ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации
ЕРМОШИН Григорий Тимофеевич,
профессор Российской академии
правосудия, кандидат юридических
наук, доцент
Государственная политика правового регулирования статуса судьи в Российской Федерации реализуется не только в Конституции РФ и Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей), положения которого менялись более 30 раз федеральными законами и постановлениями КС РФ, но и в шести федеральных конституционных законах1, пяти федеральных законах2, Законе РСФСР3, в ряде
1 См. федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».
2 См. федеральные законы от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», от 14 марта 2002 г. № Э0-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 10 февраля 1999 г. № Э0-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации».
3 См. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О су-
доустройстве РСФСР».
нормативных ведомственных актов, принятых высшими органами судебной власти4, а также в актах органов судейского сообщества5.
Такое разноуровневое регулирование требует, во-первых, четко выраженной государственной политики правового регулирования, во-вторых, особой тщательности в согласовании нормотворческой деятельности субъектов нормотворчества, в-третьих, определенных правовых средств обеспечения единообразия в реализации государственной политики правового регулирования и эффективных средств оперативного реагирования на искажение воли государства в указанной сфере. Несоблюдение любого из условий неизбежно влечет за собой разбалансиро-ванность законодательства в сфере регулирования статуса судьи, нару-
4 См.: Положение о порядке и условиях выплаты судьям арбитражных судов доплат за выслугу лет (утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 4); Положение о порядке выплаты судьям арбитражных судов компенсации расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений (утв. приказом Председателя ВАС РФ от 10 июля 2006 г. № 65); Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом России, ВС РФ, ВАС РФ 27 декабря 1996 г.).
5 См.: Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.); Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г.); постановление Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. № 101 «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка судов».
шение стабильности кадрового состава судейского корпуса, снижение уровня гарантий прав судей, их независимости и, как следствие, уровня гарантий права граждан на справедливое судебное разбирательство независимым судом.
Статус гражданина динамично изменяется по мере его перехода из правового положения «соискателя должности судьи» через процедуру отбора и назначения на должность судьи в правовое положение судьи (собственно статус судьи) и далее по мере движения по судейской карьере, достигая в итоге правового положения судьи в отставке. Обеспечение преемственности и взаимосвязи государственной политики правового регулирования статуса гражданина (судьи) на разных этапах его динамики — серьезная и важная задача науки.
Цели государственной политики правового регулирования статуса гражданина (судьи) на каждом этапе его динамики (тактические цели) разные. Так, на этапе процедуры отбора и назначения гражданина на должность судьи при определении оснований права на допуск к экзамену и права на участие в конкурсном отборе на должность судьи целью является установление критериев отбора кандидатов в судьи из числа граждан, наиболее подготовленных профессионально к осуществлению судейских полномочий.
На этапе прохождения гражданином государственной службы на государственной должности судьи от момента наделения судейскими полномочиями и до отставки судьи (этап судейской карьеры) целями являются поощрение судей за качественную и длительную работу по осуществлению правосудия, обеспечение стабильности судейских кадров, повышение уровня профессионализма.
На этапе почетного ухода (удаления) судьи в отставку и пребывания судьи в отставке целями являются поощрение судьи, вышедшего в отставку, за качественную и длитель-
ную работу по осуществлению правосудия с учетом его предшествующей деятельности.
Суть статуса судьи — обеспечение независимости судьи как личности; это общая стратегическая «сверхцель» государственной политики правового регулирования статуса гражданина (судьи), интегрирующая тактические цели государственной политики каждого этапа динамики статуса гражданина (судьи).
Статус судьи является организационно-правовой формой обеспечения независимости гражданина, который наделен судейскими полномочиями для осуществления правосудия, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону.
Концепция статуса судьи представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов, на основе которых законодатель формирует (или должен формировать) государственную политику правового регулирования статуса судьи, обеспечивает (или должен обеспечивать) организационно-правовыми средствами независимость гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, включая регулирование: 1) вопросов формирования судейского корпуса (требования к претендентам, порядок отбора кандидатов, процедура назначения на должность судьи);
2) профессиональной деятельности по осуществлению правосудия;
3) прохождения государственной службы в должности судьи в судейском корпусе (судейская карьера);
4) ограничений гражданских прав действующего судьи; 5) защиты судьи как гражданина с особым правовым статусом от различных посягательств на его независимость; 6) социально-правовой защиты действующего судьи, адекватной его высокому положению в социуме; 7) социально-правового обеспечения судьи в отставке.
