Научная статья на тему 'Судебный контроль как важное средство обеспечения прав осужденных к лишению свободы'

Судебный контроль как важное средство обеспечения прав осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЙ / JUDICIAL CONTROL / IMPRISONMENT / PRISONER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токубаев Зайрулла Сембаевич

в статье анализируется организация судебного контроля как важного средства обеспечения прав осужденных к лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL OVERSIGHT AS AN IMPORTANT MEANS OF ENSURING RIGHTS OF PRISONERS

in the article the organization of judicial oversight as an important means of ensuring rights of prisoners is analyzed.

Текст научной работы на тему «Судебный контроль как важное средство обеспечения прав осужденных к лишению свободы»

УДК 343.848.5 ББК 67.409.01 Т51

ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2013. № 1 (80)

Z.S. TOKUBAYEV*

JUDICIAL OVERSIGHT AS AN IMPORTANT MEANS OF ENSURING RIGHTS OF PRISONERS

Аннотация: в статье анализируется организация судебногоконтроля как важного средства обеспечения прав осужденныхк лишению свободы

Ключевые слова: судебный контроль, лишение свободы, осужденный

ЗАИРУЛЛА СЕМБАЕВИЧ ТОКУБАЕВ*

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Annotation: in the article the organization of judicial oversight as an important means of ensuring rights of prisoners is analyzed.

Key words: judicial control, imprisonment, prisoner.

Преобразования в сфере государственного управления, проводимые в стране на протяжении последних лет, направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Новые подходы к государственному строительству вызывают объективную необходимость пересмотра многих сложившихся представлений об организующем и регулирующем воздействии государства, системы публичной власти и управления, их контролирующей роли в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы.

Контроль имеет важное значение в обеспечении законности при исполнении наказаний в виде лишения свободы, устранении причин и условий, порождающих ее нарушения, в соблюдении прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений.

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, - это защита прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, со стороны государства, следовательно, контроль выступает свого рода гарантией реализации прав и свобод, представляющей собой не простую совокупность разрозненных элементов, а отвечающую требованиям законности слаженную и сбалансированную систему, являющуюся действенным механизмом осуществления прав и свобод1.

* Доктор юридических наук, доцент; заместитель начальника по научной работе

(Карагандинская академия МВ Д РеспубликиКазахстан имени Б. Бейсенова) E-mail: [email protected].

г §

0

00

1 -

с

0 §

1

с §

0" I

о

(D

ш 00 о

О

CD

ГО &

Ф

0

1 «Q

5 §

с

0

6

1

00

о §

Правовое начало контроля в рассматриваемой области проявляется в том, что общественные отношения, возникающие в ходе его осуществления, складываются, развиваются и разрешаются, как правило, на основе юридических норм правовыми методами и средствами.

Одной из важнейших новелл в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (УИК РК) стала детальная регламентация судебного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений, формы и методы которого установлены ст. 18 УИК РК. Этот шаг законодателя был обусловлен кардинальными изменениями социальных, политических, духовных основ казахстанского социума, провозгласившего своими высшими ценностями человека его жизнь, права и свободы. Объясняется это тем, что согласно Конституции Республики Казахстан основные права и свободы принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными, неотчуждаемыми (ч. 2 ст. 12), и каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод (ч. 2 ст. 13).

Только суд имеет право на решение вопросов, связанных с помещением человека за совершенное преступление в места лишения свободы, где, естественно, ограничено использование им своих основных прав и свобод. В связи с этим судебный контроль в процессе отбывания уголовного наказания, на наш взгляд, является наиболее важным и значимым в ряду других форм надзора и контроля за исполнением наказаний.

