Научная статья на тему 'Судья в отставке: статус, права, обязанности'

Судья в отставке: статус, права, обязанности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
13176
1386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЬЯ / JUDGE / СУДЬЯ В ОТСТАВКЕ / СТАЖ СУДЕЙСКОЙ РАБОТЫ / СТАТУС СУДЕЙ / STATUS OF JUDGES / ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ В ОТСТАВКЕ / WELFARE OF JUDGES IN RETIREMENT / JUDGE IN RETIREMENT / PERIOD OF SERVICE AS A JUDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермошин Г. Т.

В статье рассматриваются проблемы законодательного обеспечения гражданских прав и обязанностей судьи в отставке. Особое внимание уделяется положению в обществе бывших судей, пребывающих в отставке, но еще не достигших возраста, дающего право на получение ежемесячного пожизненного содержания. Также раскрывается сущность проблемы жизнеобеспечения судей в отставке, ставится вопрос о приведении законодательства о статусе судей в соответствие с требованиями современности и формулируются конкретные предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judge in Retirement: Status, Rights, Duties

The article features the problems of attaching civil rights and duties to judges in retirement on a legal basis. A special attention has been given to the social status of former judges in retirement though not having reached the age giving the right to monthly lifelong pension. Additionally, the problems are studied as to the welfare of judges in retirement, updating the law on the status of judges according to the current norms and specific suggestions on its improvement are formulated.

Текст научной работы на тему «Судья в отставке: статус, права, обязанности»

Г.Т. Ермошин

профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия, действительный государственный советник юстиции Российскй Федерации 3 класса

В статье рассматриваются проблемы законодательного обеспечения гражданских прав и обязанностей судьи в отставке. Особое внимание уделяется положению в обществе бывших судей, пребывающих в отставке, но еще не достигших возраста, дающего право на получение ежемесячного пожизненного содержания. Также раскрывается сущность проблемы жизнеобеспечения судей в отставке, ставится вопрос о приведении законодательства о статусе судей в соответствие с требованиями современности и формулируются конкретные предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: судья, судья в отставке, стаж судейской работы, статус судей, жизнеобеспечение судей в отставке.

Современный этап судебной реформы поставил во главу угла решение проблемы обеспечения независимости центральной фигуры судебной власти — судьи. Конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности1.

Конституция Российской Федерации в ст. 119, определяя требования к судьям, предписывает, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Статус судьи в отставке Конституцией Росийской Федерации не определен. Не определен он и в федеральных конституционных законах о судебной власти.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ о судебной системе) «судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе» (п. 1 ст. 11). Это определение проводит четкую грань между судьями (гражданами, наделенными полномочиями осуществлять правосудие и исполняющими свои обязанности на профессиональной основе) и иными гражданами, в том числе и судьями в отставке.

1 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 г. № 624-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дубровиной Нелли Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 статьи 3 и пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Судья в отставке: статус, права, обязанности

Правовой режим отставки является существенным регулятором поведения действующих судей. Однако вопросы обеспечения конституционных прав, достойного уровня условий деятельности и жизнеобеспечения судей в отставке, т.е. тех, кому государство доверяло вершить судьбы людей, в силу непонятных причин оказались на обочине широких публичных дискуссий.

Как показывает статистика работы квалификационных коллегий судей только за период 2003 — I кв. 2011 г., из корпуса действующих судей перешло в ранг судей в отставке свыше 12,5 тыс. граждан. По годам количество ушедших или удаленных в отставку судей распределяется следующим образом2: 2003 г. — 2190 судей; 2004 г. — 2988 судей; 2005 г. — 1485 судей; 2006 г. — 864 судьи; 2007 г. — 1164 судьи; 2008 г. — 1213 судей; 2009 г. — 1103 судьи; 2010 г. — 1270 судей; I кв. 2011 г. — 352 судьи. В сравнении с общей штатной численностью судейского корпуса Российской Федерации, не превышающей 30 тыс. судейских должностей, численность корпуса судей в отставке в 12,5 тыс. человек (не считая ушедших в отставку до 2003 г.) представляется достаточно внушительной.