Государственная политика правового регулирования отбора и назначения гражданина на должность судьи предопределяет качественный
состав судейского корпуса. Основаниями права на доступ к профессии судьи в Российской Федерации являются: 1) гражданство РФ; 2) отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; 3) достижение возраста, определенного для занятия должности судьи соответствующего суда; 4) отсутствие медицинских противопоказаний по установленному перечню; 5) отсутствие погашенной или непогашенной судимости либо прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям; 6) отсутствие подозрения или обвинения в совершении преступления; 7) отсутствие близкого родства или свойства (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя суда, в котором открыта вакансия судьи; 8) высшее юридическое образование; 9) уровень профессиональных знаний, подтвержденный сдачей квалификационного экзамена на должность судьи; 10) опыт работы по определенным видам деятельности установленной продолжительности для занятия должности судьи соответствующего суда.
Если первые восемь оснований устанавливают общегражданские границы круга лиц, имеющих право на доступ к профессии судьи, определяя только право «на вход в процедуру отбора на должность судьи», то требования к уровню профессиональных знаний, подтвержденных сдачей квалификационного экзамена на должность судьи, и наличие опыта работы по определенным видам деятельности являются основными при определении качества профессиональной подготовленности претендентов к судейской деятельности.
Судейское сообщество неоднократно сталкивалось с последствиями спонтанных изменений правил формирования судейского корпуса. Так, введение в 2002 г. трехлетнего испытательного срока первичного назначения судей привело к тому, что при общей стабильной ежегодной штатной численности судейского корпуса (в 2002—2008 гг. около 24 тыс. судей) количество претендентов на вакантные должности судей составляло от 5411 человек в 2003 г. до 6546 человек в 2006 г. То есть замещалось около 1/4 общей штатной численности судейского корпуса ежегодно!
В некоторых судах в определенный период численность судей со стажем работы до трех лет достигала 75% от общей численности судей данного суда. Естественно, это не могло не повлиять на качество правосудия, что в конце концов заставило законодателя отказаться от «испытательного срока».
После принятия в 2008 г. федерального закона, согласно которому члены наиболее подготовленных для судейской работы профессиональных групп — прокуроры и следователи были лишены права на зачет стажа работы по своей профессии в судейский стаж, круг лиц, желающих работать судьями, резко сузился. Как заявил Председатель ВС РФ В. М. Лебедев на февральском (2012 г.) совещании председателей судов общей юрисдикции, «...еще двадцать лет назад мы сказали, что адвокат, прокурор, следователь — все, кто непосредственно имеет отношение к судейской работе, — должны иметь право включить свой стаж работы как судейский. Выслужив двадцать лет, они должны иметь право на почетную отставку с хорошим денежным вознаграждением... Но в 2008 году без ведома Верховного Суда (...) прокуроров и следователей лишили этого права».
За последние два года (2010 — 2011 гг.), по словам В. М. Лебедева, из 65 843 адвокатов, входящих в адво-
катское сообщество, желание стать судьями выразили всего 144 адвоката, а положительное заключение квалификационных коллегий судей получили лишь 40 человек. Из 7582 членов сообщества нотариусов судьями решили стать три нотариуса, одобрение квалификационных коллегий на это получили только двое. Из 45 865 прокурорских работников только 573 прокурора пожелали стать судьями, но 35% не прошли отбор в квалификационных коллегиях судей. Из 21 тыс. следователей 171 вступил в процедуру отбора кандидатов в судьи и 36% эту процедуру не прошли.
Изменения, внесенные в Закон о статусе судей Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ, закрепили самостоятельное право гражданина на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи при наличии требуемого стажа по юридической профессии (п. 3 ст. 5), в то время как право гражданина занимать должность судьи основано на наличии стажа по юридической специальности (п. 2 ст. 4)6, что, как известно, не одно и то же.
