не допускает ни одной фактической ошибки, а его достаточно подробный рассказ о причинах и обстоятельствах созыва Седьмого Вселенского собора и о его решениях отличается большой точностью24.

23 Макарий Синаит является автором лишь одного полноценного сочинения, исто-рико-канонического трактата «О посте на сырной седмице» (рус. пер. см.: Макарий Синаит. О посте на сырной седмице / пер. с араб. и коммент. свящ. А. Трейгера // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 3: Филология. 2017. Вып. 53. С. 111-129). Арабский текст трактата до сих пор не издан, однако с рукописью этого сочинения (Sin. ar. 327), на которой основывается русский перевод, можно ознакомиться на сайте Библиотеки Конгресса США (Library of Congress). URL: https://www. loc.gov/item/00279385330-ms (дата обращения: 18.01.2023).

24 Sin. ar. 327. Fol. 158v-159r, 167r-169r.

Сулейман вполне точен только при указании правителей, при которых проходили Соборы. При указании мест проведения Соборов он допускает две неточности: 1) Седьмой собор проходил в Никее, а не в Константинополе; 2) Шестой собор не имел никакого отношение к Каппадокии.

Указывая число участников Соборов, Сулейман явно опирался на некоторую мелькитскую традицию. Так, прп. Иоанн Дамаскин в «Книге о правой вере» для первых шести Соборов указывает те же самые числа участников25. Числа, приведенные Сулейманом для первых четырех Соборов, более или менее соответствуют исторической действительности, они приводятся и в византийских источниках. Что касается числа участников Пятого собора, то здесь Сулейман следует местному мелькитскому преданию. Число 164 указывают также и прп. Иоанн Дамаскин26, и Агапий Mанбиджский27, тогда как ни один византийский автор не называет такого числа участников28. Число участников Шестого собора (289 епископов), хотя его приводит и прп. Иоанн Дамаскин, не имеет никакого отношения к реальности29. В то же время число епископов, принимавших участие в работе Седьмого собора (350), указано более или менее точно30. Видимо, Сулейман Газский был вообще первым мелькитским писателем, упоминающим Седьмой Вселенский собор31.

Наибольшее недоумение вызывает предлагаемый Сулейманом список осужденных Соборами еретиков. Для Соборов с Четвертого по Шестой в обоих трактатах указаны одни и те же имена осужденных. Однако в том, что касается первых трех Соборов, два трактата полностью противоречат друг другу. Если в трактате «Опровержение противоречащих истинной православной вере» нет неточностей, то в сочинении «Напоминание о вы- ¡ \ ¡ боре книг Ветхого Завета» наблюдается полная путаница: Mакедоний ока- ^н зывается осужденным вместе с Арием на Первом соборе, осужденными ^^ на Втором соборе названы некий Аксисйос (aksísyüs), идентифицировать |-Н

25 Joannes Damascenus. Libellus de recta sententia. Col. 1432АB. ^^

26 Ibid. Col. 1432B. Щ

27 Agapius (Mahboub) de Menbidj. Histoire universelle. P. 432. ^^

28 Указываемое мелькитской традицией число участников Пятого собора (164 епископа) недалеко от истины. Современная церковно-историческая наука говорит о 153 участниках этого Собора (Храпов А. В. Вселенский V Собор. Ход Собора // Православная энциклопедия. Т. 9. M.: Православная энциклопедия, 2005. С. 619).

29 Число участников Шестого Вселенского собора составляло от 43 епископов на первом заседании до 163 на последнем (Литвинова Л. В., Пономарев А. В. Вселенский VI Собор. Ход Собора // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 630).

30 На различных заседаниях Седьмого Вселенского собора присутствовало от 257 до 339 епископов (Кузенков П. В. Вселенский VII Собор. Ход Собора // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 648).