За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу3.

Законодатель не раскрывает термин «сохранение звания судьи», но в силу положений п. 1 ст. 11 ФКЗ о судебной системе это не дает основания утверждать тождественность статуса судьи в отставке и статуса действующего судьи. Однако в силу п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей (в его смысловой связи с п. 6 ст. 15) судья в отставке считается пребывающим в отставке до тех пор, пока он соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей (т.е. требования к действующим судьям), сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти, за исключением требований, установленных подп. 11 и 12 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей.

Положения п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей определили основные требования, предъявляемые к действующим судьям. Таким образом, законодатель положениями п. 6 ст. 15 фактически приравнял общегражданский статус судьи в отставке (не имеющего отношения к властным полномочиям) к общегражданскому статусу действующего судьи (т.е. обладающего властными полномочиями) в части ограничения его прав.

Приравнивание статуса судьи в отставке (т.е. гражданина, не имеющего никакого отношения к исполнению полномочий по государственной должности судьи, не обладающего вообще какими бы то ни было властными полномочиями) к статусу действующего судьи лишает судью в отставке достаточно большого объема политических, экономических, гражданских и трудовых прав.

Еще более интересно сохранение за судьей в отставке «принадлежности к судейскому сообществу». Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в

2 Отчеты Высшей квалификационной коллегии судей Россйской Федерации за период 2003— 2009 гг. на сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации // http://www. vkks.ru/; Вестник ВККС РФ. 2010. № 2; 2011. № 2.

3 Пункт 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей).

отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества4.

Положение закона, устанавливающее возможность привлечения судьи в отставке с его согласия к работе в органах судейского сообщества, не заменяет запрета для судей в отставке избирать и избираться в органы судейского сообщества, поскольку ни одно положение Закона о судейском сообществе, определяющее порядок формирования органов судейского сообщества, не предусматривает представительства судей в отставке в этих органах.

Закон не предусматривает участие представителей судей в отставке ни в работе высшего органа судейского сообщества — Всероссийского съезда судей (нормы представительства делегатов на который установлены в ст. 6 закона), ни в работе конференций судей субъектов Российской Федерации (порядок формирования которых установлен в ст. 7 закона), ни в работе Совета судей Российской Федерации (нормы представительства в котором установлены в ст. 8 закона). Более того, Закон о статусе судей предусматривает порядок избрания членов Совета судей Российской Федерации, представляющих судей судов всех видов и уровней, тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Таким образом, судьи в отставке, чье присутствие в составе делегатов съезда не предусматривается, в принципе не могут быть и в составе Совета судей Российской Федерации.

Порядок формирования советов судей субъектов Российской Федерации, установленный в п. 4 ст. 8 Закона о статусе судей, предусматривает необходимость представительства в них судей от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Эта норма также не предоставляет судьям в отставке возможности иметь своих представителей и в этом органе судейского сообщества.

В то же время органы судейского сообщества (в частности, квалификационные коллегии судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи) наделены по отношению к судьям в отставке очень серьезными правомочиями, включая прекращение отставки, влекущее лишение права на получение ежемесячного пожизненного содержания.

Судьи в отставке представляют собой неоднородную по правовому режиму жизнедеятельности социальную группу. Различие правовых режимов пребывания судей в отставке определяется длительностью периода осуществления гражданином судейских полномочий до выхода его в отставку, с которой законодатель напрямую связывает объем гражданских прав судьи в отставке.

Первый режим законодательство предусматривает для гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи менее одного года. Статистических данных о количестве судей, ушедших в отставку при судейском стаже менее одного года, нет.

4 Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 96 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Закон о судейском сообществе).