Одновременное применение понятий «юридическая профессия» и «юридическая специальность» в нормах законодательства о статусе судей говорит об их разном сущностном содержании и вносит неопределенность в регулирование других отношений, вытекающих из наличия у судьи стажа по юридической профессии.
Юридическая наука стоит перед выбором: либо ждать, чем обернутся
6 Это не соответствует ст. 119 Конституции РФ, требующей для судьи наличия стажа досудебной работы по юридической профессии. Эффект этой замены усиливается еще и тем, что Федеральным законом № 274-ФЗ из текста п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей изъято положение о необходимости для кандидата на должность судьи соответствовать требованиям, предъявляемым Конституцией РФ к судьям, содержащееся в прежней редакции этого пункта.
для общества очередные изменения государственной политики регулирования формирования судейского корпуса, либо искать ответ на вопрос, какой должна быть государственная политика правового регулирования формирования судейского корпуса, что, в свою очередь, требует серьезных социологических исследований о закономерностях формирования из обычного гражданина члена профессионального судейского сообщества. Первые шаги в этом направлении уже сделаны7.
Для организации осознанной кадровой политики в отношении круга лиц, способных стать достойным пополнением судейского корпуса, необходимы проведение исследований мотивации претендентов и разработка правовых рычагов их стимулирования.
Государственная политика правового регулирования прохождения гражданином государственной службы на государственной должности судьи. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения независимости гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, представляет собой совокупность конституционных, иных правовых и нормативных положений, определяющих права, обязанности и ограничения гражданина в нескольких его ипостасях:
как лица, являющегося носителем судебной власти, осуществляющего правосудие, основная задача которого — защита и обеспечение законных прав и интересов граждан, в том числе и в спорах с государством и его органами8;
7 См.: Волков В. В., Дмитриева А. В., Поздняков М. Л. и др. Российские судьи как профессиональная группа: социологическое исследование / под ред. В. Волкова. СПб., 2012; Багаутдинов Ф. Н, Хайруллин М. М. Требования к кандидатам на должность судьи в современных условиях // Российская юстиция. 2011. № 1. С. 37—40; и др.
8 Это процессуальная составляющая статуса судьи — права и обязанности по госу-
как лица, замещающего государственную должность Российской Федерации и члена судейского со-общества9;
как гражданина с особым правовым статусом, лица, ограниченного в своих гражданских правах законодательством о статусе судей, занимающего обособленное положение в обществе как гражданина.
Гарантии независимости судьи можно разделить как минимум на три группы: 1) гарантии процессуальной независимости судьи — носителя судебной власти10; 2) организационно-правовые гарантии независимости судьи как лица, замещающего государственную должность государственной службы11; 3) социально-правовые гарантии судьи как
дарственной должности судьи в системе государственной службы, находящейся одновременно в системе государственной власти и над ней.
9 Органы судейского сообщества определяют возможность допуска гражданина к должностному положению в структуре судебной власти, дают правовую оценку профессиональной деятельности судьи и соблюдению им иных условий пребывания в рядах судейского корпуса, применяют к нему меры поощрения и взыскания вплоть до лишения судейских полномочий.
10 Установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи — носителя судебной власти в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др.
11 Установленные законом порядок отбо-
ра кандидатов на государственную долж-
ность государственной службы — долж-
ность судьи, порядок прохождения судьей государственной службы — служебная судейская карьера, порядок и основания привлечения к административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод.
гражданина с особым правовым ста-тусом12.
Законодательство не регулирует аспекты карьеры судьи на государственной службе, отсутствует даже легальное закрепление этого понятия. Но карьера-то есть, ибо без нее судейская деятельность превращается в ремесло. Как отмечает Т. Н. Нешатаева, законодательный пробел в правовом регулировании оценки компетенции и карьерного продвижения судьи в конечном счете разрушает независимость суда и проявляется чаще всего в дискреци-онности (административное воздействие), корпоративизме (воздействие связей внутри группы), фаворитизме (воздействие личных связей), коррупции (воздействие материальных средств и благ).