31 Феодору Абу Курре, например, были известны только первые шесть Соборов. ЧЧ О Седьмом Вселенском соборе (787 г.) он ни словом не упоминает даже в своем трактате

в защиту иконопочитания, который был написан не ранее 799 г., так как в нем упомина- том 5

ется мученичество Антония Pауха (799 г.) (Thawudhürus Abü Qurra. Traité sur veneration 2023

des icônes (Maymar fi ikram al-yqûnat) / ed. I. Dick. Jounieh; Roma: Librarie Saint Paul, 1986. P. 163 (на араб. яз.)). Умалчивает о Седьмом соборе и Агапий Mанбиджский. №1

S

О

Рч

с

ТОМ 5

2023

S

№ ] которого не представляется возможным, и Диоскор32, а в качестве осужденного на Эфесском соборе (431 г.) наряду с Несторием указан Севир Антиохийский (ок. 465-538 гг.).

Сведения, приводимые Газским епископом в отношении Соборов с Четвертого по Шестой, хотя и совпадают в обоих трактатах, тем не менее имеют еще меньше отношения к исторической действительности. И если Д \ ] неточность относительно Халкидонского собора (451 г.) — осужденным \ Г наряду с Евтихием здесь назван видный представитель антихалкидонско-^^ го движения Иаков Барадей, живший в VI столетии, — вполне объяснима, поскольку к началу XI века Четвертый собор уже вполне мог восприниматься мелькитами как собор прежде всего антимонофизитский, то указанные имена еретиков, осужденных на Пятом и Шестом соборах, равно как и приписываемые им заблуждения, способны поставить читателя в тупик.

В качестве осужденных на Пятом соборе названы Ориген и Марон33, на Шестом соборе, по мнению Сулеймана, были осуждены Фока и Мака-рий34. Бесспорным здесь можно считать только упоминание Макария, па-^^ триарха Антиохийского, одного из основных защитников монофелитства Р I на Шестом Вселенском соборе. Неудивительно также упоминание Ори-рн гена. Хотя вопрос о том, было ли инициированное императором Юстинианом I осуждение Александрийского дидаскала официальным деянием Пятого собора, до сих пор дискутируется, в мелькитской традиции осуждение Оригена оказалось прочно связано со Вторым Константинопольским собором. Уже для прп. Иоанна Дамаскина Пятый собор — это Собор именно против Оригена, ни о каких других деяниях Второго Константинопольского собора он не упоминает35. Значительно менее понятно, кто такие Марон и Фока.

Под Мароном Сулейман почти наверняка имеет в виду полулегендарного сирийского монаха, которого местные монофелиты почитали как создателя своей (Маронитской) Церкви под именем прп. Иоанна Марона. Наименование монофелитов маронитами появляется достаточно рано, причем как у византийских, так и у арабоязычных авторов. Оно встречается, например, в одном послании, приписываемом Константинопольскому патриарху Герману I ^ ок. 740)36. Среди арабоязычных писателей этим наименованием пользуются мелькит Феодор Абу Курра ^ ок. 830)37 и яко-

О

е

нч

уЦ

о

о

PQ

32 По-видимому, имеется в виду низложенный на Халкидонском соборе, но не за ересь Александрийский патриарх Диоскор.

33 Опровержение противоречащих истинной православной вере. P. 57-59.

34 Ibid. P. 59-62.

35 Joannes Damascenus. Libellus de recta sententia. Col. 1432B. — Практически все вышеупомянутые византийские «истории Соборов» также говорят об осуждении Оригена Пятым собором.

36 Germanus Oecumenicus Patriarcha. Ad Anthimum Diaconum de haeresibus et synodis. Col. 81B.

37 Théodore Abu Qurra. Profession de foi / éd. I. Dick // Muséon. 1959. Vol. 72. P. 58.

вит Хабиб Ибн Хидма Абу Ра'ита ^ ок. 850)38. Однако все эти авторы никак не объясняют происхождение данного названия.