Согласно действующему законодательству суд осуществляет контроль при разрешении вопросов, связанных с обращением в исполнение приговора на стадии его исполнения, а также при рассмотрении жалоб осужденных и иных лиц на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

В последнем случае наиболее наглядно проявляется административно-правовая природа судебного контроля, так как жалобы указанных лиц разрешаются по правилам общей административной жалобы. Однако в силу объективных и субъективных причин осужденные по этим основаниям редко обращаются в суд. Объективные причины обусловлены трудностями в становлении судебной власти в стране, ее невысоким рейтингом у населения и другими факторами общего характера. Но часто осужденные не обращаются в суд по субъективным причинам. Они вынуждены жаловаться на персонал исправительного учреждения в такой же районный суд общей юрисдикции, как и тот (а иногда и в тот

же самый) суд, который назначил им суровое, по их мнению, наказание в виде лишения свободы. Этим во многом объясняется предубеждение значительного числа осужденных в отношении обжалования действий администрации в судах общей юрисдикции, их неверие в справедливость рассмотрения жалобы.

Вопросы правовой регламентации судебного контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, кроме Конституции, нашли свое отражение в Конституционном законе Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. № 132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в УПК и УИК РК.

Так, согласно ст. 18 УИК РК судебный контроль реализуется при решении следующих вопросов: об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного; об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности; об изменении вида исправительного учреждения.

Следует отметить, что основные виды, формы и методы контрольной деятельности судов в сфере уголовно-исполнительных правоотношений отнюдь не исчерпываются положениями ст. 18 УИК РК. В зависимости от специфики подлежащих судебномуурегулированию общественных отношений, которые сопряжены со сферой правоотношений уголовно-исполнительных, можно выделить следующие виды судебного контроля.

1. Рассмотрение дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, а также дел особого производства, осуществляемых по правилам гражданского судопроизводства При производстве гражданских дел реализация прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, а также исполнение ими своих обязанностей могут стать предметом спора по гражданскому делу

Примером могут служить нормы уголовно-исполнительного законодательства: осужденные к лишению свободы, утратившие трудоспособность во время отбывания наказания, имеют право на возмещение ущерба (ч. 3 ст. 94 УИК РК). Другим примером может служить ст. 98 УИК РК, предусматривающая материальную ответственность осужденных к лишению сво-

боды. При рассмотрении иска гражданина о возмещении материального ущерба, причиненного ему осужденным, отбывающим наказание, суд обязан исследовать вопросы деятельности персонала данного учреждения по обеспечению режима в местах лишения свободы и вынести соответствующее частное определение, если будут выявлены существенные упущения в этой сфере.

Деятельность персонала может стать предметом судебного исследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрении гражданских дел в порядке особого производства, например при решении вопроса о признании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребленияспиртными напитками и наркотическими средствами, а также по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

2. Производство по уголовным делам. Данный судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел о грубом нарушении законности со стороны должностных лиц исправительного учреждения, а также другими субъектами, участвующими в процессе исполнения наказания и при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания ими наказания.

Нарушение законности со стороны должностных лиц исправительного учреждения выражается в статьях Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК): злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307), превышение власти или должностных полномочий (ст. 308).

Судебный контроль при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных осужденными во время отбывания наказания, осуществляется при рассмотрении уголовных дел об ответственности за побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 358 УК РК); злостное неповиновение требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения (ст. 360 УК РК); дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 361 УК РК). В данном случае суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия осужденных с ущемлением их прав либо извращением дисциплинарной практики персоналом исправительного учреждения.

Вопросы реализации прав и законных интересов осужденных, исполнения ими своих обязанностей могут стать предметом судебного контроля при рассмотрении уголовных дел, возбужденных по иным основаниям. К ним относятся: нарушение, любые свидетельства о нарушении

правового положения осужденных к лишению свободы. Имеют место нарушения прав осужденных на судебную защиту, когда администра -ция исправительных учреждений необоснованно отказывает им в условно-досрочном освобождении и переводе в колонии-поселения.

На наш взгляд, является ошибочным то, что, предоставляя осужденным к лишению свободы возможность обращаться в суд за защитой своих субъективных прав и законных интересов, необходимо сделать оговорку: лица данной категории могут обжаловать действия должностных лиц в суде лишь после обжалования этих действий в вышестоящих органах и прокуратуре. Такое положение вещей ведет к прямому противоречию не только с действующим законодательством, но и с Основным законом государства - Конституцией РК. Содержащиеся в них правовые нормы предоставляют любому гражданину не обусловленнуюобязатель-ным предварительным рассмотрением в других инстанциях возможность обращения за судебной защитой.