Судья, компенсировавший квалифицирующие его требования или условия карьерного роста любым из названных видов воздействия, не сможет вести себя по отношению к источнику такого воздействия независимо, а в условиях развитых средств коммуникаций и публичных судебных разбирательств его зависимость имеет все шансы стать достоянием широких слоев общественности. Отсюда возникает недоверие общества к судебной системе и к государственной власти в целом13.
Сегодня назрела необходимость научной разработки категорий «судейская карьера», «ступени судейской карьеры», создания концепции служебной карьеры судьи.
12 Установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.
13 См.: Нешатаева Т. Н. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2008. № 11.
Судейская карьера — это установленный законом порядок прохождения судьей государственной службы на государственной должности РФ или субъекта РФ путем последовательного роста от низших к высшим ступеням по одному из направлений судейской карьеры.
Концепция судейской карьеры включает: принципы определения видов досудебной деятельности и величины стажа по ним, требуемые для кандидата в судьи; виды направлений служебной карьеры; порядок прохождения судьей государственной службы путем последовательного роста от низших к высшим ступеням служебной карьеры; количество и последовательность ступеней карьерного роста по каждому из этих направлений; объективные критерии оценки профессионализма судьи для каждой ступени по результатам квалификационной аттестации; преференции, получаемые судьей при занятии соответствующей ступени служебной карьеры; основания и порядок поощрений за хорошую работу; основания и порядок наложения дисциплинарных взысканий; основания приостановления и прекращения судейских полномочий.
Сложившаяся российская практика «государевой службы на судейском поприще» позволяет выделить несколько направлений карьерного роста судьи: административная14, профессиональная15, инстанцион-
14 Движение по иерархии судейских должностей: рядовой судья — член президиума суда — председатель судебного состава — заместитель председателя суда — председатель суда.
15 Расширение спектра видов судебных дел, которые может рассматривать судья на должном профессиональном уровне. В системе судов общей юрисдикции это: уголовные дела — гражданские дела — административные дела. В системе арбитражных судов: гражданские дела — административные дела — банкротство — налоговые
ная16 и зарплатная карьеры17. При всей условности этих названий они дают представление о том, что для объективизации соответствия судьи той или иной ступени соответствующей разновидности судейской карьеры должны быть совершенно различные критерии оценки. Законодательство о статусе судей не регламентирует ни последовательность занятия судейских должностей в судейском корпусе суда, ни последовательность при назначении на любую судейскую должность в судебную инстанцию. Настало время определить такой порядок и законодательно закрепить ориентиры и критерии квалификационной аттестации судей, определяющие движение судьи по каждому направлению служебной судейской карьеры.
Важным принципом государственной политики регулирования статуса судьи, направленным на повышение престижа судейской профессии, должно стать установление порядка, при котором основанием предоставления льгот и преференций действующему судье являлась бы только продолжительность деятельности по осуществлению правосудия. Однако по действующему законодательству в судейский стаж нередко включаются различные виды досудебной деятельности. В чем смысл установления различных правил подсчета стажа для определения права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск установленной законом продолжительно-сти18, права на получение доплаты за
дела — споры по интеллектуальной собственности и т. д.
16 Движение по иерархии судейских инстанций (судья в суде 1-й судебной инстанции — в суде 2-й судебной инстанции — в суде 3-й судебной инстанции — в суде надзорной инстанции).
17 Движение по уровню заработной платы в пределах одной судейской должности в рамках одного суда.
18 См. приказ ВАС РФ от 7 марта 2001 г.
№ 76/к.
выслугу лет19, права на назначение размера ежемесячного пожизненного содержания судьям20 и т. д.? Сейчас стаж даже по основному виду деятельности судьи — осуществлению правосудия подсчитывается по-разному для определения права на преференции судьи, что является следствием отсутствия единого нормативно-правового определения стажа работы судьи. И, что самое парадоксальное, продолжительность работы непосредственно судьей не является при этом главным фактором.