У мелькитских писателей первое упоминание о Мароне и его последователях встречается в «Церковной истории» Евтихия Александрийского ^ 944). Патриарх Евтихий сообщает о некоем Мароне, жившем в царствование императора Маврикия и учившем, что у Христа две природы, но при этом одна воля и одно действие. Последователи Марона, марониты, в честь своего учителя основали монастырь39. Трудно сказать, какое отношение сам Марон, — если он вообще был исторической личностью, — имел к возникновению монофелитства. По сообщению Евтихия, Марон жил во времена Маврикия (582-602), т. е. за несколько десятилетий до возникновения монофелитского проекта императора Ираклия, что само по себе не исключает его приверженности учению о едином действии и единой воле40. Однако в царствование Ираклия монахи монастыря св. Марона уже твердо держались монофелитства41. Поскольку практически все осужденные Вселенскими соборами ереси имели своих хорошо известных ересиархов, вполне логичной представляется попытка найти такого отца-основателя и для ереси единой воли. Сообщение «Истории» Евтихия, с одной стороны, и особое почитание прп. Марона самими маронитами — с другой, и могли побудить Газского епископа «назначить» таким ересиархом именно Марона42.

Однако почему же Сулейман связывает осуждение Марона именно с Пятым, а не с Шестым собором? Ведь Марон, по сообщению Евтихия, жил после Пятого собора. Вероятно, здесь мелькитский апологет совершил ошибку, рассуждая по принципу, сформулированному еще Феодором ^^ Абу Куррой: все еретики отрицают Вселенские соборы, начиная с того, на ^н котором было осуждено их собственное лжеучение43. Марониты же дер- ^^ жались только четырех первых Соборов, не принимая Пятый и Шестой. |-Н Данное обстоятельство было хорошо известно как византийским44, так ^^

S

38 Die Schriften des Jacobiten Habib ibn Hidma Abu Ra'ita / ed. G. Graf. Louvain: Peeters, 1951 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 130). S. 79.

39 Eutychius Alexandrinus. Annales / éds L. Cheikho, Baron C. de Vaux, H. Zayyat. Louvain: Peeters, 1906 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 50). P. 210.

40 В истории догматических движений христологические концепции, в которых

о

утверждалось единство воли и энергии Богочеловека, возникали задолго до монофе-

Рц С

литских споров VII столетия. Монофелитская позиция была характерна, например, для аполлинариан и севириан. Монофелитство могло сочетаться и с исповеданием во Христе двух природ, своеобразная форма монофелитства и моноэнергизма была присуща несто-рианской христологии.

41 Об этом сообщает, в частности, Михаил Сириец: Michel le Syrien. Chronique / éd.,

trad. J.-B. Chabot. Paris: Ernest Laroux, 1899. T. 2. P. 492-496. W

42 Suerman H. Sulayman al-Gazzï, évêque melchite de Gaza (XI siècle): Sur les Maronites

// Parole de l'Orient. 1996. Vol. 21. P. 189-198. том 5

43 Thawudurus Abu Qurrah Usquf Harran. О Соборах. P. 170. 2023

44 Germanus Oecumenicus Patriarcha. Ad Anthimum Diaconum de haeresibus et synodis.

Col. 81B. №1

№ ] и мелькитским писателям45. Отсюда человек, имеющий весьма приблизительные представления об истории Соборов, вполне мог заключить, не заметив анахронизма, что коль скоро марониты отвергают Соборы, начиная с Пятого, значит и основатель их ереси был осужден именно этим Собором.