Для этого режима пребывания в отставке характерно, что стаж работы в должности судьи менее одного года не дает права на ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке5. Но заметим особо, что общий правовой режим судьи в отставке на данную категорию лиц все же распространяется. За лицом, пребывающим в отставке в этом правовом режиме, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу6. Парадоксальность регулирования правового положения судьи в отставке заключается в том, что для приобретения этого статуса гражданину достаточно пройти сложную процедуру назначения Президентом Российской Федерации на должность судьи, получить запись в трудовую книжку о приеме на работу в должности судьи и вне зависимости от длительности работы судьей подать заявление об отставке в порядке подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей (письменное заявление судьи об отставке).

Нет никаких правовых средств воспрепятствовать такой процедуре ухода в отставку, зато есть примеры подобной практики в системе судебной власти.

Второй правовой режим — это режим, в который законодательство помещает гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи более одного года, но менее пяти лет. В свою очередь эта группа судей в отставке делится на две части: 1) те, кто достигли возраста 55 (для женщин — 50) лет и получают ежемесячное пожизненное содержание, размер которого исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи; 2) те, кто этого возраста не достигли, но рассчитывают достигнуть и получать ежемесячное пожизненное содержание. На середину 2011 г. около 900 судей, отработавших в должности судьи в судах общей юрисдикции от одного года до пяти лет, пребывали в отставке и не получали ежемесячного пожизненного содержания.

В этом правовом режиме к сохранению звания судьи, гарантиям личной неприкосновенности и принадлежности к судейскому сообществу прибавляется потенциальное право по достижении возраста 55 (для женщин — 50) лет рассчитывать на получение специального социально-правового обеспечения в форме ежемесячного пожизненного содержания, размер которого исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи7. Гражданин, находящийся в этом правовом режиме, не является судьей, не обладает властными полномочиями, не может быть ограничен в своих правах иначе как законом.

Третий правовой режим судьи в отставке — это режим, в который законодательство помещает гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи пять и более лет. На середину 2011 г. насчитывалось около 600 судей, отработавших в должности судьи в судах общей юрисдикции свыше пяти лет, пребывающих в отставке и не получающих ежемесячного пожизненного содержания.

Переход временной границы судейского стажа в пять лет означает для судьи в отставке применение особого порядка исчисления стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот. Как установлено в ст. 7 Федерального

5 Это следует из того, что размер ежемесячного пожизненного содержания пребывающего в отставке судьи, имеющего стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшего возраста 55 (для женщин — 50) лет, исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

6 Пункт 5 ст. 15 Закона о статусе судей.

7 Там же.

закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»8, в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2 и 9 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей.

Это означает серьезное увеличение нормативного судейского стажа при исчислении размера всех видов выплат и льгот за счет досудейского стажа по меньшей мере от пяти лет до 15 лет, в зависимости от того, в суде какого уровня (районный, областной, высший) гражданин начинал судейскую карьеру.

Следует отметить, что законодатель, установив льготное исчисление нормативного стажа только для судей, ушедших в отставку по собственному желанию и по основаниям подп. 11 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей, фактически поставил в ущербное положение наиболее незащищенную категорию судей в отставке, вынужденных уйти в отставку из-за неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи, и тех, кто считается в отставке в связи с вступлением в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным.

Пребывание гражданина в статусе судьи в отставке в наиболее активном возрасте (от 30 до 55 лет) ставит перед таким лицом серьезную задачу соблюдения ограничений, накладываемых на него законодательством.

В части ограничения прав законодатель фактически приравнял статус судьи в отставке к статусу действующего судьи. Ограничения прав действующего судьи призваны обеспечить его независимость судьи и объективность при рассмотрении дел в суде. Общество, граждане и субъекты предпринимательской деятельности должны быть полностью уверены в том, что спор, вынесенный на суд, будет рассмотрен непредвзято, объективно и всесторонне абсолютно независимым судьей.

Сложнее объяснить цель ограничений, которые законодатель накладывает на судью в отставке. В научной литературе вопрос целесообразности ограничений прав судьи в отставке мало исследован (если не сказать — совсем не исследован).