Необходимо унифицировать применение терминов, определяющих виды деятельности, с которыми законодатель связывает наличие тех или иных социальных прав судей, и сгруппировать виды деятельности по цели их определения, например:
виды досудебной деятельности, наличие стажа по которым определяет право гражданина РФ участвовать в процедуре отбора и назначения гражданина на должность судьи;
деятельность по осуществлению правосудия, наличие стажа по которой должно определять право действующего судьи на конкретные виды социально-правового обеспечения;
виды досудебной деятельности, наличие стажа по которым вместе со стажем деятельности по осуществлению правосудия определяет право судьи в отставке на конкретные виды социально-правового
19 См. Положение о порядке и условиях выплаты судьям арбитражных судов доплат за выслугу лет (утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 4); постановление Президиума ВС РФ от 13 ноября 1992 г. «О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет».
20 См. Инструкцию о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям (утв. ВС РФ 29 июля 2003 г., ВАС РФ 9 июля 2003 г., Судебным департаментом при ВС РФ 3 июля 2003 г.).
обеспечения. При этом должен быть установлен весовой приоритет учета стажа деятельности по осуществлению правосудия, так как речь идет о социально-правовом обеспечении именно судьи в отставке.
Такое деление на группы позволит выявить наиболее значимые проблемы, связанные с правом судей и судей в отставке на получение льгот, определяемых длительностью их деятельности по осуществлению правосудия. Ведь именно это должно поощряться системой подсчета стажа.
Государственная политика правового регулирования статуса судьи в отставке и пребывания судьи в отставке. Конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и бес-пристрастности21.
За период 2003 г. — I кв. 2011 г. из корпуса действующих судей перешло в ранг судей в отставке свыше 12,5 тыс. граждан22 — цифра значительная, учитывая общую штатную численность российского судейского корпуса, не превышающую 30 тыс. судейских должностей.
Правовой режим судей в отставке и степень обеспечения их гражданских прав государством определяют отношение к осуществлению правосудия действующими судьями, ибо независимым может быть только судья, уверенный в своем будущем.
Статус судьи в отставке ни Конституцией РФ, ни федеральными конституционными законами о судебной власти не определен.
21 См. определение КС РФ от 28 мая 2009 г. № 624-О-О.
22 См.: Отчеты Высшей квалификационной коллегии судей РФ за период 2003— 2009 гг. URL: http://www.vkks.ru.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ о судебной системе) судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Этим определением законодатель провел четкую грань между судьями и иными гражданами, в том числе и теми, которые ранее осуществляли судейские полномочия.
Существует несколько правовых режимов отставки судьи.
1. Режим, распространяемый законодательством на гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи менее одного года. Чтобы приобрести этот статус, достаточно пройти процедуру назначения на должность судьи, получить запись в трудовую книжку о приеме на работу в должности судьи и вне зависимости от длительности работы судьей подать заявление об отставке. Никаких правовых средств, препятствующих такой процедуре ухода в отставку, нет.
Представляется, что получение статуса судьи в отставке должно быть обременено достаточно длительным исполнением судейских полномочий, действительно оправдывающим пакет социально-правового обеспечения судьи в отставке. Необходимо законодательно закрепить, что судьей в отставке может считаться только тот, кто заслужил это почетное звание именно трудом и только на судейском поприще не менее срока, установленного законом.
Стаж работы в должности судьи менее одного года не дает права на ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке, но общий правовой режим судьи в отставке на него распространяется. Это означает сохранение у судьи в отставке звания судьи, гарантий личной непри-
косновенности и принадлежности к судейскому сообществу23.
Законодатель не раскрывает термин «сохранение звания судьи». Статусы судьи в отставке и действующего судьи не должны быть тождественны. Однако правовой режим пребывания судьи в отставке определен законодателем условием соблюдения требований, предусмотренных для действующих судей, за исключением требований, установленных подп. 11 и 12 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей24. Приравнение статуса судьи в отставке, т. е. гражданина, не имеющего никакого отношения к исполнению полномочий по государственной должности действующего судьи и не обладающего вообще какими бы то ни было властными полномочиями, к статусу действующего судьи лишает этого гражданина довольно большого объема политических, экономических, гражданских и трудовых прав.