Значительно более загадочной, нежели Марон, фигурой является некий Фока, якобы осужденный Шестым собором. В истории Вселенских со-\ Г боров еретик с таким именем неизвестен. Из известных личностей этой ^^ эпохи можно назвать только императора-узурпатора Фоку (602-610), который, однако, не был известен приверженностью каким-либо еретическим учениям. По каким же соображениям Сулейман мог внести Фоку в список еретиков и приписать его осуждение Шестому собору? Что вообще в глазах Газского епископа могло связывать императора Фоку с мо-нофелитами? Естественно, в поисках ответа на этот вопрос приходится вставать на зыбкую почву догадок. Если исходить из того, что упоминание Фоки в трактатах Сулеймана не было чистой случайностью и за ним стоит какая-то логика, то, пожалуй, единственным таким связующим звеном ^^ может быть время жизни: если Сулейману было известно свидетельство Р I Евтихия о Мароне, то он вполне мог воспринимать Марона и Фоку как современников. Фока же был одним из самых непопулярных византийских императоров. Убийца благочестивого Маврикия, незаконно захвативший престол, бездарный правитель, едва не приведший империю к полной ка-г^Ч тастрофе, человек с отталкивающей внешностью, отличавшийся исключительной жестокостью и в конце концов сам свергнутый и казненный, мог ли такой хрестоматийный злодей не действовать в интересах еретиков? Единственным же известным ересиархом во времена Фоки был именно Марон. Конечно, данная гипотеза не выглядит достаточно убедительной, однако она позволяет найти в словах мелькитского апологета хотя бы какую-то логику.

4. Сулейман Газский о соборно осужденных ересях

Богословскую суть ересей, которые рассматривались на Соборах с Первого по Четвертый, Газский епископ излагает вполне традиционно, эти разделы его трактата не представляют особого интереса. Однако непростой задачей следует признать поиск объяснений того, почему еретикам, осужденным Пятым и Шестым соборами, Сулейман приписал такие странные богословские взгляды.

Оригену и Марону мелькитский епископ инкриминирует два заблуждения. Во-первых, они якобы учили, что «обретшему Бога нет нужды упоминать об Ипостасях (al-aqanim), так как это заставляет людей счи-

ТОМ 5

2023

К S

О

е

НЧ

о

с

о

45 Феодор Абу Курра свидетельствует, что марониты не признают и Пятый, и Шестой соборы (Thawudurus Abu Qurrah Usquf Harran. О Соборах. P. 171), хотя ему было прекрасно известно, что осуждено монофелитство именно Шестым собором (Ibid. Р. 169-170).

тать, будто христиане поклоняются трем богам»46, а во-вторых, «по своему невежеству полагали, что крещение — это лишь обычай, не являющийся обязательным»47. Фока же и Макарий, как сообщает Сулейман, «утверждали, что распятие Христа и перенесенные Им страдания имели место не в действительности, но только в воображении Его врагов»48.

Трудно поверить, что эти заявления были исключительно следствием невежества. Конечно, об учении Оригена мелькитский книжник XI в. мог иметь самые превратные представления, но не знать, что основное заблуждение маронитов — это учение о единой воле Христа, он не мог никак. Также трудно допустить, что Сулейман действительно не знал, что Шестой собор осудил монофелитство, если учесть, что о ересях, осужденных на первых четырех соборах, он имел более или менее адекватное представление.

Нетрудно заметить, что богословские взгляды (исчисление трех ипостасей ведет к троебожию; крещение не является необходимым; страдания Христа имели место только в воображении Его врагов), осужденные, по утверждению Сулеймана, Пятым и Шестым соборами, представляют собой одни из самых распространенных нападок мусульман на христианское вероучение49. Х. Зуерманн делает предположение, что под видом осужденных заблуждений Оригена, Марона, Фоки и Макария Сулейман на самом деле имеет в виду позицию мусульман50. Эта гипотеза представляется вполне правдоподобной. Газский епископ был весьма осторожным автором. Хотя его трактаты носят выраженную полемически-апологетическую направленность, прямо он ни разу не упоминает в них ни ислам, ни мусульман. Вполне возможно, что, имея определенные пробелы в историче- | \ ] ских познаниях, Сулейман обратил этот недостаток к собственной пользе, ^н атаковав мнения мусульман под видом соборно осужденных ересей. Та- ^^ ким образом, он получал возможность показать своим как христианским, |-Н так и мусульманским читателям, большинство которых вряд ли было знакомо с историей Церкви лучше самого Сулеймана, что распространенные антихристианские аргументы мусульман на самом деле уже давно осуждены, и притом самими Вселенскими соборами.