В соответствии с п. 4.2 Европейской хартии о Законе о статусе судей (г. Лиссабон, 10 июля 1998 г.) судьи свободно осуществляют деятельность за пределами своего судейского мандата, в том числе деятельность, являющуюся олицетворением их гражданских прав. Эта свобода не может быть ограничена до тех пор, пока такая посторонняя деятельность не станет несовместимой с уверенностью в беспристрастности или независимости судьи.

Весь комплекс ограничений прав судьи в отставке, предусмотренный российским законодательством, может быть разделен на три группы. Во-первых, ограничения, вытекающие из прежних полномочий судьи в отставке, когда он осуществлял правосудие. Вторая группа ограничений — ограничения политических, экономических, гражданских прав судьи в отставке, тождественные аналогичным ограничениям прав действующего судьи. Третья группа ограничений прав судьи в

8 Далее — Закон о дополнительных гарантиях.

отставке представляется нам избыточной и не отражающей реальность правового статуса судей в отставке.

Ограничения, вытекающие из прежних полномочий судьи в отставке

В силу того что судьи в отставке являются носителями конфиденциальной информации, ставшей им доступной в процессе осуществления судейских полномочий, вполне оправданным представляется наложение на них соответствующих ограничений, вытекающих из этого факта. К таким ограничениям относится требование п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей (в его смысловой связи с п. 6 ст. 15): судья в отставке не вправе допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу; разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи.

Однако буквальное применение положений п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей о нераспространении требований, установленных в подп. 11 и 12 п. 3 ст. 3, на судью в отставке приводит к парадоксу. В силу этих положений судья в отставке вправе принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций (подп. 11 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей), а также вправе выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Как видно из данного примера, ограничение прав судьи в отставке путем отсылки к нормам, ограничивающим права действующего судьи, приводит к некоей абсурдной по содержанию правовой норме, устанавливающей по меньшей мере странное правовое регулирование. Представляется, что такого правового регулирования ограничений, налагаемых на судью в отставке, законодатель должен бы избежать.

Ограничения экономических прав судьи в отставке

В соответствии с п. 3 ст. 3 в его смысловой связи с п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей судья в отставке не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении

хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Ограничения политических прав судьи в отставке

В соответствии с п. 3 ст. 3 в его смысловой связи с п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей судья в отставке не вправе принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности, публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям.

Как известно, действующий судья — это лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации (судья суда субъекта Российской Федерации — государственную должность субъекта Российской Федерации). Что же касается распространения таких же ограничений на судей в отставке, то здесь ситуация принципиально иная. Как было показано выше, судейское сообщество, членство в котором сохраняется у судей в отставке, в силу отсутствия у судей в отставке права принимать участие в его деятельности и в деятельности его органов вряд ли может считаться адекватной структурой, отражающей интересы судей в отставке.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: как и в какой организационной форме достаточно большая социальная группа нашего общества — судьи в отставке — могут участвовать в общественной и политической жизни, кто, в конце концов, несет бремя выражения интересов судей в отставке и их защиту в обществе?

Полное исключение судей в отставке из общественной и политической жизни должно иметь достаточно серьезные конкретные основания, установленные законом и отличные от оснований, по которым такие ограничения установлены для действующих судей.

Избыточные ограничения, налагаемые на судью в отставке

В соответствии с п. 3 ст. 3 в его смысловой связи с п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей судья в отставке не вправе использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Эти запреты, установленные подп. 14 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей для лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (каким являет-

ся судья), без всяких оговорок распространенные законодателем на судей в отставке в соответствии с п. 6. ст. 15, вызывают, мягко говоря, недоумение, так как они действуют даже в случае занятия разрешенными видами деятельности. Особенно это касается запрета прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Очевидно, что судья в отставке, занимаясь даже разрешенным видом деятельности, будет «использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности». А можно ли не опасаться, что в каком-то конкретном случае судья в отставке, занимающийся деятельностью, разрешенной ему в соответствии с законом, не подпадет под преследование на основании того, что он решит прекратить «исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора»?