В связи с изложенным необходиморассмот-реть значимость судебного контроля. Так, жалобы, поступающие Уполномоченномупо правам человека, касаются действий администрации учреждений, а именно отказа в условно-досрочном освобождении, применении акта амнистии, необоснованного применения физической силы и спецсредств, наложения взысканий, несвоевременной отправки корреспонденции. Специальный пенитенциарный судья мог бы осуществлять в упрощенных формах рассмотрение жалоб и требований заключенных, представлений прокурора и администрации мест лишения свободы.

Таким образом, объемный перечень вопросов, связанных с осуществлениемполномочий исправительных учреждений, по нашему мнению, можно выделить в особое производство и поручить его осуществление пенитенциарным судьям.

Как справедливо отмечалось в литературе2, острота проблемы защиты прав осужденных должна обусловить поиск решения данной проблемы, в том числе путем введения в каждом субъекте пенитенциарного суда или специализации дополнительно выделенных в существующих судах штатов судей.

Судебный контроль за исполнением приговора является важным средством укрепления законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В связи с этим представляется, что механизм судебного контроля в уголовно-исполнительном праве должен

г §

0

со

1 -

с

0 §

1

с §

0" I

о

(D

ш со о

быть постоянным и последовательным: приведение приговора в исполнение, процесс исполнения приговора, разрешение вопросов досрочного освобождения и других вопросов, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов осужденных, оправданных и реабилитированных.

Система пенитенциарных судейдолжна обеспечить в первую очередь контроль за исполнением наказания в виде лишения свободы так же, как эффективно обеспечивают исполнение судебных решений в ряде стран Европы.

Так, в княжестве Андорра в соответствии с Конституцией, вступившей в силу 1 января 1994 г., исполнение судебныхрешений по гражданским, уголовным и административным делам контролируется самими судами либо по собственной инициативе, либо по заявлению сторон (магистрат, председатель магистратского суда). Во Франции существуют специализированные судьи по исполнению судебныхрешений, которые единолично решают возникающие трудности и споры в ходе принудительного исполнения решений. В Финляндии пенитенциарный суд рассматривает вопросы об изоляции опасных рецидивистов и принудительном исполнении приговоров, включая лишение свободы несовершеннолетних

В Турции существует система исправительных уголовных судов. Аналогичная система есть в Польше, где в составе воеводских судов действуют палаты (суды) по исполнению наказаний, которые осуществляют контроль за законностью и условиями отбывания наказания, связанного с лишением свободы, а также предварительного досудебногозаключения. В Италии при каждом трибунале создается кабинет судьи по предварительному следствию, а обеспечивает соблюдение законов и исполнение решений судьи прокурор3.

Таким образом, создание специальных пенитенциарных судов необходимо прежде всего для соблюдения прав, а также реализации осужденным своего права на представление доказательств исправления в суде. В случае создания специальных пенитенциарных судов к их компетенции следует отнести: обжалование действий должностных лиц администрации исправительного учреждения, нарушивших права и свободы осужденных к лишению свободы; рассмотрение исков по гражданско-правовым спорам между администрацией и осужденным; решение вопросов об изменении вида исправительного учреждения и условно-досрочном освобождении осужденных.

1 См.: КочташовА. Гарантии реализации и защиты прав и свобод молодежи в РФ // Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина: региональные проблемы: сб. материалов межрегион. науч-практ. конф. Хабаровск, 1998. С. 21.

2 См.: Сундуров Ф.Р., БакулинаЛ.В. Судебныйконтроль за соблюдениемличных и социально-экономических прав осужденныхк лишению свободы // Лишение свободы и права осужденныхв России Тольятти, 1999. С. 222-223.

3 См.: Судебныесистемы европейских стран: справочник / пер. Д.И. Васильева, О.Ю. Кобякова М., 2002. С. 46-47, 219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.