S

О

ы

F

Заключение. Общая оценка ^^

исторических представлений Сулеймана ^^

Сулейман Газский был, по-видимому, единственным мелькитским

Рч

арабоязычным богословом-апологетом, предпринявшим попытку создать | | вероучительные тексты в весьма популярном в Византии жанре «синопсис ^^

46 Опровержение противоречащих истинной православной вере. Р. 56.

PQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 Ibid.

48 Ibid. P. 59. ТОМ 5

49 О том, что Христос в действительности не страдал, но это лишь представлялось 2023 Его врагам, прямо говорится в Коране (Коран 4: 156 (157)).

50 Suerman H. Sulayman al-Gazzi, eveque melchite de Gaza... P. 195-196. №1

ТОМ 5

2023

S S

№ ] Соборов». Однако вряд ли эту попытку можно назвать успешной. Несмотря на то что большинству исторических несообразностей, содержащихся в трактатах Сулеймана Газского, можно найти те или иные объяснения, его познания в области церковной истории трудно признать удовлетворитель-ными51. В этом отношении на фоне большинства средневековых арабо-христианских писателей Сулейман выглядит достаточно бледно. В силу этого назвать Сулеймана Газского «солидным богословом, хорошо зна-\ Г ющим историю Церкви»52, как это по непонятным причинам делает

^^ митр. Неофит Эделби, можно только при полном отрыве от реальности. «

О

о

о

PQ

Статья поступила в редакцию 23 мая 2022 г.; рекомендована к печати 21 ноября 2022 г.

Контактная информация:

Давыденков Олег Викторович — протоиерей, д-р теологии, канд. филос. наук; o davydenkov@yan dex.ru

Suleiman of Gazza on the Ecumenical Councils

О

p Р Archpriest Oleg Davydenkov

St Tikhon's Orthodox University, 6, Likhov per., Moscow, 127051, Russian Federation

For citation: Davydenkov O. V. Suleiman of Gazza on the Ecumenical Councils. Issues of Theology, 2023, vol. 5, no. 1, pp. 31-44. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.102 (In Russian)

The article discusses the ideas about the history and deeds of the Ecumenical Councils of the Melkite writer of the 10th-11th centuries Suleiman, Bishop of Gaza, the first Arabic-speaking Christian poet and author of a number of theological and philosophical treatises. Although Suleiman was not a historian, he nonetheless wrote two noteworthy texts on the history of the Ecumenical Councils. According to a number of formal criteria, these texts may well be attributed to "the synopsis of the Councils" genre, which was very popular in Byzantium and was widely used in Byzantine doctrinal and catechetical literature. At the same time, this genre was not in demand in Melkite literature, and the Bishop of Gaza was actually the only Arabic-speaking Melkite writer who created works in "the synopsis of the Councils" genre, which was widely used in Byzantine doctrinal and catechetical literature. The author notes that, unlike most Melkite writers of the 8th-13th centuries (St John of Damascus, Theodore Abu Qurrah, Agapius of Manbij, Macarius of Sinai), who had

51 Многочисленные ошибки Сулеймана представляются тем более странными, что все упомянутые выше византийские произведения этого жанра в общем содержат достаточно точную информацию о Вселенских соборах. По-видимому, работая над своим трактатом, Сулейман либо писал по памяти, не имея под рукой греческих образцов, или же в его распоряжении были тексты крайне сомнительного качества.