Еще более интересно положение закона о том, что судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества. В то же время закон не предусматривает представительства судей в отставке ни в одном органе судейского сообщества, хотя, например, квалификационные коллегии судей наделены по отношению к судьям в отставке очень серьезными правомочиями вплоть до возможности прекращать отставку судьи в случаях нарушения им ограничения прав, налагаемых на действующего судью.
Возникает вопрос: как и в какой организационной форме судьи в от-
23 См. п. 1 ст. 15 Закона о статусе судей.
24 См. п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей.
ставке могут участвовать в общественной и политической жизни? Полное исключение судей в отставке из общественной и политической жизни должно иметь достаточно серьезные конкретные основания, установленные законом, отличные от оснований, по которым такие ограничения установлены для действующих судей.
2. Режим, распространяемый законодательством на гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи более одного года, но менее пяти лет. Эта группа судей в отставке делится на две подгруппы: те, кто достиг 55 лет (для женщин — 50) и получает ежемесячное пожизненное содержание, и те, кто этого возраста не достиг, но рассчитывает его достигнуть и получать ежемесячное пожизненное содержание. В 2011 г. около 900 судей, отработавших в должности судьи в судах общей юрисдикции от одного года до пяти лет, находились в отставке и не получали ежемесячного пожизненного содержания.
В случае нарушения установленных правил пребывания в отставке судья в отставке, получающий ежемесячное пожизненное содержание, рискует его лишиться, а судья в отставке, не получающий его, лишиться «отложенного» права на ежемесячное пожизненное содержание.
3. Режим, распространяемый законодательством на гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи от пяти до десяти лет. Эта группа судей в отставке делится на две подгруппы: те, кто достиг 55 лет (для женщин — 50) и получает ежемесячное пожизненное содержание, и те, кто этого возраста не достиг, но рассчитывает его достигнуть и получать ежемесячное пожизненное содержание. В 2011 г. число отработавших в должности судьи в судах общей юрисдикции свыше пяти лет, пребывающих в отставке и не получающих ежемесячного пожизненного содержания, составило около 600.
Переход временной границы судейского стажа в пять лет означает для судьи в отставке применение особого порядка исчисления стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.
Для судей со стажем работы в должности судьи не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2 и 9 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей, величина «нормативного» судейского стажа при исчислении размера всех видов выплат и льгот увеличивается за счет стажа по учитываемой досудебной деятельности25.
Несомненно, предшествующий судейской карьере опыт должен учитываться при получении права на определенный законом пакет социально-правового обеспечения судьи в отставке. В то же время деятельность на судейском поприще, когда на гражданина возлагается тяжелое бремя личной ответственности за принимаемые от имени Российской Федерации решения, вряд ли можно соотнести, например, с деятельностью преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, что, однако, возможно по действующему законодательству.
К законодательному парадоксу следует отнести и тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ наиболее уязвимая в социальном плане категория судей, удаленных в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи и признанных инвалидами или с вступлением в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о призна-
25 См. ст. 7 Федерального закона от 10 ян-
варя 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (далее — ФЗ от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ).
нии его недееспособным, оказалась ущемленной в своих социальных правах по отношению к тем судьям, которые подали в отставку по собственному желанию.
Попытка через Конституционный Суд РФ восстановить справедливость оказалась безуспешной26.
Анализируя правовое положение судьи в отставке, нельзя не отметить принципиальной позиции российского законодателя, запрещающего судье в отставке трудится по юридической профессии.
По возрасту социальная группа судей в отставке, не получающих ежемесячного пожизненного содержания, неоднородна. В 2011 г. число судей в отставке из судов общей юрисдикции, не получающих ежемесячного пожизненного содержания и находящихся в возрасте от 30 до 40 лет, составило около 500 граждан, от 40 до 50 лет — около 700, от 50 до 55 лет — около 300. В арбитражных судах ежегодно в отставку уходят 20—30 судей, не достигнув возраста, дающего право на получение ежемесячного пожизненного содержания.