Представляется, что Закон о статусе судей должен быть существенно пересмотрен в части выделения норм, регулирующих правовой статус судьи в отставке, в отдельную главу, чтобы избежать неоднозначности в толковании соответствующих положений.

Право судьи в отставке работать

По возрасту социальная группа судей в отставке, не получающих ежемесячного пожизненного содержания, неоднородна. Численность судей в отставке из судов общей юрисдикции, не получающих ежемесячного пожизненного содержания и находящихся в возрасте от 30 до 40 лет, составляет около 500 граждан, от 40 до 50 лет — около 700 граждан и от 50 до 55 лет — около 300 граждан. В арбитражных судах ежегодно число судей, уходящих в отставку до достижения возраста, дающего право на получение ежемесячного пожизненного содержания, составляет 20—30 человек. Очевидно, что проблема жизнеобеспечения судей в отставке, не получающих ежемесячное пожизненное содержание, является серьезной.

Закон о статусе судей предусматривает право судьи в отставке заниматься строго оговоренными видами деятельности и при соблюдении определенных условий. Особого внимания требует вопрос о праве судьи в отставке, не получающего ежемесячного пожизненного содержания, обеспечивать свою жизнь и жизнь своей семьи.

Пункт 3 ст. 3 Закона о статусе судей устанавливает, что действующему судье запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Положениями п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей законодатель распространил на судью в отставке, т.е. на гражданина, не обладающего властными полномочиями, ограничения, установленные для действующего судьи. Применительно к действующему судье термин «другой оплачиваемой деятельностью» понятен — он выражает запрет заниматься чем бы то ни было, кроме судейской деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

А вот применительно к гражданам, судейской деятельностью не занимающимся, он означает принципиально иное: запрет для судей, пребывающих в отставке и имеющих стаж работы в должности судьи менее 20 лет либо не достигших возраста 55 (для женщин — 50) лет, т.е. еще не получивших право на получение ежемесячно-

го пожизненного содержания, заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Нельзя не признать, что это принципиально меняет смысл нормы закона(!).

Попытка поднять проблему статуса судей в отставке в широкой печати9 не вызвала у общественности ни малейшего интереса. А она особенно актуальна для тех, кто осуществлял правосудие от имени Российской Федерации в должностях судей районных судов в районных центрах и мировых участках в глубинке нашей необъятной России. В судебной практике есть пример, когда судья в отставке вынужден искать работу через отдел занятости населения, получать пособие по безработице10. Представляется, что такое положение вряд ли способствует повышению авторитета судебной власти и независимости судей.

Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в Решении от 26 августа 2010 г. № ГКПИ10-843, состоит в том, что даже работа в судебной системе судье в отставке противопоказана! Этим решением Верховный Суд Российской Федерации признал правильным законным и обоснованным прекращение отставки мирового судьи в связи с тем, что она, имея стаж работы в качестве судьи полных семь лет при стаже судебной работы менее 20 лет и отсутствии возраста 50 лет, работала помощником мирового судьи, что является нарушением требований п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей11.

Пока совершенно не ясно, может ли по действующему законодательству судья в отставке сменить свою профессию, приобрести другое образование и работать по новой специальности (например, слесарем-сантехником) или пойти в автосервис без риска попасть в разряд бывших коллег, которым по решению квалификационной коллегии судей прекратили отставку и лишили права на ежемесячное пожизненное содержание. Ведь среди разрешенных видов деятельности для судьи в отставке в законодательстве нет ничего из перечисленного.

Исходя из изложенного, вряд ли можно считать ошибочным вывод, что для высококвалифицированного юриста, которым, без сомнения, является гражданин, наделявшийся Президентом Российской Федерации судейскими полномочиями и вершивший от имени государства правосудие, отставка без ежемесячного пожизненного содержания практически равнозначна потере источника существования. Вряд ли такое правовое положение судьи в отставке может считаться основой обеспечения независимости, беспристрастности и авторитета судебной власти.