52 Edelby N. Introduction generale à la vie et aux œuvres de Sulaïman al-Gazzï théologien et premier poète religieux de la chrétienté arabe (X-XI siècles) // Edelby N. Âjjiijllj Ajlil[Общее введение в его поэтические и прозаические сочинения]. Jounieh; Roma: Librarie Saint Paul (Patrimoine Arabe Chrétien; 7), 1984. P. XXX.

quite adequate ideas about the history of the Ecumenical Councils and their deeds, Suleiman in his treatises makes many mistakes, both purely historical and concerning the theological essence of some heresies condemned by the Councils. The article attempts to establish the reasons for the mistakes made by Suleiman of Gazza and find logical explanations for some of them. The author comes to the conclusion that Suleiman's knowledge of Church history cannot be considered satisfactory. Because of this, it is absolutely impossible to call the Bishop of Gazza a writer who knew the history of the Church well, as some researchers do.

Keywords: Christian Arabs, Melkites, Synopsis of Councils, Arab Christian literature, doctrinal literature, Ecumenical Councils.

References

Afif Ibn as-Sayh al-Makin Ibn Mu'ammil (1923) "Risala lähütiyya tärihiyya ala madahib an-nasärä", in Trois traités anciens de polémique et de théologie chrétienne. Eds L. Cheikho, E. Batarekh, pp. 73-91. Beyrouth, Imprimerie Catholique. (In Arabic) Agapius (Mahboub) de Menbidj (1912) "Histoire universelle". Ed. by A. Vasiliev, in Patrologia

Orientalis, vol. 7, pp. 544-591; vol. 8, pp. 399-434. (In Arabic) Al-Basha Q., ed. (1904) Thawudurus Abi Qurrah Usquf Harran. Beirut, Matbaat al-Fawa'id. (In Arabic)

Anastasius Sinaita (1868) "Epitome de haeresibus et consiliis", in Pitra J. B. Iuris ecclesiastici Grae-corum historia et monumenta. In 2 vols, vol. 2, pp. 257-271. Rome, Typis S. Congregationis de Propaganda Fide. (In Greek) Chabot J.-B., ed. (1899-1910) Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d'Antioche 11661199. In 4 vols. Paris, Ernest Laroux. (In Syriac) Edelby N. (1984) "Introduction generale à la vie et aux œuvres de Sulaïman al-Gazzi, théologien

et premier poète religieux de la chrétienté arabe (X-XI siècles)", in Edelby N. Sulayman al- L^^

Gazzi. Muqaddimah ' ammah li-muallafatihi al-si'riyyah wa-l-natriyyah. pp. VII-XXXVII. Jounieh; Roma, Librarie Saint Paul (Patrimoine Arabe Chrétien; 7). Edelby N., ed. (1984-1986) Sulayman al-Ghazzi, sha ir wa-katib MasihiMalaki min al-qarnayn al- ashir wa-l-hadi ashar li-l-milad. In 3 vols, vol. 1: Muqaddima 'amma li-muallafatihi al-shi 'riyya wa-l-nathriyya; vol. 2: Al-diwan al-shi' ri; vol. 3: Al-maqalat al-lahutiyya l-nath-riyya. Jounieh; Roma, Librarie Saint Paul (Patrimoine Arabe Chrétien; 7-9). (In Arabic) Eutychius Alexandrinus (1906) Annales. Éds L. Cheikho, Baron C. de Vaux, H. Zayyat. Louvain,

Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 50). (In Arabic) ^^

Fabricius J. A., ed. (1722) Zûvo^it; rûv âyiwv kcù oîkou^svikûv auvoÔwv, noù kcù note kcù ката tivwv £каатг| aÛTwv auv^xÖ^, in Bibliothecagraeca. Vol. 11, pp. 172-175. Hamburgi, Sum-tu Theodori Christophori Felginer. Germanus Oecumenicus Patriarcha (1857-1866) "Ad Anthimum Diaconum de haeresibus et synodis", in Patrologia cursus completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 98, col. 40A-88B. (In Greek) ф

Graf G., ed. (1951) Die Schriften des Jacobiten Habib ibn Hidma Abu Ra'ita. Louvain, Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 130 / Scriptores Arabici; 13). (In Arabic) Hrapov A. V. (2005) "The 5th Ecumenical Council. Proceedings of the Council", in Pravoslavnaia entsiklopediia. Vol. 9, pp. 619-621. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ. (In Russian) Ioannes Damascenus (1857-1866) "Libellus de recta sentential", in Patrologia cursus completus.

Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 94, col. 1421A-1432D. (In Greek) РЧ

Khoury P. (1964) Paul d'Antioch, évêque de Sidon (XIIs.). Beyrouth, Imprimerie Catholique. Kuzenkov P. V (2005) "The 7th Ecumenical Council. Proceedings of the Council in Nicaea", in

Pravoslavnaia entsiklopediia. Vol. 9, pp. 648-653. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia 2023

Publ. (In Russian)

№1 43

S

С

« о

№ 1 Litvinova L. V., Ponomaryov A. V. (2005) "The 6th Ecumenical Council. Proceedings of the Coun-

cil", in Pravoslavnaia entsiklopediia. Vol. 9, pp. 630-633. Moscow, Pravoslavnaia entsiklope-T0M 5 diia Publ. (In Russian)

Louth A. (2010) "John of Damascus. Works", in Pravoslavnaia entsiklopediia. Vol. 24, pp. 29-40. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ. (In Russian)

SMacarius of Sinai (2017) "About Fasting on Cheese Week". Ed. by A. Treiger, in Vestnik Pravo-slavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Filologiia, no. 53, pp. 111-129. ^^ (In Russian)

Munitiz J. (1974) "Synoptic Greek accounts of the Seventh Council", in Revue des études byzan-^^ tines, vol. 32, pp. 147-186.

Munitiz J. (1978) "Synoptic Byzantine Chronologies of the Councils", in Revue des études byzantines, vol. 36, pp. 193-218.

O Munitiz J. A. (1977) "The Manuscript of Justel's Anonymi tractatus de Synodis", in Byzantion,

. vol. 47, pp. 239-252.

Nicephorus Constantinopolitanus. (1857-1866) "Epistola ad Leonem III Papam", in Patrologia ^^ cursus completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 100, col. 169A-200C. (In Greek)

Photuis Constantinopolitanus. (1857-1866) "Epistola ad Michaelem Bulgariae principem", in ^Q Patrologia cursus completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 102, col. 628A-696D.

0(In Greek)

Riedinger R. (1996) "Die Konzilssynopse in Codex Vaticanus Graecus 2200", in Römische Histor-^^ ische Mitteilungen, Bd. 38, S. 35-40.

Q^ Sieben H. J. (2005) Studien zur Gestalt und Überlieferung der Konzilien. Paderborn, Ferdinand

Schöningh.

Sophronius Hierosalymitanus (1857-1866) "Epistola synodica ad Sergium", in Patrologia cursus ^^ completus. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Vol. 87c, col. 3148A-3200C. (In Greek)

Spisa P., la, ed. (2013) I trattati teologici di Sulayman Ibn Hasan al-Gazzi. Louvain, Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 648 / Scriptores Arabici; 52). (In Arabic) Suerman H. (1996) "Sulayman al-Gazzi, évêque melchite de Gaza (XI siècle): Sur les Maronites",

in Parole de l'Orient, vol. 21, pp. 189-198. Thäwudhürus Abü Qurra (1986) Traité sur veneration des icônes. Ed. by I. Dick. Jounieh; Roma,

Librarie Saint Paul. (In Arabic) Théodore Abu Qurra. (1959) "Profession de foi". Ed. by I. Dick, in Muséon, vol. 72, pp. 56-59. (In Arabic)

Received: May 23, 2022 Accepted: November 21, 2022

Author's information:

OlegV. Davydenkov — Archpriest, Dr. Sci. in Theology, PhD in Philosophy; o davydenkov@yan dex.ru

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.