По сообщению Председателя ВС РФ В. М. Лебедева на февральском (2012 г.) совещании председателей судов общей юрисдикции только за 2010—2011 гг. 1180 судей общей юрисдикции ушли в отставку, не достигнув возраста, необходимого для получения ежемесячного пожизненного содержания.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей действующему судье запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Законодатель распространил это ограничение и на судью в отставке, т. е. на гражданина, не обладающего властными полномочиями. Применительно к действующему судье формулировка «другая оплачивае-
26 См. определение КС РФ от 23 сентября 2010 г. № 1224-О-О.
мая деятельность» понятна: он может заниматься только судейской, преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. А вот применительно к гражданам, не занимающимся судейской деятельностью, эта формулировка означает принципиально иное: запрет для судей, пребывающих в отставке и имеющих стаж работы в должности судьи менее 20 лет либо не достигших возраста 55 лет (для женщин — 50), т. е. еще не приобретших права на получение ежемесячного пожизненного содержания, заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Попытка поднять проблему статуса судей в отставке в широкой пе-чати27 не вызвала у общественности интереса. А она особенно актуальна для тех, кто осуществлял правосудие от имени Российской Федерации в должностях судей районных судов в районных центрах и мировых участках.
Имеется случай, когда судья в отставке вынужден был искать работу через отдел занятости населения, получать пособие по безработице28, что вряд ли способствует повышению авторитета судебной власти и независимости судей.
Правовая позиция ВС РФ, выраженная в решении от 26 августа 2010 г. № ГКПИ10-843, состоит в том, что даже работа в судебной системе судье в отставке противопоказана. Этим решением ВС РФ признал законным и обоснованным прекращение отставки мирового судьи в связи с тем, что она, имея стаж работы в качестве судьи полных 7 лет при стаже судебной работы менее 20 лет
27 См.: Большова А. Судья в отставке. Профессия под запретом. Дискриминация судей в отставке прописана в законе о статусе судей // Российская газета. 2008. 2 апр.
28 См. решение ВС РФ от 15 декабря 2006 г. № ГКПИ06-1473, определение ВС РФ от 15 марта 2007 г. № КАС 07-38.
и отсутствии возраста 50 лет, работала помощником мирового судьи, что является нарушением требований п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей.
Остается неясным вопрос о том, может ли согласно действующему законодательству судья в отставке сменить свою профессию, приобрести другое образование и работать по новой специальности без риска попасть в разряд бывших коллег, которым по решению квалификационной коллегии судей прекратили отставку и лишили права на ежемесячное пожизненное содержание. Ведь среди разрешенных видов деятельности для судьи в отставке в законодательстве нет ничего из перечисленного.
Исходя из вышеизложенного, следует считать правильным вывод о том, что для высококвалифицированного юриста, которым без сомнения является гражданин, наделявшийся ранее до этого Президентом РФ судейскими полномочиями и вершивший от имени государства правосудие, отставка без ежемесячного пожизненного содержания практически равнозначна потере источника существования.
Выходом из сложившейся ситуации может стать введение института приостановления отставки судьи по собственному желанию со снятием гарантий неприкосновенности, членства в судейском сообществе, запрета на профессиональную юридиче-
скую деятельность, за исключением отдельных ее видов, и т. п.
Анализ законодательства показывает, что необходима разработка теоретических основ формирования дефиниций статуса судьи, судьи в отставке, принципов государственной политики правового регулирования статуса судьи, учитывающих всю совокупность реальных правоотношений, в которых осуществляется жизнедеятельность гражданина: на этапе формирования желания стать судьей; на этапе осуществления судейских полномочий, включая его профессиональную деятельность и членство в судейском сообществе; на этапе пребывания судьи в отставке после окончания судейской деятельности.
Библиографический список
Багаутдинов Ф. Н., Хайруллин М. М. Требования к кандидатам на должность судьи в современных условиях // Российская юстиция. 2011. № 1.
Большова А. Судья в отставке. Профессия под запретом. Дискриминация судей в отставке прописана в законе о статусе судей // Российская газета. 2008. 2 апр.
Волков В. В., Дмитриева А. В., Поздняков М. Л. и др. Российские судьи как профессиональная группа: социологическое исследование / под ред. В. Волкова. СПб., 2012.
Нешатаева Т. Н. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2008. № 11.