Еще один вид деятельности, разрешенный судье в отставке независимо от на-личий у него права на ежемесячное пожизненное содержание, установлен ст. 7-1 Закона о статусе судей. Это возможность быть привлеченным с его согласия к осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий.

9 См.: БольшоваА. (судья в отставке). Профессия под запретом. Дискриминация судей в отставке прописана в законе о статусе судей // Российская газета. 2008. 2 апреля.

10 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2006 г. № ГКПИ06-1473; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2007 г. № КАС 07-38.

11 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № ГКПИ10-843.

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, «в стаж работы в качестве судьи, имеющий юридическое значение для привлечения судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия, — в отличие от стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, — не должно включаться время работы в судах и органах юстиции на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей, в том числе время работы в качестве адвоката или нотариуса. Следовательно, судья, чьи полномочия были прекращены по истечении первоначального срока полномочий, на который он был назначен, не может считаться почетным судьей и, соответственно, привлекаться к осуществлению правосудия в качестве судьи. Данное правило в условиях действующего правового регулирования в наибольшей степени отвечает требованиям справедливого судебного разбирательства компетентным и беспристрастным судом, созданным на основании закона»12. Тем самым, по сути, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал особые правила подсчета стажа как необходимого элемента правового статуса почетного судьи в смысле ч. 2 ст. 11 ФКЗ о судебной системе.

Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не была воспринята законодателем при принятии федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 371-ФЗ, однако есть основания полагать, что рано или поздно, даже не будучи введенной в рамки закона, она окажет влияние на правоприменительную практику.

Не воспринята законодателем и другая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в этом же постановлении: «Такое основание для выхода судьи в отставку, как истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком, по сути, означает выявление в течение данного срока объективных обстоятельств, которые препятствуют дальнейшему назначению лица — вопреки его желанию — на должность судьи без ограничения срока полномочий.

Соответственно, привлечение судьи, находящегося в отставке, полномочия которого были прекращены по истечении первоначального срока полномочий и который не был назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий, к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке ст. 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не соответствует требованию законного состава суда в его конституционно-правовом смысле и потому не обеспечивает гарантии судебной защиты».

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации напрямую закрывает возможность привлечения к отправлению правосудия по основаниям ст. 7.1 Закона о статусе судей тех мировых судей в отставке, чьи полномочия были прекращены в связи с истечением второго и больше срока полномочий.

Следует отличать правовой институт привлечения судьи в отставке с его согласия к осуществлению правосудия в качестве судьи от права судьи, пребывающего в отставке, повторно пройти процедуру отбора кандидатов на должность судьи и быть назначенным на вакантную должность судьи. Это право в неявной форме следует из положений, закрепленных в п. 3, 5, 8 ст. 5 Закона о статусе судей. На

12 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 14-П.

практике как в системе общих судов, так и в системе арбитражных судов случаи возврата судей в отставке в разряд действующих федеральных судей через институт вторичного назначения достаточно редки.

Из всего сказанного следует, по меньшей мере, два вывода.

Во-первых, представляется, что законодательно должно быть закреплено, что судьей в отставке может считаться только тот, кто заслужил это почетное звание многолетним трудом на поприще правосудия, именно и только на судейском поприще. В силу этого предлагается законодательно закрепить минимальный срок исполнения судьей судейских полномочий, дающий право на отставку, с тем чтобы судьей в отставке мог стать только тот, кто реально осуществлял судейские полномочия не менее срока, установленного законом, и ушел в отставку по основаниям, предусмотренным законом.

Если принять во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правила подсчета стажа, при котором судья в отставке имеет право быть привлеченным к осуществлению судейских полномочий, то такой срок должен быть не менее 10 лет.

Во-вторых, представляется необходимым в целях повышения авторитета судебной власти и обеспечения независимости действующих судей обратить внимание законодателя на отмеченные проблемы, возникающие перед судьей в отставке — гражданином, которому государство доверяло от своего имени вершить правосудие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.